С литературной и прочих точек зрения - оно странно. Я не могу сказать, что мне не понравилась эта книга. И тем более не могу сказать, что она мне понравилась. Качества работы, конечно, не отнимешь - мастерство письма Дьяченко - есть и будет есть. Но условно-литературные впечатления... сильно многослойны. Она так и не собралась у меня воедино. От природной "двуслойности" скажу уже - традиционного Дьяченковского двоемирия: где вне - параллельно - под покровом повседневности - "жизни, которую знаем все мы" начинается тааакое... Но вот где-то оно у меня не сложилось в мир единый - это "здесь сейчас" и "тааакое". Не знаю, почему - но почему-то кажется, сшито и все, и швы куда заметнее - чем в той же "Пещере". Наверно от прямой воплощенности его, запиханности - в общагу, где не греют батареи, и сношаются по углам. Впрочем, не уверена в точности предположения...
Так что впечатления - как-то слоями.
Ну, первым была усмешка: ага: привет - нашему ответу Гарри Поттеру:) Не в духе Тани Гроттер и разных веселух, а - если всерьез. Правда, не знаю, насколько с этим нужно - всерьез. Но - а если оно вот так? Ах, как я велик и крут, и весь из себя такой волшебник и избранный, и "еду с платформы без четверти три"... А в Туево-Кукуево, без горячей воды и с килькой в томате - не хочешь? Впрочем, пень бы с ней, с горячей водой - хотя это изобретение цивилизации ценю безмерно:). Дело-то не в ней... Здорово! - я крут, я избранный! - и "тряситесь, магглы, я расплачусь за все!" - А вот и стоп - а если избранность это вот так - и вламывается в дом тебя не спросясь, и далеко не с письмом и подарком. Это старое - сначала - что всякая избранность/отмеченность/инаковость - сразу вам не мир, но меч - тот самый, пришедший разделить - отцов и детей, сестер и братьев, тебя - одного - со всем твоим "страшно и пусто" со всем миром разом...
Но, замечая, куда ссылаюсь - сразу выдаю. Вот тут - первый, жесткий дисбелив. Я никак не могу поверить в смысл - Смысл, если хотите - который приходит за тобой так. В дом с гранатометом вламывается все-таки что-то другое. А перед страхом за родных и ближних - что - гранатомет? Ну, стреляй...
Да и сочетание угрозы и требований дисбелив тот подкрепляет. Не смысл. Понимаете, я не верю в случайные взаимодействия. В "не было гвоздя - подкова пропала" - верю. В заряженное ружье, которое должно выстрелить - верю. И что слова наши и действия порой заряжают такие артиллерийские подразделения, что нам и не снилось - тоже. В ситуевину "парень, а ты в курсе, что у тебя в руках нифиговая стрелялка великое магиЁ" - ну, как-нибудь смогу; скрипя зубами, если с продолжением: "и за ней охотится некто страслыи и узаслый, и ежли он тебя зохавает, то плохо будет всему и вся" (зачин -дцати процентов фэнтэзи)... Но в то что - А зашел в кусты отлить и из-за этого кирпич прицельно свалился на голову Б - моя верить не в состоянии. Может быть, конечно, мои тупые прямолинейные "маггловские" мозги не в состоянии постичь логику вышней грамматики. Но есть у меня очень смутная надежда - что те, кто впервые говорил - хоть горные выси, хоть рисунок кленового листа и снежинки - имеют хоть чуть-чуть общее с моим смертным представлением - о красивом и осмысленном. А кто как не они впервые начал - то самое полотно, ниточки которого - мы? А если так - то чтобы события завязывались подобным образом - тут нужна чужая рука, крепко их вот так завязавшая. И сильно я сомневаюсь в необходимости этой руки. А знаете, что доказывает? Предоставленная возможность отказаться. Ладно, допускаю - могут твои слова и движения иметь мощность в туеву кучу киловатт (или в чем там она измеряется?) - можешь ты фонить, как центр Хиросимы после взрыва - и надо с этим что-то делать и как-то учиться обращаться, и может быть очень жестко учить, принял... В конце концов, бывают ситуевины, когда всякие разные полезные внутренние органы приходится удалять - и как-то учиться жить без них. А жить с чем-то иногда не проще, чем - без... Но когда лет так через пять вдруг объявляется перед тобой объект, сделавший тебе операцию, и объявит: знаешь, а ты можешь от всего отказаться, перепрыгнуть назад во времени и жить, как было. Да или нет - тут второй вопрос, и ты скорей всего не ответишь "да", потому как привык и а вдруг. Но одно-то твердо: то, от чего можно отказаться - не было необходимым. На то оно и не-обходимое - чтоб было не обогнуть. Значит - если не прихоть, желание - чья-то рука, связавшая те ниточки именно так...
И оно какое-то очень стремное - чья... Вот уж не знаю, клали ли это авторы - или я перечитался по дороге матчасти. Но что-то это мне напоминает... Начиная с вот этого липучего постоянного страха, который от героев на страницы льется, как с протекшего потолка - успевай отжимать! Нет, по мне - до последней страницы, до всех третьих курсов. Всякое иное страшно - но не всякое так. Рядом со страхом, от которого мутно и не вывернешься, от которого хоть в окно выбрасывайся - кстати, и есть же - ходит рядом что-то явно не самое доброе... Далее - опять же намек с начала - те самые золотые монетки. Выблевывать слова, которые никогда не были сказаны - в образе, конечно, что-то есть - по крайней мере такое, сильное, по-Летовски:). Тут притянешь, что и "молчание - золото" и всяко разно, но... Но блевание посторонними предметами, что в культе мумба-юмба, что в недавних рассказах про одержимых сигнал однозначный. А эта черная, страшная чужая бездна, которую - задание - впустить в себя, слиться... опять же здравствуйте, приехали - кажется, мы приближаемся к аду... И еще там раскапывается, если правильно подобрать лопату, мне просто было незачем...
Да сами методики обучения быть словом... А ведь не промахивается Сашенькина мама - все дословно было. Отвлекаясь от всего мира не здесь - в здесь и сейчас. Все средства промывания человечку черепа. Поиск смысла в заведомо бессмысленном, слушание всяких разных музык и бездн, постоянный страх наказания, далее и далее... Учебники сектоведения своеобразная юмористика, но картинка-то - сличать не надо. Если бы не работало - в чистом виде здрасьте и секта... Но так как - работает... Будь бы я верующей - никакого химанализа бы не потребовалось, чтоб определить - чем воняет. Да хватило бы и начала - потому как - или не слышно? - методика обучения быть словом - в этом уже - совсем не то... А теперь медленно ставим сюда большую букву...
Но только - что до личного отношения... Я говорю "не верю". Мастера, мастера трижды, но книга все-таки посыпалась песком - для меня - стала неживой - придуманной... И самое смешное, знаете когда? На трагическом моменте "усвоения" младенца. Потому что я не верю - не умею верить - что там, где есть слова для слов, имеет право на существование выражение "информационная структура" (или чего-то в том роде). Кроме того: хорошо, в этом самом мире словей не работают законы мира человеческого - ни логика, ни физика, ни - пень с ней - этика... Но скажите мне тогда пожалуйста, а какого черта тогда в нем действует обыкновенная наша грамматика - которая и условна, и не единственна? Слово, останавливающее солнце, и глагол в повелительном наклонении? В моей неправильной голове оно никак не встанет рядом.
Потому и финал меня обогнал и для меня провалился. Остался - не открытым и никаким. Я еще пытаюсь взвесить очередной ход этой партии - лениво уже, ибо партия - ну, глагол в повелительном наклонении, ну что-то там еще круче, который скажет слово - и будет всему полный трындец или полное счастье... А бац - и уже последняя страница, и для меня остается "ну", и женщина со спящим дитем становятся вроде поцелуя в финале американского фильма. Я знаю, что любить подразумевает "бояться" (я все равно не верю, что героиня их расцепит) - я знаю, что здоровое дите и собравшаяся семья это прекрасно - я знаю, что такое "я люблю тебя, мама". И пожалуй, только последнее я не продолжу: ну и?.. Это хорошо, что все хорошо, но...