Шкондини-Дуюновский Аристах Владиленович : другие произведения.

Почему еврейский народ не ассимилировал?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Почему еврейский народ не ассимилировал?
  Александр Вишневецкий
  Новости недели
  14.02.2013
  
  
  «Из-за трех добродетелей избавились израильтяне от ига египетского: за то, что не изменили языка своего; за то, что не изменили имен своих; и за то, что не изменили одежды своей». (Из Мидраша)
  
  Ассимиляция - это процесс, в ходе которого происходит растворение в чужом народе. Он протекает посредством слияния с культурой, религией, национальными или политическими идеалами ассимилирующей среды или посредством смешанных браков.
  
  У евреев ассимиляция связана с пребыванием в Диаспоре, где происходит растворение разбросанных в различных странах групп еврейского народа среди местных народов. Ассимиляция- смысл этого слова "сделаться похоже, приравняться к тому, смешаться с тем", т.е. потерять собственные качества и стать равными другому. В течение 17 веков диаспоры евреи как народ не проявляли признаков ассимиляции, что является уникальным явлением. В истории народов мира нет других примеров подобного сохранения народа, лишенного своей территории. Основными факторами, предотвратившими ассимиляцию евреев являлись их материальная и духовная жизнь, причем наиболее существенным фактором являлась именно их хозяйственная деятельность. Вопросы хозяйственной деятельности евреев и их роли в построении капиталистического строя были подробно отражены в ряде книг Игнасия Шипера, которые были опубликованы на языке идиш.
  
  
  
  Принято считать, что евреи не растворились среди народов, которые их окружали и уже давно исчезли (древние египтяне, финикийцы, ассирийцы и др.), благодаря той роли, которую играла в их жизни еврейская религия. Отличие евреев от соседних народов было создано многовековой государственностью в Эрец Исраэль и духовным содержанием иудаизма. Государственность усиливала стремление к самосохранению, а религия охраняла от подражания. В таком понимании причина того, что большинство исследований еврейской истории по вопросам ассимиляции игнорировали рассмотрение хозяйственной жизни еврейского народа и акцентировали внимание на преследованиях на религиозной почве, которые выпали на долю евреев в течение последних двух тысячелетий страданий и жертв. Еврейских мучеников, погибших во имя Б - га на кострах, было достаточно в каждой эпохе и в каждой стране их проживания. Все преследования, которые евреи вынесли в их долгой истории, были всегда направлены против евреев, как народа с уникальной религией, присущей только ему. Но, в действительности, преследования на религиозной основе, особенно начиная со средневековья, были связаны с более существенным и определяющим фактором, их хозяйственной деятельностью, имеющимися конкретными хозяйственными противоречиями с окружающим нееврейским населением. Евреи предпочитали смерть ради своей святой веры, но не ассимиляцию. Сам факт насильственной ассимиляции представлял собой в средние века «религиозную» ассимиляцию, что означает смешение с другими народами в религии, становлении выкрестами, полным отказом от еврейской веры, прекращением быть евреями по вере. Религиозная ассимиляция выразилась у евреев в различных формах насильственного обращения в другую веру, которые происходили даже в древние времена в Египте, Риме, и особенно интенсивно позднее в средние века. Отметим попутно, что в эпоху просвещения появилась еще одна форма ассимиляции - «национальная ассимиляция", при которой, оставаясь в еврейской религии, во всех других национальных вопросах (в языке, ментальности, в национальных чувствах) происходило смешивание с народом, в среде которого евреи проживали (к этому вопросу мы вернемся далее).
  
  
  
  Нет смысла отрицать роль еврейской религии, внесшей огромный вклад в сохранении евреев как народа в течение многих поколений в странах, где они проживали. Еврейский кибуц вырабатывал законы и ограничения, чтобы противостоять давлению и угрозам извне, создавал свои собственные средства самосохранения и защиты, и религия способствовала этому противостоянию.
  
  Если бы не было объективных причин помимо религии, которые мешали слиянию евреев с окружающим миром, то уже давно от евреев не осталось бы и следа. Убедиться в том, что не только религия способствовала евреям избежать ассимиляции, можно исходя из наличия фактов ассимиляции евреев в целом ряде мест и стран, где евреи без принуждения, по собственной воле - постепенно перешли, смешалась с окружающими их народами и стали с ними одним народом. Так было, например, в Италии, где исчезли многочисленные еврейские общины, которые в средние века были погружены в иудейскую веру. Именно отсюда еврейское религиозное книгопечатание распространялось в то время для рассеянных и разбросанных еврейских общин Польши и Германии. Но сами еврейские общины Италии исчезли, слились с окружающим населением, и причиной тому стала безжалостная хозяйственная жизнь.
  
   В обоснование ведущей роли хозяйственной деятельности в процессе ассимиляции рассмотрим несколько примеров. Вспомним, как не приняли своих братьев, изгнанных из их домов в Испании, португальские евреи. Они выпросили у своего португальского короля, чтобы их не пускали в Португалию, и это несмотря на важнейшую заповедь в еврейской вере о сострадании. Страх конкуренции заставил португальских евреев забыть о добром деле сострадания, их хозяйственные интересы сыграли определяющую роль в этом вопросе.
  
  
  
  Не лучшим образом поступили и польские евреи. Когда часть испанских изгнанников прибыла в конце 15 и начале 16 столетия в Польшу, то польские евреи причинили им больше вреда, чем не евреи, в итоге они в большинстве оставили Польшу. Все это делалось евреями Польши, несмотря на их глубокую религиозность, ради выживания.
  
  Существование или исчезновение евреев на определенной территории определялась занятостью, тем чем занимались евреи, и она зависела только от потребностей окружающего мира, в котором евреи жили. Занятия евреев были в малой степени зависящими от желания евреев, всегда это определялось внешними условиями. Там, где евреи в равной степени участвовали во всей профессиональной деятельности и органически срослись с окружающим населением, вошли во все сферы хозяйственной деятельности этой страны - у евреев была та же судьба, как и у их окружения. Повсеместная причина того, что евреи не слились с местным населением, заключается в хозяйственной изоляции евреев, в том, что евреи занимали определенные ветви хозяйственной жизни, которыми местное население не занималось.
  
  
  
  Возьмем в качестве примера государство хазар- хазарский каганат. Примерно в 7 столетии новой эры они приняли еврейскую веру. Там позднее поселилось много евреев из соседних восточных стран (Византия, Персия, Эрец Исраэль и др.), откуда их гнали, или где их преследовали. Евреи в стране хазар, не встречая никаких препятствий, занялись обработкой земли, ремеслами и тому подобным, и таким образом срослись с местным населением. Поэтому они исчезли вместе с хазарами, т.к. народ земледельцев не в состоянии покинуть свою землю. Если бы евреи занимались тогда торговлей, им было бы совсем простым делом перебраться в другие места, где им не грозила опасность.
  
  Позднее, попав в Германию из Италии и Франции, евреи были исключены от владения землей и невольно были вынуждены перейти к другим занятиям, и к таким именно, которыми не занималось, или не хотело заниматься местное население. Евреи при этом заполняли пустую хозяйственную нишу, которая была у каждого народа, и которую окружающее население, "господствующий народ", оставил для них. Их занятость в средние века была определенной: торговля, ссуды, ремесла.
  
  
  
  В средневековой Польше евреи смогли правильно использовать экономическую ситуацию, при которой шляхта полагала для себя унизительным заниматься торговлей, а городские жители (которые в основном происходили из Германии) стремились обогатиться, купить себе землю и затем смешаться с богачами, со шляхтой. Ассимилировать в Польше евреи не имели с кем, т.к. экономическое положение крестьян было очень низким, а шляхты слишком высоким. Поэтому они заняли промежуточное положение. При этом надо помнить, что евреи находились в постоянной борьбе с городскими жителями из-за конкуренции в некоторых областях (например, в ремеслах), и им было невозможно ассимилировать к их хозяйственным противникам. К тому же, попав в Польшу они создали еврейскую автономию на основе местечек с чисто еврейским населением и даже сумели создать руководящий орган для всех евреев Польши и Литвы в виде ВААДа. Их жизнь протекала по своим внутренним законам с соблюдением еврейских обычаев и устоев жизни, с соблюдением религиозных правил. Что касается хозяйственной деятельности, то еврейские ремесленники и торговцы заполняли тот вакуум, который окружающие города и села не могли обеспечить. В итоге, здесь причин для ассимиляции не было.
  
  Хозяйственная обособленность в Европе восточных евреев продолжалась длительное время и привела к тому, что их судьба была существенно отличной, чем у западных евреев. Восточноевропейские евреи остались как народ и не ассимилировали. Они сохранили особую форму противостояния ассимиляции в виде местечек. Черта оседлости в Российской империи и антисемитизм также укрепляли евреев их в противостоянии ассимиляции. Фашистский режим Германии, уничтожая евреев, привел и к гибели многочисленных еврейских местечек, в которых они занимались хозяйственной деятельностью (в первую очередь, ремеслами), не присущей окружающим селам с местным населением. Впрочем, и советская власть немало способствовала ассимиляции евреев, исчезновению еврейских местечек и гибели еврейской культуры и языка идиш.
  
  Прекращение хозяйственной изоляции евреев связано с их допуском ко всем ветвям хозяйственной жизни, в этом случае они сливаются не только хозяйственно, но также и в культуре с окружающим нееврейским населением. Так стало с евреями на Западе, где вначале прекратилось хозяйственная обособленность евреев, и где ассимиляция пустила свои корни. В тот момент, когда окружающая хозяйственная деятельность и культура поднимаются на ту же высоту, на которой находится еврейская, или когда еврейство перестает творить новые ценности, начинается ассимиляция. С конца 18 столетия другие европейские народы начали создавать блестящую науку и культуру, наметился прогресс во многих областях знаний, стало ощутимым отставание евреев вследствие их обособленности. Одновременно с этим изменилось и экономическое положение еврейства: оно потеряло свою монополию необходимого посредника в экономическом процессе и перестало быть единственным представителем денежного капитала. Влияние экономики нарушило равновесие, в котором находились евреи диаспоры в продолжение многих веков. Экономически и духовно евреи перестали представлять более высокий уровень развития и, будучи всюду меньшинством, они начали ассимилировать, особенно в тех странах, где общая социальная жизнь и культура достигли очень высоких ступеней развития, и где количество евреев было небольшим в процентном отношении к коренному населению.
  
  Национальная ассимиляция стала идеологией и сильным движением с конца 18 столетия в Европе в эпоху начала еврейского просвещения. Движение ассимиляции у евреев было связано с еврейским мыслителем Моше Мендельсоном ( умер в 1786 году), который разъяснил, что евреи представляют собой не особую нацию, а уникальную религию, и что евреи должны повсеместно принять язык (для этой цели он перевел Танах на немецкий) и также обычаи народа страны, среди которого они живут. Тогда появилось обозначение еврейских ассимилянтов в Германии, как "немцы Моисеевой веры".
  
   В целом, эмансипация евреев в Европе в конце 18 столетия была обусловлена французской революцией того времени и также тем, что евреи в то время начали изучать разные продвинутые науки, "выйдя из гетто", принимать участие в широкой экономической, научной и общественной жизни народов Европы. Так в корне изменилось положение, когда часть евреев переняла не только формы мышления и язык, но и основные духовные ценности окружающей среды. И это привело к движению национальной ассимиляции, которое также вызвало близкое движение религиозных "реформ" и также религиозную ассимиляцию. Национальная ассимиляция, которая началась в Германии и Франции, проникала не только в страны с небольшим еврейским населением (Италия и др.), но также и в страны с большими, компактными еврейскими районами, как Австро-Венгрия, Россия, Польша. Главными признаками национальной ассимиляции были: принятие языка страны; представления, что евреи не "народ", а религиозное сообщество, и не признание особой еврейской культуры. Борьба против национальной ассимиляции вызвала сионистское движение у евреев, которое возникло во второй половине 19 столетия, и ее главными руководителями были Перец Смоленский, а позднее Ахад Гаам и еврейское рабочее движение (Поалей Цион, Бунд). Сильный удар движению ассимиляции в то время нанесли разразившиеся в начале 80-х годов погромы.
  
  
  
  Так как односторонней ассимиляции нет, то ассимилирующие евреи начали вносить в чужие культуры свои национальные черты. Можно назвать в качестве примеров - Гейне в литературе, Маркса в политической экономии, и Лассаля в политике, Мендельсона в музыке - ассимилируясь с окружающей средой они внесли в нее еврейские элементы. Эти факты явились также и показателями того, что многие евреи, преодолев свое отставание за короткое время, сумели занять ведущие места во многих областях экономики, политики, культурной и общественной жизни в Европе и США. К середине 19 века большинство западноевропейских и особенно немецких евреев полностью ассимилировались в политическом и культурном отношениях. Факторами, благоприятствующими ассимиляции стали: интенсивное развитие культурной и экономической жизни окружающих народов; ослабление связи между различными группами еврейства; отсутствие национального хозяйства и др. K противодействующими факторам относятся: прочность основных элементов еврейского воспитания, объединяющих еврейство всего мира; пробуждающееся, национально-культурное творчество; боязнь окружающих народов перед семитизмом ассимилированных евреев; сохранившееся, хотя и в незначительной степени, государственное сознание в известной части еврейства; эмиграция, действующая в качестве культурно-объединяющего фактора среди мирового еврейства; стремление к различным формам автономии. Религия в этом плане выступала как религиозная система и являлась не причиной, a следствием социальной жизни. Римляне и греки — две совершенно различные нации, две различные культуры, хотя и те, и другие поклонялись одним и тем же богам. Ислам и христианство нисколько не помешали образованию различных наций и различных культур. И даже в эпоху своего могущества католическая церковь не могла уберечь Италию, где жил глава этой церкви, от распада на мелкие государства. Это не значит, однако, что между культурой и религией не было связи. Религия — часть культуры и, как таковая, служит звеном между всеми последователями данной религии. Более того, религия претерпевала различные изменения сообразно с переменами в социально-политической судьбе еврейства. Иудаизм опирается на религию для сохранения еврейской национальности; поскольку еврейская религия преследует национальные цели и противодействует ассимиляции. Даже Катастрофа, постигшая евреев в ходе Второй мировой войны, и разочарование в социалистическом обществе, построенном в СССР после революции, не привели к исчезновению ассимиляторских тенденций среди европейского и американского еврейства, где практически перестал существовать в качестве разговорного языка идиш, а иврит не заменил его. Хотя Холокост и образование государства Израиль привели к тому, что многие евреи вновь осознали свою принадлежность к еврейскому народу, факт значительной ассимиляции евреев имеет место и сейчас, особенно в США. Своеобразным было положение советских евреев, где с одной стороны имело место стремление властей искоренить еврейскую культуру и принудить евреев к ассимиляции, и в то же время под давлением Запада признавать еврейских граждан как «евреев по национальности». Еврейская молодежь в СССР в отличие от предыдущих поколений не имела иллюзий и не верила в будущее «коммунистическое общество, в котором будет единая национальная общность — советский народ». Особенно после победы Израиля в шестидневной войне у нее отчетливо проявилось тенденция возврата к своим корням, к еврейству. В целом современная эпоха характеризуется двумя полярно противоположными процессами среди евреев диаспоры: с одной стороны, происходит культурная ассимиляция; с другой — усиливается национальное самоутверждение, крепнет взаимосвязь с государством Израиль и осознание общности судьбы всего еврейского народа.
  
  Евреи сыграли выдающую роль в создании современной хозяйственной жизни, благодаря своей финансовой деятельности и торговле. Капитализм в значительной части обязан своим расцветом евреям, здесь они сыграли решающую роль. Но это уже отдельная тема, рассмотренная в целом ряде работ, в частности, в книге Зомбарта В. «Евреи и хозяйственная жизнь».
  
  
  Данная статья основана на материале ряда книг, опубликованных на языке идиш в первой половине 20 столетия.
  Иллюстрации: www.wikipedia.org
  В интернете статья публикуется впервые. No Александр Вишневецкий, 2013
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"