Шкондини-Дуюновский Аристах Владиленович : другие произведения.

Французский сухопутный броненосец Первой мировой войны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Во Франции строить танки предложил полковник (впоследствии генерал) Жан-Батист Эжен Этьен (Jean-Baptiste Eugène Estienne)

  
   Во Франции строить танки предложил полковник (впоследствии генерал) Жан-Батист Эжен Этьен (Jean-Baptiste Eugène Estienne). 1 декабря 1915 года он обратился с письмом к главнокомандующему французской армии генералу Жоффру (Joseph Jacques Césaire Joffre), в котором шла речь о возможности создания "сухопутного броненосца". Сначала заказ на новую машину был выдан Луи Рено (Louis Renault), но он отказался. Этьен обратился в фирму "Шнейдер-Крезо", и вместе с ее главным конструктором Ю. Бриллье они разработали проект первого французского танка - официально "Штурмового артиллерийского трактора" - практически за 6 дней. Первый танк был готов 8 сентября 1916 года, но выполнение всего заказа на 400 танков было затянуто.
   Жозеф Жак Сезер Жоффр Жан-Батист Эжен Этьен
   Жозеф Жак Сезер Жоффр
   (12 января 1852 - 3 января 1931) Жан-Батист Эжен Этьен
   (7 ноября 1860 - 2 апреля 1936)
  
   Во Франции получили такой же заказ и для фирмы FAMH в городе Сен-Шамон, поэтому французы получили сразу два танка, имевших практически одинаковую ходовую часть трактора Холта. Ускорив темп создания машин, французы превзошли британцев, затратив на полгода меньше времени от момента выдачи заводам заказа до момента завершения. Они игнорировали опыт англичан, отвергавших тракторную разработку, и выполнили разработки на основе трактора, совершенно неприемлемого для преодоления рельефа передовых позиций. Но защищенность гусеничных цепей на французских танках была выше, чем у британских.
   Танки Первой мировой войны
   Французский танк Танки первой мировой войны
   Французский танк "Шнейдер" CA
   нажмите на изображение для увеличения
  
   Кроме того, если английские машины воспринимали все неровности пути прямо на корпус, то французские имели подвеску с пружинным подрессориванием, что позволило несколько поднять скорость и повысить комфортность условий работы экипажа. На ходовую часть установили коробку бронекорпуса, выходящую за продольный габарит гусениц.
  
   Танк Saint Chamond
   Танк Saint Chamond
  
   По сути, танк "Шнейдер" СА-1 (СА - "штурмовая машина"), и танк "Сен-Шамон" главного конструктора фирмы "Рено" полковника Римальо представляли собой бронированные блокгаузы на гусеничном ходу, но у машины "Сен-Шамон" корпус был вдвое длиннее, чем у "Шнейдера". При длине корпуса 7,91 м танк Первой мировой войны "Сен-Шамон" редко переходил ров шире 1,8 м. "Шнейдер" отличался наличием стального хвоста сзади и наклонной балкой-контрфорсом спереди, которые способствовали преодолению окопов.
  
   Французский танк "Шнейдер", 1916 год
   Танк Первой мировой "Шнейдер", 1916 год
  
   На "Сен-Шамоне" орудие установили за лобовым листом, так что стрельба из него могла производиться в узком секторе прямо по курсу, а перенос огня должен был сопровождаться поворотом всего танка. Первоначально у 165 танков использовалась пушка специального типа, в дальнейшем - 75-мм полевое орудие образца 1897 года. Что касается "Шнейдера", то орудие смонтировали у правого борта в срезе корпуса. Угол обстрела - 20®. Все цели слева находились в мертвой зоне. По два пулемета с воздушным охлаждением располагались по бортам в шаровых установках, имевших большие зоны обстрела.
   Танки Первой мировой войны
   Танки первой мировой войны танк
   танк "Сен-Шамон", 1917 г. танк "Сен-Шамон", 1918 г.
  
  
   На танке "Шнейдер" применялся обычный бензиновый мотор, но специальной разработки, и механическая коробка передач с тремя скоростями вперед и одной назад при скорости движения около 6 км/ч. У "Сен-Шамона" двигательная установка была комбинированной и состояла из одного бензинового двигателя "Панар", который вращал электрогенератор, питавший током два электромотора, работавших каждый на свою гусеницу. Благодаря этому танк имел бесступенчатое регулировании скорости хода и поворотов гусениц, что облегчало управление, но такой привод оказался более сложным по сравнению с механическим и более дорогим. Танк был способен развивать скорость до 12 км/ч, но практически быстрее 8,5 км/ч ездить не рекомендовалось, чтобы не поломать двигатель.
  
   Танк "Сен-Шамон"
   Танк Первой мировой "Сен-Шамон", 1916 год
  
   Первоначально танк имел эллиптические командирскую и водительскую башенки на корпусе спереди, но потом их заменили на одну прямоугольную для командира танка. Приходилось увеличивать ширину гусениц, а затем - отказаться от их бронировки из-за ухудшения проходимости машины, имевшей вес 24 тонны (проектная 18 т).
   Танки Первой мировой войны
   Танки первой мировой войны танк
   Танк "Шнейдер" CA Танк "Сен-Шамон"
   нажмите на изображение для увеличения
  
   17-мм броня танков "Сен-Шамон" выдерживала удары германских бронебойных пуль марки "К", но на "Шнейдерах" уже после того, как они побывали в бою Первой мировой войны в апреле 1917 года, пришлось дополнительно ставить броневые листы толщиной 5,5 мм. Французы свои танки рассматривали как отборный род войск, "внушавший доверие уже одним своим видом". Но применение первых французских танков вызвало очень большие потери, что не сказалось на производстве.
  
   Танки "Шнейдер" постепенно вывели из боевых частей и стали переделывать в артиллерийские тягачи и транспортеры боеприпасов. К моменту перемирия с Германией их оставалось 97 единиц. Но они воевали и в Африке, и в боях Гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг. Танки "Сен-Шамон" из-за большого запаса снарядов и неплохой скорости достаточно интенсивно использовались в течение последнего года Первой мировой войны в качестве самоходных артиллерийских установок и поддерживали огнем легкие танки, сопровождая их в бою. На момент окончания войны в строю оставалось 72 танка, из них 50 были переделаны в транспортеры.
  
   Танк Первой мировой
   По количеству выпущенных танков (4330) французы превзошли англичан. Но значительное количество составили легкие танки "Рено", определившие характер послевоенного танкостроения.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"