Шкондини-Дуюновский Аристах Владиленович: другие произведения.

Имена рассекретили Библию

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:

  
  Имена рассекретили Библию
  
  Имена, которые родители дают своим детям, многое говорят нам о социальных тенденциях, религиозных убеждениях и культурной идентичности. Опираясь на то, как меняется популярность имен на протяжении времени, израильский ученый пытается выяснить, какие элементы Библии являются правдивыми историческими фактами.
  
  Идея состоит в том, чтобы сравнить имена, используемые в библейском повествовании, с именами в надписях, обнаружеными в ходе раскопок на территории Леванта, объясняет археолог из Еврейского университета Митка Голуб.
  
  Если имена в той или иной части Библии совпадают по стилю и популярности с теми, которые использовались в то время, к которому относится повествование – о чем можно судить по археологическими находками, - мы можем быть уверены, что этот библейский текст был создан приблизительно в то же время, когда происходили описываемые события, или у автора были надежные источники, на которые он мог опираться.
  
  И наоборот, если имена в библейском тексте значительно отличаются от имен, найденных на археологических раскопках, это указывает на то, что автор их выдумал или использовал имена, которые были распространены в более поздний период, что вызывает сомнений в достоверности повествования, говорит Голуб, недавно опубликовавшая статью на эту тему в Обзоре библейской археологии (Biblical Archaeology Review).
  
  Между мифом и историей
  
  Вопрос, до какой степени Библия является историческим документом, занимал ученых с момента зарождения современной археологии, когда в XIX веке европейские исследователи приступили к изучению Святой Земли и обнаружили доказательства Божественного откровения в каждом камне. Сегодня, однако, большинство ученых помещают ранние библейские истории - от Книг Бытия и Исхода до книг Иисуса Навина и Судей - в область религиозных мифов, хотя, как и во многих мифах, в них могут содержаться отдаленные отголоски воспоминаний об исторических событиях.
  
  В настоящее время академические дискуссии об исторической достоверности Библии сосредоточились на периоде, который начинается в X веке до новой эры с великой объединенной монархии Давида и Шломо (Соломона), чье существование и размеры стали предметом споров между археологами, и заканчиваются периодом Первого Храма и Вавилонским завоеванием Иерусалима в 586 г. до н.э.
  
  С этой дискуссией тесно связан вопрос, когда были написаны различные книги Библии.
  
  Если, как полагают некоторые ученые, самые ранние библейские тексты были написаны только после вавилонского изгнания в VI веке до новой эры или даже в более поздний эллинистический период, это означало бы, что библейские писцы были очень далеки от времени, когда происходили эти события. Но если библейские истории были перенесены на пергамент уже в период Первого Храма, Библия может считаться относительно надежным историческим источником.
  
  Эту проблему и пытается разрешить в своих ономастических исследованиях Митка Голуб.
  
  Конечно, попытка найти упоминание о библейских персонажах в археологических источниках не нова. За последние два столетия археологи обнаружили несколько десятков надписей и оттисков, сделанных печатями, которые свидетельствуют о том, что царь Давид и некоторые его преемники, такие как цари Ахав и Иезекия, были историческими персонажами. Но таких находок мало.
  
  «Во внебиблейских источниках библейских имен немного, - рассказывает Голуб. - В то же время у нас есть огромная коллекция имен, полученных благодаря археологии, и они могут дать нам немало информации об историчности Библии».
  
  О Царстве Израильском они едва ли знали
  
  Как пишет Голуб в своей статье, она изучила имена в Книге Царств и Второй книге Паралипоменон, в которых рассказывается история жизни израильтян с конца правления царя Давида, примерно в X веке до новой эры, до начала вавилонского изгнания.
  
  Ее исследование сосредоточено на теофорных именах - личных именах людей, включающих в себя имя божества-покровителя, которые в то время обычно использовались в Леванте, и могут многое рассказать о религиозных верованиях и личности их обладателей.
  
  Многие теофорные имена периода Первого Храма, такие как Иосия, Йешаяху (Исайя) или Езекия (Йезекиил), считаются «ягвестическими», поскольку в суффиксе ИАХ (или ЯХ) упоминается имя ЯХВЕ, основного божества древних израильтян и единственного Бога, которому поклоняются современные евреи.
  
  Фактически, некоторые ученые указывают, что само название «Израиль» предполагает, что эти люди, по крайней мере изначально, были поклонниками Эля, главного бога ханаанского пантеона, а не ЯХВЕ.
  
  Но, как показали археологические находки, в то время израильтяне еще не придерживались строго монотеистической религии и допускали существование других божеств. Это отражено в теофорных именах, которые появляются в надписях того периода, и часто включают ссылки на такие ханаанские божества, как Бааль или Эль.
  
  В своем исследовании Голуб сравнила корпус библейских теофорных имен с именами, найденными в ходе археологических раскопках. Эти надписи датируются в основном IX веком до новой эры.
  
  Главный вывод, который сделала Голуб, состоит в огромном различии в исторической точности имен Иудейского и Израильского царств, приводимых в Библии. Если имена жителей Иудейского царства соответствуют тем, что использовались в то время в Иерусалиме и его окрестностях, этого нельзя сказать об именах жителей Северного Израиля.
  
  В Книге Царств 84 процента теофорных имен содержат ягвестический элемент, и лишь в небольшом проценте имен звучат отголоски имен других божеств. Аналогичная картина отражается в северном Израильском царстве – ягвестические элементы встречаются в 90 процентов имен. Однако в археологических источниках только около 50 процентов теофорных имен содержат ягвестические элементы, а около 35 процентов несут отсылки к Элю или Баалю.
  
  Может показаться, что эти различия носят несколько академический характер, но они свидетельствуют о том, что тот, кто писал Книгу Царств и Вторую книгу Паралипоменон, был очень хорошо знаком с именами, имевшими хождение в Иудее, но не имел представления об ономастических традициях северного соседа Иудейского царства.
  
  Это говорит о том, что Библия или, по крайней мере, Книга Царств и Вторая книга Паралипоменон, были перенесены на пергамент в конце периода Первого Иерусалимского Храма, много лет спустя после того, как ассирийцы разрушили Царство Израильское в конце VIII века до н.э.
  
  Библия и Иосия
  
  Сама Голуб не решается однозначно указать, в какой период были записаны библейские Книги Царств и Паралипоменон, но результаты ее исследования совпадают с преобладающей на сегодняшний день среди ученых-библеистов теорией о датировке священного текста. Согласно этой точке зрения, первая редакция самых ранних библейских текстов была создана в Иерусалиме в конце VII века до новой эры, во времена царя Иосии, то есть примерно через столетие после разрушения северного царства и за несколько десятилетий до падения Иудеи под нашествием вавилонян.
  
  Идея, что первоначальный корпус Библии был написан в период Первого Храма или сразу после него, также подтверждается другими исследованиями Голуб об именах, найденных в книге Йеремии.
  
  В этом тексте, повествующем о пророке, который предвещает разрушение Иерусалима и Храма вавилонянами, около 63 процентов всех иудейских имен (не только теофорных) являются ягвестическими, в то время как такие имена, обнаруженные благодаря археологическим исследованиям того же периода, составляют 50 процентов.
  
  Это ничего не говорит нам о том, насколько правдива история Йеремии, но можно предположить, что она была написана в период, достаточно близкий к предполагаемому времени жизни кем-то, кто был хорошо знаком с именами и традициями Иудеи в конце существования Первого Храма.
  
  По словам профессора Йосефа Гарфинкеля, руководителя Института археологии Еврейского университета, количественный анализ библейских имен и их сравнение с надписями, обнаруженными в ходе раскопок, является новым интересным инструментом датирования элементов библейских текстов.
  
  Тем не менее, Гарфинкель, поддерживающий мнение об историчности библейских описаний Объединенной монархии под руководством Давида и Шломо, добавляет: тот факт, что самые ранние библейские тексты могли быть написаны в VII веке до новой эры, задолго до раскола между Израилем и Иудеей, не означает, что в Библии не содержится воспоминания о более ранних событиях.
  
  Ариэль Давид, «ХаАрец», М.Р.
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Р.Маркова "Хранительница"(Боевое фэнтези) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк) А.Кутищев "Мультикласс "Союз оступившихся""(ЛитРПГ) К.О'меил "Свалилась, как снег на голову"(Любовное фэнтези) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) А.Тополян "Механист 2. Темный континент"(Боевик) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
А.Гулевич "К бою!" С.Бакшеев "Вокалистка" Н.Сайбер "И полвека в придачу"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"