В 1320 году Древ орки появились в Валариандэ*(1) (XVII).
Несмотря на то, что знающие правду утверждали, что 'орки не эльфы*(2) (XXVII), 'мудрые' с Эрэссэа*(3) распространяли ложные сведенья: 'так случилось, что за несколько лет до прихода Оромэ, если кто-нибудь из эльфов, один или несколько вместе, уходили далеко от границ Куивиэнэн, они часто исчезали и никогда не возвращались; и квэнди говорили, что Охотник поймал их, и квэнди боялись Охотника. Тем не менее, в самых древних песнях эльфийского народа, отголоски которых до сих пор помнят на Западе, слышно о неясных образах, которые бродили по холмам вокруг Куивиэнэн или внезапно перекрывали звезды; и о темном Всаднике на своем диком коне, который преследовал тех, кто бродил вдалеке, чтобы схватить их и пожрать (XXVII). Но о тех несчастных, что попались в ловушку Мэлькора, мало что известно достоверно*(4). Ибо кто из живых спустился в бездны Утумно или исследовал тьму намерений Мэлькора? Тем не менее, мудрецы Эрэссэа утверждают*(5), что, притаившись рядом с его слугами, Мэлькор сбил с пути некоторых квэнди, отважившихся уйти далеко от своих, и он взял их в плен в Утумно, и там поработил их. От этих рабов, как считается, произошли оркор*(6), которые впоследствии стали главными врагами эльдар (XXVII). Мудрые Эрэссэа думают, что все квэнди, что попали в руки Мэлькора, прежде чем Утумно была разрушена, были заключены в темницу и медленными искусствами жестокости и порочности были развращены и порабощены. Так Мэлькор вывел отвратительную расу оркор, завидуя и насмехаясь над эльдар. Ибо оркор имели жизнь и размножались подобно Детям Илуватара; и ничего, что обладало бы собственной жизнью или подобием ее, Мэлькор не мог сотворить со времени своего восстания в Аинулиндалэ до Начала: так говорят мудрецы*(7). И глубоко в своих темных сердцах оркор ненавидели Хозяина, которому они служили в страхе, единственного виновника их ничтожности и страдания. Может быть, это было самое гнусное деяние Мэлькора и самое ненавистное Эру*(8) (XXVII).
Знающие писали*(9): 'Могут ли орки иметь 'души' или 'духи'*(10)? (XVII). Орки были уже существовавшими реальными существами, на которых Темный Лорд оказал давление всей своей силой, переделывая и развращая их, а не создавая их*(11) (XVII). При этом, могли быть и другие 'создания', которые были больше похоже на марионеток, наполненных (только на расстоянии) разумом и волей своего создателя, наподобие муравьев, которые действуют под руководством королевы муравейника (12) (XVII). Тень, породившая их, может только глумиться, но не может создавать никаких действительно новых вещей самих по себе (XVII). Орки, по своей сути являются расой 'разумных воплощенных' существ (XVII).
Природа и происхождение орков требуют большего размышления (XVII).
(1). Как показывает случай с Аулэ и гномами, только Эру мог создавать существ с независимой волей и разумными способностями. Но у орков, похоже, есть и то, и другое: они могут попытаться обмануть Моринготто или Саурона (Thauron), восстать против них или критиковать их (XVII).
(2). Следовательно, они должны быть искажениями чего-то ранее существовавшего.
(3). Но люди еще не появились, когда орки уже существовали. Аулэ сконструировал гномов по своим воспоминаниям о Музыке; но Эру не дал бы одобрения работе Мэлькора, а только одобрение Эру обеспечило бы независимость орков (XVII).
Также кажется очевидным, что, хотя Мэлькор мог полностью развратить и разрушить отдельные личности, невозможно предполагать абсолютное извращение им целого народа или группы народов и то, что он сделал это состояние наследуемым*(13). Последнее должно (если это факт) быть действием Эру (XVII).
Таким образом, в этом случае эльфы как источник для создания орков очень маловероятны. И являются ли орки 'бессмертными' в эльфийском понимании? Или тролли? (XVII) Тролли существовали сами по себе, но были 'изменены' Мэлькором (XVII). В их начале, далеко в сумерках Древних Дней, это были существа тупой и неуклюжей природы, и языка у них было не больше, чем у зверей. Но Саурон (Thauron) использовал их, обучая их тому немногому, чему они могли научиться, и увеличивая их разум порочностью (XVII). Конечно... когда некто дает троллям возможность говорить, он дает им силу, которая в нашем мире (вероятно) означает обладание 'душой'*(14) (XVII).
(4). А как насчет говорящих зверей и птиц, обладающих разумом и речью? (XVII) Но истинные 'разумные' существа, 'говорящие народы', все имеют человеческую или 'человекоподобную' форму. Только Валар и маиар являются разумами, способными принимать формы Арды по своему желанию. Хуан и Торонтар (Thorontar) были маиар - посланниками Манвэ*(15). Подобно тому, как Валар одевались, как Дети, многие маиар одевались, как другие меньшие живые существа, такие как деревья, цветы, звери (тот же Хуан.) (XVII). У тех же Орлов были потомки, также сохранившие способность мыслить и говорить (XVII) (валаринди). 'Но опять же - дал бы Эру фэар таким существам? Возможно, для Орлов и т.д. - да. Но не для орков (XVII).
В любом случае, вероятно или возможно, что даже самые меньшие из маиар станут орками? Да: и за пределами Арды, и в ней, до падения Утумно, Мэлькор развратил множество духов - некоторых великих, как Саурон (Thauron), или менее великих, как валараукар (барлоги)*(16). Меньшие из маиар могли быть изначальными орками (при этом гораздо более могущественными и опасными, чем последующие); но практикуя, будучи воплощенными, произведение потомства (как и Мэлйанна), они становились все более и более привязанными к миру, неспособными вернуться в духовное состояние (даже в форму демона), пока не были освобождены смертью (убийством), и при этом их сила уменьшалась. Будучи освобожденными, они, конечно, оказывались, как со временем и Саурон (Thauron) 'проклятыми': то есть сведенными к бессилию, бесконечно умаляющимся; все еще ненавидящими, но все больше и больше неспособными выражать свою ненависть физически эффективно (разве не будет очень истощенное мертвое состояние орка ('убитый' падший дух, бывший 'орком') полтергейстом?) (XVII).
Однако кажется, что лучше всего рассматривать развращающую силу Мэлькора всегда, по крайней мере начинающуюся, на моральном или теологическом уровне. Любое существо, принимавшее его за Лорда (и особенно те, кто кощунственно называл его Отцом или Создателем), вскоре становилось развращенным во всех уровнях своего существа, фэа тянула вниз хроа в его нисхождении в моринготизм: в ненависть и разрушение. Что касается 'бессмертности' эльфов: в действительности они имеют чрезвычайно долгую жизнь, сами физически 'истощаясь' и страдая от медленного прогрессирующего ослабления своих тел*(17) (XVII).
Воля орков, валараукар и т. д. является частью 'рассеянной' силы Мэлькора. Их дух - дух ненависти. Но ненависть не объединяет (кроме как под руководящими фэар). Отсюда восстания, мятежи и т. д., каждый раз, когда Моринготто кажется находящимся далеко от них. Орки - звери*(18), а валараукар - развращенные маиар (умаиар). Кроме того (важно помнить), что Моринготто, а не Саурон (Thauron), является источником воли орков. Саурон (Thauron) просто еще один (хотя и более великий) посредник. Орки могут восстать против него, не теряя при этом своей непоправимой преданности злу (Моринготто). Аулэ хотел любви. Но, конечно, не имел мыслей о распылении своей силы. Только Эру может дать любовь и независимость. Если конечный младший-творец пытается создать разумное существо, он действительно хочет абсолютного любящего послушания, но такое послушание превращается в механизированное рабство и становится злом (XVII).
Резюмируя, следует допустить, что 'речь' не обязательно является признаком обладания 'разумной душой' или фэа. Орки были зверями очеловеченной формы (чтобы поглумиться над людьми и эльфами), намеренно Искаженными и преобразованными в более близкое сходство с эрухини. Их 'разговоры' в действительности были 'записями', установленными в них Мэлькором. Даже их бунтарские критические слова - он знал о них. Мэлькор научил их речи, и по мере того, как они размножались, они унаследовали это; и они обладали такой же независимостью, как, скажем, собаки или лошади от своих хозяев-людей. Их разговоры были в основном эховыми (как у попугаев) (XVII). То же самое можно сказать и о Хуане и Орлах: Валар научили их языку и подняли на более высокий уровень - но у них все еще не было фэар*(19) (XVII).
Утверждение о том, что 'поэтому ужасающе возможно, что у орков существовала эльфийская линия', по-видимому, просто противоречит тому, что было сказано о том, что естество орков не более чем 'говорящие звери', при этом не выдвигается никаких новых соображений (XVII). Орки - звери. Возможно, младших духов даже спаривали со зверями, а позже и с людьми. Их продолжительность жизни сокращалась. И, умирая, они отправляются в Мандос и будут находиться в заключении до Конца*(20) (XVII).
Отдельные эльфы могут быть склонны к своего рода незначительному 'мэлькоризму': желанию быть своими хозяевами в Арде и поступать по-своему, что в крайних случаях приводит к восстанию против опеки Валар*(21); но никто из эльфов никогда не поступал на службу или не становился подданным самого Мэлькора*(22) и никогда не отрицал существование и абсолютное превосходство Эру*(23) (XXXIX).
2.
Есть и другие, менее достоверные рассказы о природе орков*(24), но 'одно можно сказать наверняка: Мэлькор не мог 'создать' живых 'существ' с независимой волей (XVIII).
Мэлькор (и все 'духи' 'Первосотворенных', в соответствии с их масштабом) мог принимать телесные формы; и он (и они) могли доминировать над разумами других существ, включая эльфов и людей, через силу, страх, обман или истинное великолепие*(25) (XVIII). Эльфы с древнейших времен изобретали и использовали слово или слова с основой (o)rok для обозначения всего, что вызывает страх и/или ужас. Первоначально оно применялось к 'фантомам' (духам, принимающим видимые формы), а также к любым независимо существовавшим тварям. Его применение (на всех эльфийских языках) конкретно к существам, называемым орками - было позже*(26) (XVIII).
Поскольку Мэлькор не мог 'создать' независимых существ, но обладал огромной силой развращать и искажать тех, кто попадал в его власть, вполне вероятно, что эти орки имели смешанное происхождение. Большинство из них явно (и биологически) были развращенными эльфами (а позже, вероятно, и людьми). Но всегда среди них (в качестве особых слуг и шпионов Моринготто, а также в качестве лидеров) должно было находились большое число испорченных меньших духов, принимавшие схожие с орками телесные формы. (Они демонстрировали ужасающие и демонические характеры)*(27) (XVIII).
3.
Происхождение орков является предметом споров. Некоторые называют их мэлькорохини, Дети Мэлькора; но более мудрые*(28) говорят: нет, рабы Мэлькора, но не дети его; ибо у Мэлькора не было детей*(29). Тем не менее, именно по злобе Мэлькора возникли орки (XIX).
Орков вывел Мэлькор, и их выведение было наиболее греховным и прискорбным из его дел в Арде, но не самым ужасным*(30). Очевидно, что по его злобе орки были задуманы как издевательство над Детьми Илуватара, 'поэтому по форме они были подобны Детям Илуватара, но отвратительны на вид; ибо они были созданы в ненависти, и ненавистью они были наполнены. Голоса их были подобны соударению камней, и они не смеялись, кроме как над мучениями и жестокими поступками (L). Орки полностью были подчинены воле Моринготто и вскормлены неутолимой ненавистью к эльфам и людям (XIX).
Орки более поздних войн, после побега Мэлькора-Моринготто*(31) из Амана и его возвращения в Средиземье, не были ни духами, ни призраками, но живыми существами, способными к речи, некоторым ремеслам и организации или, по крайней мере, способными научиться таким вещам от высших существ или от их Хозяина. Они выводились и размножались крайне быстро, если им не мешали. Маловероятно, как станет яснее при рассмотрение окончательного происхождения этой расы, что квэнди встречали каких-либо орков такого рода до их обнаружения Оромэ и разделения эльфов на эльдар и авари*(32) (XIX). Насколько это можно собрать по крупицам из легенд, дошедших до нас с самых ранних дней (имеется в виду, из эльфийских записей) (XIX).
Но известно, что Мэлькор узнал о квэнди еще до того, как Валар начали войну против него, и радость эльфов в Средиземье уже была омрачена тенями страха. Ужасные фигуры начали появляться на границах их жилищ, и некоторые из из эльфов исчезли во тьме, и о них больше не было слышно. Некоторые из тех ужасных фигур могли быть призраками и наваждениями; но некоторые, без сомнения, были обликами, принятыми слугами Мэлькора, глумящимися и унижающими сами формы Детей. Ибо Мэлькор имел на службе множество маиар, которые, как и их Господин, обладали силой принимать видимую и осязаемую форму в Арде.
4.
Те, кто считает, что орки произошли от некоего рода людей, захваченных и извращенных Мэлькором, утверждают, что квэнди не могли знать об орках до Разделения и ухода эльдар от Куивиэнэн. Хотя время пробуждения людей неизвестно, даже расчеты хранителей мудрости, которые относят его к наиболее ранним, не указывают на его дату задолго до начала Великого Похода, и уж точно не настолько задолго до него, чтобы позволить людям развратиться до орков. С другой стороны, ясно, что вскоре после своего возвращения Моринготто получил под свое командование большое количество этих тварей, с которыми он вскоре начал нападать на эльфов. Между его возвращением и этими первыми нападениями на разведение орков и переброску их войск на запад прошло еще меньше времени (XIX).
Таким образом, этот взгляд на происхождение орков сталкивается с трудностями хронологии. Но хотя людей это может утешать, эта теория, тем не менее, остается наиболее вероятной. Это согласуется со всем, что известно о Мэлькоре, а также о природе и поведении орков и людей. Мэлькор был бессилен создать какое-либо живое существо, но был умелым в извращении вещей, если бы он мог ими управлять, которые исходили не от него самого. Но если бы он действительно попытался создать свои собственные существа, подражая или насмехаясь над Воплощенными, ему, как и Аулэ, удалось бы создать только марионеток: его создания действовали бы только тогда, когда внимание его воли было обращено на них, и они не проявили бы никакого нежелания выполнить любой его приказ, даже если бы это было самоуничтожение (XIX).
Но орки были не такими. Они, конечно, находились под властью своего Господина, но его власть была через страх, и они знали об этом страхе и ненавидели его. Они действительно были настолько развращены, что были безжалостны, и не было такой жестокости или зла, которых бы они не совершили; они были способны действовать самостоятельно, по своей собственной воле, совершая злые дела ради собственного развлечения, без приказа на то; или, если бы Моринготто и его представители были далеко, орки могли бы пренебречь его приказами. Они ненавидели друг друга и часто воевали между собой, в ущерб планам Моринготто (XIX).
Более того, орки продолжали жить, размножаться и продолжать свою деятельность по разорению и разграблению после свержения Моринготто. У них были и другие характеристики Воплощенных. Они имели свои собственные языки и говорили между собой на разных языках в соответствии с различиями породы, которые были между ними различимы. Они нуждались в еде, питье и отдыхе, хотя многие из них благодаря обучению были такими же стойкими, как и гномы, в перенесении лишений. Их можно было убить, и они были подвержены болезням; но, если бы не эти беды, они умирали и не были бессмертными, даже по подобию квэнди (XIX) (если эльфы и не были бессмертны, но их жизнь ограничивалась жизнью Арды, то орки не были бессмертны даже в этом смысле; они были смертны на манер людей); 'в действительности, они, по-видимому, по своей природе были недолговечными по сравнению с жизнью людей высшей расы, таких как атани (XIX).
Этот последний пункт не был хорошо понят в Древние Дни. Ибо Моринготто имел многих слуг, самые старые и самые могущественные из которых были бессмертными и действительно принадлежали вначале маиар (XIX), а потом стали умаиар; 'и эти злые духи, как и их Господин, могли принимать видимые формы. Те, чья обязанность заключалась в том, чтобы руководить орками, часто принимали орочьи обличия, хотя они были более великими и ужасными. Таким образом, истории говорят о великих орках или орках-командирах, которые не были убиты и которые вновь появлялись в битвах спустя годы, намного превышающие продолжительность жизни людей. Болдог, например, - это имя, которое много раз встречается в сказаниях о Войне. Но возможно, что Болдог было не личным именем, а либо титулом, либо же названием вида тварей: умаиар в форме орков, лишь немногим менее грозных, чем валараукар (XIX).
Наконец, есть убедительный момент, хотя и ужасный для понимания. Со временем стало ясно, что, несомненно, люди могут под властью Моринготто или его представителей за несколько поколений спуститься почти до уровня разума и привычного поведения орков; а затем их можно было бы заставить спариваться с орками, производя новые породы, часто более крупные и хитрые*(33). Нет сомнений в том, что много позже, в Третьей Эпохе, Саруман заново открыл это или узнал об этом из преданий, и в своей жажде господства совершил это, его самое злое дело: скрещивание орков и людей, в результате чего появились как люди-орки, большие и хитрые, так и орки-люди, коварные и подлые (XIX).
5.
Но даже до того, как заподозрили злодеяния Моринготто, Мудрые в Древние Дни*(34) всегда учили, что орки не были 'созданы' Мэлькором и, следовательно, не были злыми по своему происхождению*(35). Они могли стать неисправимыми (по крайней мере, для эльфов и людей), но они остались в рамках Закона. То есть, хотя по необходимости, поскольку они являются пальцами руки Моринготто, с ними нужно бороться с предельной суровостью, но с ними нельзя обращаться с их собственной жестокостью и вероломством. Взятых в плен нельзя мучить, даже чтобы узнать информацию для защиты домов эльфов и людей. Если какие-либо орки сдались и попросили о пощаде, они должны получить ее, даже за определенную плату. Таково было учение Мудрых, хотя в ужасах Войны к нему не всегда прислушивались (XIX). Лишь несколько орков за все время сдавались в плен в Древние Дни, и ни один орк ни при каких обстоятельствах не будет вести переговоры с каким-либо эльфом. Ибо одна вещь, которой добился Моринготто, заключалась в том, чтобы неопровержимо убедить орков в том, что эльфы более жестоки, чем они сами, и берут пленников только для 'развлечения' или едят их (как орки поступали бы при необходимости)*(36) (XIX).
Это правда, конечно, что Моринготто держал орков в крайнем рабстве; ибо в своей развращенности они потеряли почти всякую возможность сопротивляться господству его воли. Действительно, до падения Ангамандо его давление на них стало настолько велико, что, если бы он обратил свою мысль к ним, они почувствовали бы его 'глаз', где бы они ни находились; и когда Моринготто был наконец изгнан из Арды, орки, выжившие на западе (XIX) (выжившие после Войны Гнева в западных землях Эндорэ), 'были рассеяны, лишены лидера и почти безумны, и долгое время находились без контроля и цели (XIX).
Это служение центральной воле, сводившее орков почти к муравьиной жизни, еще более отчетливо проявлялось во Второй и Третьей Эпохах под тиранией Саурона (Thauron), главного помощника Моринготто. Thauron действительно достиг даже большего контроля над своими орками, чем Моринготто. Он, конечно, действовал в меньших масштабах, и у него не было столь великих и столь яростных врагов, как нолдор в своей мощи в Древние Дни. Но он также унаследовал от тех дней трудности, такие как разнообразие орков по породам и языку, а также вражда между ними; в то время как во многих местах Средиземья, после падения Талторонти (Тангородрим) и во время сокрытия Саурона (Thauron), орки, оправившись от своей беспомощности, основали свои собственные мелкие королевства и привыкли к независимости. Тем не менее Thauron со временем справился с объединением их всех в беспричинной ненависти к эльфам и людям, общавшимся с эльфами; в то время как орки из его собственных обученных армий были настолько полностью под его волей, что приносили себя в жертву без колебаний по его приказу. (Но оставался один неизбежный изъян в его контроле. В королевстве ненависти и страха самая сильная вещь - ненависть. Все его орки ненавидели друг друга, и их нужно было постоянно держать в состоянии войны с каким-то 'врагом', чтобы не дать им убить друг друга). И Thauron оказался даже более искусным, чем его Господин, также в развращении людей, которые были вне досягаемости Мудрых, и низведении их до вассальной зависимости, в которой они маршировали с орками и соперничали с ними в жестокости и разрушениях (XIX).
Таким образом, вероятно, именно у Саурона (Thauron) мы можем искать решение проблемы хронологии. Хотя Саурон (Thauron) обладал гораздо меньшей природной мощью, чем его Учитель, он оставался менее извращенным, хладнокровным и более способным к расчету. По крайней мере, в Древние Дни, и до того, как он лишился своего лорда и впал в безумие, подражая ему и пытаясь стать верховным Лордом Средиземья. Пока Моргот все еще стоял, Thauron не стремился к своему превосходству, а работал и строил планы для другого, желая триумфа Мэлькора, которого вначале он обожал. Таким образом, ему часто удавалось достичь вещей, впервые задуманных Мэлькором, которые его господин не совершал или не мог завершить в бешеной спешке своей злобы (XIX).
Таким образом, мы можем предположить, что идея выведения орков исходила от Мэлькора, возможно, поначалу не столько для обеспечения слуг или пехоты для его разрушительных войн, сколько для осквернения Детей и кощунственных глумлений над формой, созданной Эру. Однако детали совершения этого злодеяния были оставлены главным образом на усмотрение Саурона (Thauron). В этом случае представление об орках может уходить далеко назад, в ночь мысли Мэлькора, хотя начало их фактического размножения должно ожидать пробуждения людей (XIX).
Когда Мэлькор был взят в плен, Thauron сбежал и скрылся в Средиземье; и таким образом можно понять, как выведение орков (без сомнения, уже начавшееся) шло с возрастающей скоростью в эпоху, когда нолдор жили в Амане; так что, вернувшись в Средиземье, они обнаружили, что земли уже наводнены этой чумой, к муке всех, кто там жил - эльфов, или людей, или гномов. Также, это был именно Thauron, кто тайно отремонтировал Ангамандо для помощи своему Господину, когда тот вернется; и там темные жилища под землей уже были заполнены полчищами орков, прежде чем Мэлькор наконец вернулся, как Моринготто Черный Враг, и послал их вперед, чтобы разрушить все, что было прекрасного. И хотя Ангамандо пала и Моринготто удален из Мира, все еще они выходят из бессветных жилищ во тьме своих сердец, и земля увядает под их безжалостными ногами (XIX).
6.
Это правда, что орки иногда кажутся низведенными до очень похожего друг на друга состояния, хотя на самом деле между ними остается глубокая разница. Те орки, которые долгое время жили под непосредственным вниманием воли Моринготто - в качестве гарнизонов его крепостей или частей армий, обученных для особых целей в его военных замыслах - действовали бы как стада, мгновенно подчиняясь, как бы единой волей, его командам, даже если им было приказано пожертвовать своей жизнью на службе ему. И как было видно, когда Моринготто был наконец свергнут и изгнан, те орки, которые были так поглощены, беспомощно рассеялись, не имея цели ни бежать, ни сражаться, и вскоре умерли или покончили с собой*(37) (XIX).
Другие изначально независимые существа, в том числе и люди (но не эльфы и гномы), также могли быть доведены до подобного состояния (XIX). Люди могли (и могут) быть доведены до такого состояния и сейчас (XIX). Но 'марионетки', лишенные независимой жизни и воли, просто перестанут двигаться или вообще что-либо делать (XIX), или вообще 'жить', если не будут приведены в движение по прямой воле их создателя (XIX), когда воля их создателя будет сведена на нет. В любом случае количество орков, которые были таким образом 'поглощены', всегда составляло лишь небольшую часть от их общего числа (XIX), хотя число орков на пике могущества Моринготто и все еще после его возвращения из плена, по-видимому, было очень велико (XIX). Чтобы держать поглощенных орков в абсолютном рабстве, требовались огромные затраты воли. Моринготто, хотя изначально и обладал огромной силой, она имела предел; и именно эти расходы на орков, а еще больше на других, гораздо более чудовищных и устрашающих существ, находящихся на его службе, в конечном итоге настолько рассеяли его силы разума, что свержение Моринготто стало возможным. Таким образом, большая часть орков, хотя и подчинялась его приказам и темной тени своего страха перед ним, лишь время от времени была объектами его непосредственных мыслей и забот, и пока на них не обращали внимания, они снова обретали независимость и осознавали свою ненависть к нему и его тирании. Тогда они могли пренебречь его приказами или заняться своим (XIX).
7.
Некоторые считают, 'что орки возникли в насмешку над эльфами, но орки не были каким-либо другим образом связаны с ними: они были 'творением' самого Моринготто, 'сделанными из камня', и он создал их, когда вернулся в Средиземье (XXVII). Орды орков Мэлькор сделал из камня, но их сердца из ненависти. Гламхот, народ ненависти, называли их тиндар*(38), 'на языке нолдор их имя - орч (orch) одного, ирч (yrch) для многих (L). Так же их можно назвать гоблинами, но в древние времена они были сильными, жестокими и свирепыми*(39). Таким образом, Мэлькор удержал власть над ними (XLIII).
Другие говорят, что 'мы можем называть их орками, потому что они были сильны и пали, как демоны, хотя на самом деле демонами они не были (XXVII). Они были другого рода, порождения земли*(40), испорченные силой Моргота, и они могли быть убиты или истреблены доблестными, оружием войны (L).
Орквин, или орквиан, язык орков, солдат и тварей Моринготто, частично сам был валианского происхождения, поскольку произошел от Вала Моринготто*(41). Но речь, которой он учил орков, он умышленно извратил во зло, как он делал со всеми вещами, а язык орков был отвратительным и скверным и совершенно не похожим на языки квэнди. Но сам Моринготто говорил на всех языках с силой и красотой, когда он того желал (XXXII). Говорят, что Черная Речь была изобретена для орков Сауроном (Thauron) в Темные Годы (XVII), уже после падения Моринготто.
Но поскольку орки являлись слугами Темной Силы, а затем и Саурона (Thauron), ни один из которых не мог и не хотел создавать живых существ, они должны быть 'извращенными' (XXVII). Однако орки не были сделаны до тех пор, пока Мэлькор не взглянул на эльфов, и он создал их в насмешку над Детями Илуватара. Его царство тогда простиралось на юг по Средиземью*(42) (XLII).
Для тех неясных форм и ужаса, которые пугали квэнди у Куивиэнэн, 'в древнем языке эльфов главным образом использовался элемент *RUKU. Во всех эльдаринских языках (и, говорят, и в аварине также) существует множество производных от этой основы, имеющих такие древние формы, как: рауку (rauku) или рауко (rauko). Эти слова применялись к более крупным и ужасным видам врагов (XXVII). Например - валараука (балрог). 'Но древними были также формы урук (uruk), уруку/о (urku/o), и прилагательное урука (urka) 'ужасный' (XXVII).
В квэнйа мы встречаем существительное урко (urko), мн.ч. уркви (urqui), происходящее, как показывает форма множественного числа, от урку (urku) или уруку (uruku). В тиндарин встречается соответствующее слово уруг (urug); но часто используется форма орх (orch), которая, должно быть, происходит от урка (urko) или прилагательного урка (urka) (XXVII).
В преданиях Благословенного Края слово урко (urko), естественно, встречается редко, за исключением сказаний о древних днях и Походе, и тогда его значение неясно, оно относится ко всему, что вызывало страх у эльфов: любая сомнительная форма, тень или крадущаяся тварь. На тиндарин уруг (urug) имеет аналогичное значение. Это действительно можно было бы перевести как 'пугало, источник страха, замешательства или преследования'. Но форма орх (orch), по-видимому, была применена к оркам сразу же, как только они появились; и орк (оrch), множественное ирк (yrch), классическое-множественное оркот (оrchoth), оставалось обычным названием этих существ на тиндарин впоследствии. Родство, хотя и не точная эквивалентность, тиндаринского орк (orch) и квэнийского урко (urko), уркви (urqui) было признано, и в квэнйа возвратившихся из Амана урко (urko) обычно использовалось для перевода тиндарского орк (orch), хотя это форма, показывающая влияние тиндаринского, орко (orko), мн. ч. оркор (orkor) и оркви (orqui) также часто встречаются (XXVII).
Эти имена, полученные из разных корней эльфийских языков, из квэнйа, тиндарин, нандорин и, без сомнения, аваринских диалектов, распространились повсюду и, по-видимому, послужили источником названий орков на большинстве языков Древних Дней и ранних веков, о которых имеются какие-либо записи (XXVII). Сами орки переняли это название, поскольку тот факт, что оно относилось к ужасу и отвращению, приводил их в восторг. Слово 'урук', встречающееся в Чёрном Наречии, изобретенном (как говорят) Сауроном (Thauron), чтобы служить лингва франка (общим языком) для его народа, вероятно, было заимствовано им из эльфийских языков прежних времен. Однако это относилось главным образом к обученным и дисциплинированным оркам полков Морнорэ (Мордора). Меньшие породы, по-видимому, назывались снага (XXVII).
Гномы утверждали, что встречались с орками и сражались с ними задолго до того, как эльдар в Валариандэ были предупреждены о них. Действительно, именно их очевидная ненависть к оркам и готовность помочь в любой войне против них убедили эльдар, что гномы не были созданиями Моринготто. Тем не менее, гномье название орков - рукхс (Rukhs), мн. ч. ракхас (Rakhas), по-видимому, имеет родство с эльфийскими именами и, возможно, в конечном итоге произошло от аварина (XXXIV).
У эльдар было много других названий орков, но большинство из них были 'кеннингами', т.е. описательными терминами, которые использовались по случаю. Однако одно из них часто использовалось на тиндарин: чаще, чем орхот (оrchoth), обычным названием расы орков, появляющимся в 'Анналах', было гламхот (glamhoth). 'Глэм' означало 'гам, шум, сбивчивый вопль и рев зверей'*(43), так что гламхот (glamhoth) по своему происхождению означало примерно 'кричащую-орду', что касается ужасного шума орков в бою или во время преследования - при необходимости они могли быть достаточно скрытными. Но название гламхот (glamhoth) стало настолько прочно ассоциироваться с орками, что название 'глам' можно было использовать для любого из орков, и из него была создана особая форма - гламог (сравните с названием меча Гламдринг - убийца орков.) (XXXIV).
8.
Не все считали 'мудрых' с Эрэссэа мудрыми, и говорили, что 'на самом деле в Эрэссэа некоторые рассказывают более Темную историю, говоря, что орки действительно были в начале своего существования квэнди, родичей несчастных авари, которых Моринготто обманул, а затем взял в плен и таким образом поработил их, и и это привело их к полному разрушению (XXVII).
Также говорят, что, 'когда Моринготто вернулся, бессчетным стало воинством его зверей и демонов; и он 'вырастил*(44) (XXVII) орков, и они росли и размножались в недрах земли (LXVII).
Никто не сомневается, что Thauron в конце Третьей Эпохи вырастил олог-хай, великих троллей, хотя из какого 'сырья', было неизвестно. Некоторые считали, что это были не тролли, а гигантские орки; но олог-хай телосложением и разумом были совершенно не похожи даже на самых крупных представителей вида орков, которых олог-хай намного превосходили в размерах и силе (XVIII).
О Сауроне впоследствии говорят как о существе прошлого; но орки - это чума, которая до сих пор поражает мир (XIX).
9.
Согласно преданию, по которому Солнце и Луна были сделаны с начала Арды, об Ангамандо рассказывают совсем другую историю:
'Вот вероятная история. Как только Мэлькор обнаружил квэнди (если не намного раньше и задолго до времени их пробуждения, о котором Мэлькор догадался более проницательно, чем Валар) Мэлькор построил Ангамандо. Одной из главных функций крепости была не только защита западных берегов Эндорэ, но и окутывание их в саван. Основная функция Талторонти (Тангородрима) (первоначально вулканического происхождения) заключалась в создании дыма, паров и темноты. Все северо-западные берега Эндорэ были покрыты испарениями, а Солнце было практически устранено на протяжении сотен лет, прежде чем Мэлькор оказался в плену. Thauron сыграл в этом главную роль; и когда Валар наконец пришли в Средиземье, он (по приказу Мэлькора) изобразил сильное сопротивления, в то время как Мэлькор отступил и собрал почти все свои силы в Утумно. (Таким образом, проход квэнди стал возможным.). Ангамандо в этом случае был в значительной степени разрушен - хотя Валар, перейдя к Утумно, который, очевидно, был настоящим центром власти Мэлькора, не предприняли попыток разрушить его полностью. Но когда Мэлькор притворялся, что подчинился Манвэ, Thauron'у было приказано восстановить его (настолько тайно, насколько это возможно: следовательно, в основном за счет расширения его подземных жилищ) ко времени побега и возвращения Мэлькора. Дыма больше не было, пока Моринготто не вернулся: но когда он это сделал 'в1990-м году Древ (XXXV) Ангамандо был почти готов. Тогда Моринготто сделал Ангамандо своим главным центром власти по стратегическим причинам и из-за прихода эльдар*(45). Если бы ему это удалось, он, возможно, вернулся бы в Утумно, но не раньше, чем эльдары были побеждены или уничтожены*(46) (LXXVI).
Примечания.
*(1) Таким образом, мы узнаем, что квэнди видели орков у Куивиэнэн, после чего примерно 1100 валианских лет, или 11 000 солнечных лет, об орках не было ничего слышно, пока они снова не стали беспокоить эльфов и гномов.
*(2) На протяжении многих текстов Профессор писал довольно двусмысленно о сути орков, однако в 'Преображенных Мифах', одном из самых поздних текстов, напротив слов о 'мудрых' Эрэссэа, которые считали, что орки выведены из орков, Профессор написал 'Изменить это. Орки не эльфы'. Что окончательно ставит точку в вопросе о происхождении этих тварей.
*(3) Мудрецы Эрэссэа - это оставшиеся в живых нолдор из сторонников Нолофинвэ (в основном живших в Лэстанорэ, Наркосторондо и Ондолиндэ), которые, возможно, называют мудрыми сами себя, в то время как другие называют их теорию происхождения орков 'Темной'.
*(4) В действительности даже не известно достоверно, был ли кто-то из квэнди захвачен и приведен в Утумно.
*(5) Эти 'мудрецы' не просто дают суждения, но утверждают о вещах, о которых не знают ничего достоверно и более того, им известно, что никто не может знать правду о тех вещах, о которых они утверждают.
*(6) 'От этих рабов, как считается произошли орки' - то есть это не истина, это то, как принято считается 'мудрыми' с Эрэссэа. И эта та версия (одна из многих), которые Кристофер представил в своем 'Сильмариллионе' как истинную.
*(7) 'Мудрые' снова ошибаются: в действительности, даже не восстав против Илуватара, Мэлькор не смог бы создать живых существ, как не мог и Аулэ. Потому что только Единый может творить разумных существ. Однако, когда бы у Мэлькора ни 'появилась' эта неспособность творить фэар, именно этот факт заставлял 'мудрых' Эрэссэа думать, что оркор выведены из эльфов, ведь если Мэлькор не мог создать народ, то значит, он извратил уже существующий. И это было правдой, но все же 'мудрые' Эрэссэа ошибались насчет того, кто именно был Искажен Мэлькором, и позднее это будет рассмотрено. Но что касается эльфов - если бы Мэлькор посмел (и смог) настолько исказить природу Детей Единого, еще пока он жил в Утумно, ему не было бы даровано прощение Валар через семь веков после его заточения.
*(8) Но находясь в Валинорэ, Мэлькор еще не пал окончательно - разве это могло бы быть, соверши он к тому времени самое гнусное из своих деяний? Очевидно, что нет. И, значит, хотя орки уже были в то время, они не имели отношения к эльфам, и потому были гнусным творением, но не самым ненавистным.
*(9) В длинном письме Питеру Гастингсу от сентября 1954 года, которое так и не было отправлено (Письма ? 153), Профессор писал нижеследующее.
*(10) В оригинале 'have 'souls' or 'spirits' - 'soul' - 'душа' означает то, что дает жизнь телу; 'spirit' - 'дух', просто означает те аспекты человеческой жизни и деятельности, которые выходят за пределы наших телесных ограничений, находясь в области сверхъестественной жизни. Таким образом, душа - то, что оживляет тело, а дух - тот, кто одевает тело, как одежду.
*(11) Мэлькор растрачивал самого себя, и для создания орков он применил всю свою силу, что, несомненно, 'растрачивало' его самого.
*(12) Очевидно, что на этих 'марионеток' Моринготто также растрачивал самого себя, но в куда большей степени, что со временем привело к возможности победы над ним.
*(13) То есть, если бы даже первые орки были искаженными эльфами, то рожденное у них потомство не носило бы их пороков, и это потомство каждый раз приходилось бы искажать по новой, так как просто грубое воспитание не превратило бы эльфов в отвратительнейших тварей.
*(14) При этом Профессор рассматривает троллей из 'Властелина Колец', обращавшихся под солнцем в камень как 'элементы старого варварского мифотворчества, не имевшего 'сознательной' метафизики' (XVII). И здесь речь идет о других троллях, о тех, что действительно находились в Арде.
*(15) Стоит отметить, что в одном из своих поздних текстов Профессор пишет о том, что Хуан - посланник Манвэ в Эндорэ. И таким образом, это сообщение в очередной раз развенчивает миф о Роке нолдор или Проклятии Севера. Валар не пытались остановить эльфов в Арамане и, более того, Хуан был посланником Манвэ в Смертных Землях. И Посланник Манвэ находился среди Первого Дома, а не среди кого-либо другого из нолдор, что опять же снимает всякую тень с Дома Фэанаро за действия Фэанаро в Аркаэстире (Дрэнгисте).
*(16) То, что валараукар названы 'менее великими, чем Thauron', не должно вводить в заблуждение касательно природы валараукар. Thauron, как сказано, был величайшим из маиар, но и валараукар не просто так имеют в своем названии корень 'вал-', 'могущество' - это были очень сильные демоны, настолько сильные, что растративший себя к Третьей Эпохе Thauron не имел над ними власти, и они не слушались его.
*(17) Так с течением Эпох происходило с эльфами, оставшимися в Эндорэ, но это не касалось эльфов, живших в Амане, так как земля Амана осталась свободной от Искажения Моринготто - подробнее об этом сказано в главе об Амане и Валинорэ.
*(18) Потомки зверей и умаиар.
*(19) Однако в предыдущих главах говорилось о том, что Хуан был маиа в теле пса. И те три раза, что ему было даровано говорить, никак не походили на 'эховую речь'. Что же касается орков, потомков зверей и умаиар, до примешивания к ним человеческой крови и, как следствие, души, могли говорить лишь 'эхово', то есть не имея своих мыслей и повторяя только чужие разговоры (к чему, надо сказать, стремятся и многие люди).
*(20) Последний вывод несколько сумбурен и требует разъяснений. Если орки после смерти отправлялись в Мандос, значит, у них все же были фэар - как у валаринди; видимо, это были души демонической природы, но при этом крайне слабые и малые.
*(21) Это интересный момент. Единственный эльф, о котором прямо сказано, что он был склонен к 'мэлькорианству', была Налтариэль (Галадриэль), она же поднимала бунт против опеки Валар (именно в такой формулировке). При этом внутренние авторы, летописцы из последователей Нолофинвэ, часто писали о том, что Фэанаро и последовавшие за ним подняли бунт против Валар (не против их опеки, а просто против Валар). При этом, согласно летописцам из сторонников Нолофинвэ, они сами, последовавшие за Фэанаро, не поднимали бунт: они просто хотели жить в Средиземье без чей-либо указки (хотя прочитавшие 'Квэнту Сильмариллион Энвинйа', а не 'Сильмариллион' Кристофера знают, как было на самом деле), а Фэанаро, который шел освободить пленные Сильмарилли и отомстить за отца - поднял бунт. Нужно быть очень внимательным, чтобы не попасться на такую софистику. Судя по тому, что уже было описано и по событиям, которые последуют, видно, что Манвэ не считал, что Фэанаро поднял против него бунт.
*(22) Здесь стоит сделать примечание, что в Арде было очень небольшое количество, но все же были, эльфы Тьмы. О них будет сказано позднее. Однако, видимо, эти эльфы, даже ставшие Темными, не служили Моринготто и не были среди его народа, хотя тот же Эол шпионил для Моринготто.
*(23) Моринготто, и после его падения Thauron, именно что отрицали для себя присутствие Единого и его превосходство - потому что без этого отрицания они бы видели, что их восстание обречено.
*(24) Рассказ о том, что орки являются не искаженными эльфами, но потомками умаиар и животных, это самый последний из озвученных и известных на данный момент текстов Профессора о сути орков. Соответственно, другие рассказы - менее достоверные, но при этом также заслуживают внимания и в любом случае должны быть услышаны.
*(25) Так как сказано, что Темные фэар не могли быть, или даже притвориться, прекрасными, то Темные могут влиять на разум через силу, страх и обман; в то время как Светлые могут являть свой прекрасный облик, вызывающий благоговение и любовь, и побуждать таким образом к действиям.
*(26) 'Мудрые' Эрэссэа слышали рассказы об орках у Куивиэнэн и, возможно, решили, что это были те же орки, что и известные им, придумав себе, что эти твари были созданы из эльфов - а из чего же еще? Но в действительности 'орками' у Куивиэнэн звали или фантомы, или неизвестных и пугающих тварей.
*(27) Даже те, кто думал, что первые орки были созданы из развращенных эльфов, признавали, что частью орков всегда были умаиар - падшие демоны.
*(28) Не 'мудрые' Эрэссэа, а более мудрые.
*(29) В данном случае имеется в виду, что у Мэлько не было детей как народа. При этом, у Мэлькора был сын Котомоко (Готмог), но, скорее всего, это был 'сын разума Мэлько', так же как Оромэ был сыном разума Йаванны, 'рожденный' из ее мыслей еще до входа в Арду.
*(30) Если бы речь шла об извращении душ целого народа эрухини, об искажении сотен, тысяч, а со временем и миллионов душ, это не могло бы не быть самым ужасным из дел Моринготто.
*(31) Мэлькор - имя до убийства Финвэ; Моринготто - после и до Конца Мира. Однако даже в поздние времена иногда использовалось имя 'Мэлькор', если речь шла об Увала до его Падения.
*(32) Таким образом, полностью опровергается заявление 'мудрых' Эрэссэа о том, что еще до прихода Оромэ слуги Моринготто похищали эльфов, и те превращались в орков. Кристофер в своем 'Сильмариллионе' сделал такую версию основной, но она не более чем выдумка: до прихода Оромэ эльфы как 'орков' встречали только призраков и духов. 'Орки' как орки появились уже только после прихода Оромэ, но тогда уже началась известная нам история эльфов, и нельзя было придумать о похищенных в Утумно.
*(33) Стоит отметить, что об орках постоянно говорится как о животных - 'выводить', 'спаривать', 'новые породы'.
*(34) Мудрых Древних Дней опять же стоит отличать от 'мудрых' Эрэссэа.
*(35) Звери, из которых, очевидно, при спаривании с умаиар и были выведены орки, не являлись изначально злыми. Но они также не являлись изначально добрыми. Добро и зло - моральные категории, а животные не обладают моралью. Умаиар же злые, так как выбрали зло сознательно, но при этом в основании своем они творения Единого и поэтому тоже в истоке своем не злы.
*(36) Не совсем понятно, кого именно орки стали бы есть при необходимости - видимо, пленников, но, возможно, и себе подобных.
*(37) 'Хотя в 'Арде Неискаженной' открытость является нормальным состоянием, каждый разум с самого начала своего существования как личности имеет право закрыться; и он обладает абсолютной властью сделать это эффективным по своей воле. Ничто не может преодолеть барьер Нежелания' [LXXIV].
То есть если бы орки исходно были искаженными Эрухини, они всегда могли бы закрыться от Моринготто, и он не смог бы так контролировать их разум, чтобы они мгновенно подчинялись его командам, как стадо. Врагу пришлось бы искать подход к каждому орку, чтобы он открылся и принял внушение (как Мэлькор поступал с эльдар в Амане).
*(38) В оригинальной фразе 'так называли их нолдор'. Но нолдор не пользовались тиндарин, и в Повести слово 'гламхот' так же почти не используется. Однако, слово 'гламхот' использовали в Лэстанорэ (Дориате), и жившие там нолдор Третьего Дома также могли использовать это слово. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что и в Лэстанорэ пользовались квэнйа и деже пели песни на квэнйа. Так что данное утверждение спорно, как ни посмотри. И в самом деле, Профессор дает примечание на полях, напротив 'гламхот', о том, что на языке нолдор (нолдорине, не квэнйа) название звучит как 'орч и ирч'.
*(39) Как сказано в другом фрагменте, первые орки были выведены из потомства умаиар и зверей, а также многие меньшие умаиар принимали формы орков и были более свирепыми и сильными, лишь малым уступали валараукар.
*(40) Данное утверждение наиболее близко к истине, так как первые орки (до появления людей) были потомками умаиар, падших маиар ('демонов') и животных.
Т.е., орки были падшими, как демоны, но не демонами. В текстах Профессора используется два обозначения 'дети Единого' - по отношению к эльфам, людям и гномам; и 'дети земли', по отношению к творениям Валар. В данном случае 'порождение земли' - метафора для животных.
*(41) Это очень логично, что орки говорили на языке, имеющем в основе валарин - ведь этот язык также был языком всех падших маиар - умаиар.
*(42) Однако на юге у Мэлькора не было своих укреплений.
*(43) И здесь мы видим, что тиндар тоже знали о звериной природе орков.
*(44) Изначально в тексте было сказано 'дал бытие', но впоследствии Профессор заменил это на 'вырастил'.
*(45) А еще по тому, что дни могущества Моринготто миновали, и если раньше Ангамандо была пограничным форпостом, то теперь она стала главной цитаделью Моринготто.
*(46) Это утверждение ошибочно по 2-м пунктам: 1) Утумна и земли вокруг нее были разрушены настолько, что вряд ли поддавалась востановлению; 2) когда Моринготто вернулся в Эндорэ, он еще не знал о нолдор и их приходе, но желал подчинить себе Эндорэ и его обитателей. Моринготто заранее (видимо, через осанвэкэнта) велел Thauron'у отстраивать именно Ангамандо - если бы у Врага были силы на восстановление Утумна, то востановлена была бы именно та крепость, а нолдор пришли бы и к Утумна, им не критично было селиться именно возле Ангамандо; они пошли бы туда, куда пошел бы Моринготто.