Арав Рудольф : другие произведения.

Познание и микроэволюция законов природы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Представлены этапы микроэволюции познания,ветвление информационных систем,формирование законов природы и науки.Установлено соответствие постулатов познания этапам и критериям микроэволюции.Корректированные постулаты совместимы и взаимодополнительны.


Познание и микроэволюция законов природы

Рудольф Арав (г.Беер-Шева)

   Открытие законов природы является важным достижением науки .Оно стало вершиной интеллектуального и источником технического прогресса .Тем интереснее рассмотреть направленные процессы познания этих законов на основе положений универсальной эволюции природы [1] и современных концепций естествознания [2].

1.Виды законов

   Законы природы представляются наиболее существенными связями её явлений [3].Их различают по классам явлений (уровням организации материи , основным полисистемам метагалактики): физическим, химическим, космическим, геологическим, биологическим, социальным, информационным , интеллектуальным . Последние четыре можно назвать законами живой микроприроды (её величина на ~ 20 порядков меньше общей массы-энергии метагалактики).Физические законы включают механические, термодинамические, электродинамические, квантомеханические, также законы излучения , поля , агрегатного состояния, вакуума .Различают законы движения , состояния, сохранения , симметрии , также постулаты ,теории, фундаментальные параметры и свойства. Общие законы многих полисистем изучают математика , синергетика, кибернетика, теории систем и информации .Самые общие законы формирует философия в виде категорий и атрибутов . В отношении природа-человек различают законы натуральные (реальности природы , прообразы), познаваемые (её образы, модели, информацию) и используемые (причины и реальности действий). Примерами познаваемых законов служат: всемирное тяготение Ньютона , электромагнитные уравнения Максвелла , стандартная модель элементарных частиц, периодическая система Менделеева, разбегание галактик по Хабблу , тектоника плит земной коры , дарвиновская триада происхождения видов , смена общественно-экономических формаций по Марксу, постулаты логики суждений Аристотеля , категории материи и движения . Неполный перечень 200 законов содержит работа [4].
   2.Представления о познании природы и её законов.
   Познание является совокупностью процессов получения, преобразования, создания, сохранения, передачи и использования знаний о природе (восприятий, образов, рефлексов, информации, понятий и их систем). В науке, философии и религии сосуществуют противоречивые представления о создании и познании природы и её законов [3,5].
   Мировые религии верят в творение единым Богом природы - его ипостаси . Аквинат доказывает познаваемость природы при восприятии интеллектом универсалий (отпечатков формы, законов) из её материальных субстанций .
   Платоники утверждают создание реальной вселенной Творцом по образу мира неизменных идей (высшей реальности), которые созерцает и вспоминает разум.
   Аристотель и английские эмпирики считают основой знания чувственный опыт, восприятие, наблюдение существования и движения конечных вещей внешнего мира. При познании общее - вторично и обнаруживается в первичных сущностях - единичных объектах.
   Материалисты полагают природу самодвижущейся объективной реальностью , а её законы- отражением в сознании существенных движений универсума..
   Гегель и объективные идеалисты представляют реальности природы проявлением (актуализацией) абсолютной идеи (фундаментальной природы), при чём наш самосознающий разум постигает разумную действительность.
   Агностики отрицают познаваемость или существование вещей в себе ( реальных
   сущностей ,законов).
   Позитивисты ограничивают познание совокупным чувственным опытом (комплексом ощущений) и его описанием .
   Кант и рационалисты убеждены в конституировании объектов природы (включая её законы).и создании мира достоверных знаний только деятельностью разума и его врождённых идей .
   Лингвисты-неопозитивисты ищут сущность описания реальностей в языках - знаковых выражениях опыта.
   Прагматики сосредоточены на точности , простоте , эвристичности описания явлений
   реальности безотносительно к законам.
   Конвенционалисты мыслят законы теоретическими представлениями , созданными
   соглашением учёных определённого сообщества.
   Конструктивисты рассматривают законы как средство описания природы , эффективно используемое в успешных действиях.
   Великие учёные имели религиозные (Ньютон ,Галилей),позитивистские(Бор , Хокинг)
   или близкие к материализму (Эйнштейн, Пенроуз ) убеждения . Исследователи отмечают вероятностный, статистический, системный, ограничительный, феноменологический характер законов. Их также называют: регулярности в поведении объектов; корреляции между наблюдениями; формы и ритмы явлений природы, недоступные созерцанию , но открытые аналитику[5,6].Противоречивые представления о возникновении и познании природы едины в понимании сущности её эволюции - превращении предшествующего бытия в инобытие познаваемой природы.

3.Микроэволюция познаваемых законов.

   В научной картине современного мира природа представляется динамичной суперсистемой - иерархией взаимосвязанных реальностей [1,2 ].
   В универсальной эволюции полисистем реализуются максимально вероятные новообразования, энергетически устойчивые к изменяемому воздействию компонентов природы [7]. Наиболее устойчивые новообразования (явления и их связи) воспроизводятся, распространяются, сохраняются, взаимодействуют, эволюционируют и познаются в качестве натуральных законов. Процесс познания представляется микроэволюцией- направленным многостадийным причинно - следственным преобразованием природных ( натуральных) в познаваемые и далее используемые реальности вообще и законы в частности. Эти преобразования производятся в информационных системах познания. Их развитие является ответвлением в многообразно разветвлённой эволюции живой природы. Оно непосредственно сопряжено с коэволюцией клеточных организмов и их биологических систем. Микроэволюция познания включает информационные, вещественные и энергетические превращения .Последние соответствуют законам сохранения и превращения энергии и вещества, играя содействующую роль переносчика, преобразователя, хранителя информационных комплексов. Особенностью познания является доминирующее значение информации в этом триедином процессе.
   Поэтапная микроэволюция познания выражается последовательностью: реальности (включая натуральные законы) - ощущения (кодируемые рецепторами воздействия) - восприятия (чувственные образы, цельные комплексы ощущений) -представления (обобщённые образы, ассоциации, впечатления, подсознательные модели реальностей) - мышление (понимание , анализ ,синтез, индукция, дедукция, математизация, создание обозначенных понятий) - осознанный закон (образование понятийной модели натурального закона) - его знаковое выражение ( на адекватном языке общения ) - cообщения (распространение, согласование, обмен информацией) - проверочные испытания (уточнение, опровержение, дополнение знания) - эффективное использование(прикладное исследование, созидательная работа, производительная деятельность) - полезные новообразования в социуме (техника, экономика ,культура ).
   В этой упрощённой схеме микроэволюции не отражены обратные, сокращённые, ветвистые, множественные, внутренние связи и процессы. Её этапы (ступени) осуществляются передающими и преобразующими информационными системами познания, содержащими автономные данные (комплексы информации), подсистемы кодирования, импульсы энергии, вещественные носители [8] .Информационные системы включают ткани-рецепторы; органы чувств; периферийную, центральную и субординационную нервную подсистему; головной мозг; органы движения. Примером перекодирования может быть последовательность: оптический сигнал - разность потенциалов - изменение ионной концентрации - химическая реакция - поляризация мембран - нервные импульсы - электрохимическое взаимодействие синапсов и нейронных сетей - движение мышечной ткани. Информационные комплексы последовательно принимаются, фиксируются, преобразуются и передаются системами познания. Промежуточные формы познаваемых законов поэтапно преобразуются в осознанный закон науки- существенную связь общих понятий.
  
   4.Иерархия законов науки
   Научное познание связано с совершенствованием информационных систем. Органы чувств дополняются измеряющими приборами и экспериментальным оборудованием. Увеличивается на десятки порядков диапазон восприятия и знания протяжённости, длительности, энергии, интенсивности, сложности, точности натуральных законов. Компьютерное и математическое моделирование сложных систем и процессов расширяет возможности осмысливания передаваемой информации и открытия новых законов. Современные средства массовой информации значительно ускоряют обмен идеями и результатами коллективного сотворчества . Экономичное производство, например , атомной энергии также становится информационной системой, которая обуславливает ускорение познания микромира. Постоянно осуществляемое научное познание законов природы интенсифицируется в меру их успешного использования. Наряду с технико-экономической эффективностью усиливаются сущностная, объяснительная и прогнозная функции закона. Формируются постулаты реальности, структурности, квазинепрерывности , коллективного сознания, функциональности и экономии мышления, объективности высказывания, эвристичности , объяснительности в познании [ 6 ].В науке утверждаются критерии истины, принципы причинности и относительности. Великие умы открывают природные сущности. Иногда импульсом открытия становится случай(купание Архимеда, яблоко Ньютона, сон Менделеева). Объектами исследования становятся недоступные для эксперимента законы возникновения и развития метагалактики, микромира, мультиверса. Познание законов новых классов явлений определяет эволюцию научной картины мира. Известна трёхвековая последовательность смены - дополнения этой картины [2] : механической - термодинамической - электромагнитной - современной физической. Последняя базируется на общей теории относительности в мегамире и квантовой механике в микромире.
   Познаваемые законы становятся осознанными вследствие теоретического исследования [6].Оно включает упомянутые выше способы мышления ,особенно абстрагирование высокого уровня. Различают приёмы изолирующего, содержательного, идеализирующего, обобщающего, конструктивного, иерархического абстрагирования. Существенные однородные явления (системы, объекты, свойства) мысленно выделяются, обобщаются и связываются В результате образуются законы науки - абстрактные связи общих понятий, которые адекватно моделируют натуральные законы природы . Осознанная форма закона создаётся разумом (по Канту) при отсутствии в природе такого обобщения. Натуральные законы представляются многочисленными тождественными (или подобными) связями явлений. Например, натуральный закон всемирного тяготения существует в виде множества обменных взаимодействий потоков гравитонов с барионами (и их сгустками от яблока до скоплений галактик),а осознанный закон - в виде математической формулы. Общие свойства множества в натуральном законе -это последствие однородных условий их возникновения, например, при эволюции, превращении или исчезновении предыдущего закона. Его подмножество производит прямое, косвенное или сигнальное воздействие на системы познания и поэтапно преобразуется в свою сокращённую (по Энгельсу) понятийную модель .
   При эволюции природной суперсистемы возникла современная иерархия полисистем (классов явлений) и соответствующая ей иерархия натуральных законов [1,7] .При микроэволюции познания поэтапно образуется иерархия законов науки ,сопряжённая с иерархией натуральных законов и вещественных полисистем. Эта тройная корреляция подтверждается современными концепциями естествознания и представленной выше эволюцией научной картины мира [2,6].Корреляция иерархий предопределена общим направлением эволюции к максимальной устойчивости и последующей распространённости полисистем, натуральных и осознанных законов. Соответственно максимуму устойчивости возникают новые полисистемы в природе, натуральные законы - в полисистемах, законы науки - в микроэволюции познания. Корреляция иерархий ориентирует естествознание на создание следующей полисистемно - эволюционной картины мира в нашем веке.
   В последовательности передающих информационных систем образуются промежуточные неосознанные формы познаваемых законов. Они поэтапно выделяются из потоков информации о природе. Однако, осознанный закон адекватнее выражает общие свойства натурального и поэтому эффективнее используется для прогресса социума. Устойчивая распространённость натуральных и эффективность осознанных законов создают иллюзию их первичности в управлении природой и обществом [ 5 ] . Это одностороннее представление: законы управляются предыдущими и управляют последующими взаимодействиями-связями явлений в эволюции природы и микрозволюции познания .

5.Ветвление микроэволюции.

   Этапы микроэволюции познания осуществляются не только автономными , но и самостоятельными информационными системами.Их ветвление реализовано в царствах живого мира. Растениям и бактериям свойственна раздражимость- первичное ощущение, насекомым- также восприятия, млекопитающим- и представления,а приматам - примитивные понятия .В реакциях живой ткани(особенно нервной системы) внешние воздействия (в том числе натуральных законов) различаются по виду , энергии, длительности, частоте, физиологическому значению. Эти воздействия вызывают изменение протоплазмы и обмена веществ у растений или рефлексов и поведения у животных. Влияние неосознанных законов на биологические системы организма вызывает приспособительные реакции и опосредствовано формирует новые органы. Например, законы излучения и тяготения породили фото- и геотропизм растений, зрение и мышцы животных. Приблизительно соотносятся этапы познания, ветвления информационных систем и эволюции царств живой природы. Однако, известна обратная зависимость между эволюционным усложнением этих царств (включая информационные системы) и их распространённостью Соотношение сухой биомассы растения : животные : человечество примерно равно 100:1:0,001 . Эта обратная зависимость характерна для эволюции многих вещественных полисистем: нуклидов, атомов, молекул , плазменных звёзд [ 7 ]. В природе вероятнее устойчивая простота, что предопределяется удельной энергией связи элементов системы. Для ветвления микроэволюции это означает положительное, но не доминирующее влияние систем познания на распространённость биоцарств. Доминирующее значение для жизни на Земле имеют физико-химические и биологические системы организма. Микроэволюция информационных систем познания представляется не самым эффективным направлением в конкурентной адаптации и эволюции организмов.
   В соответствии с последовательностью информационных систем можно выделить ощущаемые, воспринимаемые, представляемые, осознанные законы с поэтапно возрастающей информативностью. Они специфически влияют на рефлексы, инстинкты , адаптацию, строение, психику организма. Это влияние опосредствовано процессами дарвиновской триады: наследственности, изменчивости , естественного отбора. Осознанный закон отличается обобщённой связью понятий, которая с максимальной информативностью выражает множество однородных зависимостей природных явлений. Он создаётся методами логического и интуитивного мышления ,преобразующего сведения предыдущих информационных систем. Мысленное осознание природы является самым совершенным, но и самым тонким ростком на ветвистом древе микроэволюции познания.

6.Микроэволюция и постулаты познания.

   Микроэволюция познаваемых реальностей и законов в последовательности информационных систем коррелируется с позитивным содержанием большинства постулатов философских концепций теории познания. Относительную истинность и взаимную дополнительность этих постулатов можно определить по их соответствию этапам и особенностям микроэволюции познания.
   Постулат материалистов( независимое от сознания существование природы и её законов ) соответствует исходному состоянию отсутствия конкретного знания. Но он обоснован предыдущими актами и суммарным опытом познания.
   Постулат агностиков (непознаваемость первопричины и сущностей физического мира) соответствует практической недоступности чувственному познанию большинства природных объектов, например, прошлого Вселенной и сосуществующего мультиверса.
   Постулат эмпириков (чувственное восприятие и опыт - источник знания) соответствует начальному этапу микроэволюции- превращению воздействия внешней реальности в ощущения и их комплексы .Единственность этого источника по Локку(нет ничего в разуме, чего раньше не было в чувстве) и возражение Лейбница(кроме самого разума) совместимы. Предыдущие чувственные восприятия и транслированный опыт поколений (опосредствованные триадой Дарвина) являются неизбежными этапами формирования разума и врождённых идей, которые впоследствии осмысливают новые чувства.
   Постулат идеалистов-эмпириков (существуют только воспринимаемые вещи) преувеличенно выражает значение непрерывного восприятия, наблюдения, измерения для адекватного познания быстро превращающейся реальности. Отсутствие восприятия сигнала часто означает мгновенное исчезновение , например ,объекта микромира.
   Постулат позитивистов ( познание ограничивается описанием опыта, измерения , комплекса ощущений) соответствует распространённой ситуации наблюдаемых последствий ненаблюдаемых причин законов природы. Например, описание закона всемирного тяготения используют веками без достоверного знания его нескольких гипотетических причин . Обобщённое описание опыта является необходимым, длительным, стандартным этапом микроэволюции знания.
   Постулаты феноменологии соответствуют этапам микроэволюции опыта в понятия и их сущностные связи (законы).Они выражают особенности и версии познания: сознание активно и динамично ориентировано на опытные структуры(предметная интенция); основные структуры опыта конституируются в сознании; осознанному опыту присущи субъектный и объектный полюса; возможно интуитивное созерцание сущности вещей ; система научного знания фундируется на каждом этапе прямого интуитивного понимания.
   Постулат рационалистов (всеобщие и необходимые знания создаются только априорными формами, врождёнными идеями и понятиями разума ) соответствует варианту познания законов природы в качестве производных из законов логики мышления, отождествлению реальных и логических связей явлений. Современная наука использует, но не абсолютизирует этот эффективный способ разумного познания.
   Постулат лингвистов (действительность, язык и разум изоморфны) соответствует этапам формирования, обозначения и распространения понятий и образов. В подобии элементных систем природы, сознания, законов и языка выявляется общая и логическая структура картины мира. Особо значимы информативная, социальная и когнитивная функции языка.
   Постулат прагматиков (простота и эвристичность описания - критерии познания) соответствует этапу эффективного использования недостаточного знания законов. Разумное (и интуитивное) выделение доминирующей связи явлений из их неизвестного множества обосновывают простоту её адекватного описания. Но сложным зависимостям в природе простое описание неадекватно. Проверка эвристичности может лучше обосновать или опровергнуть проявления, последствия, границы применения закона , но не служит однозначным критерием его правильности. Например, предполагаемое постоянство закона тяготения Ньютона опровергнуто определением притяжения при околосветовых скоростях. Прагматичней считать относительной ценность этих критериев.
   Постулат конвенционалистов (аксиомы и законы основаны на принятом соглашении) соответствуют этапам распространения и интеллектуальной проверки. Конвенция представляется относительно позитивным критерием познания. Первый конвенционалист Пуанкаре утверждал единственно согласительную основу аксиом геометрии Эвклида, которые сразу были дополнены аксиомами геометрии Лобачевского и Римана.
   Постулат конструктивистов (закон определяется успешным применением его описания) соответствует этапу использования. Значительная полезность является позитивным критерием познания закона в форме его описания. Сопоставление критериев познания закона подтверждает отсутствие абсолютного и конструктивность поэтапного комплексного критерия
   Постулат гипотетического реализма ( всё знание имеет гипотетический характер ) соответствует критерию результативности познания - относительной истинности знания Гипотетический максимум в начале познания происходит из незнания и поэтапно. минимализируется, а позитивное знание становится относительной истиной. Минимализацию неопределённости знания можно оценить по количеству бит в конкретной информации[ 8 ]. .
   Установленное соответствие философских постулатов этапам и особенностям микроэволюции познания определяет сферы их относительной истинности и исключает абсолютизацию необоснованных утверждений. Взаимная совместимость, дополнительность и согласованность корректированных постулатов создает гармоничную последовательность законов микроэволюции познания.Эта последовательность соответствует эволюционной теории познания [ 9 ].

7.Заключение.

   Виды законов природы представляются существенными связями явлений её основных полисистем. Показано многообразие и противоречивость представлений о возникновении и познании законов природы. В универсальной эволюции природы предложено выделить триединую микроэволюцию познания - многоэтапное преобразование натуральных в познаваемые, осознанные и используемые законы. Обоснованы взаимосвязанные последовательности: этапов микроэволюции познания, автономных информационных систем, процессов преобразования информационных комплексов и формирования познаваемых законов. Современная наука направленно ускоряет экспериментальное обоснование, теоретическое исследование и эффективное использование осознанных законов. Объяснена корреляция между иерархиями основных полисистем, натуральных и осознанных законов науки. Показано ветвление этапов микроэволюции познания в информационных системах царств живой природы. Предложено объяснение обратной зависимости совершенства систем познания и величины биомассы организмов. Установлено соответствие философских постулатов этапам и критериям микроэволюции познания. Выявлена совместимость, дополнительность , относительная истинность и гармоничная последовательность корректированных постулатов.

Литература

   1.Моисеев Н.Н.Логика универсального эволюционизма. Вопросы философии, 1989, N8,с.53
   2.Найдыш В.М.Концепции современного естествознания. М.:Альфа-М,2004.
   3.Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия,1983,с.678.
   4.Трефил Д. 200 законов мироздания. М.:Гелеос,2007 .
   5.Великие мыслители Запада .М.:Крон-пресс,1998.
   6.Фолмер Г.Эволюционная теория познания. М.: Интер Национес,1998.
   7.Арав Р Максимализация в эволюции вещества Вселенной.Научные труды учёных и специалистов, вып.4.Беэр-Шева:Ассоциация Учёные Юга ,2007,с.110.
   8.Бриллюэн Л.Наука и теория информации. М.: Госиздат физико-математической литературы,1960.
   9.Фолмер Г.Эволюционная теория познания. М.: Интер Национес,1998.
  
   Аннотация
   Р.Арав .Познание законов природы.
   Представлены последовательности этапов микроэволюции познания ,ветвления информационных
   систем формирования познаваемых законов природы и совместимых философских постулатов познания.
   Abstract
   R.Arav. The cognition of nature laws.
   The stages of microevolution of cognition, the branches of information systems, the formation of cognition laws of nature and the joint of philosophies postulates are represented.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"