Чичкин Алексей: другие произведения.

Персидский коридор для ленд-лиза

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Осень 1941-го. Персидский коридор для ленд-лиза
  2 июня 2019
  83
  Вчера враг, сегодня — союзник
  
  Как известно, после того как Гитлер напал на Советский Союз, Великобритания сразу дала понять, что будет союзником СССР. Не без давления со стороны Англии и Соединённые Штаты, ещё не вступившие в антигитлеровскую коалицию, оперативно распространили практику военных поставок также на СССР. Весьма ограниченные возможности транзита с помощью арктических конвоев и через советский Дальний Восток заставили союзников обратить внимание на персидский коридор.
  
  
  
  
  Однако к тому времени в Иране влияние немцев было столь сильным, что в советских верхах вполне реальной считалась перспектива вступления Ирана в войну с СССР на стороне Гитлера. По данным Наркомата иностранных дел и советского торгпредства в Иране от 12 мая 1941 г., направленным И.В. Сталину, германским и итальянским вооружением тогда была буквально "напичкана" иранская армия, особенно сухопутные войска. Германские военные советники (около 20 офицеров) с осени 1940-го фактически руководили иранским генштабом, и они всё чаще выезжали на протяжённую ирано-советскую границу (около 2200 км).
  
  В тот же период активизировалась в и провокационная деятельность эмигрантов — бывших басмачей и азербайджанских мусаватистов, причем не только пропагандистская: ещё с осени 1940 г. они стали более часто нарушать границу с СССР. Ситуацию усугубляло разрешение Москвы (в середине марта 1940 г.) на транзит грузов военного и двойного назначения грузов из Германии и Италии в Иран. Такое решение вполне вписывалось в тогдашнюю советскую политику по "умиротворению" Германии в отношении СССР.
  
  Как раз в рамках того транзита в Иран с конца апреля 1941 г. стали поступать германские военные гидросамолёты — очевидно, для операций на Каспийском море, в том числе для захвата тамошних советских портов. В сентябре 1941-го эти гидросамолёты были интернированы Ираном и вскоре переданы СССР и Великобритании.
  
  Причем ещё 30 марта 1940 г. произошла крупная иранская провокация, инициированная Германией в качестве предлога ирано-советской войны. Как отмечалось в ноте НКИД СССР,
  «30 марта 1940 г. два трехмоторных самолета типа «моноплан» зеленой окраски нарушили госграницу, перелетев из Ирана на нашу территорию между высотами Шишнавир и Караул-таш (на крайнем юго-востоке Азербайджанской ССР — вблизи города-порта Ленкорань). Углубившись в советскую территорию на 8 км, указанные самолеты пролетели над селениями Перембель и Ярдымлы, и повернули вновь на иранскую территорию».
  
  
  Показательно, что министр иностранных дел Ирана Мозаффар Аалям отрицал факт этого инцидента, и это тоже усиливало советско-иранскую напряженность. Скорее всего, расчёт был на то, что СССР собьёт эти самолёты, а это спровоцирует войну. Однако советская сторона, похоже, сумела разгадать такой сценарий.
  
  В дальнейшем Москва не раз требовала от Тегерана официально признать означенный факт и извиниться, но тщетно. Глава правительства СССР В.М. Молотов в своем докладе на VII сессии Верховного Совета СССР 1 августа 1940 года упомянул эту ситуацию, напомнив, что "со стороны Ирана прилетали непрошенные и неслучайные «гости» на советскую территорию — в районы Баку и Батуми". В районе Батуми те "гости" (2 аналогичных самолёта) были зафиксированы в ноябре 1940-го, но иранцы и это отрицали и никак не комментировали изложенное Молотовым.
  
  Но, пожалуй, первую скрипку в эскалации советско-иранской напряженности сыграло, повторим, разрешение Москвы на военно-технический транзит из Германии и Италии в Иран. Если немного подробнее, то, согласно донесению советского посла в Иране М. Филимонова в НКИД и наркомат внешней торговли СССР (24 июня 1940 г.), "23 июня 1940 г. М. Аалям передал благодарность иранского правительства советскому правительству за разрешение транзита оружия в Иран. Аалям просил усилить транзит товаров любого предназначения из Германии". А Молотов на встрече с германским послом в СССР А.Шуленбургом 17 июля 1940 г. подтвердил, что упомянутый транзит сохранится.
  
  14 декабря 1940-го Берлин и Тегеран подписывают соглашение по поводу контингентов товаров на следующий хозяйственный год. По данным нацистского радио, "в иранских поставках Германии главную роль будет играть нефть. Германские же поставки Ирану предусматриваются в виде разнообразных промышленных изделий". Причём ирано-германский товарооборот выразится в 50 миллионах германских марок в год с каждой стороны.
  
  
  
  Это, заметим, уже вдвое превысило уровень советского товарооборота с Ираном на 1940 год. А вот насчёт нефти — вообще "nota bene". Советскому послу было вскоре поручено выяснить:
  "На основании концессионного договора об Англо-Иранской нефтяной компании (АИНК), заключенного в 1933 г., британцы сохранили за собой монопольное право распоряжаться добытой нефтью, кроме определенного количества, необходимого для удовлетворения внутрииранских нужд. Сам Иран до сих пор нефти не вывозил, и поэтому непонятно, каким образом Иран выступает сейчас в качестве экспортера нефти в Германию".
  
  
  Тем не менее, эти поставки, хоть и в символических объемах (максимум 9 тысяч тонн в месяц) начались с февраля 1941 г., фактически их поставляла та же АИНК под иранской маркировкой. Причем до 80% данных поставок направлялось через СССР (по железным дорогам); все эти поставки/перевозки прекратились с начала июля 1941-го. Тогда же прекратился военно-технический транзит из Германии и Италии в Иран через СССР.
  
  
  Принуждение к нейтралитету
  
  Словом, советская политика "умиротворения" Германии была, скажем так, более чем конкретной. Зато весьма характерно британское нефтяное двурушничество в отношении Германии, с которой Британское Содружество воевало, напомним, с 3 сентября 1939-го…
  
  По данным российского историка Никиты Смагина,
  "к 1941 году в общем товарообороте Ирана Германия занимала более 40%, а СССР — не более 10%. Зависимость Реза-шаха от немцев в его амбициозных планах по преобразованию иранской экономики и армии давали почву для опасений, что Германия сможет убедить или даже заставит Иран вступить в войну на стороне прогитлеровской коалиции. Страна ведь являлась прекрасным плацдармом для атаки на британские владения в Индии, а также могла служить основой для нападения на южные рубежи Советского Союза". Тем более что "по состоянию на лето 1941 года позиции в Иране гитлеровской Германии по сравнению с Британской империей и терпящим поражения СССР были значительно более прочными".
  
  
  Отмечается и то, что 25 июня 1941 года "Берлин действительно попытался вовлечь Иран в войну и направил в Тегеран ноту почти с ультимативным требованием вступить в войну на стороне Германии. Хотя Реза-шах ответил в середине июля отказом". По сути, Реза-шах тянул время, чтобы убедиться в неизбежном поражении прежде всего СССР, а не Великобритании. В чем шах так и не убедился. Вдобавок в Тегеране ожидали вступления в войну против СССР Турции в связи с германо-турецким договором о дружбе и ненападении от 18 июня 1941 г. Но и Турция ждала решающих побед Германии в войне с СССР, коих так и не случилось.
  
  Осень 1941-го. Персидский коридор для ленд-лиза
  
  
  По воспоминаниям главы совета министров республики Армения (1937- 1943 гг.) Арама Пурузяна, на совещании в Москве 2 июля 1941 г. с руководителями закавказских республик и Туркменской ССР И.В. Сталин заявил:
  "…не исключается вторжение в СССР не только со стороны Турции, но и Ирана. Берлин всё сильнее влияет на внешнюю политику Тегерана, иранская пресса активно перепечатывает антисоветские материалы газет Германии, Италии, Турции, антисоветской эмиграции. Неспокойно и на нашей границе с Ираном, как и с Турцией. Соседние с СССР районы Ирана заполнены разведчиками Германии. Всё это — вопреки нашим договорам 1921 г. о дружбе и границе с Турцией и Ираном. Видимо, их власти провоцируют разрыв нами этих договоров и, под предлогом некоей "советской военной угрозы" в связи с таким решением, — вступление в войну против СССР".
  
  
  В контексте этих факторов Сталин отметил, что "придется в кратчайший срок серьёзно укрепить всю нашу границу и с Ираном. В отношении которого, как мы надеемся, вскоре будут приняты совместные решения СССР и Великобритании" (имеется в виду операция "Согласие": совместный ввод советских и британских войск в Иран в конце августа — первой декаде сентября 1941 г. — Прим. авт.).
  
  24 июня 1941 г. Иран официально заявил о своём нейтралитете (в подтверждение своего заявления 4 сентября 1939 г.). Но за январь-август 1941 года в Иран было ввезено свыше 13 тыс. тонн вооружения и боеприпасов из Германии и Италии, в том числе тысячи пулеметов, десятки артиллерийских орудий. Уже с начала июля 1941-го с иранской территории еще более активизировались германские разведывательной операции с участием местной антисоветской эмиграции.
  
  Данные НКГБ СССР (июль 1941 г.):
  "Иран стал основной базой для немецкой агентуры на Среднем Востоке. На территории страны, особенно в пограничных с СССР северных районах Ирана, создавались разведывательно-диверсионные группы, устраивались склады оружия; участились провокации на ирано-советской границе.
  Правительство СССР в своих нотах — 26 июня, 19 июля", а также 16 августа 1941 г. — "предупреждало иранское руководство об активизации в стране немецкой агентуры и предлагало выдворить из страны всех германских подданных, среди них были многие сотни военных специалистов. Поскольку те проводят деятельность, несовместимую с иранским нейтралитетом. Иран это требование отклонял".
  
  
  
  
  Британский премьер Уинстон Черчилль придерживался крайне жёсткой позиции в отношении тогдашнего руководства Ирана во главе с Реза-шахом, и фактически с его подачи было решено разбираться с Тегераном кардинально. Ставка была сразу сделана на наследника престола – Мохаммеда Резу Пехлеви, известного своими прогрессивными прозападными взглядами.
  
  Мост победы
  
  Об уже упомянутой выше несекретной операции «Согласие», в результате которой в Иран вошли советские и английские войска, а почти союзник Гитлера стал соратником СССР и Британии, на «Военном обозрении» уже писалось, и не раз. Мохаммед Реза сменил на персидском шахском троне своего отца.
  
  
  Шах Мохаммед Реза-Пехлеви занял персидский трон весьма молодым
  
  
  В итоге уже с осени 1941-го через Иран стал действовать так называемый "Мост Победы" — "Пол-э-Пирузи" (на фарси), по которому шли поставки в СССР союзнических грузов, военно-технических и гражданских, а также гуманитарных. Доля этого транспортного (и железнодорожного, и автомобильного одновременно) коридора в общем объёме тех поставок достигала почти 30%.
  
  А в один из самых трудных для ленд-лиза периодов, в 1943 году, когда из-за разгрома конвоя PQ-17 союзники на время, вплоть до осени 1943-го, прекратили проводку арктических конвоев, она и вовсе превышала 40%. Но ведь ещё в мае-августе 1941 года вероятность участия Ирана в "Барбароссе" была весьма высокой.
  
  
  
  Коридоры через Армению с выходами на Каспий и в Грузию предлагались в годы Великой Отечественной войны в рамках трансиранского железнодорожного маршрута. По нему доставлялось почти 40% объема всех ленд-лизовских и гуманитарных грузов. Они поступали сперва в приграничную Джульфу (Нахичеванская АССР "внутри" Армянской ССР), и затем следовали по железным и автодорогам Армении, Грузии и основной части Азербайджанской ССР к линии фронта и в тыловые регионы за пределами Закавказья.
  
  Но захват агрессорами почти всего Северного Кавказа (с августа 1942 по февраль 1943 г.) вынудил передислоцировать до 80% объема этих перевозок сугубо на южно-азербайджанскую стальную магистраль. Более трёх четвертей этой магистрали проходят вдоль границы с Ираном (Джульфа-Ордубад-Минджевань — Горадиз — Имишли — Алят-Баку). А этот маршрут проходил через 55-километровый южно-армянский участок (район Мегри) – то есть между Нахичеванским регионом и "основным" Азербайджаном.
  
  В конце 1942 г. руководство Армении предложило Госкомитету обороны СССР проложить железную дорогу Меренд (Иран) — Мегри-Кафан-Лачин-Степанакерт — Евлах, то есть к стальным артериям в направлении к Баку, Дагестану, Грузии и к временному парому Баку-Красноводск – едва ли не единственному на тот момент транскаспийскому маршруту. Во избежание стратегически ущербного сгущения союзнических грузопотоков на одном погранпереходе и на одной ирано-азербайджанской магистрали.
  
  Однако руководство Азербайджана, весьма влиятельное в высшем руководящем эшелоне СССР ещё с начала 20-х годов, решительно возражало ввиду прохождения новой артерии через Нагорный Карабах (где и в те годы доля армян в местном населении превышала 30%), да и нежелания уступать важнейшую роль советского Азербайджана в организации и осуществлении перевозок союзнических грузов. В результате магистраль, предложенная Ереваном, так и не была построена.
  
  Автор: Алексей Чичкин
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"