Впервые в жизни пишу обзор стихов. Уже судьи обнародовали свои впечатления о работах конкурса, и я вижу, что судейские мнения о некоторых произведениях почти полярно отличаются друг от друга. Решила и я обнародовать свой взгляд: какие авторы пришлись по душе, чьи и какие именно работы понравились среди того огромного количества стихов, которое представлено на конкурсе.
Очень понравилось "Я просто слова, что не стали стихами".
Кто-то скажет, что стихотворение "непонятно, о чём"... но не я. Эфемерность чувства, нежного, как дуновение ветерка, нежелание причинить беспокойство любимому - такой мне увиделась суть этого очень образного стихотворения, которое воспринялось, как тающая улыбка сквозь слёзы печали...
Наверное, "каждому овощу - своё время"... Близко и знакомо: сколько раз приходилось всё начинать сначала. И потому "спешу дожить, доплыть, допеть" - очень знакомое стремление. И чем позже пускаемся в новый "путь к вершинам" - тем вероятнее такой финал. Но - уж лучше - "в дороге"...
Ощущение невыразимой нежности, затаённой сильной страсти... Масса находок, неизбитых, своеобразных решений в выражении чувств: "Вслух не могу позвать...", "Больше ли? Меньше? - Дикая страсть, отрава, пропасть, обрыв - от радости до испуга...", "Внутренним голосом силилась докричаться..."... Невыразимое - автор сумела выразить так, что перехватывает дыхание...
...Вы, бокал роняя на пол, и отламывая ветку, глядя в зеркало, как в небо,
вдруг решившее сгореть, злые нити разорвете,
дверь в кладовку отопрете,
чтоб на детскую картинку отстраненно посмотреть...
Мирра Лукенглас
Расплетая слов дремучесть, перекраивая ритмы,
извлекая каждый образ из обилия деталей,
на стихи взгляните глубже: там следы упрямой битвы
лиргероя и поэта - в дымке образной вуали.
Заключите впечатленья - диких птиц - в грудную клетку
(где могущественно сердце - там беспомощны ладони):
не роняя вещи на пол, не отламывая ветку,
вы получите в награду ощущение погони...
Разрывая паутину, усмиряя любопытство,
отыщите дверь в кладовку (или пряник в шоколаде)
и войдите в чуждый образ, посочувствовав артистам,
что всегда играют роли (не себя), искусства ради.
Что-то смысл порою тёмен? Значит, в нём большая сила:
кто из вас кого догонит в этой призрачной картинке?
Что сказать о ней? Не знаю, кроме пресного "красива!",
да подвесить ключ от двери на остатки паутинки...
Мне ж пора к иным заботам:
заглянуть - в сюжета русло,
досмотреть, дослушать - что там?
Отчего-то стало грустно...
"где могущественно сердце - там беспомощны ладони" - афористично и мудро.
А суть стихотворения: нагромождение образов не всегда является улучшением сути стиха - и грустно констатировать, читая красивое стихотворение - что оно "ни о чём"... Очень мне понравилось когда-то откровение Андрея Калинина о том, что он каждое своё стихотворение обрабатывает, как скульптор - отсекая всё лишнее, оставляя только необходимое для прорисовки сути высказанной мысли...
Давно, ещё до конкурса, обратила внимание на это чудесное стихотворение.
"Ночей и дней, где пустота окна задрапирована вуалью всемогущей красивой лжи", "одиночество - абсурдная цена за право не ложиться до рассвета" - убили наповал с первого прочтения. Не прячущаяся за иносказания горькая правда обманутого сердца.
"Где света - только жалкий медный грош, Где я - забава, выдумка, игрушка...", "И острый гвоздь луны зачем-то нужен", "в лапы ночи впал цветок жасмина"... головокружительные образы! Настроение стихотворения очень точно иллюстрируется ими, и возникает ощущение со-причастности, со-присутствия в этой ночи рядом с ЛГ...