Аннотация: Пишу я свои психиатрические байки, одна за другой. И в каждой из них, главному герою удается выкрутиться из безумных обстоятельств. Но практика далека от литературы :( http://camin.livejournal.com/58614.html
Когда я уже не работал интерном, в большой клинической психиатрической больнице в центре города, а напротив волонтерствовал маленьком центре, для "необучаемых детей", мне привели для консультации ребенка из маленького районного центра.
Точнее не ребенка, а худущего подростка. Он бодро заглянула в кабинет, поздоровалась, немого стесняясь. Мальчик легко справлялся с простыми заданиями и даже пыталась рассказать стишок.
После этого я перешел к разговору с родителями:
-Доктор, это аутизм?
-??? А кто Вам это сказал?
-Районный психиатр. Он еще и нейролептики назначил, - ответили мне.
Я могу понять коллегу, который скорее всего провел несколько месяцев в вышеупомянутой большой клинической психиатрической больнице. Видел он только стационарных больных. Аутизм изучал на примере взрослых шизофреников, которые к тому времени могли достаточно ослабоуметь. Но еще несколько лет назад, родители мне жаловались, что диагноз детского аутизма можно поставить только в Москве. Прогресс доступности психиатрической помощи был на лицо. Жаль только коллега не читал современные руководства, где говорилось о неэффективности медикаментозного и психотерапевтического лечения подобных проблем у детей. А про специальные педагогические программы он даже не догадывался. Но вернемся к разговору.
-Я не вижу расстройств коммуникации. А вот задержка умственного развития, точнее даже умственная отсталость на лицо.
-Да, я знаю, что он идиот.
-Я все же предполагаю среднюю степень умственной отсталости, а это раньше называли не идиотией, а имбецильностью. А насколько лет, Вы оцениваете его психологический возраст?
-Года на полтора,
-Я бы дал 2,5 -3, но Вам виднее.
-Вот когда Вы так это называете, я могу об этом говорить. А как начинают врачи обзывать, обида душит.
-А что заставило ко мне обратиться?
-Да, он агрессивен становится. И даже таблетки не помогают. Невозможно ее надолго одонго оставить.
-А на долго вы можете оставить одного 1,5-годовалого ребенка?
-Но ему же на порядок лет больше.
-Биологически, а душевное развитие мы с вами уже оценили. Кстати, а чем 1,5-годовалый ребенок наедине занимается?
-Ничем.
-Как же так? А игры?
-Так что, с ним играть что ли?
-Да в игры с бытовым содержанием. Попутно прививать первичные навыки самообслуживания. Но к сожалению, он не способен себя занять самостоятельно. И Вам нужно продумать ее расписание так, что бы он был занята практически постоянно. И занятия должны быть для него интересны. Тогда не останется свободного времени для вспышек, которые Вам создают проблемы.
Меня поблагодарили за разъяснения, выразили интерес к специальным педагогическим программам которые есть в центре. А через пол-года сотрудники центра встретили моего пациента в одном из интернатов.
Хочется надеяться, что у него все сложится хорошо. Только мне не дает покоя статистика, по которой из детей с синдромом Дауна, оставленных в роддомах, в интернатах к 3 годам выживала только половина.
Я могу понять родителей, у которых родится новый ребенок, как я надеюсь, здоровый. Но после этого я начинаю верить, что в России, как и в Китае, детоубийство в крестьянских семьях не считалось преступлением. И оставить ребенка зимой в доме с распахнутыми окнами и дверьми, было не преступлением, а несчастным случаем. Только, в моей практике, таких несчастных случаев, было не мало. Иногда о них даже рассказывали вполне взрослые люди, которые пережив это в детстве, решали стать педиатрами. А легенду про девочку-аутиста, которая внезапно заговорила в 14 лет, хотя ее никто не учил, я тоже слышал. Говорят, родители забрали ее из интерната и уехали в Германию. Чудеса еще случаются, но им не удается укорениться на моей земле.