Спасибо тем кто советовал, потому что да - оно сильное. И в том смысле древнее. Сказать "читать" однозначно - не скажу; чувствительным душам с черно-белым миром - пожалуй не стоит. Потому что книга очень точная - очень честная - оттого жесткая, порой и жестокая. Как время перелома. Возраста - от зрелости к старости и от детства к юности; их два - и оба непросты - и потому - в упор и лбами, наверно - надо отметить, что оба - женские, мать и дочь - потому что тем ощутимее. (Как жесток к себе и окружающими переход из детства в другое мы все помним, когда не врем. Я опознала.) А если это все на фоне перелома века - войны - которая бывает и не бывает далеко. И вечной темы Дома и Сада - и какого дома! - и сада, где деревья носят имена. Но детская мифология, и первая любовь, как и древние сказки - далеко не добрые... И золотая рыбка - матерая щука, а дословное исполнение желания - гибель многим; где и апельсин - в представлении общем: праздник или свадьба (Рождество и флер-д-оранж) - здесь становится "яблоком" - и предательства, и раздора, и безумия.
Это пласт первый - там и тогда. Война - вторая мировая. Франция. Деревня Ле-Лавёз на Луаре, меньше чем в пятнадцати километрах от Анже.
Пласт второй - здесь-сейчас - через сколько-то лет (от той юности - к тоже старости). Там же. Мудрее. Но не спокойней. О возвращении домой. С наследством от времени того - которое всего-то перигорский трюфель в масле, да альбом - в котором вся другая жизнь - рецепты, слова, и тайна - что понадобится - дочери, ставшей уже - как мать. Про наследство, про мотив троих - из которых все остается - всегда последнему - здесь последней... И про столкновение с современностью - в лице вроде родственников. С вечным оружием подмены (а она подменна - как гамбургеры на фоне великолепной бретонской кухни) - вкрадчивостью и подлостью. С ее страхом времени. NB! В сторону: не могу упустить: вся сила современности в ее вечном "сейчас", и больше всего она боится, что время кончится, потому и прибивает праздники гвоздями к себе: нельзя! - потому и жаждет гамбургера и колы, время которых - микроволновка и холодильник, никак не тайны теста и вина... А так как еще одно время-как-иное - это тайна, современность ломится и туда, жалея завладеть и оплатить. Еще одно ее знание - продажная стоимость (нынешние деньги - они тоже - исключительно "сейчас").
Но все-таки мудрее. Об обращении с тайнами. О времени делить их и рушить стены. О путях к прощению. И тоже - о доме. Такое "куда приходим мы - всегда домой", а может - "всегда возвращаясь домой" - на такой вот лад. Об осени и старости - как времени урожая. Косточка вишневого дерева горька - и содержит синильную кислоту, но рано или поздно деревце вырастет и даст плоды, и кто-то сделает вкусную вишневку.
Мудрости простить и забыть про "поздно".
Мне до нее, боюсь, не дорасти.
А еще - аххх, какие там рецепты! Они там дословно, кстати, ну - или почти дословно. Можно повторить и изобразить "на тему".
Да, и вишневки тоже.
Одного не пойму, почему главный секрет, что с косточками...так и отравиться недолго. Может, в том он есть, конечно...