Прошу Вас принять к публикации рукопись моей книги "Киев при бабе Яге", написанной в 1972 г. Это фантазия по мотивам русских былин и сказок. Объем 120 страниц на машинке, или примерно 200 тысяч знаков.
1) Аннотация. Работа написана по былинно-сказочным моќтивам, язык повествования идет в этом же ключе. По времени действия это зарождение киевской Руси. Много страниц посвящено введению христианства, архитектуре древнего Киева, его ремеслам, противостоянию с Ордой. Действующие лица: былинные богатыри, баба Яга. Змей Горыныч и т.д. Первейшая задача автора - насладиться старинным русским языком, поделиться с читателем своей любовью к русской истории, к "преданьям старины глубокой". в "Киеве" много юмора, работа читается легко и весело.
2) Краткое описание книги. В волшебно-сказочные времена бабы Яги складывался эпос Руси. Подвиги богатыќрей святорусских вошли в былины на заре православия. Илья Муромец защищал стольный Киев-град от степи под предводительством князя, обобщенного под именем Владиќмира. На взгляд моего современника история крещеной Руси идет из тех, овеянных славой преданий времен, когда колдовское, эпическое и былое срасталось в чудесную сказку милую русскому сердцу. Главное действующее начало книги - сказочный язык. Русский язык может звучать дивной музыкой в талантливых устах, а может напоминать ржавый скрежет в плохом переводе с тарабарского, как мы видим в "Летописи от Тугарина-змеевича".Параллельно в "Летописи..." закладываются основы неуёмного восхваления, идеологической канонизации узурпатора власти, самодержќца типа Мао Дзе Дуна, Ким Ир Сена, генсеков ЦК КПСС...
=2=
3/ Оглавление
и краткое содержание глав.
Антон Чужой. "Киев при бабе Ягеи
Глава I "Как надо грянываться оземь."
В старину то было стародавнюю, небывалую. Жил да был
во городе, во Муроме, а и в том селе да в Карачарове
Илья крестьянский сын.
Речь ждет о юности Ильи Муромца ж его приезде на
службу ко Владимиру князю киевскому. Первые впечатления
от стольного града, учеба в военном училище.
Глава 2. "Перуново капище".
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. От разнообразия киевских ремесел у Ильи в глазах рябит... Да каждое замешано на колдовстве,да всякое ремесло имеет свои тайны...
Глава 3. "Рукопашка"
Илья осваивает в училище военные премудрости, знаќкомится с Алешей и Добрыней.
Глава 4 "Руки-ноги в серебре и прочее."
Всяк во Киеве свое занятие имеет. Князь стольнокиевский выбирает для Руси религию. Съехались к нему послы изо всех краев.
Глава 5. "Склад бабы Яги."
Долго ли, коротко ли учились добры молодцы наукам воинским, а приспела им пора-время на подвиги отправќляться. Пришел Добрыня Никитич на волшебный склад за дорожными припасами, а завскладом трудится баба Яга!... Водит она Добрынюшку по складу и показывает все тайны волшенские.
=3=
Глава 6.
"Любопытный Змей Драконыч."
Садился Добрыня на своего бурушку-каурушку и скакал
во широко чисто поле.Видали,как. богатырь на коня садился,
не видали,как поехал. Его неожиданное знакомство со
Змеем Горынычем,бродягой бездомным. Вместо схватки
состоялась дружба не разлей вода!
Глава 7.
"Восемнадцатое непорочное зачатие."
В двух словах план города Киева.
Глава 8,
"Летучие слова."
Образование устойчивых фразеологические сочетаний
в русском языке.
Глава 9.
"Хитрый Соловей-разбойник."
Долго ли,коротко ли ехал,а подъезжал Илья ко семи
дубам на реченьке Смородине.На богатыря набросился
Соловей,а Илья пленил его и привез ко двору своего
князя притороченным ко стремени булатному.Князь живет
мог,когда у него просили деньги. Принципиально никому не
давал ни копейки!...
Глава 16.
"Кузькина мать."
Об истории некоторых идиом русского языка.
Глава 17.
Летопись.
"Как князь в войско ездил."
Инспекторская проверка главнокомандующего.
Глава 18.
"Дивная тайна богатырей русских.?
Долго ли, коротко ли богатыри ехали, а приехали они
в Орду мамаеву и видят, что стоит тут рать-силушка
великая.
Богатырская пляска и разгром Мамая.
Глава 19.
Летопись от Тугарина.
"Дани-подати. Молодые работники по христианству."
Строительство киевского софийского собора и подгоќтовка будущий священнослужителей.
Глава 20.
"Жильё Ильи Муромца."
Илья прозябает в Киеве без прописки, нелегальным иммигрантом и обивает пороги боярских кабинетов, выпќрашивая себе жилплощадь.
Глава 21.
"Мужелюбивая княгиня."
Мимо славного города Киева стольного шли сорок калик перехожих в Иерусалим-град. повествуется о краќденном золоте, подброшенном в суму честного человека.
=5=
Глава 22.
Летопись от Тугарина.
"Одна лошадь, или всевозможная любовь князя."
Летописец прославляет князя, отца всех народов.
Глава 23.
"Алеша Попович - ремесленник."
Алеша овладевает ремеслом златокузнеца.
Глава 24
"Чудесное подземелье."
Илья Муромец стал преподавателем военной академии. Однако, по-прежнему прозябает без прописки в общаге. Ну, а в результате - пьяный бунт, темница!... Да-неќпростая та темница-то а волшебная... Кого там только нет!...
Глава 25
"У татар бани есть?"
Не жаловал князюшка богатырей своих - кого в темнице гноит, кто в ремесленники подался... Некому князя от Орды защищать.
Глава 26.
Летопись от Тугарина.
"Беспокоясь о бабушке идущей в гости.
Беспокоясь о раненом воине."
Главный идеолог Соловей-разбойник не дремлет, делает карьеру в княжеском ЦК.
Глава 27.
"Битва".
Крушат богатыри святорусские татарское войско несметќное! ...
Глава 28.
"Чудо Георгия о Зелёном Змие."
Заморский рыцарь Георгий Победоносец на Руси дал бой Змию Зелёному спаивавшему народ. Однако, людишки беспечные да голи кабацкие отбили Змия у рыцаря, подняли Зелёного, отряхнули его и на руках с движем в город понесли! . ..
Глава 29.
"Битва".
Богатыри гнутся под ударами ордынских полчищ...
=6=
Глава 30.
"О сильном и храбром непобедимом богатыре Иване-царевиче."
Министр финансов К.Бесмертный получил княжеский выговор за разбазаривание казны и. сбежал, чтоб наложить на себя руки!... Его возлюбленная баба Яга пустилась на поиски своего Кащеюшки.
Глава 35. "Конец делу венец!" Гремят мечи русские булатные о шлемы бусурманские!... Русская сила одолевает ордынскую. По6еда и пир победиќтелей!.. А у князя Владимира свой пир идет... Он доживает дни в страхе перед русским народом.
АНТОН ЧУЖОЙ
"КИЕВ
ПРИ БАБЕ ЯГЕ"
"Что за прелесть
эти сказки!"
Пушкин
1
Как надо
грянываться оземь
В старину то было стародавнюю, небывалую. Жил да был в городе Муроме, в селе Карачарове Илья - крестьянский сын. Вспало Илье на ум попробовать плеч своих молодецких, князю Владимиру стольно-киевкому послужить, сыскать себе чести, а князю славы.
Шёл Илья в конюшенку стоялую, выводил коня за повода шелковые на широкий двор и принимался засёдлывать коня, закольчуживать: накладывал войлочек, а на войлочек подпотничек, потом клал седёлышко черкасское, а седёлко красиво изукрашено, разноцветными каменьями усажено, драгоценными шелками изукрашено и золотом красным обивано. Брал Илья с собою меч острый, своё длинное копьё мурзамецкое, брал он палицу тяжёлую, лук тугой, разрывчатый и много стрелочек калёных.
Испрашивал Илья у отца родного и у матушки любимой благословение родительское, садился молодец на добра коня и выезжал в раздольице чисто поле. Только видели добра молодца на коня сядучи, да не видели поедучи - в чистом поле куревко стоит, пыль столбом летит. Конь первый скок за целую версту скочил, а другой искок найти не могли. С горы на гору Илья на коне поскакивал, синие моря на окол скакал. Приезжал Илья в стольный Киев-град, заезжал ко князю на широкий двор. На коновязи княжеской три кольца: золотое - для княжеского коня, серебряное - боярское, медное - князей удельных. Становил Илья своего коня посреди двора, не привязывал его, никому не приказывал, сам шёл в палаты белокаменные. В палатах поклоны вёл по-учёному, на все стороны поклонялся, а князю Владимиру поклон нёс в особину. Говорил тут князь Владимир стольно-киевский: "А и гой еси ты, дородный добрый молодец. Ты откуда к нам пожаловал? Из какой ты земли, из какой орды? И как тебя молодца именем зовут, удалого величают по изочеству? А по имени тебе можно место дать, по отчеству тебя пожаловать".
Сказал Илья таковы слова: "Когда в Муроме у родного батюшки напашу я ржи, в скирды сложу, да домой выволочу, дома вымолочу, драни надеру, пива наварю, мужичков приглашу, тут станут мужички пиво пить да похваливать, меня покликивать: "Ай ты, добрый молодец Илья Иванович!" "Если ты, - князь молвил, - ко мне в услужение приехал богатырское, то сразу и в учение ступай. Есть у меня замысел большой: завожу я сейчас для вас, добрых молодцев, училище военное. Еда-питьё за счёт казны, постой бесплатный, а как выучишься, посмотрим, на что ты гож - в богатыри пойдёшь святорусские али в дружину княжецкую, а то в рать хоробрую.
СТР 60
Выгрянулся Илья из кувшина и говорит друзьям, дескать, так и так. Не позамешкались в те поры и Алёша с Добрынею - грянулись куницей да волком и по сторонам разбежались, а Илья у шатра остался татар сторожить. Бежал Добрыня куницею в юрты оружейные - у тугих сагайдаков тетивочки повыкусал. Бежал Алёша серым волком во конюшенки - добрых коней по чисту полю разогнал-разметал.
Как вернулись к шатру Добрыня с Алёшей, тут и татары главные из шатра выходят, велят хватать-казнить послов русских. Растолкали богатыри татар, распихали, за забор высокий покидали. Тогда бросились войны татарские к лукам своим тугим сагайдкам, хотят послов русских убить - а у луков тетивочки повыкусаны, кинулись они в конюшенки стоялые, хотят послов коньми стоптать - а кони по чисту полю разбежались.
Пошли тут татары на широк мамаев двор, а в плечах у каждого татарина косая сажень, меж глаз у каждого большая пядень, а головы у них так что пивной котёл. Пошли они на богатырей поодиночке. Стали богатыри татар попихивать, стали их поталкивать. Который татарин стоя стоит, тот и сидя сидит, а который сидя сидит, тот и лёжа лежит. Пошли татары по двое, по трое, потом навалило силушки на двор, что черна ворона. Видит тут Илья Муромец, что дело приходит тяжелёшенько, схватил он одного татарина за ноги и то оружие по плечу пришло. Стал он бить татар татарином - крепок-то поганый на жилочках, а что тянется лиходей да не рвется. Стал Илья по силушке похаживать, да тем поганым над головушкой помахивать, в одну сторону пойдёт - свалит татаровей улочкой, а поворот сделает - так переулочком. И прошёл Илья сквозь силу татарскую.
Жалко стало Добрыне товарища, что приустанет он, изводя татаровей, повыхватал он тогда из телеги ось тяжёлую, пошёл он тут осью помахивать, силушку татарскую да поколачивать.
Склад бабы Яги.
Долго ли коротко ли учились добры молодцы наукам воинским, а приспела им пора-время па подвиги учебные ехать. Обронил князь Владимир золотой поясок на пол и явился к нему Добрыня Никитич. Говорил князь: "Полюби-ка, Добрыня, слово мое, что я тебе говорю, сослужи мне службу великую. Снаряжайся - способляйся, добрый молодец, на подвиги ехать, пробовать плеч своих богатырских. А завелся, сказывают люди, на реке Смородине, Змей лютый, огнем он пышет и дымом дышит. За один присест целое поле хлебное пожрать может и реку воды выпить. Коров портит, девок пожирает или, наоборот, там разберешься. Проехать, как - знаешь? Как синь море объедешь, тем край света будет, а дальше Византия. С этого места левее бери и за полдня до Смородины доскачешь. Доспехи - справу богатырскую имеешь?" "Есть",- отвечает Добрыня. "Тогда к боярам ступай, скатерть-самобранку они тебе выпишут, а потом к бабе Яге пойдешь, она тебе ту скатерть выдаст под расписку". "Позволь, князь, слово молвить,- воспроговорил Добрыня Никитич. -Уговорился я на подвиги ехать вместе с Ильей, что из Мурома. Прикажи уж и на него довольствие получить". "Нечего! -отвечает князь. -И один справишься. Все. Ступай".
Сказано-сделано. Не ослушался Добрыня слова княжеского, кручинен - невесел, утопил очи ясные во кирпищат пол. Заходил Добрыня к боярам, а потом на задворье теремов княжеских отправился бабу Ягу разыскивать. А дворы у теремов велики были, пристроек да домушек большое множество, заплутать, как в лесу недолго. На этот случай поставлен среди двора камень с надписями указательными. Набрел Добрыня Никитич на камень тот и прочел на нем: "Направо пойдешь - к Кощею Бессмертному попадешь, налево пойдешь - к бабе Яге поќпадешь, прямо не ходи - там лужа, пропадешь". Идет добрый молодец налево, глядит - изќба стоит. Изба как изба, только ко двору задом повернута - ни окон, ни дверей не видать, одни бревнышки кругом, да снизу никак лапища куриные торчат. А по двору старушке старенькая идет, маленькая да худющая, нос крючком, на огромную клюку опирается. "Что ты, добрые молодец, невесел?- кричит старушонка страшным гоќлосом. -Что ниже плеч, Добрыня, буйну голову повесил? Не девицы ли красные над тобой насмеялися? Иль обошли тебя чашей радостною? Али князь службу непосильную наложил?" "Так и так,"-расќсказывает ей Добрыня свое бездолье. "Не печалуйся, не навек уезжаешь. Это дело поправное, свидишься еще с другом своим Ильюшею".
Подошла баба Яга к избушке и кричит громки: голосом: "Поворотись, изба на куриных лапищах, ко мне передком, к княжим палатам задищем!" Задвигались лапища, заскрипела изба, поворотилась как велено. Дверь в избе засовами из костей заложена, вместо замка череп навешен. А изба на лапищах подпрыгивает, на Добрыню псом пенным кидается, свалить его норовит. "Цыц! - кричит Яга избе страшным голосом. - Смирно стоять, душа куриная!" Усмиќрилась изба, стала как вкопанная. Тогда баба ига снова криќчит: "Эй засовы мои крепкие, отворитеся, эй замочки мои верные, отомкнитеся!" Подмечает Добрыня - баба Яга кричать кричит, а замки-то сама ключом отпирает, засовы-то сама руками снимает. " Что ж они, - говорит Добрыня, -сами не отмыкаются, не отпираются?" "Не кричи на меня", - отвечает баба Яга.-Так положено. Иль и вправду думаешь, что сами они отомкнутся?"
Взошли они в избу на курьих лапищах. Ходит Добрыня Никитич по избе, дивится - железочки везде, перевяшечки непонятные по полкам разложены, склянки расставлены. "Руками не трогать! - кричит баба Яга.- Не то заколдую". "Да что ты, старая, все кричишь, да чего ты на меня клюкой стучишь?" "Да как же не кричать? - заговорила баба Яга человеческим голосом, без крика. - На людей не кричать - они тебе мигом на шею сядут и помелом погонять станут. Один придет, кричит - рубаху выдавай, другой криќчит - лапти гони. Я и кости коровьи на двери приделала для устрашения, чтоб близко подходить боялись, а иначе б весь склад давно растащили. А с кого б за пропажу спросилось? С меня - заведующей складом".
А Добрыне железки-деревяшки посмотреть хочется. "Покажи ты мне, добрая старушка-бабушка, как у тебя здесь все распрекрасно устроено"- просит Добрыня. Слово такое уветливой Яге показалось да полюбилось, стала она добру молодцу все показывать да рассказывать. "Вот, -говорит, клубочек лежит, он дорогу показывает. И колечко вот это тоже всякую дорогу знает, и лягушка эта в банќке, она куда хочешь выведет. Это вощи у меня, которые напрокат я даю красным девицам, тем, что суженых своих да братишек пропавших разыскивают. Жаль лягушкой они брезгуют - тридцать уж лет лягушка в отставке живет, а нюх чудесный у ней, на рыжих особенно, вроде тебя. Как идут девки красные на поиски, так выдаю я им по три пары этих вот башмаков железных, да по три посоха железных и по такому вот железному пирожку. Как они все это изведут-сотрут, так и суженых своих и братишек найдут, а там на радостях и за прокат мне заплатят".
"А что это за сапоги стоят дырявые?"- Добрыня спрашивает."Горе ж мне с сапогами с этими,- отвечает старая. - Сапоги эти скороходами называются, да только на них нынче спроса нет. Подошве, вишь, прохудились, как тут в них побежишь, когќда ногу ветром насквозь просвистывает. А кожи волшебной на заплатку теперь нигде не достать. Это тебе не прежние времена. Да и плохи сапоги в работе стали - тяги нет, ослабла". "А тоќпор вон тот на ящике лежит, зачем это?"- смотрит Добрыня. "Это все вещи нужные. Топором тюкнешь - корабли но морю плывут, купцы у тебя приказов спрашивают, в другой раз тюкнешь - нет кораблей. А как этот ящик откроешь - сад чудесный кругом раскинется, закроешь ящик - нету сада. И вот рог лежит, когда протрубишь в него- войско несметное явится, любого врага перебьет, еще протрубишь - нет войска. А это мешок, из которого колотушки выскакивают, кого хочешь отлупят. Топор, ящик, рог да мешок еще Рюрик -князь северный в Киев привез, из них люди выскакивают варяжские, да за услуги берут больно дорого, вот на вещи-то эти и нет спросу в Киеве".
Ходит Яга по складу, Добрыню за собой водит, все ему показывает, руками трогать разрешает. "Это, - говорит, "ковер-самолет. Видишь, на нем поля, реки, города разные расписаны? Во что ткнешь булавочку, туда и полетит. Только списанный он уже, моль его потратила". - Добрыня книгу толстую в руки берет, а Яга объясняет: "Книга эта - волшебная, все она видит, где что делается. Есть у меня еще яблочко всевидящее наливное на серебряной тарелочке, тоже не хуже книги работает, тоже про все волхвует, все просказывает. Только взяли его недавно". "А что ж у тебя книга-то вся щами да квасом залита?" А-а" По книге этой сам Владимир-князь всякое сраженье наблюдать любит, см-то он в сраженье никогда не ездит. А сраженье ведь по два, по три дня происходит, князю-то за это время не один раз есть захочется. Говорю я ему - не читай за едой, не читай за едой, да разве ж он меня, старую, послушает...В одно время я из книги этой даже ногу вынула куриную нееденную -на том месте, где половцы наших побили. Расстроился князь, даже ногу есть не стал". Повертел Добрыня книгу, понюхал, на место положил. "Иди-ка сюда, зовет его баба Яга, - что покажу. Вот два пузырька эти - угадай, что в них налито". Глядит Добрыня - вроде вода прозрачная. "Угадал, - говорит старуха,- вода только какая?" "не ведаю, - говорит Добрыня, не знаю. "А какая?" "То-то и оно, что я и сама не знаю, в котором пузырьке вода живая, в котором мертвая. Наклейки, вишь, облетели и не разберешь теперь. Был тут ворон у меня, что занимался оживлением, да угораздило его в лапы попасть к коту Баюну заморскому, который Владимиру-князю на ночь сказки сказывает. И никто теперь не ведает, сколько капель надо брызгать на мертвого, с какой воды начинать, с какой стороны к телу мертвому подходить-с восточной али с западной. И вообще, мне кажется, вся эта вода при нынешнем христианстве недействительна. Ладно, черт с ней, с водой, на-ка лучше стрелу посмотри. Оставляешь ты, к примеру, эту стрелу жене своей Авдотьюшке, когда на битву уходишь и говоришь - как из стрелы этой кровь закаплет, знай, что со мною беда. Вот из этой дырочки кровь и должна закапать". - баба Яга в дырочку подула, ногтем ее поковыряла,- "Засорилась дырочка. И -эх все в упадке - мужчины в доме нет, а моих сил женских на все н хватает!" Расстроилась баб Яга, слезу пустила. Утешает ее Добрынюшка: "Не печалуйся, бабушка, найдем мы тебе женишка". Богатыря-отставничка какого-нибудь сосватаем. Не кручинься, давай мы лучше шапку вот эту посмотрим. Расскажи мне, что в ней за хитрость такая. "Утешилась старая отставничком и Добрыне про шапку рассказывает: "Это, добрый молодец, шапка-невидимка. Раньше озорники ее всякие брали -кому в бане за бабами подглядеть незамеченным, кому в чужом дому украсть, кому тайны княжеские подслушать. Так ты скажи мне, до чего ж глуп народ! В бане, как бабу увидит, так сразу разгорается, раздевается и к ней лезет. И шапку скинет! Отдубасят его баба шайками. А кто в дом чужой за поживой легкой заберется, как начнет все тащить, в мешки укладывать, рыться везде! Побольше нагребает, в шапке-то меховой упарится, так шапку тоже скидает и прет с чужим добром на улицу, людям на потеху... А который в княжескую гридню крадется тайн выведывать, так быстрее всех тот попадается: только князя завидит, сразу - бух на колени и шапку долой. И холопская же привычка! Ну, бьют их всех проказников а мне за ними ходи, шапку казенную разыскивай. Была б я дурра, чтоб еще хоть раз кому ее выдала! Ладно, Добрынюшка добрый молодец, хватит с тебя (на первый раз). Как-нибудь еще заходи, покажу тебе-тут народец у меня живет чудной всякий. Ну, сейчас я тебе самобранку твою выдам, а то мне еще надо тебя накормить-напоить, в баньке выпарить, спать уложить, еще там чего-то сделать... а-а!-зубы наточить. Хлопот-то, хлопот с этими гостями!" "Зачем же мне баню топить, я вечор напарился, да и не голоден пока..." "Такой у нас в лесу порядок был, обычай. А обычаи кому-то надо блюсти, захиреют они иначе. А зубы-то зачем точить?! Вот дурость-то эти обычаи, ох хлопот-то! Ты здесь подожди, яблоки, что в валенке не ешь -это молодильные, дозревают, а я тебе самобранку твою вынесу".
Не успел Добрыня Никитич повернуться, как баба Яга уже какой-то узел тащит, упирается. "Вот тебе, -говорит, - скатерть твоя, самобранка, распишись". "А что ты в скатерть туда завязала?" "Как это что? Пайки тебе суточные на время подвигов, как и требовалось". "какие пайки? - удивляется Добрыня. -Скатерть-то самобранка волшебная должна быть, сама всю еду обеспечивать!" "Тут-то и ошибся ты, Добрыня Никитич! Никогда не бывала скатерть-самобранка волшебной, это только бабы болтают незнающие. Вот разве что можно из нее шатер на привале поставить -скажешь: шатер златеверхний, белополотняный, будь! И будет тебе шатер. А разве ж это волшебство? Так, баловство одно. Ладно, молодец, расписывайся за скатерку, да побегу я, недосуг мне". Брал Добрыня скатерть-самобранку, бабе Яге кланялся, да и был таков.