Аникин Владимир Юрьевич : другие произведения.

Рододендрон и лобзик

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Замок на севере. Революционная ситуация. А на окне наличники...

  
Дорогой читатель!
   Представляю твоему вниманию произведение нового поколения. Искусственный интеллект уже пишет романы и слагает стихи. А как пел Серёжа Сыроежкин: "Вкалывают роботы - счастлив человек!" Не желая оставаться в стороне от этого счастья, я обратился на Яндекс.Рефераты, а там к роботу Криэйтору. Я вводил "Глава 1", "Глава 2" и т.д., а робот давал мне "уникальные, ёмкие слоганы!". Получилась последовательность оглавления. Словами другой известной песенки: "что, собственно, и создало сюжет". Так как Яндекс любезно разрешает использовать сочинения робота, я пользуюсь этим.
   Справедливости ради надо сказать, что одно из названий меня не устроило. Третью главу робот предлагал назвать то ли "Шёпот ...", то ли "Шелест авокадо". Я попросил замену, и меня она удовлетворила.
   Итак "Проза 2.1".
  
Рододендрон и лобзик
  
Глава 1: Ожидание Гольфстрима
  Первый лобзик страны - так назвал Агафангела инструктор райкома комсомола, вручая ему грамоту на межрайонном смотре Дворцов пионеров в далёком уже 1986 году. Мы тогда занимались в кружке художественного выпиливания лобзиком. Выпиливал Агафангел хорошо, а учился отвратительно. Книжки вообще не читал.
   Но в 90-ые годы с двумя корешами он стал по всем водоёмам нашей области ловить раков и отправлять в московские рестораны. Поднялись ребята хорошо. Но скоро один застудил на этом промысле почки, а у другого резко село зрение. Агафангел вовремя понял, что пора менять промысел. На накопленные деньги он скупил энное количество брошенных земель, практически по дешёвке, завёл баранов и овец. Теперь он крупный торговец мясом и шерстью. Мы периодически пересекаемся на бегу. "Привет" - "Привет" - "Как дела?" - "Прекрасно. А ты?" - "Тоже замечательно".
   И вдруг на улице Агафангел бросается ко мне, тащит в ближайшее кафе и начинает рассказывать, что он купил замок. В Норвегии, за Полярным кругом.
   - Поехали! - орал Агафангел. - Посмотришь, отдохнёшь. У меня яхта, по фьордам походим.
   Я обалдел:
   - Что за замок?
   - Фотринбраса.
   Я обалдел ещё больше. Агафангел книг не читал, он не знаком с "Гамлетом".
   - Ты откуда знаешь? - спросил я его.
   - Что знаешь?
   - Форинбраса.
   - Так у меня документы все есть. Я изучил. Поехали. А грибы какие! Я пошёл утром собирать, ночью мороз был. Кидаю грибы в корзинку, а они стучат друг об друга, что твои пряники.
   Я стал отнекиваться:
   - Мне пока отпуск брать не с руки. Времени нет. Много планов...
   Он помрачнел и сказал зло:
   - У всех у вас планы.
   Сунул мне визитку.
   Дома я рассказал о встрече с Агафангелом. Рассказал, как хохму. И тут жена приняла сторону овцевладельца.
   - Он хочет похвастаться. Зовёт вас идиотов. Приглашает, как человек. Все расходы берёт на себя. А вам всем друг на друга плевать. Эгоисты!
   Когда я позвонил, Агафангел страшно обрадовался.
   - Клянусь, - кричал он в трубку. - Никогда не забудешь то, что увидишь.
   И он оказался прав.
   Назначили поездку на середину июня.
   - Когда будет день, - сказал мой приятель. - Это же за Полярным кругом.
   Яхта оказалась моторным каютным катером: две каюты, два санузла, душевая, камбуз. Весь день отплытия Агафангел бегал, оформляя документы: то у погранцов, то у таможенников. Отплыли уже к вечеру.
   - Не боишься плыть ночью? - спросил я его.
   - Так сейчас полярный день. Не темнеет, - пояснил Агафангел.
   Отправляясь в это путешествие, я почитал кое-что и у меня были вопросы.
   - В Википедии нет твоего замка, - сказал я.
   - Да, - согласился Агафангел. - Мне про это риэлтор всё рассказал. Там тёрки между владельцами замка, правительством Норвегии и органами охраны памятников. Его отказываются регистрировать и так далее.
   В какой-то момент Агафангел стал поднимать на флагштоке на носу судна норвежский флаг, а за ним поднял жёлтый флаг, который повис ниже. Агафангел пояснил, что мы идём в территориальные воды Норвегии, а жёлтый флаг, "Квебек" - как он назвал его, означает, что мы идём в порт таможенного оформления, и на борту больных нет.
   Вскоре мы достигли небольшого северного приморского городка. Агафангел запретил мне сходить на берег, и сам не сошёл. Мы стали ждать местные портовые службы. Наконец все формальности были пройдены. В паспорта нам шлёпнули штампы о въезде в страну. И мы поплыли дальше.
   Наконец вошли в небольшую бухту. Агафангел подвёл катер к дощатому помосту, ловко на него выпрыгнул и катер пришвартовал.
   Мы забросили за спины рюкзаки и по извилистой тропинке поднялись на крутой каменный склон. И тут я увидел замок. Настоящий! Я думал, что поместье: дом и службы. Нет! Замок! В два этажа, по бокам башни раза в полтора выше самого дома. Ещё одна башня торчала из-за замка и оказалась звонницей. Вокруг территории замка шла стена высотой метра полтора. Мы подошли к арке в стене. Ворот не было. В верхней части арки, над проходом было что-то вырезано в камне.
   - Если замок будут штурмовать, - засмеялся я. - То у штурмующих не будет проблем.
   И я тоже оказался прав.
   Мы шли к замковому крыльцу, когда я спросил:
   - А на кой чёрт тебе вообще замок за Полярным кругом, где девять месяцев полярная ночь?
   И тут он обернулся, расплылся в улыбке и сказал:
   - Вот ты умный, а тоже не знаешь. Гольфстрим разворачивает вторую струю сюда. Здесь скоро ананасы можно будет выращивать.
  
Глава 2: Душа революции
   - А люди сейчас в замке есть? - спросил я.
   - Охранник и настоящий английский дворецкий. Ещё горничная приходит из соседней деревни.
   В подтверждение его слов на крыльцо вышло два мужчины. Один в обычном костюме. Охранник. Я рассудил так потому, что во втором признал дворецкого. Во всяком случае он был выряжен как дворецкий. Он напоминал большую ласточку. Сюртук, застёгнутый на одну пуговицу на пузе, расходился вверх и вниз, открывая внизу полосатые брюки, а вверху белую накрахмаленную сорочку под жилетом. Воротничок сорочки стоял вверх, уголки воротничка элегантно загибались вниз. Заложив правую руку за спину, левой рукой в белой перчатке дворецкий держал над собой раскрытый зонтик. Это был тем более удивительно, что дождя не то что не было, даже не намечалось. Тем не менее, когда Агафангел поднялся над крыльцо, дворецкий двинул рукой так, чтобы зонт оказался над головой его хозяина.
   - Комнаты готовы, сэр, - сказал английский дворецкий по-русски.
   - Без происшествий, - доложил охранник, вытягиваясь в струнку.
   Я пожал руку охраннику и представился. Потом, не зная, как поступить правильно, салютом приветствовал дворецкого. Он слегка наклонился в ответ.
   - Вы прекрасно говорите по-русски, - сделал я ему комплимент.
   - Я русский, - сказал он безо всяких эмоций, пропуская Агафангела в замок и следуя за ним.
   Я семенил следом:
   - Но мне сказали, что вы английский дворецкий.
   - Да, это так. Я закончил международную академию дворецких в Валкенбюрге, в Нидерландах. Имею диплом, служил в лучших домах Лондона, откуда имеются рекомендации.
   - Скажите ещё, - притормозил я его. - Можете ли вы своего хозяина именовать "сэр"? Разве Его Величество посвятила его в рыцари?
   - Вместе с замком господин Агафангелов приобрёл баронство, - презрительно ответил мне дворецкий. - Поэтому обязан именоваться "сэром".
   Я для себя отметил, что меня "сэром" он не называет. Конечно, я же не купил себе титул.
   - А что за цветочки по камням розовенькие растут?
   - Это луазелеурия лежачая, северный рододендрон.
   Комнаты для нас были на втором этаже, а первом вообще было мало мебели. Меня удивило, что потолки были высотой, как у нас в квартирах. Обычно в замках и дворцах потолки высокие. Но я списал это на то, что зимой небольшие помещения легче отапливать.
   Ночью я славно выспался. Утром мы с Агафангелом спустились к завтраку.
   - А кто готовит? - спросил я.
   Дворецкий посмотрел на меня осуждающе, я заговорил за едой, но ответил:
   - Кухарка на дни вашего пребывания приглашена из деревни.
   Как только мы допили кофе, дворецкий сказал:
   - Сэр, к вам посетители.
   - Кто? - вальяжно спросил Агафангел, не предчувствуя беды.
   Дворецкий задумался, подыскивая подходящее слово:
   - Селяне, сэр.
   Мы выглянули в окно. Среди двора стояли пять низкорослых мужичков, трое с лопатами и двое с кирками.
   - Что они хотят? - спросил я.
   - Не знаю, - пожал плечами Агафангел. - Они уже приходили. Я их не понимаю, наверное, хотят мне предложить что-нибудь вскопать.
   - А чего они такие мелкие? Они же метра по полтора ростом, не больше.
   - А что ты хочешь на севере? Здесь ничего толком не растёт, только стелется, как полярная берёза. Невысокие. Зато смотри как вширь раздались.
   Мужики, и правда, были широкие в кости и пузатенькие.
   Мы вышли на крыльцо.
   - Hvorfor kom du tilbake? - крикнул один из мужиков.
   - Не надо ничего, - отмахнулся Агафангел. - Не буду я ничего сажать.
   - Kom deg ut herfra! - продолжил мужик.
   - Да не буду я картошку сажать. И сад не буду делать.
   - Ты их понимаешь? - изумился я.
   - Ни слова не разбираю. Но что ещё они мне могут предложить?
   И тут один из мужиков ухватил камень и швырнул в нас. Не попал, но камень лупанул в стену, отбросив на нас куски налипшей на него почвы. Я увидел, что за камнем потянулся второй.
   - Пусть лучше что-нибудь вскопают! - крикнул я Агафангелу. - Им видно без работы тут вообще невмоготу.
   Ещё один камень полетел в нас, но мы уже были готовы и увернулись.
  Тут я увидел, как внизу в гавань входит странное судно. Это напоминало съёмки очередной серии "Пиратов карибского моря". Полуразбитый средневековый кораблик, команда, головы моряков которой обмотаны водорослями. На носу старинная пушка. Морячки засуетились, и пушка пальнула. Ядро с чихом и пыхом перелетело стену, головы злых местных и упало, не долетев до крыльца. Но даже такой выстрел привёл пятёрку визитёров в восторг.
   - Это залп "Авроры"!- в истерике закричал я. - Это - революция. Тебе, буржуй, кранты. А я за что пострадаю?
   - Не кипешуй! - орал в ответ Агафангел.
   Он распахнул дверь и крикнул охраннику, прячущемуся в доме:
   - Дай мне твой пистолет, я их перестреляю.
   - У меня травмат, - крикнул в ответ охранник.
   - Давай! Я их травматирую!
   В нас полетели камни, усыпая крыльцо осколками и грязью. И тут раздался дикий рёв:
   - Ikke bli skitten!
   Я понял, что это сигнал к штурму. Через двор двигалась ужасного вида старуха. Коренастая, кряжистая, морда в бородавках, нос крючком. Настоящий лидер повстанцев. Старуха, переваливаясь с боку на бок, влезла на крыльцо. Прошла мимо нас, причём Агафангел ей кивнул. Старуха вошла в замок, я смотрел за ней в раскрытую дверь. Тут она приоткрыла ранее не замеченную мной дверцу, чем-то загремела, скрылась за дверкой и вышла вновь. Теперь на её руках были здоровенные резиновые перчатки ядовитого жёлтого цвета. Честное слово, у меня сердце остановилось, я подумал, что нас свежевать начнут. Но тут на свет из тьмы каморки явились синее пластиковое ведро, швабра с тряпкой оранжевого цвета и пузырёк шампуня для полов. Я понял: пришла горничная, делать уборку.
  
Глава 3: Главный кризис жанра
   - Так, - деловито сказан Агафангел. - Они её боятся и при ней пакостить не будут. Пошли я покажу тебе что-то интересное в замке.
   Я поразился такому спокойствию.
   - В нас стреляли, камни кидали. Может полицию вызвать.
   - Полиции тут и близко нет. Зато у нас есть своя охрана.
   И Агафангел рванул куда-то в недра коридоров первого этажа. Я поспешил за ним, поражаясь его вере в своего охранника. Во время всей стычки, тот носа не высунул.
   Как уже говорилось, комнаты первого этажа были преимущественно пусты.
   - Стой, - крикнул я Агафангелу. - А что у тебя помещения пустуют?
   Хозяин замка остановился.
   - Средств на всё не хватает, - виновато сказал он. - Второй этаж оборудовал малехо, а здесь что-то надо делать, а что не знаю. И во что обойдётся?
   - Послушай, - начал я. - Есть такой городок во Франции, Понт-Авен. Так вот в конце девятнадцатого века хозяйка одной гостиницы стала приглашать пожить художников, брала дёшево. Они съезжались туда толпами. Рисовали, разрисовали ей стены.
   - Ты предлагаешь пустить сюда художников, чтобы они расписали мне здесь всё, как дети спальню?
   - Тупой ты, - зло сказал я. - Там на стенах остались Гоген и иже с ним. Теперь в Понт-Авен едут туристы толпами, чтобы на всё это посмотреть. Пригласи сюда норвежских художников. Не бери дорого, может быть, грант под это дело получишь от правительства. Пусть рисуют: замок, север, море, чайки.
   - Здесь крачки, - машинально сказал Агафангел.
   - Хорошо, крачки. Северное сияние. Может у тебя к замку ещё и белые медведи приходят?
   - Не знаю. Я зимой здесь не был. Наверное, приходят.
   - Вот. И пусть они тебе тут фресками разрисуют. Или сделают проект первого этажа.
   И я веско добавил:
   - Бесплатно.
   - Надо подумать, - бросил Агафангел. - Ну пошли!
   И он опять рванул вперёд. Через пару минут мы вышли в длинную галерею. Видимо, это была обратная сторона замка, так как с фасада я подобной галереи не видел. Откуда-то сверху шёл негромкий мерный гул. Но я не успел разобраться с источником звука.
   - Прошу, - Агафангел пропустил меня вперед.
   Я сделал шаг на галерею и был сразу сбит с ног. Я удивился, за что Агафангел так сразу ударил меня. Да ещё исподтишка, сзади. Я попытался подняться и не смог! После ещё пары попыток до меня дошло, вдоль галереи дул такой мощный ветер .что реально сбивал с ног.
   Агафангел догадался, что я понял, и рассмеялся:
   - Скажи, круто! Подползай ко мне, я руку подам.
   Он вытащил меня с галереи.
   - Как это так? - изумился я.
   - Не знаю, - Агафангел пожал плечами. - Здесь всегда такой ветер. Идиоты строили.
   - А может это специально сделано?
   - Зачем? - теперь Агафангел смотрел как на идиота на меня.
   А мне не давали покоя мятежники среди нашего двора.
   - Пошли в окошко посмотрим, что там местные творят? Ты по-норвежски понимаешь?
   - Нет.
   - А охранник? А дворецкий? Как они разговаривают с поварихой или горничной?
   - Жестами. Или по-английски. Знаешь, как я всё за границей покупаю? Пальцем показываю: зис, зис энд зис!
   Дойдя до окон на фасаде, мы встали за шторой и аккуратно выглянули в окно. Мужики во дворе всё ещё стояли, агрессии не проявляли. Корабль болтался в бухте, не стрелял и манёвров не совершал. Катер Агафангела, вроде бы как, стоял нетронутый. Хотя, кто его знает.
   - Успокоятся и домой пойдут, - прошептал мне Агафангел. - Так все забастовки заканчиваются. Я знаю. У меня в две тысячи восьмом бастовали.
   - Бараны? - усмехнулся я.
   - Почему бараны? Рабочие. Хотели повышения зарплаты.
   - И чем дело кончилось?
   - Да вот так же: пошумели и разошлись. В любом деле наступает кризис. Его надо пережить. И всё.
   - А ты знаешь, что кризисы могут следовать один за другим, и главный кризис ты не переживёшь?
   - Это как девятый вал?
   - Вроде того.
   - Это знаю, - вдруг сказал Агафангел. - У нас дома, в детстве, репродукция этого "Девятого вала" висела.
  
Глава 4: Порадуй сингулярность
   Я решительно двинулся искать дворецкого, а найдя, спросил:
   - Как вы разговариваете с горничной и поварихой?
   - На букмоле (с ударением на "у").
   Я изумился:
   - Это какой-то сказочный язык? Типа эльфийского?
   - Зачем? В Норвегии два официальных языка: букмол и нюнорск. В одних регионах принят один язык. В других - другой. Есть регионы, которые ещё не определились. Здесь больше говорят на букмоле.
   - Что говорили эти бунтовщики во дворе?
   Дворецкий посмотрел на меня оценивающе и после паузы соблаговолил ответить:
   - Они спрашивали у господина Агафангелова, зачем он вернулся. И требовали убраться отсюда.
   - Что им сказала горничная?
   - Потребовала не пачкать.
   - Почему они требуют, чтобы мы убрались?
   Дворецкий пожал плечами:
   - Это мне неведомо.
   Я вернулся к Агафангелу:
   - По словам твоего дворецкого местные желают, чтобы ты убрался отсюда.
   - С какого?
   - Не знаю. Чем ты им насолил?
   Агафангел заискивающе посмотрел мне в глаза и сказал:
   - Веришь, вот ничем не обидел? Слова им плохого не сказал. Да, копать им тут не даю.
   - Да не похоже, чтобы они копать тут собирались. Они сразу потребовали, чтобы ты убрался.
   - Ты откуда знаешь? - засопел Агафангел.
   - Твой дворецкий говорит на местном языке. Он мне всё рассказал.
   Агафангел мутным взглядом осмотрел всё вокруг и сказал глухо:
   - Пошумят и разойдутся. Я знаю. У меня в две тысячи восьмом...
   Тут вошёл дворецкий и сказал:
   - Обед задерживается.
   Агафангел сразу встрепенулся:
   - Почему?
   - Кухарка отчего-то припоздала.
   И тут со двора раздался рёв, шум, крики.
   - Что происходит? - заволновался я.
   - Похоже, идут на штурм, - спокойно сказал дворецкий.
   Раздался треск выламываемых дверей. Что-то вопила горничная.
   - Бежим, - крикнул Агафангел и припустил по коридору.
   Я бежал за ним, но топот ног за спиной нарастал.
   - Догонят, - задыхаясь, сказал я.
   - Оторвёмся, - крикнул Агафангел. Тут до меня дошло, что он несётся к Галерее Ветров, как я её окрестил.
   Агафангел выбежал на галерею, распластал руки, и ветер понёс его по галерее вдоль. Сам Агафангел напоминал большой живой парус. Я вздохнул и поступил также, а что мне ещё оставалось делать. Меня тоже быстро понесло вдаль!
   Наконец, сила ветра стала ослабевать. В конце галереи у самой замыкающей стены, Агафангел остановился. И хотя ветер был ещё силён, мой приятель вполне удерживался на ногах. Я, качая руками, подрулил к боковой стене и прижался к ней. Агафангел стоял напротив меня и смотрел в начало галереи, где уже появился один из преследователей.
   - Что, взял? - крикнул ему Агафангел.
   Человек в начале галереи не погнался за нами, а вытащил что-то из кармана и подбросил.
   К моему ужасу, это оказались тонкие стальные перья, которые ветер стремительно понёс прямо в Агафангела. Я успел пнуть его в бок ногой, он отлетел в сторону, и перья воткнулись в каменную стену. Жуть! Агафангел мог лежать здесь уже мёртвым!
   Мы быстро выбрались с галереи, сделали пару поворотов по коридорам и забились в какую-то комнатушку.
   - Надо выбираться отсюда, - сказал я, тяжело дыша. - Пробраться в катер и мотать подальше.
   И тут Агафангел заупрямился.
   - Я тут хозяин. Я купил этот замок.
   - Сингулярность, - пробормотал.
   - Что ты там лопочешь?
   - По французском философу Делезу, Сингулярность - событие. Но это такое событие, которое создаёт условия для того, что вчера казалось невозможным.
   - Иди, - зло сказал Агафангел.
   - Куда?
   - Куда хочешь. Потешь свою сингулярность, порадуй её.
   И тут раздался зов дворецкого:
   - Господин Агафангелов! Сэр! Выходите. Вышло недоразумение.
   Агафангел покрутил головой и сказал мне:
   - Не пойду. Вдруг ловушка?
   - Ты раньше смелый был, - подбодрил я его. - Куда смелость делась?
   - Ушла. Вместе с адреналином. Всё вышло, сингулярность в том числе.
  
Глава 5: Системологическое возвышение
   Дворецкий продолжал свои призывы. Я решил: будь, что будет. И пошёл сдаваться, Агафангел поплёлся за мной.
   Среди центрального холла стоял дворецкий. Заметив, он повторил:
   - Вышло недоразумение. Принесены извинения.
   - Извинения? - я поразился. - Они двери высадили. Агафангела вон чуть не убили.
   - Двери уже начали восстанавливать.
   Такая прыть меня изумила.
   - Я бы поел что-нибудь, - промямлил Агафангел. - А то от нервов аппетит разыгрался.
   - Так кухарка пропала.. - начал дворецкий, но я его перебил.
   - В холодильнике должно же что-то быть.
   Дворецкий, молча, пожал плечами и пошёл по коридору. Мы посеменили за ним, после чего пришли на кухню.
   Вдоль стен колыхалось зелёное желе, в котором зависли как отдельные продукты, так и целые кастрюльки.
   - Это ещё что? - поразился я.
   Дворецкий был по-прежнему невозмутим:
   - Холодильник.
   Он сунул руку в желе и извлёк пакет с сэндвичами. В углу был камин, от которого шёл жар. Но огня в нём не было. Дворецкий сунул сэндвичи в камин.
   - А как холодильник работает? - стал допытываться я.
   - Это - гель, - пояснил дворецкий. - В нём хранятся продукты. Современные технологии.
   - Электричество не нужно?
   - Нужно, но энергопотребление совсем небольшое. Ветряков хватает.
   - Каких ветряков?
   - На галерее. Под потолком. Ветер там всё время. Они крутятся. Энергия поступает в дом.
   Я понял, откуда там гул.
   Агафангел стоял у окна и смотрел во двор.
   - Ты - крутяк, - крикнул я ему. - Где ты такую технику заказал?
   Агафангел долго смотрел на меня совершенно бессмысленным взглядом, но потом выдавил из себя.
   - Я такого не заказывал. Откуда?
   И он пристально посмотрел на дворецкого.
   Тот впервые смутился:
   - Привезли и установили местные жители. Я думал, что это вы заказывали.
   Агафангел помотал головой и снова уставился во двор. Там местные стояли кружком и что-то обсуждали. С крыльца шёл стук, видимо восстанавливали двери.
   Тут в кухню вошла горничная и что-то сказала.
   Дворецкий перевёл:
   - Она говорит, что нужно поговорить.
   Вслед за горничной в кухню ввалилось ещё два мужичка.
   Я сел за стол и жестом пригласил горничную присесть. Она села, сел дворецкий. Я жестом пригласил и мужиков, но они остались стоять. Агафангел не тронулся с места, оставаясь у окна.
   Горничная что-то заговорила. Дворецкий отвечал. Потом стал переспрашивать. Они оживлённо беседовали с пять минут. Я перебил их.
   - Что вы там обсуждаете?
   - Это невозможно, - хладнокровно ответил дворецкий. - Она утверждает, что они гномы. А она - их королева.
   Я вздохнул и спросил:
   - А что там с бутербродами?
   Дворецкий тут же обрёл прежнюю невозмутимость. Он извлёк сэндвичи из камина, с каминной полки снял кофейник. Достал чашки, разлил кофе, предложил всем.
   Агафангел унёс всё себе на подоконник, мы с горничной и дворецким остались за столом. Мужики по чашке кофе и по бутерброду взяли, но за стол не присели.
   Я отхлебнул напитка потрясающего качества, с наслаждением зажмурился и сказал:
   - Теория должна состоять из простейших моделей систем нарастающей сложности. Формальная сложность модели не должна соответствовать неформальной сложности системы.
   - Что ты несёшь? - спросил Агафангел.
   - Третий принцип системологии, науки о системах. Принцип минимального построения моделей. Поэтому начинаем от простого. Мы - люди, они - гномы. А теперь будем усложнять модель. Она - королева?
   Дворецкий кивнул. Я повернулся к мужикам, посмотрел на них. Вот точно гномы: низкорослые, коренастые, ещё и с лопатами. Я ткнул пальцем в горничную и спросил их:
   - Королева? Куин?
   - Dronning! - рявкнули гномы.
   Я тут же убрал палец и сказал:
   - Извините, Ваше Величество. - После чего поинтересовался через дворецкого. - А почему вы здесь моете полы?
   Дворецкий перевёл:
   - Это - королевский дворец. Дворец построил Фортинбрас, который тысячу лет был королём гномов. Поэтому королева должна поддерживать здесь порядок.
   - Наращиваем нашу модель. Почему гномы не живут в замке?
   Дворецкий выяснил:
   - Замок для членов королевской семьи. И вообще он был обманом у них захвачен.
   - Ты подумай! - встрепенулся вдруг Агафангел. - Даже у гномов можно отжать жильё. Во риэлторы дают!
   Дворецкий продолжал:
   - Поэтому из гномов в замке бывают только члены королевской семьи.
   - А эти? - я кивнул на гномов, стоящих среди кухни.
   - Троюродные браться королева.
   - Кухарка?
   - Принцесса.
   - Час от часу не легче. И она пропала?
   - Да. Подозревали вас, но нашлись свидетели, которые видели, как она уходила.
   - Так пойдите по следу.
   Дворецкий переговорил с королевой.
   - Это сложно. Она вошла в какое-то облако.
   - В какое?
   - Не понимаю. Они говорят, что облако нервное и странно изменяется.
  
Глава 6: Нервно-мутационное облако
   - Как облако изменяется?
   - Превращается.
   - Меняет форму?
   - Да не просто. Оно превращается во что-то.
   - Мутирует?
   Дворецкий подумал:
   - Можно и так сказать.
   - Корабль уходит, - как-то безэмоционально сказал Агафангел.
   - Что? - я не понял.
   - Уходит корабль.
   Один из гномов подошёл к окну, открыл его и крикнул другим, стоящим во дворе. Судя по интонации, спросил. Ему отвечали.
   - Они говорят, - автоматически перевёл дворецкий, - что драугры уходят, потому что тролль вернулся.
   - Усложняется твоя модель, - иронично бросил мне Агафангел.
   Тут королева и гномы загомонили.
   Выяснилось, что где-то рядом дом у тролля. Он уходил, и пока его не было, гномы украли оконные наличники. Тролль вернулся и потребовал наличники вернуть. Старые наличники куда-то дели. Новые хотели сделать. Но тролль опять ушёл, решили не спешить, потом забыли. Теперь тролль вернулся, наличников нет, он осерчал и украл принцессу.
   - Давно надо было вернуть наличники?
   Оказалось, двести лет назад.
   - Неторопливо вы тут живёте, - сказал я. Гномы закивали.
   - Уже небось никто и не помнит, как эти наличники выглядели?
   Оказалось помнят. Более того, покопавшись под рубахой, один из троюродных вытащил чертёж. Я посмотрел на рисунок.
   - А вы вообще можете делать такие вещи?
   Королева и её брательники, хоть и троюродные, обиделись на это.
   - Она говорит, - переводил возмущённый монолог дворецкий. - Холодильник - это их технологии. Как и камин.
   - А что камин?
   Королева что-то стала толковать. Я не понимал слова, но понял её жесты. Она показала большим пальцем вниз, а указательным вверх. Я понял, что внизу что-то есть, и от этого тепло или энергия идёт вверх.
   - Гейзер? - спросил я.
   - Она говорит, - полушёпотом сказал дворецкий. - Говорит, что там ядерный реактор.
   Я подскочил.
   - Так здесь радиация?
   Дворецкий ошалело повертел головой:
   - Мы проверяли. У охранника есть счётчик Гейгера. Здесь чисто.
   Королева утверждающее кивнула головой, мол, всё в порядке.
   - Так в чём проблема с наличниками?
  Выяснилось, что там резьба. По камню гномы могут, а вот по дереву - нет.
   Я посмотрел чертёж.
   - Тут надо лобзиком. Есть лобзик?
   Дворецкий замялся. Человек молодой, он не знал, что такое лобзик. Я показал жестами.
   - Лобзик, -сказал я.
   - Stikksag? - уточнила королева.
   - Наверное, - пожал я плечами.
   И мне через какое-то время принесли лобзик и хорошую древесину.
   Мы согласовали размеры, я начал выпиливать. Получалось не ахти. Агафангел смотрел, терпел и рявкнул:
   - Да не так! Здесь же надо не углубленную технику использовать, а прорезную.
   - Сам пили, - огрызнулся я.
   - И правда, - ответил Агафангел. - Давай-ка я.
   Я протянул ему лобзик, Агафангел вздохнул и ушёл.
   Вернулся он с лобзиком в руках. Ручка его потемнела, но лезвие было в прекрасном состоянии.
   - Это что? - изумился я. - Ещё из Дворца Пионеров?
   - Пилки меняю, - смущённо сказал Агафангел. - Но когда всё становится уже поперёк горла, то для души выпиливаю.
   И он стал выпиливать. Как он пилил! Гномы шары выпучили. Несколько часов пилил, но сделал шедевр.
   - Ты - первый лобзик Королевства! - воскликнул я, и гномы зашумели одобрительно.
   Надо было взять наличники, пойти к дому тролля и прибить их на место!
   Гномы идти боялись, испугался и Агафангел.
   - Я приду, начну прибивать, он решит, что я его вызываю на бой, выйдет и убьёт меня. Не пойду.
   Я рассердится:
   - Мне надоело! Я пойду.
   Дворецкому сказал пойти со мной, в качестве переводчика. Он отказался наотрез.
   - Я работаю в замке, - веско сказал он. - Моё место здесь.
   Выйдя из замка, я понял, что, действительно, придётся войти в облако, даже в тучу. Причём от этой тучи шло ощущение чего-то недоброго. Не скажу, что нагоняло страх, но некомфортно я себя почувствовал.
   Наличники были большого размера, причём на три окна, тащить всё это в одиночку было невозможно. Гномы пригнали оленя, запряжённого в волокушу, погрузили туда наличники, положили молоток и гвоздей. Потом кто-то принёс ещё лестницу.
   И я пошёл. Шёл через серый кисель. Был он липкий. Причём прилипал не к лицу или рукам, а к мыслям, к чувствам. И мысли с чувствами становились нехорошими, липкими и нечистыми.
  
Глава 7: Новый абсурд
   В этой серой мгле появился дом. Был он кособок, угловат, причём линии и углы были резкими. По фасаду шли три окна. Что оставалось делать? Я пристроил лестницу, залез на неё. Начал прибивать первый наличник. Загрохотала дверь, и из дома вылетел здоровенный детина метра под два с половиной ростом, весь какой-то обомшелый. В правой руке он держал здоровенную дубину, которой замахнулся на меня. Я решил, что останусь я или побегу, он так и так сможет меня прибить. Поэтому продолжил свою работу. Тролль понял, чем я занят, опустил своё оружие и стал приглядываться. Я уже прибил наличники у двух окон и перешёл к третьему, когда тролль приблизился и стал разглядывать творение Агафангела. Узор на наличниках привёл его в восторг. Он стал радоваться как ребёнок и что-то спросил меня. Я, естественно, не понял. Он повторил. Я не отвечаю. Он повторил и уже начал сердиться. И тут из-за спины раздался голос:
   - Он спрашивает: кто вы?
   Я обернулся. Дворецкий!
   - Вы сказали, что у вас служба в замке и не пойдёте никуда.
   - Было любопытно, - просто ответил дворецкий.
   Я посмотрел на тролля.
   - Скажи ему, что я - гном.
   Дворецкий перевёл, тролль удивился.
   - Он говорит, что для гнома вы велики.
   - А я болел в детстве.
   Тролль был удовлетворён ответом и сказал, что тоже в детстве сильно болел, поэтому толком не вырос.
   Увидев, что всё обернулось мирной беседой, подтянулись гномы. Тут на крыльцо вылетела девчушка, принцесса. Я думал, что она, как и королева, страшная. Оказалась миленькая девчонка, хоть и невысокая. Носик курносый, две косички в разные стороны. Она начала что-то орать. Гномы орали в ответ. Тут ещё и тролль заревел.
   Дворецкий не успевал переводить. А суть в том, что принцесса к гномам возвращаться не желала. Оказывается, тролль сильный, крепкий, много повидал, и она останется с ним.
   Я махнул рукой на всё и ушёл в замок.
   Спустя несколько часов, пришла королева с гномами. Королева что-то начала говорить, ткнула Агафангела в грудь, потом взяла швабру у самого пересечения планок и положила швабру мне на плечо. Сказав несколько слов, она убрала швабру и принялась ждать.
   Возникла неловкая пауза.
   Дворецкий зашипел:
   - Господин Агафангелов признан мастером. Специально под него создан Цех выпиливателей лобзиком. Ему дозволено жить в замке.
   Потом дворецкий сделал паузу и сказал:
   - А вы, как спаситель принцессы, посвящены в рыцари. - И после паузы добавил. - Сэр.
   Не зная правил этикета, я сымпровизировал. Опустился на правое колено и поцеловал полу одежды королевы. Её это удовлетворило.
   - А что принцесса? - спросил я.
   - Уезжает в свадебное путешествие.
   Мы испросили разрешение проводить. Нам позволили. Тролль уходил пешком, долговязый и нескладный. Принцесса ехала рядом на небольшом олене.
   - И куда они?
   - На юг, - пояснил дворецкий. - У них медовый месяц.
   - Через месяц вернулся?
   Гномы почесали в затылках и пояснили, что раньше, чем лет через пятьдесят и ждать не стоит.
   Мы вернулись к стене, встали у арки. Стали прощаться. Тут я опять обратил внимание на символы вырезанные над входом. Поднял руку и стал протирать рукавом. Проступили какие-то знакомые контуры. Я почистил посильнее, и меня пробил смех.
   Был виден характерный для этих мест цветок и хорошо знакомый мне инструмент:
   - Агафангел! - смеялся я. - Это герб твой: рододендрон и лобзик.
   Гномы уходили, и я вдруг крикнул им вслед:
   - Принцесса на юг уехала, а вы что на севере остаётесь?
   Они посмотрели на меня и начали ржать.
   Дворецкий мягко сказал:
   - Они говорят, что скоро Гольфстрим повернёт сюда, и здесь будет жарче, чем на юге. Так жарко, что медведь шубу снимет, а леммингов можно будет из нор вытаскивать уже запечённых.
   - Да откуда они это знают?
   Гномы посерьёзнели, и дворецкий перевёл:
   - Так это все знают. Этой легенде пять тысяч лет.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"