Аннотация: Интервью Владимира Леоновича. Опубликовано в костромской газете, ныне почившей в бозе, "ДНК" (Дела, новости, комментарии)
В отрезке времени между ежегодными Дедковскими чтениями и очередным днем рождения Пушкина беседуем с поэтом Владимиром Леоновичем. Разговор течет не гладко, образуя ветви и отступленья порой нелирические. Теперь, с жалостью вырезая их в угоду газетной площади, пытаюсь ограничить содержание беседы одной-двумя линиями. Вот первая: Дедкову интересен был грузинский поэт Отар Челидзе, уроженец Нижней Рачи. Рачинцы славятся тем, что спокойно спят, пока оползень, на котором стоит село, плавно опускает его. А, пробудившись, невозмутимо соображают: куда же это нас уволокло за ночь, и где остановимся?..
Куда уволок нас с вами культурный оползень? Каково место поэта в сегодняшней жизни, в условиях прискорбной культурной убыли? Не какого-то поэтишки, а именно большого русского поэта Владимира Леоновича, сведения о котором внесены в несколько серьезных энциклопедий. Проживает он ныне в Костроме, - к чему та относится спокойно. Благо для определенного количества людей, кто находит в нем духовную опору, уравновешивается полным равнодушием властей и даже действиями по ограничению "экспансии" поэзии в лице Леоновича. Я читала циркуляр местного департамента культуры, предписывающий не допустить творческого вечера поэта в главной библиотеке...
- "Вещей священный распорядок в житейский хаос превращен" - это строка из твоего стихотворения. Поэзия - первооснова бытия, праздник всего человеческого существа - нам больше не нужна, как говорят те, в чьих руках сегодня находятся местные СМИ. То есть, народу не нужна - так считают.
- Лидия Чуковская, воспитанная отцом как великий знаток поэзии, начинала день с просмотра периодики, ища в новых стихах высоту, с которой открывались наиболее внятные горизонты. Она правду искала. Не так много было стихотворцев, которые с помощью стиха забирались выше клотика и смотрели вперед. Но Пушкин настолько хорошо нас разглядел... остается дивиться на такую прозорливость.
"Камень, отвергнутый зиждителями, встанет во главу угла". Этой библейской истины не помнят те, кто не знает, не понимает, не умеет читать поэзию. Это обличает не только бескультурье и отсутствие вкуса, но и то, что мы далеко отошли от народных нужд. Была такая замечательная поэтесса Ксения Некрасова. Полуюродивая, полугениальная...
- На таких-то дух святой и снисходит - в отличие от полностью здоровых или больных на всю голову.
- Совершенно верно. Она говорит: "Простые русские слова лежат в сиянье оболочек, они несут в строеньи строчек народов новые черты".
- О чем это? Скажет некий читатель...
- Вы не понимаете? Бросьте, и не читайте дальше. "Рисуя дерево с корнями, я думаю, что так верней, я думаю, что без корней оно засохнет перед вами..."
- Вернемся к Пушкину. К той правде, что искала Лидия Корнеевна в поэзии. Приведи любые строчки - о нас, которые иллюстрируют прозорливость поэта, о чем ты говорил выше.
- "На всех стихиях человек - тиран, предатель или узник". Солженицын был очарован этой формулой: больше никого - тиран, предатель или узник!.. О Пушкине без слез не могу говорить, поэтому я не буду говорить.
- Тиран, предатель, или узник... То есть, поэт говорит о разном человеческом материале в рамках одного вида. Значит, всегда будет противостояние порядочности и подлости, доброты и жестокости, идеалов и расчета...
- Ты попадаешь на больное место. Родился некто предателем, в нем это как потенциал. Что ему сказки Пушкина, русская литература и поэзия? Теперь ничего этого может не быть, кроме курсов жуликов, то бишь, менеджеров, и тот, кто в потенциале палач, предатель...
- ...пойдет по головам, и в этой жизни будет успешен!
- Конечно! Конечно! Поэтому какая поэзия? Душа страны скомкана и опущена ниже пояса. Вот на этом и будем спекулировать.
- Стриптизер, проститутка, киллер - герои нашего времени. Вот об этом народ, якобы, любит читать,- об этом и будем писать.
- Это государственная политика дебилизации населения. Дебилов, которые только одним местом думают, можно поставить в любой строй. Куда, на Кавказ? А, к этим черномазым? Мы им дадим... Они же не читали Лермонтова как следует, не знают Полонского, Шевченко, Пушкина не понимают. То, что разрывало сердце этим людям, им вообще невдомек - давить надо, и все тут.
- Давить нужно всех вокруг, а считаться лишь с теми, кто может что-то дать или что-то отнять. Обыкновенная человеческая жизнь не вызывает ни сочувствия, ни трепета. Доктор Швейцер, доктор Гааз, доктор Чехов стояли "на коленях перед живым". Это было их мировоззрение. Но мы про них что знаем? По ТВ - реклама и мыльные оперы, отвратительные шоу ОКНА, в кинотеатрах - американские боевики, в газетах - новости про бюджет, да игры власти, да эротические страницы. Ты прав, это политика дебилизации. В этом контексте жизнь маленького человека никого не интересует.
- Для Дедкова вообще не было маленьких людей. И его книги сегодня работают как сила, противостоящая энтропии и сползанью.
- А оползень набирает силу.
- Провинция лишена толстых журналов. Поволжье лишилось "Очарованного странника" (Ярославль), "Звезды полей" (Набережные Челны), лишенцев много и по стране: "Зеленая лампа" (Иркутск), на липочке висит альманах "День и ночь" (Красноярск), о судьбе "Байкала", "Простора", "Немана", "Литературной Грузии" речь только сквозь туман слез. В Костроме нет "Литературной Костромы", напутствованной Дедковым. На ГТРК сняты пять из семи гуманитарных программ, в том числе "Книжный берег" Бугрова, к которому привыкли и не уставали дивиться способности Сансаныча охватить столько литературы и разобраться, что к чему. Газеты Костромы гордятся тем, что не печатают стихов - соответствуют времени, которое сами творят и формируют. Поэт Зябликов удивлен на всю оставшуюся жизнь: в некогда дедковской "Северной правде" никто не понял, зачем он принес статью о книге стихотворений. В старейшей газете ликвидировали (вторая попытка!) отдел культуры и власти этим не обеспокоились.
- Так ведь целый Костромской Фонд культуры канул в небытие, как Атлантида, и? "Отряд не заметил потери бойца". Председатель Российского Фонда культуры Михалков в свите Президента недавно был в Костроме - какой интерес проявил он к дочернему фонду, делавшему столько для костромской культуры, для потомков? Думаю, академик Лихачев поинтересовался бы этим в первую очередь. Хиреют малопосещаемые музеи малых городов - не до того населению, обескураженному бездарным правлением и теснимому нуждой. Этому государству культура не нужна? Что делать?
- Что делать? Не спать ночь и думать, что же делать, и кто виноват, если из районной библиотеки в сельскую приехали две дипломированные дамы и, по причине чистеньких формуляров (никто не читает), списывают в утиль Бориса Корнилова, Василия Курочкина, Дмитрия Кедрина... Что делать? Игорь Дедков знал, что делать. Читайте Дедкова. Знал, что делать, Петр Барановский, легендарный реставратор ветшающих памятников, поновлявший и Казанскую Божью Матерь, что в углу Красной площади. А когда ее сломали, на месте алтаря выкопали сортир... Прекрасно знал Петр Дмитриевич, ЧТО ДЕЛАТЬ, когда позвали его в Кремль на совет: надо улучшить проходимость войск и восторженных толп через Красную площадь. Лазарь Каганович с макета площади задумчиво снял макетик Покровского храма, и только снял, как Барановский заорал: ПОСТАВЬ НА МЕСТО, ДУРАК!