Теги: Художественная литература, Шпионские истории, Разведка, Великобритания
РЕЗЮМЕ: «Клиника» на авеню Фош в Париже, предназначенная для щедрого обслуживания множественных извращений, укомплектованная группой сексуально и интеллектуально влиятельных девушек и оснащенная различными устройствами, от Iron Maiden до психоделических препаратов правды, которыми управляет установка. загадочным месье Дафт. Естественно, у него есть скрытая цель: собрать досье кассет и фильмов о влиятельных политических клиентах с Востока и Запада. В этот сумеречный мир декаданса и скрытых мотивов приходят агенты четырех мировых держав. Они ищут досье Дэтта с порнографическим шантажом? Или их цель более смертоносна, чем поход в голубое кино ...?
_2.jpg
Дорогое место для смерти
Лен Дейтон
[Гарри Палмер 05]
1967
ЛЕН ДЕЙТОН - ВЕРХОВНЫЙ МАСТЕР
`` Клиника '' на авеню Фош в Париже, предназначенная для щедрого обслуживания множественных извращений, укомплектованная группой сексуально и интеллектуально влиятельных девушек и оснащенная различными устройствами, от Iron Maiden до психоделических наркотиков правды - это установка, управляемая загадочный месье Дэтт. Естественно, у него есть скрытая цель: собрать досье кассет и фильмов о влиятельных политических клиентах с Востока и Запада. В этот сумеречный мир декаданса и скрытых мотивов приходят агенты четырех мировых держав. Они ищут досье Дэтта с порнографическим шантажом? Или их цель более смертоносна, чем поход в голубое кино ...?
«Не беспокойте президента республики, кроме случаев мировой войны». Инструкции для ночных дежурных в Елисейском дворце
«Никогда нельзя бить женщину, даже цветком». Пророк Мухаммед
«Умереть в Париже - ужасно дорогое дело для иностранца». Оскар Уайльд 1
Птицы летают только ради этого. Это был такой день: трейлер на ближайшее лето. Некоторые птицы летали аккуратными дисциплинированными группами, некоторые - рваными толпами, а выше, намного выше летали одиночки, которым не нравились корпоративные решения. Я отвернулся от окна. Мой гость из посольства все еще жаловался.
«Париж живет прошлым, - презрительно сказал курьер. «Мане в опере, Дега на балете. Эскофье готовит, а Эйфель строит, слова Дюма, музыка Оффенбаха. О-ла-ла, наша Пари - гей, мсье, и наши личные комнаты скромны, наши тренеры звонят в три, мсье, а у Шлиффена нет никаких планов.
«Они не все такие», - сказал я. Некоторые птицы парили возле окна, решая, есть ли семя, которое я рассыпал на подоконнике.
«Все, кого я встречаю, такие», - сказал курьер. Он тоже перестал смотреть через шаткие крыши и, отвернувшись от окна, заметил на рукаве кусок белой штукатурки. Он раздраженно смахнул ее, как будто Пэрис пыталась добраться до него. Он натянул свой жилет - аккуратный предмет с широкими лацканами - а затем ковырял в сиденье стула, прежде чем сесть. Теперь, когда он отошел от окна, птицы вернулись и начали драться из-за семян, которые я туда положил.
Я пододвинул к нему кофейник. «Настоящий кофе», - сказал он. «Кажется, сейчас французы пьют только растворимый кофе». Убедившись таким образом в моем приличии, он открыл портфель, стоявший у него на коленях. Это был большой черный ящик, в котором хранились стопки отчетов. Один из них он передал мне.
Прочтите, пока Фро здесь. Я не могу это оставить ».
'Это секрет?'
«Нет, наш копировальный аппарат вышел из строя, и он единственный, который у меня есть».
Я читаю это. Это был неважный «сценический доклад». Я передал его обратно. «Это полная чушь», - сказал я. «Мне жаль, что тебе пришлось пройти сюда весь путь с таким хламом».
Он пожал плечами. «Это выводит меня из офиса. В любом случае, было бы неправильно, если бы такие люди, как ты, постоянно входили в посольство и выходили из него ». Он был новеньким, этот курьер. Все они начинали как он. Крутые молодые люди с глазами-бусинками хотят доказать, насколько они могут быть эффективными. Также они были озабочены тем, чтобы продемонстрировать, что Париж их не привлекает. Ближайшие часы пробили 2 часа дня, и это обеспокоило птиц.
«Романтично», - сказал он. «Я не знаю, что романтично в Париже, кроме пар, целующихся на улице, потому что город настолько переполнен, что им больше некуда идти». Он допил кофе. «Это ужасно хороший кофе, - сказал он. «Ужин вне дома сегодня вечером?»
«Да, - сказал я.
- С вашим другом художником Бердом?
Я бросил на него взгляд, который англичане оставляют для других англичан. Он смущенно дернулся: «Послушайте, - сказал он, - ни на минуту не думайте ... я имею в виду ... у нас нет вас ... то есть ...»
«Не начинайте раздавать компенсации», - сказал я. «Конечно, я нахожусь под наблюдением».
«Я вспомнил, как вы говорили, что вы всегда обедали с художником Бердом по понедельникам. Я заметил, что альбом Skira отложен на столе. Я догадывался, что вы возвращаете его ему.
«Все хорошо, - сказал я. «Ты должен делать мою работу».
Он улыбнулся и покачал головой. «Как бы я это ненавидел», - сказал он. «Целый день общаюсь с французами; это плохо, что смешиваться с ними вечером ».
- С французами все в порядке, - сказал я.
- Конверты у вас остались? Я принес йод в йодистой посуде. Я отдал ему все конверты, пришедшие по почте на прошлой неделе, он взял свою маленькую бутылочку и тщательно закрасил клапаны.
«Запечатанный крахмальной пастой. Каждое чертово письмо. Кто-то здесь должен быть. Хозяйка. Каждое проклятое письмо. Это слишком тщательно, чтобы быть просто любопытством. Prenez garde. Он положил конверты, на которых были коричневые пятна от химической реакции, в свой чемодан. «Не хочу оставлять их здесь».
'Нет я сказала. Я зевнул.
«Я не знаю, чем вы занимаетесь весь день», - сказал он. - А чем ты занимаешься?
«Я весь день ничего не делаю, кроме как завариваю кофе для людей, которые задаются вопросом, чем я занимаюсь весь день».
«Да, спасибо за обед. Старая сучка хорошо обедает, даже если вскрывает твою почту. Он налил нам обоим еще кофе. «У тебя есть новая работа». Он добавил нужное количество сахара, протянул мне и посмотрел вверх. - Человек по имени Датт, который приезжает сюда, в Le Petit Legionnaire. Тот, что сидел сегодня за обедом напротив нас ». Наступила тишина. Я сказал.
- Что вы хотите о нем знать?
«Ничего», - сказал курьер. «Мы не хотим ничего о нем знать, мы хотим предоставить ему простую информацию».
«Напиши на нем его адрес и отнеси на почту».
Он скорчил горькую гримасу. «Это должно звучать правильно, когда он это понимает».
'Что это?'
«Это история ядерных осадков, начиная с Нью-Мексико и до последнего испытания. Есть отчеты из больницы Хиросимы для жертв бомб и различного рода информации о ее воздействии на клетки и жизнь растений. Для меня это слишком сложно, но вы можете прочитать его, если ваш разум так устроен ».
'В чем подвох?'
«Никакого улова».
«Что мне нужно знать, так это то, насколько сложно обнаружить фальшивые части. Одна минута в руках эксперта? Три месяца в руках комитета? Мне нужно знать, какой длины запал, если бомбу закладываю я ».
«Нет никаких оснований полагать, что это что-то иное, кроме подлинного». Он нажал на замок на корпусе, как бы проверяя свое утверждение.
«Ну, это хорошо, - сказал я. - Кому его посылает Дарт?
«Не моя часть сценария, старина. Знаешь, я просто мальчик на побегушках. Я отдаю чемодан тебе, ты отдаешь его Дарт, чтобы он не знал, откуда он взялся. Если хотите, представьте, что вы работаете на ЦРУ. Ты чистый новенький мальчик, все должно быть просто ».
Он барабанил пальцами, показывая, что должен уйти.
- Что мне делать с вашей пачкой бумаг - оставить ее на его тарелке в один из обедов?
«Не волнуйся, об этом позаботились. Дарт узнает, что у вас есть документы, он свяжется с вами и попросит их. Твоя работа - позволить ему получить их ... неохотно.
«Меня посадили в этом месте шесть месяцев назад только для того, чтобы выполнять эту работу?»
Он пожал плечами и положил кожаный футляр на стол.
'Это так важно?' Я спросил. Он подошел к двери, не ответив. Он внезапно открыл дверь и, казалось, был разочарован тем, что снаружи никого не было.
«Ужасно хороший кофе, - сказал он. «Но тогда это всегда так». Снизу я слышал по радио поп-музыку. Это остановилось. Раздались фанфары и звенела реклама шампуня.
«Это ваш плавучий фаворит, Radio Janine», - сказал диктор. Это был чудесный день для работы на одном из пиратских радиокораблей: теплое солнце и три мили спокойного синего моря, которые давали вам право на беспошлинные сигареты и виски. Я добавил его в длинный список работ, которые были лучше моей. Я услышал, как хлопнула нижняя дверь, когда курьер ушел. Затем я вымыл кофейные чашки, дал Джо немного пресной воды и кости каракатицы для его клюва, взял документы и спустился вниз, чтобы выпить.
2
Le Petit Legionnaire (« Кухня faite par le patron» ) представлял собой обшитый пластиком сарай, сверкающий зеркалами, бутылками и булавочными столиками. Постоянными посетителями в обеденное время были местные бизнесмены, служащие из соседнего отеля, две немецкие девушки, работавшие в бюро переводов, пара музыкантов, которые спали допоздна каждый день, два художника и человек по имени Датт, которому я должен был предложить результаты ядерных осадков. Еда была хорошей. Его приготовил мой домовладелец, которого в округе знали как la voix - бестелесный голос, который ревел в шахте лифта без помощи громкоговорителя. Рассказывают, что у La voix когда-то был свой ресторан в Боуле. Мичиган, который во время войны был местом встреч членов Национального фронта. [Политически неоднозначная, но подпольная антинацистская организация, в которой доминируют коммунисты]. Он почти получил свидетельство, подписанное генералом Эйзенхауэром, но когда его политическое прошлое стало более ясным для американцев, он объявил свой ресторан закрытым, и депутаты каждую неделю обыскивали его в поисках год вместо этого.
La voix не любил заказы на steck bien cuit, мясные закуски в качестве основного блюда или половинные порции чего-либо вообще. Постоянные клиенты получали большие обеды. Постоянным покупателям также выдали льняные салфетки, но они должны были прослужить всю неделю. Но теперь обед закончился. Из задней части кафе я слышал пронзительный голос моей хозяйки и мягкий голос мсье Датта, который говорил: «Возможно, вы ошиблись, вы заплатите сто десять тысяч франков на авеню Анри Мартен и никогда не увидеть, как он вернется ».
«Я рискну», - сказал мой домовладелец. «Выпей еще коньяка».
М. Дэтт снова заговорил. Это был тихий осторожный голос, который тщательно взвешивал каждое слово: «Успокойся, мой друг. Не ищите внезапной яркой выгоды, которая нанесет вред вашему соседу. Наслаждайтесь меньшими наградами, незаметно ведущими к успеху ».
Я перестал подслушивать и прошел мимо бара к своему обычному столику на улице. Легкая дымка, которая так часто предвещает очень жаркий парижский день, исчезла. Теперь это был ожог. Небо было цвета вымытой голубизны муки. Поперек него были крошечные пучки циррусов. Жара глубоко проникала в бетон города, а фрукты и овощи за пределами бакалейных лавок красиво складывались на деревянных стеллажах, добавляя их аромата запаху летнего дня. Официант с иссохшей рукой утопил тайный холодный лагер, а старики сидели на террасе, грея свои холодные кости. Собаки беспечно поднимали ноги, а молодые девушки носили свободные хлопчатобумажные платья, почти не накрашивались и закрепляли волосы на резинках.
Молодой человек осторожно прислонил свой мотоцикл к стене общественной бани через дорогу. Он достал из корзины аэрозольный баллончик с красной краской, встряхнул его и написал на стене «lisez l'Humanite nouvelle» с легким шипением сжатого воздуха. Он оглянулся через плечо и добавил большой серп и молот. Он вернулся к своему мотоциклу и сел на него верхом, глядя на знак. Густая красная капля стекала с заглавной буквы H. Он вернулся к стене и промокнул лишнюю краску куском тряпки. Он огляделся, но никто не крикнул ему, поэтому он осторожно добавил ударение к е, прежде чем завернуть банку в тряпку и убрать ее. Он нажал на стартер, и он с ревом устремился в сторону бульвара, и тут появился клуб голубого дыма и внезапная отрыжка двухтактного мотора.
Я сел и помахал старой Джин, требуя моей обычной Сьюз. Таблички с булавками блестели подсветкой в стиле поп-арт, щелкали и гудели, когда идеальные металлические сферы касались контактов и заставляли числа вращаться. Зеркальный интерьер лгал о размерах кафе и изображал залитую солнцем улицу в ее темном интерьере. Я открыл ящик с документами, курил, читал, пил, наблюдал за жизнью квартала. Я прочитал девяносто три страницы и почти понял, когда движение в час пик начало увеличиваться. Я спрятал документы в своей комнате. Пришло время навестить Берда.
* * *
Я жил в семнадцатом округе. Проект модернизации, который охватил авеню Нейи и расширил элегантную часть Парижа на запад, обошел мрачный квартал Терн. Я прошел до авеню де ла Гранд Арми. «Арк» ехал верхом на «Этуаль», и машины отчаянно пытались туда добраться. Тысячи красных огней мерцали, как налитые кровью звезды, в теплом тумане выхлопных газов. Был чудесный парижский вечер, голуаз и чеснок слегка висели в воздухе, а машины и люди двигались в сдержанной истерии, которую французы называют Человеком. Я вспомнил свой разговор с человеком из посольства Великобритании. «Сегодня он выглядел расстроенным», - подумала я самодовольно. Я не прочь его расстроить. Не прочь огорчить их всех, если уж на то пошло. Нет причин полагать, что это что-то иное, кроме подлинного. Я фыркнул достаточно громко, чтобы привлечь внимание. Каким дураком я, должно быть, думает Лондон. И все про Берда. Как они узнали, что я буду обедать с ним сегодня вечером? Берд, подумал я, книги по искусству от Скиры, что за хуй. Я почти не знал Берда, хотя он был англичанином и обедал в Le Petit Legionnaire. В прошлый понедельник я ужинал с ним, но никому не сказал, что сегодня вечером снова буду обедать с ним. Я профессионал Я бы не сказал маме, где держу предохранительный провод. 3
Свет только начинал гаснуть, когда я шел через уличный рынок к дому Берда. Здание было серым и облезлым, как и все остальные на улице. Так что фактически я был почти всеми остальными в Париже. Я нажал на защелку. Внутри темного входа лампочка на двадцать пять ватт отбрасывала проблеск света на несколько десятков крошечных хижин с прорезями для почты. Некоторые из домиков были помечены грязными визитными карточками, на других были нацарапаны имена шариковой ручкой. Внизу по коридору были проложены толстые веревки проводов, соединенные с двадцатью или более деревянными ящиками. Отслеживание неисправности проводки оказалось бы серьезной проблемой. За дверью в дальнем конце был двор. Он был мощеным, серым и блестящим от воды, которая капала откуда-то сверху. Это был заброшенный двор, который я всегда ассоциировал с британской тюремной системой. Консьерж стояла во дворе, как будто посмела на меня пожаловаться. Если начнется мятеж, то этот двор станет его отправной точкой. На вершине узкой скрипящей лестницы находилась студия Берда. Это был хаос. Не тот хаос, который возникает в результате взрыва, а такой, на достижение которого уходят годы. Потратьте пять лет на то, чтобы скрывать вещи, терять вещи и подпирать сломанные, затем дайте им два года, чтобы пыль осела плотно, и у вас есть студия Берда. Единственное, что было действительно чистым, - это гигантское окно, через которое закат согревал все место розовым светом. Повсюду были книги, миски с затвердевшим гипсом, ведра с грязной водой, мольберты с большими полузаконченными холстами. На потрепанном диване лежали две шикарные английские воскресные газеты, все еще нетронутые и непрочитанные. Огромный стол с эмалевой столешницей, который Берд использовал в качестве палитры, был липким от цветных пятен, а поперек одной стены виднелась конструкция из оргалита пятнадцати футов высотой, на которой Берд рисовал фреску. Я вошел прямо - дверь всегда была открыта.
- Ты мертв, - громко крикнул Берд. Он был высоко по лестнице, работая над фигурой наверху картины пятнадцати футов высотой.
«Я все время забываю, что мертва», - сказала модель. Она была обнаженной и неловко потянулась через коробку.
«Просто держать правую ногу до сих пор,» Берд называется к ней. «Вы можете двигать руками».
Обнаженная девушка протянула руки с благодарным стоном удовольствия.
'Все хорошо?' спросила она.
«Вы немного пошевелили коленом, это сложно ... Ну ладно, может быть, мы назовем это днем». Он перестал рисовать. «Одевайся, Энни». Это была высокая девушка лет двадцати пяти. Темный, красивый, но не красивый. «Можно мне душ?» спросила она.
«Боюсь, что вода не слишком теплая, - сказал Берд, - но попробуй, возможно, стало лучше».
Девушка накинула на плечи поношенный мужской халат и надела шелковые тапочки. Берд очень медленно спустился с лестницы, на которой сидел. Пахло льняным маслом и скипидаром. Он потер пригоршню кистей тряпкой. Большая картина была почти завершена. Этому стилю было трудно дать название; возможно, Кокошка или Сутин подошли к нему ближе всех, но он был более отполирован, хотя и менее жив, чем любой другой. Берд постучал по подмосткам, к которым была приставлена лестница.
«Я построил это. Неплохо, а? Ничего подобного не было нигде в Париже, нигде. Вы человек, который занимается самообслуживанием?
«Я позволяю кому-то это делать».
«В самом деле», - сказал Берд и серьезно кивнул. - Уже восемь часов?
«Почти половина первого», - сказал я.
«Мне нужна трубка с табаком». Он бросил кисти в ночной горшок с цветочным орнаментом, в котором стояла еще сотня. - Шерри? Он развязал завязки, которые не позволяли его штанам размазывать огромную картину, и оглянулся на фреску, с трудом оторвавшись от нее. 'Свет начал уходить на час назад. Завтра мне придется перекрасить этот участок ». Он взял стакан масляной лампы, осторожно зажег фитиль и поправил пламя. «Прекрасный свет, который дают эти масляные лампы. Прекрасный шелковистый свет ». Он налил два стакана сухого шерри, снял огромный шетландский свитер и уселся в потрепанный стул. На воротнике рубашки с клетчатым рисунком он натянул шелковый шарф и начал рыться в мешочке с табаком, как будто что-то там потерял.
Трудно было угадать возраст Берда, за исключением того, что ему было около пятидесяти. У него было много волос, и на них не было признаков седины. Его кожа была светлой и такой тугой на лице, что можно было видеть мышцы от скулы до челюсти. Его уши были крошечными и высоко посаженными, глаза были яркими, активными и черными, и он смотрел на вас, когда говорил, чтобы доказать, насколько он серьезен. Если бы я не знал, что он был обычным морским офицером, пока не начал рисовать восемь лет назад, я мог бы предположить, что он механик, который купил собственный гараж. Тщательно заправив трубку, он медленно ее закурил. Только тогда он заговорил снова.
- Поехать вообще в Англию?
«Не часто», - сказал я.
«И я тоже. Мне нужно больше баксов; при следующей мелодии вы можете иметь это в виду ».
«Да, - сказал я.
«Эта марка», - он показал мне пакет. «Кажется, его нет во Франции. Только то, что мне нравится ».
У него была жесткая манера поведения квотера: локти были на талии, а подбородок на шее. Он использовал такие слова, как «родстер», которые показывали, сколько времени прошло с тех пор, как он жил в Англии.
«Я попрошу вас уйти сегодня пораньше, - сказал он. «Завтра тяжелый день». Он крикнул модели: «Завтра рано, Энни».
«Очень хорошо», - ответила она.
- Если хотите, мы отменим ужин, - предложил я.
«Не нужно этого делать. С нетерпением жду, когда он скажет правду ». Берд почесал себе нос.
- Вы знаете мсье Дэтта? Я спросил. - Он обедает в «Маленьком легионере». Крупный мужчина с белыми волосами ».
«Нет, - сказал он. Он фыркнул. Он знал все нюансы запаха. Этот был легким и почти неслышным. Я отказался от темы о человеке с авеню Фош, Берд попросил другого художника присоединиться к нам за ужином. Он прибыл около девяти тридцати. Жан-Поль Паскаль был красивым мускулистым молодым человеком с узким тазом, который легко адаптировался к ковбойскому образу, которым восхищаются французы. Его высокая стройная фигура резко контрастировала с коренастой тупой жесткостью Берда. Его кожа была загорелой, а зубы идеальными. На нем был дорогой светло-голубой костюм и галстук с вышитыми на нем узорами. Он снял темные очки и сунул их в карман.
- Английский друг мсье Берда, - повторил Жан-Поль, взяв мою руку и пожал ее.
«Очарованный». Его рукопожатие было нежным и застенчивым, как будто ему было стыдно выглядеть как кинозвезда.
«Жан-Поль не говорит по-английски, - сказал Берд.
«Это слишком сложно, - сказал Жан-Поль. «Я немного говорю, но не понимаю, что вы говорите в ответ».
- Совершенно верно, - сказал Берд. «В этом вся идея английского. Иностранцы могут передавать нам информацию, но англичане по-прежнему могут разговаривать вместе, а посторонний ничего не понимает ». Его лицо было суровым, затем он строго улыбнулся. «Жан-Поль все равно хороший парень: художник». Он повернулся к нему. - Занятый день, Жан?
«Занято, но я мало что сделал».
- Продолжай, мой мальчик. Вы никогда не станете великим художником, если не научитесь применять себя ».
«Ой, но надо найти себя. - Продолжай со своей скоростью, - сказал Жан-Поль.
«Ваша скорость слишком мала», - объявил Берд и протянул Жан-Полю стакан шерри, не спросив, чего он хочет. Жан повернулся ко мне, желая объяснить свою очевидную лень. «Трудно начать рисовать - это утверждение - как только отметка сделана, нужно соотносить с ней все последующие мазки».
- Вздор, - сказал Берд. «Самая простая вещь в мире, чтобы начать, сложно, хотя и приятно продолжить, но трудно - чертовски сложно - закончить».
«Как любовный роман», - сказал я. Жан засмеялся. Берд покраснел и почесал нос.
'Ах. Работа и женщины несовместимы. Распущенность и распущенность. В то время жизнь привлекательна, но в среднем возрасте женщины остаются без красоты, а мужчины без навыков; результат несчастья. Спросите об этом вашего друга месье Дэтта.
- Вы друг Дэтта? - спросил Жан-Поль.
«Я почти не знаю его, - сказал я. «Я спрашивал Берда о нем».
«Не задавайте слишком много вопросов, - сказал Жан. «Он очень влиятельный человек; Говорят, граф Перигор, древний род, могущественный человек. Опасный человек. Он врач и психиатр. Говорят, он много употребляет ЛСД. Его клиника такая же дорогая, как и любая в Париже, но и там он устраивает самые скандальные вечеринки ».