Выстрел останавливает его насмерть. Его эхо быстро рассеивается, но звон, оставшийся позади, продолжается: пронзительный монотонный звук перекрывает все звуки, поглощая тишину. Запах пороха разносится по большой открытой комнате. Он знает боль от выстрела: шокирующий, настойчивый жар, подобный пламени на вашей коже, в сочетании с невыносимым давлением. Но это чувство не приходит.
Секундой позже он понимает: в него не попали. Предполагается, что это был преднамеренный промах, предупредительный выстрел. Догадывается, что если он побежит дальше, следующий удар будет настоящим. Возможно, пуля в ногу. Но не смертельный выстрел. Пока нет. Это разрушило бы цель привести его сюда. Лишите себя цели использовать самое дорогое, что есть в его жизни, чтобы доставить его именно в это место, именно в это время. Он думает, что знает причину, по которой он сейчас здесь.
Детектив-инспектор Захария Боатенг не может видеть человека, который стрелял из темноты. Но он знает, что кто-то прячется в тени. Оглушительный звук выстрела говорит ему, что этот человек недалеко. Он выравнивает дыхание, позволяет глазам привыкнуть. Чернота, кажется, расступается, и, вглядываясь в нее, он может разглядеть человеческую фигуру. Форма, внешняя сторона этой фигуры, - это все, что узнаваемо по-человечески; то, что внутри, - нет. Разум, мотивация, эмоции – или их отсутствие – принадлежат к какому-то другому виду.
В Метрополитен-полиции таких людей называют мясоедами. Хищники, которые строят свою жизнь на эксплуатации других. Им нравится использовать насилие, чтобы получить то, что они хотят. Боатенг не один из них, но, будь у него хоть малейший шанс, он убил бы нападавшего голыми руками. Он знает, кто это, еще до того, как стрелок делает шаг вперед, и свет выхватывает знакомые черты лица. И, как он признает с уколом вины, он сам навлек это на себя. О его семье. На своих коллег. Обо всех и обо всем, что имеет значение.
По мере приближения фигуры эти мысли исчезают. Дуло пистолета внезапно оказывается на уровне его глаз. Затем его осеняет новая возможность: возможно, в этом нет никакой цели. Возможно, не будет никакого объяснения.
Может быть, это просто смертельный выстрел.
Глава первая
Понедельник, 20 августа 2018
Восемью днями ранее
Крик пробудил Зака Боатенга от чуткого сна. Он уставился во мрак. Крик раздался еще раз - мучительный, измученный, – заставив его вздрогнуть. Это был звук внутренней боли. И это доносилось из его сада. В его состоянии полубессознательности потребовалось мгновение, прежде чем он понял, что происходит.
Кровавые городские лисы.
Зак лежал в постели, слушая лондонскую ночь. Где-то вдалеке взвыла и стихла сирена. Он задавался вопросом, кто из его коллег был там, на что они реагировали в час ночи, на серьезное насилие или просто соседи ссорились из-за слишком громко играющей стереосистемы? В этом городе обе возможности были столь же вероятны. Рядом с ним его жена Этта дышала в ровном ритме глубокого сна; что-то, что некоторое время ускользало от Зака. Он только что снова закрыл глаза в надежде заснуть, когда услышал шум.
Глухой, тяжелый стук снизу.
Он напрягся, небольшой укол адреналина пробежал по его животу, заставляя руки покалывать. Он взглянул на Этту. Она не пошевелилась. Снова: скрежет, глухой удар. Ему это не почудилось. Зак медленно выдохнул. Думай. Если их ограбили, безопаснее всего было оставаться здесь. Позвольте парню покончить с этим, возьмите PlayStation, iPad и все остальное, что он сможет унести, и уходите. У них была страховка именно на эту ситуацию. Если только злоумышленник не был сумасшедшим или под кайфом, он не рискнул бы подняться наверх в поисках драгоценностей. Лучше оставаться на месте.
Но Заку всегда было трудно следовать собственным советам. И кто-то угрожал его семье в их доме, это была красная черта. Он этого не допустил.
Он выскользнул из кровати.
Зак потянулся к верхней части шкафа, схватил бейсбольную биту. Он вышел на лестничную площадку; дверь в комнату его одиннадцатилетнего сына Кофи была, как обычно, приоткрыта, горел ночник. Зак крался вниз, используя край лестницы, чтобы избежать любых скрипов, которые могли бы сигнализировать о его приближении. Из-за закрытой двери гостиной доносились звуки человеческого движения. Он потянулся к ручке, пальцы слегка дрожали.
Он распахнул дверь и выскочил на свет. За криком последовал треск и звон стекла. Рядом с книжной полкой стоял стул. На стуле стоял его сын, уставившись на разбитую фоторамку, которая валялась на деревянном полу.
‘Кофи! Иисус.’
‘Прости, папа’.
Зак бросил биту на диван, затем подошел и обнял своего мальчика. ‘Напугал меня до чертиков. Что ты здесь делаешь?’
‘Я не мог уснуть’.
Зак погладил Кофи по спине. ‘Я тоже’. Он посмотрел через плечо сына на разбитую рамку: фотография дочери Зака и Этты, Амелии, была целой под зазубренными осколками стекла.
‘Я просто хотел увидеть ее фотографию", - тихо сказал Кофи. ‘ Я не хотел...
‘Эй, не беспокойся об этом’.
Мальчик шмыгнул носом. ‘Я скучаю по ней".
‘Да, я тоже, приятель’. Зак сжал своего сына немного крепче.
‘Это странно - хотеть поговорить с ней, даже если она мертва?’
‘Нет. Я иногда это делаю.’
Наконец, заговорил Кофи. ‘Кто-то убил ее, не так ли?’
Его сын был достаточно взрослым, чтобы понимать, что это значит. ‘Да’.
‘Кто это был?’
‘Мужчина’. Зак сделал паузу, не зная, что еще сказать. ‘Но он не просто убил Амелию. В тот день он застрелил еще двух человек. Один из них был тем, за кем он охотился. Твоя сестра просто оказалась не в том месте, когда он открыл огонь.’ Его голос слегка дрогнул, и он перевел дыхание. ‘И он ударил ее’.
Кофи отстранился от объятий и вгляделся в лицо Зака. ‘Вы поймали его?’
‘Я сделал’. Но Зак знал, что это не вся история. Прошлым летом он едва не лишился жизни, пытаясь найти виновного после того, как у него появилась новая зацепка в ходе отдельного дела об убийстве. Несмотря на его усилия по расследованию, большинство из которых были неофициальными, никто не был осужден за убийство его дочери, никаких доказательств преступления не найдено. И казалось, что кто-то еще тоже был вовлечен в стрельбу, за кулисами; невидимый, как кукловод. Кто-то, известный только как Кайзер, который все еще был на свободе.
Разведданные о Кайзере были скудными и поступали исключительно от заключенного убийцы по имени Дариан Уоллес, который отказался сотрудничать дальше. Не совсем достоверная информация. Тем не менее, перспектива узнать правду беспокоила Зака. И не только потому, что жертвой была его дочь. По словам Уоллеса, Кайзер был офицером полиции. Один из его собственных.
Два часа ночи - вот что они имели в виду под глубокой ночью. Нет Луны и практически нет людей. Мимо проносятся только дороги южного Лондона, темноту прорезывают уличные фонари и автомобильные фары. Джермейн услышал, как пассажир рядом с ним снял пистолет, лежавший у него на коленях, с предохранителя, а затем снова поставил его на место. Выключено, включено. Щелк, щелк. Он бросил взгляд через стол. Палец парня был на спусковом крючке. Джермейн пытался смотреть вперед, держа руки на руле.
‘Ты можешь положить это под сиденье или еще куда-нибудь?’ он сказал. ‘Заставляющий человека нервничать’.
‘Киска’.
Джермейн не был экспертом по оружию, но его пассажир потратил последние пять минут, объясняя, что Heckler & Koch MP5 Kurz - самое отвратительное оружие, которое он когда-либо держал в руках. Как он мог выпустить весь магазин на тридцать патронов за две секунды. Короткий ствол означал, что выстрелы были неточными, но в этом-то и был весь смысл. Именно по этой причине они назвали MP5 Kurz "ублажителем толпы’.
"Зачем тебе вообще понадобилось брать это с собой?’ Джермейн нахмурился.
‘Защита’.
‘Для нас?’
‘Для нашего груза. Его груз, ’ поправил себя парень.
Груз, из-за которого "Фольксваген Гольф", позаимствованный Джермейном, ехал низко, разгонялся медленнее. Джермейн имел некоторое представление о том, что было в тяжелых сумках, которые, как он видел, загружали в кузов. Но он не задавал слишком много вопросов. Не тогда, когда ему дали пятьсот фунтов авансом с обещанием еще при доставке. Этих денег хватило бы на оплату счетов на месяцы. ‘Я думал, мы должны были держаться в тени", - сказал он.
‘Мы есть’.
‘В таком случае, выключи эту чертову музыку’.
Мужчина рядом с ним протянул руку и прибавил громкость. От ударов копоти стекла машины вибрировали. Джермейн сжал зубы и бросил еще один косой взгляд. Аарон Коллинз был тем, с кем он часто снимался. Но теперь Джермейн учился в колледже, изучая бизнес, и их пути не часто пересекались. У Аарона был свой бизнес, если это можно так назвать. Судя по его широко раскрытым глазам и быстрой речи, он слишком часто пробовал свой собственный продукт.
‘Сколько ты выпил?’
‘Это просто небольшая дегустация’. Аарон ухмыльнулся. ‘Ничего особенного’.
‘Глупость’. Джермейн покачал головой, продолжая вести машину. Что-то привлекло его внимание в зеркале заднего вида, прежде чем исчезнуть, когда они сворачивали за поворот. ‘Йоу’, - сказал он. ‘Это было ...?’
Дорога выпрямилась. Ошибки быть не может. Полицейская машина.
‘О, черт’. Джермейн крепче сжал руль.
Аарон повернулся, чтобы проверить. ‘Расслабься, приятель. С чего бы им интересоваться нами? Мы просто пара парней, отправившихся покататься.’
‘В два часа ночи’.
‘Ну и что?’
Огни на полицейской машине теперь мигали, хотя они и не включили сирену. Пытаюсь не злить местных жителей.
‘Просто расслабься и дай им пройти мимо, хорошо?’ Аарон съежился на своем сиденье.
Джермейн почувствовал, как его сердце забилось быстрее, а где-то внизу живота скрутило. Полиция ускорила ход и выехала на обгон. Джермейн смотрел прямо перед собой, но машина впереди не появлялась. Это осталось с ними. Его внимание привлек вой сирены. Он обернулся и увидел офицера, указывающего ему. Он поколебался, затем сбросил скорость и въехал на обочину за крутящимися полицейскими огнями, которые заливали все вокруг синим.
‘Что теперь?’ Джермейн зашипел.
‘Будь готов’. Правое колено Аарона подрагивало.
Оба полицейских вышли из машины и направились к ним. Аарон снял Курц с предохранителя, отрегулировал рукоятку. Между руками Джермейна и рулем образовалась пленка пота. Копы были почти у их машины. Один из них поднял ладонь в знак ‘оставайся там’.
‘Время показа’, - прошептал Аарон.
‘Ни за что. Ты, сумасшедший ублюдок— ’ Джермейн остановил себя. Медленно отпустил ручной тормоз. Перевел рычаг переключения передач обратно в положение "сначала". Затем нажал на акселератор и вывернул руль вправо. Они рванулись вперед, обратно на дорогу, когда один полицейский нырнул в сторону. Затем мимо проносились дома, расплываясь слева и справа. Джермейн почувствовал, как двигатель зарычал, увидел, что стрелка достигла пятидесяти миль в час. Услышал смех Аарона.
‘Куда мне теперь идти?’ - рявкнул он.
‘Я не знаю’.
‘Думай!’
‘Хорошо. Мы в миле от гаража. Поезжайте по каким-нибудь боковым дорогам, и мы доберемся туда раньше, чем они нас догонят.’
‘Боковые дороги?’
‘Я сориентируюсь’. Аарон достал свой телефон, нажал несколько раз. ‘Здесь налево’.
Джермейн только начал поворачивать, когда завыла идентичная сирена, и он засек автомобиль, мчавшийся к ним с новой дороги: без опознавательных знаков, с синими огнями за решеткой радиатора. Он развернул машину назад, взвизгнув шинами, и снова ускорился, когда откуда-то справа донеслась другая сирена. Проверил вид сзади: оригинальная полицейская машина была позади них.
‘Они повсюду!’ Джермейн вцепился в руль, надавил ногой на педаль. ‘Как они узнали?’
‘Еще раз, у кого ты одолжил эту машину?’
‘Мой мальчик’.
‘Я предполагаю, что у вашего парня есть какой-то послужной список. Или, может быть, он стукач. В любом случае, нам крышка.’ Аарон оглянулся через плечо. ‘Давай, парень, быстрее!’
Джермейн инстинктивно вильнул, когда справа на них налетел 4х4, затем ускорился. Теперь две машины стояли бок о бок, полицейские ехали по встречной полосе. Дерьмо, дерьмо, дерьмо. Он резко затормозил и съехал налево, на дорогу поменьше, потеряв 4 x 4, которая не смогла повернуть достаточно быстро. Затем они остались одни.
‘Да!" - воскликнул Аарон, поворачиваясь на своем сиденье. ‘Теперь сократи этот путь’. Он нанес удар левой. ‘Там’.
Джермейн последовал инструкции и услышал, как затихают сирены. Он сбавил скорость, чтобы заглушить двигатель и выключить фары. Потянулся вперед и выключил музыку. Надул щеки, моргнул. ‘Итак, где мы находимся?’ Все дома с террасами здесь выглядели одинаково.
‘Дай мне секунду’. Аарон опустил голову к экрану телефона.
Джермейн посмотрел в правое боковое зеркало. Улица была пуста, едва освещена. Будь прокляты эти проклятые деньги, они ему больше не были нужны. Если бы он мог—
Удар со стороны пассажира сломал ему шею, ремень безопасности защелкнулся, когда рулевое колесо вывернулось из его хватки. Он попытался прийти в себя, но 4 x 4 блокировал их. Он нащупал задний ход, промахнулся, снова отпустил сцепление и переключил передачу. Обернулся, чтобы посмотреть через плечо. Затем остановился, когда другая машина с визгом остановилась позади них. Они оказались в ловушке.
‘Вооруженная полиция!’ - раздались крики со всех сторон.
"Руки вверх!" - проревел один голос, когда темные фигуры двинулись за фарами 4 х 4, которые теперь направляли полный луч на их автомобиль.
Джермейн поднял руки, его дыхание было прерывистым. Он посмотрел налево. Аарон все еще улыбался. И он держал Курца на коленях.
‘Отпусти это, Аарон!’ Джермейн ахнул. ‘Поднимите руки вверх’.
‘Мы должны сражаться’.
‘О чем ты говоришь? Мы окружены. Просто делай, что они говорят, или они тебя пристрелят.’
‘Слишком поздно’. Аарон еще раз щелкнул предохранителем. Полностью автоматический.
Темные фигуры впереди развернулись веером, повторили свои команды.
‘Черт возьми!" - выплюнул Джермейн. ‘Положи это. Ты хочешь умереть?’
‘Помните, чьи вещи мы везем’. Аарон сглотнул, выдохнул. ‘Мы уже мертвы’. Его палец лег на спусковой крючок.
‘Нет, подожди!’
‘Он найдет тебя, Джей, где угодно’. Тело Аарона напряглось.
‘Не надо!’
Аарон поднес "Курц" к ветровому стеклу. Джермейн пригнулся под рулем, когда за оглушительным грохотом последовали горячие брызги, брызнувшие внутрь автомобиля, отлетевшие от окон и приборной панели. Несколько пуль попали в него, одна обожгла заднюю часть шеи. Затем снаружи раздался залп выстрелов, пробив стекло и металл, и так же быстро прекратился. Джермейн повернул шею вбок и вверх. Аарон откинулся на спинку сиденья, все еще держа пистолет, рот полуоткрыт, на щеке маленькая черная дырочка. Он не двигался.
В ушах Джермейна зазвенел пронзительный звук.
‘Руки вверх!" - раздался крик, за которым последовал другой, более настойчивый. ‘Офицер ранен!’ Радио пищало и потрескивало, и голос назвал номер значка и название улицы, потребовал вызвать скорую помощь.
Джермейн поднял обе дрожащие руки и медленно развернул свое тело. Он увидел фигуру и дуло пистолета в окне, прежде чем его дверь распахнулась. Толстая рука просунулась внутрь и расстегнула его ремень безопасности.
‘Ложись на гребаную землю!’
Он сделал, как ему сказали, и лег на живот, вытянув руки перед собой. Асфальт был шершавым и теплым, твердым на его ребрах. Он начал плакать, как будто не мог себя контролировать. Когда одна фигура присела на корточки рядом с ним, завела его руки за спину и надела наручники, другая обошла его и подошла к задней части машины. Он услышал хлопок багажника и скрип поднимающейся дверцы. Затем звук расстегивающихся длинных молний: сумки. На несколько секунд в голове Джермейна воцарилась тишина, не считая монотонных звуков. Затем заговорил один из офицеров.
‘Джекпот’.
Глава вторая
Боатенг промаршировал по коридору к комнатам для допросов в полицейском участке Люишема. Он сжимал в руках папку из плотной бумаги, содержащую все, что им было известно о стрельбе и аресте прошлой ночью. Это было довольно тонко. Детектив-сержант Кэт Джонс шагала рядом с ним.
‘Я смотрела это в новостях сегодня утром’, - сказала она.
‘Как и половина Лондона’, - ответил он. ‘Вы видели толпу у вокзала? Они несчастны.’ Ему сказали, что первые протестующие прибыли сразу после 8 утра, размахивая плакатами об убийстве полицией гражданских лиц и требуя справедливости. Их число росло по мере того, как продолжалось утро, и телевизионные камеры следили за ними.
‘Кто тот парень, которого они арестовали?" - спросил Джонс.
‘Джермейн...’ Боатенг открыл папку. ‘Менса. Девятнадцать лет, житель Брикстона.’ Он сделал паузу. "Ламбет знает об этом?" Он из их племени.’
‘Пока нет. Никто больше не знает его имени – вы знаете, из-за смертей. Сразу после этого я позвоню в Массачусетский технологический институт.’
‘Отлично’. Они остановились перед дверью, и Боатенг взялся за ручку. ‘Готов?’
Она кивнула.
‘ Хорошо. ’ Он сверкнул улыбкой. ‘Давайте посмотрим, что он скажет’.
Они вошли в комнату для допросов. Напротив них, по другую сторону простого стола, сидел молодой человек в серой футболке, рядом с худым парнем постарше в костюме : адвокатом. Ни один из них не выглядел так, будто спал прошлой ночью.
Боатенг запустил запись и представил публику. Отметил вспышку узнавания Менса его ганской фамилии. Эта общая позиция была первым шагом. Затем он достал фотографию из папки и повернул ее на столе лицом к задержанному. На освещенном вспышкой изображении был изображен Фольксваген Гольф, его левые боковые панели прогнулись, ветровое стекло превратилось в паутину из разбитого стекла, сквозь которую был едва виден труп на пассажирском сиденье. Боатенг наблюдал за своим подозреваемым; его реакция сказала бы ему о многом.
Менсах закрыл глаза, его нижняя губа слегка скривилась. Ладно, немного эмоций. Это был еще один шаг.
‘Что ты можешь сказать мне об этом, Джермейн?’
Голова молодого человека опустилась. Его адвокат наклонился к нему и что-то прошептал ему.
‘Без комментариев’, - пробормотал Менса.
‘Вы были в машине, когда это произошло, не так ли?’
Менсах все еще смотрел вниз, но он едва заметно кивнул. Парень хотел поговорить, но был напуган.
Боатенг наклонился вперед, сцепив руки вместе. ‘Он был твоим другом?’