Когда люди обращаются ко мне с просьбой оценить их стихи, я теряюсь. Умение писать и анализировать произведения отнюдь не равно умению давать оценку. Можно составлять замысловатые обороты (если вы писатель) и трактовать метафоры с точки зрения мифопоэтики (если вы литературовед), но быть совершенно не компетентным в вопросах рецензирования. Грамотный критик, на мой взгляд, должен сочетать в себе чувство прекрасного, эрудицию и такт. Он не должен быть слишком мягок, дабы оцениваемый гений не расслаблялся и твердо шел по пути самосовершенствования; а также не должен быть слишком груб. Иначе зрелые работы пока еще молодого и неопытного художника свет рискует так и не увидеть. К сожалению, в последнее время авторы все чаще сталкиваются с грубой, неумелой критикой, больше похожей на выплескивание желчи, чем на указание достоинств и недостатков работы. Пополнять ряды рецензентов я не рискну, но о трех факторах, позволяющих улучшить свое творчество расскажу подробнее.
1. Чтение литературной классики.
Как бы ни были прекрасны (увы не все и не всегда) фильмы, снятые по литературным шедеврам, сами шедевры ничто не заменит. Сценарий к кинокартине - это адаптация книги. Порой прекрасная, качественная, но тем не менее не полная. Только книга в достаточной мере расширяет наш словарный запас, улучшает грамотность (за счет зрительного восприятия текста) и развивает воображение. Помимо этого, классическая литература меняет мировоззрение и расширяет кругозор. Мы начинаем мыслить глубже, избавляемся от рамок и стереотипов; зачастую кардинально меняем отношение ко многим проблемам и неурядицам. Знакомство с классикой позволяет иначе посмотреть на собственный текст и оценить его объективно. Замечено: чем больше мы читаем книг, тем сильнее усложняются и лучше обосновываются сюжеты наших собственных произведений. Разумеется, среди современной литературы немало достойных произведений, но чтобы отличить их от беллетристики, нужно прочитать признанные образцы литературного творчества.
Пример из жизни: в девятом классе я начала разгружать свой мозг чтением фанфикшна. Теперь же, проучившись три с половиной года на филологическом факультете, я чаще всего бросаю чтение фика на половине первого предложения. Осталось три автора, работы которых я до сих пор люблю и читаю с удовольствием.
2. Практика.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда - говорили мудрые люди во все времена. Л.Н. Толстой и А.П. Чехов советовали писать каждый день. Безусловно, трудно (если ни сказать практически невозможно) слагать каждый день стихи. Однако когда пришла идея или захотелось написать стихотворение/рассказ/очерк на какую-то тему, нельзя запрещать себе творить. Можно совершить несколько попыток написания одного и того же текста; работать над произведением, пока оно не будет полностью отвечать вашим требованиям (в творческой профессии следует забыть фразу "Не то, что хотелось бы, но и так сойдет"). Работайте, экспериментируйте, учитесь - и ваш труд непременно принесет плоды.
3. Критика.
Основательная, лишенная пафоса и экспрессии критика - лучшее, что может получить начинающий автор на пути своего творческого становления. Увы, лишенную пафоса и экспрессии критику никто не гарантирует. Постарайтесь очистить рецензию от эмоций. Бесспорно, критика зачастую больно бьет по самолюбию, однако рецензент - истинный друг художника. Никто и ничто так не стимулирует творческий процесс и профессиональный рост автора как критик. Какой бы обидной ни была рецензия, она указывает на недостатки работы. Конечно, вы можете сказать: на эти недостатки указывает точка зрения одного-единственного человека, который может быть предвзят или не в духе. Также этот человек подкован может быть лишь теоретически (знать все правила стихосложения, но не оставлять места полету фантазии и авторскому видению). Тем не менее всегда хорошо взглянуть на свое произведение чужими глазами, а указание на технические огрехи помогает вымуштровать стиль. К тому же, соглашаться с критикой или нет - автор решает для себя.
Пример из жизни: как любой начинающий автор, я раньше очень болезненно относилась к критике. Однако, признаюсь честно, теперешними наградами за свои произведение, а главное, признанием читателей я во многом обязана критикам.
- - -
Три вышеизложенных пункта я считаю основой успешной писательской деятельности (тут можно вспомнить про связи, талант и упорство). Талант - один процент успеха, как говорят психологи (хотя в творческой деятельности талант - это земля, на которой стоит фундамент). Увы, я знаю талантливых людей, имеющих в арсенале интересные, нестандартные идеи, выразить которые не получается из-за косноязычности (см. пункт 1.). Связи? Они появятся, если вы способны облечь свой талант в достойную форму. А упорство... Упорство по праву можно назвать четвертым пунктом. Никогда не сдавайтесь на пути к цели. Вершины покоряются лишь упорным!