Антонов Виталий Александрович: другие произведения.

Что такое харалужные мечи?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
Оценка: 5.17*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    " ... Грозою он заставил трепетать - своими сильными полками и харалужными мечами наступил на Половецкую землю ..."


  
   Что такое харалужные мечи?
  
   Какие мечи ценились на Руси особенно высоко? На этот вопрос, практически каждый, хоть немного знакомый со старинными оружейными металлами, скажет о дамасских и булатных клинках. Если же отвечающий не ловил мух на уроках литературы, а дома - не спеша и внимательно прочел "Слово о полку Игореве...", то он вспомнит и о харалужных мечах, воспетых в великом древнерусском повествовании.
   Вопрос о том, чем были ценны харалужские мечи и где их изготовляли - поставит в тупик большинство любителей истории.
   Патриоты Отечества пояснят, что с конца девятого - в начале десятого века нашей эры, ковку "дамасских" мечей освоили на Руси. При этом, знатоки сошлются на арабских авторов, писавших о оружии Русов. Процитируют хорезмского учёного Аль-Бируни который в десятом веке так описывал мечи русов: "Русы выделывают свои мечи из стали, а долы посреди них из железа, чтобы придать им (мечам) прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Когда они (славяне) познакомились с сплавленным узорчатым металлом, то изобрели для долов плетенье из длинных проволок, изготовленных из стали и железа. И начали у них получаться на сварных плетениях, при погружении в протравитель, вещи удивительные и редкостные. Такие, какие они желали и намеревались получить.".
   Если читатель пожелает подробнее узнать о харалужных мечах, то его постигнет разочарование. Из имеющихся версий, многие являются не более чем домыслами, а оставшиеся - противоречат друг другу.
   Итак, что мы имеем?
   - Только то, что у других народов мира не упоминаются харалужные мечи, известные нам по тексту знаменитого "Слове о полку Игореве...", в ниже-приведенных цитатах:
      -- "О ярый тур Всеволод! Стоишь ты на поле брани, сыплешь на воинов стрелами, гремишь о шеломы мечами харалужными..."
      -- "С утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы, трещат копья харалужные, остриями блистающие в поле неведомом среди земли Половецкой."
      -- "Святослав грозный великий Киевский. Грозою он заставил трепетать -- своими сильными полками и харалужными мечами наступил на Половецкую землю, потоптал холмы и овраги, взмутил реки и озера, иссушил ручьи и болота".
   Рассмотрим несколько версий о том, что же такое харалужные мечи.
   Самым простым и самым верным, на мой взгляд, но ничего не проясняющим объяснением является вариант: "Это булатные мечи". Почему? Да потому что качественными и достойными воспевания, могли быть только булатные клинки, обладавшие прекрасной прочностью, гибкостью, остротой и красотой текстуры металла. Так называемые, римские мечи, вряд ли заслуживали высоких слов о себе, поскольку ковавшиеся из одной однородной заготовки металла, явно уступали булатному оружию и римляне одерживали победу не столько благодаря качеству своих мечей, сколько тому, что противостоявшие им кельты сражались мечами из "болотного" мягкого железа, а такие мечи гнулись после нескольких ударов о бронзовые доспехи римских легионеров.
   Часто высказывается мнение что название харалужных мечей является искаженным названием "каролингских" мечей, широко-распространенных в Европе с седьмого по одиннадцатый век. Несомненно, что такие мечи были известны и воинам Игорева полка и автору, оставившему повествование о их "непрухе" во время неудачного похода на половцев. Вот только названия "королингов" было неведомо русам, ибо: "Сам термин 'каролингский' ('каролингов', 'меч каролингского типа') появился значительно позже - на рубеже XIX и XX столетий. Он был введен оружиеведами и коллекционерами оружия в честь династии Каролингов, которые правили франкской державой".
   Существует распространенное мнение, что в основе слова "харалужные", лежит тюркоязычное слова "кар", переводящееся на русский язык как "чёрный". То есть речь могла идти о мечах с чернёными (воронёными) клинками. Воронение боевого оружия широко используется и в настоящее время. Воронёный металл менее подвержен появлению ржавчины. Тёмный клинок не сверкнёт в руке крадущегося диверсанта или разведчика.
   Версия о воронёных мечах в руках Игоревых воинов является несостоятельной в силу того, что на Руси не было традиции подвергать мечи воронению. К тому же, фраза "...трещат копья харалужные, остриями блистающие..." наводит на мысль, что если блистали наконечниками харалужные копья, то так же должны были сверкать и харалужные мечи.
   Итак, обсудим альтернативный вариант, что "харалужные" мечи это мечи сверкающие. Хорс, в славянской мифологии бог Солнца, хранитель светила. Имя "Хорс" происходит от корня "хор", обозначает "круг", "окружность", что так же отражается его связь с солнцем. "Луж" - "луженые", означают "покрытие" - "покрытые". Следовательно, "харалужные" мечи и копья можно рассматривать как мечи "покрытые Хором" - "светом" или "сверкающие на солнце". Вполне возможна и религиозно-идеологическая подоплёка названия мечей.
   - Немец Вундерер, путешествовавший по Руси позже 1581 года, описал изображение Хорса близ Пскова: "Корс (то есть Хорс), который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой - огненный луч".
   Можно предположить что автор "Слова о полку Игореве...", называя мечи харалужными, хотел сказать что в руках русских воинов были божьи мечи - мечи данные богом Хорсом и сражались однополчане с божьей помощью - с помощью Хорса.
   Вот только опять неувязочка...
   Тогда бы мечи назывались не "харалужными", а "хоролужными"
   Упоминает ли автор "Слова..." непосредственно о Хорсе?
   - Упоминает. Вот цитата:
   "...Всеслав-князь ... из Киева достигал до первых петухов Тмуторокани. Великому Хорсу волком перебегал дорогу. Ему в Полоцке позвонили к ранней заутрене у святой Софии в колокола, а он в Киеве звон слышал...".
   Уважаемые читатели, давайте отвлечемся на мгновение от темы статьи и вдумаемся в смысл цитаты... Автор "Слова ..." был, несомненно, талантливым художником литературного сказания. Так и представляется как вездесущий неутомимый, скорый в передвижении князь Всеслав скачет из северного Полоцка и южный Киев-град, пересекая дорогу солнечному диску, плывущему по небу от восхода к закату, с востока на запад. Автор, так тщательно работавший с каждой фразой своего "Слова о полку Игореве..." не мог не обратить внимание на то, что Хорса он именует Хорсом (через звук "О"), а мечи называет харалужными (с использованием звука "А").
   Русь, времён написания "Слова...", велика и обширна. Много в ней племён и народов. Если в наше время волжане "окают", а москвичи "акают" во время разговора, то и наши далёкие предки могли так же "акать" или "окать" в удалённых княжествах и городах. Автор слагал слово не смесью говоров, а на "правильном литературном старорусском" языке - не "акая", не "окая", не "якая" и не "цекая". Следовательно, в понимании автора и его современников, имя Хорса должно писаться через "О", а название харалужных мечей произноситься с двумя звуками "А", ибо они так традиционно и правильно произносятся и пишутся. Таким образом, закрадывается сомнение в том, что название мечей, несмотря на их сверкание и блеск, произошло напрямую от имени Хорса.
   Может быть харалужские мечи не имеют ничего общего со славянской мифологией и являются завозным товаром, произведенным в чужедальних краях?
   Где первоначально зародилось и развилось производство булатного оружия?
   - "Древняя металлургия железа и стали окончательно сложилась в эпоху Ахеменидов (VI--IV вв. до н. э.), когда крупные мастерские, производившие много булатного оружия, были организованы в восточных афгано-индийских сатрапиях Персидской империи в Хорасане, Герате, Мультане и в североиндийской провинции Синд".
   Вполне возможно, что на Русь, с персидскими купцами, изредка попадали дорогие иноземные Хоросанские мечи. Но вряд ли они были столь доступны, чтобы ими массово вооружались простые русские ратники, а копьеносцы насаживали на древки булатные наконечники, выкованные в далёком городе Хоросане, названном в честь солнечного индо-европейского божества Хороса.
   Если же харалужные мечи производились не в Хоросане, а в каком либо Харалуге? Есть ли где селения или урочища носящие название "Харалуг"?
   - Есть. Хараужные берега упоминаются в "Задонщине": "Доне, Доне... прошелъ еси землю половецкую, пробилъ еси берези хараужныя...".
   В современном литературном переводе фраза озвучена так: "О Дон, Дон, быстрая река! Прорыл ты каменные горы и течешь в землю Половецкую".
   Почему у переводчика "хараужные" берега стали "горами каменными"? Скорее всего, переводчик, знакомый с текстом "Слова..." помнил о воспетых харалужных мечах, считал их чрезвычайно крепкими, а поскольку берега не могут быть "булатными", в переводе появилась фраза про каменные горы. Впрочем, возможно, во времена написания "Задонщины", слово "гора" могло произноситься и писаться как "хора". В этом случае, "хараужные" берега, несмотря на созвучность слов, не имеют никакого отношения к харалужным мечам, а означают "гораужные", то есть - высокие гористые берега. Или "солнечные", "освещенные солнцем" берега, если вспомнить о возможном искажении имени Хорса.
   В версию что в "Задонщине" идет речь о берегах возле некого исчезнувшего и забытого, стоявшего у Дона, древнерусского города металургов и кузнецов "Хараужа" или "Харалуга", верится слабо. Скорее всего, не было в истории такого города, а вот село Харалуг было и существует. Только не на Дону, а на Украине, в Корецком районе Ровненской области.
   О результатах поездки в Харалуг, совершенной в 2010 году, подробно рассказал Владимир Свитящук в своей статье: "Где ковались мечи харалужские?".
   Не буду пересказывать содержание весьма интересного текста, в котором подробно говорится о, практически не изученном, историческом месте.
   Большинство артефактов, рассказывающих о прошлом Харалужья, являются случайными находками местных жителей. Неолитические каменные ножи и скребки дополняются сверлеными каменными молотками, каменными символами бога-солнца, следами грандиозных рудных разработок и многочисленных железо-плавильных печей.
   К сожалению, очень часто, обнаруженные печи не изучались археологами, а просто уничтожались трактористами во время проводившихся дорожно-строительных, мелиоративных и сельскохозяйственных работ.
   Анализы состава руды, плавильных шлаков и металлических заготовок на содержание вредных примесей в виде серы и фосфора - весьма противоречивы. От ничтожно-малого, до весьма существенного.
   Выявлено наличие легирующих элементов, которые способствуют повышению качества получаемого железа. Это марганец и магний, титан и никель, кобальт и ванадий, хром и медь, свинец и цинк; а так же - обширный ряд редкоземельных элементов - бериллий, барий, иттрий, иттербий и цирконий.
   Владимир Свитящук считает, что "... наличие такого большого количества легирующих компонентов позволяло древним кузнецам-металлургам получать железо довольно высокого качества по тем временам. После многоразовой проварки и термической обработки оно приобретало высокую ударную вязкость в сочетания с твердостью. Оружие, изготовленное из такой стали, при ударе не крошилось и быстро не тупилось. Сабли, мечи, копья, выкованные зализницко-харалужскими мастерами, должны были пользоваться большой известностью. Нетрудно предположить, что к началу XII века, ко времени создания "Слова" Зализницко-Харалужский железоделательный промысел был одним из основных центров по массовому изготовлению оружия в Древней Руси...".
   Не могу полностью согласиться с выводами Свитящука. Полагаю, что Харалужье имело узкую специализацию - было центром выплавки металла, который продавался и вывозился из Харалужья, в виде железных заготовок.
   К такому мнению подталкивает то, что в Харалужье найдено большое количество плавильных домниц и не обнаружено следов кузнечного производства. Не найдено никаких кузнечных заготовок, бракованных поковок или готовых мечей, ножей, наконечников копий и стрел.
   Из вывозимого харалужского металла, харалужные мечи могли коваться в любом городе Руси, имевшем торговые связи и умелых кузнецов. О правильности или ошибочности этого предположения может сказать только наука, после проведения необходимых масштабных археологических исследований в районе села Харалуг.
   Какие же они, харалужные мечи? Ответ на этот вопрос, столетиями мучающий историков, металлургов и филологов, можно получить весьма быстро, просто и с незначительными финансовыми затратами.
   - Это мечи, хранящиеся в музейных и частных коллекциях, при химическом анализе которых выявится безусловная взаимосвязь с харалужскими рудами.
  

В.Антонов Tverseed@mail.ru 4.10.2018 г.


Оценка: 5.17*5  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Черчень "Счастливый брак по-драконьи. Догнать мечту"(Любовное фэнтези) Е.Шторм "Жена Ночного Короля"(Любовное фэнтези) Ю.Кварц "Пробуждение"(Уся (Wuxia)) Е.Кариди "Черный король"(Любовное фэнтези) А.Кочеровский "Баланс Темного"(ЛитРПГ) А.Григорьев "Биомусор 2"(Боевая фантастика) А.Шихорин "Ваш новый класс — Владыка демонов"(ЛитРПГ) А.Минаева "Замуж в другой мир"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров. Арена"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"