Ари Алленби : другие произведения.

Исаак Ньютон и Владимир Соловьев о евреях и Израиле

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.27*14  Ваша оценка:


Исаак Ньютон и Владимир Соловьев о Евреях и Израиле

   Взгляды Ньютона и Соловьева на евреев и Израиль могут быть сопоставлены не потому только, что оба мыслителя предлагали оригинальные теологические концепции, но и потому, что при внимательном рассмотрении их взглядов можно увидеть, что они предчуствовали одинаковое будущее для еврейского народа. Эту близость можно разглядеть только с некоторой диалектической точки зрения, тогда как формально их пророчества о еврейской судьбе дополняют друг друга, как дополняют друг друга их подходы к главным философским вопросам. А оба ставили и решали близкие вопросы, несмотря на различие характеров и жизненных обстоятельств.

Стиль жизни

   Оба мыслителя были мистиками, оба учились читать Библейские пророчества, оба пророчествовали - один в стол, другой - в узком кругу друзей. Ньютон, рожденный 25-го декабря по старому стилю, видел себя в одной цепи с Иисусом, которого он считал всего лишь посредником между Всевышним и нами; Соловьев, изучавший мистицизм и Каббалу, трижды встречавшийся со своим небесным другом, Cофией, Божественной мудростью, решился говорить публично о своем мистическом опыте лишь за год до своей смерти.
   Ньютон, родившийся после смерти своего отца, был интровертом, жил без семьи, без близких родственников и друзей (кроме кратковременной дружбы с Фатио Дюилье) в течение всех 85 лет. Он, кажется, никогда не болел и ни разу не путешествовал далее чем 30 миль от Кэмбриджа. Соловьев прожил только полжизни Ньютона. Имея огромную семью и множество родственников, он никогда не имел постоянного дома и дохода, путешествовал, исколесил Россию с севера на юг (также бывая в Англии, Франции, Египте), влюблялся в замужних женщин, и болезни ему сопутствовали всю жизнь. Можно увидеть тут два противоположных характера и предугадать совершенно противоположный подход к одним и тем же проблемам.

Во что верили оба

   Оба пытались ответить на вопрос о смысле Бытия. Они никогда не сводили положительную философию к только науке. Соловьев резко критиковал позитивизм, Ньютон видел в науке лишь одно из возможных орудий познания мира.
   Ньютон всю жизнь занимался экспериментальной наукой и строил гипотезы, только на основе опыта. Например, он утверждал что гравитация являет себя ежесекундно, тогда как вихри Декарта не имеют никакого эмпирического подтверждения. Соловьев долгое время был в плену у своей излюбленной теологической конструкции - Теократическом устройстве общества - интересной, но искусственной теории. Будучи философом в тесном смысле слова, Соловьев любую область знания видел как часть общего целого, разрабатывая концепцию единства. Ньютон никогда не считался философом per se, но утверждал Единство Б-га в единстве научного метода, а единство метода в единстве науки, занимаясь практически всеми возможными науками своего времени: физикой, химией, астрономией. Соловьев был дидактом - решал проблему, включая ее в рамки более общей, где она и получала "органическое" разрешение. Ньютон же везде следовал индуктивному методу - пытался сделать следующий шаг, только исходя из уже известного ему.
   Оба мыслителя подвергались опасности за свои неортодоксальные религиозные взгляды. Ньютон из-за своей анти-тринитаристской позиции отказывался принять посвящение и рисковал был исключенным из Trinity College; только специальный королевский указ в 1677 г. спас его от исключения. Соловьев, в период борьбы за единую христианскую церковь, был обвинен в предательстве русской ортодоксальной церкви, сурово ограничен цензурой и опубликовал свои главные теологические работы (Судьба Теократии, Русская Идея) лишь за рубежом, во Франции.
   Их отношения к католической церкви были прямо противоположны. Ньютон ненавидел Рим и Папство, считая их Вавилонской блудницей и Антихристом, соответственно. Соловьев же признал Римского Папу единственным представителем церкви основанной Св. Петром, а Папский престол одним из краеугольных камней своей Теократии. Есть сведения, что в феврале 1896го года он принял облатку из рук католического (униатского) священника Николая Толстого.

Личные отношения с евреями

   Нет свидетельств о том, что Ньютон поддерживал отношения с живыми евреями. Нет свидетельств его общения с Исааком Абенданой, автором работ о еврейском календаре и будущем переводчике Мишны, жившим буквально в двух шагах от него, в Trinity College. Нет сведений, что он был знаком с некоторыми известными лондонскими евреями-книготорговцами, с которыми общались Бойль иЛокк. Хотя некоторые его письма свидетельствуют о знании иврита, он видимо не прочел на иврите ни одного произведения, кроме, быть может, Библии. Работы Маймонида и книги по Каббале, которые (около десятка) были в его личной библиотеке, - все они латинские переводы еврейских оригиналов.
   Наоборот, Соловьев выучил не только иврит, но и изучал Талмуд на еврейский манер (в паре) вместе с учителем, Файвелом Гецом, и был проницательным экспертом в Каббале, еврейской и немецкой. В 1880е он состоял участником московского кружка, по изучению Иудаизма, возглавляемого Иосифом Пасовером. Одной из его невыполненных, по причине ранней смерти, важных задач был новый перевод еврейской Библии.

Три Вопроса

   Верный своему дидактическому методу, чтобы объяснить будущее еврейского народа, Соловьев считал необходимым ответить на три вопроса:
      -- Почему Иисус был рожден евреем?
      -- Почему две тысячи лет назад евреи потеряли свой Храм и почему они не примкнули к никакому другому, предпочитая жить без Храма?
      -- Почему главная масса евреев оказалась в среде двух славянских и враждебных друг другу наций, России и Польши?
   Взяв эти вопросы за исходную точку, мы попробуем проследить его мысль, а также представить, как на эти вопросы ответил бы Ньютон.
   Чтобы ответить на эти вопросы, Соловьев считал необходимым исследовать еврейский характер. Он выделил три главных черты еврейского народа:
      -- Сильное ощущение, на уровне личного общения, живого Б-га.
      -- Сильное национальное самосознание - чувство одной большой семьи.
      -- Ощущение природы не как чего-то враждебное человеку, а как место обитания Б-га, и желание сорвать материальные плоды своих трудов и пользоваться ими - пусть даже в виде денег или комфорта.
   Первая черта - ключ ответа на первый вопрос. Соловьев цитирует апостола Павла (Римлянам, 9:4-5): "Им [евреям] принадлежат и усыновление, и слава, и заветы Отцов, и закон, и служба Ему, и Его обещания. От них и Отцы, и пророки, и Христос сущий по плоти своей". В двух словах, еврейский народ - избран. Во всяком случае, в богослужении.
   Ньютон ответил бы на первый вопрос сходным образом, хотя, вероятно, перевел бы его в более практическую плоскость. Древние евреи (Израиль) имели отличительные признаки избранного народа. По Ньютону, Израиль был самой развитой нацией не только в богослужении, но также и в государственности; Израильское царство сформировалось раньше всех других. [Тут Ньютон проделал tour de force - вначале он объявил самую раннюю часть египетской древней истории простой калькой с более позднего периода и начал счет египетской истории с фараона Шишака, современника Соломона. Далее, остроумно использовав астрономическое явление, известное как прецессия кардинальных точек на небе, он доказал, что экспедиция Аргонавтов, первый акт возмужания и объединения греческой нации, состоялась лишь через 40 лет после правления царя Соломона. Таким образом, две древнейшие цивилизации представили целостные образования на два-три царя позже Израильской.] По Ньютону, Израиль имел первенство и в науках. Первый Храм был для него чертежом Вселенной, носителем всех тайн мира и он занимался "реконструкцией" его параметров все последние годы своей жизни.
   Вопрос, почему евреи потеряли государство и Храм, христиане традиционно объясняют их слепотой к миссии Иисуса. Оба - и Ньютон, и Соловьев - искали причину этой слепоты в реалиях Второго Храма. Ньютон указывал на внешний фактор - изменение пропорций Второго Храма по сравнению с Первым Храмом, храмом Соломона, без всякой на то божественной санкции. В этой произвольном изменении отразилась главная черта того периода - закрепление в еврейской "чистой" религии, идущей от Ноя и состоящей из двух главных заповедей (возлюби Б-га своего и своего соседа), огромного числа второстепенных деталей. Произошло, так сказать, опошление религии, что привело к неспособности отличать важное от временного и потере свободы пожертвовать этим временным. [По Ньютону, то же самое позже случилость и с Христианством (идея Троицы, с одной стороны, и гностические идеи, с другой).]
   Согласно Соловьеву, причиной такой слепоты евреев явилась трансформация второй и третьей черт их характера. Национальное самосознание превратилось во времена Второго Храма в национальный эгоизм, нежелание допустить других в обещанное им светлое будушее. Кроме того, еврейский материализм возобладал в другой форме - в желании получить это светлое будущее сразу, немедленно. Это привело к восстанию 66-го и поражению 70-го годов. Философская подоплека этого перерождения - предпочтение (и последующий культ) формы религии в ущерб ее содержанию, что было уже замечено апостолом Павлом (Римлянам, 11:25): "Слепота упала на Израиль и останется, пока не придет полнота народов".
   Вторая часть второго вопроса - почему евреи не присоединились ни к одной из христианских церквей - имеет, по Соловьеву, сложное, двойное, объяснение. Во-первых, христианство само разделено и долг каждого честного христианина - это борьба за объединение христианского мира и церкви. В будущей Теократии Соловьева русский Царь подаст руку Римскому папе, христианское государство выберет христианский образ жизни и тогда евреи - практические евреи! - с радостью войдут в этот рай.
   С другой стороны, как считал Соловьев, евреи пока еще не готовы к такому шагу. Причина этого лежит в их рабстве материалистическому началу, деньгам. Только пройдя через подвиг аскетизма можно рассчитвать на будущую награду. (Это было дано Христианской Церкви в первые три столетия ее существования - она выстрадала свою будущую победу над Римом.) Объединение христианства будет одновременно и разделением в среде Израиля - только лучшие из евреев войдут в будущее светлое общество. Словами апостола, только "лучшие спасутся".
   Все это, конечно, не произойдет мгновенно. Ферментом послужит следующее обстоятельство, лежащее в основе третьего вопроса. Евреи, оказавшиеся волею судьбы стиснутыми между Россией и Польшей, крепче свяжут между собой эти два славянских народа. Соловьев вначале указал на социально-экономический фактор - еврейские рабочий и мелкий промышленник в черте оседлости стали необходимым звеном, посредником между польским аристократом и русским крестьянином. [Тут Соловьев всячески защищает еврея от обвинений в чрезмерной алчности - по его мнению, еврей успешен там, где христиане неумелы или неспособны.]
   Но это, так сказать, вспомогательный фактор. Главное, что привнесет еврейский народ в славянское религиозное противостояние, это религиозный фактор - еврейскому народу всегда был свойственен пророческий дух, необходимый для установления настоящей (трехчленной) Теократии: царь, свяшенник и пророк (По Соловьеву, единственный пример Теократии дает именно еврейская история - помазание Соломона на царство священником Цадоком и пророком Натаном). В будущем Теократическом государстве евреям уготована та же самая роль, которую они играли до сих пор и играли лучше других - забота о матери-природе, преобразование материалистического мира в мир более просветленный и лучший для жизни.
   Для Ньютона сама постановка третьего вопроса, т.е. почему евреи оказались зажатыми между Россией и Польшей, была бы неверной. Он считал, что Б-г действует абсолютно свободно (непредсказуемо), тогда как в истории необходимо происходит лишь то, что содержится в классических пророчествах. По Ньютону, и евреи и христиане в конце концов должны обратиться в одну, но новую религию, состоящую из двух главных заповедей. Трактуя пророчества Даниила и Св. Иоанна буквально, он предсказывал возврат "лучшего остатка" евреев в Эрец Израиль. В какой роли он их видел там? Вряд ли, в роли крестьян, от которой они отвыкли или их отучили. Единственной причиной их возвращения могло быть только восстановление Храма. Подталкивая эту мысль на один шаг дальше, можно заключить, что в будущем Ньютон видел евреев в роли священников Третьего Храма.

Третий Храм

   Здесь нужно остановиться. Ни Ньютон, ни Соловьев ничего не говорили о Третьем Храме и тут можно попытаться развить дальше их мысли. Как этот Третий Храм должен выглядеть? Можно предположить, что он будет отличаться от Второго Храма. Наивно думать, что в Третьем Храме по-прежнему будут резать быков и баранов. Значит старые заповеди нужно научиться понимать по-новому. И хотя Ньютон сам дал примеры новой интерпретации практических заповедей в совершенно абстрактной форме, общая постановка вопроса ускользнула от него: как это часто бывает, Б-г скрыл ответы даже от своих пророков. Ньютон не разгадал суть Третьего Храма, хотя стал если не его первым пророком и строителем, Моисеем, то его первосвяшенником, Аароном.
   Третий Храм должен быть Храмом Науки. Его священники - ученые, то есть люди, которые, по определению, раскрывают тайны природы и усовершенствуют ее. Это как раз то, о чем говорил Соловьев: по-настоящему заботиться можно только о том, что хорошо понимаешь. Кроме того, в мире Науки нет места ни национализму, ни прямому материализму. Наоборот, это место, где, как и предвидел Ньютон, евреи и христиане смогут работать (и работают) рука об руку.
   Таким образом, Ньютон угадал форму еврейского служения, Соловьев - его суть. Еврей будущего - это ученый (по Соловьеву, живущий, или даже растворившийся в среде христиан). Возвращение евреев - это возвращение их в науку. Нет нужды подробно доказывать частичное выполнение этого пророчества - достаточно вспомнить судьбу евреев в Советской России, где наука стала буквально национальной религией евреев, и/или пересчитать количество еврейских фамилий среди Нобелевских лауреатов. Важно, что среди обеих групп не было и нет формально религиозных людей, каждый получил свое вдохновение не через синагогу, а напрямую, свыше.
  

Эпилог.

   Однако оба мыслителя предчувствовали и частично угадали так же и другой поворот событий. Ньютон прямо говорил о возвращении евреев на свою землю. [Среди дат, которые он называл, встречаются и знакомые нам 1897й и 1948й годы.] Соловьев, в последнем своем, предсмертном трактате "Повесть об Антихристе" говорил об Армии Израиля, как-то внезапно появившейся у стен Иерусалима и победившей войска Антихриста. Это то, что действительно случилось не так давно на наших глазах и это то, что нам еще предстоит осмыслить. [Если русский философ был прав, то образ Антихриста сегодня приняли на себя мусульманский террор и террорист-смертник.]
  

Оценка: 4.27*14  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"