Когда Кэрол идет подстричься в заведение Connies Clip, она не ожидает, что окажется на месте убийства. Но, конечно же, в задней комнате, задушенная шнуром от фена, сидит молодая помощница Конни, Кира. Пока Кэрол и ее подруга-сыщица Джуд наслаждаются тактическим шпионажем, пальцы Фетеринга твердо указывают на бойфренда Киры, Нейтана, который исчез. Но семья Натана также ведет себя довольно странно: будучи убежденными в невиновности Натана, они, кажется, не так уверены, что он действительно пропал. Тем временем бывший муж Конни Мартин, совладелец конкурирующей сети парикмахерских Martin & Martina, похоже, был настоящим дамским угодником со своими молодыми помощницами, включая саму Киру. Мог ли он заставить ее замолчать, прежде чем она разгласила его грязную тайну и потенциально разрушила его карьеру? Когда наши сдержанные леди-детективы решают, что ради раскрытия преступлений по соседству им можно подстричься не так уж и много, они также понимают, что это не простое дело и что некоторые люди не остановятся ни перед чем, чтобы сохранить свою личную жизнь в тайне…
Если бы ее парикмахер не был убит, Кэрол Седдон никогда бы не оказалась замешанной в убийстве в заведении Конни "Клип". Хотя она хорошо знала салон – и действительно, ей приходилось проходить мимо него каждый раз, когда она шла по Хай-стрит в неадекватный местный супермаркет Allinstore, – Кэрол никогда раньше не переступала его порога. Было что-то слишком публичное в том, что ей действительно сделали прическу в Фетеринге. С тех пор как она переехала на постоянное жительство в Западный Суссекс около десяти лет назад, ее инстинкты затворницы отдавали предпочтение анонимному салону в Уортинге, где каждые шесть недель ее прямые седые волосы подстригал до шлемообразной аккуратности неразговорчивый мужчина по имени Грэм. Договоренность ее устроила. Они с Грэмом были вежливы, но не проявляли никакого любопытства друг к другу, и их стрижки проходили в блаженном молчании.
Впервые Кэрол узнала что-либо о его жизни за пределами салона, когда услышала, что Грэм погиб в аварии на мотоцикле. Это произошло, когда она позвонила, чтобы договориться о своей последней регулярной встрече. Эмоции в голосе девушки, сообщившей печальную новость, решили Кэрол, что ей нужно найти другой салон. Она не хотела, чтобы идеальная отстраненность ее отношений с Грэмом была испорчена сентиментальными воспоминаниями других парикмахеров после его смерти.
Итак, вопрос заключался в том, куда ей пойти. Она проверила "Желтые страницы" , но была парализована в нерешительности огромным количеством доступных вариантов. Кэрол ненавидела свою замкнутую натуру, которая заставляла ее так реагировать. Обо всем. Почему она должна была делать из всего проблему? Она уже должна была вырасти из такого рода самоанализа. Ей было далеко за пятьдесят – ради Бога, она собиралась стать бабушкой – и все же, вопреки внешнему виду, который она придавала внешнему миру, все еще колебалась в принятии решений, как юный подросток.
В конце концов, поскольку часть ее знала, что она в конечном итоге сделает, она посоветовалась с Джуд. Стиль "птичье гнездо" ее соседки, вероятно, был не лучшей рекламой парикмахерского искусства, но она должна была где-то подстричься.
Как и следовало ожидать, Джуд оказалось, что ее не особо беспокоило, куда она ходит. Ее стрижки не проводились по жесткому графику. Она просто просыпалась однажды утром, чувствуя, что ее светлые локоны становятся немного лохматыми, или проходила мимо салона и зашла туда по прихоти. Она, однако, сказала, что Конни из заведения Connie's Clip на Хай-стрит была ‘абсолютно хороша’. Кроме того, ходили сковывающие слухи, что дела в салоне шли не так уж хорошо, и поэтому бронирование там поддержало бы местную индустрию.
Этих аргументов – вместе с непослушным состоянием ее волос – было достаточно, чтобы поколебать Кэрол. В тот же день, в среду, она схватила телефонную трубку и без особых затруднений записалась на первую встречу в заведении Connie's Clip на следующее утро, на девять часов.
♦
Стоя в ожидании на тротуаре в десять минут десятого, она пожалела о своем решении. Мимо проходили местные жители, легко одетые для теплого сентябрьского дня. Она знала, кто они; они знали, кто она; некоторые из них были даже людьми, с которыми она разговаривала. И теперь все они знали, что она ждала, когда ей подстригут волосы в заведении Connie's Clip. С самого детства Кэрол Седдон всегда хотела сохранять видимость секретности в отношении того, что она делала; она ненавидела, когда о ее намерениях узнавали.
Она пыталась выглядеть беспечной, как будто только что остановилась возле салона, чтобы проверить его витрину. Но красиво причесанные женщины и мужчины, чьи фотографии искусно выглядывали из-за каучуковых растений, не были объектами, способными надолго сохранить интерес. Несмотря на ее притворство, Кэрол Седдон выглядела именно тем, кем она была: женщиной средних лет, которую не пустили в парикмахерскую.
Она незаметно закатала рукав своего Burberry и посмотрела на свои наручные часы. Хотя единственным человеком, которого можно было увидеть на Фетеринг-Хай-стрит в тот момент, был пенсионер, погруженный в свои мысли и одетый в спортивную куртку, Кэрол двигалась так, как будто находилась под пристальным вниманием наблюдательной вышки тюремного лагеря.
Двенадцать минут десятого. Наверняка она не перепутала время ...? Наверняка девушка, ответившая на телефонный звонок, не сказала, что первая встреча назначена на девять тридцать ...? Подобные сомнения быстро развеялись. Нет, она определенно сказала ‘в девять часов’, и Кэрол спланировала все свое утро примерно на это время. Она вывела своего лабрадора Гулливера на прогулку по Фетеринговому пляжу, а после того, как подстриглась, собиралась еженедельно ходить за продуктами в магазин Sainsbury's.
О, это было глупо - просто стоять рядом. Пытаясь создать у забывчивой пенсионерки впечатление, что уход из закусочной Конни ровно через семнадцать минут (будучи Кэрол, она, конечно, приехала пораньше) был давно запланированным намерением, она решительно направилась обратно к своему дому, Хай Тор.
Когда она сделала первый шаг, серебристый хэтчбек с визгом затормозил у салона, и из него выскочила маленькая, встревоженного вида женщина лет сорока. Она выглядела так, как будто одевалась в спешке и прижимала к груди переполненную кожаную сумку. Ее карие глаза были напряжены от беспокойства. Никакой косметики ... а ее волосы с рыжими прядями, небрежно зачесанные назад резинкой для волос, не были хорошей рекламой бизнеса, которым она управляла.
Потому что, конечно, Кэрол сразу узнала ее. Конни Резерфорд, в честь которой было названо заведение Connie's Clip. Сковывающие сплетни гарантировали, что почти все в деревне знали, кто такие все остальные, но деревенский протокол требовал, чтобы вы по-прежнему не разговаривали с ними, пока вас не представят. Итак, Кэрол продолжила свое величественное продвижение к Хай Тор.
Парикмахерша, однако, не проявила подобных запретов. “Миссис Седдон!” - позвала она.
Что, как предположила Кэрол, было лучше, чем обращаться к ней по имени. Она грациозно повернулась. “Да?”
“Простите, вы из "девятого часа”, не так ли?"
“Ну, я так и думал”, - последовал ледяной ответ.
“Послушай, мне так жаль. Эта идиотка должна была быть здесь, чтобы открыть магазин без четверти девять”. Женщина порылась в сумке в поисках ключей. “Интересно, что, черт возьми, с ней случилось”. По-прежнему не получая никакой реакции от своей клиентки, она сказала: “Я Конни. Конни Резерфорд. Я управляю этим заведением”.
“О”. Кэрол восприняла информацию так, словно была удивлена опознанием. “Я Кэрол Седдон”.
“Да, я знаю. Ты живешь по соседству с Джуд”.
Кэрол была слегка обижена, подумав, что это ее претензия на славу в Фетеринге. Никто не знал о ее прошлом, о ее карьере в Министерстве внутренних дел. Здесь она была просто соседкой Джуд. И Джуд не жила в Вудсайд Коттедж почти столько же, сколько Кэрол была в Старшей школе. Впрочем, она не должна была удивляться. Джуд была общительной. Джуд легко сходилась с людьми. Джуда знали все.
Открыв дверь салона, Конни Резерфорд впустила свою клиентку и пошла через комнату, чтобы включить свет, болтая при этом. “Это действительно плохо. В наши дни у детей нет чувства учета времени. Вы даете им работу – и они благодарны? Они даже не понимают основ того, как прийти, когда обещают. Боже, если у меня когда-нибудь будут дети, я не позволю им вести себя так, как ведет себя большинство молодежи в наши дни ”.
Судя по возрасту Конни, Кэрол решила, что, если она собирается завести детей, ей лучше поторопиться с этим.
Но парикмахер пустился в очередные извинения. “Мне так жаль, Кира должна была открыться и быть готовой встретить тебя в девять. Я дал ей запасной комплект ключей – у меня только один – я думал, что могу ей доверять. Затем она должна была вымыть твои волосы, чтобы они были готовы к моей стрижке, когда я приду. О, хорошо, не волнуйтесь, я постираю это. Могу я взять ваше пальто, миссис Седдон? Теперь я могу называть вас ‘Кэрол’, не так ли?”
“Да”, - признал ее клиент.
“Ну, ты просто присаживайся сюда, а я включу музыку. Ты бы хотел немного музыки, не так ли?”
“Нет, я вполне счастлив не –”
Но Конни уже ушла, возясь с CD-плеером. “Я думаю, Abba, не так ли?”
“Эмм, нет, я –”
“Ничто не сравнится с Abba в том, что касается удаления паутины по утрам, не так ли?” Пока она говорила, звуки ‘Dancing Queen’ заполнили комнату. “А теперь не хотели бы вы ...?” Конни остановилась, очевидно, передумав над предложением.
“Хотел бы я чего?”
“Ничего”.
“Чего бы я хотела, если ты не возражаешь, так это чтобы ты сделала мне прическу ... поскольку я уже немного отстаю от графика”. Кэрол надеялась, что это прозвучало так, как будто у нее было более впечатляющее место назначения позже утром, чем прилавок с пастой в Sainsbury's.
“Очень хорошо”. Конни открыла кран над раковиной.
“Просто дай воде немного нагреться. Утром первым делом холодно. И давай наденем этот халат”.
Пока вода нагревалась, Кэрол осмотрелась в салоне. Сосновая обшивка стен и большие сырные вазоны в окнах придавали интерьеру слегка устаревший вид, который не развеяли афиши греческих праздников и фотографии моделей с экзотическими прическами. Основное убранство, вероятно, не менялось добрых десять лет, и это подтверждало предположение Джуда о том, что у заведения Конни "Клип" дела шли неважно.
Стилист подставила руку под льющуюся воду. “Почти достаточно теплая”. Затем она поймала нежеланный взгляд на свое отражение в зеркале. “У меня еще не было времени накраситься. О боже, если бы Кира была здесь, когда она должна была ...”
Но она решила, что говорить о недостатках своего персонала, вероятно, не лучший способ рекомендовать свой салон новому клиенту. Вместо этого она встала за креслом, гораздо ближе, чем хотелось бы Кэрол, так что их лица в зеркале оказались одно над другим. Конни нежно провела руками по волосам своей клиентки.
“Итак ... как бы тебе это понравилось, Кэрол?”
Она получила тот же ответ, что и все парикмахеры за последние пятнадцать лет – грубоватое ‘Та же форма, но короче’.
“Ты не подумал о том, чтобы придать этому немного цвета?” - предложила Конни.
“Я думал об этом, но отказался от этой идеи”.
“Даже не основные моменты?”
“Нет, спасибо”.
Конни Резерфорд была слишком опытна в своей профессии, чтобы спорить с новой клиенткой. “Я думаю, ты права, Кэрол. Этот стиль действительно подходит такому волевому лицу, как у тебя”. Еще одна проба воды, и полотенце было аккуратно закреплено вокруг шеи. “Теперь могу я снять с тебя очки?”
“Я сделаю это”, - ответила Кэрол, осознавая, как некрасиво это прозвучало. Она сняла прямоугольные очки без оправы и положила их рядом с раковиной. Ее бледно-голубые глаза смотрели открыто, даже угрожающе.
Конни умело развернула стул и опустила спинку так, что шея ее клиента аккуратно вошла в углубление в передней части раковины. Каждый раз, проделывая этот маневр, Кэрол не могла полностью стереть из памяти образ гильотины. Даже сквозь защитное полотенце она чувствовала холод своего керамического гнезда.
К этому времени температура воды была в самый раз, и Конни, хотя уже давно перестала выполнять подобную черную работу, не забыла навыки мытья волос. Ее сильные пальцы проникли в кожу головы, действуя одновременно чувственно и бодряще. Кэрол начала расслабляться.
И течение речи Конни соответствовало течению воды, успокаивая, снимая напряжение с ее клиента. Она быстро раскусила скрытную натуру Кэрол и знала, что лучше не спрашивать о личной информации. Вместо этого она продолжала легкомысленную болтовню о проблемах Фетеринга: о том факте, что тем летом посетителей было больше, чем ожидалось; о возможности того, что отдых на английском побережье снова входит в моду; о трудностях парковки на Хай-стрит.
Только в один момент была упомянута деталь личной истории Кэрол. Конни, которая не носила кольца на обручальном пальце, мимоходом упомянула, что она разведена, и добавила: “Совсем как ты”.
Сразу поняв, что ей нужно исправить этот промах, она объяснила: “Джуд упоминала об этом, когда однажды была здесь”.
Ах да? И сколько еще, задалась вопросом Кэрол, моя соседка рассказывала обо мне всем подряд? Но она действительно не могла заставить себя сердиться из-за этого. Джуд по натуре была сдержанной, и в таком рассаднике сплетен, как Фетеринг, семейное положение каждого было честной игрой.
“Так Седдон - это твоя фамилия по мужу?”
“Да”. Хотя Кэрол не была уверена, какое дело парикмахеру до этого.
“Да, я тоже застряла со своей. К тому времени, как я подумала о возвращении к своей девичьей фамилии, другая стояла во многих юридических документах, и что-у-тебя…Конечно, развод был особенно трудным для меня, потому что Мартин тоже был вовлечен в бизнес. Да, мы вместе основали клиповую Конни. Мы познакомились, когда оба работали в салоне в Уортинге и... ” Она печально пожала плечами, оглядываясь по сторонам, - Полагаю, это была наша мечта. Как и большинство снов, это развалилось, когда столкнулось с реальностью ”.
Понимая, что это было слишком уныло для ее выступления в роли вашего дружелюбного местного парикмахера, она выбрала себя из потенциальной ловушки. “В любом случае, позволь мне сказать тебе, что любой развод - это кошмар, но тот, в котором ты также пытаешься разделить бизнес-активы ... Ну, я надеюсь, что твой не был связан с этим ...”
Там был намек на то, чтобы добровольно рассказать о конце своего брака, если бы Кэрол захотела узнать об этом. Неудивительно, что она этого не сделала. Конни быстро продолжила. “И все же не стоит роптать. У меня здесь очень приятный маленький бизнес. Положение на Хай-стрит ... ну, конечно, это помогает. Как они всегда говорят, ‘Местоположение, местоположение, местоположение’. Все идет очень хорошо ”.
Вспомнив слова Джуд о ненадежном состоянии заведения Конни, Кэрол отнеслась к этому утверждению со щепоткой соли и рискнула задать свой собственный вопрос. “А твой ex-husband...is он все еще занимается парикмахерским бизнесом?”
Губы Конни Резерфорд сжались. “Можно сказать и так. Да, он управляет одной из крупнейших сетей салонов на Южном побережье”.
Очевидно, было доступно гораздо больше информации, и Кэрол чувствовала, что ей достаточно было сделать самую маленькую подсказку, чтобы вызвать лавину негодования. Она воздержалась от этого, и, к счастью, прежде чем Конни смогла разразиться своей обличительной речью, дверь салона открылась, впуская стройного мужчину в черной кожаной куртке и брюках. Золотая цепочка выделялась на фоне загорелой плоти в расстегнутом вороте его рубашки. Его аккуратные волосы табачного цвета были окрашены в светлый цвет, а зубы покрыты лаком для идеальной улыбки. Поверх карих глаз, темных, как кофейные зерна, он носил затемненные очки с маленькими золотыми звездочками в уголках. Издалека ему можно было дать лет двадцать пять; вблизи ему было далеко за сорок.
“Доброе утро, Тео”.
“Доброе утро, любимая Конни”. Его голос был легким, застенчиво-спокойным.
“Это мой девятый час. Кэрол Седдон. Она здесь впервые”.
“Серьезно? Я Тео”. Он слегка помахал рукой; в любом случае, она не смогла бы стряхнуть его руку из-под халата. “Но ты действительно выглядишь ужасно знакомой, Кэрол”.
“Я живу прямо здесь, в Фетеринге. Просто вдоль Хай-стрит”.
“О, тогда я, должно быть, где-то тебя видел”. Рука взлетела ко рту в притворном изумлении. “С собакой! Да, я видел тебя с собакой. Симпатичный большой Лабби ”.
“Его зовут Гулливер”.
“О, я такой собачник. У меня есть маленькая Весточка по имени Присцилла”.
“Ах”.
“Конни обожает кошек, не так ли, любимая. Я никогда не вижу смысла в кошках. Мерзкие, зацикленные на себе, злобные маленькие зверьки”.
“Нужно знать одного”, - парировала Конни.
“У-у, ты сука!”
Их травля была хорошо отработанной процедурой, оскорбления сыпались туда-сюда без малейшего намека на злобу. У Кэрол Седдон возникло ощущение, что для постоянных посетителей это было такой же частью атмосферы Connie's Clip Joint, как и саундтрек Abba.
Тео оглядел салон. “Где человеческая подушечка для булавок?”
“Поздно. У нее был запасной комплект ключей, и она должна была открыть в восемь сорок пять. Никаких признаков ее присутствия”.
“Вероятно, оставалась в постели, чтобы пошалить со своим молодым парнем. И на самом деле...” он поднял бровь в сторону зеркального отражения своего босса “... ты выглядишь так, как будто могла заниматься чем-то подобным ”.
Его намек вызвал довольно резкую реакцию. “Не будь смешным!” Смущенная собственной вспышкой, Конни посмотрела на часы. “Я не знаю, что она делает, но когда она, наконец, соизволит прибыть, мне, возможно, будет что сказать мисс Кире Бартос”.
Тео прижал руки к лицу в пародии на крик Мунка . “О нет! Мне придется самому мыть голову в девять тридцать!”
“Точно так же, как я должен был сделать со своими девятью часами”.
“Да”. Тео ухмыльнулся Кэрол в зеркале. “Надеюсь, ты ценишь качество обслуживания, которое получаешь”. И он бросился вешать свою кожаную куртку.
Кэрол поймала взгляд Конни и одними губами спросила: “Что он имел в виду, говоря о "человеческой подушечке для булавок”?"
“Ах. Пристрастие юной Киры к пирсингу на теле. Похоже, она стремится сделать больше проколов, чем в чайном пакетике ”. Еще один раздраженный взгляд на часы. “Где эта чертова девчонка? Я позвоню ей, когда закончу с тобой. Теперь ты хочешь, чтобы порез был слегка послойным?”
“Нет”, - упрямо возразила Кэрол. “Я хочу, чтобы оно было той же формы, но короче”.
“Верно”. Какие бы сомнения ни были у Конни по поводу такого консервативного подхода, она оставила их при себе и начала сокращать.
В этот момент в салон проскользнула Тео в половине десятого. Несмотря на теплый сентябрьский день, на ней был плащ с поднятым воротником, платок на голове и темные очки.
“Шииииина!” Тео выразил эмоции. “Шина, любовь моя, как здорово видеть тебя”.
“Совсем не великолепно, Тео, дорогой”, - протянула его клиентка. “Вот почему я здесь. Доброе утро, Конни”, - сказала она, когда Тео сняла пальто.
“Доброе утро, Шина. Это Кэрол”.
“Привет. Говорю тебе, Тео, мне просто нужен самый полный макияж с тех пор, как начались записи. Когда я посмотрел на себя в зеркало этим утром ... что ж, потребовалась огромная сила воли, чтобы не превзойти себя на месте ”.
“О, да ладно, ” уговаривал Тео, “ скоро ты снова будешь выглядеть как прежде. Теперь давай снимем этот шарф и эти очки”.
“Нет, нет. Я просто не подхожу для того, чтобы меня видели!”
“Ты здесь среди друзей, дорогая Шина. Никто и словом не обмолвится о том, как ты выглядела раньше ... Правда, Кэрол?”
Хотя Кэрол и не желала потакать женскому тщеславию, она согласилась, что не будет.
“И когда мы доберемся до после, Шина ... после того, как я сотворю свое волшебство ... ты будешь выглядеть так великолепно, что мужчины на улице будут падать друг на друга, чтобы добраться до тебя”.
“О, Тео, ты несешь такую чушь”. Но это была явная чушь, которая нравилась его клиенту.
После дальнейших драматических задержек Шину наконец усадили в кресло, и последовала торжественная церемония снятия с нее шарфа и очков. Кэрол, косясь под углом в соседнее зеркало, гадала, какие ужасы вот-вот будут раскрыты. Какое оптическое уродство скрывается за очками? Какая трихологическая катастрофа скрывается под шарфом?
После наращивания откровение стало небольшим разочарованием. Шина была совершенно привлекательной женщиной под сорок – и, более того, той, чьи светлые волосы, казалось, были подстрижены совсем недавно.
Но она разработала свой сценарий и не собиралась отказываться от его разыгрывания. “Ну вот, Тео. Теперь это будет непросто даже для тебя, не так ли?”
Ее стилист, который, должно быть, много раз проходил через одну и ту же сцену раньше, знал свои реплики. “Не волнуйся, дорогая. Помни, Тео - чудотворец. Итак, что мы собираемся делать?”
“Мы собираемся сделать меня такой привлекательной, Тео, что я стану позитивным магнитом для мужчин”.
“Слишком просто. Ты уже притягиваешь мужчин”.
“Хотела бы я, но не понимаю”. Шина протяжно вздохнула. “Кажется, в Фетеринге просто нет мужчин”.
“О, я бы так не сказал”, - застенчиво сказал он.
“Ты хочешь сказать, что забрал их все, Тео? Держу пари, у тебя никогда не возникало проблем с поиском мужчин”.
Стилист издал загадочный, серебристый смешок.
На протяжении всей стрижки Кэрол эта лукавость сохранялась. Конни, которая похвально старалась поддерживать беседу со своей клиенткой, в конце концов сдалась и присоединилась к фальшивой яркости Шиины и Тео. Кэрол нашла это довольно утомительным. На ее вкус, слишком живым. Она не была уверена, что заведение Конни "Клип" надолго заменит Грэма и анонимный салон в Уортинге.
С другой стороны, Конни стригла волосы очень хорошо. Хотя она придерживалась минимальных рекомендаций Кэрол, ей каким-то образом удалось придать свежесть традиционному стилю своей клиентки. Восстановив очки, Кэрол не могла не восхититься результатом, который увидела в зеркале.
“Извините меня на минутку”, - сказала Конни, - “Я должна просто позвонить Кире и выяснить, что, черт возьми, с ней случилось. Так вот, у меня где-то есть номер ее мобильного”. Она подошла к кассовому столу и начала перебирать бумаги.
Кэрол чувствовала себя неловко из-за необходимости платить. Записываясь на прием, она не спросила, сколько это будет стоить, и теперь беспокоилась, что это могло быть очень дорого. Цены сильно варьировались. А потом была большая проблема с чаевыми. Должна ли она давать чаевые и, если да, то сколько? Она никогда не давала Грэм чаевых – это было общепринятой чертой их строгих отношений, – но сейчас она была в новом салоне и не была уверена в протоколе.
Конни нетерпеливо слушала телефон. “Ну, она не отвечает”.
Она была готова закончить разговор, когда внезапно все они услышали новый шум, прорвавшийся сквозь гармонии Abba. Настойчивый телефонный звонок.