Шкондини-Дуюновский Аристах Владиленович: другие произведения.

Клайпеда - Memel канал Вильгельма

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Клайпедский канал, канал короля Вилгельма соединяет реку Миния с Куршским заливом.
  
  
  О канале короля Вильгельма мало кто знает и редко кто его видел. Правда в наших школьных учебниках физики о нём упоминается в теме о сообщающихся сосудах – рассказывается о шлюзах и, как пример, приводится один из исторических памятников техники в Литве – этот канал. Канал длиной около 27 км и примерно 30 м шириной непосредственно соединяет в обход Куршского залива Клайпедский порт и речку Минию, а через нее и Неман. Он ответвляется от речки Минии, где для устранения перепадов высоты устроен шлюз, и тянется на север через посёлок Древерна до самой Клайпеды. Канал вырыт руками французских военнопленных в 1863–1873 г. и носит имя тогдашнего кайзера Германии Вильгельма I. Пленные солдаты потерпевшей поражение во франко-прусской войне Франции около десяти лет вручную копали этот канал, многие погибли на этих работах. В устье канала им установлен памятник.
  
   До второй мировой войны канал использовался для судоходства, его берега соединяли десятки лёгких металлических мостов. Сейчас эти места тихие, безлюдные, канал никак не используется, и мало кто вообще в этих местах бывал, кроме местных.
  
  
  Длина канала 22 км, ширина 28 м (у дна 15 м), глубина 1,7 м. Начинается 20 км от устья реки Миния, чуть на юг от д. Ланкупяй. У Смялте (южный район г. Клайпеда) соединяется с Куршским заливом. У д. Ланкупяй есть шлюз. Канал построен 1863-73 годами французскими военнопленными. 1875 по каналу прошли 1024 судна, 4314 плотов. Рекомендуемые средства сплава - каяки, байдарки.
  
  
  2018-06-01
  В пятницу в литовской Клайпеде почтут память французских военнопленных, которые сто пятьдесят лет назад положили канал им. короля Вильгельма.
  
  В церемонии примут участие и представители почетного караула морского флота Франции, которые причислены к дислоцированной сейчас в Литве боевой группе Батальона передового базирования НАТО.
  
  Французский контингент составляет почти 300 военных. Они прибыли со своей военной и административной техникой, вооружениями.
  
  Проложенный в 1863–1873 годы канал Вильгельма напрямую соединил Клайпедский порт, Куршский залив и реку Миния, а через нее и с Неманом. Протяженность канала 25-27 километров, ширина 28-30 метров, средняя глубина 1,7 метра. Канал назван именем кайзера Германии того периода Вильгельма I.
  
  Vilhelmo kanalas
  Jump to navigation
  Jump to search
  Kuršių marių ir apylinkių 1887 m. žemėlapis. Parodytas ir Karaliaus Vilhelmo kanalas (vok. König-Wilhelm-Kanal)
  
  Karaliaus Vilhelmo kanalas (arba Klaipėdos kanalas) – 1863–1873 m. tiesiogiai sujungęs Klaipėdos uostą ir Miniją (o per ją ir su Nemunu), šitaip aplenkiant Kuršių marias. Ilgis siekia 25–27 km, plotis 28–30 m, vidutinis gylis 1,7 metro. Po Antrojo pasaulinio karo kanalas buvo pervadintas Klaipėdos kanalu.
  
  Kanalo pradžia yra ties Lankupiais, kur jis atsišakoja iš Minijos. Tada eina į šiaurės vakarus, pro Dreverną, galiausiai pasiekia Klaipėdą, kur susijungia su Malkų įlanka ties Konteinerių terminalu ir „Vakarų laivų gamykla“. Pripažintas hidrogeologinis draustiniu.
  Istorija
  
  Tiesti buvo planuojama dar XVIII a. viduryje, tačiau dėl finansinių sunkumų projektas atidėtas. Tuo metu Nemunu į Klaipėdą buvo plukdoma vis daugiau medienos, o vėjuotoje Ventės rago akvatorijoje neretai sieliai būdavo išblaškomi ir dėl to medienos pirkliai patirdavo nemažų nuostolių. Siekiant apeiti Kuršmares ir nuspręsta Miniją ties Lankupiais sujungti su Klaipėdos uostu.
  
  Nuo Minijos žiočių iki Drevernos pradėta kasti 1863 m. vasarą, darbai truko apie 10 metų. Kanalo statybai vadovavo vokiečių inžinieriai Degneris ir Mohras. Kanalo 8 kilometrų ruožas buvo iškastas ir paruoštas naudoti 1865 m. spalio 16 d. Vandens lygio skirtumams pašalinti kanalo pradžioje taip pat pastatytas ir įrengtas Lankupių šliuzas (Lietuvos technikos paminklas). 1865 m. lapkričio 27 d. kanalas buvo oficialiai pavadintas Karaliaus Vilhelmo kanalu – tuo metu Prūsiją valdžiusio karaliaus Frydricho Vilhelmo I garbei. Kanalo kasimo darbai buvo tęsiami toliau. Paskutinę atkarpą nuo Drevernos iki Smeltės ir toliau kasė vietos gyventojai. Po Prancūzijos ir Prūsijos karo (1870–1871), Prancūzijai pralaimėjus, paspartinti kanalo kasimo darbams nuo 1870 m. paskutiniojo metų ketvirčio buvo atsiųsta apie 690 prancūzų karo belaisvių. Jie pradėjo kasti kanalą nuo Smeltės iki Stariškės (vok. Starrischken) kaimo, o kita grupė vietos gyventojų jau penketą metų kanalą kasė nuo Drevernos Smeltės link. Prancūzų belaisviai kanalą kasė apie trejus metus.
  
  1902–1904 m. kanalo krantai sujungti dešimčia lengvų metalinių tiltų.
  
  
  Канал Вильгельма
  Перейти к навигации
  Перейти к поиску
  Куршский залив и его окрестности в 1887 году карта. Канал короля Вильгельма (Кениг-Вильгельм-Канал)
  
  Канал короля Вильгельма (или Клайпедский канал) - 1863–1873 гг. напрямую связал порт Клайпеды и Миньи (и через него с Нямунасом), минуя Куршский залив. Длина 25–27 км, ширина 28–30 м, средняя глубина 1,7 м. После Второй мировой войны канал был переименован в Клайпедский канал.
  
  Начало канала в Ланкупяй, где он лает из Миния. Затем идет на северо-запад, через Древерн, в конце концов достигает Клайпеды, где соединяется с заливом Малку на Контейнерном терминале и Западной верфи. Признан гидрогеологическим заповедником.
  история
  
  Его планировалось построить в 18 веке. но из-за финансовых трудностей проект был отложен. В то время все больше и больше древесины доставлялось к реке Нямунас в Клайпеде, а в ветреной области Вентского рога души часто рассыпались, и лесопромышленники терпели значительные потери. Чтобы обойти Куршскую косу, было решено подключить Минию к Ланкупяю с Клайпедским портом.
  
  В 1863 году устье Минии было доставлено в Древерн. Летом работа длилась около 10 лет. Строительство канала вели немецкие инженеры Дегнер и Мохрас. 8-километровый участок канала был вырыт и готов к использованию в 1865 году. 16 октября Замок Ланкупяй (Технический памятник Литвы) был также построен и установлен в начале канала, чтобы устранить перепады уровня воды. 1865. 27 ноября Канал был официально назван каналом короля Вильгельма - в то время в честь прусского короля короля Фридриха Вильгельма I. Рытье канала было продолжено. Последний участок от Древерне до Смелте продолжал перевариваться местными жителями. После Франции и прусской войны (1870-1871) Франция потеряла канал, чтобы ускорить горные работы с 1870 года. Около 690 французских военнопленных были отправлены в последнем квартале прошлого года. Они начали рыть канал из деревни Старришкен в Смелте, а другая группа местных жителей уже вырыла пятилетний канал из Древерна в Смелте. Французские заключенные вырыли канал около трех лет.
  
  1902-1904 м. Берега канала соединены десятью мостами из легких металлов.
  
  
  
  
  Сравнив два маршрута (автомобильный и велосипедный), мы выбрали велосипедный, который был короче на 6 км. Он проходил вдоль канала короля Вильгельма, по гравийной дороге весьма посредственного качества. Полтора десятка километров по этой дороге так вымотали нас, что в следующий раз я плюнул бы на эти 6 км и поехал бы по асфальту. Единственным удовольствием было искупаться в канале.
  
  
  Канал строили с 1863 по 1873 год руками французских военнопленных и назвали его в честь тогдашнего короля Пруссии Вильгельма I. Длина канала - 25-27 километров, ширина - 28-30 метров, средняя глубина - 1,7 метров. Соответствие уровня воды канала с уровнем воды в реке Миния регулировала специальная система шлюзов, которая в Литве внесена в список технического наследия.
  
  Сегодня канал короля Вильгельма не используется по назначению. Несколько мостов через канал разрушено. Вдоль северной части канала, которая находится в лесном массиве, проходит грунтовая дорога. Местные жители активно используется берега каналов для пикников.
  
  
  Объектом под защитой наследия был признан мостик Клайпедского канала (канала Вильгельма) возле Дровяной бухты, которую Дирекция порта планирует основательно реконструировать.
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) Л.Вериор "Другая"(Любовное фэнтези) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) А.Тополян "Механист"(Боевик) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) Е.Флат "Присвоенная невеста"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) К.Кострова "Кафедра артефактов 2. Помолвленные магией"(Любовное фэнтези) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"