В 2700 году Валар*(1) и почти за 300 лет Валар до возвращения нолдор*(2), пока мир был еще темным (XXVII), 'часть заблудших эльфов народа Дана после долгих странствий пришла в Валариандэ с Юга. Их предводителем был Дэнэтор 'Энадар (XXVII) Дэнилос (XLIV), сын Дана. Это были зеленые эльфы (XXVII) 'лаикви, или лаикэлдар (XLIV), которые на их родном языке назывались данас, последовавшие за Даном, и они также пришли (XXVII) 'наконец, после многих странствий и долгого пребывания в разных местах (XLIV) в восточный Валариандэ и жили в том регионе, который назывался Отсориандэ (Оссирианд), Земля Семи Рек (XXVII) 'где семь рек стекают с гор Линдона*(3) (XXVII), под западными склонами Линдоноронти (Эрэд Линдон) (XXVII). Эта страна называлась Страной Семи Рек, потому что она лежала между могучим потоком Калина (Гэлиона) и горами, из которых в Калина впадали быстрые реки: Римпа (Аскар), Улда (Талос), Лэхталина (Лэголин), Мариллинтиэ (Брилтор), Лайкэлун (Дуильвэн) и Йукэлумэ (Адурант). В том регионе леса, в последующие дни, стали высокими и зелеными, и народ Дэнэтора (Denethor) жили там скрытно и нандор редко были замечаемы другими из-за своих одежд цвета листьев; и поэтому лэстанорцы их называли зелеными эльфами (LXI).
Этот народ был в начале частью нолдоринского народа, но нандор не причисляются ни к эльдар, ни к лэмби*(4) 'они занимают среднее место, хотя некоторые говорят одно, а некоторые - другое (XXXII). Ибо сначала данас последовали за Оромэ, но оставили войско Финвэ (XXVII), 'повелителя нолдор, рано утром*(5) во время марша на запад (XXXV), прежде, чем Великий Поход ушел очень далеко, и повернули на юг. Но обнаружив, что земли темны и бесплодны*(6), поскольку в древние времена юг никогда не посещался никем из Валар (XXXV) ('поскольку Валар ступили на земли вокруг Сириона, когда они пришли из Амана для нападения на Утумно, рост там вскоре снова начался, в то время как большая часть Средиземья спала Сном Йаванны (LXI)), а небо его было скудно на звезды*(7), этот народ снова повернул (XXVII) 'на север и снова двинулись на запад, претерпев множество скитаний и горя. Это я, Пэнголод, добавил сюда, ибо Румилю это было неизвестно*(8) (XXXV).
Но, как рассказывается в другом месте, Дан был из народа Ольвэ и он покинул Поход эльдар в то время, когда тэлэри были остановлены берегами Великой Реки на границах западных земель Средиземья*(9) И он увел многочисленный народ и пошел на юг вниз по реке, и о странствиях этого народа, народа нандор, сейчас мало что известно (LXI). Нандор, которые повернули прочь, никогда не видели Моря или даже Оссэ и фактически стали авари. Они также подобрали различных авари, прежде чем прийти на запад, в Отсориандэ (LXI).
Первым предводителем нандор был Дан 'Дэнвэг (Denweg) (XXXIV), чьим сыном был Дэнэтор (Denethor); и Дэнэтор повел многих из них наконец через Синие горы во дни Тиндаколло*(10). Ибо, хотя они и покинули Великий Поход, зеленые эльфы все же услышали призыв идти на Запад, и временами их по-прежнему тянуло туда в беспокойстве и неугомонности; и по этой причине лаиквэнди нет среди лэмби*(11). Их язык был своего собственного рода, отличаясь и от языков Валинорэ, и от языков лэмби, и больше всего он был похож на язык Лэстанорэ (Дориата), хотя и не такой же (XXVII).
Речь зеленых эльфов в Отсориандэ стала несколько отдаленной и от речи их сородичей, оставшихся к востоку от Линдоноронти, поскольку на язык лаиквэнди сильно повлиял язык народа Тиндаколло. Тем не менее, они оставались в стороне от тэлэрианских илькоринов*(12) и помнили своих родичей за горами, с которыми они все еще имели какое-то общение, и называли себя схожим образом с теми нандор. Но другие называли их зелеными эльфами, лаиквэнди, потому что они любили зеленый лес и зеленые земли прекрасных вод; и дом Дэнэтора любил зеленый цвет больше всех цветов и бук больше всех деревьев*(13). Лаиквэнди были союзниками Тиндаколло, но не подчинялись ему до возвращения Моринготто на север, когда после убийства Дэнэтора, многие искали защиты у Тиндаколло. Но многие все еще жили в Отсориандэ до окончательного разрушения и придерживались своего языка; и они были без короля, пока Берен не пришел к ним, и они не приняли его своим Лордом. Но их речь теперь исчезла с лица земли, как и Берен и Лутиэн*(14). Однако этот язык был записан в Ондолиндэ*(15), и он не полностью забыт, поскольку был известен Эльвинг и Эарэндилю*(16) (XXVII).
Из сородичей нандор Отсориандэ, все еще живших к востоку от гор, немногие вошли в историю Валариандэ, и они остались в Ближних Землях (в Эндорэ) после разрушения запада Средиземья в великой войне, и с тех пор исчезли или слились с лэмби. И все же в свержении Моринготто они не остались безучастными, поскольку они послали многих своих воинов в ответ на призыв Фионвэ (XXVII).
2.
Название нандор, должно быть, было дано в то время, в последние дни Похода, когда определенные группы тэлэри отказались от Похода; и это особенно относилось к многочисленным последователям Лэнвэ (Lenwe)*(17), которые отказались пересечь Хитэквин (Нithеquín - Хитаэглир, Hithaeglir)*(18). Имя нандор часто интерпретировалось как 'Те, кто идут назад'; но в действительности никто из нандор, похоже, не вернулся и не присоединился к авари. Многие остались и поселились в землях, которых они достигли, особенно вдоль реки Андуинэ (Андуин); некоторые свернули и странствовали на юг. Это, как выяснилось позднее, было медленное движение мориквэнди на запад, во время пленения Мэлькора, и в конце концов группы нандор, прошедшие через Промежуток между Хитэквином и Фанаоронти (Эрэд Нимраисом), распространились широко в Эрйандорэ (Эриадоре). Некоторые из них, наконец, вошли в Валариандэ незадолго до возвращения Моринготто (XXXIV). И Дэнэтор (Denethor), сын Дэнвэга (Denweg) (XXXIV) стал союзником Эльвэ в первых битвах с созданиями Моринготто (XXXIV).
Однако старое имя нандор помнили только нолдоринские историки в Амане; и они ничего не знали о более поздней истории этого народа, вспоминая лишь, что предводителя отступников до перехода ужасного Хитэквина звали Лэнвэ (т.е. Дэнвэг - Denweg)*(19). Хранители знаний тиндар помнили нандор как данвайт*(20), или из-за путаницы с именем их лидера - как дэнваит (XXXIV). Это имя мудрецы тиндар сначала применили к нандор, пришедшим в Восточный Валариандэ; но этот народ все еще называл себя старым клановым именем линдаи, которое в то время на их языке приняло форму линди. Страну, в которой в конечном итоге большинство из них поселилось как небольшой независимый народ, они назвали Линдон (в древности - Линдана): это была страна у западных подножий Голубых гор (Луиноронти), орошаемая притоками великой реки Калина (Гэлион), и ранее названная тиндар Оссириандом, Землей Семи Рек. Тиндар быстро признали линди родственным народом линдаринского (тэлэринского) происхождения, назвав их глиннил (поющие-эльфы), использовавших язык, который, несмотря на большие различия, все еще воспринимался как родственный их собственному (XXXIV); и нандор наслаждались пением, и звук их пения можно было услышать даже за водами Калина (Гэлион), как будто вся их земля была наполнена хорами птиц, чьи прекрасные голоса обрели мысль и смысл (XLII). И тиндар приняли имена линди и Линдон, придав им формы линдиль (ед.ч. линдэль) или линдэдиль (Lindedhil), и Линдон или Дор Линдон. В квэнйа изгнанников*(21) использовались формы (происходящие от тиндар или непосредственно от нандор) линди и Линдон (или Линдонэ). Вернувшиеся в Арду нолдор также обычно называли Луиноронти именем Линдоноронти, поскольку самые высокие части этого хребта составляли восточные границы страны Линдон (XXXIV).
Однако позже эти имена нандор были заменены среди тиндар именем 'зеленые эльфы', по крайней мере, по отношению к жителям Отсориандэ; ибо они отступили и принимали так мало участия в борьбе с Моринготто, как только могли*(22). Это название, 'зеленые эльфы' (ед.ч. лаэгэл, мн.ч. лаэгил, название народа лаэгрим), было дано как из-за зелени земли Линдон, так и потому, что нандор одевались в зеленое, чтобы сохранить секретность. Тиндарское название нолдор перевели на квэнйа как лаиквэнди; но оно мало использовалось*(23) (XXXIV).
Хотя диалекты лесных эльфов, когда они снова встретились со своими давно разлученными родственниками, настолько сильно разошлись с тиндарином, что стали едва понятны, потребовалось небольшое исследование, чтобы выявить их родство с языками эльдарин. Хотя сравнение лесных диалектов с их собственной речью очень интересовало хранителей знаний, особенно нолдорского происхождения, сейчас мало что известно о лесных эльфах*(24). Лесные эльфы не изобрели никаких форм письма, и те, кто научился этому искусству у тиндар, писали на тиндарине настолько хорошо, насколько могли*(25). К концу Третьей Эпохи на лесных языках, вероятно, перестали говорить в двух регионах, имевших важное значение во времена Войны Кольца: Лориэне и королевстве Трандуила в северном Лихолесье. Все, что от них сохранилось в записях, - это несколько слов и несколько названий имен нандор и мест (LXXVIII). В основном они происходят из Лориэна*(26); но имена с эльфийской формой, найденные на северо-востоке Эндорэ, должно быть, изначально были созданы на лесном языке царства короля Трандуила, которое простиралось до лесов, окружающих Одинокую гору и растущих вдоль западных берегов Длинного озера, до прихода гномах, изгнанных из Мории и вторжении дракона (LXXVIII).
3.
О долгих годах мира, последовавших после прихода Дэнэтора, мало что известно; говорят, что хотя в это время менестрель Даирон, который был главным хранителем знаний королевства Тиндаколло, изобрел свои руны кирт, они мало использовались тиндар для ведения записей, пока не наступили дни Войны*(27), и значительная часть того, что хранилось в памяти, погибло в руинах Лэстанорэ. И все же, поистине, о блаженстве и радостной жизни мало что можно сказать, прежде чем она закончится; поскольку дела прекрасные и чудесные, пока они еще остаются на виду, говорят о себе сами, и только когда они подвергаются опасности или навсегда разрушаются, они переходят в песню. В Валариандэ в те дни гуляли эльфы, и текли реки, и сияли звезды, и ночные цветы испускали свой аромат*(28); и красота Мэлйанны была подобна полудню, и красота Лутиэн была подобна весеннему рассвету. В Валариандэ король Тиндаколло на своем троне, был подобен сыновьям Валар, чья сила покоится, чья радость подобна воздуху, которым они дышат все свои дни, чьи мысли текут потоком нетревожимым от высот к глубинам (LXI).
В Валариандэ еще временами проезжал Оромэ Великий, проносившийся, как ветер, над горами, и звук его рога доносился на многие лиги звездного света, и эльфы боялись его за великолепие выражения его лица и великий шум натиска Нахара; но когда Валарома эхом разносился по холмам, они хорошо знали, что все зло убежало далеко (LXI).
4.
В языке тиндар слово кэлбин сохранил то же значение, что, как уже было сказано, квэнийское 'эльдар' и вероятно, было его первоначальным значением: все эльфы, кроме авари; и в него входили тиндар. Фактически это был эквивалент (когда он был необходим) квэнийского слова 'эльдар' и тэлэринского слова 'эллои'. Но это относилось к эльфам только потому, что ни один другой народ не подходил для этого названия. При этом слово 'моэрбин' было приблизительным эквивалентом для квэнийского названия 'авари'; но то, что это означало не только 'темные эльфы', видно из готовности применить его к другим воплощенным, когда они позже стали известны (XXXII).
Для тиндар любой, кто жил за пределами Валариандэ или входил в их царство извне, был морбэном. Первым народом такого рода, которых встретили тиндар, были нандор, вошедшие в Восточный Валариандэ через перевалы Гор еще до возвращения Моринготто; вскоре после его возвращения произошли первые вторжения его орков с севера*(29). Несколько позже тиндар стало известно об авари, которые небольшими и тайными группами прокрались в Валариандэ с юга*(30). Позже пришли Люди Трех Домов, которые были дружественны эльфам; а позже еще и люди других видов. Всех их при первом знакомстве звали моэрбин. Но когда нандор были признаны родственниками по линдаринскому происхождению*(31) и по языку (что еще можно было узнать), они были приняты в разряд кэлбин. Люди Трех Домов также вскоре были исключены из разряда моэрбин. Им дали собственное имя, эдайн, и их редко в действительности называли кэлбин, но они были признаны принадлежащими к этому разряду*(32), который стал практически эквивалентом понятию 'народы, объединившиеся в войне против Моринготто'. Таким образом, авари оставались главными представителями моэрбин. Любой отдельный авар, присоединившийся к тиндар или принятый в их число (это случалось редко), становился калбэн*(33); но авари в целом оставались скрытными, враждебными к эльдар и ненадежными*(34); и они жили в укромных местах в более густых лесах или в пещерах. Моэрбин применительно к авари обычно переводится как 'темные эльфы', отчасти потому, что мориквэнди в квэнйа возвратившихся нолдор обычно так называют авари. Но то, что никакой специальной отсылки к эльфам тиндаринское слово не подразумевало, подтверждено тем фактом, что название моэрбин было сразу же применено к новым отрядам людей (истерлингам), появившимся перед битвой Ниэрилтатинва (Nieriltathinwa - Нирнаэт Арноэдиат). Если на тиндарине подразумевался авар, отличный от других видов морбэна, то его называли морнэдэль (Mornedhel) (XXXIV).
Тиндар не имели конкретного названия для себя, как отличия от других разновидностей эльфов, пока другие воплощенные не пришли в Валариандэ (XXXIV). Все эдиль (квэнийское 'эльдар') были одного рода, и народы эльфов лучше осознавали растущие различия по речи и другим вопросам между теми группами эльфов, которые жили в широко разделенных частях большой и по большей части непроходимой земли. Таким образом, в обычной речи это были все эльдар (эдиль), но некоторые принадлежали к одному региону, а некоторые к другому: это были фалатрим с побережья Западного Валариандэ, или хэкильди (эглатрим) из Лэстанорэ (Дориата - Огороженной Земли), или миттарим (mithtarim - митрим mithrim), которые отправились на север из Валариандэ*(35) и населили районы вокруг великого озера, впоследствии носившего имя этих земель (XXXIV).
5.
Имя Брошенные*(36), на тиндарин эглан, мн.ч. эглайн, как народ - эгладрим было дано тиндар самим себе. Но в Валариандэ это не было именем всех оставшихся там эльфов, а в Амане их звали хэкэльди, хэкэллои. Имя 'Брошенные' относилось только к тем, кто хотел уйти и ждал долго и тщетно возвращения Улмо, поселившись на побережье или вблизи него. Там они стали умелыми в строительстве и управлении кораблями. Кирйатан (Кирдан) был их Лордом*(37) (XXXIV).
Слово 'Кирйатан' на эльфийском означает 'Корабел' и описывает его более позднюю деятельность в истории Первых Трех Веков; но его 'собственное' имя, или его изначальное имя среди тэлэри, к которым он принадлежал, никогда не используется (LXXIII). Один только Пэнголод упоминает традицию среди тиндар Лэстанорэ использовать для Кирйатана архаическую форму его имени - Новэ, первоначальное значение которой было неопределенным, как и значение имени Ольвэ*(38) (LXXIII).
В 'Анналах Третьей Эпохи' говорится, что Кирйатан видел будущее дальше и глубже, чем кто-либо другой в Средиземье (LXXIII). Кирйатан был эльфом из тэлэри, одним из самых Высоких из тех, кто не был перевезен в Валинорэ*(39), но стали известны как тиндар, серые эльфы; Кирйатан был в родстве с Ольвэ, одним из двух королей тэлэри*(40), и лордом тех, кто ушел за Великое Море. Таким образом, Кирйатан также был в родстве с Эльвэ*(41), старшим братом Ольвэ, признанным верховным королем всех тэлэри в Валариандэ, даже после того, как он удалился в охраняемое царство Лэстанорэ (Дориат). Но Кирйатан и его народ во многом отличались от остальных тиндар. Они сохранили старое название 'тэлэри' (на более позднем тиндарине это звучало как эорм тэлир или тэлэррим) и во многом оставались отдельным народом, говорящим даже в более поздние времена на более архаичном языке. Нолдор называли их фалмари, 'народ-волн', а другие тиндар звали их фалатрим (Falathrim), 'народ пенящегося берега' (LXXIII).
Прежде чем они пришли в Валариандэ, тэлэри развили ремесло изготовления лодок; сначала в виде плотов, а затем в виде легких лодок с веслами, сделанных в подражание водоплавающим птицам на озерах вблизи их первых жилищ, а позднее во время Великого Путешествия при переправе через реки или особенно во время их длительного стояния на берегах моря Рона (тиндарин - Рун), их корабли стали больше и сильнее. Но во всей этой работе Кирйатан всегда был самым первым, самым изобретательным и умелым (LXXIII).
Во время долгого ожидания тэлэри возвращения плавучего острова, на котором ванйар и нолдор были переправлены через Великое Море, Кирйатан направил свои мысли и навыки на строительстве кораблей, ибо он и все другие тэлэри потеряли терпение. Тем не менее, говорят, что из любви и преданности к своим родичам, Кирйатан был лидером тех, кто дольше всех искал Эльвэ, когда он заблудился и не пришел к берегам, чтобы покинуть Средиземье*(41ю2). Таким образом, Кирйатан лишился исполнения своего величайшего желания: увидеть Благословенный Край и снова найти там Ольвэ и своих ближайших родственников*(43). Увы, он не достиг тех берегов, пока почти все тэлэри из последователей Ольвэ не ушли*(44) (LXXIII).
Говорят, что в те древние дни Кирйатан стоял, несчастный и одинокий, глядя на море, и была ночь, но далеко он мог видеть проблеск света над Эрэссэа, прежде чем остров исчез на Западе. Затем Кирйатан громко воскликнул:
- Я пойду за этим светом, один, если никто не пойдет со мной, ибо корабль, который я строю, уже почти готов. - Но когда он сказал это, он получил в свое сердце послание, которое, как он знал, пришло от Валар, хотя в его уме оно запомнилось как голос, говорящий на его собственном языке. И голос предупредил его не пытаться идти на такой риск; ибо его силы*(45) и умения еще долгие годы не будет хватать, чтобы построить ни одного корабля, способного противостоять ветрам и волнам Великого Моря.
- Жди этого времени, ибо, когда оно наступит, твоя работа будет иметь высшую ценность, и ее будут помнить в песнях многие века спустя.
- Я подчиняюсь, - ответил Кирйатан, и тогда ему показалось, что он увидел (возможно, в видении) силуэт, похожий на белую лодку, сияющую над ним, которая плыла по воздуху на запад, и, уменьшаясь вдали, она выглядела подобно звезде такой яркости и великолепия, что она отбрасывала тень Кирйатана на берег, где он стоял*(46) (LXXIII).
Как мы теперь понимаем, это было предсказание о корабле, который после обучения у Кирйатан, и всегда с его советами и помощью, построил Эарэндиль и на котором он наконец достиг берегов Валинорэ*(47). С той ночи и впредь Кирйатан получил дар провиденья*(48), касающийся всех важных вопросов, за пределами возможностей всех остальные эльфов Средиземья*(49) (LXXIII)
6.
Тэлэри долго задерживались на берегу Моря Рона (на тиндарин - Рун - Rhun - Восток) во время Великого Путешествия; и Кирйатан был лидером тех, кто искал Эльвэ Тиндаколло, его родственника (XXXIV). Народ Кирйатана состоял из некоторого числа следовавших за Ольвэ, которые, заплутав или медля, пришли к берегам слишком поздно*(50), а также из многих следовавших за Эльвэ, которые оставили его поиски и не желали разлучаться навсегда со своими родичами и друзьями. Этот народ долгие годы продолжал жаждать Амана и он был одним из самых дружелюбных к возвратившимся нолдор (XXXIV).
Они продолжали называть себя эглаин, а регионы, где они жили, - Эгламар и Эгладор. Последнее название вышло из общего обихода. Первоначально оно применялось ко всему западному Валариандэ между горой Тарассэ (Tharassse - Тарас, Tharas) и заливом Вала (Балар), его восточная граница проходила примерно по реке Нарака (Нарог). Хэлкамар (Эгламар), однако, сохранил название 'Дом Брошенных': морское побережье от мыса Анданортил (Андрас) до мыса Маивэмар (Бар-ин-Маил) - Дома-чаек, включавшее в себя корабельные гавани. Кирйатана в Вэриттэмаре (Бритомбаре) и у истока лимана Хэклариста (Эгларэста) (XXXIV).
Хэкэльди стали народом, несколько отдельным от эльфов, живущих в глубине земель, и ко времени прихода вернувшихся нолдор, их язык во многом отличался. Но они признавали верховную власть Тиндаколло, а Кирйатан никогда не принимал титул короля (XXXIV).
7.
В 1990-м году Древ 'Валар охотились на Моринготто (пока тот был в Амане), но Моринготто сбежал на север Средиземья и восстановил там свои крепости, и вывел и расплодил, а также собрал снова своих злых слуг, орков и валараукар (балрогов) (XXXIV).
Тогда страх пришел в Валариандэ, который много веков обитал в звездной безмятежности (XXXV). Поэтому Эльвэ призвал Нанитаро (Nanithаrо - Дэнэтора) (но не анфэнги), и произошла Первая битва в Войнах Валариандэ. Орки на востоке были разгромлены и массово убиты, и когда они бежали от эльфов, их подстерегли топоры анфанги, спустившихся с горы Ндолнэн (Долмэд): немногие из орков вернулись на север (LXI).
Но Тиндаколло со своим союзником Нанитаро (Nanithаrо - Дэнэтором) из Отсориандэ долгое время сдерживал орков с юга. Пока в конце концов Нанитаро, сын Тано (Дана), не был убит, и Тиндаколло приготовил свои глубокие особняки в Хумэфэлйар (Мэнэгроте), Тысяче Пещер, и Мэлйанна сплела магию Валар вокруг земли Лэстанорэ (Doriath); и большинство эльфов Валарианда*(51) ушли под его защиту, за исключением тех, кто задержался в западных гаванях*(52) Вириттэмара и Хэлкариста рядом с Великим Морем, и зеленых эльфов Отсориандэ, которые все еще жили за реками Востока, в которых протекала сила Улмо. Это я, Пэнголод, добавил к словам Румиля из Валинорэ*(53) (XXXV). И те, кто остался в Отсориандэ, не имели короля и жили под защитой своих рек (LXI).
Те нандор, которые нашли убежище в Лэстанорэ после гибели Нанитаро, в случае, если не смешались с тэлэри Лэстанорэ, они жили в основном в маленькой земле Хэлкамбара (Эгламар), Ардариэн (Арториэн), под началом своего собственного вождя. Некоторые из этих нандор были 'омраченными сердцем'*(54), хотя это не обязательно проявлялось, разве что под напряжением или провокацией. Главе 'эльфов-гостей', как их называли, было предоставлено постоянное место в совете Тиндаколло; а Саэрос (другое его имя Оргоф или Оргол) был сыном вождя гостей-эльфов и долгое время проживал в Хумэфэлйар (LXI).
Примечания.
*(1) Согласно другой хронологии, это произошло в '1350 году Древ' (XXVII), но такая хронология ошибочна - подробный разбор этой темы дан в конце Примечаний о летоисчислении Предначальной Эпохи.
*(2) То есть почти за 3000 солнечных лет до возвращения нолдор.
*(3) С гор текли семь рек, но одна из них, Калина (Гелион), брала свое начало далеко на юге в предгорном озере Хэллэморэ (Хэлэворн), и шесть остальных рек впадали в Калина.
*(4) Оромэ назвал эльфов эльдар, что означало 'Звездный народ', это имя было дано эльфам в целом, когда Оромэ впервые нашел их, хотя впоследствии оно было применено только к тем, кто отправился за ним в Великое Путешествие: ванйар, нолдор, тэлэри (т.е. все калаквэнди, а так же мориквэнди ушедшие в Поход, но не дошедшие до Амана). Лэмби - 'оставленные-сзади' те, что остались на Востоке у Куивиэнэн; также те, что были потеряны на пути в Валариандэ.
*(5) Внутренний автор данного текста - Пэнголод, который записывал историю нандор со слов лэстанорцев в конце Первой Эпохи. При этом Пэнголод не мог не знать, что во времена Похода еще не было ни солнца, ни утра, однако в его тексте использовано слово 'утро', что в некоторой степени ставит под сомнение все, написанное им.
*(6) Как было сказано ранее: 'После разрушения Светильников Йаванна усыпила многие (!) прекрасные творения, возникшие Весной, и деревья, и травы, и зверей, и птиц, чтобы они не состарились, а дождались времени пробуждения, которое еще должно наступить (XI). Таким образом, Йаванна усыпила не все и даже не большинство, но лишь многие растения и животных - при этом в Эндорэ росла трава, которую могли есть звери, и колосья, из которых эльдар могли печь хлеб, как и многое другое. В Лэстанорэ же (Дориате) благодаря Мэлйанне и вовсе росло все, и цвели цветы, которые в остальном Эндорэ распустились только после первого Восхода, и пели птицы, вместо того чтобы спать.
*(7) Возможно, потому, что на юге было так мало света, ходят слухи, что Унголиантэ бежала на юг и жила там - но что бы Унголиантэ, останься она жива, могла поглощать на юге?
*(8) Румил, судя по тем подробностям, что он знал, принадлежал к Первому Дому и, скорее всего, Румилу была известна история нандор от самих нандор, бывших в союзе с Первым Домом. Но Румил не мог знать истории нандор глазами лэстанорцев, в то время как Пенголод писал историю нандор как раз со слов лэстанорцев.
*(9) В 'Природе Средиземья' Профессор пишет, что 'эльдар Отсориандэ, зеленые эльфы, хотя и были лесными жителями, имели совершенно иное происхождение, которое нас здесь не касается; они, возможо, были по происхождению из рода нолдорин. А лесные эльфы времен Войны Кольца, по-видимому, были те тэлэри и их потомки, которые были встревожены Хитэквином (Нithеquín - Хитаэглир) или Туманными горами и отказались от Похода, поселившись в тогдашних более обширных и густых лесах между Андуин и горами (LXXVIII). Но таким образом получается, что нандор, будучи смешанным народом из нолдор и тэлэри, в последствии снова разделились на нолдор и тэлэри, а вовсе не были нандор - народом Нано. Таким образом, предположение о том, что кто-то из нандор были тэлэри, а кто-то нолдор не может быть правильным. Но такие утверждения могли появиться у внутренних авторов из-за того, что нандор Отсориандэ были в дружбе и союзе с нолдор Первого Дома.
*(10) Не весь народ нандор пришел в Валариандэ. Часть нандор так и осталась жить в Эндорэ, одной из них, к примеру, была Нимродэль.
*(11) Необходимо помнить, что не все нандор являются лаиквэнди: лаиквэнди это имя, которое было дано лэстанорцами нандор Отсориандэ. И таким образом, когда мы говорим о лаиквэнди, мы говорим только о той части нандор, что жила в Валариандэ в Отсориандэ.
*(12) Имеется в виду, от илькоринов=мориквэнди из народа тэлэри, т.е. мориквэнди из третьего отряда эльфов, ушедших от Куивиэнэн, но не пришедших на Запад.
*(13) Из этого можно сделать вывод, что зеленый был цветом Дома Дэнэтора, и листья бука были в его гербе или были его знаком (если у нандор, не знавших письменности, не было гербов).
*(14) После Первой Эпохи народ, именуемый лаиквэнди был почти полностью истреблен и перестал существовать, хотя некоторые выжившие в последствии поселились в Зеленолесье, и Орофер, бывший лорд Лэстанорэ претендовал на то, что в его владениях живут лаиквэнди.
*(15) Очень сомнительно, что язык лаиквэнди мог попасть в Ондолиндэ. Скорее всего это домыслы, основанные на неверной предпосылке, о которой говорится ниже.
*(16) В действительности Эльвинг и Эарэндиль могли знать язык лаиквэнди потому, что жили в устье Сириона, в землях рядом с Отсориандэ, да и лаиквэнди Лэстанорэ, также жившие в устье Сириона, должны были использовать свой язык. Поэтому вполне вероятно, что выходцы из Ондолиндэ могли записать язык нандор Отсориандэ, но это не значит, что данный язык был известен в Ондолиндэ.
*(17) Так же Лэнвэ звали Нано или Нанно, или на тиндарине Дан и на нолдорине Дэнвэг. Отсюда и названия народа: квэнйское нандор и тиндарское дану.
*(18) Хитэквин, как и все Туманные Горы, находится в глубине Эндорэ. В этих же горах в последствии было основано королевство гномов Гундабад, широко известное как Мория.
*(19) Очень похоже на то, что внутренний автор данного отрывка из мориквэнди Лэстанорэ и сам недостаточно знает, от того много путает. Прежде всего, 'старого названия нандор' просто не существует, так как слово нандор означает 'народ Нано', что было квэнийским именем Дана; а до того как вокруг Нано сплотился народ, отдельного народа нандор и не было, так как нандор собирательное имя для отстававших нолдор и не особо рвавшихся вперед тэлэри. Следующая ошибка внутреннего автора касается историков нолдор: почти все нолдор ушли в Исход и даже после возвращения Арафинвэ большая часть всех нолдор пришла в Эндорэ. Не может быть, чтобы среди пришедших не оказалось тех самых 'нолдоринских историков', тем более, что как было сказано, Третий Дом нес с собою украшения и драгоценности, оставив свои книги в Амане - то есть вероятность, что среди Третьего Дома, и среди ушедших с Арафинвэ, были ученые - весьма мала (для каждого свое драгоценно, но маловероятно, что для ученых книги были меньшей ценностью, чем самоцветы, и если народ оставил все свои книги, но взял украшения, мала вероятность того, что среди этого народа было много ученых). Таким образом, очевидно, что среди нолдор, вернувшихся в Эндорэ, знали 'первоначальное название нандор'. При этом, сложно сказать, насколько верно утверждение, что имя Лэнвэ это имя до перехода через Хитаквин (Hithaquin), так как lenwe означает 'уходить, отбывать'. Вполне возможно, что имя Лэнвэ, как и Тано (Дан), были даны лорду тогда, когда он уже решил вместе со своим народом покинуть Поход, но это не его изначальное имя. Другим квэнийским именем тех времен было Нано или Нанно, от которого и пошло название народа - нандор; на тиндарине имя превратилось в Дано, Дан, а народ назван дану. На нандорине же имя Лэнвэ было Дэнвэго (Denwego), значение этого имени теперь неизвестно.
*(20) Нандор и данваит в действительности означает совершенно одно и то же - народ-Дана, но нандор это слово на квэнйа, а данваит - на тиндарин.
*(21) В квэнйа 'изгнанников' - то есть в квэнйа давших клятву Фэанаро и не могущих оствавться в Амане, по словам умаиа 'изгнавшим' себя. Как говорилось - таких нолдор было очень много и во всех Домах (даже некоторые Лорды Младших Домов давали эту Клятву), настолько много, что в целом всех нолдор, вернувшихся в Эндорэ звали 'изгнанники'. Но поскольку название 'изгнанники' весьма спорно и дано Темными и укрепляет ложь Темных, я не буду использовать его впредь, заменяя на 'вернувшихся нолдор'.
*(22) Как будет позднее видно из Повести - это не так. Нандор Линдона принимал участие в войне с Моринготто больше, чем те же тиндар Лэстанорэ.
*(23) Нолдор редко называли народ Нанитаро 'лаиквэнди', чаще используя название на своем языке - нандор или линдар.
*(24) Нандор Валариандэ были друзьями и союзниками Первого Дома, а обо всех, кто был в дружбе с Первым Домом известно крайне мало - Финдэкано, Артарэсто, Ангарато и Аиканоро, близкие друзья фэанариони, последние трое уплыли с фэанариони на кораблях из Арамана, о всех них почти ничего не известно. Однако, как будет сказано позднее, сокровища и летописи Первого Дома до сих пор хранятся гномами, а значит, однажды они будут переданы Дому назад, и множество утерянных историй станут известны.
*(25) Поздний внутренний автор, которому, по его словам, мало что известно о лесных эльфах, думает, что они научились письму от тиндар. Но это крайне неверные сведенья: из многих текстов мы знаем, что тиндар не пользовались рунами, которые изобрел эльф их народа, но пользовались рунами Фэанаро. При том, к тому моменту, как тиндар освоили письмена Тэриндиона, нандор уже давно сами были соседями и друзьями Первого Дома, так что, скорее всего, нандор научились писать от нолдор, хотя, наверняка, писали и на тиндарин, и на квэнйа, и кто знает, насколько хорошо. Ведь если эльф решил чему-то учиться, не в духе эльфа делать что-либо кое-как.крайне неверные сведенья: из многих текстов мы знаем, что тиндар не пользовались рунами, которые изобрел эльф их народа, но пользовались рунами Фэанаро. При том, к тому моменту, как тиндар освоили письмена Тэриндиона, нандор уже давно сами были соседями и друзьями Первого Дома, так что, скорее всего, нандор научились писать у нолдор, хотя, наверняка, писали и на тиндарин, и на квэнйа, и кто знает, насколько хорошо. Ведь если эльф решил чему-то учиться, не в духе эльфа делать что-либо кое-как.
*(26) Амрот (Amroth), сын Тэлэпорно (Кэлэборна) от первого брака, был последним королем нандор Эндорэ (LXXVIII) (видимо, Amroth был из королевского дома нандор по матери), и королевство Amroth'а было в Лориэне. Поэтому в Лориэне уже при Налтариэль сохранилось больше всего имен и названий на нандорине - просто потому, что там жили последние носители языка, и память о них была там свежее, чем где-либо еще.
*(27) Под Войной с большой буквы имеется в виду Война нолдор с Моринготто, длившаяся с прихода Фэанаро и до пленения Моринготто.
*(28) Цветы в Эндорэ пробудились только после Восхода Солнца, но под рукой Мэлйанны цветы цвели и раньше.
*(29) То есть из Ангамандо - орки вошли в Валариандэ в 2320 году Валар (1320 году Древ) с севера, из земель Ангамандо. Но в действительности, первые орки появились в Валариандэ задолго до прихода своего господина, который состоялся в 1990-м году Древ или 2990-м году Валар.
*(30) Неизвестно, почему в тексте сказано, что авари 'прокрались' (crept); однако, вполне возможно, что они отправились на разведку, узнать о Враге, который начал донимать даже их, и потому пришли незаметно, тайно - прокрались.
*(31) Хотя часть народа Дана были из нолдор, 'шедших последними', но, видимо, другая часть была из тэлэри. Скорее всего, в народе Дана смешались нолдор и тэлэри.
*(32) Потому, что люди тоже ушли от Куивиэнэн и шли на Запад, желая дойти до Валинорэ.
*(33) Калбэн - ед.ч., кэлбин - мн.ч.
*(34) Это очень важный момент, который стоит отметить: данный текст написан с позиции тиндар Лэстанорэ, для которых авари не были друзьями. так как... авари были союзниками Первого Дома, которых Эльвэ воспринимал как врагов. Поэтому и авари незаслуженно называли 'скрытными, враждебными к эльдар и ненадежными'. Про Первый Дом Эльвэ и вовсе говорил, что они союзники то орков, а то и самого Моринготто. При этом тиндар Лэстанорэ включали в число кэлбин тех авари, которые присоединились к ним - но не тех, которые присоединились к нолдор. (Видимо, опять же, потому что присоединялись к Первому Дому).
*(35) Север земель, где находился Миттарим, не входил в Валариандэ. Но входил в Нолдориэн или Инголондэ, Нолдолондэ.
*(36) Forsaken - забытые, брошенные, оставленные.
*(37) Здесь в одном и том же тексте, буквально в соседних абзацах дается противоречивая информация: сначала говорится, что имя 'брошенные' относилось только к подданным Эльвэ, а потом утверждается, что это было одно из имен фалатрим Кирйатана. И в дальнейших абзацах продолжается развиваться и обосновываться мысль о 'брошенных' как народе, собранном Кирйатаном из тех, кто хотел уйти, в Аман, но не смог. Из чего можно сделать вывод, что изначально Брошенными назывались те, кто хотел уйти и жил в Лэстанорэ, но со временем они переселились на побережье, и Брошенными стал называться весь народ Кирйатана. В поддержку этой версии выступает и то, что земли Эльвэ очень недолго носили имя 'Эгладор' - Земля-Брошенных. Тогда как побережье, где находились гавани Кирйатано, на протяжении всей Первой Эпохи продолжало называться на тиндарине Эгламар, а одна из гаваней - Эгларэст (на квэнйа соответственно Хэлкамар и Хэлкариста).
*(38) Возможно, имя Ольвэ означает 'ветвь' (GL: 62), а Новэ - 'изобретатель"(Ety/NOWO).
*(39) Кирйатан назван highest, а не tallest, таким образом, мы видим, что речь идет не о физическом росте, а о возвышенности души. Так же как Маитимо прозван Высоким (the Tall) не из-за роста, а за качества души.
*(40) Эльвэ и Ольвэ были братьями, но при этом Кирйатан был в родстве только с Ольвэ. Это могло быть лишь при условии, что Ольвэ и Кирйатан были в родстве через третьего, то есть через супругу. Согласно 'Законам-и-обычаям-эльдар', при браке двоих, происходило объединение домов. Таким образом, мы видим, что сестра или дочь Кирйтана вышла замуж за Ольвэ, и Кирйатан стал родичем Ольвэ, но не Эльвэ. И таким образом, Нолофинвэ и Арафинвэ не только родичи Эльвэ по отцу, но и родичи Кирйатано по матери.
*(41) Кирйатан был не напрямую родичем Эльвэ, но через Ольвэ.
*(42) И таким образом, мы узнаем, что Кирйатан был одним из хэкэльди - одним из тех, кого бросили.
*(43) Так мы узнаем, что не только дочь или сестра, но и остальные члены семьи Кирйатано отплыли в Аман.
*(44) Что случилось только в конце Третьей Эпохи.
*(45) Физической силы - strength.
*(46) Кирйатан думал, что это видение в его сердце вложили Валар, но в действительности, вряд ли кто-то, кроме Единого, мог сделать это. Видение, которое пришло к Кирйатану, говорило о Сильмариле, вознесшемся в небо, но если кто из Валар и знал о том, что так будет - это Намо Мандос, которому было открыто будущее. Однако Намо никогда не вмешивался ни в чью судьбу, пророчествуя о том, как не стоит поступать, и нигде никогда не говорилось, чтобы Намо вкладывал что-то в чье-то сердце. Однако, Единый вкладывал свои послания в сердце Фэанаро, и, судя по всему, также Единый вложил послание в сердце Кирйатана. При этом не обязательно что Сильмариль должен был попасть в небо именно тем путем, каким он попал, но вполне возможно, что оказаться в небесах было предназначением Сильмарила. Возможно, нахождение Камней в небесах, воде и глубинах Земли необходимое условие Исцеления Арды.
*(47) Данное объяснение не совсем верно. В видении Кирйатан был корабль, способный плыть в небесах, но не обязательно это должен был быть корабль, который вначале добрался бы до Валинорэ. Как будет рассказано в Повести, из-за трусости, предательства и эгоизма были отвергнуты многие пути, и путь Эарэндила был не единственным, а последним из тех, что оставался. То есть, поступи многие владыки эльфов так, как должно, и плавания Эарэндила вовсе бы не случилось.
*(48) Это еще одно подтверждение того, что к Кирйатано обратился не Намо (некто из Валар), а Единый. Поскольку только во власти Единого дать кому-либо дар прорицания.
*(49) Кирйатан всегда был другом и союзником Первого Дома (о чем будет сказано в Повести), и, конечно же, Кирйатан делился с Первым Домом своими пророчествами, но ни одно пророчество не может обойти Свободную Волю, и потому история сложилась так, как сложилась, и было необходимо появление Эарэндила.
*(50) Третий отряд эльфов вели от Куивиэнэн Эльвэ и Ольвэ; но Эльвэ, видевший прежде свет Древ, спешил и стремился прийти на Запад как можно скорее, а Ольвэ и его народ шли неторопливо и пришли в Валариандэ позже всех.
*(51) Стоит помнить, что далеко не все земли, в которых проходила война с Моринготто, входили в Валариандэ - Валариандэ это только 'центральная' часть + южное побережье.
*(52) Слово 'задержался' вряд ли уместно, ведь народ Кирйатана и не хотел уходить в Лэстанорэ, но, внутренний автор Пэнголод мог отобразить здесь, со слов лэстанорцев, от которых и узнал эти истории. желание Эльвэ собрать всех под своей рукой и быть их непосредственным правителем.
*(53) Понятно, что Румиль, находясь в Валинорэ, не смог бы написать о событиях Валариандэ, и мы знаем, что Румиль был в Валариандэ после Исхода, однако здесь подчеркивается Румиль из Валинорэ - возможно, был еще один Румиль, тоже известный, но из Эндорэ.
Во 'Властелине Колец' упоминается другой Румиль, страж границ Лотлориэна в Третью Эпоху [LXXIX]. Нет оснований считать, что он мог быть известен Пенголоду, но примечательно, что имя лесного эльфа (то есть нандо) было на квэнйа, и это имя совпадает с именем прославленного языковеда нолдор, видимо, принадлежавшего к Первому Дому. Такое совпадение имен не могло быть случайным, так как эльфы избегали брать чужие имена. Как известно из 'Законов и обычаев эльдар', имя отмечает индивидуальность личности и 'считается собственностью того, кто первым его носил' [LI]. Однако, известно что эльфы брали имена в честь кого-то - так, среди тиндар и нолдор сторонников Нолофинвэ было распространено имя Аракано, младшего сына Нолофинвэ, погибшего в битве с орками, после перехода Льдов, но давшего возможность своему народу победить врагов [XXXI]. Возможно, имя Румиль у нандо Лотлориэна - еще одно свидетельство общения и союзов нандор, живших возле Андуина, с нолдор Старшего Дома.
*(54) То есть в сердцах эльфов-гостей Лэстанорэ была Тень. Возможно, эти эльфы так же способствовали последующему затемнению Эльвэ. Изначально Эльвэ был светел и благороден, был подобен валариндо, но со временем, видимо, осознание собственного великолепия привело Эльвэ к гордыне, и он и его народ начали за глаза называть своих 'друзей'-гномов некрасивыми карликами. Скорее всего, то, что омраченные-сердцем вошли в совет короля, также повлияло на Эльвэ дурным образом.