Платон : другие произведения.

Республика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  
  
  ПЛАТОН
  Республика
  
  
  КЕМБРИДЖСКИЕ ТЕКСТЫ В
  ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  
  
  Кембриджские тексты по истории политической мысли в настоящее время прочно зарекомендовали себя как серия основных студенческих учебников по политической теории. Цель этого курса - предоставить студентам доступ ко всем наиболее важным текстам в истории западной политической мысли, начиная с Древней Греции и заканчивая началом двадцатого века. Будут включены все знакомые классические тексты, но в то же время серия стремится расширить традиционный канон, включив широкий спектр менее известных произведений, многие из которых никогда ранее не были доступны в современном английском издании. Везде, где это возможно, тексты публикуются в полном виде без сокращений, а переводы специально заказываются для серии. Каждый том содержит критическое введение вместе с хронологией, биографическими очерками, руководством для дальнейшего чтения и любыми необходимыми глоссариями и текстовым аппаратом. Когда сериал будет завершен, его цель - дать представление обо всей эволюции западной политической мысли.
  
  Список названий, опубликованных в серии, пожалуйста, смотрите в конце книги.
  
  OceanofPDF.com
  
  ПЛАТОН
  
  
  
  Республика
  
  ПОД РЕДАКЦИЕЙ
  
  Г. Р. Ф. ФЕРРАРИ
  
  Калифорнийский университет, Беркли
  
  ПЕРЕВЕДЕНО
  
  ТОМ ГРИФФИТ
  
  
  OceanofPDF.com
  
  
  
  
  Университетская типография, Кембридж CB2 8BS, Великобритания
  
  Опубликовано в Соединенных Штатах Америки издательством Кембриджского университета, Нью-Йорк
  
  Издательство Кембриджского университета является частью Кембриджского университета.
  
  Это способствует выполнению миссии университета путем распространения знаний в стремлении к образованию, самообразованию и научным исследованиям на самом высоком международном уровне.
  
  www.cambridge.org
  Информация об этом названии: www.cambridge.org/9780521481731
  
  No По материалам перевода и редактуры Издательства Кембриджского университета 2000
  
  Эта публикация защищена авторским правом. За исключением установленных законом случаев и положений соответствующих коллективных лицензионных соглашений, воспроизведение любой части не допускается без письменного разрешения издательства Кембриджского университета.
  
  Впервые опубликовано в 2000
  15-м издании 2013
  
  Напечатано в Соединенных Штатах Америки издательством Edwards Brothers Inc.
  
  Каталог этой публикации доступен в Британской библиотеке
  
  Библиотека Конгресса каталогизирует данные публикаций
  
  Платон.
  
  [Республика. Русский]
  
  Республика / Plato; под редакцией Г. Р. Ф. Феррари; перевод Тома Гриффита.
  
  стр. см. – (Кембриджские тексты по истории политической мысли)
  
  Включает в себя указатель.
  
  ISBN 0-521-48443-X (pbk) – ISBN 0-521-48173-2 (твердый переплет)
  
  1. Политология -ранние работы до 1800 года2. Утопии -ранние произведения до 1800 года.I. Феррари,
  Джованни Р. Ф. (Giovanni R. F.) II. Гриффит, Том. III. Название. IV. Серия
  JC71.P35 2000
  321’ .07-dc21 00-024471
  
  ISBN 978-0-521-48173-1 в твердом переплете
  
  ISBN 978-0-521-48443-5 в мягкой обложке
  
  Издательство Кембриджского университета не несет ответственности за постоянство или точность URL-адресов внешних или сторонних интернет-сайтов, упомянутых в этой публикации, и не гарантирует, что любой контент на таких веб-сайтах является или останется точным или уместным.
  
  OceanofPDF.com
  Содержание
  
  
  
  
  
  
  
  Предисловие переводчика
  
  Предисловие редактора
  
  Введение
  
  Тридцать
  
  Фракция
  
  Спартанская утопия?
  
  Философ и царь
  
  Политическая работа?
  
  Город и душа
  
  Математика и метафизика
  
  Руководство к дальнейшему чтению
  
  Основные даты
  
  Сокращения и условности
  
  Краткий обзор редактора Республика
  
  Республика
  
  Книга 1
  
  Книга 2
  
  Книга 3
  
  Книга 4
  
  Книга 5
  
  Книга 6
  
  Книга 7
  
  Книга 8
  
  Книга 9
  
  Книга 10
  
  Глоссарий
  
  Указатель
  
  OceanofPDF.com
  Предисловие переводчика
  
  
  
  
  
  
  
  Если вы говорите людям, что переводите "Республику" Платона, они почти неизменно задают вопрос: ‘Почему? Конечно, уже есть множество переводов.’ Ответ довольно прост. По какой-то причине Платон решил выразить свои философские мысли в форме диалога, и я полагаю, что когда он делал это, он хотел, чтобы эти диалоги звучали как беседы. Может быть, не прямые, повседневные разговоры, но, тем не менее, разговоры. И по-прежнему верно, хотя в последние годы ситуация улучшилась, что существует множество переводов Платона, в которых вы не можете прочитать целую страницу, не наткнувшись на то, чего ни один англоговорящий человек никогда бы не сказал или никогда не говорил. Таким образом, уравновешивая противоречивые требования переводчика, я попытался придать наивысший приоритет, лишь за несколькими исключениями, требованию, чтобы то, что я написал, звучало как разговор. Опасность в этом, поскольку я не являюсь профессиональным исследователем Платона, заключалась в том, что, пытаясь придать этому разговорный характер, я мог бы прибегнуть к интерпретации, которая противоречила бы согласованным и общепринятым взглядам тех, кто был учеными. Учитывая это, мне исключительно повезло, что моим академическим наставником был Джон Феррари. Я бы никогда не взялся за проект без его поощрения и гарантии помощи и поддержки. И как только я приступил к этому, я обнаружил, что он готов посвятить огромное количество своего времени проверке моих ранних черновиков – трудоемкой задаче, которая включала в себя чтение всего текста с греческого, пометку сотен (буквально) отрывков, где он не согласен с тем, что я написал, точное подробное объяснение, почему он не согласен, и (благослови его господь) предложение альтернативы в каждом конкретном случае. Его влияние наиболее сильно в тех отрывках, где перевод ключевых терминов был предметом многочисленных критических дискуссий, но нет ни одной части перевода, которая не извлекла бы неизмеримую пользу из его комментариев, советов и предложений, и это следует рассматривать, в очень значительной степени, как совместную работу, а не только мою. Для него это был огромный труд, и я в большом долгу перед ним за его выполнение.
  
  ТОМ ГРИФФИТ
  
  OceanofPDF.com
  Предисловие редактора
  
  
  
  
  
  
  
  Мысль о переводе "Республики" Платона вряд ли приходила в голову любому платонику. Всякий раз, когда это пересекалось с моим, я решительно отвергал это. Слишком много призраков учености витало вокруг его текста, слишком много подводных камней таилось на каждой странице, и было слишком легко предвидеть невозможность постоянно удовлетворять всех читателей. Затем я обнаружил замечательный перевод Симпозиума Тома Гриффита Платона и увидел, что, в конце концов, для меня может быть отведена роль в создании нового перевода Республика, техническая, консультативная роль, и что усилия окупятся многократно. Я имел честь исключительно тесного редакторского сотрудничества с Томом, когда оформлялся его перевод, и он сотрудничал с неизменным умом, терпением и тактом. Несмотря на все мое неустанное редактирование деталей, перевод по сути остается его собственным. Я опубликовал введение, примечания и другие вспомогательные материалы – все из которых выиграли от тщательного изучения Тома.
  
  ДЖОН ФЕРРАРИ
  
  OceanofPDF.com
  Введение
  
  
  
  
  
  
  
  "Республика" Платона - первая великая работа западной политической философии, которая более двух тысяч лет удерживала власть над воображением политических мыслителей. Это также было в значительной степени результатом конкретных исторических обстоятельств. В этом введении мы рассмотрим политическую нестабильность греческого мира в конце пятого и начале четвертого веков до н.э. и исследуем культурные факторы, которые, скорее всего, повлияли на Платона, когда он начал писать "Республику", принимая во внимание, что он был не только выдающимся философ, а также литератор, педагог и, что не менее важно, афинский аристократ (стр. xi–xxii). Затем мы оценим позицию Республики в политической философии (стр. xxii–xxv) и представим основы ее аргументации (стр. xxv–xxxi). Мы начинаем с душераздирающего эпизода из афинской истории – эпизода, в котором семья Платона сыграла главную роль.
  Тридцать
  
  Двоюродный брат матери Платона был тираном. В течение одного судорожного года, от лета к лету, 404-403 До н. э. Критий, сын Каллаэшруса, стал лидером хунты из тридцати человек, навязанной Афинам иностранной державой, разоружил население, приказал убить сотни видных людей - некоторых из–за их денег, некоторых для сведения старых счетов, других потому, что они были соперниками – и погиб, сражаясь с бандой изгнанников, которые вскоре после этого восстановили в городе демократию. Дискуссия, описанная в "Республике" Платона, происходит в доме семьи, которой суждено было погибнуть от рук Тридцати. Полемарх, согласно истории, которую рассказал выживший его брат Лисий, был одним из тех, кого убили из-за их денег. Сам Лисий продолжал финансировать демократическое сопротивление и снабжать его за счет семейного оружейного бизнеса. Сопротивление базировалось в Пирее, портовом районе Афин, который притягивал не только семьи успешных иммигрантов, таких как семья Лисия и Полемарха, чей дом находился там, но и низшие слои общества, которые укомплектовывали и обслуживали афинский флот. Ярлык ‘люди Пирея’ появился для обозначения тех, кто боролся за демократию. Решающее сражение – конфликт, в котором Критий потерял свою жизнь, – произошло у храма Бендис, богини, праздник инаугурации которой дал Сократу, лидеру дискуссии в доме Полемарха, повод приехать в Пирей в первую очередь. Другим, кто потерял там свою жизнь, был Хармид, член Тридцати, на котором лежала особая ответственность за Пирей. Он был дядей Платона. Не только Платон, но и дядя Главкона и Адейманта, поскольку Платон отводит главную роль в дискуссии двум своим собственным братьям и ставит их в наилучшие условия с семьей, которую их родственники разорят. Сократ, со своей стороны, навлек на себя враждебность вернувшихся демократов, потому что считал таких, как Критий и Хармид, своими философскими товарищами.
  
  Трудно понять, что делать с мизансценой Платона, и возникает соблазн обратиться к автобиографическому отрывку из его Седьмого письма (324c–326b), который призван описать его собственные отношения с Тридцатью. Письма знаменитостей были любимым произведением писателей-фантастов и откровенных фальсификаторов в древности, и ни одно из платоновых писем не вне подозрений, хотя ученые в наши дни склонны считать седьмое подлинным. Но пусть это останется для Платона только как платоновское Апология Сократа соответствует фактической защитительной речи, произнесенной Сократом на суде за его жизнь; тем не менее, она останется наиболее важной интерпретацией политических мотивов Платона, сохранившейся с античности. Платон говорит о том, что его родственники и другие, кого он знал в хунте, пригласили его присоединиться к их предприятию, и о том, как это возбудило в юноше–идеалисте - ему было чуть за двадцать – надежды на лучшее общество и рвение к власти, способной его осуществить. Разочарование пришло быстро. Инцидент с участием Сократа выбран в качестве эмблемы безнравственности режима: его попытки вовлечь его в мстительный арест гражданина, которого он объявил врагом общества, и его мужественный отказ сделать это.
  
  Однако оказалось, что возрожденная демократия так же мало считалась с независимым характером Сократа, как и ее деспотичный предшественник, и преследовала его за подрыв традиционных религиозных убеждений – очень серьезное обвинение, равносильное предательству, и любимое для использования против интеллектуалов. Последовавшая за этим казнь его наставника-философа произошла, когда Платон в очередной раз обдумывал, хотя и более осторожно, чем раньше, вступление в политику; и в очередной раз он потерпел неудачу. С возрастом его осознание препятствий на пути к хорошему управлению обострилось, как он сообщает нам в этом открытом письме, в конце концов он пришел к пониманию того, что ни одна форма правления ни в одном из существующих государств не является удовлетворительной, и был вынужден заявить, что всеобщему убожеству не будет конца, пока философы, которые видят справедливость во всей ее сложности, не получат политическую власть, или пока существующие правители не научатся истинной философии.
  Фракция
  
  Это хорошая история и трогательное предисловие к жизни политически ангажированного философа, который достиг зрелости в греческом мире начала четвертого века До н. э. - мир небольших гражданских сообществ, независимых друг от друга и ревниво относящихся к статусу, предоставляемому гражданством, но готовых заключать союзы с другими городами для самозащиты и поражения своих врагов, готовых даже признать гегемонию тех городов, которые стремились расширить свою власть, предлагая защиту, но при этом все стороны осознают, как легко может измениться лояльность, основанная только на личных интересах. Предпринятые в четвертом веке попытки объединить греческий мир в ‘панэллинском’ сопротивлении Персии шли рука об руку с ностальгическим заявлением что этот мир когда-то обладал чувством общего блага, столетием ранее, когда он отразил персидского захватчика. Но если она когда-либо и обладала таким чувством, то сейчас ее поведение противоречит этому. Общее благо было скорее идеалом, который каждая гражданская община поддерживала в своих собственных границах. Действительно, именно стремясь к этому идеалу, греки поддерживали сопротивление персидскому царю на концептуальном уровне, даже когда некоторые из них заключали сделки с его агентами. Во всей Персидской империи, говорили они себе, жил только один свободный человек, ее царь, чьи подданные были его рабами; но греческие города – те, которые сами не находились в руках тиранов, – были самоуправляющимися республиками, неважно, олигархическими или демократическими, как бы строго ни соблюдались привилегии их правящих классов, как бы ни был ограничен их список полноправных граждан. Ибо принадлежала ли политическая свобода немногим или многим, она принадлежала также и самой республике.
  
  То, что таков был идеал, подтверждается только тенденцией греческих политических теоретиков придерживаться предвзятого взгляда на политическую реальность и рассматривать ее как движимую негодованием, алчностью и амбициями групп интересов. Не только общее благо было забыто в суматохе фракционности внутри отдельных городов – то есть на арене, где, как считалось, это благо находило свой естественный дом, – но фракционность подпитывалась отсутствием общего блага за пределами этой арены, в сети отношений между греческими городами. История Фукидида (3.82) объясняет, как война между Афинами и Спартой в конце пятого века предоставила фракциям в небольших городах предлог призвать на помощь внешние силы – Афины, если фракция стремилась к демократии, Спарту, если она стремилась к олигархии. В такие времена могущественных союзников можно было заполучить, если попросить. Общая картина не прекратилась с войной, о которой писал Фукидид, но сохранялась и разветвлялась вплоть до четвертого века, даже когда силовые блоки стали менее четко очерченными – Спарта приходила в упадок, Афины возрождались, а Фивы становились заметными. Для политического дискурса того времени было характерно превращать проблемы в антагонизм между олигархией и демократией, а это, в свою очередь, в антагонизм между богатыми и бедными.
  
  Как знал Платон, такой анализ был не совсем точным. Некоторые олигархии и демократии были более олигархическими или демократичными, чем другие; дихотомия ни в коем случае не исчерпывала диапазон политических систем; во многих местах существовало то, что греки тоже называли средним классом. Какими бы частыми ни были призывы к списанию долгов и перераспределению земли, оспариваемый приз был политическим, по крайней мере, в той же степени, что и экономическим. Демократические Афины имели свои различия в благосостоянии – действительно, на богатых полагались в финансировании общественных услуг, – но политическая власть и юридические права распространялись на всех взрослых афинян мужского пола. Повсюду борьба обычно начиналась с разделения внутри элиты: между теми, кто хотел, и теми, кто не хотел заключать политические сделки с населением. Несмотря на эти предостережения, понятно, что заинтересованный наблюдатель в четвертом веке подумал бы, что мир оказался в ловушке фракционных качелей. Читатель Седьмое письмо можно вполне поверить, что Платон, который видел, как человек, которого он объявил самым добродетельным своего времени, сначала пострадал при Критии и его олигархии, а затем снова при демократии, в конце концов воскликнул бы: "чума на оба ваших дома".
  
  Поэтому на первый взгляд удивительно, когда Каллиполис, идеальный город, задуманный в Республике, оказывается, не только соответствует конституции, которую Критий пытался навязать Афинам, но и продвигает ее дальше, чем, возможно, даже Критий мог себе представить.
  Спартанская утопия?
  
  Иностранной державой, поддержавшей переворот Крития, была Спарта. Для афинянина благородного происхождения, такого как Критий, быть любителем спартанских обычаев не было ничего необычного. Его разнообразные труды, из которых у нас есть только фрагменты, включали хвалебные описания спартанской системы, и в этой практике ему следовал другой джентльмен из числа соратников Сократа, Ксенофонт, спартанская конституция которого сохранилась полностью. Афинян с олигархическими симпатиями или элитарными взглядами часто обвиняли в том, что они ведут себя как спартанцы, а некоторые заходили так далеко, что одевались и причесывались по-спартански. Но никто не зашел так далеко, как Критий, который, похоже, хотел переделать все Афины по образу и подобию Спарты.
  
  Контраст между афинской и спартанской системами был разительным во многих отношениях. В социальной географии: в то время как Афины прилагали все усилия для равномерного распределения гражданских привилегий по району, находящемуся под их непосредственным контролем, в спартанском регионе было ядро граждан, окруженных подчиненными-негражданами в деревнях и сельской местности. В их экономике: в то время как афиняне всех социальных рангов могли заниматься полным спектром коммерческой, сельскохозяйственной и другой деятельности, способной приносить богатство, небольшая и сплоченная группа полноправные граждане Спарты жили за счет излишков сельскохозяйственной продукции, производимой большим количеством государственных крепостных, и от них ожидалось, что они будут держаться в стороне от занятий зарабатыванием денег. В их военной организации: Спартиаты (граждане Спарты) были воинами на постоянной основе, которые общались друг с другом, даже когда не были в походе, и идентифицировали себя привилегией носить оружие, которое негражданам выдавалось только при необходимости; большинство солдат и матросов, сражавшихся за Афины, напротив, призывались во время кампании из числа обычных граждан. По степени их открытости: Афины поощряли оседлость иностранцев (как государственный деятель Перикл поощрял отца Полемарха Кефала эмигрировать с Сицилии), натурализовали религиозные культы (как в случае с культом фракийского Бендиса) и приветствовали художественное разнообразие и эксперимент; Спарта была гораздо более осторожной на всех этих фронтах.
  
  На этом фоне действия Тридцати отражают ценности их спонсоров. Они составили список примерно из 3000 сторонников – примерно столько было спартиатов в то время – разоружили остальных и запретили им жить в пределах города. Они сделали иммигрантами особые цели. Отношения, которые они начали устанавливать с 3000, были аналогичны отношениям между консервативной герусией или сенатом Спарты и коллективным органом спартиатов. Нам говорят, что они сделали все это ради того, чтобы очистить город от несправедливых людей и склонить его к добродетели и справедливости. Ибо слава Спарты зависела не от ее действий за границей или блеска дома, а от особого образа жизни. Спарта была ничем без длительного, строгого и единообразного воспитания в духе добродетели, которое она навязывала спартиатской молодежи, с целью воспитания дисциплинированных мужчин и действительно благородных женщин, носителей суровой и воинственной культуры , которая подавляла внутренние разногласия и придавала месту репутацию евномий, закон и порядок.
  
  Если бы правление Крития было слишком кратким и изматывающим, чтобы мы могли быть уверены в его конечном направлении, не может быть сомнений в том, что современный читатель уловил бы в Каллиполисе своего двоюродного брата нечто большее, чем просто привкус Спарты. Это также город, отличающийся образом жизни своей военной элиты, стражей, которые полностью посвящают себя задачам обороны и полицейской деятельности, а свои материальные потребности обеспечивают подчиненный класс фермеров и ремесленников. Город держится или падает благодаря воспитанию и образованности своих опекунов, особенно строгому и консервативному процессу привития дисциплины и формирования хорошего характера. Женщины среди стражей в необычной степени разделяют образ жизни мужчин. И в замечательном отрывке в конце Книга 7 предполагается, что быстрым и простым способом добиться всего этого для тех, кто находится у власти, было бы запретить всем старше десяти лет проживать в черте города, чтобы дети получали образование в изоляции от своих родителей.
  
  Но что бы сделал современный читатель об этой квазиспарте, об этом посткритическом перевороте, когда он обнаружил, что правителями Каллиполиса должны были стать не просто достойные сенаторы, а философы, интеллектуалы, вышедшие из рядов стражей и получившие образование в математике и диспутах? Подобные предметы не входили в программу спартанского образования; Спарта была печально известна тем, что в ней не было книг, а бойцы гордились тем, что избегали модных разговоров. И будут ли предъявлены обвинения "тимократии", первому из несправедливых обществ, рассмотренных в Книга 8, усилили недоумение этого читателя или развеяли его? Тимократическое общество ценит милитаризм и ставит человека чести превыше всех остальных; его недостатки - это недостатки современной Спарты, не искушенной интеллектуальными добродетелями.
  
  Несмотря на то, что институты Каллиполиса черпают вдохновение в исторических революциях и знакомых обществах, в конечном счете они превосходят все, что известно греческому миру. Дискуссия ставит перед собой задачу найти справедливый город, но обнаруживает, что она не может остановиться на утопии. Насколько серьезно Платон воспринял это утопическое видение, долгое время было спорным вопросом. Основная линия дебатов разделяет тех, кто рассматривает Каллиполис как идеал, функция которого состоит в том, чтобы мотивировать усилия к личному, а не гражданскому совершенству, от тех, кто рассматривает его как руководство для будущий прогресс на политическом, а не только на индивидуальном уровне. Другая школа мысли отрицала, что Платон хотел, чтобы Каллиполис даже казался желанным, не говоря уже о практической возможности. Вопрос о том, является ли "Республика" произведением в первую очередь моральной или политической философии, будет рассмотрен в последующих разделах (стр. xxii–xxix). Пока мы все еще прослеживаем исторический контекст произведения, давайте вместо этого рассмотрим утопические идеи, актуальные во времена Платона. Здесь фантастические и серьезные элементы легче различимы, чем в Республике.
  
  Фантастическое мы находим наиболее отчетливо в комедиях Аристофана – в стране птиц-кукушек в облаках, городе в небе, где сбываются мечты об абсолютной власти; в средствах достижения панэллинского мира и спасения, предложенных в "Лисистрате", когда женщины примиряют своих враждующих мужей, объявляя секс-забастовку; в женском правлении, которое проявляется в "Женщинах на Ассамблее (или Ecclesiazusae), в которой афинские женщины, переодетые мужчинами, сначала голосуют за то, чтобы прийти к власти, а затем достигают социального согласия путем равномерного распределения двух главных объектов общественного вожделения: женщин и богатства. Как нам сказали, равное распределение собственности было впервые предложено серьезным теоретиком-утопистом, неким Фалеем из Халкидона. Менее загадочным является Гипподам Милетский – вероятная модель для геометра-аристофана и градостроителя Метона, который предлагает проложить ‘улицы’ Облачной страны кукушек по радиальному рисунку. Теории Гипподама были теориями социального инженера и архитектора, а иногда и обоих вместе, как в его предложении разделить землю в соответствии с занятиями и потребностями различных классов в городе. Он выступал за строгое разделение граждан на три функциональные группы, хотя его представители были фермерами, ремесленниками и воинами, а не производителями, воинами и царями-философами Республики. В градостроительстве его имя ассоциировалось со строго правильной геометрической линией, и некоторые из его планировок действительно были построены – в том числе для Пирея, где он жил и работал. В целом, современный читатель должен иметь в виду легкость, с которой города в греческом мире могли быть восстановлены, перемещены или начаты с нуля. Хотя Сократ в "Республике" ясно дает понять, что он использует метафору, когда называет себя и своих партнеров по дискуссии основателями Каллиполиса, основание нового городка не было бы расценено как победа в небе. Существует история о том, что самого Платона попросили написать законы для одного такого города, Мегаполиса в Аркадии, но он отказался на том основании, что новые граждане не желали признавать равенство владений.
  
  Тем не менее, видение утопии градостроителем, подробная топографическая фантазия, которая стала неотъемлемой частью утопического письма сразу после Платона и определяет канон от Утопии Томаса Мора до Новостей ниоткуда Уильяма Морриса, заметно отсутствует в Республике. Платон приберегает этот мотив для диалогов-близнецов Тимей и Критий, в которых персонаж Критий, который является либо знакомым тираном, либо предком, призванным напоминать нам о нем, берет социальную систему, якобы существовавшую в Каллиполисе, и проецирует ее назад во времени на первобытные Афины. Затем он рассказывает историю ее борьбы с ныне исчезнувшим островным городом Атлантидой, чьи сверкающие дворцы и концентрическую сеть каналов он с любовью описывает. Письменность, с которой "Республика" предлагает сравнение, в меньшей степени напоминает "Шангри-Ла" и более откровенно политизирована.
  Философ и царь
  
  С одним из этих жанров мы уже сталкивались, примером чему служат труды Крития и Ксенофонта о конституции Спарты. Их способ внести свой вклад в оживленную современную дискуссию об относительных достоинствах различных конституций заключался в том, чтобы предложить пристрастное, идеализированное описание только одной. В качестве альтернативы, для критики, а не похвалы может быть выбрана единственная конституция – как в случае с Афинской конституцией, которая сохранилась с конца пятого века неизвестным автором, которого часто называют ‘Старым олигархом’. Традиционное название "Республика" скрывает намек на подобные произведения. Ибо, если Политеей по–гречески можно назвать некое сообщество, которое управляет само по себе и не имеет ничего общего с тиранией - "Республика" не является откровенно неправильным названием – это также обычное греческое слово, обозначающее ‘конституцию’. Значит, Платон написал не спартанскую конституцию или афинскую конституцию, а просто Конституцию.
  
  Сравнивая конституции друг с другом, теоретики четвертого века часто группировали их в три основных типа, усложняя более раннюю антитезу олигархии и демократии добавлением монархии. Фигура царя стала важным фокусом для размышлений о власти людей – не только власти правителя над теми, кем он правит, но и власти человеческого существа жить успешно. Концентрация власти в одном человеке сплавила моральное с политическим, сделала действия царя в политическом плане выражением его личной добродетели и упражнением в о саморазвитии. По крайней мере, это было темой второго рода сочинений, которые можно сравнить с Республикой. Она представлена для нас такими произведениями, как "Воспитание Кира" Ксенофонта, романтизированная биография персидского царя, в которой сложные отношения между республиканской и имперской политикой пронизаны добродетелями этого царственного образца. Сюда также относятся кипрские речи Исократа (Никоклу; Никоклу, или киприанам; и Эвагору) в которых содержатся его мнения об обязанностях, которые связывают королей со своими подданными и подданных со своими царями. Ко времени Ксенофонта Кир был давно мертв, кипрский царь Никокл не только жив, но и активно покровительствовал Исократу; однако оба автора выдумывают своих просвещенных монархов.
  
  А если царь был не просвещенным монархом, а деспотичным деспотом, чья воля была законом? Тогда Ксенофонт мог бы представить его признающимся в своем несчастье, как в Иеро, в котором сицилийский тиран с таким именем сетует на свою жизнь без любви в беседе с мудрым Симонидом, который утешает его несколькими осторожными советами по завоеванию популярности. Раннюю модель подобной сцены – противостояние философа и тирана – можно найти в Истории Геродота (1.30-33), где Солон, афинский мудрец и государственный деятель, предок Платона, отказывает царю Крезу в удовлетворении от того, что его считают самым удачливым из людей.
  
  Ксенофонт и Исократ оба были соратниками Сократа; другие ‘сократики’ тоже, если судить по названиям их утраченных или фрагментарных работ, писали на тему царствования и правления, и Платон не был первым среди них, кто написал сократовские диалоги. Образование Кира уже в древности соответствовало Республике. Исократ никогда не писал сократовских диалогов, но основал школу ‘философии’ – так он назвал то, чему он учил, хотя он отвергал спекулятивные и космологические исследования как слишком заумные и предлагал себя скорее как мастера искусства слова и образец для подражания граждански настроенным и политически вдумчивым. Школа, похоже, поддерживала нелегкое соперничество с группой студентов и компаньонов, которых Платон привлек в свой дом рядом с общественным парком недалеко от Афин, названный в честь малоизвестного местного божества, Академуса. В этой платоновской "Академии" приветствовались астрономы и математики, и обучение, проводимое царям-философам в Республике, обычно принимается как отражение этого факта. Философия все еще была гибким словом и охватывала интеллектуальную деятельность многих видов.
  
  Тогда Платон написал "Республику" не только как заинтересованный член политической элиты и проницательный наблюдатель за современными проблемами, но и как писатель, который оглядывался на литературные модели и косо смотрел на литературных конкурентов. Республика соответствует шаблону, когда она показывает жалкое положение тирана с точки зрения мудреца, и когда она фокусирует свои политические и моральные размышления на фигуре просвещенного короля. Но Сократ, хотя он и мудрый человек, призванный социальной элитой высказать свое мнение о добродетели и счастье, не ведет диалог ни с царями, ни с тиранами; скорее, в данном случае совет философа заключается в том, что философ должен оставаться не простым советчиком, а должен сам стать царем, или цари станут философами. Мы должны представить себе мудреца, который мог бы советовать самому себе о царственном счастье, ибо он сам был бы королем. Здесь Платон ломает литературную форму.
  
  Действительно, мы можем заподозрить, что значительная помпа, сопровождающая предложение Сократа, - это способ Платона заявить об оригинальности скорее как литературного писателя и теоретика образования, чем как политического реформатора. Сократ действует очень осторожно и демонстрирует большие колебания, прежде чем выступить со своим советом; его аудитория реагирует на это так, как если бы это было совершенно возмутительно (473с–474а). Тем не менее, исторически совпадение философских способностей и политической власти у выдающихся личностей ни в коем случае не было беспрецедентным. Один интеллектуал, разработавший свод законов, уже упоминался: Солон, предок Платона в шестом веке, который не только провел социальную реформу в Афинах, но и сочинял стихи о политических проблемах, за решение которых он был ответственен. Другой пример приводится "софистом" (странствующим профессором) Протагором, который написал законы для Турии и упоминается в "Республике" (600 г. до н.э.). Мы видели, что Критий тоже мог поначалу считать себя кем-то вроде царя-философа.
  
  В более общем плане философы VI–V веков, как правило, принадлежали к высшему эшелону своих сообществ и только по этой причине были призваны на политические должности - обязанность, которую, как сообщается, выполнили не немногие из них. Или рассмотрим пифагорейцев, которые придерживались строгого режима жизни, предназначенного для подготовки их душ к следующему миру, режима, который сочетал диетические табу с занятиями философией. Начиная с пятого века, они пришли к политической власти в южной Италии. Многие аспекты Считается, что философия Пифагора, включая ее математический акцент, оставила свой след в творчестве Платона, хотя проблема интеллектуальной задолженности осложняется нехваткой достоверных свидетельств в пользу пифагореизма в его ранние дни. Но нам сказали, что один философ-пифагорейец оказал не только интеллектуальное влияние на Платона, но и был его политическим союзником и хозяином: Архит из Тарента, семь раз избиравшийся в руководство своего города. Он был экспертом в военной баллистике, а также в математической теории, и позже Аристотель похвалил его город за его инновационную и социально сплоченную политику. Архит играет значительную роль в Седьмом письме; и некоторые распознали его под маской Тимея, в остальном неизвестного и, несомненно, вымышленного философа из южной Италии, которого Платон делает главным оратором в своем одноименном диалоге и который представлен как человек, достигший двойной высоты - политической должности и философских достижений.
  
  Итак, Платон преувеличивает, когда позволяет перспективе прихода философов к власти казаться столь же нелепой и смехотворной, как когда-либо Аристофан изображал спектакль о правлении женщин. Почему он это делает? Одна из вероятных причин заключается в том, что реакция на это предложение оправдывает Сократа в пространной защите его концепции подлинного философа, в ходе которой он объясняет положение философов в афинском обществе, как тех, кто достоин этого звания, так и тех, кто им не является, и излагает учебную программу философского образования. В этой учебной программе поразительно отсутствует искусство слова, преподаваемое такими людьми, как Исократ. Общим словом для обозначения политика в Афинах было просто "оратор", ретор, поскольку именно выступая в общественном собрании, гражданин обычно добивался известности. Главкон, чья импульсивность как проявлена, так и отмечена в "Республике", по-видимому, попытался выступить в собрании до того, как ему исполнилось двадцать лет – признак крайних политических амбиций. Безусловно, ему и его брату посвящены самые длинные и красноречивые политические речи в произведении. В предисловии к его Никокл, Исократ пишет о враждебности, вызванной красноречием тех, кто изучает философию – в его понимании этого термина, – и о том, что их подозревают в стремлении к эгоистичной выгоде, а не к добродетели. Цари-философы, жизнеспособность которых Сократ в конечном итоге убедил признать Главкона и Адейманта, более верны спартанской модели и избегают красноречия. Их политическая риторика заключается в знании того, как скрывать факты от граждан, которым правда могла бы только навредить; их искусство ведения диспута, краеугольный камень их образования, направлено на то, чтобы рассказывать вещи такими, какие они есть. Все это, конечно, из-под пера непревзойденного мастера словесного искусства. Платон выступает не против красноречия как такового, а против его современного места в политике и в образовании тех, кто принимал участие в политике.
  
  И Платон, и Исократ были образованными политиками. Но в то время как Исократ начал со своего коммуникативного искусства и утверждал, что задача выявления наиболее благопристойных соображений, с помощью которых можно выстраивать беседу, адресованную другим, на самые достойные темы, не может не наложить свой отпечаток на поведение практикующего, будь то публичное или частное, Платон, скорее всего, начал с концепции добродетели как самообладания и самопонимания – атрибутов, которые в некотором смысле являются предварительным условием философской жизни, но также выражаются ею, и с другой стороны, ее цель - и хотеть, чтобы характер человека наложил отпечаток на его политический дискурс, а не дискурс наложил отпечаток на человека.
  
  Тем не менее, было бы легко преувеличить контраст между Платоном и Исократом. На практике оба человека, похоже, были больше заинтересованы в продвижении компетентного правительства любой формы, чем в том, чтобы увидеть появление конкретной конституции. Соратники и студенты Платона в Академии были разношерстной компанией: некоторые были связаны со школой на протяжении многих лет и вели преимущественно интеллектуальную жизнь, прерываемую в нескольких случаях должностями законодателей или послов; другие были молодыми людьми из известных семей, которые приехали, чтобы завершить свое образование. В обеих категориях были иностранцы. В то время как некоторые из видных гостей вернулись домой, чтобы править как автократы, другие вернулись, чтобы отстранить автократов от власти. В целом, среди соратников Платона можно встретить почти все разновидности политических симпатий, будь то в иностранных делах (проспартанские, проафинские, промакедонские) или в конституционных предпочтениях.
  
  Самое заметное политическое приключение самого Платона соответствует великой традиции Солона и Креза. Он был вовлечен в политику Сиракуз и династии Дионисия I, выдающегося тирана своего времени, который завоевал себе империю на Сицилии и сделал Сиракузы блестящим воплощением своего личного богатства и великолепия. Дионисий стал стереотипным врагом свободы, и считается, что его приход к власти помог сформировать рассказ Платона о наступлении тирании в Книга 8. Примечательным аспектом великолепия его двора было его гостеприимство по отношению к поэтам, художникам, интеллектуалам; и Платон был одним из посетителей. Истории о том, как он развенчивал представление о себе тирана в лицо, кажутся слишком хорошими, чтобы быть правдой, слишком близко подобранными к Геродоту. Больше внимания уделяется рассказу о более поздних визитах Платона в качестве наставника по философии для преемника тирана, Дионисия II, и о его неспособности повлиять на недостойного и непокорного молодого автократа. В деталях мы должны еще раз обратиться к Седьмому письму. И все же, даже доверяя этому портрету Платона, стремящегося практиковать то, что он до сих пор проповедовал, мы находим здесь политические предложения, одновременно мягкие и ограниченные сицилийским контекстом. Дионисию должны были привить некоторые моральные устои, а затем отправить объединять сицилийские города против Карфагена, иностранного захватчика. Нет разговоров о классе опекунов, нет призывов предоставить женщинам роль в правительстве или перераспределить богатство – никакого Каллиполиса в поле зрения.
  
  Платон был мыслителем, учителем, писателем, полностью вовлеченным в противоречия своего времени, как политические, так и интеллектуальные. Если бы он уделял меньше времени, он, возможно, не жил бы так полно на нашей странице.
  Политическая работа?
  
  Несмотря на все исторические особенности Республики, она также получила прочное признание в качестве классики политической философии. Однако определить ее положение в рамках политической философии оказалось сложнее, чем можно было ожидать из-за канонического статуса произведения. Некоторые, действительно, задавались вопросом, следует ли это вообще считать политическим произведением. Разве она не ставит своей целью ответить на проблему индивидуального, а не коллективного действия и продемонстрировать притязания морали на индивидуальный выбор и его влияние на индивидуальное благополучие, независимо от социальных последствий (367b–e)? Разве Сократ явно не подчинял политику психологии, описывая социальные структуры только как аналог соответствующих структур характера внутри индивида (369a)? В каком случае было бы лучше подумать о Республике как произведение моральной философии. Другие предпочли подчеркнуть тот факт, что его предложения по социальной реформе – его утопические преобразования образования, прав собственности, самой структуры семьи – выходят далеко за рамки того, что требовало бы соответствия индивиду, и, похоже, разрабатываются ради них самих. Даже там, где это соответствие соблюдается более строго, в параллельном анализе несправедливых обществ и отдельных лиц, которые заполняют Книга 8 критика реальных социальных условий, которая вытекает из переписки, имеет свою собственную актуальность и остроту.
  
  И все же, если "Республика" по этой причине заслуживает классификации как политическое произведение, разногласия возвращаются с попыткой классифицировать его политическую позицию. Сосредоточьтесь на его желании обеспечить коллективное счастье (420b), его предостережениях против неравенства в благосостоянии и меркантильного этоса (421d–e, 556c), его усилиях избежать угнетения слабых сильными в обществе, и вы, возможно, обнаружите в этом первые признаки социализма. Посмотрите скорее на ограничение политической власти крошечной элитой (429a, 491a), рассмотрите их статус моральных образцов и спасителей (487a, 463b), их централизованный контроль над моральной и культурной, а также экономической жизнью общества, их евгенические методы (458с–461е), их обращение к цензуре и откровенному обману с целью сохранения порядка и поощрения хорошего поведения (389b–c, 414b, 459c–d), и вы можете подумать, что читаете пророческую хартию фашизма – как это делали некоторые ученые, с одобрением, перед Второй мировой войной, и многие, с отвращением, после нее.
  
  Одна современная позиция, происхождение которой никому не придет в голову проследить до Республики, - это либерализм. Что может быть дальше от идеала коллективного самоуправления через выборное правительство и дискуссии без цензуры, чем политическая жизнь Каллиполиса? В либеральном обществе для политических целей не существует морально превосходящих человеческих типов, но Каллиполис – если описать его сейчас его собственными терминами, а не современными категориями – это аристократия добродетельных. Философы имеют право формировать правящий класс благодаря своему моральному и интеллектуальному превосходству – их естественному превосходству, подкрепленному и усовершенствованному тщательным образованием. Должен ли Следовательно, теоретических потомков Республики следует искать скорее в разновидностях республиканизма, который, в широком понимании, возвышает идеалы гражданства и сообщества над индивидуализмом и ставит перед политикой цель поощрения добродетели? Конечно, Сократ без колебаний приписывает мудрость и мужество Каллиполису в целом, даже несмотря на то, что рассматриваемые добродетели ограничены небольшими классами населения (428b–430c) – подобно тому, как каждая греческая республика называла себя свободным и самоуправляющимся сообществом, независимо от того, насколько ограничен список ее граждан или правящий класс. Он ставит перед собой цель добиться процветания всего общества, не позволяя какому-либо конкретному классу или индивидууму процветать за счет целого (420b–421c). И он резюмирует задачу своих королей-философов как задачу моделирования общества, максимально приближенного к постоянным идеалам добродетели (501b).
  
  И все же, несмотря на все это, скорее Политика Аристотеля с его знаменитой декларацией о том, что человек - это политическое животное, и что целью общества является не просто жизнь, а хорошая жизнь, является более искренним инициатором этой традиции. Читатель "Республики" вряд ли уйдет с таким радостным ощущением возможностей самоуправляющегося сообщества. Оговорки касаются одной из центральных и наиболее приводящих в замешательство идей произведения: обществом должны управлять те, кто проявляет наименьшее рвение к выполнению этой задачи. Эта идея встречается у других авторов, включая Исократа и Аристотеля, но в связи с обычными политическими жалобами. Они неодобрительно относятся к чрезмерным амбициям или вздыхают по прежним временам, когда социально выдающиеся люди занимались общественной жизнью из чувства своего положения и вытекающих из этого обязанностей. Такие мысли появляются в Также Республика (347b, 520b–d), но они развиваются в направлении откровенного разочарования в политической жизни, что, как известно, аллегорически отражено в побеге философской души из тусклой и тесной пещеры ее культурной среды в залитые солнцем открытые пространства истинного понимания (514a–517c).
  
  Философ, даже философ, который становится королем, не смотрит на общество как на сферу, в которой он может воспользоваться своей свободой и реализовать свою добродетель, но скорее смотрит на жизнь разума ради его освобождения; он определяет себя не своим социальным положением или гражданскими ценностями, а своим индивидуальным поиском мудрости. За работу, которая, по правде говоря, не является предком либерализма, Республика придает необычный акцент личности; однако она рассматривает индивидуальность не как собственность, которая наделяет правами всех и дает обществу его определяющую основу, а как достижение немногих – достижение, в котором общество может играть, в лучшем случае, лишь вспомогательную роль. Неудивительно, что некоторые усомнились в том, что "Республика" действительно является политическим произведением. Скорее можно сказать, что это контрполитично.
  Город и душа
  
  Рассмотрим, как развивается дискуссия на ее ранних стадиях. Главкон предлагает рассказ о происхождении справедливости и закона. Человеческие существа были вынуждены принять законные ограничения своего стремления использовать друг друга в своих интересах, потому что они считали, что беспрепятственное удовлетворение этого стремления не стоит страданий от того, что они окажутся на стороне поведения, к которому оно подтолкнуло и других – результат, которого только сильнейший мог полностью избежать (358e–359b). Следовательно, устанавливать установленные законы в качестве критерия добра и зла - значит налагать ограничения на природу, поскольку человеческой природе свойственно продвигаться вперед за счет других. Есть как потери, так и приобретения: первенство естественного превосходства исчезает. ‘Настоящий мужчина’, тот, кто всегда может одержать верх, никогда бы не согласился ограничить свою власть (359b). История происхождения общества, которую выдвигает Сократ в ответ, представляет общественную жизнь скорее как органическое развитие, которое приносит нам счастье без ущерба для нашей природы. Поскольку никто из нас не является самодостаточным, каждый будет стремиться к координировать свои усилия с другими, чтобы обеспечить общие для всех потребности. Люди будут стремиться к задачам, для которых они естественным образом подходят, и специализироваться на них, потому что таким образом их потребности будут более эффективно удовлетворяться (370с). В результате этого процесса возникает простое деревенское сообщество фермеров, ремесленников и торговцев, которые живут довольной и богобоязненной жизнью, не испытывая явной потребности в правителях или законах (372a–b). Они координируют свой труд, как двое мужчин координируют свой ритм, управляя лодкой. Идентичных потребностей и общей рациональности достаточно, чтобы обеспечить сотрудничество даже при отсутствии иерархии.
  
  Главкон решительно отвергает эту счастливую сцену, которая считает ее совершенно лишенной цивилизованного изящества – ‘городом свиней’ (372d). Сократ позволяет втянуть себя в обсуждение сообщества, оснащенного городской роскошью, включая утонченную культурную жизнь. В этом месте, в отличие от рассмотренного вначале рудиментарного общества, нашлось бы место для интеллектуалов; и все же прощальное описание Сократом города свиней гласит, что это ‘настоящий город – так сказать, здоровая версия’ (372e). Здоровый город ставит свои цели не выше экономической стабильности и порядка, основанного на сотрудничестве среди своих граждан; утонченный город, напротив, раздут и воспален, и будет вынужден развязать войну со своими соседями, чтобы удовлетворить свои чрезмерные аппетиты (373d–e). Однако, когда образование и дисциплина, необходимые для военного сословия, потребовали очищения от декадентских влияний в общей культуре и, таким образом, восстановили строгость в городе в целом (399e), разве возвращение к здоровью и, действительно, достижение красоты в Каллиполисе – это слово означает "город красоты" – не намного превосходит простое счастье города свиней? Вопрос не так ясен, как может показаться. Мы не можем сомневаться в том, что Платон считал мир лучшим местом для присутствия в нем философов; но мы можем законно усомниться в том, что цели Каллиполиса как общества выше, чем цели здорового города, настоящего города, который он заменяет в дискуссии.
  
  Один из способов, с помощью которого могут возникнуть такие сомнения, заключается в рассмотрении сравнений, используемых для описания задачи хорошего правителя. Король-философ подобен капитану корабля или рулевому, который признает, что для управления кораблем государства необходимо обладать знанием звезд, времен года, ветров. Недостаточно, как полагают политики в условиях демократии, просто убедить судовладельца – население – позволить кому-либо взять в руки румпель (488a–e). Порт назначения не имеет значения в этой аналогии и не упоминается. Когда моряки-демагоги берут власть в свои руки, их целью не является установление нового курса но полакомиться корабельными припасами и превратить путешествие в кутеж. Общество - это просто корабль в море, а не судно, направляющееся в определенный порт. Что сделает настоящий рулевой, чего не сделают эти моряки, так это использует свои знания в навигации, чтобы избежать штормов и мелей - чтобы удержать корабль на плаву. Его политические цели ограничены безопасностью, стабильностью, социальной гармонией. Конечно, он стремится привить своему городу добродетель, что ясно из другого сравнения задачи царя-философа, в котором его сравнивают с художником, работающим над изображением характеров своих граждан (501a-c); но то, что он там рисует, - это просто социальные добродетели, необходимые городу в целом, дисциплина и справедливость превыше всего (500d). Он сам стал, благодаря своей философской деятельности и совершенно рациональному порядку вещей, к которому она предоставила ему доступ, настолько богоподобным, насколько это возможно для человеческого существа. Город, который он рисует по образцу этого рационального порядка, однако, описывается не как божественный, а только как человеческое подобие, и его обычные жители сами по себе не богоподобны, а лишь ‘настолько угодны Богу, насколько это возможно для человеческих характеров’ (500d против 501b-c).
  
  Добродетельное общество и добродетельный индивид действительно похожи в плане добродетели, и поэтому философ – этот образец добродетели – сродни прекраснейшему из городов, Каллиполю, городу, которым правят философы (435b, 498e). Но подумайте, к чему сводится это соответствие. Мудрость направляет жизнь философски настроенного индивидуума и гарантирует, что его материальные желания не станут отвлекающе материалистичными – применяя это предотвращение, если необходимо, с помощью амбициозного самоуважения. Анализ вытекает из Теория Республики о тройственной душе, согласно которой каждый человек характеризуется рациональным элементом, или любящим мудрость элементом, стремящимся к материальному, или выгодолюбивым элементом, и честолюбивым элементом, или любящим честь. Однако только в по-настоящему добродетельном человеке эти элементы должным образом сбалансированы. Точно так же в Каллиполисе политическая жизнь находится под руководством мудрых философов, которые следят за тем, чтобы фермеры и ремесленники, удовлетворяющие материальные потребности города, выполняли свои задачи и не нарушали равновесие экономики и не допускали разрушительного неравенства доходов, а вместо этого обеспечивали только достойную достаток. Если потребуется принуждение, военное сословие, которое защищает честь всего города, может осуществлять полицейскую деятельность.
  
  Из-за способа, которым устанавливается соответствие между обществом и индивидуумом – поскольку это соответствие элементов и отношений между этими элементами – добродетели лучшего общества и лучшего индивидуума могут быть объявлены одинаковыми, даже если они сводятся к чему-то совершенно разному. Справедливость – это многозначное слово, как в греческом, так и в английском языках – впервые обсуждалось в связи с соблюдением соглашений: погашением того, что кто-то должен, и предотвращением мошенничества (331b). Опираясь на самое широкое толкование того, что человек должен и что ему причитается, а именно как того, что заслужено, дискуссия пересматривает традиционную концепцию справедливости, не освобожденную от мести, согласно которой ‘око за око’ является аналогом ‘один хороший поворот заслуживает другого" – это вклад Полемарха (331d–336a). В рамках провокации Фрасимаха рассматривается идея о том, что вы заслуживаете того, что ваши сильные стороны и навыки позволяют вам приобрести для себя. Это идея, которую Главкон реконфигурирует как естественное состояние, и на ее фоне справедливость снова предстает как вопрос соблюдения соглашений, но в гораздо более широком смысле соблюдения конвенции закона.
  
  В конечном счете дискуссия останавливается на определении справедливости как ‘поступать по-своему’ (433b), где то, что принадлежит человеку, - это не то, что он в состоянии получить, а то, что лучше для него (586e). Каллиполис - справедливый город, потому что каждый из трех его элементов – цари-философы, воины и производители – выполняют ту задачу, для которой он лучше всего подходит, и каждый находится в соответствующем отношении к другим. Гражданская жизнь, которую это позволяет, – это жизнь экономической стабильности и гармоничного порядка - ценности, существенно не отличающиеся от ценностей города свиней, здорового города. Справедливый человек, напротив, – человек здоровой души, с тремя ее элементами в гармонии (444e) – оказывается не довольной свиньей, а полноценным философом, ибо принять мудрость за руководство в жизни - значит не просто быть рациональным и осмотрительным в обычном смысле, но и бескорыстно стремиться к пониманию своей высшей ценности. Только так рациональный элемент освобождается, становится открытым для всего спектра задач, для которых он лучше всего подходит: не просто контролировать другие элементы, но стремиться к мудрости ради нее самой (441e, 581b, 586e).
  
  Жизнь, которую ведет такой человек, соответственно, не просто стабильна и гармонична, но богоподобна и славна. ‘Делать все по-своему", когда дело касается отдельного человека, - это больше, чем вносить свой вклад в общество; это вести собственное дело. Индивидуальность - это достижение, и только философ обладает талантом для его достижения, ибо только он придает каждому элементу своего облика то, что для него лучше всего. Все остальные могут быть частью справедливого сообщества, но не могут сами, как индивидуумы, быть справедливыми. Сократ даже готов назвать их как индивидуумов ‘рабами’ справедливого человек, философ; однако, будучи гражданами Каллиполиса, их правители называют их не рабами, а казначеями и поставщиками, и они рассматривают этих правителей не как хозяев, а как спасителей и защитников (590d, 463b). Каждый гражданин должен найти свой уровень; никто не должен сохранять свое место только благодаря рождению, но, по крайней мере теоретически, должен быть повышен или понижен в должности в зависимости от обстоятельств (415b–c, 423c–d). Таким образом, Сократ пытается сохранить главенство естественного превосходства, от которого, по мнению Главкона, политическая жизнь должна отказаться. И все же ему удается сохранять преимущества гармоничного сосуществования, которые, как утверждал Главкон, в первую очередь оправдывают верховенство закона.
  
  Несоответствие между амбициями философа как индивидуума и целями города, управляемого философами, становится только более заметным, когда мы рассматриваем, как соответствие между индивидуумом и обществом проявляется в его несправедливых формах (книгах 8 и 9). Это спектр нарастающего морального разложения, который простирается от тимократии и тимократического человека через олигархию и демократию и заканчивается тиранией и демонстрацией того, что склонный к тирании человек, которому удается стать настоящим тираном, является самым несчастным из всех и не может реализовать ни одну часть своего внутреннего существа. (Хотя этот упадок представлен как последовательность во времени, последовательность режимов не соответствует истории, известной Платону – см. стр. xiii–xiv – или соответствует только в определенных деталях, а не в общей схеме. Но схема не является чисто символической. Во-первых, это ставит даже Каллиполис перед перспективой окончательного падения.) В отличие от философа, каждый из низших типов людей может видеть только до горизонта, установленного обществом. Тимократ стремится к почестям, олигарх - к деньгам, демократ - к свободе и равенству, тиранический человек - к потаканию своим желаниям. Дело не только в том, что эти амбиции требуют относительно развитой гражданской среды – это во многом относится и к философии, – но и в том, что они выражают себя исключительно в социальных терминах, как вопрос отношений человека с другими.
  Математика и метафизика
  
  Однако можно подумать, что если Каллиполисом правят мудрые философы, его гражданская жизнь более чем стабильна и гармонична, он сам может считаться мудрым. И, конечно, тщательная фильтрация декадентских или социально разрушительных образов и мыслей, полученных в процессе обучения стражей, могла бы быть успешной только в том случае, если бы культурная среда всего сообщества характеризовалась строгим изяществом, которым, в частности, должно быть проникнуто военное сословие (401b–d)? Безусловно, Республика содержит один из самых ранних расширенных анализов (в книгах 2, 3 и 10) о силе культурных артефактов всех видов формировать дух больших групп – тип анализа, знакомый в наши дни по спорам о влиянии рекламы и цензуре порнографических изображений или изображений насилия. И все же даже жители такого примитивного места, как город свиней, пели хвалу богам – одна из частей поэзии, разрешенной в Каллиполисе, с ее стихами, восхваляющими богов и добрых людей (372b, 607a). Точно так же грациозность, привитая хранителям их музыкальным и поэтическим образованием, направлена и отражает не что иное, как социальную гармонию и сплоченность, а также благочестие и патриотизм, которые далеки от истинного понимания (386a, 389d–e, 522a).
  
  Образование самых талантливых из них, однако, не останавливается на музыкальном и поэтическом, а продолжается математикой и философией. (Действительно, в ретроспективе предлагается, чтобы даже молодежь была ознакомлена с базовой математикой, 536d.) Государственная политика общества в целом поддерживает это высшее образование и обеспечивает условия, в которых те, у кого есть дар к философии, могут реализовать себя как интеллектуально, так и морально. Это условия, которые не может обеспечить ни здоровое, но рудиментарное сообщество, ни по-своему утонченный, но пришедший в упадок город. Здесь, в политической системе, достойной его, ‘собственный рост философа будет больше, и он станет спасением своей страны, а также самого себя’ (497a; сравните 492a). С другой стороны, когда в Книга 4 весь город, управляемый стражами, объявлен мудрым благодаря знаниям, которыми обладает только его правящий класс, целью этого знания является город – это опыт во внутренней и внешней политике (428d). Только позже в обсуждении Сократ проясняет, что знание, которое действительно делает стража способным править, - это философская мудрость, имеющая целью весь космос (484d, 486a). Вопрос в том, насколько тесна связь между этим знанием и политической деятельностью философа?
  
  На этот вопрос удивительно трудно ответить. В рамках процесса отбора к политической власти хранители получают десятилетнее образование, посвященное продвинутой математике, которое завершается пятью годами "диалектики’. О диалектике Платон намеренно уклончив. Это философский диспут, как и подобает его этимологической связи с греческим словом, обозначающим ‘беседу’ (534d, 539b–d); он использует глобальный, объединяющий взгляд на свою тему (537c); он направлен на обнаружение определений вещей и, следовательно, неизменных принципов всего существующего – ‘форм’ – достижение, наконец, понимания высшего принципа, формы блага (511b–c, 532a–b, 533b). Но нам не говорят, как она достигает этого подвига, и ученые спорят, является ли диалектическая деятельность каким-то видом метаматематики, или же она полностью выходит за рамки того, что подготовила математика.
  
  С одной стороны, десять лет математики кажутся слишком долгим сроком для изучения, которое было бы предназначено только для оттачивания интеллекта в общих чертах. И все же нам не нужно рассматривать образование короля-философа, с другой стороны, как усвоение математических структур, которые функционируют как чертежи для применения его знаний о благе в социальном мире. Это привело бы к тому, что, когда мы читаем о философах, обращающихся к формам, чтобы изобразить добродетели на холсте характера граждан, мы должны воспринимать их как воплощающих в обществе математическую пропорцию, структуру которой они впервые обнаружили в абстракции.
  
  Промежуточным звеном между этими двумя позициями было бы следующее. Требуется полная десятилетняя подготовка по математике, потому что только длительное знакомство с рациональным порядком ее объектов в сочетании с диалектикой может успешно передать душе сочувствующего ученика столь же рациональный порядок и пропорции (500с). Это согласуется с облагораживающим эффектом, приписываемым изучению астрономии и космической гармонии в "Тимее" (47b, 90d). Однако, получив образование, царь-философ использует свою математическую и аналитическую подготовку в политической сфере для решения конкретных проблем, возникающих, когда наступает его очередь управлять городом. Он не применяет свои математические знания к общей структуре сообщества и его институтов. Он унаследовал эту структуру – в конечном счете, от Сократа как "основателя" воображаемого города (519c) – и ему поручено просто сохранять ее. Частые взгляды взад и вперед на модель художника, подчистки и исправления – все это могло бы представлять повседневную работу по вынесению суждений, принятию второстепенных законов и управлению устоявшимися институтами, детали которых, по утверждению Сократа, нет необходимости сообщать (501b; сравните 423e, 425d). Книга 5 Никомахова этика Аристотеля, возможно, дает нам некоторое представление о том, как считалось, что математика имеет отношение к такой работе. Его тема - справедливость, но речь в нем идет в основном о "пропорциональном равенстве", "диагональном обмене" и подобных концепциях, связанных, с одной стороны, с экономикой справедливого распределения и коммерции, а с другой - с соотношениями прибыли и убытков, вознаграждения и наказания, которые способствуют исправительной справедливости.
  
  Работа по управлению Каллиполисом и обеспечению непрерывности его системы рассматривается философами не как привилегия, не как нечто грандиозное, а как необходимость (540b; сравните 520e, 347d). Каждый выполняет свой долг, но наибольшее удовольствие находит в философской деятельности, проводимой в компании себе подобных. Его отношение к политической жизни интригующе напоминает то, которое Главкон приписывал условно справедливому человеку, для которого правосудие - это компромисс, к которому прибегают не по своей воле, как к чему-то, что считается быть полезным, но скорее как нечто неизбежное (358с). Однако между этими двумя установками есть разница: философ правит не по своей воле – по крайней мере, если это понимать как то, что он избегал бы правления, если бы мог, – а скорее в признании того, что необходимо, чтобы все обернулось к лучшему, как для него самого, так и для его сограждан (592a, 520c–d). Великая и богоподобная вещь - это всего лишь философия, но философ - это не только философ. Он - человеческое существо, окруженное множеством потребностей и желаний, дрейфующее среди множества других человеческих существ. Поскольку он философ, он делает все возможное - ибо только в раю, где души просто мудры, лучшей альтернативой может быть непрерывное и совершенное созерцание (519c–d, 611c–612a). Политика Республики черпает свою силу в чувстве потери.
  
  OceanofPDF.com
  Руководство к дальнейшему чтению
  
  
  
  
  
  
  
  Библиографическое примечание к введению
  
  Для тех, кто желает изучить вопросы, возникающие непосредственно из введения редактора, рекомендуются следующие работы.
  
  Что касается общего исторического и культурного фона, то фундаментальными и удивительно живыми являются тома Кембриджской древней истории, 2-е издание, которые посвящены соответственно пятому и четвертому векам До н. э.: том. V, ред. Д. М. Льюис и др. (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1992) и том. VI [abbr. CAH 6], под ред. Д. М. Льюиса и др. (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1994). Важной справочной работой является К. Дж. Довер, Греческая народная мораль во времена Платона и Аристотеля (Oxford: Blackwell, 1974, repr. Индианаполис: Хакетт, 1994).
  
  Подробный отчет о правлении тридцати можно найти в книге Питера Кренца "Тридцать в Афинах" (Ithaca: Cornell University Press, 1982). Письма Платона можно изучить в переводе с критическими эссе Глена Р. Морроу "Послания Платона" (Индианаполис: Bobbs Merrill, 1962), дополненном критическими эссе.
  
  М. М. Остин дает краткий отчет о фракции в CAH 6 стр. 528-535 (‘Социальные и политические конфликты’). Полный обзор есть в книге А. У. Линтотта "Насилие, гражданские беспорядки и революции в классическом городе, 750-330 гг. до н.э." (Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1981). Мартин Оствальд, От народного суверенитета к суверенитету закона: право, общество и политика в Афинах пятого века (Berkeley: University of California Press, 1986), представляет собой подробную концептуальную историю. G. E. M. de Ste Croix, Классовая борьба в древнегреческом мире: от архаической эпохи до арабских завоеваний (Ithaca: Cornell University Press, 1981) рассматривает проблемы с марксистской точки зрения. Важным исследованием политических группировок в Афинах является книга У. Роберта Коннора "Новые политики Афин пятого века" (Принстон: Издательство Принстонского университета, 1971, переиздание. Индианаполис: Хакетт, 1992).
  
  Очень понятная социальная история Спарты и ее полярности с Афинами - это Антон Пауэлл, Афины и Спарта: Конструирование политической и социальной истории Греции с 478 г. до н.э. (Лондон: Routledge, 1988). Описание Республики, данное У. К. К. Гатри, История греческой философии, том. IV [Платон: Человек и его диалоги, более ранний период] (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1975), является представителем подхода к республиканскому утопизму, который понимает Каллиполис как личный идеал (см. особенно стр. 483-486). М. Ф. Берниит, "Утопия и фантазия: осуществимость идеально справедливого города Платона": 175-187 в книге Джима Хопкинса и Энтони Сэвила, ред., Психоанализ, разум и искусство: взгляды на Ричарда Уоллхейма (Оксфорд: Блэквелл, 1992), утверждает, что Платон серьезно относился к политическим реформам, запланированным в Каллиполисе. Подход, который ставит под сомнение то, что Платон хотел, чтобы Каллиполис вообще казался желанным, отождествляется с Лео Штраусом: смотрите вторую главу ("О республике" Платона) из "Города и человека" (Чикаго: издательство Чикагского университета, 1964). Интерпретирующее эссе в переводе Алана Блума "Республика" (Нью-Йорк: Basic Books, 1968) является более доступной версией этого подхода. Обзор утопической теории включен в главу У. Роберта Коннора "Историческое письмо в четвертом веке до н.э. и в эллинистический период": 458-471 в P. E. Easterling and B. M. W. Knox, eds., The Cambridge History of Classic Literature, том. Я [Греческая литература] (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1985). Эта глава также имеет отношение к вопросам, упомянутым далее.
  
  Широкий выбор политической теории до Платона, включая важные, но относительно малоизвестные тексты, такие как "Старый олигарх" и фрагменты Крития, переведен в книге Майкла Гагарина и Пола Вудраффа, ред., Ранняя греческая политическая мысль от Гомера до софистов [Кембриджские тексты по истории политической мысли] (Cambridge: Cambridge University Press, 1995). О Ксенофонте как политическом писателе и сократике см. главу Кристофера Брюэлла в книге Лео Штрауса и Джозефа Кропси, ред., История политической философии (3-е издание, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1987). Мартин Оствальд и Джон Линч рассказывают об Исократе и отношениях между его школами и школами Платона в главе 12a CAH 6 (‘Рост школ и продвижение знаний’). Вступительная глава книги Чарльза Кана "Платон и диалог Сократа: философское использование литературной формы" (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996) представляет собой обзор литературы, написанной сократи-ками как группой. Дискин Клей, "Истоки сократического диалога": 23-47 в книге Пола А. Вандера Вердта, изд., Сократовское движение (Ithaca: Cornell University Press, 1994), анализирует модели и предпосылки для сократического диалога как литературной формы. Классической современной работой о пифагорейцах является Уолтер Беркерт, "Знания и наука в древнем пифагореизме" (перевод Э. Минара-младшего, Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1972). О политическом участии членов Академии Платона, в дополнение к главе 12a CAH 6, упомянутой в этом параграфе, смотрите главу 10 ("Академия Платона и политика") П. А. Бранта, Исследования по греческой истории и мысли (Oxford: Clarendon Press, 1993), которая включает в себя отчет о связях Платона со старшим и младшим Дионисием, как и главы 5 и 13 CAH 6 (Дэвид Льюис "Сицилия", 413-368). До н. э.’ и ‘Дион и Тимолеон’ Х. Д. Уэстлейка).
  
  На стр. xxii–xxv введения: спор о том, следует ли считать "Республику" протофашистским произведением, достиг кульминации с публикацией vol. I Карла Поппера, Открытое общество и его враги (Лондон: Routledge 1945; последнее пересмотренное издание 1966). Этот вопрос может быть с пользой изучен в сборнике статей "Платон, Поппер и политика", под ред. Р. Бамбро (Кембридж: Хеффер, 1967).
  
  На стр. xxv–xxxi введения: смотрите работы по психологии, метафизике и математике, перечисленные под заголовком "Специфические аспекты мысли Платона и республики".
  Общие исследования Платона и Республики
  
  Две хорошие вводные книги по Платону - это Бернард Уильямс, "Платон" (Нью-Йорк: Routledge, 1999) и К. Дж. Роу, "Платон [Философы в контексте]" (Нью-Йорк: St Martin's Press, 1984). Г. М. А. Грубе, "Мысль Платона" (2-е издание, Индианаполис: Хакетт, 1980) остается полезной. Обсуждение Республики в vol. Четвертая часть Истории греческой философии Гатри (полная ссылка на стр. xxiii выше) полезна сама по себе и как переход к более конкретным темам; и то же самое можно сказать обо всем изложении Гатри о Платоне и отдельных диалогах в томах. IV и V. Классическая греческая политическая теория Эрнеста Баркера (Лондон: Метуэн, 1918), несмотря на свое название, полностью посвящена Платону и доплатоновскому контексту политической мысли. Джордж Клоско, Развитие политической теории Платона (Нью-Йорк: Метуэн, 1986), является полезным современным обсуждением политических тем в диалогах.
  
  Книга Р. Л. Неттлшипа "Лекции о республике Платона" (2-е издание, Лондон: Macmillan, 1901) по-прежнему заслуживает прочтения. Книга Бернарда Босанкета, дополняющая "Республику" Платона для английских читателей (2-е издание, Лондон: Rivingtons, 1925), представляющая собой философский комментарий к переводу, остается интересной, особенно с точки зрения ее гегелевской перспективы. Две ценные книги середины века - это Н. Р. Мерфи, Интерпретация Республики Платона (Оксфорд: издательство Clarendon Press, 1951), и, на более вводном уровне, Р. К. Кросс и А. Д. Вуз-ли, Республика Платона: философский комментарий (Лондон: Макмиллан, 1963). Последующее поколение работ, написанных философами и задуманных как введения, включает Николаса П. Уайта, дополнение к "Республике" Платона (Оксфорд: Блэквелл, 1979) и Джулию Аннас, Введение в "Республику" Платона (Оксфорд: Clarendon Press, 1981). Более амбициозными являются К. Д. К. Рив, Короли-философы: Аргумент республики Платона (Принстон: Издательство Принстонского университета, 1988) и Т. Х. Ирвин, Этика Платона (Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 1995) – работа, которая, хотя и посвящена не только Республика, дает влиятельный отчет о своей теории справедливости. Исследования, которые демонстрируют влияние Штрауса (см. стр. xxiii выше) и важны сами по себе, включают Сета Бенардете, Второе плавание Сократа: О республике Платона (Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1989) и Леона Крейга, The War Lover: Исследование республики Платона (Торонто: издательство Университета Торонто, 1994).
  Конкретные аспекты мысли Платона и Республики
  
  Обширная библиография, упорядоченная по темам, есть в книге Ричарда Краута, под ред., The Cambridge Companion to Plato (Cambridge: Cambridge University Press, 1992).
  
  Те, кто желает исследовать метафизические темы, озвученные в "Республике", могут начать с главы 9 только что упомянутого компаньона Николаса П. Уайта "Метафизическая эпистемология Платона" и перейти к более авантюрной области - "Образу и реальности в метафизике Платона" Ричарда Паттерсона (Индианаполис: Хакетт, 1985) и трудной, но блестящей работе Терри Пеннера "Восхождение от номинализма: некоторые аргументы о существовании в средних диалогах Платона" (Дордрехт: "Образ и реальность в метафизике Платона"). Рейдель, 1987). Совершенно иным является подход ‘тюбингенской школы’, которая понимает метафизические аргументы, содержащиеся в диалогах, как намеки на платоновскую метафизику, никогда в них не описываемую. Небольшая часть этой работы доступна на английском языке, но обратите внимание на краткий и доступный отчет Томаса А. Слезака "Чтение Платона" (Нью-Йорк: Routledge, 1999).
  
  Что касается психологии Платона в целом, обратитесь к отчетам, приведенным Сабиной Ловибонд, "Теория разума Платона": 35-55 в издании Стивена Эверсона, Психология [Companions to Ancient Thought] (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1991), и Чарльзом Каном, "Теория желания Платона", Обзор метафизики 41 (1987) 77-103. Современные исследования трехсторонней души в Республике включают Бернарда Уильямса, "Аналогия города и души в республике Платона": 196-206 в E. N. Lee и др., ред., Exegesis and Argument (Phronesis дополнительный том. 1, 1973), и Джон М. Купер, "Теория человеческой мотивации Платона", Ежеквартальный журнал "История философии" 1. 1984) 3–21. Их следует читать вместе с совершенно разными книгами Дж. Л. Стокса "Платон и трехсторонняя душа", Mind 24 (1915) 207-221.
  
  Обсуждение Платона в литературе и культуре см. в G. R. F. Ferrari, ‘Plato and poetry’: 92-148 в George Kennedy, ред., The Cambridge History of Literary Criticism, том. 1 [Классическая критика] (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1989), Кристофер Джанауэй, Образы совершенства: Платоновская критика искусств (Оксфорд: Clarendon Press, 1995) и М. Ф. Берниит, "Культура и общество в республике Платона", Лекции Таннера о человеческих ценностях 20 (1999) 215-324. Другой взгляд смотрите в главе 3 (‘Платон и поэты’) Х.-Г. Гадамер, Диалог и диалектика: восемь герменевтических исследований о Платоне (пер. П. Кристофера Смита, Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1980). Эндрю Баркер, Греческие музыкальные сочинения (2 тома. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1984, 1989) включает аннотированный перевод всех отрывков из Платона, имеющих отношение к музыке. Для более широкого контекста см. Х. И. Марроу, История образования в древности (пер. Г. Лэмба, Нью-Йорк: Sheed and Ward, 1956).
  
  Ян Мюллер дает полезный обзор места математики в мышлении Платона в своей книге "Математический метод и философская истина", глава 5 Кембриджского компаньона Платона (полная ссылка на стр. xxxv выше). Важными исследованиями, в которых рассматриваются противоположные взгляды на математику, являются Ф. М. Корнфорд, "Математика и диалектика в Республике VI-VII", Mind 41 (1932) 37-52; переиздания: 61-95 в R. E. Allen, изд., Studies in Plato's Metaphysics (Лондон: Routledge, 1965), и М. Ф. Берниит, ‘Платон о том, почему математика полезна для души", в T. Smiley, изд., Математика и необходимость в истории философии [Лекции Доуза Хикса по философии, Британская академия] (Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 2000). Корнфорд подчеркивает различия между математическим и моральным в Республике, Берниит подчеркивает их родство. Стандартной историей греческой математики в целом является история Т. Л. Хита, A History of Greek Mathematics (2 тома., Оксфорд: Clarendon Press, 1921, переиздание. Нью-Йорк: Дувр, 1981). Классическим исследованием учебной программы в Академии Платона и места математики в ней является работа Гарольда Чернисса Загадка ранней академии (Berkeley: University of California Press, 1945, переиздание. Нью-Йорк: Гарленд, 1980).
  
  OceanofPDF.com
  Основные даты
  
  
  
  
  
  
  
  Хронология не включает никаких предположений относительно того, когда Платон написал различные диалоги. О проблемах и трудностях, связанных с подобными попытками, смотрите краткий обзор на стр. xii–XVIII введения к книге Джона М. Купера, изд., Платон: Полное собрание сочинений (Индианаполис: Хакетт, 1997), или полные трактовки Хольгера Теслеффа, Исследования по хронологии Платона (Commentationes Humanarum Litterarum 70, 1982), и Леонарда Брэндвуда, Хронология диалогов Платона (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1990).
  
  
  
  OceanofPDF.com
  Сокращения и условности
  
  
  
  
  
  
  
  КАГ 6
  
  Д. М. Льюис и др., ред., Кембриджская древняя история, 2-е издание, том. VI [Четвертый век до н.э.] (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1994)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"