Гонсало Махинга стоял на страже в лесу. Скрытый в листве, держа автомат обеими руками на голых бедрах, он следил за малейшим шорохом, малейшим треском веток. Он даже не прогнал мух, которые прилетели и приземлились на его черную кожу.
Португальцы еще не отправляли солдат в этот регион, но, возможно, они когда-нибудь появятся. Недавно люди из Кимбо услышали, как мимо пролетел вертолет. Инструктор Движения предупредил, что часто так и начиналось.
Отец и мать Гонсалу никогда не видели ни одного португальца. Ни даже каких-либо белых. Но теперь они знали, что они их злейшие враги. Учитель их учил, доказал это. Надо было бороться, бороться за независимость.
В этом он, Гонсало, был убежден. Некоторое время он работал на белых. С ним плохо обращались, оскорбляли, плохо платили. Он ел слишком мало.
Теперь он был партизаном, свободным человеком. Он свободно принял дисциплину Движения, получил образование, научился обращению с оружием. Но он все еще был голоден.
Вот почему нужно было совершить революцию: перестать голодать.
Гонсало внезапно насторожился. Он почувствовал необычный шорох вон там, в чаще. Его указательный палец остановился на спусковом крючке пистолета-пулемета, а взгляд стал точнее.
Вскоре после этого его напряжение спало, потому что он увидел родословного брата, оборванного чернокожего мужчину, который прогрессировал и тоже держал себя начеку. Он был безоружен, пакетов не нес.
Когда новичок был не более чем в десяти метрах от него, Гонсало Махинга выпрямился, нацелив пулемет.
- Стоп! он сказал. Кто ты ?
Другой остановился. У него была копна вьющихся волос, странно уродливое лицо, костлявое и обветренное, с толстыми губами, приоткрытыми хищными зубами, усами, перекинутыми через бороду.
«Я пророк», - величественно ответил он. Меня зовут Антонио Чиво.
Махинга нахмурился. Он слышал это имя раньше. Да, мы говорили об этом с Кимбо. Этот человек, наделенный божественной миссией, должен был спасти ангольский народ. Было объявлено о его вероятном прибытии. Но Гонсало, хотя и был впечатлен своим авторитетом, был немного разочарован. Эта мохнатая фигура, одетая в грязную и рваную рубашку, не соответствовала его сияющему представлению о ней.
Антонио, свесив руки, продолжил свой путь к часовому.
«Веди меня», - приказал он. Я приношу новости соба (традиционный вождь деревни).
Партизан закончил освобождаться от листвы. Разрываясь между чувством долга и уважением к этому эмиссару, он продолжал крепко держать свой автомат, произнося:
- Я проведу тебя.
Антонио Чиво презрительно засмеялся.
- Я тебя пугаю, амиго? - издевался он. Вы можете уронить пистолет. В любом случае, она ничего не может сделать против меня. Разве ты не знаешь, что я могу сделать себя невидимым?
Махинга, не очень уверенный в себе, бросил низкий взгляд на своего собеседника.
«Я этого не знал», - смущенно признался он.
Они вместе пошли среди деревьев, и Чиво продолжал:
- Я даже могу заставить исчезнуть несколько человек одновременно со мной ... Поэтому я неуязвим в бою. Вы увидите это через несколько дней.
- Скоро будем драться?
- Может быть, амиго. Во-первых, мне нужно посмотреть, готовы ли вы.
Затем они промолчали. Для Гонсало было честью привести в лагерь такого влиятельного человека. Несомненно, все изменится.
После поездки, продолжавшейся около двадцати минут, двое чернокожих оказались на окраине деревни, рядом с которой раскинулась поляна. Их прибытие вызвало любопытство детей, которые сразу же предупредили остальных жителей Кимбо своим криком.
Антонио Чиво пошел вперед, выглядя вдохновленным и равнодушным к арестам, а его телохранитель повел его к хижине вождя Катоко. Подростки в шортах и рубашках, юноши и девушки, практикующие обращение с оружием с палкой, по приказу инструктора в походной одежде с винтовкой, заинтригованно, наивно взглянули на Чиво. Но их учитель, делегат Центра революционного обучения, был слегка удивлен, увидев его. Он знал его, встречая его в других кимбо, объединенных в Движение, и знал, что его приход знаменует более активное участие в борьбе.
Согласно одному из этих парадоксов, часто встречающихся в Африке, единственным языком, на котором можно было общаться между чернокожими из различных этнических групп, был язык белых колонистов. Политическое и военное образование, болтовня, передача сообщений - все было сделано на португальском языке.
Кроме того, когда Гонсало Махинга объяснил своему боссу на их диалекте, почему он привел ему Чиво, последний использовал португальский, чтобы начать разговор.
«Мой брат, я приветствую тебя», - сказал он Катоко в той напыщенной и циничной манере, которая сразу же подтвердила его авторитет. Долгое время гуляя по лесу, я хотел бы поесть и выпить, прежде чем рассказать вам, чего МПЛА ожидает от вас и вашей деревни (MPLA Movimento Popular de Libertaçâo de Angola: освободительное движение с коллективистскими тенденциями, основанное в 1956 г. и который поднял черных против португальской администрации).
Соба, исполненная почтения к этому посланнику, наделенному великими сверхъестественными способностями, поспешила принести воду, пасту из маниоки и бананы. Пригласив Чиво сесть на землю, на циновки, он занял свое место перед ним и заявил:
- Извините за скромность этой еды ... У нас мало еды, потому что поля и скот племен, которые нас снабжали ранее, были уничтожены бомбардировками.
- Знаю, - сказал Чиво. Так везде. Изобилие и процветание не вернутся, пока мы не убьем всех белых.
Он пил много, не без заинтересованного взгляда на пышногрудую негритянку, которая протянула ему тыкву.
Затем он ел молча и жадно, в то время как его хозяин - относительно старый человек, с седыми волосами, с обнаженной грудью и в бродячей шляпе - наблюдал за ним с намеком на беспокойство.
Катоко не любил португальцев, но битвы ему больше не нравились. Это был источник несчастья. У белых было много смертоносных машин на земле и в небе. Они могли ударить куда угодно, оставаясь вне досягаемости.
После еды Антонио Чиво громко рыгнул и спросил:
- Сколько членов вашего племени смогут участвовать в нападении? Мужчины, женщины и молодежь ...
Катоко осторожно спросила:
- Что им атаковать? Не все еще хорошо обучены, и у нас лишь небольшое количество огнестрельного оружия.
Чиво нахмурился.
- Мне решать, возможна ли операция. Не забывай, что мои заклинания должны десятикратно увеличивать твою силу и ослаблять врага. Так что ответьте на мои вопросы, не давая вам возбудить мой гнев.
Катоко опустила лоб. Конечно, все эти приготовления, которые инструкторы CIR вели в течение нескольких месяцев в Кимбо, должны были привести к каким-то действиям. Никто не имел права уклоняться от указаний великих лидеров Движения, представителем которого был Чиво.
«У меня здесь около двухсот мужчин, пятьдесят женщин и столько же молодых людей в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет, способных сражаться», - пробормотала Катоко. Все храбры, но лишь треть из них может быть вооружена обычными винтовками. Что касается пистолетов-пулеметов и пистолетов-пулеметов, то у нас их всего около 20.
Своеобразное лицо Чиво осветилось, его крепкие зубы обнажились в жестокой улыбке.
«Этого будет достаточно», - поморщился он. Речь идет не о столкновении с двумя или тремя хорошо вооруженными батальонами португальских коммандос, а о деревне, расположенной примерно в двадцати трех километрах отсюда. Я хочу навестить вашего Кимбо и поговорить с людьми, прошедшими военную подготовку. После этого мы организуем рейд.
Вечером на поляне, отмеченной свечами, эмиссар МПЛА выступил с речью к народу Кимбо. Сгруппированные позади него концентрическими дугами, недавно назначенные партизаны сидели, скрестив ноги, в окружении старейшин, уже принявших боевое крещение. Напротив, все остальные жители села, в том числе женщины, несущие на спине, удерживаемые ватной повязкой, маленький спящий ребенок.
Казалось, Чиво охвачен священной лихорадкой. С безумным видом, его черты сжались, он крикнул, размахивая руками:
- ... Наша освободительная война начинается с национального единства против общего врага. Говорим ли мы на киконго, умбунду или кимбунду, родились ли мы в районах Кабинда, Мосамедес или Мошико, мы все ангольцы! Мы всего лишь один народ, который слишком долго находится в рабстве и хочет ликвидировать колониальную систему! Белые украли у нас все: наши леса, наши земли, наши небеса и даже наши души. Но то, что существует на этой земле, принадлежит нам! Преступники, которые бросают в нас напалм, бомбы и химические вещества, разрушающие плантации, - не единственные наши противники. Настоящие враги - белые, которые, поселившись в нашей стране, эксплуатируют, грабят, преследуют нас ...
Вождь Катоко с большим вниманием выслушал эту пламенную тираду. То, что сказал Чиво, несомненно, должно быть правдой, но в этом районе мы всегда жили одинаково с незапамятных времен. В окрестностях никогда не падала бомба, португальские солдаты оставались невидимыми, а редкие белые, случайно проходившие в этом районе, раньше платили или обменивали то, что хотели приобрести.
`` Эти белые, - мстительно продолжал Чиво, - у вас есть кое-что недалеко отсюда, менее чем в дневном переходе ... Именно для их защиты Португалия постоянно посылает танки, пушки, снаряды. Он хочет истребить нас ради их блага, чтобы укрепить их господство, как в Родезии или Южной Африке. Кукуруза...