Шаффер Антон : другие произведения.

Юкио Мисима: В ожидании смерти

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
   ВЕЛИКИЕ ИГРОКИ \ КОНТРИГРА ДЕКАБРЬ 2004
  
   "Вот всё, что мы знаем о нём, и вряд ли когда-либо узна-
   ем больше: смерть была единственной его мечтой.
   Смерть представала перед ним, прикрывая свой лик
   многообразными масками. И он срывал их одну за дру-
   гой, срывал и примерял на себя. Когда же ему удалось
   сорвать последнюю из масок, перед ним, должно быть,
   предстало истинное лицо смерти, но мы не знаем, спо-
   собно ли было даже оно привести его в трепет. До это-
   го момента желание умереть заставляло его неистово
   стремиться к новым маскам, ибо, обретая их, он посте-
   пенно становился всё прекраснее. Следует помнить,
   что у мужчины жажда стать красивее совсем иной при-
   роды, чем у женщины: у мужчины это всегда желание
   смерти..."
  
   "Дом Киоко" Юкио Мисимы
  
   Юкио Мисима -- самый
   значительный писатель
   Японии в послевоенный
   период. В своей работе и
   жизни, включая и
   шокирующий акт
   самоубийства, он ясно
   показал агонию Японии как
   нации, диссонанс между всё
   еще существующим
   традиционным образом
   жизни и нарастающими
   требованиями европеизации
   традиционного японского
   общества. Самурай Юкио
   Мисима покончил с собой,
   сотворив ритуальное
   "сэппуку" -- это то же самое,
   что и харакири, но по-
   настоящему, по-самурайски.
   Младший боевой товарищ
   Мисимы по имени Морита
   довершил обряд, отрубив
   поверженному герою голову
   -- так требовала самурайская
   этика. После чего "сэппуку"
   совершил уже Морита, и это
   тоже входило в правила
   обряда. Самому же Морите
   голову отрубил другой
   соратник по "Татэ-но-Каи" --
   его звали Фуру-Кога...
  
   ЮКИО
   МИСИМА:
   В ОЖИДАНИИ СМЕРТИ
  
  
   Хираока Кимитаке
   родился 14 января
   1925 года в столи-
   це Японии городе Токио. Будучи сы-
   ном высокопоставленного служа-
   щего, он получил образование в
   престижной школе пэров в Токио.
   Он начал писать очень рано и опуб-
   ликовал свой первый короткий рас-
   сказ под псевдонимом Юкио Миси-
   ма, когда ему было всего шестнад-
   цать. Когда началась вторая миро-
   вая война, он хотел попасть в ар-
   мию, но это ему не удалось. Во вре-
   мя войны он работал на фабрике в
   Токио и продолжал пытаться пи-
   сать. После поражения Японии он
   занялся изучением права в Токий-
   ском университетеи в 1948-1949 го-
   дах работал в Министерстве финан-
   сов. В 1949 году был опубликован
   его второй роман "Признание мас-
   ки", который принес ему быструю
   славу. История мальчика, открыва-
   ющего свою гомосексуальность и
   вынужденного прятать ее за мас-
   кой, была благосклонно принята
   японскими подростками, которым,
   казалось, не хватало такой литера-
   туры. Затем последовали другие ро-
   маны, включая "Запретные цвета"
   (1953), "Башня золотого павильона"
   (1959), "Моряк, которого отвергло
   море" (1963), "Солнце и сталь"
   (1968). Мисима также написал мно-
   гочисленные сценарии, в частности
   знаменитую "Мадам де Сад" и неко-
   торые другие, для театра Кабуки и
   современного театра "No drama".
   Уже в 1945 году, когда стало ясно,
   что императорская Япония обрече-
   на, и все ждали неминуемой гибели,
   двадцатилетний Мисима начал гре-
   зить о смерти ("И вновь, с ещё боль-
   шей силой, я погрузился в мечты о
   смерти, в ней видел я подлинную
   цель своей жизни..."), тем не менее
   от реальной возможности умереть
   в этот период своей жизни он укло-
   няется -- под предлогом слабого
   здоровья избегает призыва в ар-
   мию. Потом ещё не раз умозритель-
   ное влечение к смерти будет отступать при возник-
   новении не воображаемой, а реальной угрозы,
   только к концу жизни жажда саморазрушения ста-
   нет неодолимой.
   Пятидесятые годы для Мисимы -- период мета-
   ний, попыток уйти от главного проклятия его жиз-
   ни (если это было проклятием) в литературу, театр,
   спорт -- то самое "срывание с лика смерти её мно-
   гообразных масок".
   В1952 году, совершая первое кругосветное
   путешествие, двадцатисемилетний писатель попа-
   дает в Грецию, которая производит настоящий пе-
   реворот в его душе. В мраморных статуях антич-
   ных богов и атлетов Мисима открывает ранее ка-
   завшееся ему немыслимым "Бессмертие красоты".
   Болезненного, хилого, одолеваемого мрачными и
   страшными видениями молодого человека не-
   удержимо влечёт к солнцу, физическому и духов-
   ному здоровью, гармонии тела и души. "Греция из-
   лечила меня от ненависти к самому себе, от одино-
   чества и пробудила во мне жажду здоровья в ниц-
   шеанском смысле", -- вспоминал впоследствии
   писатель.
   Изменения в жизни Юкио Мисимы начались в
   1960-е годы. Западная публика с удивлением на-
   блюдала, какэстет, приверженец западной тради-
   ции и завсегдатай светской хроники Мисима мед-
   ленно, но верно начинает превращаться в фана-
   тичного националиста, ревнителя национальных
   японских традиций. Достаточно быстро национа-
   лизм писателя получил политическую окраску --
   он начинает исповедовать крайне правые, монар-
   хические взгляды. Естественно, что подобный
   сдвиг в сознании и мироощущении не мог не отра-
   зиться и в творчестве. В свет выходят первые эссе
   Мисимы, посвященные самурайской этике и тради-
   ции. Вслед за этим писатель начинает публичные
   выступления, обращенные в первую очередь к
   японской молодежи, которая, по его мнению, наи-
   более сильно подвергалась влиянию мощнейшей
   пропагандистской машины Запада. Стремясь об-
   лечь свои взгляды в реальную политическую фор-
   му, Мисима приступает к активным поискам поли-
   тических сил, которые способны изменить япон-
   скую прозападную ориентацию. Сначала его взгляд
   обращается на японские силы самообороны. Он за-
   водит довольно влиятельные знакомства в армей-
   ской среде, начинает часто появляться в обществе
   представителей японской военной элиты. Апофео-
   зом политической деятельности писателя стано-
   вится появление воинствующего ультраправого
   "Общества щита".
   Будучи ортодоксальным традиционалистом, пи-
   сатель, как и любой японский мужчина, был женат.
   Но, несмотря на это, он никогда не прекращал по-
   сещать бары геев в районе Гинзы в Токио. Он пре-
   зирал женоподобных мужчин и был тем, кого япон-
   цы называют "носителем двух мечей", что означа-
   ло, что он свободно себя чувствовал как с мужчи-
   нами, так и с женщинами, но большее предпочте-
   ние отдавал мужчинам. Его женитьба была тем фа-
   садом, который заставлял его соблюдать прили-
   чия, -- фасадом, за который его вдова заглянула
   только после его смерти, просматривая газетные
   отчеты о гомосексуальности своего мужа.
   Изнурительные военные тренировки в армей-
   ских лагерях и выступления на митингах все же не
   могли отвлечь Мисиму от его основного занятия --
   писательской деятельности. В 60-х годах Мисима
   проявил себя как талантливейший драматург. Те-
   атр привлекал его всегда, но именно в этот период
   он решил воплотить свои театральные замыслы.
   Писал он как всегда оригинально. В токийском оте-
   ле "Тэйкоку" снимался специальный номер, в кото-
   ром Юкио уединялся на последние три дня каждо-
   го второго месяца. Учитывая талант и способности
   Мисимы, этого было достаточно. На создание од-
   ной пьесы ему обычно хватало и одной ночи. Ос-
   тальное время он занимался исправлениями, вне-
   сением поправок и корректурой. Именно на этом
   этапе своего творчества Мисима вводит в моду
   своего рода новую структуру театральной пьесы
   -- каждый новый акт начинался с последней реп-
   лики акта предыдущего.
   Тематика пьес Мисимы была самой разнообраз-
   ной, но наибольший общественный резонанс вы-
   звала постановка на японских театральных подмо-
   стках его работы 1968 года "Мой друг Гитлер". Дей-
   ствие пьесы разворачивалось в далеком 1934 году,
   во время "Ночи длинных ножей", а главным героем
   выступал вождь нацистских штурмовиков Эрнст
   Рём. Именно он и называл Гитлера своим дру-
   гом. Но это мало кого интересовало, и со всех сто-
   рон послышались голоса, что своим другом Гитле-
   ра называет сам Мисима. Любовь к эпатажу и неод-
   нозначным персонажам мировой истории застави-
   ла Мисиму написать еще одну пьесу, которая полу-
   чила наибольшую известность из всех его работ за
   пределами Японии -- пьесу "Маркиз де Сад". Эта
   пьеса была и наиболее близка самому автору -- он
   писал о писателе, который, так же, как и сам Миси-
   ма, работал по ночам, был неудовлетворен окружа-
   ющей его действительностью и предчувствовал ее
   гибель. К слову сказать, на протяжении всей пьесы
   сам де Сад на сцене не появлялся ни разу.
   "Маркиз де Сад" стал своего рода последней эс-
   тетской забавой Мисимы, своеобразным мостком
   из века двадцатого в новое время, а затем в сред-
   невековье, в котором автор и проведет последние
   годы своей жизни. С конца 1960-х годов Мисима
   начинает готовиться к смерти. Он дописывает по-
   следнюю часть трилогии "Море изобилия", кото-
   рую считал главным трудом в своем творчестве. По
   большому счету, можно сказать, что он в этот пери-
   од поставил окончательную точку в истории свое-
   го земного существования. С присущей ему акку-
   ратностью он начинает приводить в порядок дела.
   Заканчивает недописанные эссе, прощается с дру-
   зьями. Он уже не живет, а доживает. Впереди его
   ждет сотни раз описанный им же самим "экстаз
   смерти", "высший момент бытия".
   Уйти из жизни банально Мисима не мог. Он ощу-
   щал себя воином, средневековым самураем, по-
   следним защитником национальной японской тра-
   диции. И умереть он должен был как воин. В загово-
   ре, составленном "Обществом щита", Юкио принял
   самое деятельное участие. Он прекрасно понимал,
   что в Японии 1970-х годов осуществить традициона-
   листский государственный переворот невозможно.
   И все же он участвовал в нем. Почему? В этом была
   вся его суть. Мазохизм, понимание невозможности
   осуществления задуманного не останавливали его,
   а наоборот, подстегивали. Он ощущал всю трагич-
   ность своего положения, трагичность своего обра-
   за. Но он наслаждался этим. Развязка наступила 25
   ноября 1970 года. Ровно в 11 утра из машины, стояв-
   шей на территории столичной военной базы "Ити-
   гая", вышел одетый в опереточную военную форму
   человек. На боку у него висел старинный, производ-
   ства шестнадцатого века, меч. Вслед за ним из маши-
   ны вышли еще четверо одетых в точно такую же
   форму молодых людей. Прибывших встретили и
   проводили в кабинет коменданта базы генерала Ма-
   ситы. Как только дверь в кабинет закрылась, ровно в
   11:05 по сигналу Мисимы четверо сопровождавших
   его юношей набросились на генерала, связали его и
   забаррикадировали дверь. На шум тут же прибежа-
   ли несколько офицеров, которые попытались про-
   никнуть в кабинет. Но Мисиме, обладателю пятого
   дана по фехтованию, ничего не стоило отбить их
   беспомощные попытки освободить своего началь-
   ника. Заговорщики потребовали созвать на плацу
   всех солдат военной базы, что и было сделано в
   11:30. В полдень Мисима вышел на балкон и, взо-
   бравшись на парапет, картинно замер. Вслед за этим
   он начал произносить заранее подготовленную
   речь, но его голос заглушался рокотом полицейских
   вертолетов, которые уже кружили над базой.
   Обращаясь к солдатам, Мисима спрашивал их:
   "Самураи вы или нет? Мужчины или нет? Зачем же вы
   защищаете конституцию, которая запрещает сущест-
   вование армии?". В ответ от солдат до него доноси-
   лось: "идиот", "слезай оттуда", "пристрелите его". И
   вскоре писатель понял всю тщетность своей попыт-
   ки. Вернувшись в кабинет, он сказал своим сопро-
   вождающим: они даже не слушают меня. После этого
   он расстегнул мундир, надетый на голое тело, снял
   часы и сел на красный ковер. Один из юношей протя-
   нул ему перо и бумагу -- Мисима хотел, по самурай-
   скому обычаю, написать своей кровью последнее
   стихотворение. Но со словами "это мне не понадо-
   бится" писатель взял кинжал, трижды выкрикнул:
   "Да здравствует империя!" -- и вонзил клинок себе в
   живот. Сделав горизонтальный разрез, Мисима упал
   лицом вниз. Молодой человек, который, по обычаю,
   должен был отрубить голову, трижды нанес удар по
   шее еще живого писателя, но так и не смог справить-
   ся со своей задачей. Тогда другой участник ритуала,
   вырвав у него меч, довершил дело.
   Так завершилась жизнь одного из самых неодно-
   значных и во многом не понятых писателей двадца-
   того века Юкио Мисимы. Он предпочел уйти из жиз-
   ни в соответствии со своей концепцией Красоты, ко-
   торая включала наличие трех основных составляю-
   щих -- Ночи, Крови и Смерти. Все было почти так,
   кроме одного -- на улице был осенний день. За 25
   лет своей творческой деятельности Мисима напи-
   сал 40 романов, 18 пьес, десятки сборников расска-
   зов и эссе. Он ушел из жизни в 45 лет. И это был его
   добровольный выбор -- выбор последнего япон-
   ского самурая двадцатого столетия. И иначе просто
   не могло быть. Так бывает всегда, когда Прекрасное
   и Смерть являются единым целым, когда жизнь все-
   го лишь мгновение, яркая вспышка в Ночи.
   Он предпочел уйти из жизни в
   соответствии со своей концепцией
   Красоты, которая включала наличие трех
   основных составляющих -- Ночи, Крови и
   Смерти.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"