Шкондини-Дуюновский Аристах Владиленович : другие произведения.

Посещение царицы Савской

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  профессор Александр Павлович Лопухин
  Толковая Библия
  Толкование на третью книгу Царств
  ◄ Глава 9Глава 11 ►
  Глава 10
  
  1–13. Посещение царицы Савской. 14–25. Богатство Соломона, роскошь и великолепие его двора и слава у царей земли. 26–29. Конница Соломонова.
  
  3Цар.10:1. Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.
  
  Местом жительства и царствования царицы Савской (евр. Шеба ) обыкновенно считается Счастливая Аравия (Быт. 10:7; 1Пар. 1:9). По И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 6, 5), напротив, она жила и царствовала в Эфиопии; мнение И. Флав. повторяют Евсевий – Иероним (Onomast 807) и блаженный Феодорит (вопр. 33). Но мнение И. Флавия основано на смешении племени Шеба (арабского) с племенем Себа – кушитским (Ис. 43:3; Пс. 71:10). В преданиях мусульман сохранилось имя царицы Савской – Билькис (ср. Коран, сура 27, 29, рус. перев. проф. Г. Саблукова, Казань, 1877, с. 322). Цель посещения царицы Савской определяется так: «пришла испытать его (Соломона) загадками"; состязания в остроумии доселе обычны у арабов, у которых мудрецы одного племени ищут случая к состязанию с мудрецами другого дружественного племени (ср. Суд. 14:12–19). Подобное состязание в решении загадок, по И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 5, 3), имело место и в сношениях Соломона с Хирамом Тирским. В Евангелии, в словах Господа (Мф. 12:42; Лк. 11:31) целью прихода царицы Савской указывается желание послушать мудрости Соломоновой, как слабого предизображения Божественной мудрости учения Господа, и в этом отношении она является типом всех язычников, помимо закона тяготевших к Христу и впоследствии самым делом обратившихся к Нему (блаженный Феодорит, вопр. 33).
  
  3Цар.10:2. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце.
  
  В числе подарков, которыми, по обычаям Востока, царица Савская свидетельствовала Соломону свое уважение (ср. Пс. 71:10), упомянуты «благовония» (евр. бесамим ), вероятно, бальзамовое растение: по И. Флавию, от царицы Савской ведет начало растущее в Палестине, близ Иерихона, и дающее корень опобальзама (Иудейские Древн. VIII, 6, 6); растение это, несомненно, происходит из Аравии (проф. Гуляев, с. 232).
  
  «Пришла к Соломону» – повторенное выражение (ср. ст. 1), по раввинам, означает будто бы брачный союз Соломона с царицей Савской.
  
  3Цар.10:3. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.
  
  «Не было ничего незнакомого» – (с евр. сокровенного, неелам ), слав.: «не бе слово презрено» – буквальный перевод неточного греч. выражения: οὐκ ἤν λόγος παρεωραμένος.
  
  3Цар.10:4. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил,
  
  3Цар.10:5. и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться
  
  Мудрость Соломона обнаружилась пред царицей Савской не в словах только Соломона, но и во всех учреждениях, порядках и устройстве его двора. «И не могла она больше удержаться», слав.: «вне себе бысть», у LXX-ти: ἐαυτῆς ἐγένετο, с евр.: не стало в ней духа (Vulg.: non habebat ultra spiritum).
  
  3Цар.10:6. и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей;
  
  3Цар.10:7. но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.
  
  3Цар.10:8. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!
  
  3Цар.10:9. Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду.
  
  3Цар.10:10. И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.
  
  Признавая, что слава и мудрость Соломона превзошли молву о нем, царица считает блаженными окружающих Соломона (ст. 6–8). Вместо «блаженны люди твои» (с евр.), слав. т. имеет (с греч. ) «блаженны жены (αἱ γυναῖκές) твоя": LXX читали в евр. т. не anaschim, мужи, как в теперешнем масор. т., a naschim, жены; и такое чтение (в связи с последующим «блаженны сии слуги твои») заслуживает предпочтения пред евр. – русск. Ст. 9. Из того, что царица благословляет Иегову, не следует еще, что она сделалась прозелиткой, как и подобные слова Хирама (3Цар. 5:7), вопреки мнению раввинов, считавших их обоих прозелитами иудейства. Ст. 10 ср. 13. Подарки царицы и Соломона друг другу – обычное на Востоке выражение уважения и почтения (ср. Пс. 71:10; Мф. 2:11).
  
  3Цар.10:11. И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней.
  
  3Цар.10:12. И сделал царь из сего красного дерева перила для храма Господня и для дома царского, и гусли и псалтири для певцов; никогда не приходило столько красного дерева и не видано было до сего дня.
  
  По ассоциации с рассказом о богатых подарках царицы Савской (ст. 10) говорится снова (ср. 3Цар. 9:28) о сокровищах, привозимых флотом, плававшем в Офир (ср. ниже ст. 22). Здесь названо с драгоценными камнями еще дерево алмуггим – по обычному пониманию, красное сандальное или черное эбеневое, растущее в Индии и Персии (Гезениус, Thesaurus linguae hebr., p. 23; по И. Флав., Иудейские Древн. VIII, 7, 1 – сосна или пихта). Из этого дорогого дерева Соломоном были сделаны "перила" или «помост» (евр. мисад ), ср. (2Пар. 9:11) для храма и дворца (по некоторым – диваны по стенам), а также музыкальные инструменты: гусли (евр. киннорот ) и псалтири невалим ), по LXX: νάβλας καὶ κινύρα, Vulg.: citharas lyrasque, слав.: «сопели и гусли». Оба инструмента струнные (Пс. 70:22, 107:3, 150:3): различие же между ними заключалось частично в неодинаковом устройстве резонансирующего ящика, частью в способе игры (ср. блаженный Феодорит, вопр. 34).
  
  3Цар.10:14. В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых,
  
  3Цар.10:15. сверх того, что получаемо было от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников.
  
  Доходы Соломона: 666 талантов золота, по мнению Кейля, равнялись 17 миллионам талеров, на наши деньги – ок. 20 млн. рублей. Талант – 3000 сиклей или 50 мин (Исх. 38:25). Специальный, конечно, ежегодный доход Соломона составляли пошлины от торговцев и купцов, а также подати с покоренных царей «Аравийских» (евр. ereb, у LXX: τοῦ πέραν, слав.: "странных").
  
  3Цар.10:16. И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота, по шестисот сиклей пошло на каждый щит;
  
  3Цар.10:17. и триста меньших щитов из кованого золота, по три мины золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева.
  
  3Цар.10:18. И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом;
  
  3Цар.10:19. к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников;
  
  3Цар.10:20. и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве.
  
  3Цар.10:21. И все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из чистого золота; из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что;
  
  Из предметов роскоши во дворце Соломона свящ. писатель называет: а) двоякого рода золотые щиты: больших размеров щиты, евр. цинна, по 600 сиклей каждый щит, покрывал все тело, и меньший – евр. маген, по 3 мины (­180 сиклей) или по 300 сиклей (2Пар. 9:16), щиты положены были в дом леса Ливанского; военного значения они, по-видимому, не имели, а употреблялись в парадных царских выходах (3Цар. 14:28); б) трон из слоновой кости (ст. 18–20); об устройстве его по представлению иудейской традиции см. примечание к (3Цар. 7:7).
  
  3Цар.10:22. ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов.
  
  Фарсис (евр. Таршиш ), по общепринятому почти мнению, есть Финикийская колония в Испании (ср. Ис. 23:10; Иер. 10:9; Иез. 38:13). Но выражение «корабль Фарсисский на море» не означает корабля или флота, ходившего в Фарсис (как ошибочно в (2Пар. 9:21, 20:36–37). Vulg.: ibat in Tharsis): флот Соломона ходил в Офир (3Цар. 9:28, 10:11), а не в Фарсис; выражение это имеет общий смысл: морской корабль, корабль дальнего плавания, как теперь есть эпитеты для пароходов «гренландский» или «ост-индский». И. Флавий, напротив, видел здесь название залива Средиземного моря при известном Киликийском городе Тарсе, родине Апостола Павла: «у Соломона, – говорит И. Флавий, – имелось множество кораблей в так называемом Тарсийском море» (Иудейские Древн.VIII, 7, 2). Но о последнем ничего не известно из библейского текста. В числе товаров, привозимых флотом, названы обезьяны (евр. кофим ) и павлины (евр. туккиим ). И. Флавий считал последнее слово названием невольников, эфиопов.
  
  3Цар.10:23. Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью.
  
  3Цар.10:24. И все [цари] на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его.
  
  3Цар.10:25. И они подносили ему, каждый от себя, в дар: сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год.
  
  3Цар.10:26. И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц ** и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме.
  
  Верх славы Соломона (ср. 2Пар. 9:22–34). О колесницах и коннице ср. (3Цар. 4:26, 9:19; 2Пар. 1:14–16). Неоднократное повторение о них имеет в виду отметить новизну их для Израиля и, может быть, противоречие с законом о царе (Втор. 17:16).
  
  3Цар.10:27. И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, растущими на низких местах.
  
  Образное и гиперболическое выражение для обозначения роскоши придворной жизни Соломона. Сикомора, евр. шикма, греч.: σικόμορος συκαμινος, слав.: "черничие" – низший сорт смоковницы, дерево невысокого роста (Ис. 9:10).
  
  3Цар.10:28. Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги.
  
  3Цар.10:29. Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли все это царям Хеттейским и царям Арамейским.
  
  Покупка коней производилась на границе с Египтом. "Из Кувы", слав.: "от Фекуя", LXX: ἐχ Θεκουε, Vulg.: de Coa. Соответствующее еврейское слово микве понимается двояко: или как одно целое слово микве (множество, толпа) (ср. Быт. 1:10; Исх. 7:19; Лев. 11:36), в данном случае: «караван (купцов)» или «табун (коней)»; или же, согласно с переводами LXX, Vulg. и др., означенное слово разлагается на два: мин-кве (Куе), причем последнее считается именем местности или провинции в Каликии или на границе Египта (Винклер, Бретц, Кейль). Последнее мнение заслуживает предпочтения.
  
  * * *
  **
   В греческом переводе: сорок тысяч коней колесничных.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"