Аннотация: О будущем человечества идут нескончаемые споры. В данной книге развиваются идеи писателя В. Галина с учетом достижения русской культуры.
ТОМ 1
Французский учёный Ламарк написал, что призвание человека, заключается в том, чтобы уничтожить свою среду обитания, сделав её предварительно непригодной для жизни.
Валентин Распутин.
Люди ничего не делают для своего выживания.
Василий Галин.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Из всего, что мне доводилось в последнее время читать о будущем человечества, наиболее серьёзным трудом я считаю книгу писателя и учёного Василия Галина "Последняя цивилизация. Политэкономия XXI века", вышедшую в Москве в издательстве "Алгоритм" в 201 3 году. В ней он показал, что человечество, занятое своими повседневными (как правило, мелочными) делами, ничего не делает для своего выживания, хотя опасность самоубийственной глобальной ядерной войны ныне велика, как никогда прежде, а состояние окружающей природной среды даже конференцией ООН признано угрожающим, и учёные-экологи спорят лишь о том, через сколько десятилетий - через два или три - население Земли ожидает непоправимая катастрофа. Но и эти тревожные сигналы ни индивиды, ни государства, ни международные организации не принимают во внимание, и положение продолжает ухудшаться. И потому скорая гибель нашей нынешней цивилизации неотвратима. Но сегодня ведь не V, а XXI век. Тогда, в конце эры античности, например, на смену рухнувшей Западной Римской империи пришли варвары-германцы, образовавшие на этих землях свои королевства, которые, пережив страшную разруху (отчасти германцами же, свергнувшими в 476 году власть последнего римского императора, и учинённую), через тысячу лет едва достигли уровня развития Древнего Рима. А наша цивилизация -последняя на Земле, никакая другая на её место не придёт. Наша последняя цивилизация давно приняла всемирный масштаб и характер, и упадок будет всеобщий и настолько глубоким, что немногие люди, если таковые где-нибудь останутся в живых, окажутся ввергнутыми в каменный век, только с заражённым газами и радиацией воздухом и отравленным источниками воды. Все эти отравления-заражения произойдут и без ядерной войны, потому что химические и металлургические комбинаты, АЭС, секретные лаборатории по изготовлению бактериологического оружия и другие опасные производства, оставшись без квалифицированного обслуживания, выйдут из строя, часто со взрывами, выделяя ядовитые отходы. Так что, наверное, единственным способом для этих жалких остатков человечества окажется переход к каннибализму. Но это будет не выживание, а кратковременное дожитие- существование до момента, когда последний людоед съест предпоследнего людоеда. Поэтому, повторяю, за нашей цивилизацией никакая иная не последует, то есть род человеческий на этом закончит своё существование. Так произойдёт, можно сказать, рукотворный конец света, потому что все предпосылки для его печального конца созданы самим человеческим родом.
Ну, и к чему тогда все эти грандиозные достижения научно-технического прогресса, которыми мы так гордимся, великие произведения литературы и искусства, труды лауреатов Нобелевской и других престижных премий, если после нас через несколько поколений ими некому будет пользоваться, и они останутся мёртвыми игрушками для ветра и других безжизненных природных стихий? Великолепные здания - особняки мультимиллиардеров заселят крысы и обезьяны, а небоскрёбы, превосходящие по высоте Вавилонскую башню, станут прибежищем горных орлов или иных представителей царства пернатых (если дело не дойдёт до глобальной ядерной войны, уничтожающей всё живое). А затем станут жертвами всё поглощающего времени, превращаясь в жалкие обломки, зарастающие мхом и сорной травой. И это (плюс кучи разлагающегося мусора) всё, что останется от рода человеческого, горделиво величающего себя Человеком Разумным и венцом творения.
Неужели ради такого глупого конца человек жил на нашей планете миллион лет, боролся за своё выживание, вёл войны, создавал шедевры поэзии и наслаждался ею?.. Что это - естественный конец всего живого (как дожил старик до 120 лет, силы его истощились и он умирает) или же следствие неразумного поведения, ведущего к преждевременной гибели?
Казалось бы, книга В. Галина должна бы взволновать всё население планеты, стать предметом широкого обсуждения и глубокого изучения, побудить власти и учёное сообщество принять срочные меры по обузданию злостных нарушителей норм гармоничного сосуществования людей друг с другом и с окружающей природной средой и разработать долгосрочную программу исследований данной проблемы, включая перестройку систем образования и воспитания граждан, устранения устаревших социально-экономических систем, принятие строгих законов, соответствующих степени грозящей нам всем опасности, обращение к жителям Земли и к ООН и т. д. Но российские СМИ книгу В. Галина, по сути, не заметили - либо по недомыслию, либо из-за нежелания тех сил, интересы которых эти СМИ охраняют...
Я бы назвал эту книгу Василия Галина гениальным трудом, хотя и без недостатков.
Этот труд оставляет далеко позади творения прославленных футурологов как Запада, так и наших российских всех прорицателей (о них ниже будет особый разговор). Поражает и смелость учёного, не побоявшегося высказать человечеству в лицо картину его неразумного поведения и образа жизни, обречённого на печальную кончину, причём его агония уже началась... Я бы также добавил, что не всякое издательство взяло бы на себя риск выпуск в свет такого труда, отнюдь не внушающего людям оптимизма. Отмечу, что В. Галин был не одинок, у него были предшественники, о которых ниже также пойдёт речь.
Но, на мой взгляд, недостатки книги В. Галина заключаются в следующем.
Во-первых, В. Галин не стал вникать в глубинные причины такого исхода исторического процесса, связанные с самой природой человека, какой она исторически сложилась. Он предпочёл отделаться пустым намёком на возможное наступление некоей спасительной Экономической Сингулярности, призванным лишь смягчить впечатление от своей "страшной" книги. Во-вторых, он ограничился приведением мнений учёных Запада, от которых ожидать нечего, ибо они "смирились с тем, что живут на пороховой бочке, фитиль к которой уже подожжён и его никто не сможет погасить" Возможно, это произошло потому, что он (хотя у него есть работы и по русской истории), по основной специальности, видимо, американист и экономист. В-третьих, В. Галин пренебрёг теми глубокими мыслями о корнях именно такого хода и исхода исторического процесса, высказанные гениями русской культуры.
В предлагаемой книге предпринята попытка устранить недостатки в трудах В. Галина. Конкретно:
1) Рассмотрена деятельность современного человека в разнообразных её аспектах, которые не были учтены В. Галиным (отношение к войне и миру, к окружающей природной среде, к борьбе за власть, идущей во всяком человеческом обществе и т.д.);
2) Составлен обзор взглядов зарубежных и русских футурологов на будущее человечество;
3) Сделаны выводы из трудов русской культуры, открывающих возможность выхода из нынешнего всесветного тупика.
Автор старался быть убедительным и потому использовал материалы из истории разных стран и эпох, вследствие чего книга получилась большого объёма. Поэтому единый по замыслу труд пришлось разбить на несколько томов. Данное предисловие, как и последующее введение относятся не только к первому тому, но и ко всей, состоящей из ряда томов, книге.
Человечество всегда интересовалось своим будущим, но лишь в последние годы стали появляться прогнозы всё более пугающие людей предупреждениями о предстоящей эпохе грозных катаклизмов, вызванных природными стихийными явлениями, грозящими человечеству серьёзным ухудшением условий жизни, а то и всеобщей гибелью.
Причины этого можно понять. Угроза ядерной войны, загрязнение почв, океана и атмосферы заставляет многих людей задуматься о том, правильно ли мы ведём себя в этом мире.
Одним из таких предупреждений служит книга Василия Галина "Последняя цивилизация. Политэкономия XXI века" (Москва, "Алгоритм", 2013). В ней этот учёный и писатель, основываясь на многочисленных трудах авторитетных исследователей и мыслителей Запада, предсказал, что человечество доживает последние десятилетия своего существования, после чего биологический вид homo sapiens вымрет. Так погибнет, возможно, единственный очаг разумной жизни во вселенной. И этот процесс уже необратим, поскольку вступил в свою завершающую стадию.
Я считаю книгу В. Галина очень глубоким трудом и к его предостережениям следовало бы отнестись со всей серьёзностью. В тоже время я полагаю, что книга не лишена недостатков и что пусть и минимальный шанс на спасение человечества есть. В чём заключается суть предостережений В. Галина и в чём заключается возможность спасения рода людского - этому и посвящена данная моя книга, состоящая из трёх томов. Конечно, в любую эпоху находились люди которые предвещали скорый конец света. Бывало даже что члены некоторых сект распродавали имущество, одевались в белые одежды, брали в руки оливковые ветви и выходили навстречу со Спасителем, что должно было означать наступление Страшного суда и воздаяние каждому по его делам. Иногда такая же идея охватывала огромные массы верующих. Но всякий раз ожидания конца света не оправдывались и жизнь продолжалась своим чередом.
Однако сегодня признаки приближения Апокалипсиса становятся настолько явными, что даже самые убежденные оптимисты начинают бить тревогу. Свидетельства такого рода и собраны в книге В.Галина
Тут бы нам осмыслить высказывание музыканта Владимира Спивакова "Мы улучшили условия жизни, но потеряли ее смысл". Но нам ведь всем некогда думать о таких высоких материях, нас заедает текучка, мы едва справляемся с делами, которые считаем неотложными (а по сравнению с вопросом о смысле жизни эти наши дела оказываются мелкими делишками). Тем более, что находятся "утешители": так, кинорежиссер Карен Шахназаров говорит, что история развивается по законам, которых мы не знаем, и она иногда выкидывает такие коленца, каких никто не мог предвидеть. Я не могу противостоять неизвестным нам законам истории, но хотелось бы, чтобы эти неожиданности способствовали продолжению жизни человечества, а не его скорой гибели. История же идет своим чередом, научно-технический прогресс развивается стихийно, хватает человека за шкирку, и тот вынужден волочиться туда, куда его ведут, как это происходит до сих пор.
ВВЕДЕНИЕ
ЭТА КНИГА - только внешне выглядит как исследование с различных разновидностей и аспектов деятельности современного человека. Она также и о нашей общей - "верхов" и "низов" - специфической слепоте, когда очевидные вещи и явления не замечаются, потому что они нам неприятны и могут помешать нашему комфортному существованию и никто не желает читать что-либо серьёзное.
Взять хотя бы длящуюся уже четыре года агрессию Украины против России, причём Киев не объявил Москве войну, но обстреливает из орудий и танков населённые пункты ДНР и ЛНР, стремясь превратить этот регион в территорию , непригодную для проживания людей (кажется, эта цель уже близка к достижению) убивает или калечит там мирных жителей, местных ополченцев и наших советников и добровольцев, на остальной территории Украины проводит, вопреки нормам международного права, чудовищными методами принудительную украинизацию русскоговорящего населения и вредит нашей стране везде и чем только может. Помню, когда эта необъявленная война только началась, многие россияне (уверен, что и часть руководства страны) восприняли её как шок. Как это могло случиться? И откуда взялись эти украинцы? Ведь до 1918 года были малороссы и занимали они небольшую территорию, всего несколько губерний (часть их переселилась в Великороссию, пристраиваясь на её просторах от столиц до удалённых уголков Сибири и Дальнего Востока). В том же 1918 году группа украинских националистов образовали Украинскую Раду под защитой штыков германских оккупантов и пыталась учредить самостоятельное Украинское государство. Но после ухода немцев на Украине прошла Гражданская война, и Красная Армия вышвырнула этих сепаратистов за пределы страны, и им пришлось доживать свой век в эмиграции.
В СССР была Украинская ССР, но её население составляли люди разных национальностей, которые все были равноправны. Большевики в Москве, движимые своими фантазиями, ради пролетаризации сельской тогда Украины, присоединили к ней промышленный Харьков, Новороссию с портами Одесса и Николаев, и ряд районов РСФСР, что только разжигало аппетиты вновь объявившихся украинских националистов. Началась и принудительная украинизация русскоговорящего населения, принявшая опасные размеры. Лишь когда стала очевидной опасность нападения нацистской Германии на СССР, Сталин, понимавший, что стержень советской мощи - это русский народ, принял меры по подъёму русского национального самосознания, и украинским националистам пришлось несколько уменьшить свой пыл. После Великой Отечественной войны Украина лежала в развалинах, и восстанавливать её хозяйство помогала вся наша многонациональная страна. Украинской ССР передали Западную Украину, томившуюся до того под гнётом польских панов, и предоставили членство в ООН. Воцарившийся в Москве скрытый враг советского строя, взрощённый переродившейся частью советской правящей элиты, украинский националист и покровитель бандеровцев Хрущёв передал Украине Крым, входивший прежде в РСФСР. Всё это проходило под лозунгами дружбы народов и вечном нерушимом братстве русских и украинцев. А русский народ, как всегда, пока не наступит критическая ситуация, безмолвствовал. И лишь агрессия Украины и акция "Крым наш!" заставили его проснуться.
Вот тогда и возникли вопросы: откуда же взялись ненависть украинских властей к России и к русским, к русскому языку и русской культуре?
Между тем удовлетворительно ответить на эти вопросы не смог никто. В лучшем случае корни украинского национализма находят в обработке населения части Западной Украины австро-венгерскими спецслужбами и терроре против тех, кто такой обработке не поддавался. А настоящие ответы лежат на поверхности. Достаточно прочитать не приглаженный русскими переводчиками сборник стихов Тараса Шевченко, который для украинцев такое же "наше всё", как для русских Пушкин, чтобы понять, что тот лишь выразил в концентрированном виде многовековую ненависть украинской элиты к москалям. Присоединение Украины к России потребовало от нас больших жертв, моря пролитой крови и жизней многих десятков тысяч русских солдат. Украинцы, прежде всего запорожские казаки, нанесли русской армии несколько тяжёлых поражений. Эти победы украинцев отмечаются на современной
Украине как наиболее славные страницы её истории.
Следует напомнить, что в XVII веке Украина была окраиной захолустной провинцией Польши, большая часть её населения составляли неграмотные, работавшие на польских панов крестьяне. И лишь Запорожская Сечь была разбойничьим казацким государством. Зажатая между четырьмя крупными государствами - Польшей, Крымским ханством, Турцией и Московским царством, жила разбоем, набегами на соседей, а после набега оставшиеся в живых казаки, по выражению Гоголя, предавались пиршеству, а попросту говоря пьянке. Место же павших казаков занимала сельская молодёжь, в глазах которых такая разгульная жизнь, не обременённая заботами и производительным трудом, казалась идеалом. И сам Гоголь, выросший в казацкой среде считал казака идеалом человека и пытался навязать этот идеал русским.
Казаки совершали набеги сегодня на одного соседа, бывшего вчера их союзником, совместно со вчерашним врагом. Такая изворотливость, непостоянство и лицемерие считались не недостатком, а, напротив, признаком глубокого ума и доблестью. В следствие этого запорожские казаки не могли выработать у себя инстинкт государственности. А казак был и остаётся стержнем украинской культуры и всей украинской жизни. Поэтому Украина не сможет без помощи России создать суверенное государство.
Значительная часть казаков входила в состав польского войска, поэтому запорожские казаки (не путать их с донскими) в смуту на Руси, наступившую после смерти Ивана Грозного, его сына Фёдора Ивановича и Бориса Годунова, участвовали в ограблении России наряду с польскими интервентами и прославились ещё большей жестокостью по отношению к русским, считая себя защитниками православной веры, эти разбойники не стесняясь сдирать драгоценные оклады с русских православных икон. Можно даже сказать, что запорожские казаки изменили ход русской истории. Именно они, как показал историк Александр Широкорад, воспрепятствовали избранию на пустовавший российский царский трон подлинного героя национально-освободительной борьбы русского народа князя Дмитрия Пожарского и заставили Земский Собор 1613 года возвести на престол 16-летнего боярина Михаила Романова, сотрудничавшего с поляками и сидевшего вместе с ними в осаждённом народным ополчением Кремле. Но и после избрания Михаила Романова гетман запорожских казаков Сагайдачный совместно с польским королевичем Владиславом совершил поход на Москву, разорил до полутора десятков русских городов и увёл в плен много тысяч русских людей. А подручный Сагайдачного атаман Дорошенко свирепствовал на рязанщине, вырезая в захваченных им городах и сёлах население вплоть до младенцев.
Польские интервенты были изгнаны из России, хотя это и потребовало десятилетия кровавой, упорной войны. Но польские экстремисты и до сих пор стремятся покорить Россию, опираясь на помощь своих покровителей на Западе.
Точно так же были вышвырнуты с Русской земли и запорожские казаки, хотя и впоследствии почти все гетманы запорожских казаков изменяли России. Не отсюда ли мечты украинских националистов о победе над Россией и о проведении ими победного парада на Красной площади в Москве?
В то время, когда Россия залечивала раны, причинённые Смутой, в ней отсутствовали даже начальные школы. А на Украине митрополитом Петром Могилой, находившимся в подчинении константинопольскому патриарху, была создана духовная Академия, где студентов обучали не только церковным и светским наукам, греческому и латинскому языкам, но и стихосложению. Пётр Могила противопоставил давлению католической Польше якобы православное образование, построенное по образцу европейских иезуитских колледжей. В Академию принимали людей из всех слоёв украинского общества, и их обучали за государственный счёт.
У нас много говорят о тесных связях русского и украинского народов, тогда как в действительности до XVII века эти два народа практически ничего не знали друг о друге но умалчивают о вечном тяготении украинской интеллигенции к Европе, где она получала образование и светский лоск. В глазах просвящённых украинцев Россия всегда оставалась холодной, варварской азиатской страной. Поэтому тяготение украинцев к Европе так же естественно, как и необходимая связь с Россией. Украинцы - народ хозяйственный, их идеал - чистая, побелённая и раскрашенная хата посреди вишнёвого садочка. Русские - народ политический, они всегда инстинктивно думают о государственном интересе и в трудное для государства время и ради него готовы пожертвовать всем. В связи с тяжелыми климатическими условиями русские крестьяне жили в избах, где с ними соседствовали тараканы, а зимой брали в дом только что родившихся телят, что вызывало презрительные усмешки украинцев. В общем, как показал в своей книге "Тень Мазепы" русский писатель Сергей Беляков, удостоенный за неё многих литературных премий, русские и украинцы, происходившие из единого корня после трёх веков раздельного существования, оказались совершенно разными народами. Тень Мазепы навечно разъединила их ибо для русских он навсегда останется предателем, для украинцев - борцом за независимость Украины.
Русские впервые столкнулись с просвещёнными украинцами, когда наши войска заняли Полоцк и местный монах Симеон пробился к царю Алексею Михайловичу с приветствием в стихах. Никому до того в голову не приходило обратиться к царю с такой безделицей, но Алексею Михайловичу стихи понравились. И через короткое время Симеон Полоцкий оказался в Москве, стал учителем переводчиков, верховным судьёй в области литературы и искусства, устроителем придворного театра, а также воспитателем старших детей царя (от Милославской). Симеон вызвал в Москву своих коллег по Киево-Могилянской Академии. Опираясь на этих людей, Алексей Михайлович совершил государственный переворот и начал исправление церковных книг на греческий, а точнее на украинский образец, с гонением на старообрядцев. С этого времени начался долгий период духовной польско-украинской оккупации России (поскольку для украинской элиты ближайшим образцом европейской культуры была Польша). Эта оккупация отлично сочеталась с последовавшей немецкой духовной оккупацией. Образованные украинцы выглядели гораздо привлекательнее русских священников, которые твердили лишь, надо жить по преданием отцов и дедов. Украинцы презирали невежественных русских попов, не знавших, что такое тезис и антитезис. Царю заезжие просветители казались гораздо более образованными, чем русские батюшки. Пётр I, склонный к космополитизму и к протестантизму, нашёл духовную опору для своих преобразований в лице просвещённых украинцев, которых и поставил на самые важные епископские кафедры Русской Православной Церкви. А при Елизавете Петровне тайным мужем которой стал украинский певчий Алексей Розум, которого она сделала графом Алексеем Разумовским. А его младшего брата - пастуха, пасшего на Украине волов, несколько подучив, отправили в Европу, где он немного обучался в университете, а больше путешествовал и набирался светского лоска. По возвращению в Россию его, ни одного дня не служившего в армии, произвели в фельдмаршалы, пожаловали ему также графское достоинство и сделали президентом Академии наук и гетманом Украины. С этого времени и до конца существования Российской Империи украинцы занимали многие высшие должности в государстве, хотя и оставались сынами украинского народа. Ничего этого большинство правящего класса современной России, как и наша широкая общественность не знали. Ну, а для того, кто знает подлинную, а не приукрашенную историю России и Украины, ничто из происшедшего не стало сюрпризом.
Я ещё более чем двадцать пять лет назад писал, что украинцы и русские - разные народы, во многом антиподы, причём украинский народ по отношению к русскому не ощущал себя братским, а, "присосавшись" к России, питался её соками так, чтобы
украинцы процветали, а Россия хирела.
В чём причины такой слепоты и глухоты в России по отношению к украинцам? Назову главные:
Первая: несамостоятельность советской и российской исторической науки, которая никогда глубоко не изучала настоящую историю Украины (как и России).
Вторая: ложная направленность российских СМИ и всей пропагандистской машины, которые чуть ли не ежедневно предсказывают крах современной Украины - если не сегодня, то завтра, вместо освещения подлинного положения дел.
Третья: нежелание высшего российского руководства вникать в историю и в современные проблемы Украины.
К этому надо добавить традиционные для российской интеллигенции незнание истории собственной страны и подверженность разным чужеземным влияниям.
Сегодня, когда Украина, наряду с Сирией, может стать горячей точкой, где можно опасаться прямого военного столкновения Вооружённых сил России с войсками Запада, изучение реального положения дел в этой стране становится для России жизненной необходимостью.
Как это не покажется странным, огромный вред России причинили сочинения любимыми всеми нами Николая Гоголя.
Вот почему я начал введение в эту книгу с краткого исторического очерка, освящающего узловые проблемы российско-украинских отношений.
После переселения в Великороссию украинцы стали осваивать её просторы, даже Сибирь и Дальний Восток. Но при этом они старались селиться компактно и отдельно от русских .
Из этого анализа вытекает проникновение в истоки русской самобытности, которая странным образом сочетается с почти непреходящей духовной оккупацией России и с позволением другим странам эксплуатировать её природные ресурсы.
В книге разобраны наиболее важные предсказания профессиональных футурологов и дилетантов о будущем человечества и показано, почему эти прогнозы не осуществляются. И почему даже явные враги России в душе смотрят на неё с надеждой, и в чём секрет этой всемирной тяги к нашей стране.
Но главное - это размышление о справедливости самоназвания человека хомосапиенс, то есть человеком разумным. Если бы на жизнь людей, на способы их хозяйствования доставшейся им планете взглянул действительно здравомыслящий человек или объективно взирающий инопланетянин, то они сказали бы, что такое может творить только существо, находящееся в состоянии безумия. Вот почему я полагаю, что современному человеку больше подошло бы название хомо аментис, что по латыни означает "Человек безумный".
И это мнение разделяют некоторые мыслители. Так, немецкий философ Вильгельм Швебель предупреждал: "Человек скорее разрушит этот мир, чем научится жить в нём". Выдающейся русский писатель Валентин Распутин, наблюдая, как развивается цивилизация, созданная современным человеком, вспоминал слова Ламарка: "Видимо, призвание человека - уничтожить нашу планету, сделав её предварительно непригодной для жизни". Кто-нибудь из "верхов" прислушался к этим пророчествам?
Я понимаю возмущение читателей (если таковые найдутся), которые возразят: "я вовсе не безумный человек, да и тот круг людей, с которыми я общаюсь, это вполне нормальные, разумные и цивилизованные люди."
Но пусть этот человек припомнит, как он вел себя и как вели себя его ближние в конфликтных ситуациях. Или возьмем крайний случай: объявлена война. И военнообязанные (это здоровые мужчины призывных возрастов, а также женщины, не имеющие малолетних детей и получившие образование по ряду специальностей - медиков, связисток и т.п.) по получении повесток из военкомата вливаются в ряды армии и участвуют в боевых действиях, которые отнюдь не всегда носят гуманный характер.
Но ведь мы не можем отречься от своей принадлежности к роду людскому, хотя разные цивилизации отличаются некоторыми нюансами. Тут дело не в индивидуальных особенностях, а в природе человека.
Этот вопрос обсуждался еще мыслителями древности, в особенности Древней Греции и Древнего Рима. Но в итоге западная мысль остановилась на чеканной формулировке английского философа Гоббса "Человек человеку - волк". Со временем она приняла более цивилизованные формы, но при возникновении конфликтов западный человек показывает свою звериную сущность. Это и понятно: в обществе, основанном на конкуренции и стремлении к личному успеху, человек и не может быть иным. "Добивайся совей цели, топи ближнего, и ты станешь богат и будешь пользоваться всеобщим уважением".
В русской культуре понимание природы человека было несколько иным. Наиболее полно его выразил Александр Пушкин, которого я поэтому считаю не только гениальнейшим поэтом, но и глубочайшим мыслителем. Вот его формулировка характеристики современного человека:
"...С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом".
Эту пушкинскую мысль надо рассматривать не только как констатацию факта, но и как указание на пути преодоления органического недостатка природы человека.
Если вас не убеждают эти факты, то посидите хотя бы денек перед телевизором, чтобы убедиться, какой пустотой вместо духовной пищи нас кормят радио, телевидение и почти все СМИ. Нам предлагают вникать преимущественно в жизнь актеров с их внебрачными детьми, бесчисленные любовные их интриги. Выскажу свое мнение: при всем уважении к актерской профессии жалко страну, в которой главным героем становится актер с его любовными похождениями. А главное - то, что человек не чувствует себя сохозяином планеты и ведет себя как кочевник, переходящий со своими стадами с уже отработанного участка земли на другой, хотя у человечества другой планеты, кроме Земли, в наличии нет.
Я в данной своей работе касаюсь многих исторических событий и известных персонажей, в том числе, государственных деятелей. При этом я опирался на факты, которые извлекал из литературных источников, рассказов людей, вполне заслуживающих доверия, и из Интернета. Но, на 92-м году жизни я ослеп, не могу ни читать, ни писать, ни работать на компьютере и потому, не могу подтверждать свои утверждения ссылкой на источники. Но я высказываю только свое личное мнение, при этом, если я высказывался о чем-то или о ком-то нелицеприятно, то я не имел желания кого-либо обидеть или исказить правду. Тем более, что эти вопросы до сих пор остаются предметом жарких дискуссий.
Если бы какой-нибудь весьма умный человек вроде Валентина Распутина или инопланетянин взглянули бы на историю человечества и на то, как мы обращаемся с доставшейся нам планетой, то они, наверное, сказали бы, что такой может творить только человек в состоянии безумия. Вот почему я полагаю, что человеческому роду больше подходит название не homo sapiens, то есть человек разумный (которое мы сами себе присвоили), а homo amentis, то есть человек безумный.
Недавно кто-то вспомнил высказывание одного неглупого француза: дескать, на Западе все явственнее становится процесс расчеловечивания человека, а в России наблюдается преображение человекообразия в человечность. Хотя это высказывание и лестно для нас, оно мне представляется преждевременным. Да, в СССР велась линия на воспитание нового человека, причем равнение шло на героев. Сталин говорил, что мы хотим сделать всех рабочих и крестьян нашей страны образованными и культурными. Но ведь не всякий человек хотел стать таким, ибо это требовало от него упорного труда. Кроме того, в СССР господствовала марксисткая атеистическая идеология, в которой категория "душа" отсутствовала или считалась выдумкой апостолов и богословов, обосновавших христианскую религию. Но душа по словам Захара Прилепина, прогрессу не подлежит. В СССР была популярна песня композитора Колмановского на слова Ваншенкина " Я люблю тебя, жизнь". Мне особенно нравилась в ней строка: "я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала". Теперь то я понимаю, что герой песни как бы пришел в ресторан, сел за столик, просмотрел меню и сказал: хочу лучшей жизни. Но жизнь от желания, чтобы она стала лучше, не улучшится. Лучшую жизнь может создать только лучший человек, освободившийся от тех пороков, на которые указывал Пушкин: от безнравственной души, безосновательных мечтаний и озлобленного ума, кипящего в действии пустом. Возможно ли это, и какой шанс на успех в этом великом деле? Этой теме в работе будет посвящена отдельная большая глава.
Ниже разобраны некоторые из наиболее характерных проявлений деятельности человека безумного.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК ВОИНСТВЕННЫЙ"
Война - извечный спутник человека
Всякому ясно, что война - это человекоубийство (не говоря уж о разрухе, лишениях и иных бедствиях). Это проявление постыдной животной стороны людской природы, о чём гениальные мыслители, проповедники и гуманисты разных стран и эпох, разработчики систем "вечного мира" и др. неустанно, но безуспешно твердили нам. И в то же время война - основа мироустройства, ещё древнегреческие мудрецы веками повторяли изречение Гераклита: "война - отец всего". Замечательный российский историк Наталья Барковская отыскала древнейший письменный мирный договор египетского фараона Рамзеса II и царя хеттов - договору столько тысячелетий! И во весь этот период в разных местах шли войны между разными племенами или государствами. Редакция журнала "Родина", для которого Барковская подготовила текст на эту тему, озаглавила его: "Мира на Земле ещё не было". И историк вынуждена была согласиться с этим.
Собственно говоря, суть истории в этом отношении выражена в четырёх первых строках пушкинской "Песни о Вещем Олеге"
"Как ныне сбирается Вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам".
Значит, сначала неразумные хазары совершили набег на Русь. Олег, хотя и германец (Хельг), но правитель Руси (напоминаю: название этого государства - тоже германского происхождения), решает хазарам отомстить. Как? Просто: сёла сжечь, хазар, которые там окажутся, убить, поля хлебные, если они уже спелые, предать огню, если же хлеб не успел созреть, а поля пока ещё зеленые, вытоптать своей конницей, чтобы хазарам было нечего есть. Оставшиеся в живых хазары, естественно, будут жить чувством мести, и детям будут рассказывать, какой это страшный враг - Русь. Естественно, при первой же возможности они повторят свой набег, а Олег или последующие властители Руси ответят им ещё более суровыми карами. И так картина будет повторяться до бесконечности, или же до того момента, когда какая-то из противостоящих сторон исчезнет с лица земли, а на её место придёт другой враг.
Был ли в истории хотя бы один единственный день всеобщего мира?
Я, как человек, знакомый с Евангелием, льщу себя надеждой на то, что, по крайней мере, один день на нашей планете был полный мир. Это день, когда родился Иисус Христос, и ангелы возвестили пастухам вблизи Вифлеема: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! "И если всё остальное время люди воевали или готовились к войне, то можно ли считать их разумными?
Но правильно ли я понимаю это евангельское выражение?
Ныне война может стать самоубийством человечества
Неразумие "человека воинственного" особенно ярко проявляется в наши дни. Все государства испытывают в разной степени кризис, и их лидеры знают об этом; состояние биосферы, как отмечалось выше, давно уже критическое. А чем же заняты как обычные люди, так и элита, и правители государств? Опять-таки это не моё сравнение: корабль человеческой цивилизации получил пробоины, которые возможно заделать только совместными усилиями, а между тем на палубах и в трюме пассажиры и рядовые члены экипажа занимаются Бог знает чем, а на капитанском мостике идёт ожесточённая борьба за право встать у руля и крутить его по своему усмотрению, независимо от состояния судна (о смертоносных пробоинах никто из борющихся не думает - некогда, они заняты гораздо более важным делом: борьбой за власть). В условиях, когда в разных странах накоплены ядерные боеголовки, способные многократно уничтожить всё живое на Земле, противоборствующие стороны изыскивают всё новые виды вооружений, которые позволят наиболее агрессивной стране, если она в этом смысле наиболее успешна из них, нанести противнику первыми глобальный обезоруживающий удар. В ход идут концепции бактериологических, климатических и ещё более экзотических видов войн, хотя последствия этих экспериментов неизвестны науке и могут оказаться роковыми и для самих их инициаторов. Почти все ресурсы и открытия человеческого гения направлены прежде всего на уничтожение противника, то есть таких же людей, как и они сами, но напавшие или собирающиеся напасть на нашу Родину. И это разумные люди?
Во всех современных государствах профессиональные военные образуют особую касту. Хотя их призвание - убивать других людей (врагов), занятие это вряд ли можно назвать почтенным (пусть читатель сам подберёт подходящее для них название); но так как Вооружённые силы необходимы государству, то оно называет этих людей защитниками Отечества, считает их занятие почётным, устанавливает в их честь общегосударственный и общенародный праздник и щедро награждает за службу. Хотя военные, за редким исключением (например, когда их привлекают к спасательным или восстановительным работам при природных катастрофах), не участвуют в производительном труде, не создают, а тратят часть национального богатства, зато надёжно охраняют остальное, обеспечивают мирную жизнь своих сограждан. И никому из здравомыслящих людей не придёт в голову сомневаться в необходимости такого порядка вещей, ибо так устроен
человек, так устроено общество, и иными они быть не могут.
Война неразрывно связана с обманом и вероломством
В военном искусстве главное - обмануть противника, ударить по нему там, где он того менее всего ожидает. Для этого проводятся целые кампании дезинформации врага, войска для нападения стягиваются тайно, по ночам, с соблюдением маскировки и полным запретом использования радиосвязи, а для введения противника в заблуждение проводится концентрация войск в другом месте, где строятся ложные укрепления и пр.
И удавшийся обман врага считаются признаком высокого уровня квалификации полководца. Вырабатываются кодексы чести, как в среде офицеров. Вронский (в "Анне Карениной" Льва Толстого, например, был убеждён: лгать вообще нехорошо, но женщинам можно.) Но если человеку позволяются хитрость и обман в военном деле, то почему бы ему не применить их в повседневной жизни, в общении с окружающими людьми, ради успешной карьеры и пр. Так складывается ложная, исковерканная мораль, уродующая человека и оправдывающая его весьма некрасивые поступки. Как это далеко от завета Христа: "Будьте как дети" (видимо, это означало: будьте правдивы и бесхитростны).
Придворная жизнь (она существует везде, как бы ни назывался верховный правитель страны - король или император, генеральный секретарь правящей партии или великий хан...) неразрывно связана и с интригами, заговорами, борьбой за влияние. В итоге многолетней деятельности там часто вырастают подлинные гроссмейстеры лжи, обмана и предательства.
Образцом такого рода деятеля принято считать князя- епископа Талейрана, известного тем, что он предавал всех тех правителей, которым служил, ради карьеры и богатства.
Есть и такие исследователи, которые полагают, что без встряски войной общество покроется плесенью. Некоторые убеждены, что войны преодолевают косность человечества, после них пробивают себе дорогу более совершенные методы производства, на планете меняется порядок (например, после Второй мировой войны началась подлинная, всемирная глобализация, что представляет собой шаг к созданию единого, при всей его противоречивости, человечества, хотя это всего лишь бредовая идея).
Война рождает героев?
Есть и такие мыслители, учёные и политики, что воспевают войну, в которой проявляются в самой яркой форме мужество, доблесть, самопожертвование, героизм человека. В русской классической литературе наиболее ярым апологетом войны был Достоевский (сам он, будучи офицером, никогда не воевал и практически не служил: восстановленный после каторги в офицерском звании, быстро вышел в отставку). Особенно полно эту свою позицию он выразил в своём "Дневнике писателя". Вот лишь несколько коротких цитат из него:
"Долгий мир всегда родит жестокость, трусость и грубый, ожирелый эгоизм, а главное - умственный застой. В долгий мир жиреют лишь одни палачи и эксплуататоры народов..." И т.д. А мы-то сдуру благодарим Бога и нашу власть за то, что она проводит миролюбивую внешнюю политику, вследствие чего 70 с лишним лет наслаждаемся мирной жизнью.
Ну, понятно: девиз Достоевского был: "Константинополь должен быть наш!" Причём войну-то у нас воспринимали как борьбу за освобождение балканских славян, и сам Достоевский предупреждал: получив свободу, они тотчас же войдут в Европу и заведут у себя президентов, премьер-министров и карикатурные парламенты с борьбой политических партий, а для России станут врагами.
Достоевский, конечно, классик мировой литературы, но ведь это позапрошлый век, и тогда не было ядерного оружия. Так что и на классиков надо ссылаться лишь тогда, когда это уместно, чтобы не попасть в смешное положение.
Но почему для проявлений героизма непременно нужно развязать войну? 8-летний мальчик увидел загоревшийся дом, в котором плакала маленькая девочка. Он с риском для жизни вошёл в дом, уже готовый обрушиться, и вынес малютку на улицу, спас человеческую жизнь. Разве это меньшее проявление героизма, чем подвиг воина, который, находясь в укрытии и в тот момент практически ничем не рискуя, подбил из противотанкового ружья вражеский танк, и тот сгорел? Пожарные повседневно борются с огнём то в домах, то в лесах, и нередко при этом гибнут, спасая других. Была бы готовность к самопожертвованию ради спасения людей, а место и случай для проявления героизма найдутся и в мирной жизни.
Есть и мыслители, которые видели в войнах механизм регулирования численности населения. Специалисты утверждают, что в ряде стран при быстром размножении населения без войн не хватило бы ресурсов для обеспечения всех, а истребление излишней людской биомассы (даже без большой войны, а, например, при распространённом обычае кровной мести) сохраняло привычный строй жизни, обеспечивало укрепления генофонда путём избавления от слабых и увечных особей и т. п. Наконец, нельзя не согласиться с тем, что войны бывают несправедливые, захватнические, и справедливые, когда речь идёт о защите свободы и независимости Родины. И уклониться от участия в такой справедливой войне - значит стать предателем своего народа. За это предателя может постигнуть справедливая кара от властей и от остальных соотечественников. Да и чем же гордиться странам, если не славными победами в войнах с врагами, великими полководцами и бессмертными героями, павшими в боях за Родину? Я и сам, как патриот России, по старости и дряхлости неспособный воевать, всеми фибрами души буду на стороне своего Отечества в случае смертельной его схватки с врагом. Меня радуют сообщения о создании в России гиперзвукового и иного сверхсовременного оружия: значит, враг не застанет нас врасплох, не повторится снова трагедия 1941 года (хотя такой гарантии никто дать не может). Вообще патриотизм должен стать основой нашего миропонимания. Не зря же греки в течение тысячелетий заучивали наизусть (до того, как она была записана) "Илиаду" слепого Гомера. А как она начинается?
"Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелесова сына,
Грозный, который... многие душ могучих славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростёр в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля)..."
Вот он, сверхчеловек, герой, образец для многих поколений! И он не виноват в убийстве многих героев: ведь такова была воля Зевса!
Война - двигатель культуры?
Не будь войн, разве могли бы возникнуть "Война и мир", "Песнь о Роланде", "Записки о галльской войне", "Певец во стане русских воинов" и "Вставай, страна огромная!" (кстати, написанная и исполненная ещё во время Первой мировой войны, а затем с некоторыми изменениями текста воссозданная в 1941 году уже другими авторами). Да и с чем вошли бы в историю Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон и множество других претендентов на титул Властелина Вселенной, если бы они не вели захватнических войн? Понимание этого не мешает мне считать войны, осознавая их неизбежность и необходимость защиты своего Отечества, признаком врождённого и неисправимого, неизлечимого человеческого слабоумия.
Так сложилось, что люди изначально живут некими сообществами (человек - животное политическое, общественное, это знали ещё мыслители Древней Греции)- раньше племенами, сегодня - национальными государствами (хотя некоторые мыслители полагают, что век государств подошёл к концу, в мире всем будут распоряжаться транснациональные корпорации, опирающиеся не столько на свои небольшие армии, сколько на частные военные компании). И члены каждого такого сообщества различают людей по принципу "свой - чужой". При этом природа человека не изменилась, а стремление к доминации (преобладанию) толкает их элиты на захват чужого - территории, людских и природных ресурсов и пр. Присвоение "чужого" кажется гораздо более "экономным" способом обогащения, чем создавать богатство собственным трудом (что не всегда возможно вследствие, например, отсутствия собственных природных ресурсов).
Но если раньше войны, хотя порой и бывали кровопролитными и разрушительными, но всё же не грозили полной гибелью роду людскому и всему живому на Земле, то в наши дни положение в этом отношении коренным образом изменилось. Вот образчик совсем свежего (30.01.2016) анализа ситуации.
Новейшее свидетельство человеческого безумия
"В девяти странах мира накоплено свыше 15 тысяч ядерных боеголовок. При самом оптимистичном сценарии третьей мировой войны распад цивилизации на отдельные оазисы в пустыне практически гарантирован.
После вероятного обмена ядерными ударами России и Китая с США жизнеспособность всех трех стран стремительно снизится (стратегические боеголовки точны, но ядерные удары по определению не могут быть точечными).
Сократившееся население европейской России переместится за Урал, на необжитые просторы Сибири и Дальнего Востока. Китайцы начнут осваивать малонаселенную северо-западную половину страны (сегодня там проживает 6% населения). Уцелевшие американцы найдут ближайшее пристанище в Мексике.
(Хотя некоторые американские идеологи-эзотерики уверены, что в случае общей катастрофы они улетят на Сатурн.)
Гражданам ЕС придётся бежать в Африку, чтобы не оказаться в зоне радиоактивного заражения и не замерзнуть зимой (ведь газа не будет).
За этими первичными последствиями просматриваются смертельные болезни и глобальные климатические изменения. Устаревшая стратегия развития одних стран за счет других в XXI веке становится самоубийственной.
Уже после прихода к власти Трампа в США разрабатывается программа обновления их ядерного потенциала, предусматривающая приобретение сотен новейших межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками, чтобы не допустить преобладания какой-либо державы над Америкой и гарантировать полное уничтожение противника, посмевшего напасть на неё. В действительности речь идёт об обеспечении американцам возможности нанесения первого обезоруживающего удара по вероятному противнику, каким мыслится прежде всего Россия. Авторы этой программы исходят из положения: мир возможен только при балансировании на грани войны.
Между тем наука утверждает, что всякие ситуации балансирования на грани крайне ненадёжны и в любой момент могут обернуться ситуациями "за гранью".
Самое примечательное здесь то, что правящие верхи и интеллектуалы разных стран понимают все возможные последствия новой войны, но упрямо усиливают подготовку к ней. На что они рассчитывают? На то, что им удастся перехитрить противника, усыпить его бдительность и, используя новейшее оружие, имеющееся пока только у нападающей стороны, нанести первыми обезоруживающий удар без риска получить смертоносный ответ? На предательство элиты страны - жертвы агрессии? На то, что подземные убежища спасут элиту и руководство страны? На то, что в ответ на удар сильным неядерным оружием противник не решится нажать кнопку ядерной войны, чтобы не брать на себя ответственности за гибель человечества? Но ведь Владимир Путин не раз говорил об уроке, вынесенным им из своего дворового детства: "Если видишь, что драка неизбежна, бей первым!" Или расчёт основан на "убежденности ветеранов политического олимпа США в собственном бессмертии, не говоря уже о непобедимой американской исключительности" (а это уже верх безумия!)? Но ведь любой из этих расчётов может не оправдаться. Да и что будут делать эти элитарии, когда вылезут из своих подземных убежищ? Ведь в любом случае США понесут определённые потери, а то и вовсе могут оказаться непригодными для жизни. И какую добычу получат они в разрушенных России и Китае? Ведь тут не заработаешь деньги, как в Первую и Вторую мировые войны. Ведь тут будет "не до жиру, быть бы живу".
Вроде бы все эти вещи должны быть понятны даже старшекласснику, а взрослые дяди и (увы!) тёти из "верхов" к войне готовятся, усовершенствуют имеющееся и изобретают новое оружие. Но раз ружьё висит на стене, оно
должно выстрелить, читали бы Чехова (случаи применения оружия и в мирное время, особенно в США, нередки). И всё же какая-то дьявольская сила толкает "Человека Безумного" на самоубийство через развязывание Третьей мировой войны, и пока нет на Земле силы, которая этому сознательно и целеустремлённо противостояла бы.
Вот и сейчас американские военные полагают, будто они получили шанс одержать победу нал Россией в ядерной войне: если ещё несколько лет назад лишь часть американских подводных лодок была оснащена крылатыми ракетам, способными преодолевать российскую ПРО (более слабую, чем американская) и накрывать шахтные установки с российским оружием возмездия, то теперь такими ракетами оснащаются все подлодки США. А значит, возможность Америки нанести первой обезоруживающий удар возросли. Но как бы не просчитаться американским стратегам. В СССР существовала система, получившая на Западе название "Мёртвая рука" и гарантировавшая нанесение ответного удара по заранее установленным целям даже при полном уничтожении руководства страны. Ракеты, спрятанные в глубине Уральских гор, должны были поразить жизненно важные центры страны-противника. В 90-е годы эта система была разрушена, но затем (об этом сообщала даже "Российская газета") она была восстановлена и усовершенствована, получив название "Периметр". Хотя Россия экономически слабее США, российские оружейники не сидят без дела, и противник в случае войны может столкнуться с немалыми сюрпризами с их стороны. Опасная эта игра в ядерную войну!
Как тут не вспомнить шутку героя одного из романов Даниила Гранина, утверждавшего, что другие планеты Солнечной системы безжизненны, потому что на них уже прошла война с использованием ядерного оружия. Но не одни герои литературных произведений в шутливой форме предупреждают, что лучше не испытывать судьбу, перебирая ядерные игрушки. Когда Эйнштейна (всё-таки для Запада авторитет) спросили, каким оружием будут воевать в Третью мировую войну, он ответил:
"Насчёт Третьей не скажу, а Четвёртой определённо - луком и стрелами".
И это было бы ещё наилучшим исходом.
Без войн человечество погибнет?
Но если одни деятели опасаются, что человечество погибнет в результате новой мировой войны, то другие, напротив, убеждены, что гибель роду людскому грозит, если войн не будет. Об этом прямо пишет, например, Сергей Переслегин - физик, социолог, военный историк, исследователь и теоретик фантастики и альтернативной истории. Автор многочисленных статей и книг по теории систем, военным стратегиям, военной истории, статей на социальные и политические темы. Руководитель исследовательских групп "Конструирование будущего" и "Реактор знаний".
По его мнению, война и человечество неразделимы. Войны меняются вместе с нами, а новые способы ведения войн, в свою очередь, изменяют нас. На протяжении истории человечества война развивается как часть цивилизации и, в то же время, служит катализатором научных открытий, городского планирования, культуры, экономики и других сфер. Человечество всегда вело войны, однако с течением времени тактика и масштабы войн менялись. Поэтому Сергея Переслегина интересует больше то, какие новые способы ведения войны могут использоваться в будущем.
Сама по себе мысль о пагубности длительного мира не нова, она предельно чётко была выражена в "Дневнике писателя" Достоевским, который добавлял, что без войны крови, может быть, прольётся больше. Заслуга С. Переслегина совсем в другом.
Научное объяснение причины неизбежности войн
Современная наука со времён Дарвина полагает, что человек произошёл от обезьяны. Сергей Переслегин, разделяя эту точку зрения, уточняет: от крупного примата.
Но все известные науке виды крупных приматов регрессивны. Поэтому он
подводит теоретическое обоснование тезиса о неизбежности войн, исходя из природы человека как вышедшего в процессе эволюции из стада обезьян:
"Человек - крупный примат, и как всякий крупный примат он агрессивен, а социальность только повышает его агрессивность".
Это понятно: если бы отдельный агрессивный индивид стал бы в городе крушить витрины магазинов и поджигать автомобили, его бы быстро скрутили и поместили бы в сумасшедший дом. А когда с такими же намерениями выступает стая или большая толпа, от её художеств защититься гораздо труднее. Ну, а ответом на агрессивность с одной стороны становится агрессивность с другой. Вот вам или потасовка, если стакиваются две толпы, или война, если конфликтуют два племени или государства.
Но, может быть, есть путь смягчения конфликта, не дать ему перейти в войну? С. Переслегин считает это невозможным:
"Переход кровавых войн в чисто "софтовые" невозможен, потому что кровавая задача войны, с моей точки зрения - реализация накопившейся агрессии.
Это создаёт стрессовые условия, ответом на которые является та же самая агрессия. Отсюда и возникают войны, во время которых это запасённая обществом агрессия может вылиться в форму социально -приемлемой агрессии - не в свой социум, а в чужой, что считается гораздо более приемлемым. Войну нельзя вести бескровно. То есть можно, но у людей всегда остается ощущение, что чего -то не хватает, начинает повышаться социальная температура, и вместо войны вы видите постоянные беспорядки, напряженность, фанатские драки и всё прочее. И рано или поздно, если вы не найдёте более адекватные способы канализации этой агрессии, ситуация приведёт к очень простой вещи, говоря языком Ленина "вместо империалистической войны возникнет гражданская". Известно, что всегда в периоды внешнеполитической стабильности идёт рост бытового насилия внутри страны".
Если исходить из того, что человек произошёл от крупной обезьяны и остался крупным приматом (а именно такова позиция современной науки), то, естественно, войны неизбежны, даже если они грозят гибелью человечества.
Интересная деталь: 08.08. 2017 я ненадолго зашёл в другую комнату, где был включён телевизор. Шла передача "Вечер с Владимиром Соловьёвым", где обсуждали, почему у нас в стране нарастает агрессивность. Передачу мне смотреть было некогда, но я услышал кусочек выступления известного либерал Борис Надеждина, он ограничился репликой: с этим ничего не поделаешь, мы такие, такова наша природа. Вот ещё один нежданный приверженец точки зрения, что наша агрессивность (а следовательно и войны) обусловлена самой природой человека.
Мнение Ростислава Ищенко, наиболее авторитетного аналитика по ситуации на Украине, высказанное им в статье "Сеанс одновременной игры":
"Большинство людей во всех странах мира не склонны к анализу сложных систем. Их умы обычно занимает одна проблема, а решать её они предпочитают при помощи "большой дубинки". Именно поэтому большую часть истории человечества занимают войны. Большинство же войн начиналось из-за какой-то никому не интересной чепухи (Гоголь бы уточнил: из-за клочка территории, на котором можно посадить несколько картофеля), но приводило к нежелательным последствиям не только для побеждённого, но и для победителя. Если бы люди понимали, в каком сложном и хрупком мире они живут, то действовали бы значительно осторожнее. В конце концов, даже благородное желание наказать нахала не единожды приводило к тому, что нахал непредвиденно становился трупом, а достойный человек надолго отправлялся в тюрьму".
Но нет у "хомо сапиенс" такого понимания. А отсутствие понимания и означает отсутствие ума. и потому люди заслуживают название amenties. Современные люди - это кадры, а, как известно, "кадры решают всё".
Конечно, у каждой войны есть главные поджигатели, но дело не в них, а в природе человека агрессивного. Уберёте данных поджигателей войны - их место займут другие, раз условия для войны созрели. Накопилась агрессия в народе, надо её выплеснуть вовне, иначе будет хуже: она выплеснется внутри страны, и потом долго придётся собирать разбитые горшки.
Естественно, каждое сообщество стремится обезопасить себя, защитить от поползновений потенциальных захватчиков. К тому же в современном мире, где ничтожная кучка "в верхах" владеет 50% мировых денег, и кричащее богатство немногих часто сочетается с вопиющей нищетой большинства, "низы" не хотят мириться с таким положением и время от времени устраивают бунты, мятежи и революции. В таких условиях войны - как между государствами, так и гражданские, внутри той или иной страны, становятся неизбежными. А значит, безумие человека, проявляющееся, в частности, в его воинственности и агрессивности, обусловлено его природой.
Православное понимание причин неизбежности войн
Существуют только два объяснения устройства мира и происходящего в нём: научное и религиозное. Но если мировая наука сейчас в целом едина (несмотря на наличие в ней разного рода заблуждений и лженаук), то религии разделены и подчас враждуют друг с другом, поэтому автором данного сюжета должен быть религиовед. Даже в христианстве существуют три крупных течения и несколько сотен сект, и все они претендует на звание единственно верного учения. И это понятно: кто же был сторонником какой-либо религии, если бы не был уверен в её истинности? Я коснусь лишь православного толкования данного предмета, но и тут, я уверен, должен выступать богослов. Я же могу выступать лишь как дилетант, а потому изложенное ниже следует рассматривать как личное мнение человека, достаточно хорошо знакомого с сочинениями ряда признанных авторитетов, писавших об основных проблемах духовной жизни.
Мне не довелось воевать, потому что в начале Великой Отечественной войны я был 14-летним подростком. У воевавших людей на все изложенное выше может быть иной взгляд. Так, писатель Захар Прилепин, также не участвовавший в Великой Отечественной войне (ему сейчас 42 года), но принимавший участие в боевых действиях в Донбассе считает, что война - это работа, требующая от человека многих знаний и умений. Известный писатель Юрий Бондарев, командовавший орудием в битве под Сталинградом, писал о боях, в одном из которых из 18-ти солдат осталось вживых только трое. А подобных боев на пути от окраин Москвы и Сталинграда до победы было великое множество. Такие люди аж до смерти не забудут "атаки яростные те у незнакомого поселка на безымянной высоте". В годы перестройки Бондарев сравнил ее с самолетом, поднявшимся в воздух, но не знающим, где ему приземлиться. Это тоже наивность: Горбачев-то знал свою конечную цель - сокрушение советского строя, только он не смог заранее предвидеть, какие маневры для обмана поверившего ему народа этому руководителю страны придется предпринять.
ГЛАВА 2. ПЛАНЕТА НЕМОЖЕТ БОЛЬШЕ ТЕРПЕТЬ СОВЕГО ГУБИТЕЛЯ
Вот тут и надо вновь обратиться к названию данной моей книги.
Немецкий мыслитель Вильгельм Швебель предупреждал: "Человек скорее разрушит этот мир, чем научится жить в нём". Великий русский писатель Валентин Распутин, наблюдая, как развивается цивилизация, созданная современным человеком, вспоминал слова Ламарка: "Видимо, призвание человека - уничтожить нашу планету, сделав её предварительно непригодной для жизни". Кто-нибудь из "верхов" прислушался к этим пророчествам?
А ведь иначе, как безумными, нельзя назвать нас, если мы так хищнически вели своё хозяйство. Действительно, многие места на Земле, в том числе и в самых развитых, цивилизованных странах, уже практически непригодны для жизни.
Заражение территорий
Мне в одной из прежних работ приходилось приводить письмо жительницы города Братска, которую душат выхлопы и выбросы в атмосферу газов алюминиевого и иных заводов. А ведь есть места и похуже Братска. На месте Чернобыля нормальная жизнь будет невозможна в течение тысячелетий, там запрещено селиться людям, а у тех, кто там всё-таки поселится, будут рождаться уроды, не способные дать здоровое потомство. Однако это пятно разрастается: лесные пожары разносят пепел сгоревших радиоактивных деревьев. Птицы и животные не имеют приборов или органов чувств, способных различать уровни радиоактивности, и не знают установленных людьми границ запретной зоны, заходят в неё и выходят обратно, разнося эту заразу. То же можно сказать и о мародёрах, которые тащат из запретной зоны всё, что там плохо лежит, и торгуют заражёнными вещами и т. д.
Сейчас территорией, непригодной для жизни, украинская сторона делает Донбасс. Из-за обстрела украинцами шахт там прекращена откачка воды. Грунтовые воды, заполнив всё огромное пространство, образовавшееся за сто пятьдесят лет добычи угля, выплеснулись на поверхность, соединившись с отходами химических предприятий. Как предполагают специалисты, Донбасс скоро превратится в грязное вонючее болото, где жить невозможно, и эта грязь будет стекать в Азовское море, отравляя его.
Отравление Мирового океана
Но, кажется, рекорд Чернобыля уже переплюнут. Недавно увидел в какой-то газете заголовок статьи, повторенный потом в нескольких других источниках": "Фукусима отравила весь Тихий океан". Но ведь это мы, люди, провели условные границы между океанами, на деле Мировой океан един. А значит, эта японская атомная электростанция, разрушенная цунами (говорят, искусственно созданным), продолжает выливать в него радиоактивную воду, и прекратить излучение разрушительной энергии на АЭС невозможно ни людям, ни роботам, потому что температура там такая высокая, что ещё на подходах к источнику радиации плавится сталь. Внимание специалистов направляется не на отравление Мирового океана, а на заговор молчания вокруг катастрофы, потому что фирма, строившая АЭС, - это филиал американского энергетического гиганта. Но ведь такой же заговор молчания существует и вокруг заражения океана радиацией от реакторов затопленных отработавших свой срок в космосе спутников, только журналист Андрей Караулов в своей программе "Момент истины" рассказал об этом. Ну, рассказал, и что? А ничего. Как запускали великие державы спутники с атомными реакторами, так и запускают. Но отравление океана радиацией - это заражение рыбы, которую миллиарды людей употребляют в пищу, это отравление всех пищевых цепочек сначала в океане, а затем и на суше.
Кроме радиоактивного заражения океана, идёт и его отравление сбросами недостаточно очищенными или совсем не очищенными жидкими отходами деятельности промышленных предприятий и канализационными стоками, а также банальное засорение его мусором. Недавно Интернет облетела новость: в том же Тихом океане обнаружен "мусорный остров" между Евразией и США, по площади превосходящий самый большой американский штат Техас. Затем учёные сообщили: таких островов в Мировом океане несколько, только другие острова помельче размером. Мусорные острова состоят в основном из пластика, который, разлагаясь под действием океанской воды, входит в пищевую цепь, что вредно для всех живых существ - от планктона до человека. Учёные пока изучают это грозное явление, до борьбы с ним у человечества, занятого более важными делами, руки пока не доходят.
А что это за более важные дела? Ясное дело, подготовка к новой войне, пока сводящаяся к накоплению необходимых ресурсов. В чём безумие Человека Безумного проявляется наиболее ярко, так это в неразумной трате ресурсами. Ограничусь несколькими примерами из прошлого.
Бессмысленная трата ресурсов
Сегодня война, как и в каменном веке, ведётся ради добычи - территории, природных ресурсов, стратегически важных позиций... Но часто расчёты агрессора поживиться за счёт жертвы агрессией не оправдываются.
Во время Курской битвы советские войска с помощью местного населения одних только окопов вырыли 5 тысяч километров, а это была лишь ничтожная часть затрат труда, материалов, финансовых и человеческих ресурсов. Кроме этого, строились ДОТы и ДЗОты, противотанковые укрепления и пр. Немцы, хотя и готовились наступать, тоже строили линии обороны, рыли окопы, ограждали их несколькими рядами колючей проволоки, минными полями и т. п. Я уж не говорю о гигантской массе вооружения с обеих сторон, уничтоженной в ходе сражения. В одном лишь танковом сражении на Прохоровском поле участвовало с обеих сторон более 1500 танков, значительная часть которых горела, как свечи, нередко с экипажами. И на всей временно оккупированной части советской земли немцы возводили мощные укрепления, казавшиеся им непреодолимыми, но они были прорваны Красной Армией, часто ценой больших потерь в людях и технике. Ну, а уж в самой Германии гитлеровцам пришлось построить столько укреплений, что вся территория от границы до центра Берлина представляла собой, по сути, сплошной укрепрайон, но и это не спасло их от поражения и бесславной капитуляции. Немцы "пошли по шерсть, а вернулись стрижеными". И если бы не гуманная позиция советского руководства, Германия вернулась бы к тому же состоянию, в каком она оказалась после Тридцатилетней войны - расчленённой на множество мелких государств (по плану Черчилля), разорённой и умирающей от голода и болезней. Сам "торец немецкого экономического чуда" Людвиг Эрхард подсчитывал, что "только каждый пятый младенец мог быть завернут в собственные пеленки, и лишь каждый третий немец мог надеяться быть похороненным в собственном гробу" http://moslenta.ru/article/2016/08/01/berlin. А на то, чтобы купить новый костюм или новые ботинки, рядовой немец мог рассчитывать только через много лет. Но политические соображения заставили США ради восстановления экономической и военной мощи Германии как потенциальной угрозы Советскому Союзу предложить Европе "план Маршалла", и немцы воспользовались открывшейся возможностью, довольно быстро восстановили Западную Германию, хотя им пришлось (до сих пор - более 60 лет!) играть роль сателлита Америки. Восточная Германия, хотя Сталин сначала этого не хотел, восстанавливалась по советской модели, развивала социальную инфраструктуру, но жизненный уровень в ней без учёта этой социальной составляющей был номинально ниже, чем в Западной, что для массы обывателей и послужило тем соблазном, который заставил их стремиться к объединению с ФРГ, хотя оно и произошло спустя 45 лет. Впоследствии сознательные немы из ГДР очень жалели, что ФРГ поглотила ГДР и установила там капиталистические порядки. Но скоро распался и Советский Союз, и восстановление социалистической ГДР вообще стало практически невозможным.
А если бы, как диктует здравый смысл, те ресурсы и строительные мощности, которые немцы затратили на постройку линий обороны на советской территории, были употреблены на улучшение жизни немцев, как украсилась бы их страна! Но именно здравый-то смысл у человечества не в чести. А ущерб, причинённый немцами Советскому Союзу, вообще не поддаётся исчислению.
Отравление умов и душ
А в последние годы многие наблюдатели отмечают весьма тревожное явление массового оглупления и понижения умственных способностей людей. Недавно в разных органах печати появились почти одновременно статьи русского публициста Татьяны Воеводиной и итальянского журналиста Джульетто Кьеза. Они утверждают, что почти никто ныне не хочет читать глубокие по смыслу сочинения, думать о вечном, о смысле жизни, о призвании человека и его месте во Вселенной. Даже сплошные тексты не хотят читать - требуют тексты с картинками. Говорят, уже есть учебники по физике, не содержащие формул и обходящиеся минимальными текстами, зато полные картинок. Мы видим, как на протяжении жизни одного поколения миллионы, а в масштабе планеты миллиарды людей добровольно отключились от классической литературы и искусства, заменив их на низкопробные сочинения и фильмы облегчённого жанра с картинами ужасов, эротики и порнографии. А свободное от этих серьёзных занятий время посвящают пустой болтовне по мобильному телефону или столь же продуктивному общению в Интернете. В этом - оборотная сторона всеобщей грамотности, обязательного среднего или даже высшего образования, хотя очевидно, что большинство человечества не сможет осилить твердыню настоящего образования. Как писал ещё Махатма Ганди, раньше было немного книг, но они были квинтэссенцией мудрости и полезного знания; теперь книгу может написать (и издать, если есть большие деньги) любой грамотный человек, но большинству писателей, по сути, нечего сказать людям.
После автомобиля - что спасёт капитализм?
Группа новосибирских учёных выпустила книгу "Заблудились в эпохе". Там прослежены кризисы капиталистического общества и найденные пути их преодоления, в особенности кризиса в США в первые годы после Второй мировой войны. Тогда спасителем капитализма выступил легковой автомобиль. Массовая автомобилизация обеспечила загрузку промышленных предприятий и изъятие накопившихся у населения денежных средств. Она сделала Америку, бывшую ещё в начале XX века преимущественно сельской страной (что отвечало идеалам и Франклина, и Джефферсона), тем индустриальным гигантом, каким она выступила в конце того же столетия. Но после того, как средний американец удовлетворил свои потребности - купил, пусть и в рассрочку, квартиру в городе, загородный дом с земельным участком в пригороде и автомобиль каждому взрослому члену семьи, он мог бы этим и удовлетвориться. Но автомобильная промышленность, как и другие отрасли экономики, не могли вдруг прекратить производство, в которое были вложены громадные капиталы, это привело бы к гигантскому краху, намного более страшному, чем Великая депрессия конца 1920-х - начала 1930-х годов. И промышленность стала навязывать американцам покупки всё новых и новых вещей, в частности, необходимость смены раз в три года вполне исправного автомобиля на новый, более совершенный или модный, престижный. Движущей силой этого процесса стала реклама. При этом реклама (что особенно подчёркивает Т. Воеводина) обращается не к разуму человека, а к его подсознанию, к инстинктам, для чего надо мозг потребителя рекламы выключить из игры. То есть современное капиталистическое общество может существовать только при условии систематического оглупления людей, понижения их умственного и нравственного уровня, навязывая им потребление ненужных им вещей, расточительное расходование всех видов ресурсов м приближение тем самым всеобщего,
всеобъемлющего и всеуничтожающего экологического суперкризиса.
Отсюда и целенаправленное разрушение системы образования и воспитания во всём современном мире, деградация науки, односторонний научно-технический прогресс, нацеленный на увеличение богатства и повышение комфорта, но не для всех.
Ну, и чем это может кончиться? Возвращением человечества к сборищу стад обезьян?
У многих процессов развития отмечаются две стадии - восходящая и нисходящая ветви эволюции. Писатель Михаил Веллер, по совместительству выступающий и как литературный критик (об этом см. ниже), и как создатель своей философской системы, утверждает, что вообще всякая система, достигшая пика своего развития, в дальнейшем неизбежно начинает разлагаться (что мы видели и на примере советского общества) Развитие, как и революция, подобны велосипеду, который может либо ехать вперёд, либо лежать на боку.
При этом на восходящей стадии каждый шаг вперёд, вверх давался ценой больших усилий и жертв. Нисходящая же стадия, процесс разрушения, происходит быстро. Общество может обратиться в стадо (в буквальном, а не в переносном, как в Евангелии, смысле: "Не бойся, малое стадо!" - говорил своим последователям Христос) на протяжении жизни двух - трёх поколений, или даже быстрее.
Сейчас на Земле проживают 7,5 миллиардов человек, находящихся на разных уровнях цивилизованности, хотя этот уровень чрезвычайно трудно определить. Некоторые аборигены Австралии, например, находящиеся, с точки зрения европейцев, в состоянии дикости, напротив, европейцев считают дикарями, слишком погрузившимися в погоню за богатством и другие недостойные человека дела. Сами же эти аборигены полагают, что полежать на земле и днём посмотреть на небо и подумать о вечном, а ночью полюбоваться сиянием звёзд, с теми же мыслями, гораздо полезнее для души, чем то, чем заняты помыслы европейцев. Но по идее все эти 7,5 миллиардов человек должны бы быть рачительными сохозяевами планеты. Но этого, конечно, нет. При этом некоторые дикие племена в дебрях Амазонки или Африки живут так же, как жили тысячелетия назад и не обременяют себя мыслями о будущем планеты. Зато мы, жители развитых стран, весьма озабочены проблемами экологии. Нас возмущает истребление лесов, особенно в бассейне Амазонки, этих "лёгких планеты". Ну, а мне лично, - рассуждает обыватель, - нужно срубить всего три дерева, чтобы устроить гараж поближе к дому. И глава посёлка не будет возражать против этого или просто закроет глаза на это моё деяние, потому что сам устроил гараж таким же образом. Смотришь, через некоторое время у всех жителей посёлка гаражи возле дома, у всех комфорт и довольство, но посёлок, выстроенный в прекрасном природном окружении, теперь стоит на голом месте, и вокруг - ни единого дерева. Ну, а о том, что в Сибири и на Дальнем Востоке ежегодно бушуют лесные пожары, нередко вызванные поджогами в корыстных целях, у нас голова не болит. И нечто подобное происходит на всей планете.
Легковой автомобиль однажды спас капитализм, но даже при условии регулярной смены исправного автомобиля на более модный и престижный, он больше не вытянет устаревши и целенаправленно оглупляющий капитализм из трясины, из которой достойного выхода нет. В СМИ попадают снимки скопления где-нибудь в лесу многих тысяч новых автомобилей, которые не проданы и никогда не будут проданы. Тем не менее, автомобильная промышленность работает на полную мощность, ибо её остановка вызовет сильнейшее социальное потрясение. А на очереди - очередной этап информатизации и роботизации производства, который приведёт к тому, что значительная часть рабочих окажется излишней. И выходом из этих ловушек, видимо, может стать только война.
Но обыватель не думает об этом. Ему вообще не рекомендуется думать.
Домашняя хозяйка, москвичка, при стирке белья использует широко разрекламированный в СМИ и по телевидению импортный стиральный порошок и радуется, что выстиранная и выглаженная белая рубанка выглядит ослепительно белой. Но она не думает (и реклама умолчала об этом), что грязная вода после стирки попадает в канализацию и оттуда в Москва-реку и далее в Волгу, и содержавшийся в ней ядовитый химический продукт - стиральный порошок отравляет источник питьевой воды для трети населения России, вносит свой вклад в уничтожение там остатков рыбных богатств и вообще живых организмов.
Чтобы яснее представить себе, насколько мы отравили природную среду, достаточно прочитать всего несколько страниц из заметок путешественников всего лишь три века назад. Великий русский писатель и столп старообрядчества Аввакум Петров рассказывал, что Байкал, по которому его летом везли в ссылку и обратно, казался покрытым снегом из-за множества белых лебедей. Рыбы в нём было несметное количество, её даже не нужно было ловить, достаточно было черпать воду, и в ней оказывалась добыча. А рыбу таймень жарить было нельзя - слишком много в ней было жира.
На тогдашней земле, позднее ставшей Украиной, рыбы в реках тоже было много, Огромный осётр и даже белуха весом около тонны нередко заходили в Днепр, а осетры помельче - и в реки нынешнего Донбасса.
Пусть похвалятся нынешние путешественники тем, что они ныне видят в тех же местах такие же картины изобилия и кипения жизни.
Человек-хищник, паразитирующий на данной ему для жизни планете и делающий её с каждым годом всё менее пригодной для жизни - третья разновидность "Человека Безумного".
Переворот в экономической науке, учинённый М. Берестенко.
Вновь обращусь к одной старой своей работе и возьму из неё важный отрывок. Наш соотечественник Михаил Кузьмич Берестенко написал статью, в которой в дополнение к категории "товар" ввёл категорию "антитовар". Она должна учитывать вред, приносимый производством данного товара. То есть, всякое производство есть не просто производства товаров, как это считается в политической экономии, но и производство вредных отходов, антитоваров, и стоимость продукции предприятия должна определяться как разность исходной стоимости товара и стоимости антитовара. Это была стройная теория, которая рассматривала различные ситуации, в том числе, например, экспорт антитовара из стран Запада в Россию, который мы не учитываем, хотя он представляет для нас прямой убыток. Приведу несколько положений из книги Берестенко:
"Для понимания рыночного "ноу-хау" ключевым является то обстоятельство, что производство товара всегда сопровождается производством антитовара.
В экономических науках товаром называется продукт труда, который имеет потребительную стоимость (то есть, обладает способностью удовлетворять какие-либо потребности людей) и предназначен для обмена.
Соответственно, антитоваром мы будем называть результат труда, создающий отрицательную потребительную стоимость. Вместо того, чтобы удовлетворять потребности, он приумножает проблемы и создаёт дополнительные потребности. Уже по самой своей природе антитовар предназначен для других: ведь сам производитель не желает его потреблять.
Стихийно антитовары осознаются, в первую очередь, как экологические проблемы (из-за вредных отходов производства). Однако антитовары порождаются везде, экологического характера являются самыми многочисленными, но не единственными. Например, антитоваром порнопродукции являются не родившиеся дети, так как увеличивается доля женщин, которые могли бы стать матерями, но стали проститутками.
Антитовар - не исключение, не случайность, а правило. По мере того как рыночная экономика все больше и больше оккупировала планету, наряду с ростом производства товаров увеличивалась и масса антитоваров. Сейчас она стала столь чудовищной, что волей-неволей часть антитоваров приходится потреблять систематически и самим "рыночным" цивилизациям. Казалось бы, что в сложившейся ситуации теоретики и практики рынка должны вплотную заняться анализом столь существенного явления.
Но они не хотят раскрывать "ноу-хау" и терять прибыль. Ведь антитовар имеет отрицательную потребительную стоимость и за его сбыт (то есть, за избавление от него) необходимо платить. Поэтому на антитовар наложено табу, он изгоняется не только из рынка, но и из рыночной экономической науки. Её жрецы делают вид, что антитовара не существует. А там, где его уже совсем не спрятать, дело представляют как некую частность, случайность, небрежность, а не всеобщую закономерность.
Три свойства антитовара существенны для дальнейшего анализа.