Шаффер Антон : другие произведения.

Что и почему мы читаем в метро

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Что и почему мы читаем в метро
  
   Что бы там кто не говорил, а мы, похоже, все-таки остаемся самой читающей нацией в мире. И чтобы убедиться в этом окончательно и бесповоротно, достаточно всего лишь спуститься в метро. Вам никогда не приходило в голову, что типичный вагон московского метро чем-то похож на переполненный читальный зал какой-нибудь небольшой библиотеки? Вот только интересно, какая подборка книг в этой библиотеке.
  
   Читать в метро всегда было в традиции москвичей. Сумасшедший ритм жизни, отсутствие свободного времени вынуждают нас зачастую открывать книгу только в темных тоннелях, в несущихся от станции к станции поездах. Да и чем еще заняться в метро, кроме как не увлечь себя очередной историей, тем самым скоротав время пути.
   Прежде чем начать разговор о популярной у ездящих в московской подземке литературе, стоит определиться, кто в этой самой подземке ездит. Ответ прост - чаще всего это люди в диапазоне от 17 до 55 лет, то есть, начиная от студентов первых курсов и заканчивая теми, кто вот-вот выйдет на пенсию. Если разбить их на возрастные группы, то их получится две - молодежь и люди зрелого возраста. Ко всему прочему пассажиров можно разбить на две группы и по половому признаку - на мужчин и женщин. Исходя из этого, и подойдем к вопросу.
   Сразу скажем, и это хорошо известно, что чаще всего у человека, читающего в метро можно увидеть книжку карманного формата в мягкой обложке. И это понятно - их удобно возить с собой. Если заглянуть через плечо читающего подобную книгу, то сразу становится ясно, что пассажир увлечен закрученным или не очень детективным сюжетом. Детектив этот чаще всего написан каким-нибудь популярным российским автором. Реже, хотя и не намного, под обложкой кроется любовный роман. Здесь авторы преимущественно иностранные. Но не всегда. Нет-нет, а промелькнет кто-нибудь с книжкой Екатерины Вильмонт и ей подобных. Почему отечественные пассажиры увлекаются заграничными любовными историями, сказать сложно, зато выбор отечественных детективов вполне объясним - с утра прочитал в метро, а вечером уже видишь любимых героев по телевизору.
   Говоря об этом сорте литературы, безусловно, можно констатировать, что она находится в руках у людей за тридцать, хотя иногда и молоденькие девушки бывают замечены в метро с очередным ироническим детективом Дарьи Донцовой. Но в целом молодежь предпочитает других авторов, пишущих совсем о других вещах.
   Молодое поколение выбирает литературу модную, а кто ее напишет, зависит как раз от этой самой моды. Еще недавно все зачитывались, проезжая станции, толстыми романами Мураками. До этого все считали своим долгом появиться в метро с книжечкой Коэльо, а еще раньше - с Маркесом. Мода на "латиносов" сменяется модой на "японцев", а затем еще на кого-нибудь. Сегодня, кстати, постепенно в моду входят французские авторы, вроде Вербера или Бегбедера.
   Отдельную группу читающих в метро составляют любители жанра "фэнтази" и тому подобной литературы. Как правило, это лица мужского пола до тридцати лет. Хотя и здесь бывают исключения - взять хотя бы всеобщее повальное чтение "Дозоров" или "Гарри Поттеров".
   Ко всему стоит добавить, что еще одной группой книг, которую можно встретить в метро, являются популярные на данный момент бестселлеры. И здесь национальность автора не играет никакого значения - им может быть как Виктор Пелевин, чья "Generation "П"" была в руках у каждого второго пассажира в конце 90-х, так и Дэн Браун, которого все те же пассажиры жадно читают сегодня. Причем пассажиры эти могут быть самого разного возраста, но, и это удивительно, из старшей возрастной группы ими чаще оказываются женщины! Не верите - присмотритесь сами.
   Но, конечно, и среди читающих в метро есть свои исключения. То есть те, кто вопреки всем новомодным и популярным ветрам предпочитает совсем другое чтиво. Пожалуй, только у нас в метро можно увидеть человека, скользящего взглядом по строкам "Войны и мира" или "Преступления и наказания". Но, повторимся, таких - единицы.
   Почему мы предпочитаем читать в метро ту литературу, о которой шла речь выше? Ответов здесь может быть несколько. Первый, и самый простой, - это не самая тяжело восприимчивая литература в интеллектуальном плане. Она читается легко и непринужденно, не требуя глубоких раздумий. А что еще нужно, когда с утра, еще не проснувшись, едешь на работу или возвращаешься после той же самой работы, уставший, домой? Вторая причина кроется в том, что мы читаем то, что действительно популярно - это читают все. Ну, и в третьих, у нас в руках те книги, которые нам интересны.
   Глядя на тот хоть и короткий список, который получился у нас, можно подумать, что среди читающей публики явно намечается тенденция к переходу на более легкие жанры литературы. Но это не совсем так, хотя в метро один читающий последний роман Липскерова приходится на сотню, а то и больше, читающих новинку от Марининой. Дело просто в том, что метро все же не то место, где можно отвлечься от всего и подумать над прочитанным. Метро требует быстрой литературы, такой же, как оно само. А потому не стоит делать скоропалительных выводов, так как никто не знает, что читает твой сосед по сидению в вагоне дома, в спокойной обстановке, располагающей к неторопливым размышлениям над только что прочитанным.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"