Закон от 11 марта 1957 г., разрешающий в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 41, с одной стороны, только копии или репродукции, строго предназначенные для частного использования переписчиком и не предназначенные для коллективного использования, а с другой стороны рука, что анализ и короткие цитаты для целей примера и иллюстрации, любое представление или воспроизведение полностью или частично сделаны без согласия автора или его наследников или правопреемников, является незаконным (пункт 1 - й статьи 40 ).
Таким образом, такое изображение или воспроизведение любыми средствами представляет собой нарушение, наказуемое статьями 425 и последующими статьями Уголовного кодекса.
Автор хочет указать, что это чистая выдумка и что любое сходство с людьми, которые существовали или которые существуют, а также любые аналогии с текущими событиями следует рассматривать как случайность. Напомним, что это произведение не должно восприниматься иначе, как произведение воображения .
Автор.
ПЕРВАЯ ГЛАВА
- Любишь черную посуду ? - спросил Старик без дальнейших преамбул Коплану, который только что вошел в его кабинет.
Сидя в своем вращающемся кресле, он держал в руках кусок блестящей черной глиняной посуды, которую переворачивал и переворачивал между пальцами, как будто у него был интерес коллекционера к этому предмету.
Фрэнсис Коплан сдержал жест, предлагая руку своему боссу. Он сел в кресло с мстительными пружинами, предназначенное для посетителей, и очень серьезно ответил :
- На желто-золотой скатерти, в интерьере со светлой мебелью, эффект был бы вполне радужным. В остальном это довольно мрачно.
За очками задумчивый взгляд Старика устремился на собеседника.
- Как ты думаешь, что это ? - спросил он, протягивая ей кусок материала, который с любопытством изучал в течение двух минут.
Коплан взял образец, посмотрел на него. Одна из сторон, образованная дугой окружности, имела закругленную кромку, а две другие, изображенные пунктирной линией, имели острые кромки в результате очень четкого разрыва.
« Кусок блюда или тарелки», - сказал Фрэнсис, ощупывая застекленную поверхность.
- Хорошо, а материал ?
Коплан взвесил, понюхал осколок, который лежал у него на ладони. Он внимательно осмотрел край разлома, чтобы оценить зерно, провел по нему кончиком языка.
« Любая керамика», - предположил он наконец. Химический состав может изменяться бесконечно. Севрское печенье, лиможский фарфор, терракота из всех источников имеют свои особенности, но ...
«У этого есть одно, что отличает его от других», - прервал Старик. Вы позволяете ?
Коплан вернул монету своему боссу, который небрежно подбросил ее в воздух. Затем она описала восходящую траекторию, вместо того, чтобы упасть обратно на стол, ее засосал железный шкаф, расположенный рядом со столом, и она с резким звуком пошла к нему, чтобы придерживаться его. Она оставалась напротив вертикальной плоскости двери, вопреки законам гравитации.
- Хм… - сказал Коплан. Это ограничивает поле гипотез. Если ваш фарфор сильно намагничен, это потому, что он представляет собой сплав оксидов металлов.
- Так мне говорили жители Ябо, - одобрил Старик. Только, несмотря на очень подробный отчет, который они мне дали о природе и свойствах этого причудливого тела, я не удовлетворен. Во Франции мы производим постоянные магниты такого же типа ...
« Ферроксдур, ферколит», - цитировал Коплан по памяти.
- … но ни у кого из них нет такого сильного поля принуждения, - добавил Старик. Вы, знающие об этом, можете найти это вполне естественным. Я, скромный госслужащий, назначенный на внешнюю документацию, всегда готов удивляться. Во-первых, я хотел бы познакомиться с промышленником с довольно богатым воображением, который любит делать магнитные тарелки.
Коплан взглянул на расплывчатый треугольник из черной керамики, примыкающий к соседнему шкафу. Его брови слегка приподнялись. Старик продолжал :
- Во-вторых, меня интересуют технические достижения, которые превосходят наши собственные. При всем уважении, это само собой разумеется.
« Конечно», - сказал Фрэнсис без намека на подшучивание. Наверняка эта тарелка попала к вам в руки случайно.
- Почти. Он был отправлен мне по почте две недели назад. Посылка была отправлена из Триеста, и у меня есть веские основания полагать, что ее отправил наш друг, живущий там, некий Симеон Форгес.
Коплан расстегнул плащ, расстегнул пояс, положил пачку сигарет и зажигалку на стол в ожидании долгого интервью.
Старик продолжал :
- Поскольку к отправке не прилагалась пояснительная записка, я быстро послал три зашифрованные телеграммы с запросом дополнительных деталей, но эти настоятельные запросы остались без ответа. Я пришел к выводу, что Симеон Форг больше не может со мной общаться.
Казалось, что плотность атмосферы изменилась. Отсутствие новостей от заграничного агента часто вызывает тревогу.
- Этот Форгес, - спросил Фрэнсис, - он простой корреспондент или коллега с четко определенной миссией ?
- Информатор-волонтер, один из тех парней, которые сдержанно, но эффективно служат своей стране. Я очень уважаю его, и его исчезновение меня беспокоит. Возвращаясь к этой глиняной посуде, я сначала подумал, не следует ли ее рассматривать как сообщение, как материальное указание, более выразительное, чем текст. Это может означать « горшки разбиты, больше не рассчитывай на меня » или « Я собираюсь разбить посуду, подожду еще одного признака жизни от меня ». Такой намек был бы понятен, если бы он относился к случаю, начало которого я должен был знать. Но это было не так. Именно тогда я обратился в лабораторию, которая указала мне на исключительные характеристики этого материала.
Коплан согласно кивнул. Опершись подбородком на сцепленные руки, он внимательно следил за презентацией своего лидера. Он даже не подумал о том, чтобы закурить сигарету.
- Очевидно, продолжал Старик, если Форгез настоял на том, чтобы прислать мне этот образец, то это потому, что это вопрос, странные свойства которого заслуживают более внимательного изучения. Как он это получил, для меня загадка. Тем не менее, я попытался выяснить, откуда могла взяться эта намагниченная керамика ...
Он взял свой кисет с табаком и принялся добросовестно набивать своим шутом печку ; потупив глаза, он заговорил более приглушенным голосом :
- Я играл по-французски : через специализированные технические журналы и через торговые палаты я искал по всему миру фирму, которая могла бы производить кусок керамики такого же веса и развивать равную по силе силу. Вот отсоедините этот кусок металлической панели, к которой он прикреплен ...
Коплан встал, схватился за край обломка большим и указательным пальцами и потянул к себе. Напрасно.
- Блин, - проворчал он, повторяя тест.
Ему удалось оторвать предмет, но с большей силой, чем он ожидал. Он снова уставился на нее, явно озадаченный.
- Понимаете, - сказал Старик, - магнитное поле, создаваемое этим веществом, велико, оно поражает даже инженеров, которые его изучали. Вы знаете, к какому выводу привело мое расследование ?
- Нет.
- К следующему факту : эта керамика нигде не производится.
Неоднозначная улыбка подчеркнула это утверждение.
Коплан сел, держа обломки под двумя углами между указательными пальцами.
« Очень мало шансов, что это фантазия природы», - задумчиво сказал он. Этот объект или, скорее, все, частью которого он был, несомненно, был сформирован рукой человека.
- Согласны. И ваша самая неотложная задача - выяснить, кем ... Где-то в Европе фирма скрытна. И, конечно же, он производит не только магнитные пластины. Возможно, она даже играет роль во внезапном исчезновении Симеона Форге ? Я рассчитываю, что вы опознаете эту фирму.
Наконец он закурил трубку, когда Фрэнсис положил осколок на стол и вынул сигарету из пачки. Нахмурившись, Коплан закурил, глаза его были расплывчаты.
Последние фразы, произнесенные Стариком почти с военной засухой, не требовали ответа. Более того, они не устранили корень проблемы. Идентификация фабрики была лишь второстепенной целью, но Старик не хотел прямо выражать свои ожидания от агента.
« Расскажи мне немного о Форгес», - предложил Коплан, его лицо расслабилось.
*
* *
Три дня спустя, выйдя на берег с прямого востока, Коплан покинул станцию в Триесте и сразу же был окутан сильным холодным ветром. Когда « борра » катится по восточному побережью Адриатического моря, гулять по улицам города, а тем более по порту, не так приятно.
Отказавшись от своей первоначальной идеи, Коплан поймал такси и сам поехал в отель Continentale на Виа Сан-Николо.
Во время путешествия он увидел, что облик города сильно изменился с тех пор, как он был там в последний раз.
В то время итало-югославский спор о будущем статусе Триеста поддерживал атмосферу лихорадки. Британские и американские войска заняли этот район для поддержания порядка и предотвращения кровопролитных столкновений между сторонниками противоположных решений.
Теперь мы больше не видели униформы. Спокойствие, в котором был погружен Триест, граничило с сонливостью : окончательная привязанность к Италии успокаивала души.
В отеле Коплан сразу получил номер с ванной. Le Continentale - это роскошное и сдержанное заведение, которое имеет то преимущество, что находится в самом центре города, но при этом находится на улице с небольшим движением транспорта.
Распаковывая вещи, Франциск пытался угадать, что случилось с Симеоном Форгесом.
Когда мы знаем из надежного источника, что парень был застрелен или похищен, нам не нужно ломать голову, чтобы связаться с ним. Но когда по неизвестной причине он перестает сообщать новости, мы рискуем получить тост, как только попытаемся подойти к нему.
Вот почему Коплан подождал час утром, прежде чем выйти и пойти к дому Форгеса.
Клерк отеля, работающий в ночную смену, едва приподнял веки, когда увидел, что путешественник уходит. Со своей стороны, Фрэнсис был удивлен, увидев столько ключей, висящих на доске ; Если не ошибаюсь, в отеле не было трех клиентов. Но, может быть, все они пировали в ночных клубах.
На улице было очень темно и даже холоднее, чем ближе к вечеру. Подняв воротник своего габардина, Коплан поспешил по адресу, который дал ему Старик : Виа Кадорна 37.
По прошествии пяти минут он понял, что преобразование, которое претерпел город, было даже более заметно ночью, чем днем. До рассвета казалось, что вся ночная жизнь покинула некогда шумные районы. Пьяцца дель Унита была погребена во мраке, больше не было открыто ни одного кафе.
Коплан пришел к выводу, что он был единственным живым существом, идущим по улицам. Виа Кадорна казалась ему чем-то вроде широкого коридора, ограниченного враждебными фасадами двухэтажных домов, и светилась почти как заброшенная шахтная галерея.
Либо Симеон Форг был дома, либо его нет. В этом втором случае его жилище могло превратиться в мышеловку, в которую лучше не входить с закрытыми глазами.
Коплан слегка приподнял рукав, чтобы обнажить браслет, который рядом с ремешком для часов обвивал его запястье. Шарик из неопределимого материала размером с монету в пять франков был прикреплен к эластичной ленте и в темноте был практически невидим.
Не вынимая левую руку из кармана, Фрэнсис прошел по Виа Кадорна, осматривая фасады, чтобы расшифровать числа.
Проходя 31-е число, он поднял запястье, как будто хотел узнать время на циферблате своих часов, продолжая свой путь, не сбавляя скорости.
Он подозревал, что это могло произойти, но вздрогнул. Перед цифрой 37 темная пастила засветилась бледно-оранжевым светом, затем, через два метра, этот люминесцентный цвет исчез.
Коплан продолжил движение к площади Пьяцца Венеция, дважды повернул направо и свернул на улицу, параллельную Виа Кадорна.
Он уже был построен на одном месте : дом в Форге освещался потоком инфракрасных лучей, испускаемых проектором, расположенным в здании напротив. В самой глубокой темноте наблюдатель в подходящих очках мог видеть людей, входящих в номер 37, как это было средь бела дня.
Учитывая воздействие лучей на гранулу, они должны были исходить из одного из двух окон на первом этаже. За этими окнами, должно быть, стоял кто-то, кто имеет много документов об исчезновении Симеона Форге.
Коплан вернулся на улицу Кадорна в тот же конец, что и в предыдущий раз, но по другому тротуару. Парень, которому было поручено наблюдать за 37, не мог видеть людей, проходящих под его окном, будучи защищенным от инфракрасного излучения.
Тихо подойдя к порогу здания, Коплан пощупал замок, повернул ручку, почувствовал сопротивление. Дверь была заперта. Но замок был очень обыкновенной и недорогой модели.
Порыв ветра пронесся по улице. Его дыхание вздулось, а затем стихло.
Проверив, свободно ли болтается его пистолет в ножнах и отпустил предохранитель, Коплан огляделся взад и вперед. Насколько он мог видеть, он не мог различить ни одного силуэта опоздавшего прохожего.
Когда борра снова набухла, Фрэнсис атаковал замок. Искусно взвесив соловья, он сдвинул болт и выбил его из удара. Затем он нажал кнопку, вздохнул с облегчением : на двери не было замка. Клаппер отпрянул от его удара, обнажив коридор, в котором царила густая тьма.
Коплан вошел, сомкнулся за ним, замер, напрягая уши. Если бы ветер снаружи не сравнял фасады, тишину можно было бы охарактеризовать как абсолютную.
Голубоватое сияние прорезало тьму. Его тонкий фонарь в левой руке, его дыхание сдерживалось, Фрэнсис потянул. По крайней мере, один парень в этом доме не спал. И даже если его внимание было расслаблено, он не мог не уловить ни малейшего необычного шума.
Обладая безопасностью передвижения, которая принесла бы ему первый приз с большим отличием в академии краж со взломом, Коплан, как тень, двинулся к лестнице, ведущей в конец коридора.
Он поставил ноги как можно ближе к стене, чтобы не треснули полуразрушенные ступени, добрался до первого этажа, снова замерз.
Парень, шпионивший за 37 в гостиной, тоже был не очень громким. На мгновение Фрэнсис даже подумал, не занята ли эта комната просто автоматической камерой, делающей снимок каждые пятнадцать секунд. Никакой свет не проникал сквозь щели ни над, ни под дверью.
Коплан потушил фонарик и сунул его в карман пальто. Без резкости, но без колебаний он распахнул дверь прямо и, удерживая указательный палец на спусковом крючке, вошел в комнату.
Там было так темно, что в десяти сантиметрах не было видно. - Его внезапное появление не вызвало никакой реакции, - сказал Коплан, сухо во рту, но естественным голосом по-итальянски :
- Так все еще ничего ?
Он отошел в сторону, чтобы не оказаться в дверях. Его вопрос отозвался эхом в приглушенной тишине, которая закрылась, как занавеска.
Сердце Фрэнсиса забилось сильнее. Странное чувство подействовало ему на нервы : ощущение присутствия и одновременно уверенность в том, что он один в комнате. Что-то не так с этой хижиной.
Голубоватый луч снова вырвался из его левой руки, освещая большую спинку старого кресла, обращенную к окну, проектор, установленный на треноге и направленный под углом на входную дверь дома напротив, низкий столик, остановленные часы.
Если и был кто-то на этом стуле, то это мог быть только человек, оцепеневший от свинцового сна.
Готовый ударить парня по голове, если он начнет двигаться, Коплан сделал три шага вокруг стола, испугавшись рефлекса.
В кресле сидел не мужчина, а молодая женщина. И ее голова была так наклонена вперед, что не было видно ее лица. На коленях у нее лежала пара театральных очков в оправе.
Коплан машинально сунул пистолет в карман. Ее глаза были прикованы к черным волнистым волосам, на которых луч лампы отбрасывал голубоватые отблески. Его правая рука лежала на плече спящего, останавливаясь на этой твердой округлости, защищенной тонкой вязкой.