В ней описываются состояние людей до наступления эры Последнего Пророчества, качества Людей Дома Пророка и черты характера остальных людей 26
ХУТБА 3 27
Также известная как аш-Шикшикиййа. 27
В ней Его Светлость (А) критикует институт халифата, затем выражает свое терпение создавшимся положением и описывает присягу, приносимую ему последователями 27
ХУТБА 4 28
Являет собой одну из изящнейших речей хазрата Али (А), в которой он увещевает людей, предостерегая их от заблуждений 28
ХУТБА 5 29
Произнесена, когда скончался Посланник Аллаха — да благословит Аллах его и его род и да приветствует, — и обратились к хазрату Али (А) Аббас Ибн аль-Мутталиб и Абу Суфиан Ибн Харб, дабы принести ему присягу как халифу 29
ХУТБА 6 29
Произнесена после того, как Его Светлости рекомендовали не преследовать Талху ибн Убайдаллаха и Зубайра ибн аль-Аввама за вооруженное восстание; в ней описывается, что предательство не свойственно Его Светлости — да будет над ним мир! 29
ХУТБА 7 29
О тех, кто следует за сатаной 29
ХУТБА 8 30
В ней описываются события, связанные с аз-Зубайром; и Его Светлость призывает его принести присягу повторно 30
ХУТБА 9 30
В ней говорится о состоянии Его Светлости и его врагов (считается, что подразумеваются люди Джамала) 30
ХУТБА 10 30
Подразумевается сатана как аллегория группы отступников 30
ХУТБА 11 30
В ней Али обращается к своему сыну Мухаммаду бин аль-Ханафии, вручая ему знамя в день «Верблюжьей битвы» 30
ХУТБА 12 31
Произнесена, когда Его Светлости 31
была дарована Аллахом победа в «Верблюжьей битве», и сказал [по этому поводу] некто из его сподвижников: 31
«О, если бы кто-то из моих братьев был свидетелем того, 31
как помог тебе Аллах победить твоих врагов!» 31
ХУТБА 13 31
Осуждение жителей Басры после 31
«Верблюжьей битвы» 31
ХУТБА 14 31
Произнесена по тому же поводу 31
ХУТБА 15 31
В ней отрицается распределение Усманом земельных наделов 31
ХУТБА 16 32
После того как люди принесли Его Светлости присягу в Медине, он (А) осведомляет их о том, каково положение их дел, и разделяет на группы 32
ХУТБА 17 32
В ней описываются люди, стремящиеся к правлению, но недостойные его. Также названы две группы людей, вызывающих наибольшее недовольство Аллаха 32
ХУТБА 18 33
По поводу разногласий факихов в их фетвах. Здесь Повелитель Верующих порицает «людей мнения» и обобщает значение суждения на основании Корана 33
ХУТБА 19 34
В ней Повелитель Верующих обратился к Аш’асу бин Кайсу с минбара мечети в Куфе, и было в его речи нечто, вызвавшее протест Аш’асы, который сказал: «О Повелитель Верующих, эти твои слова — против тебя, а не в твою пользу», и низвел на него взор Повелитель Верующих, и произнес 34
ХУТБА 20 34
Содержит предостережение от небрежения и призыв искать прибежище у Аллаха 34
ХУТБА 21 34
Слово о просвещении и мудрости 34
ХУТБА 22 34
Произнесена Его Светлостью, когда он узнал о тех, кто нарушил присягу 34
ХУТБА 23 35
Включает наставление бедным вести аскетичный образ жизни и назидание богатым быть милосердными 35
ХУТБА 24 36
В этом обращении Его Светлости содержится призыв к сражению, подчинению повелениям Аллаха и наставление, как обеспечить победу в сражении 36
ХУТБА 25 36
До Его Светлости дошли сообщения о том, что люди Муавии оккупируют города, и его офицеры в Йемене — Убайдуллах ибн Аббас и Саид ибн Нимран — возвратились после поражения, нанесенного им Бусром ибн Аби Артатом. И тогда Его Светлость поднялся на минбар, опечаленный нерадивостью своих людей в отношении джихада и их несогласием с его (А) мнением, и сказал 36
ХУТБА 26 37
В ней описываются арабы до периода Пророчества а затем — их состояние до принесения присяги Его Светлости 37
ХУТБА 27 37
Его Светлость произнес эту речь, вдохновляя людей, узнавших о походе армии Муавии на аль-Анбар и не вступивших в сражение. Его Светлость указывает на преимущества джихада, 37
воодушевляет людей, упоминает о собственном владении 37
военной наукой и предупреждает о последствиях тех, 37
кто откажется подчиниться 37
ХУТБА 28 38
Она являет собой часть хутбы, начинающейся словами «Слава Аллаху, Который не скупится на милости», и содержит одиннадцать предостережений 38
ХУТБА 29 39
Его Светлость побуждает своих колеблющихся сподвижников к действиям в тот момент, когда Даххак бин Кайс, сподвижник Муавии, напал на паломников к Дому Господа после инцидента «хакамайн» 39
ХУТБА 30 39
Об убийстве Усмана. 39
Его Светлость выражает суждение об Усмане, о самом себе, о людях, совершивших убийство Усмана, и своей непричастности к этому убийству 39
ХУТБА 31 39
Обращена Его Светлостью к Абдуллаху бин Аббасу, отправившего его к Зубайру, дабы уговорить того покориться до начала «Верблюжьей битвы» 39
ХУТБА 32 40
В ней Его Светлость выражает пренебрежение ко времени, в котором он (А) живет, разделяет людей на пять категорий, после чего провозглашает аскетичное отношение к миру 40
ХУТБА 33 41
Произнесена Его Светлостью при выступлении на Басру; 41
в ней он говорит о мудрости ниспослания посланников, 41
указывает на свои достоинства и порицает хариджитов 41
ХУТБА 34 41
Произнесена Его Светлостью, когда он (А), 41
освободившись от хариджитов, 41
призвал людей выступить на Сирию; 41
в этой речи он говорит о том, что разочарован людьми 41
и призывает их быть стойкими 41
ХУТБА 35 42
Произнесена после тяжбы [о халифате] и того, как дошли до Его Светлости сведения об инциденте «хакамайн»; в ней прославляется Всевышний за все испытания, что были Им ниспосланы, после чего разъясняются причины этих испытаний 42
ХУТБА 36 42
Устрашение людей из Нахравана 42
ХУТБА 37 43
Проповедь, в которой упоминаются достоинства Его (А) — да будет над ним мир; произнесена после событий в Нахраване 43
ХУТБА 38 43
В ней объяснено, почему сомнение именуется сомнением, а потом разъясняется положение сомневающихся людей 43
ХУТБА 39 43
Произнесена Его Светлостью (А), когда ему стало известно о выступлении Нумана бин Башира, сподвижника Муавии, на Айн-ут-Тамр; в ней он стыдит людей и вдохновляет их на сражение 43
ХУТБА 40 44
О хариджитах; произнесена, когда Его Светлость услышал их клич «Нет суждения, кроме как у Аллаха» 44
ХУТБА 41 44
В ней Его Светлость осуждает предательство и предостерегает от него 44
ХУТБА 42 44
В ней Его Светлость предостерегает от суетных измышлений и чрезмерных надежд на земную жизнь 44
ХУТБА 43 45
Произнесена, когда указали сподвижники Его Светлости на необходимость приготовлений к войне с аш-Шамом (Сирией) и он (А) послал Джарира ибн Абдаллаха аль-Баджали к Муавии, который отказался присягнуть на верность 45
ХУТБА 44 45
Однажды Маскала ибн Хубайра аш-Шайбани приобрел некоторых пленников из племени Бани Наджия у одного из подчиненных Повелителя Верующих и освободил их, но, когда тот потребовал выплатить их цену, он отказался и убежал в Сирию к Муавии, по поводу чего Повелитель Верующих сказал 45
ХУТБА 45 45
Является частью длинной хутбы, которая произнесена в День Разговения и в которой восхваляется Аллах и принижается значение дольнего мира 45
ХУТБА 46 46
Произнесена Его Светлостью перед выступлением на Сирию; это молитва, с которой он, вдев ногу в стремя, обратился к Господу 46
ХУТБА 47 46
Упоминание о Куфе 46
ХУТБА 48 46
Произнесена во время похода на Сирию; 46
говорят, что Его Светлость произнес ее, 46
отправляясь из Куфы по направлению к Сиффину 46
ХУТБА 49 46
В ней собраны описания атрибутов Господних 46
и Знания Божественного 46
ХУТБА 50 47
В ней объясняются те проступки, что разрушают окружающий мир 47
ХУТБА 51 47
Произнесена [в тот момент], когда люди Муавии взяли верх над сторонниками Повелителя Верующих у разлива Евфрата в Сиффине и перекрыли доступ к воде 47
ХУТБА 52 47
Об аскетичном отношении к миру, воздаянии аскету в этом мире и в будущем (другая версия хутбы, приведенной ранее) 47
ХУТБА 53 48
Упоминание о Дне Жертвоприношения и качествах животного для жертвы 48
ХУТБА 54 48
В ней Его Светлость описывает состояние своих сподвижников в Сиффине, когда слишком затянулось их нежелание сражаться с людьми аш-Шама 48
ХУТБА 55 48
Произнесена, когда люди Повелителя Верующих проявили нетерпение из-за задержки разрешения вступить в сражение в Сиффине 48
ХУТБА 56 48
В ней Его Светлость описывает сподвижников Посланника Аллаха; произнесена в день сражения в Сиффине, когда он (А) призвал людей к примирению 48
ХУТБА 57 49
Описание человека негодного и достоинств Его Светлости — да будет над ним мир! 49
ХУТБА 58 49
Его Светлость обратился с ней к хариджитам, когда они стали отрицать всякое руководство, утверждая: «Нет суждения, кроме как у Аллаха!» 49
ХУТБА 59 49
С ней Его Светлость обратился к людям, когда призывал к сражению с хариджитами, но в ответ услышал: «Хариджиты уже перешли мост в Нахраване!» 49
ХУТБА 60 50
Произнес ее Повелитель Верующих, когда услышал весть о полной победе над хариджитами 50
ХУТБА 61 50
Повелитель Верующих также сказал 50
ХУТБА 62 50
Произнесена, когда Повелителя Верующих предупредили о возможности покушения на него 50
ХУТБА 63 50
Предупреждение не обольщаться здешним миром 50
ХУТБА 64 50
О стремлении к праведным поступкам 50
ХУТБА 65 51
Содержит тонкое исследование Божественного знания 51
ХУТБА 66 51
О воинских навыках; сообщается, что Повелитель Верующих произнес ее перед своими сподвижниками в ночь первой встречи [с врагом] в Сиффине 51
ХУТБА 67 52
Сообщают, что когда до Повелителя Верующих — да будет над ним мир — дошло известие о «событиях под навесом» после смерти Посланника Аллаха — да благословит Аллах его и его род и да приветствует, — то он (А) — да будет над ним мир — спросил: «Что сказали [по этому поводу] ансары?» Ему передали их слова «Да будет из нашего числа [один] повелитель и из вашего числа [другой] повелитель», на что Его Светлость — да будет над ним мир — сказал 52
ХУТБА 68 52
Произнесена, когда Его Светлость назначил правителем Египта Мухаммада ибн Абу Бакра, а тот был убит в результате переворота 52
ХУТБА 69 52
Предупреждение некоторым сподвижникам 52
ХУТБА 70 53
Произнесена на заре того дня, когда Повелитель Верующих был смертельно ранен мечом 53
ХУТБА 71 53
Произнесена в порицание жителей Ирака. 53
В ней Его Светлость предупреждает, что не стоит покидать поле боя в тот миг, когда помощь вот-вот должна подоспеть, после чего описывает, как люди сочли его слова ложными 53
ХУТБА 72 53
В ней Его Светлость научил людей молиться о Пророке — да благословит Аллах его и род его — и привел описания атрибутов Аллаха Всевышнего и личности Пророка 53
ХУТБА 73 54
Произнесена по поводу Марвана ибн аль-Хакама 54
ХУТБА 74 54
Произнесена, когда совет принял решение присягнуть Усману 54
ХУТБА 75 54
Произнесена, когда до Повелителя Верующих дошли слухи о том, что Омейяды подозревают его в причастности к пролитию крови Усмана 54
ХУТБА 76 55
О стремлении к праведным поступкам 55
ХУТБА 77 55
Произнесена, когда Саид ибн аль-Ас отказал в законном праве Его Светлости 55
ХУТБА 78 55
Состоит из слов, с которыми он (А) — да будет над ним мир — обращался к Господу с молитвой 55
ХУТБА 79 56
Его Светлость — да будет над ним мир — произнес ее, обращаясь к некоторым своим сподвижникам, когда призвал их выступить против хариджитов, и один из них, основываясь на знании астрологии, сказал ему: «Если выступишь ты, о Повелитель Верующих, в это время, я боюсь, ты не достигнешь успеха» 56
ХУТБА 80 56
Произнесена Его Светлостью после окончания «Верблюжьей битвы»; в ней описывается характер женщин и объясняется ограниченный набор их обязанностей 56
ХУТБА 81 56
Об аскетичном отношении к жизни 56
ХУТБА 82 57
Описание здешнего мира 57
ХУТБА 83 57
Это удивительная речь, именуемая «Аль-Гарра». 57
В ней содержатся описание божественных атрибутов, заповеди богобоязненности и отстранения от мирских благ, затем — то, что касается наступления Дня Воскресения, затем — предупреждение людям о тех мирских ловушках, в которых они оказались; после всего этого проявляется Его — да будет над Ним мир — преимущество в искусстве поминания Всевышнего Создателя 57
ХУТБА 84 60
Упоминание об Амре ибн аль-Асе 60
ХУТБА 85 60
В ней содержится описание восьми атрибутов Величия Господнего 60
ХУТБА 86 60
Содержит описание атрибутов Истинного Бога — Превелик Он, затем — увещевание людей быть богобоязненными и благоразумными 60
ХУТБА 87 61
В ней содержатся описание характера праведных и грешных, указание на место праведных наследников Пророка (итрат-ут-тайиба) и приводятся грешные измышления некоторых людей 61
ХУТБА 88 62
В ней содержится описание причин, ведущих людей к гибели 62
ХУТБА 89 62
О Величайшем Посланнике — да благословит Аллах его и род его — и о передаче Его воли имамом (А) 62
ХУТБА 90 63
Включает в себя описание предвечности Создателя и величия Его творений и завершается увещеванием 63
ХУТБА 91 63
Известна также как «хутба призраков» и относится к числу наиболее возвышенных речей Его Светлости (А) 63
ХУТБА 92 67
Произнесена, когда пожелали люди присягнуть Его Светлости 67
ХУТБА 93 67
В ней Его Светлость возвещает о своем обладании благодатью и знанием и объясняет суть заблуждения Омейядов 67
ХУТБА 94 68
В ней Его Светлость описывает Всевышнего Аллаха, затем разъясняет суть достоинств Благородного Пророка (С) и Людей Его Дома (А), после чего увещевает людей 68
ХУТБА 95 68
В ней Его Светлость утверждает достоинство Благородного Посланника (С) 68
ХУТБА 96 69
О Всевышнем Аллахе и Его Благородном Посланнике 69
ХУТБА 97 69
Его Светлость упоминает своих сподвижников и сподвижников Благородного Посланника (С) 69
ХУТБА 98 70
Его Светлость указывает в ней на притеснения Омейядов 70
ХУТБА 99 70
Об отрешении от мирских благ 70
ХУТБА 100 70
О Посланнике Аллаха (С) и Людях Его Дома (А) 70
ХУТБА 101 71
Это одна из проповедей, включающих описание битвы 71
ХУТБА 102 71
Продолжает ту же тему и содержит упоминание о Судном Дне и будущей участи людей 71
ХУТБА 103 72
Об отрешенности от мира 72
ХУТБА 104 72
Выше приводилась выдержка из другой версии этой хутбы, которая посвящена состоянию людей в эпоху джахилии и исполнению Пророком (С) его миссии по распространению Послания Всевышнего 72
ХУТБА 105 73
О некоторых качествах Благородного Пророка, предупреждении Омейядам и увещевании людей 73
ХУТБА 106 73
В ней Его Светлость (А) объясняет достоинства Ислама, упоминает о Благородном Посланнике (С), после чего стыдит своих сподвижников 73