Шкондини-Дуюновский Аристах Владиленович: другие произведения.

Первые советские легкие танки Бт-2 и Т-26

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

  
  Первые советские легкие танки БТ-2 и Т-26
  
  Один из первых советских легких танков БТ-2 был создан на базе американского танка "Кристи". В марте 1930 года Советская делегация прибыла в США для заключения контракта на закупку танка. Увидев на полигоне танк М -1930, советская делегация решила провести переговоры с конструктором танка М - 1930 Джоном Уолкером Кристи. В апреле 1930 года конструктор танка Кристи добился разрешения на продажу советской внешнеторговой компании "Амторг" два шасси М - 1930. В итоге был подписан договор. К середине декабря 1930 года два танка М -1930 без башен и вооружения были полностью готовы. В начале 1931 года танки М - 1930 прибыли в СССР и были всесторонне изучены и испытаны. 13 февраля 1931 года танк был принят на вооружение с войсковым обозначением БТ-2. Основной особенностью танка БТ-2 был колесно-гусеничный ход. Танк мог двигаться на гусеницах, и на колесах, предварительно сняв гусеницы.
  
  Скорость первых танков не превышала 10 км/час и считалась достаточной для сопровождения пехоты и прорыва оборонительной полосы противника. Переброска танков на другие участки фронта была весьма проблематичной - помимо низкой скорости, танки отличались крайне ненадежными гусеницами с весьма малым ресурсом. Решение нашел американский конструктор Джон Уолтер Кристи - увеличить диаметр опорных катков до размера автомобильных колес, установить привод на задние катки, а два передних катка сделать управляемыми. Танк со снятыми гусеницами превращался в нормальную колесную машину с формулой 2×8, экипаж просто снимал гусеницы и закреплял их на надгусеничных полках.
  
  Башню танка нужно было создать. Для доводки и организации серийного производства танка было создано специальное КБ. 25 мая 1931 года танковое КБ Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) приступило к работе над чертежами и спецификациями для танка БТ-2. В начале 1932 года на ХПЗ был начат выпуск первых легких колесно-гусеничных танков БТ-2.
  Легкий танк БТ-2.
  Легкий танк БТ-2.
  
  С запуском танка БТ-2 в серийное производство проявились дефекты моторной установки, трансмиссии и ходовой части. Изначально родной двигатель "Либерти" трудно запускался, перегревался, при запуске мог загораться. Пришлось дорабатывать воздухоочистители, которые неудовлетворительно очищали от пыли воздух, поступающий в двигатель. ХПЗ не смог сразу освоить производство штампованных дисков опорных катков и на танки первоначально устанавливались литые катковые центры, утяжеляющие машину на 800 кг. Первые диски были отштампованы только в конце 1932 года. Постепенно производственные проблемы были решены. В 1932 году было изготовлено 396 танков, в 1933 году 224 танка. Проблемы возникли и с вооружением. Первоначально планировалось установить на танк новую 37 мм пушку, но наладить ее серийное производство не удалось. Положение спасла пушка Б-3, созданная наложением ствола и казенника немецкой противотанковой пушки 1К на ложе с противооткатными устройствами отечественной пушки ПС-2. Однако установить пушки на все танки не удалось из-за невозможности доработки башни. В результате только около 200 танков БТ-2 были вооружены пушками, а остальные более 400 танков первых серий были вооружены спаренными пулеметами ДА (Дегтярева - авиационный калибра 7,62 мм).
  Быстроходный танк БТ-2 первой серии со спаренной пулеметной установкой в башне.
  Быстроходный танк БТ-2 первой серии со спаренной пулеметной установкой в башне.
  
  Часть танков была вооружена спаренными пулеметами ДТ (Дегтярева - танковый калибра 7,62 мм). БТ-2 представляет собой однобашенный легкий колесно-гусеничный танк классической компоновки с пушечно-пулеметным вооружением и противопульным бронированием. Корпус танка не имел углов наклона, за исключением передней части, которая имела вид усеченной пирамиды для обеспечения поворота передних ведущих колес и уменьшения мертвого пространства при стрельбе. В верхнем лобовом листе размещался люк для посадки механика-водителя. Башня танка цилиндрическая, клепаная, со скосом спереди сверху. Численность экипажа танка составляла 2 человека. Вооружение танка включало 37-мм танковую пушку Б-3 и один 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке справа от пушки.
  Легкий танк БТ-2. Вид спереди с повернутой башней. Видны надгусеничные полки для перевозки гусениц при движении на колесном ходу.
  Легкий танк БТ-2. Вид спереди с повернутой башней. Видны надгусеничные полки для перевозки гусениц при движении на колесном ходу.
  
  Броневая защита танка изготавливалась из листов катаной гомогенной брони, собираемой на болтах и заклепках. Броня защищала только от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого и среднего калибра. Броня танка имела следующую толщину - лоб корпуса верх 13 мм, лоб корпуса низ 13 мм, борт корпуса 13 мм, корма корпуса верх 10 мм, корма корпуса низ 10 мм, днище 6 мм, крыша корпуса 10 мм, лоб башни 13 мм, маска орудия 13 мм, борт башни 13 мм, корма башни 13 мм. Танк был снабжен авиационным четырехтактным 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения "Либерти" или его советским аналогом М5-400 мощностью 400 л. с. Трансмиссия механическая, состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой КПП , двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух бортовых редукторов и двух редукторов привода к задним опорным каткам - ведущих при колесном ходе. Танк имел комбинированный колесно-гусеничный движитель, состоящий из 2 ведущих колес диаметром 640 мм, 2 направляющих колес диаметром 550 мм, 8 опорных катков диаметром 815 мм с резиновыми бандажами и 2 стальных гусеничных цепей с шириной трака 263 мм. При переходе на колесный ход гусеничные цепи снимались, разбирались и укладывались на надгусеничные полки. Привод от КПП в этом случае осуществлялся на заднюю пару опорных катков, управлялся танк поворотом передних катков. Переход с гусеничного хода на колесный занимал 30 - 40 минут. На колесном ходу танк мог передвигаться по шоссе с твердым покрытием, при этом скорость движения была выше. Максимальная скорость на гусеницах 52 км/час, на колесах 72 км/час. Запас хода по шоссе 160 км на гусеницах и 200 км на колесах. Преодолеваемый подъем 32 градуса.
  Легкий танк БТ-2 на колесном ходу со снятыми гусеницами.
  Легкий танк БТ-2 на колесном ходу со снятыми гусеницами.
  
  Танки БТ-2 в войсках в основном использовались как учебные. Процесс освоения личным составом шел тяжело. Невысокое качество сборки машин и низкая квалификация обслуживающего персонала давали поломки. Ремонт осложнялся дефицитом запчастей. В Советско-финской войне применялось около 80 танков БТ-2. Основными потерями так же оставались технические поломки. Кроме того, танки очень часто застревали в снегу и грязи из-за невысокой проходимости. К началу Великой Отечественной войны танки БТ-2 значительно устарели. Однако из-за нехватки боевых машин они использовались до 1944 года. К началу войны в войсках числилось 587 танков БТ-2. Основные потери БТ-2 понесли в июне-августе 1941 года. Всего было выпущено 620 танков БТ-2. На момент производства легкий быстроходный танк БТ-2 был одним из лучших танков мира, имея выдающуюся для тех времен скорость и мощное вооружение. Большинство недостатков были связаны с недоработанностью проекта и проблемами в организации серийного производства. В значительной мере они были устранены на следующих более поздних модификациях - БТ-5 и БТ-7.
  
  Один из первых советских легких танков Т-26, ставший самым многочисленным легким танком Красной Армии, был создан на основе английского танка "Виккерс 6 тонн", закупленного в 1930 году. Танк Т-26 имел компоновку с размещением трансмиссионного отделения в лобовой части корпуса, совмещенного отделения управления с боевым отделением в средней части танка и моторного в корме. Образцы 1931-1932 годов имели двухбашенную компоновку, а с 1933 года однобашенную. Принят на вооружение в СССР в 1931 году. Также был самым многочисленным танком в Республиканской армии во время Гражданской войны в Испании. Т-26 первых выпусков 1931 года имел две независимо вращающиеся пулеметные башни с пулеметами ДТ (Дегтярева-танковый). Легкий пулеметный танк Т-26 имел экипаж 3 человека. Вес двухбашенного пулеметного танка составлял 8,2 тонны, толщина брони от 6 до 15 мм, максимальная скорость 30 км/час. Двигатель танка имел мощность 85 л.с., что было недостаточно. Позднее удалось усовершенствовать двигатель, установить новый карбюратор и повысить мощность двигателя до 95 л.с. Запас хода по шоссе 225 км, по проселку 170 км.
  Легкий танк Т-26 пулеметный двухбашенный первого выпуска.
  Легкий танк Т-26 пулеметный двухбашенный первого выпуска.
  
  В танках Т-26 начиная с 1932 года в правой башне начали устанавливать 37 мм орудие.
  Легкий танк Т-26 двухбашенный 1932 года выпуска с пушечно-пулеметным вооружением. Правая башня была оснащена 37 мм пушкой, пулемет был установлен в левой башне.
  Легкий танк Т-26 двухбашенный 1932 года выпуска с пушечно-пулеметным вооружением. Правая башня была оснащена 37 мм пушкой, пулемет был установлен в левой башне.
  
  Испытания показали, что огневая мощь танка с установкой пушки вместо пулемета повысилась, но при ведении огня обе башни мешали друг другу. Поэтому от двухбашенного варианта танка отказались, и все танки Т-26 с 1933 года выпускались с одной башней, вооруженной пушкой калибра 45 мм и спаренным пулеметом ДТ.
  Легкий танк Т-26 однобашенный с пушкой калибра 45 мм и спаренным пулеметом ДТ в цилиндрической башне. На командирских танках первоначально устанавливалась поручневая антенна, впоследствии замененная на штыревую. Поручневая антенна была издалека заметна, и противник в первую очередь вел огонь по этим танкам.
  Легкий танк Т-26 однобашенный с пушкой калибра 45 мм и спаренным пулеметом ДТ в цилиндрической башне. На командирских танках первоначально устанавливалась поручневая антенна, впоследствии замененная на штыревую. Поручневая антенна была издалека заметна, и противник в первую очередь вел огонь по этим танкам.
  
  В 1936 году на танк Т-26 начали монтировать пулемет ДТ в кормовой нише башни и зенитный пулемет на крыше башни.
  Легкий танк Т-26 с пулеметов в кормовой нише башни и зенитным пулеметом.
  Легкий танк Т-26 с пулеметов в кормовой нише башни и зенитным пулеметом.
  
  С конца 1937 года танк Т-26 оснастили новой конической башней.
  Легкий танк Т-26 с конической башней образца 1938 года.
  Легкий танк Т-26 с конической башней образца 1938 года.
  
  На легкие танки Т-26 1938 и последующих годов выпуска вместе с конической башней устанавливались наклонные броневые листы на подбашенную коробку танка. Мощность двигателя тоже увеличивалась, но увеличивался и вес, поэтому скорость танка не возросла.
  Легкий танк Т-26 1940 года с зенитным пулеметом на башне.
  Легкий танк Т-26 1940 года с зенитным пулеметом на башне.
  
  Выпуск легких танков Т-26 был прекращен в первой половине 1941 года, всего было выпущено около 11000 танков Т-26 различных модификаций, включая саперные и огнеметные танки. Небольшими партиями выпускался легкий танк артиллерийской поддержки Т-26А с более просторной башней и короткоствольной 76-мм танковой пушкой.
  Легкий танк артиллерийской поддержки Т-26А с 76 мм танковой пушкой.
  Легкий танк артиллерийской поддержки Т-26А с 76 мм танковой пушкой.
  
  Всего во время Гражданской войны в Испанию был отправлен 281 танк Т-26. Во время боев в Испании танки Т-26 показали себя хорошо, но там у них просто не было достойных соперников - немецкие и итальянские танки по всем параметрам проигрывали советским Т-26. В Испании стало понятно, что у этого танка слабая броня и с появлением на поле боя противотанковой артиллерии все преимущества советского танка заканчиваются.
  
  Бои на озере Хасан, на реке Халхин-Гол и в Финляндии подтвердили необходимость иметь в строю танки с противоснарядной броней. Легкие танки нельзя было применять для прорыва подготовленной обороны противника, для этого нужны средние и тяжелые танки. Выучка и героизм танковых экипажей не спасали от бронебойных снарядов. Применение легких танков было успешным тогда, когда им ставились свойственные им посильные и выполнимые задачи. К началу Великой Отечественной войны на вооружении в Красной Армии было более 8 500 легких танков Т-26. Конечно, по состоянию на 22 июня 1941 года эти машины устарели и не соответствовали требованиям начавшейся войны. Танки Т-26 достаточно успешно воевали с легкими танками Вермахта, но время их прошло. Ни с противотанковой артиллерией, ни со средними танками они воевать уже не могли. Большинство танков Т-26 было потеряно в первые полгода войны.
   Танки Т-26 и БТ-2 в середине тридцатых годов были одними из лучших легких танков в мире. В конце 20-х годов в мире нашла широкое распространение военная доктрина использования крейсерских быстроходных танков для совершения глубоких прорывов обороны противника и действия в оперативном тылу на большом расстоянии. Легкие быстроходные танки серии БТ были представителями типа крейсерских танков, обладающих большой скоростью, колесным ходом, достаточным запасом хода и вооружением для глубоких прорывов обороны противника. Танки Т-26 относились к типу пехотных танков, предназначались для поддержки пехоты в наступлении, прорыва вражеских укрепленных линий и борьбы с огневыми точками противника. И на базе обоих этих танков в СССР была создана танковая промышленность и своя конструкторская танковая школа.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"