Антонов Виталий Александрович : другие произведения.

Последний воин Перуна

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Жил был Аника-воин ... А потом он погиб ...

   Последний воин Перуна
     
   Кто такой Аника-воин?
   - Наверное, обычный "олух царя небесного"? Глупец, ротозей и простофиля?
  
   С детства помню рассказ о его последнем "подвиге":
  
   "Жил был богатырь - воин Аника. Предупреждали его добрые люди, чтобы не ходил он по тропинке, не перешагивал через хворостинку, не приближал смерть свою. Не послушался воин совета, вышел из дома и отправился в путь-дорогу. Увидал ветку, ветром обломанную. Стал через неё переступать, но зацепился ногой, упал наземь, ударился головой о камень и умер. Сидел бы дома - был бы жив".
  
   Вот такая, не типичная для эпоса, былина. И богатырь не типичный.
   Илья Муромец, пролежавший на печи тридцать три года, славен тем, что покинул отчий дом и ушёл в дальние края, защищать землю русскую.
   Вещий Олег, подобно Анике, погиб глупо. От укуса степной змеи, спокойно-жившей в обветренном, выбеленном солнцем и дождями, валяющемся конском черепе.
   Однако, никто и никогда не осудил Илью и Олега за их поступки, а нелепая и трагическая смерть воина Аники почему-то должна вызывать снисходительную усмешку и ухмылку только потому, что речь идёт о Анике-воине, а ведь это не естественно, фальшиво и чуждо нормальным человеческим душам.
   Возможно, мораль в том, что нельзя было Анике совершать глупость и надеяться на какие-то традиционные русские "авось и небось"?
   Корни предков русского народа и русского языка уходят вглубь тысячелетий и именно там, в языке древних ариев - в санскрите обнаруживается истинное значение слов, непонятных современному человеку.
   Недавно объяснил мне знаток санскрита - собеседник Фдуч, что "авось" переводится на русский язык, как силы или боги, а "небось" означает, что эта сила божья - высшая и небесная. Вот такая серьёзная подмога. "Авось и Небось" придают надежду, поддерживают и помогают русским людям в их самых рискованных, порою - в безнадёжных делах и поступках.
   "Нет ли в санскрите слова "Аника"? - спросил я Фдуча.
   - Есть. Причем, совпадение полное и абсолютное. Применительно к событиям, "аника" переводится как отряд, армия, битва, сражение, войско. Военный человек "аника" это первое лицо, глава, вождь, великолепный".
  
   - Значит, "Аника воин" это прекрасный воин, познавший сражения. Побывавший и выживший в боях. И не просто воин, а воевода, успешно водивший войска. Не мог воин, носящий такое имя, титул или прозвище, быть жалким посмешищем, хвастуном, трусом и неудачником.
   Так кем же он был? Талантливым полководцем от Бога! Аника был Волухом Царя Небесного, в изначальном, а не в современном, искаженном и бранном смысле этого выражения. Первым после Бога, в водимом им войске.
  
   Сразу оговорюсь, что мне не удалось найти в интернете истории о том, как Аника погиб, споткнувшись о хворостину.
   Видимо, эта притча, слышанная мною в детстве, малоизвестна. Она не зафиксирована на бумаге или имела местное ограниченно-территориальное распространение. Скорее всего, это детская версия, лишенная страшного образа смерти и предназначавшаяся для рассказа малолетним детям, с целью внушения мысли о том, что нельзя и опасно уходить из дома, если тебя отговаривают и не отпускают взрослые люди.
   А для взрослых?
   - Для взрослых, Аника - "балаганный образ", а не реальный воин, был персонажем ярмарочных представлений, над которым потешались хмельные мужики, шустрые парни, торговые жинки и молодухи, пришедшие за покупками. Сотни скоморошьих групп, с начала шестнадцатого века, были "сами себе режиссеры", придумывали сюжеты действий и речевые диалоги. Поэтому, нет двух одинаковых сохраненных вариантов былины о Анике и Смерти.
   Возраст Аники, на момент погибели, разнится от двадцати лет до трёх столетий. Рассказывается, что он не раз ходил на битвы и побеждал многих князей, царей и королей. Одни тексты постоянно называют воина храбрым. В других, он показан низменным человеком, обижающим сирых и слабых. Грабящим храмы и монастыри. Уничтожающим иконы, рубящим их на дрова:
  
   "Жил на земле храбрый человек Аника-воин.
Много Аника по земле походил,
И много Аника войны повоевал,
И много Аника городов раззорял;
Много Аника церквей растворивши,
И много Аника лик Божиих поругавши,
И много Аника святые иконы переколовши;
Много Аника христианские веры облатынил.
Добирается Аника до начального граду Ерусалиму,
И хочет Аника начальной град Ерусалим раззорити,
И соборную церкву растворити,
И хочет лик Божий поругати,
И святые иконы хочет переколоти...".
   Главная, вменённая ему, вина Аники, перед Богом и людьми в том, что Аника отправился разорять первоначальный иудейский город Иерусалим. Чтобы не допустить разорения, на пути воина появляется смерть. Страшная. Длинноволосая, с человеческой головой, звериным туловищем и конскими ногами. Этакий кентавр, с острыми железными косами, заточенными серпами и ... даже с невидимыми, но жутко-эффективными пилами.
   Что делать воину?
   - В фронтовой поэме "Василий Тёркин", которая будет написана на четыреста лет позже, чем былина о Анике-воине, ответ прозвучит гордо и понятно:
  
   "... Как закон велит бойцу,
   Смерть встречай лицом к лицу
   И хотя бы плюнь ей в морду,
   Если всё идёт к концу...".
  
   Аника так и поступает. Выхватывает острый меч, пришпоривает коня и бросается навстречу смерти. Но враг сильнее, могущественнее и подлее. У Аники онемела рука, поднявшая оружие.
  
   "... И смерть вынимала пилы неувидймы
И подпилила у Аники в руцах и в нозях становные жилы
У Аники в стременах резвые нозе подогнулись,
У Аники белые руцы опустились,
У Аники бело лицо помрачилось,
У Аники очи ясные помутились,
Аники буйна глава долой с плеч покатилась,
И яко пьяныя Аника на коне зашатался.
Упал же храбрые человек Аника-воин
На мать на сырую землю...".
  
   Понимая, что не совладать с противником, воин просит у смерти отсрочку, чтобы завершить дела земные: раздать злато-серебро нищим, проститься с родителями, с женой и с детишками. Предлагает выкуп за свою жизнь, что было вполне распространенным явлением. И даже, обещает построить храм во имя смерти, с изображением смерти.
   Возможно, сейчас это кажется кощунственным, но мы, через полтысячи лет, после появления сказания о Анике, заказываем отпевания усопших, ставим свечи, за упокой родных и всех православных христиан, смотрим фильмы с Карачуном (прообразом Кащея Бессмертного) а на масленицу - весело толпимся возле сжигаемого чучела богини Мороки (именуемой Костромой).
   Все слова и поступки Аники - воина не позорят его чести и не противоречат моральным нормам его времени.
   Бездушная убийственная тварюга высокомерно отвергает просьбы и предложения лежащего обездвиженного человека, ибо "никто её не любит и она никого не любит и не жалеет, ни сирых, ни знатных. Никого не оставляет в живых. Где встречает человека, там его и выкашивает".
  
   Взмахнула смертушка косой и отдал Аника свою храбрую душу, чуждому Богу...
  
   Почему я так думаю? Потому, что из духовного стихотворения "О смерти и о Анике - воине", видно, что Аника не сторонник Христианской церкви. Умирает из-на обвинения в намерении разорить храм и оскорбить образ Господний в городе Иерусалиме.
   Мы понимаем, что от Старицы или от Старой руссы, до Иерусалима, десять коней загонишь, но так и не доскачешь.
   Скорее всего, в образе погибшего воина показан язычник, противник крещения Руси и последний воин повергнутого Перуна. Безвольно откинулась рука погибшего языческого воеводы и звякнул на его пальце пустотелый серебряный перстень с запаянной золотой горошинкой - Перунов погремок, талисман против злых сил ...
   Отправил Господь его душу в бездну земную, на вечные адские мучения.
   Церковь выполнила свою задачу. Переложила слова и мысли, подменила понятия и превратила в пасквиль имевшееся литературно-философское рассуждение "О прении живота и смерти", Рассказала, в духовном стихотворении, замаскированном под богатырскую былину, что бывает с теми, кто многие лета и столетия выступает против крещения Руси и пытается бороться с сильными да власть-имущими.
   Официальная "Никонианская" церковь спешила опорочить остатки язычества. Заручившись поддержкой государственной власти, уничтожить упрямых "детей божьих" - приверженцев старообрядничества и превратить их в "божьих рабов".
   Возможно, публичное порицание Аники-воина было иносказательной острасткой неистовому протопопу Аввакуму, боярыне Морозовой и тысячам их сторонников - староверов, сгоравшим в скитах.:
  
   "С сильным не дерись - с богатым не судись".
   "Если ударили по левой щеке - подставь и правую".
   "Рабам, любая власть от бога".
   "Смиритесь люди, иначе будет вам смерть страшная и лютая".
  
   Закривлялись, запаясничали ярморочные шуты, рассказывая историю про Анику.
   У кого-то он был хвастливым и высокомерным, у кого-то трусливым, а у кого-то (если не стоял рядышком священник) - храбрым опытным воином - воеводой.
   Старались бродячие артисты угодить церковникам, разрешившим ходить по Руси, давать представления и зарабатывать денежки.
   В одном тексте, Аника показан излишне-самоуверенным. Просил он дать ему булатное кольцо, прикрепленное к земле. Мечтал Аника потянуть за то кольцо и перевернуть, поменять местами землю и небо, чтобы ПЕРЕСТАЛИ ЛЮДИ УМИРАТЬ!
   Мечтал человек совершить чудо, сделать невозможное и подарить людям вечную жизнь.
   Не для себя старался.
   Для людей.
   Не смог.
   Не осилил.
   Ибо, прошло время его низвергнутых древних славянских богов.
  
   Так почему же мы обидными словами и поговорками упоминаем героя Анику - воина?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"