Андрусенко Виктор : другие произведения.

Глава 9

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Глава 9
  
  И опять, все зимние месяцы, мы усердно трудились, готовясь к трудной дороге. Была выполнена масса работ, связанных с подготовкой транспорта. И нам как минимум недели две, были нужны ещё к началу потепления. Требовалась найти и демонтировать, цистерны бензовозов.
  
  В марте, температура ещё держалась, на отметке минус сорок пять градусов, но мы не стали ждать улучшения погоды. Связавшись по радио с бомбоубежищем, мы назначили день, выхода на "поверхность". Этот день, нас порадовал почти чистым небом и просто ослепительным солнцем. Тут нам и пригодились солнечные очки, каким-то образом, попавшие в наше убежище. Скорее всего, это наши женщины, проводя "ревизию" в супермаркете, захватили и их. Теперь, мы им были очень благодарны! Отражаясь о снег, лучи солнца, не позволяли нормально видеть . Уже через полчаса движения без очков, вызывало резь в глазах и обильные слёзы. Но "вооружённые" очками, мы чувствовали себя комфортно.
  
  Бензовозы, были найдены на нефтебазе и безжалостно раскурочены. Загрузившись цистернами, мы опять разъехались по убежищам, для выполнения последней подготовке, к отправке в дальний путь.
  
  Описать настроение людей, было сложно. С одной стороны, мы радовались тому, что что-то в нашей жизни изменится и появится возможность, снова ходить по земле и просто жить, нормальной жизнью. С другой стороны, нас пугала неизвестность и накатывала грусть, когда мы собирали свои вещи. Покинуть обжитое место, которое спасало нас от гибели, было так же не просто. Тревожное настроение, передалось всем. Даже мой пёс, к этому времени выросший и окрепший, проявлял беспокойство и старался, быть поближе ко мне. Вечерами, когда мы оставались одни, я брал на руки свою дочурку и усевшись в кресло, рассказывал ей сказки, выдуманные мной. Она, уже неплохо говорила и часто, задавала вопросы. Лена, обычно занимавшаяся в это время какими-то домашними делами, только счастливо улыбалась, глядя на нас. Мы старались, не касаться темы переезда, но в последние дни, я всё чаще видел на лице Лены, тревогу. Я старался как мог, успокоить жену. Но после того, как мы перегнали в наш ангар ТТМ, предназначенный для погрузки медицинского отсека, Лена стала нервничать ещё больше.
  
  -Ну что, ты! Я всегда, буду рядом! - гладя её по голове, успокаивал я её.
  
  -Я понимаю всё, Жень! Но тревога, не даёт мне покоя! А вдруг, мы не сможем жить на новом месте или нам придётся опять воевать, защищая своих детей! - уткнувшись, лицом мне в грудь, тихо шептала она.
  
  -Нас, много и мы хорошо вооружены! Воевать, мы умеем! Да и на снимках со спутника, людей не видно совсем! - возражал я.
  
  -Хорошо бы, если бы всё так и случилось! Но со временем, там могут появиться и нехорошие люди! - не унималась, Лена.
  
  -Мы, справимся! Ты, не беспокойся! - только и мог, я сказать.
  
  Мне и самому, было не по себе. Но я знал, что как только мы тронемся в путь, то заботы, перевесят все страхи.
  
  Последние три дня перед отъездом, мы трудились, не покладая рук. Техника под погрузку, заполнила всё пространство перед убежищем. По мере загрузки, вездеходы выстраивали в колонну. Не занятые на погрузке члены экипажей, в сотый раз проверяли машины, тестировали радиостанции. Люди как муравьи, сновали между "поездами", как окрестил их старик Зотов. А именно поезда, и напоминали тягачи, имевшие на прицепе по "кунгу" и прицепным саням.
  
  Наконец, всё было загружено. Наше убежище, мы снова законсервировали, тщательно залив все швы на главном люке, монтажной пеной. Вода, даже если и зальёт ангар, не должна была попасть в подземное убежище. В убежище, мы оставили небольшой запас консервов, патронов и оружия, а так же топлива.
  
  Колонну, возглавили два снегоуборщика. Они тащили за собой, груженые сани. Таким способом, мы планировали утрамбовывать "дорогу" для вслед идущим за ними, КрАЗам. Тягачи, тянули за собой рефрижераторы, с загруженными в них животными. Звонарёвцы, подошли к погрузке животных, неординарно. Будки рефрижераторов, разделили на два этажа. В нижнем этаже, находились коровы и лошади, а над ними, на сооружённом верхнем этаже, расположилась вся птица. Таким образом, удалось сэкономить место. На нижнем этаже, устроили ясли, для кормёжки животных и установили узкий, алюминиевый желоб. Это дало возможность, наполнять его водой, не заходя в будку. На верхнем этаже, установили такой же желоб, выполнив таким образом, поилку для птицы. Обустроив таким образом два рефрижератора, мы расположили там всех животных, кроме собак. Собаки, уже давно "разобранные" по семьям, были приучены передвигаться в кабинах вездеходов и чувствовали себя там, прекрасно.
  
  За тягачами, двигались наши тяжеловозы." Витязи" и " Антеи", тянули по три прицепа на "лыжах". За ними, двигались два БТР-82 и два БМП-3. ТТМ, наши "Спасатели" и ДТ-4 П, двигались следом, имея на прицепе "кунги" и прицепные сани. Замыкала колонну, оставшаяся бронетехника. Выстраиваясь в колонну, техника растянулась на добрый километр. Весь порядок движения и команды по радио, были озвучены заранее. Каждая машина, имела свой позывной. Васильич, взяв себе в напарники Кучеренко, ехали на первых вездеходах. По молчаливому согласию, он возглавил объединённые анклавы "выживальщиков". В голове колонны и в её хвосте, ехали наши "глаза". Славка, во время наших поездок, не пропускал ни одного отдела ауди и видео техники. Вот в таких поездках, он и обзавёлся двумя десятками коптеров. Он увлёкся ими серьёзно и всё свободное время, учился управлять ими и отбирал самые надёжные. Со временем, к нему подключилась молодёжь, включая и девушек. Со временем, забав переросла в необходимость. Вот и теперь, в двух вездеходах, стояли закреплённые мониторы и а впереди колонны и позади неё, в небе висели "глаза". Возможность видеть, как минимум на пять-шесть километров вокруг, очень понравилась командиру и было выделено, отдельное подразделение, занимавшееся только этой разведкой. Зависая по ходу движения на полчаса, коптеры снимали всё вокруг, временами отлетая по команде вперёд и в стороны, рассматривая что-то, замеченное или признанное подозрительным. Потом, они возвращались на вездеходы, а им на смену, поднимались собратья. Слава, выбрал модели, устойчивые к морозам , а так же снегопадам и дождям. Таким образом, мы имели почти стопроцентную уверенность, что мы сможем обнаружить любую засаду или проблемное место, по курсу движения. Стараясь исключить возможность столкновения с предметами или торчащими из под снега верхушками деревьев, мы двигались вдоль бывших трасс. Это давало нам возможность, использовать навигационные приборы.
  
  Первые два часа движения, мы "притирались". Не сразу, получилось двигаться с правильной дистанцией и время от времени, кто-то то догонял впередиидущий вездеход, то начинал отставать. Со временем, все успокоились и движение упорядочилось. Животные, поначалу сильно нервничавшие, постепенно успокоились. Благодаря Славе, в каждом рефрижераторе, горел свет и стоявшие камеры, передавали картинку на мониторы, установленные в кабинах тягачей.
  
  День выдался солнечный и тихий. Температура, держалась на отметке в минус сорок градусов. Техника, в клубах выхлопных паров и снежной взвеси, двигалась со скоростью не больше чем двадцать пять километров в час. Для первого дня движения, пока экипажи, не привыкнут к управлению, мы посчитали такой режим движения, приемлемым. Остановки, мы решили делать каждые четыре часа для смены экипажей и отправки, естественных надобностей. На общем собрании, мы решили, что питаться горячей пищей, мы будем два раза в сутки. Утром и вечером. В течении дня, все экипажи получали "сухой паёк" и все имели, термоса с горячим кофе или чаем.
  
  Движение, не особенно напрягало неопытные экипажи, вызывая лишь беспокойства тогда, когда нам приходилось объезжать разрушенные мосты, пересекать реки и попадающиеся по дороге старые овраги и образовавшиеся трещины. Больших затруднений, у нас не возникало, за исключением, движения тягачей с рефрижераторами. На подъёмах и спусках, оборудованные гусеницами тягачи, прекрасно справлялись со снежными преградами. Лишь животные, начинали волноваться и сбивались в кучи, изменяя балансировку. Но как только, мы выезжали на ровную поверхность, животные успокаивались и мы продолжали путь.
  
  К вечеру, мы проехали почти двести километров. Командир, выбрал для стоянки, небольшую лощину. По команде Васильича, техника начала выстраиваться в круг, заполняя середину лёгкими вездеходами. Как только, техника замерла и моторы смолкли, на снег "посыпались" люди, уставшие от долгого сиденья. Хаотического движения, у нас не наблюдалось. Назначенные люди, занялись своими делами. Кто-то, занялся кормёжкой животных и "чисткой" помещений от навоза. Другие, занялись "заправкой" встроенных ёмкостей, для топки снега. Во время остановок, их заполняли снегом и льдом, и теперь там, имелся запас тёплой воды. Два "кунга", самых больших из имевшихся, мы использовали как столовые и спальные кубрики. Звонарёв, с товарищами, установил две походные кухни, в один из "кунгов". Топились кухни углём и была возможность использовать дизтопливо. Однако умельцы, выбрав два образца кухонь, а это были КП-30 И КП-130, способные с запасом накормить весь наш анклав, установили газовые горелки, в топки котлов. Запас больших, газовых баллонов, у нас имелся изрядный. Наполнив первым, вторым и чаем, походные термоса, женщины организовали посменный приём пищи. Поевшие горячей пищи, отправлялись на осмотр техники и её заправку. Через два часа, лагерь успокоился. Вся техника, после проверки, была снова запущена. Температура держалась на отметке минус сорок два градуса и мы не рискнули, глушить двигатели.
  
  По плану, мы должны были ночевать, каждый в своей машине, но перед тем, как лечь спать, я навестил семью. Лена и дочка, расположились в "кунге", где перевозились медикаменты и оборудование медицинского блока. С моей помощью, мы устроили небольшой закуток и лежанку, с двумя матрасами на ней. Увидев меня, дочурка пролепетала:
  
  -Папа, присол! А где, Друзок!
  
  Я скинув куртку, взял её на колени:
  
  -Дружок, охраняет нас снаружи, а некоторым маленьким девочкам, пора спать!
  
  -Не хочу, спать! Хачу сказку, про вездеход! - Надюшка, потрогала меня за подбородок и засмеялась:
  
  -Зёзык!
  
  Пришлось рассказывать сказку о добром вездеходе и злом колдуне, живущем под толстым людом. Лена, слышавшая эту мою сказку уже множество раз, улыбалась. Она сидела рядом, подперев рукой голову и смотрела на меня. Я с облегчением заметил, что тревога, не оставлявшая её всё последнее время, отступила. Рассказав сказку и поцеловав моих девчонок, я отправился в свой ТТМ. Мой напарник Никита, уже спал и даже не пошевелился, когда я забрался в кабину. Переложив часть коробок и вещей в проход, я улёгся на полку, застеленную матрасом и поверх него, овчиной. Мотор вездехода, мерно постукивал, убаюкивая меня. Поставив будильник на четыре утра, я забрался в спальник. Моя вахта, пришлась на раннее утро. Я закрыл глаза и передо мной, замелькали как в старом фильме кадры, виденные мной сегодня. Поля, засыпанные слоем снега, бугрившегося местами наметёнными ветром сугробами. Одиноко торчащая из снега, водонапорная башня и рядом с ней, вышка связи. Остатки какого-то здания, скорее всего двухэтажного. Крыша здания, провалилась внутрь, под тяжестью снега и окна на втором этаже, дико смотрелись, белея новым пластиком. Отель дальнобойщиков, построенный в виде замка, заиндевевший и засыпанный снегом, почти до самой крыши. На большой табличке, слегка покосившейся и закреплённой на крыше, ещё можно было прочитать" Душевая, Сауна и кафе Пельмешек".
  
  Где теперь эти люди, которые ездили по этой дороге!? Мне, стало грустно. Чтобы отвлечься, я стал считать примерный расход топлива за день и не заметил, как уснул.
  
  Снились мне кусты роз, которые моя бабушка, растила в своём палисаднике и я совсем маленький, сидящий под этими кустами. Бабушка звала меня, а я старался залезть поглубже в кусты роз и весело смеялся. Потом укололся о шипы и проснулся.
  
  Жёсткая шерсть овчины, колола лицо. Это я перевернулся во сне и сполз с подложенного под голову бушлата. Взглянув на часы, понял, что поспать ещё, мне уже не удастся. На часах, было уже без десяти минут четыре. Потянувшись, я с сожалением вылез из тепла спального мешка и стал одеваться.
  
  Выбравшись из вездехода, я похрустывая снегом, под ногами, прошёл к громаде "Витязя". Услышав, что кто-то идёт, с самого верха, раздался голос:
  
  -Кто, там идёт?
  
  -Я это, Женька! - ответил я и поправив автомат за спиной, полез по лестнице, на крышу вездехода.
  
  Сидевший, на подложенном под пятую точку, куске войлока, Овсянников, поднялся и протянул мне ПНВ.
  
  -Тихо, всё! Ни тебе, огонька, ни живой души! - сказал он и полез спускаться.
  
  -А может быть, так спокойнее! - подумал я, усаживаясь на его место.
  
  Оглядевшись по сторонам в прибор, я поправил капюшон кухлянки. Мороз, судя по всему, крепче не стал, но с севера, начал тянуть ветерок. Задрав голову, я посмотрел на звёздное небо.
  
  -Сегодня, опять будет ясно - подумал я, поудобнее усаживаясь на кошме.
  
  А уже через два часа, захлопали двери вездеходов и народ, приступил к работе. Замычали коровы, услышав как мужики, начали наливать воду в поилки. Овцы на втором этаже, вторили им, своим блеяньем. Двое ребят, из бомбоубежища Звонарёва, потащили кусок брезента, с душистым сеном в нём. В морозном воздухе, остались запахи почти уже забытые. Запахи, лета!
  
  Я покинул свой пост и направился в столовую. В "кунг", уже набился народ и принялся поглощать, наваристый суп. Все оставшиеся у нас консервы, мы оставили на "потом", рассчитывая питаться ими, когда потеплеет. А пока, мы готовили еду, из имевшегося у нас запаса мяса, заботливо сохраняемого ещё с первой зимы. Этому, очень обрадовался мой пёс. Дружок, пряча от меня глаза, бежал всякий раз, как мы оказывались на улице, к кухне. Он рассчитывал, получить там ещё одну порцию вкусных косточек. И этому шельмецу, частенько эти "вкусняшки" перепадали!
  
  Быстро съев отличный суп, я проглотил, полную чашку гречневой каши с мясом и запил всё это, большой кружкой кофе. Прихватив термос и завёрнутые в бумагу бутерброды, я поспешил в свой вездеход. Никита, уже сидел за рулём.
  
  -Ложись давай, в салон! Подремли, ещё часок! - предложил он мне и я, не стал отказываться.
  
  -Внимание! Начинаем движение! - раздалось, из динамика рации.
  
  Спустя десять минут, вездеход мягко тронулся и двинулся вперёд, мягко покачиваясь. Я пробрался в салон и завалившись на полку, закрыл глаза.
  
  Мой "часок", растянулся на три часа. Проснувшись, я пробрался на пассажирское место. Растёр лицо руками и одев очки, покрутил головой, рассматривая проплывающий мимо "пейзаж".
  
  -Что, выспался, сурок! - улыбнулся Никита.
  
  -Ага! Так хорошо, дреманул! - ответил я.
  
  -Что, у нас? -помолчав, спросил я.
  
  -Да, тихо! Движемся, по графику! Погода только, похоже портится! - Никита, махнул рукой, указывая вперёд и вверх.
  
  Я наклонился, чтобы удобнее было глядеть на небо. Весь горизонт, был затянут серыми тучами.
  
  -Где, мы уже? -спросил я.
  
  -Тулу, только что прошли! - Никита, ткнул пальцем, в монитор навигатора.
  
  -Ничего, не заметили? - поинтересовался я.
  
  Никита, лишь покачал головой.
  
  В принципе, я и не надеялся на другой ответ. Хотя скорее всего, в Туле, этом промышленном городе оружейников, наверняка имелись и убежища. Может кто-то и выжил, но затаился, пережидая смутные времена. Да так, скорее всего и было. Я, потянулся к включателю магнитофона и из динамиков, послышались звуки природы. В последнее время, мы почему-то, совсем перестали слушать музыку. А вот звуки природы, приносили какое-то спокойствие.
  
  Так мы и ехали молча, слушая звуки природы, до самой пересмены.
  
  Вторая половина дня, так же прошла без происшествий. Наша колонна, катила по безлюдной земле, оставляя за собой отчётливый след. Проехав Тулу, мы сошли с основной дороги и стали забирать левее, и вскоре вышли на трассу М-4. Когда-то широкая дорога, сейчас была завалена снегом. Мы двигались рядом с трассой, о чём постоянно напоминал навигатор. Несколько раз, мы проезжали остовы грузовиков, занесённых снегом. Васильич, не считал нужным, останавливаться у каждой машины, для проверки её баков. Он был уверен, что будут места, где грузовики будут стоять целыми колоннами. И он, оказался прав! За час, до остановки на ночлег, мы приблизились к большой пробке из автомашин, разных марок. Грузовики, скопились у спуска в лощину, в ней самой и на выезде из неё. Грузовиков, было не меньше сотни.
  
  -Останавливаемся! Внимание! Приготовиться, группам досмотра!- сквозь помехи, донёсся голос командира.
  
  Колонна начала замедляться, складываясь в двое и объезжая пробку. Спустившись в низину, мы остановились. Десятка полтора мужиков, поспешили к грузовикам. Одна из БМП, наоборот тронулась с места и поспешила подняться, на другую сторону низины. Добравшись до высшей точки, БМП замерла. Осмотр колонны показал, что частично, она разграблена, но нашлись и "вкусности". Ребята обнаружили грузовик, оборудованный для перевозки свежеиспечённого хлеба. Почти три сотни булок, промёрзшего до состояния кирпича хлеба, перекочевали в наши машины. Та же судьба, постигла почти тонна муки в мешках. Нашлось и дизтопливо. Пришлось задержаться почти на два часа, пока мы сливали топливо из больших баков грузовиков и заправляли свои машины. Остатки солярки, слили в заправочные цистерны. Показательным было то, что мы не нашли, ни одного человека в грузовиках. Люди, покинули их по доброй воле. Все найденные флэшки, диски, аптечки и инструмент, мы так же забрали. В одном из грузовиков, мы обнаружили большое количество всевозможной одежды и белья. Не смотря на то, что все машины были буквально забиты вещами, грузовик быстро разгрузили и растащили по машинам. Термобельё, найденное там, нам было нужно обязательно, как и носки. Не обращая на бурчание Никиты, я приволок в наш вездеход, три коробки с бельём и носками, а так же десятка три, разных свитеров и футболок. Закончив с "потрошением" колонны грузовиков, мы двинулись в путь. Мне ещё пришлось повозиться, укладывая приобретённые вещи и пару коробок, с демонтированными рациями и отопителями, снятыми Никитой с грузовиков.
  
  Ещё через два часа пути, нас настиг снегопад, переросший в сильный буран. До темноты, мы ещё двигались, хотя скорость упала, до скорости пешехода. Снег, забивал щётки дворников, которые почти не помогали. Видимость упала и мы сократили дистанцию до впереди идущего вездехода. Едва десяток метров, разделял теперь нас и сквозь пелену, падающего снега, которого ветер бросал нам в лобовое стекло, мы едва видели красные огни, габаритных огней вездехода. Долгожданная команда на остановку, прозвучала через полчаса. Командир местом стоянки, выбрал место, между бывшим шоссе и ельником. Ельник, скрывшийся под снегом, торчал едва ли на полтора метра и это были верхушки деревьев, как минимум, метров пятнадцати-двадцати. Но и такая преграда, хоть немного, но защищала нас, от всё уливающегося бурана. Температура, повысилась до минус двадцать семь градусов. Васильич приказал заглушить двигатели, оставив работать, только автономные отопители. Приказ, был выполнен и сразу стал слышен вой ветра и шелест снега, сыпавшегося на вездеход. Эфир, ожил командами. Всё повторилось, как и на прошлой стоянке. Дождавшись своей очереди, мы с Никитой покинули вездеход. Дружок, сразу покинул нас, куда то умчавшись, но как только мы добрели засыпанные снегом, до столовой, он появился из кутерьмы бурана. Радостно гавкнул и едва, не свалил меня в снег.
  
  -Уймись! Оглашенный! - отбиваясь от собачьих ласк, я поспешил подняться в "кунг", по откидной лесенке. Первым делом, я получил от наших поварих, коробку с костями и большую миску, с теплым ещё наваристым супом. Женщины, из отходов "производства", готовили еду и для нашего немалого, собачьего товарищества. Я вернулся на улицу и дождавшись, когда пёс очистит миску, забрал её. Коробку с костями, Дружок встретил с радостью и пытался вылизать мне лицо. С трудом отбившись от здоровенного пса, я вернулся в столовую. Поужинав плотно, я отправился к семье. Мы договорились с Никитой, что я эту ночь, проведу в "кунге" Лены. Получив добро от Васильича, я отправился "домой".
  
  К радости дочурки, я переночевав "дома", я остался на весь день. Буран, начавшийся ещё вчера и не собирался стихать. В столовую мы шли, перебираясь по глубокому снегу, держась поближе к вездеходам, расставленным так, что они образовали "улицы". Вот держась вдоль такой "улицы", мы добрели до столовой. После завтрака, мы разошлись по "рабочим" местам. Однако команды на выезд, всё не было. Спустя час, Васильич приказал организовать дозаправку транспорта и повестить на каждом вездеходе, переноски- лампы. Скудный свет ламп, не позволял что то осветить, но прекрасно обозначал "улицу". Получилось что-то похожее на уличное освещение, вдоль дорог. Выполнив все работы, мы вернулись к нашим семьям. Пришлось очищать от снега, нашего пса. Налипло его, порядочно.
  
  День прошёл, в ничего не деланье. Я поиграл с дочкой и вместе с ней поспал. Лена всё это время, разбирала собранные по грузовикам аптечки. Я любовался ней со стороны, смотря как она сморщив лобик, старательно отделяет, всё что считала необходимым. Пополнение в нашу "аптеку", оказалось внушительным. Наши персональные аптечки, носимые постоянно с собой, так же должны были пополниться. Мне пришлось всё отобранное супругой, в три приёма отнести в столовую. Лена пробыла там недолго, распределив жгуты, бинты и таблетки, между нашими товарищами. Остальное время, мы провели вместе.
  
  Пурга стихла, лишь середине следующего дня. Нам пришлось изрядно попотеть, так как некоторые вездеходы, пришлось просто откапывать. Запустив предстартовые обогреватели двигателей, мы дождались прогрева и запустили их. Выбраться из плена снега, нам удалось с трудом. Благодаря ратракам, мы всё же выбрались. Ведомые, этими же тракторами, мы продолжили путь. Скорость, с которой мы передвигались, была низкой, так как нам приходилось пробиваться, через огромные сугробы свежего снега. КрАЗы, успешно справлявшиеся с снегом в прошлые дни, теперь двигались с трудом и нам, пришлось даже брать их на прицеп, помогая подняться на подъёмах. Такая дорога, нас выматывала и к вечеру мы просто валились с ног от усталости. Несколько раз, нам приходилось выходить на "воздух" и помогать товарищам. Все промокли и вечером, я торжественно сказал Никите "спасибо"! Технический фанат, пока мы "сидели" в снежном плену, успел установить два автономных отопителя, снятых с грузовиков. Теперь, в салоне нашего вездехода, было даже жарко. Промокшую одежду, мы развесили у подачи тепла и к утру, она высохла. А как, приятно утром "скользнуть" в теплую и сухую одежду, это не пересказать!
  
  Через три дня, довольно таки спокойных, говоря о погоде, мы доехали до Воронежа. В сам город, мы въезжать не стали, но по окраине, проехали. Картина апокалипсиса, была неизменна. Засыпанные и заиндевевшие, остатки высотных зданий. И на всём этом фоне, не одного следа человека!
  
  Это радовало и печалило! Радовало потому, что в последнее время, люди стали представлять опасность. А печалило, потому что, охватывала какая то тоска одиночества, что ли.
  
  Проезжая, мимо мёртвого города, мы предпринимали меры безопасности и исподволь, были готовы к отражению нападения. Однако, окрестности города, мы проехали без приключений и двинулись дальше. На ночлег, мы решили остановиться, в окрестностях города Павловск.
  
  На выезде из города, мы заметили торчащий громоотвод и стелу, заправки "Роснефть". Топлива, у нас ещё хватало примерно на тысячу километров, но как говорится, запас карман не тянет. Решили, проверить заправку. Особо, мы и не верили в то, что, что то найдём, но оказалось, что мы ошиблись. Через час, работы по очистке заправки, мы смогли пробиться в диспетчерскую и подключиться к системе. Мы поразились, увидев что танки заправки, наполовину заполнены. Пока часть людей, занималась обычной работой, мы занимались откачкой топлива в цистерны и бочки. Как только наши бензовозы заправились, мы начали поочерёдно, подгонять наши вездеходы. Последними, заправляли КрАЗы. Силами наших "Кулибиных", каждый тягач обзавёлся дополнительным баком, на тонну топлива. Нам удалось, заправить лишь один из них и топливо, кончилось. Время до "отбоя", у нас ещё было и мы решили, вернуться в город и "вскрыть", ещё одну заправку. Мы проехали её, при продвижении через город. Эта заправка, нас так же "порадовала" наличием топлива. Заправив тягачи под "завязку", мы вернулись в наш лагерь.
  
  Постепенно, мы приближались к "опасной зоне", как мы её окрестили. Впереди, лежали города Шахты и Ростов- на Дону. Теперь, мы двигались осторожнее и даже, останавливались на "высотах", позволяя коптерам, облетать всё вокруг.
  
  Ещё двое суток, мы ехали без особых проблем, исключая всевозможные задержки в дороге, из за технических поломок. Не смотря на то, что техника в основном была новая или очень свежая, мелки поломки случались, а так же, были проблемы с самодельными гусеницами на боевой технике и тягачах. Со всеми проблемами, мы справились.
  
  Большую остановку, мы сделали у Миллерово. Командир, перед решительным рывком до побережья моря, решил провести полный, технический осмотр техники. Пока часть наших товарищей, занималась этим, мы собравшись группой в двадцать человек и получив добро, решили посетить сам город. Погода, как нельзя лучше, для этого подходила. Уже два дня, температура держалась на уровне двадцати двух градусов ниже нуля и небо над нами, почти очистилось от туч.
  
  В нашем распоряжении, были два вида аэросаней. Мы имели двое саней АС-6,0 и трое АС-5,2. Первые, имели шесть посадочных мест и грузоподъёмность 800 килограмм, а вторые, четыре посадочных места с грузоподъёмностью 500 килограмм. Мы решили взять двое саней АС-6,0 и двое саней АС-5,2. Спустив их с прицепов, мы прогрели двигатели и отбыли из лагеря. Сказать честно, мне даже понравилось, управлять этими санями! Лёгкие, легко поддающиеся управлению, они были панацеей для современных условий. Легко преодолев отрезок пути до города, мы снизили скорость и въехали в него. Петляя в паутине улиц, мы проехали до развалин, центральной районной больницы. Большее крыло здания больницы, построенное в виде буквы "У", обрушилось при землетрясении и лишь часть, здания уцелела. Это было окончание здания, как бы заканчивающие букву в хвосте. Напротив, стояло почти целое здание, в "Г" образной форме. Соединявший оба здания застекленный мостик- пешеходный переход, частично рухнул. Мы остановили наши аэросани, во дворе больницы. Вооружившись короткими снегоходами, удобно сидевшими на ноге, мы оставив у машин трёх человек, двинулись к зданиям. Разбившись на группы, мы проникли в здания и разошлись по коридорам. Конечно, люди здесь побывали, о чём свидетельствовали следы погрома. Перевёрнутые шкафы и тумбочки, битое стекло всяких там колбочек и остатки какой-то аппаратуры, лежали разбросанные по полу. Часть комнат больницы, уцелела от погрома и даже имела застеклённые окна. В одной из таких комнат, я натолкнулся на следы ночёвки. В углу, лежали аккуратно сложенные бумажные папки, позволяющие полагать, что это были "постели" для двух человек. Между ними, на кафельном полу, лежали остатки костра и две банки, собачьего корма "БИГ-ДОГ". Я застыл в дверях и в голове, застучала кровь. Невольно, я перевёл свой "Вепрь" из-за спины, в положение готовности к бою. Но выдохнув, я постарался взять себя в руки и успокоиться. Я присел на корточки, перед костром и пошевелил угли.
  
  -Не больше, чем двое суток назад! - подумал я.
  
  Тщательно, осмотрел "постели" и всё вокруг них. Подобрал патрон, 6,72 миллиметра калибром, с пробитым капсюлем.
  
  -Так! Значит, стреляли и было в кого! - мелькнуло, в голове.
  
  -Семь, шестому! - схватил, я рацию.
  
  -Слушаю! - на другом конце, ответил мне Славка.
  
  -Обнаружил, следы ночёвки, двух людей! Не меньше, двух суток назад! Будьте, внимательны! - доложил я. На время вылазки, Славка был у нас командиром.
  
  -Принял! Всем, быть внимательными! - сухо приказал Славка.
  
  Я обошёл всю комнату и нашёл следы на полу, от стоявших мешков с чем-то. В этом месте, пол промерз и на кафеле, лежал небольшой слой инея. На нём и остались, следы мешков. Постояв ещё немного, я двинулся дальше. Вскоре, меня вызвал на связь Славка:
  
  -Семь! Спустись, во двор и прихвати ребят! Мы откопали вход, в подвал!
  
  Быстро спустившись, мы последовали в подвал больницы. Очень быстро, мы обнаружили склад медикаментов и принялись набивать, синие, прорезиненные мешки, найденные тут же, содержимым картонных коробок. Заполнив, почти двадцать штук мешков, мы поспешили подняться на поверхность. Кое как, мы затолкали все мешки в салоны аэросаней и влезли сами. Быстро, домчавшись до лагеря, мы разгрузились и доложили об увиденном. Властной рукой командира, Славка был смещён с поста главнокомандующего и оставлен в лагере. Завели, остававшиеся в лагере аэросани и используя, транспортные "сани" аэросаней, в виде прицепов за аэросанями, отправились в больницу.
  
  До конца дня, мы сделали два рейса и вывезли очень большое, количество медикаментов. Очевидно, в больницу завезли медикаменты, уже после землетрясения. Об этом говорила упаковка и то место, где они хранились. Работы Лене и её коллегам, мы навезли не на один день. Вечером в столовой, только и было разговоров, о поездке и её результатах. Ранним утром следующего дня, мы были опять в городе. Покоя не давали следы и мы улицу за улицей, проехали весь город. На следы людей, мы наткнулись у полуразрушенного магазина продуктов. Он находился недалеко, от комендатуры военных. Там мы, так же нашли следы пребывания людей. Здание было разрушено частично, но люди, что то искали в подвалах и в сохранившихся комнатах комендатуры. Кучеренко Володя, подросший парень, прибывший в наш анклав подростком, принёс два патрона и остатки патронной пачки, к автомату 5,45 Калашникова. В продуктовом магазине, а именно в полуразвалившейся подсобке, мы и нашли то, зачем люди сюда приходили. Это были раздавленные и ещё целые банки, с собачьим кормом. Точно такие, мы нашли в районной больнице. Единственное что нас напрягло было то, что следы у магазина и комендатуры, были совсем свежие. Консервы, по-видимому загружали, но часть оставили, прямо на снегу у магазина. От магазина, в южном направлении, уходили следы снегоходов. Определить сколько их было, мы не смогли. Собрав остатки консервов и прихватив всё, что оставалось в подсобке, мы вернулись в лагерь.
  
  -Искать этих людей, мы не будем! Времени нет, да и желания если честно! Столкнёмся если, будем разговаривать! А так, пусть себе живут как знают! - сказал Васильич, за обеденным столом. Мы, не стали возражать.
  
  Утром следующего дня, мы тронулись в путь. Никита, опять был за рулём, а сидел рядом. Дружок, накормленный вчера "личными" консервами, развалился в проходе солона и преданно поглядывал на меня всякий раз, когда я оглядывался.
  
  -Что думаешь, по поводу этих людей? - спросил, меня Никита.
  
  -А что, думать? Живут себе, как-то! Судя по тому, чем они ужинали, то не всё так хорошо! Техника, всё же есть. Значит и бензин, имеется в наличии! Оружие, есть! Поживём, увидим! - я, махнул рукой.
  
  Еще через час, в эфире раздался, тревожный голос командира:
  
  -Всем, стоять! Ситуация, один!
  
  По этому сигналу, бронетехника, которую мы пропустили, ринулась в голову колонны.
  
  Двадцать минут, мы стояли не глуша моторы, в неведенье. Говорить о том, что мы не приготовились отражать нападение, не стоит. Все были за пределами вездеходов и лёжа в снегу, держали свои сектора, под прицелом. Закончилось всё так же неожиданно, как и началось. Над полем, усиленный мегафоном голос:
  
  -Не стреляйте! Мы хотим, с вами поговорить! Прошу разрешения, подъехать на снегоходе! Я буду один и без оружия! Если даёте добро, то моргните фарами!
  
  Мы старались рассмотреть того, кто говорил. Вездеходы перекрывали обзор впереди, а по сторонам, мы никого не видели. Голос шёл, откуда-то спереди. Ещё долгих полчаса, мы лежали без движения и порядочно замёрзли, когда командир, дал отбой тревоги.
  
  Зашипела, моя персональная рация и голосом командира сказала:
  
  -Подойди, в голову колонны!
  
   Я поспешил, выполнить приказ. Командир, старший Кучеренко и Артемьев, стояли у БМП. Сухов, сидел на броне бронемашины и разглядывал человека, стоявшего рядом с командиром. Невысокий, но крепко сложенный мужик, в стоптанных валенках, подшитых резиной и промасленном комбинезоне, из под которого, торчал воротник офицерского бушлата. На голове у него, была одет танковый шлем, с лыжными очками на нём. За спиной мужика, стоял самодельный снегоход. Обычные "Урал", но с гусеничным приводом и двумя широкими лыжами , закреплёнными на передней вилке. Я уже подходя к бронемашине, услышал как мужик сказал:
  
  -Думал вы армия или спасатели!
  
  -К сожалению, это не так! - возразил Васильич.
  
  -И всё равно! Вы, не бандиты! Поедете вдоль шоссе, точно попадёте в засады турков! - махнул рукой, мужик. Выглядел он разочарованным и взгляд его, был потухшим. Он с наслаждением, затянулся дымом сигареты и сказал:
  
  -Спасибо, за сигарету! Не курил, уже почти год! Вас, предупредил! Счастливо добраться, куда едите! Поеду, я!
  
  Он повернулся, чтобы уходить, но Васильич, его остановил:
  
  -Погоди, майор! Что ты сразу, в бутылку лезешь! Мы, не договорили! Давай, так! Мы сейчас, место подберём и встанем лагерем. Ты подъезжай, со своими ребятами! Посидим, поговорим!
  
  Майор, остановился и обернувшись, спросил:
  
  -Думаешь, есть что обсудить?
  
  -Думаю, что есть! - командир улыбнулся и протянул майору две пачки сигарет:
  
  -Возьми! Ребят, угостишь!
  
  Майор кивнул головой и взяв сигареты, засунул их в карман комбинезона.
  
  -Тут, придорожный отель есть, в двух километрах. Место там, удобное. Все подходы, как на ладони! - сказал майор и запустил, двигатель снегохода. Взрыхляя снег гусеницами, о покатил прочь.
  
  -Слышал, Жень! Майор, пограничник. У него анклав, сослуживцев и ребят с военного аэродрома. Сколько их он не сказал, но и того что сказал на радостях, достаточно! Нужно бы, познакомиться поближе! Но это, позже! Твоя задача, такая! Бери ребят, спускайте пару "Патрулей" и прощупай всё там! Вроде не доверять, нет повода, но бережёного бог бережёт! - Васильич, хлопнул меня по плечу.
  
  Час, мы катались в районе указанного места. Видели много следов от снегоходов и ещё какого то транспорта. Место, что указал майор, было и вправду неплохим. Остатки разрушенного отеля, находились на небольшой возвышенности. Скрытно подобраться к отелю, было невозможно. Обо всём, я доложил командиру и стал ждать прибытие колонны.
  
  К вечеру, прибыли гости. Майор и с ним, трое мужиков. Все бородатые и крепкие на вид мужики, приехали на аэросанях. Это были, раритетные аэросани Ка-30. Этакий маленький автобус, похожий на "УАЗ-буханку", но на лыжах. Все, были с оружием. Я отметил, что у всех были автоматы, кроме одного. Высокий мужик, со следами обморожения на лице, был одет в комбинезон вертолётчиков и в офицерскую шапку, ушанку. Вооружён он был пистолетом "Стечкина", в "родной" кобуре и "вепрем", точно таким, какой был у меня. Гости прошли в столовую, приглашённые командиром. В столовой находились все наши "старики", Сухов и Звонарёв и конечно мы, со Савкой. Командир, специально поставил рефрижератор с животными так, чтобы гости не могли его не заметить. Они его и заметили и слегка, впали в ступор. За обеденным столом, мы расселись, готовясь поужинать и поговорить. Командир достал водки и разлил её, по гранёным стаканам. Мы выпили и тут женщины принесли термоса с едой. На первое, у нас был борщ, со свининой и на второе, макароны, с мясной подливкой. Женщины, разлили по стаканам компот и удалились. Гости были, мягко сказать в замешательстве. Водку, они выпили с охотой, но борщ их удивил и это было видно. Ребята, набросились на него и пока мы ели свои порции, они успели съесть и добавку. Старый "волк", Васильич, налил ещё по сто граммов и мы выпили, перед тем, как заняться вторым блюдом. Гости, поглядывая на нас, быстро расправились и с вторым блюдом.
  
  -Как в раньше, в столовке! - майор, раскрасневшийся и довольный, вытер вспотевшее лицо, не совсем сежей тряпицей.
  
  -Ну что же, перекусили! Можно и делах, поговорить! - прихлёбывая компот, сказал Васильич.
  
  -О нас, вы уже имеет представление! А кто вы и какие цели, преследуете? - командир, отодвинул пустой стакан.
  
  -Мы, бывшие пограничники. Стояли на границе с Украиной, когда всё началось! Когда пошло облако газов, то к нам попросились "погранцы" с украинской стороны. У нас хоть комплект противогазов был, а у них, только оружие и техника. Мы, приняли их. Приехали, с семьями. Укрывались в таможенном терминале, пока газ не рассеялся, а потом, хаос начался. Банды появились и нам пришлось, отбиваться от мародёров и бандитов. С началом холодов, решили двигаться в центральную Россию, к порядку поближе! В Ростове, к нам лётчики и вертолётчики, присоединились. Но далеко, мы не ушли. Турки, с началом землетрясения, стали своих эвакуировать. Часть, морем, хотели куда-то вывезти, а тут цунами! Выбросило три корабля с беженцами и военными, где-то под у Керчи. Как они там оказались, не понятно. По слухам, было их там, почти три тысячи. Часть погибла, а другие, быстро начали захватывать транспорт. Хвост им прижали какие-то части из Севастополя, так они к Ростову попёрли. Захватили, несколько шахт. Были у них к тому времени и рабы, уже. Обосновались и начали хапать всё вокруг, что плохо лежит! С криминалом договорились, а позже и с силовиками. Мы, когда пробирались в вашу сторону, попали к туркам, в засаду. Десятка полтора ребят, потеряли в бою и почти всю, технику. Пришлось искать место, для зимовки. Первая зима, самая лютая была. Мы, сорок человек схоронили и из них, детей половина. Потом потеплело и мы стали обживаться, жильё утеплять, продукты искать и тех, кто выжил собирать. Да не только мы, искали! Турки, как собаки рыскали, по городам и сёлам. Мы их отряды, пару раз хорошенько вздрючили! Они к нам, теперь не суются! Ну а мы, набеги совершаем! Рабов, отбиваем! У турков, с топливом дела плохи! Они рабов, "ездовыми собаками" называют! Смастерили волокуши и запрягают людей, как скот! - майор, скрипнул зубами, но немного успокоившись, продолжил:
  
  -Есть у них и БМП и БТРы. Слыхали, что и вертолёты есть, но сами не видели. С местными "царьками", грызутся по тихому, но больших "войн" не ведут. Есть ещё клан, "вольных". Где-то севернее Ростова, обитают. Разыскивают по развалинам, всё что уцелело и везут, на продажу туркам или "царькам". Собирают, уцелевшие трупы людей и тоже привозят. "Консервами" называют.
  
  -Трупы то, им зачем? - не выдержал Славка.
  
  -Варят, они человечину и едят! Все! Верхушка, мясо ест, а рабы кости обгладывают! - повернувшись к Славке, зло сказал майор.
  
  -Не может, быть! - Славка, даже головой покачал.
  
  -Может! Сам, ел! - в разговор, включился блондин, с розовым шрамом, через всю левую часть лица.
  
  -Саша, у нас из рабов! Мы его, год назад отбили! Турки, караваном шли, а мы их, в засаде ждали! Всех, положили! - майор, пристукнул кулаком по столу и на щеках, заиграли желваки.
  
  Минуту, в столовой висела тишина, а потом майор, продолжил:
  
  -Последнее время, стали часто болеть. Витаминов нет, как говорит наш фельдшер. Продукты, почти все, уже нашли и съели. Спасает пшеница, с элеватора, да консервов собачьих, нашли немного. Зерна, на полгода хватит ещё, а потом, пойдём дальше. Последняя зима, была не такая холодная. Температура, не опускалась ниже сорока пяти градусов.
  
  Майор замолчал, а Васильич поёрзав, спросил:
  
  -А много, вас? В смысле, человек сколько?
  
  Майор, переглянулся с товарищами и сказал:
  
  -Мужчин и парней, сорок три человека. Женщин и девушек, пятьдесят три. Тридцать ребятишек.
  
  -Да! Трудно, вам приходится! А, к нам, не хотите присоединиться? -хитро улыбаясь, командир смотрел на майора.
  
  Майор, внимательно посмотрел на командира и сказал:
  
  -Мы не знаем, куда вы едите, это раз! Что нас там ждёт, если мы присоединившись к вам, согласимся ехать, это два! У нас, есть кое какой транспорт, но почти совсем нет топлива, это три!
  
  -Это, уже ближе к "телу", как говорится! Начнём с того, что куда мы едим! Это, Африка! - командир сделал паузу, смотря на вытянувшиеся лица, наших гостей.
  
  -Второе! Если вы присоединитесь к нам, то станете равными, в правах с нами! У нас, всё решается на совете и вы так же, в него войдёте! Третье! Топливо, у нас пока есть с запасом и есть планы, по его пополнению в дороге, с хорошим шансом - загибал пальцы на руке, Васильич.
  
  Гости, недоверчиво смотрели на командира.
  
  -Слава, дайка свою папочку! - приказал командир.
  
  На столе появилась заветная папка, со снимками. Сдвинув посуду, командир начал раскладывать снимки по порядку.
  
  -Вот! Азовское море, замёрзло и мы сможем, по нему проехать! Вот, это вмёрзшие в лёд суда и выброшенные на берег, волной цунами. А там, топливо! И возможно, что-то ещё в трюмах! Дальше, Черное море до Турции! Хочу заметить, кораблей и там хватает! Ну и конечный пункт! Африка! - командир выложил, последние снимки.
  
  Сгрудившись, гости рассматривали снимки, а потом, майор взяв снимок, где был снят центральный район континента, где то у озера Виктория, спросил:
  
  -Если мне не изменяют глаза, то это суша без снега и даже, какая-то растительность видна!
  
  -Район, озера Виктория! Туда и держим путь! - улыбаясь, сказал командир.
  
  -А снимки то, не подделка?! - усомнился, майор.
  
  -Сам, печатал! И сигнал, сам со спутника принимал! Мы же в бомбоубежище, противовоздушной обороны, аппаратурой пользовались! Не все спутники, конечно смогли активировать, но и этих, за глаза! Маршрут, в подробных снимках! - Славка раскраснелся, доказывая свою правоту.
  
  -Верю! Верю! - майор, выставил вперёд обе руки.
  
  -А местные, аборигены? Как, с ними? - в разговор вступил, до сих пор молчавший крепыш, с майорскими погонами на повседневной форме. Было ему около сорока лет и голову, уже посеребрила седина.
  
  -Африка, во время землетрясений и активизации вулканов, была на первом месте. Загазованность там, была зашкаливающей! Всё живое, вымерло, а что не успело, то мигрировало в другие страны! А дальше, похолодание и покров снега! Скорее всего, снега там было не так много, как у нас, да и морозы были гораздо слабее! Раз есть растительность, то значит, что тепло уже, не первый год. И если даже, зима и есть, то тёплая! Решайтесь, ребята! Мы везём, домашних животных! Семена! Книги, по обучению различным специальностям! На надо, род продолжать! Потеплеет на всей земле и закончатся наводнения, сможем и назад вернуться! - командир, превзошёл самого себя.
  
  -Логично! Что, ребята скажете? - майор повернулся, к своим товарищам.
  
  -Что, тут думать, командир! Голому собраться, только подпоясаться! - ответил Саша.
  
  Седой майор, качнув головой согласно, сказал:
  
  -Поспешать только надо, а то турки пронюхают, о прибытии колонны и будет, тут у нас потеха!
  
  Четвёртый из гостей, тот самый, высокий с кобурой "Стечкина" и обмороженным лицом, молчавший всё это время, положил черные, от въевшегося мазута руки на стол и сказал:
  
  -Технику, Василий Иванович, срочно нужно "оживлять"!
  
  С гостями, мы просидели ещё часа три. Уехали они, в лёгком смятении, но довольные. А утром, мы подняли наш "табор" и поехали к "вертолётчикам", как прозвал их командир.
  
  Базировались "вертолётчики", в бывшем СТО АГРОСНАБА. Один из корпусов мастерской, уцелел и в нём, стояла техника анклава. Люди анклава, проживали в бывшем складе, расположенному по соседству. Склад находился, в полуподвальном помещении. Трудами обитателей склада, его превратили, в жилое помещение, с комнатами-отсеками. Отопление, осуществлялось от небольшой котельной, расположенной рядом. Огромный бурт угля, насыпанный у котельной, позволял не экономить топливо. Оба здания, были окружены развалинами других зданий и остовами сельхоз хозяйственной техники. Стараниями военных, развалины превратили в дзоты. Нас встретили на подходе и провели, во внутреннюю часть строений. Наша техника, едва поместилась на дворе СТО. Встречать нас, вышло всё население анклава. Едва мы заглушили моторы, как нас окружили "местные" мальчишки и девчонки. Поначалу, они испугались, большого количества собак, появившегося вместе с нами, но позже, уже познакомившись, со смехом носились по двору, играя с псинами. Мужчины и женщины, нашего анклава и анклава, теперь дружественного нам, перемешались и перезнакомившись, спустились в убежище. Сказать, что убежище было бедным, сказать ничего! Люди ютились в тесноте и в спартанских условиях. Что можно было сказать, о состоянии людей, боровшихся за выживание и плохо питавшихся. Плохо, они выглядели и почти десяток людей, вообще не вставал с постелей.
  
  Ознакомившись с ситуацией, мы собрали общий совет. Споров, не было. Как ни странно, все разговоры были по теме, без охов и вздохов. Майор Мазур, Иван Васильевич, глава клана, быстро ввёл в курс дела, всех приглашённых на совет. Надо сказать, что клан Мазура, состоял из трёх групп. Первыми, были сослуживцы и рядовой состав, двух застав. Российской и Украинской заставы. Командир украинской заставы, погиб в бою с турками и остатки его заставы, подчинялись Мазуру. Второй группой, были техники, пилоты и несколько срочников, с военного аэродрома. С ними, пограничники встретились, во время отхода от границы и дальше, двигались уже вместе. Большая часть женщин и детей, были членами семей военных. Третьей группой, самой маленькой, были люди, освобождённые из плена. Бывшие рабы, которыми командовал, тот самый Саша Коленьев, с шрамом через всё лицо, отличались от всех большей измождённостью и какой-то тоской в глазах.
  
  Вооружение у анклава, было пёстрым. Начиная от АКМУ и АКМС, кончая охотничьим оружием и трофейными, штурмовыми винтовками Г-3. Патронов, было в обрез, как и продуктов.
  
  После двух часов совещания, приступили к делу. Первым делом, все в клане Мазура, прошли медосмотр. Затем, Пока озабоченная Лена с коллегами оказывала помощь, организовали помывку в бане, стрижку и получение новой одежды и белья. Некоторые люди, не могли скрыть слёз, когда отмытые и переодетые во всё чистое, они были накормлены, нормальной едой. Пока первыми, профилактику и баню, проходили женщины и дети, мы отправились с мужчинами к зданию СТО. За воротами здания, нас встретил ответственный за технику, капитан Замараев. Он провёл нас, вдоль ряда техники. Кроме, уже виденных нами самодельных снегоходов, как один собранных из мотоциклов "Урал", нас встретили уже знакомые аэросани Ка-30. За ними, в ряд стояли три КА-700 с переделанным задним мостом. К обычной подвеске, была сделана дополнительная рама, с двумя мостами. На площадке, стояли "кунги", а так же рядом стояли тракторные тележки, трёхосные ПСТБ-17 на широкой резине. Они предназначались, для перевозки грузов и в одном из них, стояла цистерна, снятая с бензовоза.
  
  -Там литров четыреста всего, дизтоплива и в баках у тракторов, литров по двести! Собирали, понемногу! Бензина, с полтонны ещё есть! - пояснял Замараев.
  
  За тракторами, стоял ещё один бензовоз. Знакомый нам уже, КрАЗ "лаптёжник" .
  
  -Пустой! Но, на ходу и готов к маршу! Тут, вся техника готова к движению! - с гордостью, сказал капитан.
  
  Мы прошли дальше и увидели два "Урала", с кабинами-вахтовками.
  
  -Тоже, на ходу! Правда, нам достались от газовиков. Мы переделали салоны, для поездки, утеплили! - Замараев, развёл руками, как бы говоря, что это всё, что они смогли сделать.
  
  -Хорошо! Трактора, отлично пойдут по колее, а вот автомашины, надо снабдить гусеницами, как на наших тягачах стоят! Пока снег твёрдый, мы можем сильно не волноваться, а вот как оттепель пойдёт и начнётся слякоть, там то и пригодятся гусеницы! Жень, у нас там есть запас цепей и материала, для гусениц? - командир, повернулся ко мне.
  
  Он прекрасно знал, что запас цепей и уже готовых гусениц для КрАЗа, у нас есть, а так же, запас ленты и грунто зацепов. Но хотел этим показать, какие мы запасливые.
  
  -Найдём! - коротко, ответил я.
  
  Опять в цеху, сверкала сварка и гремело железо. Не смотря на уверения Замараева, мы проверили всю технику и забраковали один двигатель, на "Урале". Давление масла, было низким и из "сапуна", отчётливо били, прорывающиеся газы из картера двигателя. Не долго думая, мы заменили мотор, из наших запасов. Замараев, увидев наши запасы запчастей, только мотал головой и матерился. А когда мы, установили во все машины и трактора, рации и дополнительные, автономные обогреватели, то механик стал похож на кота, у миски со сметаной. Обнаружились большие запасы извести. Она находилась, в двухсотлитровых, железных бочках. Идея выкрасить всю технику в "маскировочный" цвет, принадлежала Васильичу. Эта придумка, была не лишней. Весь наш транспорт, был выкрашен в яркие цвета и на снегу, был очень заметен. А ведь нам, предстояло продвигаться по враждебной территории!
  
  Пока мы, готовили технику к дороге, в убежище шла подготовка к эвакуации. По большому счёту, товарищам майора и брать то было нечего! Всё оставшееся зерно, запасы собачьих консервов, мы конечно загрузили. Не то, чтобы мы собирались ими питаться, а чтобы радовать ими, наших псов. Всё необходимое в дороге, что имело смысл брать с собой, мы забрали. Вся техника анклава Мазура, была загружена и подготовлена к отъезду. Оба "Урала", мы переоборудовали, для перевозки больных. Лена категорически заявила, что больных нужно везти лёжа и организовать им, усиленное питание. Со своей стороны, она сделала всё, что могла.
  
  В последнюю ночь перед отправкой, произошло происшествие, подстегнувшее нашу отправку. Ближе к полуночи, на северной стороне развалин, раздались выстрелы. Поднявшись по тревоге, мы собрались в развалинах.
  
  -Через поле, от лощины, смотрим десяток лыжников, идёт. За ними, рабы волокушу тянут. Человек десять, примерно. Ну, мы огонь и открыли! Первых лыжников, сразу положили! Другая часть, попадала и отползать начала. Почти, не отстреливались. Волокушу, бросили! Она и сейчас, там торчит! - докладывал, младший Кучеренко, командовавший охранением ночью.
  
  Мы спешили к краю развалин и стали рассматривать в ПНВ, находившиеся в метрах двухстах, толи сани, толи большой лист железа, с завёрнутыми краями. Рядом с санями, копошились в снегу какие-то фигуры.
  
  -Заводите, снегоходы! Разъезжаемся сразу за воротами и с разных сторон, подъезжаем к волокуше. Пленных, не брать! Рабы, по любому, там остались! - приказал Мазур.
  
  Дежурная смена, осталась в развалинах, а мы оседлали снегоходы и включив прожектора, гурьбой выехав из ворот, разъехались в разные стороны. Ребята майора, отлично ориентирующихся на местности, вели снегоходы. К волокуше, мы подъехали почти одновременно. Осветив место, мы увидели три неподвижных тела, одетые в меховые полушубки и меховые шапки. Они лежали кучно, чуть впереди волокуши. Из-за волокуши, приподнялись семь человек, одетых в невообразимые лохмотья. Только приглядевшись, можно было разобрать, что это были когда то ватники и ватные штаны. Грязные и заросшие, они понуро стояли у волокуши, привязанные к ней верёвками и ремнями.
  
  -Семён, Саша! Проверьте тех, что уползли! Осторожнее, там! - Мазур, отдал команду и три снегохода, скрылись в лощине, преследуя отходящего противника, по хорошо видимому следу.
  
  Повернувшись к бывшим рабам, он спросил:
  
  -Кто, старший десятка?
  
  -Я, господин! - от кучки оборванцев, отделился невысокий, бородатый мужик.
  
  Он стянул с головы, что-то подобия шапки и поклонился.
  
  -Нет, тут больше господ! Сдохли! Вон, валяются! - майор махнул рукой, в сторону убитых турков.
  
  -Куда, шли и почему ночью?! - спросил майор.
  
  -В Глубокий! Утром, там должны были быть! Там стрелку, "вольные" забили! Бензин, должны были привезти! Пятидесятник Оман, заплутал, когда батарея в навигаторе села. Сильно, злой был! Маша ногу подвернула, так он ей, горло сразу перерезал! - мужик так и стоял, в полу поклоне.
  
  -Хватит, гнуться! Сейчас, всех освободим! Машу, с собой везёте? - майор, стал обходить кучку, бывших рабов.
  
  На снегу, лежали ещё двое рабов.
  
  -С этими, что? Ранены? - он нагнулся к лежащим и тронул, одного из них за плечо.
  
  Человек застонал и пошевелился.
  
  -Оман по нам стрелять стал, когда они назад побежали. Люду и Кирилла ранил - мужик, повернувшись к майору, поспешил помочь ему поднять раненого и при этом, зазвенел кандалами.
  
  Ребята из нашего клана, стоявшие как примёрзшие к месту, сорвались с места и принялись ножами, кромсать постромки, соединявшие рабов с волокушей. Через пять минут, раненых увезли на подъехавших аэросанях. Освобождённые рабы и мы вместе с ними, дотащили волокушу, накрытую брезентом и обвязанную верёвками, к воротам. Сняв брезент, мы увидели на санях шесть мешков муки, два мешка сахара и четыре мешка с сухарями. Там же, завёрнутое в брезент, лежало тело убитой девушки. Оставив волокушу там для разгрузки, мы проводили бывших рабов в убежище. При электрическом свете, мы увидели, что это шестеро мужчин и девушка. То что она девушка, мы смогли рассмотреть, только тогда, когда она сняла с себя вонючий и рваный ватник и осталась в грязных, ватных штанах и не по размеру большим и таким же грязном свитере. Измождённое и грязное лицо, ничего не выражало. Длинные, светлые волосы, спутанные и сбившиеся в колтуны, свисали на плечи.
  
  -Это, терпеть нельзя! - скривившись, от невыносимой вони, исходившей от рабов, сказал Васильич.
  
  -В бане, ещё есть тёплая вода! Для них, хватит! - жена Артемьева, подошла к командиру.
  
  -Постричь их надо, покороче! И отмыть! - командир, махнул рукой. Артемьева, позвала рабов с собой и они покорные, поплелись за ней.
  
  Отмытых и постриженных рабов, привели в убежище через час. Они, преобразились. Теперь, это были шестеро молодых парней, не старше двадцати пяти лет и миловидная девушка, лет двадцати. Парней постригли наголо и побрили, а девушке, оставили короткую причёску. Вели они себя, уже увереннее. Рассадив их за стол, мы принесли поесть, остатки от ужина. Стараясь не смотреть, как они жадно едят, я вышел на двор и пошёл к Лене. Она встретила меня, в тамбуре "санитарного кунга". Заплакав, она бросилась ко мне на грудь.
  
  -Женя, как такое, можно с людьми сотворить?! Средневековье, какое-то! - бормотала она, уткнув мокрое от слёз лицо, в мою грудь. Я успокаивающе, гладил её голову, а она всхлипывала, как маленький ребёнок. Наконец, она успокоилась и рассказала:
  
  -Девушка, ранена в бедро и ранение не опасное. Мы её помыли и остригли. Вшей, было ужасно, как много! Она сейчас, поела и спит! Парень, ранен двумя пулями. В плечо и в живот. В плечо, легко и опасений нет, а вот в живот, ранение тяжёлое. Пуля пробила желудок и вышла на вылет. Крови, он потерял много! Я конечно, попросила и девочки, дали кровь для переливания. Группы подходящие были и физраствор, у нас есть! Операция прошла хорошо и парень, спит сейчас. Но он, очень слаб! Не знаю, сможет ли дорогу перенести! Мы его в "качалку" поместили, всё не так трясти будет!
  
  "Качалку", мы смастерили сами, закрепив на ремнях, обычную спальную полку. У неё смастерили борта и человек не мог сам вывалиться из неё. Ремни, закрепили на потолке, поставив "качалку", по ходу машины.
  
  Побыв с Леной и поняв, что она успокоилась, я отправился вздремнуть. До подъёма, оставалось всего два часа.
  
  А утром, пока мы готовились к завтраку и началу движения, вернулся Саша , с ребятами. Он оставив снегоходы у гаража, пришёл к нам, собравшимся у столовой. Молча, кинул на снег связку штурмовых винтовок Г-3, два ремня с кобурами и два автомата АКМ. Достав из кармана, он показал связку, отрезанных ушей:
  
  -Все, семь! Раненых, нет!
  
  Доложив, он позавтракал с нами. Я был немного потрясён, хладнокровием парня.
  
  Убитую турками девушку, мы похоронили на "кладбище" анклава Мазура. Поставили крест и написали имя на табличке. Отдав последние почести, мы начали подготовку, к отправке в путь.
  
  Команда на выдвижение, поступила сразу, после завтрака. Лагерь, напоминавший муравейник, зашевелился ещё быстрее. Люди занимали места, по составленному плану. В теперешнем положении, все боевые машины, имели полные экипажи. Женщин и детей, разместили по "Кунгам" и вездеходам. В нашем вездеходе, экипаж вырос до пяти человек.
  
  Кроме Никиты, с нами теперь ехали Саша Коленьев и Семён Кривобок, разведчики клана Мазура. Это именно их, мы спугнули, во время нашего "рейда" в город. Пятым членом экипажа, стал худой, весь в пятнах обморожения, Виталий Смажнов. Он был, одним из спасённых, во время боя с турками. Командир принял решение, разделить бывших рабов. Он считал, что находясь с нормальными людьми, они быстрее "оттают". Парень, одетый в новую зимнюю, военную форму, вооружённый пулемётом, занял место рядом со мной. Никита, Семён и Саша, всю ночь нёсшие службу, сейчас спали в салоне вездехода.
  
  Уже час, мы двигались по новому маршруту, составленному совместными усилиями. Очень помогли знания местности, местными ребятами. Увеличившаяся на несколько машин и тракторов колонна, поднимая облака снежной взвеси, отдалялась от убежища Мазура. Дым горевших снегоходов, подожжённых на дворе СТО, провожал нас в путь. Решение оставить самоделки, мы приняли без обсуждений. В нашем распоряжении, имелось десть горных снегоходов, "приобретённых" в различное время и теперь, путешествующих в прицепах и волокушах. Что бы "самоделки" не достались плохим людям, мы их сожгли.
  
  Виталий, последний час, сидел молча на пассажирском месте, пристально смотря на мелькавший впереди прицеп вездехода. Он зажал пулемёт между ног и крепко, держал его, покачиваясь при движении. Доставая из кармана, кусочки лепёшки, от откусывал маленькие кусочки и долго жевал их. Было видно, что он наслаждался едой.
  
  -Виталь! Пулемёт, можно в зажимы поставить! Он же, мешает тебе! Если надо, ты сможешь всегда, его быстро взять! Нам, ехать ещё долго! - посчитав, что парень не может расслабиться, посоветовал я.
  
  -Не! Он, мне не мешает! Мне, так спокойнее! - мотнул, головой парень.
  
  -Термос, с кофе возьми за спинкой! Я специально, шесть штук взял, с запасом! - предложил я.
  
  Виталий кивнул головой и отложив пулемёт наконец, полез за термосом. Прихлёбывая горячий кофе из колпачка, он продолжал откусывать лепёшку. В кабине, стало очень тепло и парень стянул куртку, и остался в меховой безрукавке, одетой на тёплый свитер. Из под не обмявшегося воротничка форменной куртки, торчала худая шея с обтянутой, обветренной кожей головой.
  
  -Уф! Согрелся, наконец! - парень, расстегнул безрукавку.
  
  -Всё мёрзну и есть хочу, без конца! - глянув на меня виновато, продолжил парень.
  
  -У нас, всего пока в достатке! Ты, быстро поправишься! - я, поддержал разговор.
  
  -Я ведь раньше, почти сто килограммов весил! Штангу, тягал! - Виталий как-то замялся и спросил:
  
  -Можно, я бутерброд возьму? Я видел, там сумку с ними!
  
  -Бери, конечно! Только, не усердствуй сильно! Тебе лучше, понемногу и почаще есть! - посоветовал я.
  
  -Угу!- Виталий, уже вцепился в бутерброд, с консервированной ветчиной.
  
  Доев бутерброд, он начал клевать носом и вскоре уснул, завалившись на сложенный у двери бушлат.
  
  Проснулся он, спустя полчаса. Потёр глаза и глянув на меня, улыбнулся:
  
  -Как дома, поспал!
  
  -А где, ты жил? - спросил я, уже подуставший от монотонности езды.
  
  -В Темрюке! Работал на траулере, помощником капитана. Пока, не началось всё это! - парень помрачнел.
  
  -А как ты, оказался в плену? - спросил я.
  
  -Как облако газа пошло, началась эвакуация. Я к тому времени, семью в Питер отослал. С женой, мы разошлись уже год как. Она попросила, отправить её с сыном к родителям. Я, помог уехать. Такая тоска, меня обуяла! Как чувствовал, что последний раз вижу!- парень смолк на минуту, а потом продолжил:
  
  -Товарищ мой, предложил в Таганрог податься. У него там, друг жил. Вот по пути туда, нас и перехватили турки. Автобус остановили и всех в плен взяли. Сначала, погнали пешком к Луганску, но потом разделили на группы и я попал в Шахты. Работали, над обустройством убежищ. Потом, зима началась. Кормили сначала, не так уж плохо. А потом, всё хуже пошло. Пару раз, мы бунтовать пытались. Всё, плохо закончилось. После этого, всех в кандалы заковали. Работали на шахте или таскали волокуши, между шахтами. Людей, всё больше в шахтах стало появляться. Турки вообще нас за людей, перестали считать! Кормили зерном распаренным, капустой гнилой, картошкой, пока была. За любую провинность, могли или убить или пальцы, на руке отрубить. Развлекаться, любят! Гладиаторские бои, устраивали! Заставляли сексом заниматься, прилюдно! Скоты!
  
   Виталий замолчал, отвернувшись к окну. Помолчав, он повернулся ко мне и сказал:
  
  -Не давайся, им в руки! Лучше, смерть!
  
  Больше мы не разговаривали, думая каждый о своём, пока не наступила пересмена.
  
   К этому времени, мы уже отъехали километров на шестьдесят, от бывшего убежища Мазура. Навигатор показывал, что мы уклонились от трассы "Дон" и забираем круто правее, в сторону Луганска. Пятнадцать минут пауза и мы, снова в пути. За руль вездехода, сел Саша. Чтобы не сидеть без дела, мы переместились в салон вездехода и перекусив, занялись оружием. Почистив его, мы перезарядили магазины к оружию. Виталий, принялся набивать патронами запасную ленту, к пулемёту. Перепачканными в оружейной смазке пальцами, он всё так же щипал лепёшку и отправлял, кусочки в рот. Я включил ноутбук и стал, листать снимки со спутника, сохранённые там. Виталий, оставив пулемёт, подсел ко мне. Семён, освободив место на лавке, пристроился с другой стороны. Ребята с увлечением, рассматривали снимки.
  
  -Вот! Это, залив таганрогский и суда на берег выброшенные! И тут! Это, уже дальний залив! Суда похоже, это траулеры! Как они, далеко от берега лежат! А вот, сухогруз, лежит! Сразу видно, что он! - Виталий, комментировал снимки.
  
  -Надо, отметить снимки и командирам, показать! Сейнеры, ведь на дизельном топливе? - я глянул на Виталия.
  
  -На дизельном, конечно! А сухогруз, на мазуте! Но если это "Дон -1", то скорее всего, он перевозил продукцию рыбзаводов! - Виталий, аж привстал.
  
  -Считаешь, там что-то есть ещё? - спросил Семён.
  
  -Да всяко, может быть! Но если он не тронут, то там, консервированной рыбы завались! -Виталий, сильно возбудился.
  
  Информация, показалась мне важной и на вечерней стоянке, я решил поделиться ею с командирами.
  
  Между тем, наше движение, продолжалось без инцидентов. В дороге, преобладала местность с редкими поселениями. Безмолвная, снежная степь, без следов человека, раскинулась вокруг. Наши командиры, старались вести колонну, оставляющую отчётливый след за собой, в отдалении даже заброшенных деревень и городов. Безмолвие снежной степи, было обманчивым. Мы уже знали, что по степи, бродят группы "вольных", собирающих всё что может пригодиться для выживания. Разведывательные отряды турков и анклавов, из Луганска. Для всех, мы были "жирным" и "лакомым", трофеем. Конечно, у нас имелись "зубы", но терять людей в столкновениях, мы не хотели. Поэтому и держались в отдалении от обычных "троп", используемых людьми. Наши бывшие рабы, не могли рассказать о таганрогских анклавах, ничего. Они не слышали, о тех местах ничего нового, с самой катастрофы. И разведчики Мазура, не заглядывали, так далеко.
  
  К вечеру, местность стала меняться. Стало попадаться много оврагов и трещин в земле. Какие-то из них были старыми, какие-то появились после землетрясения. Снега, не в пример нашим местам, здесь было гораздо меньше. Ветра, конечно частично заполнили трещины и овраги снегом, но нам приходилось быть, очень осторожными. Всё чаще, мы останавливались и наши ратраки, отцепив сани, принимались расчищать дорогу или засыпать снегом, провалы. Скорость продвижения, упала. Все колёсные тягачи, взяли на буксир. Машины, продолжали идти своим ходом, но местами и требовалась помощь вездеходов. Не смотря на то, что буксировочные канаты, были длинными и позволяли держать приличную дистанцию, от водителей требовалось повышенное внимание. Пришлось чаще меняться за рулём, так как водители быстро уставали.
  
  На ночную остановку, мы встали в большой и глубокой лощине. Установив технику в привычном порядке, мы заглушили двигатели. Расход топлива, значительно возрос при таком движении и топливо нужно было экономить. Температура держалась, на отметке в минус двадцать девять градусов и мы рассчитывали, что утром заведём технику без труда.
  
  Оставив ребят в вездеходе, мы с Никитой, пошли к семьям, по дороге, посетив столовую У Лены, всё было в порядке. Она весь день, хлопотала у постелей своих больных. Раненый парень, Кирилл, пришёл в себя и чувствовал себя не плохо. Лена была очень довольна, но я видел, что она устала.
  
  -Тебе нужно, отдохнуть! - сказал я, гладя её по голове, прижав к груди.
  
  -Я уже расписала смены, между девчатами! У меня теперь, целый штат! Теперь, полегче будет! - улыбнулась моя жёнушка, глядя снизу вверх, на меня.
  
  Мы, прошли в "наш кунг". Надюшка, уже спала в импровизированной кроватке, сложенной из матрацев и диванных валиков. Мы ещё немного поговорили, сидя обнявшись на нашей кровати и легли спать.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"