Арки : другие произведения.

Что Такое Рыночная Психология?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.72*6  Ваша оценка:

  ЧТО ТАКОЕ РЫНОЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ? Арки.
  
  Понятие менталитета обогатило научную жизнь тем, что обратило внимание на следующий факт: у каждого общества, цивилизации, отделенного от другого временем и пространством, складывается особый тип мировосприятия и миропреобразования, особая психология. Особенностью современности является господство единого типа менталитета, который условно можно назвать "рыночная психология".
  Основа рыночной психологии - представление о конечной материальности всех благ, и, как следствие, возможность купли, продажи, обмена этих благ, стремление к выгоде. Наивысшее достижение человека, в рамках рыночной психологии, - обладание максимальным количеством вещей наивысшего качества. // Вещь - (здесь) абстрактное понятие, любое материальное благо, предмет.// Люди с рыночной психологией взаимодействуют друг с другом по поводу вещей, а не по поводу друг друга, часто воспринимая другого как вещь, которую можно оценить, заполучить, использовать, выбросить. Можно сказать, что в современном обществе зачастую вещи взаимодействуют друг с другом, используя людей. // Не удержусь от примера: биржа.
  В обществе рыночной психологии происходит нивелирование таких понятий, которые не поддаются исчислению и обмену. Жизнь, любовь, смерть, вера, добро, зло. Они остаются за пределами формирования повседневных человеческих мотивов. Значимый мотив - это добиться, преуспеть. Зачем? Чтобы купить себе машину, квартиру, обеспечить семью. Кажется, что человек преуспевает в материальном, чтобы получить нематериальное (дружбу, любовь, уважение, славу). Но если он теряет материальное, то теряет и все остальное (потерял работу - ушла жена). Значит, и его "духовные" достижения были на самом деле материальными, только вторично материальными. Итак, в рыночном обществе человек руководствуется, в первую очередь, интересами своего материального благополучия, о духовном же думает, как о приложении, которого не будет без материального подкрепления. Возможно, найдутся читатели, которые скажут, что в рыночном (демократическом) обществе признается безусловная ценность абстрактных понятий и идей, таких, как любовь, добро, Бог, даже приветствуется религиозность. Но все эти понятия не имеют силы основных движущих мотивов.
  Именно примат материального не позволяет человечеству разглядеть и оценить имеющиеся глобальные угрозы. Обычный человек думает: "Да, есть в мире некоторые проблемы (ядерное оружие, экология, и т.д. и т.п.), но для их решения существуют правительства, ученые, всевозможные международные организации, призванные их решить, а от меня ничего не требуется". Чиновник размышляет следующим образом: "Существуют глобальные проблемы человечества. Но я отвечаю перед населением (района, города, округа, страны), которому до глобальных проблем особого дела нет (а вредные предприятия и ядерные отходы можно вывезти куда-нибудь, или замазать населению глаза), так что это дело отдаленного будущего и далекой перспективы". Ученый думает так: "Мне известно о мировых угрозах больше всех (я этому посвятил часть своей жизни), но платят за разработки в области усовершенствования вкуса шоколада и формы прокладок, поэтому лучше я промолчу и займусь, тем, что приносит доход". // По поводу глобальных угроз современному обществу см. также другие работы Арки.
  
  Рыночная психология, в той или иной мере, присуща всем людям, причем на протяжении всей истории. Она вытекает из потребностей человеческого тела, которое требует постоянного внимания к своим нуждам. Потребности в сохранении жизни и здоровья, пище, питье, одежде, половой инстинкт - прародители рыночной психологии.
   Однако в прошлые эпохи, она не являлась движущей силой, системообразующим фактором развития общества. Менталитет человека средневековья, а тем более древнего времени и первобытности, в первую очередь, базировался на обычаях и традициях, связанных в той или иной мере с религией (языческой или монотеистической). В традиции всех мировых религий (в разной степени) скупость, стяжательство - грех; богатство - врата в ад. Большинство людей просто не могли преуспеть, они были вынуждены изо дня в день копировать действия своего родителя, чтобы просто продолжить существование на земле. Поэтому для человека моральные и иные общественные установки имели первостепенное значение. Общества были замкнуты сами на себя. Единственная задача человека была соответствовать определенному образцу, заданному для его народа, веры, сословия, иначе его ждала участь худшая, чем смерть, - изгнание из общества.
  Да, рынки существовали (в том числе и рабов), но купить на них можно было далеко не все и далеко не всем. Существовало огромное количество табу, религиозных, этнических, классовых и сословных ограничений, которые препятствовали развитию рыночной психологии. Ценность материальных благ признавалась всегда и всеми, но деньги еще не были всеобщим эквивалентом. С помощью богатства можно было завоевать положение в обществе, но в большей степени ценились личные качества человека (вспомним печальные судьбы Красса или ордена тамплиеров и великие истории возвышения Александра Македонского, Наполеона Бонапарта). В понятие добро, благо включались человеческие добродетели, а не капитал.
  
  Положение начало меняться с утверждением протестантских учений в Западной Европе. Идея "положительности" богатства, сокращение ответственности человека перед Богом, идея дешевой церкви, дух протестантизма в целом переворачивают идею религии: материальный мир отражается в мир духовный, а не наоборот (какой Бог должен быть в нашем понимании, такого мы и придумаем). Был совершен главный переворот в сознании людей: благосклонность неба связывалась с размером кошелька, таким образом, и понятие добра подменялось понятием блага, которое, в свою очередь, связывалось, с материальным благополучием.
  Переворот в сознании происходил постепенно. Нельзя сказать, что протестантские деятели желали наступивших последствий. Они лишь стремились снять ограничения, путы религиозных запретов с людей, с тем, чтобы те приобщались к слову Божию. Насколько это было искренне? Вопрос... Так или иначе, снятие религиозных ограничений привело к тому, что удовлетворение потребностей тела перестало быть грешным. Наоборот, эпоха возрождения, галантный век, новое и новейшее время последовательно сняли фактически все запреты на удовлетворение этих потребностей. Это создало базу для расширения значения рынка в обществе. Чем больше потребностей можно удовлетворять, тем они становятся сильнее, тем больше их становится. Они видоизменяются, размножаются. И порождают спрос. А спрос породил предложение.
  В новейшее время рынок перерос материальный мир и вторгся в духовный мир человека. Незаметно для себя человек начал оперировать категориями рынка (цена, стоимость, обмен, выгода и т.д.) в отношениях с другими людьми. Как товар воспринимается не только вещь, но и сам человек (его рабочие руки, тело, мозг, талант). И все это разумеется как бы само собой, без какого-либо размышления.
  
  В каждой национальной культуре некий набор норм традиционного свойства, унаследованный с дорыночной эпохи, сохраняется, но нормы эти, чем далее, тем больше разрушаются. Особенно это касается отношений в семье, сексуальных запретов и запретов на излишнее потребление пищи. Сохраняются запреты на убийство, насилие, присвоение чужого имущества. Но сами запреты поменяли свой смысл. Если ранее они был связаны с моралью, религией, то теперь у них иное, экономическое обоснование.
  Насилие (и все, что с ним связано на уровне государства-общества - криминал, коррупция, недобросовестная конкуренция) создает помехи в поступательном развитии производства, поэтому в рыночном обществе исторически сложилась многоуровневая (в экономике, политике, психологии) система противовесов, позволяющих людям не "воевать" по поводу вещей, а договариваться. Начало этой системы противовесов - торговый договор средневековых купцов, а вершина - современное представление о праве всех точек зрения на жизнь, господство и безусловная ценность прав и свобод человека. Можно назвать этот конгломерат представлений и принципов "демократическим комплексом" // Слово "комплекс" универсально. Можно использовать и в качестве определения, и в качестве определяемого, и в рамках классификации, как структурный элемент, и как обособленное самостоятельное нечто// в рыночной психологии.
  "Демократический комплекс" включает в себя набор представлений об обществе, и роли человека в обществе, главными из которых являются следующие:
  - Все люди должны иметь равные возможности в достижении своих целей с той оговоркой, что эти цели не должны наносить прямой ущерб другим людям.
  - Все точки зрения имеют право на существование. Любой способ жизни, если он не во вред окружающим, имеет право на жизнь.
  - Решение всех вопросов должно осуществляться с помощью соглашений, насилие не приветствуется, но приветствуется конкурентная борьба.
  С первого взгляда создается впечатление, что "демократический комплекс" имеет некоторое отношение к морали, так как выступает против насилия. На самом деле, демократия, то есть современная политическая система, лишь устанавливает "правила игры" наиболее благоприятствующие производству и воспроизводству всевозможных вещей (благ). Для каждой эпохи и страны существует своя демократия. Чем лучше удается обществу блокировать деструктивные процессы (криминал, коррупцию, недобросовестную конкуренцию), тем больше в нем производится различных вещей (благ). Чем больше в обществе развито производство благ, чем оно богаче, тем больше в нем социальных программ, тем меньше прямого насилия, выше качество жизни. Скажем так, это "добрая" сторона демократии. Но этот закон действует и наоборот. Если общество производит мало, то не может сдержать деструктивные процессы, и не может осуществлять социальные программы. Тогда демократия оборачивается своей "злой" стороной, защищая интересы лишь элиты, то есть той части общества, которая формирует потребности населения и организует производство. Поэтому демократия - "не добрая и не злая". Это просто способ существования современного общества, отражение рыночной психологии современного человека. Демократические институты поддерживают человека в его стремлении удовлетворять как можно больше своих потребностей, и в этом видят свою основную задачу.
  В рыночной психологии есть и "социальный комплекс". Это стремление человека оказать помощь ближнему. Он возникает при появлении некоторого излишка вещей и проявляется на государственном уровне в виде различных социальных программ. "Социальный комплекс" отчасти является наследием предыдущих эпох, в которые оказание помощи обездоленным было делом богоугодным, отчасти проявлением естественного стремления человека, заложенного в нем от природы. Однако "социальный комплекс" значительнее слабее "демократического". Рыночный человек считает, что каждый должен добиваться своего благополучия сам, ведь демократия дает ему такую возможность. В годину бедствий этот человек будет помогать себе, а не другим, пусть те и нуждаются более него.
  Обратим также внимание на то, что современный человек осуждает лишь прямое насилие. Если же акт насилия обоснован, признан, или просто исторически устоялся, то он даже приветствуется. Возьмем, например, организацию осуществления наказаний за правонарушения и преступления. Духовное же насилие осуществляется сплошь и рядом средствами массовой информации и системой образования.
  
  Носитель рыночной психологии содержит в себе изрядную дозу лукавства, лицемерия, причем зачастую перед самим собой. Ведь признавая первостепенную ценность материальных благ, он по идее, должен был бы любыми средствами и методами добиваться получения этих благ. Но предпринимает только действия, которые дозволены обществом, руководствуясь страхом перед наказанием. В этом случае он говорит себе, что не боится, а соблюдает нормы морали (лицемерие!) Или предпринимает запрещенные действия, но обосновывает их благородными мотивами (и здесь лицемерие!)
  Таким образом, современный мир находится в зыбком равновесии: с одной стороны всепоглощающее желание обладать, с другой, всевозможные институты, которые его ограничивают. В этом состоянии находится и сам человек. В постоянной борьбе мотивов, страхов и желаний проживает он свои дни на земле. И лицемерие, то есть игнорирование истинных причин тех или иных своих действий, становится его главной защитой от безумия.
  Поэтому рыночная психология сама по себе (внутри человека и общества) не стабильна. Важным органом равновесия в современном обществе являются средства массовой информации, которые утешают человека, дают ему забвение от забот, внушают ему иллюзию стабильности, подкрепляют его веру в собственной значимости и т.д., и т.п., в зависимости от того, что человеку нужно в данный момент. Схожие функции выполняют и некоторые другие институты: общественно-политические организации, молодежные движения и течения, церкви, клубы по интересам и т.д. Если пренебречь их тематическими различиями, теоретическими положениями, способами времяпрепровождения, то все эти институты можно назвать органами лицемерия современного общества. Все они вместе создают главную иллюзию для рыночного человека - иллюзию того, что он (человек), сам по себе, и хорош, и добр, и значим, не смотря на то, что основные его устремления находятся в мире вещей, не смотря на то, что он бы, пожалуй, перегрыз горло соседу, если б было можно, не смотря на то, что он - почти робот, просто выполняющий свои функции в мире, где хорошо налажено производство вещей.
  
  Замечательно, что протестные общественные институты, те, которые выступают против сложившегося общественного устройства, отдельных его элементов, от молодежных неформальных клубов вплоть до террористических организаций прекрасно вписываются в эту тотальную систему лицемерия. В обществе всегда существует огромное количество недовольных (мироустройством, политикой, порядком вещей). Недовольные существовали всегда, видимо, в силу того, что не бывает такого устройства мира, при котором довольны все. Но если раньше недовольные создавали реальную угрозу для существующего порядка (восстания рабов и крестьян в Древнее время и Средние века, революции в Новое и Новейшее время), то сейчас (в демократическом обществе) для них выделена особая ниша существования. Их не уничтожают, а ограничивают и изучают. Главная функция организаций недовольных в обществе рыночной психологии - отделение "нормальных" (рыночных) людей от "ненормальных", с одной стороны, предоставление потенциальным недовольным легкого (и уже известного властям) пути конфронтации, а, с другой стороны, демонстрация "нормальным", что их существование не только сносное, но и наилучшее, а, кроме того, благое и правильное.
  Никто так не укрепляет современную политическую систему, как террористы. Благодаря ним существует до половины всех силовых (и в особенности тайных) полицейских структур. А их методы и способы действия отвращают от мысли изменения существующего мироустройства прочнее, чем все школьные штудии.
  Никто так не утверждает в правильности своей жизни рыночного человека, как религиозные секты. Чем одиознее секта, тем легче она вовлекает в себя потенциальных недовольных, тем лучше отвергает обычного человека от религии, а заодно и прочих духовных ценностей.
  Молодежные музыкальные, танцевальные, околонацистские, неформальные и прочие группировки позволяют подросткам почувствовать вкус недовольства в юности, дают возможность выработать весь запал бунтарства еще в молодые годы. Тот, кто был хиппи в юности, еще прочнее усваивает рыночные ценности. Взрослые же представители этих течений просто-напросто так же, как и банкиры, зарабатывают деньги.
  Антиглобалисты, радикальные коммунисты и крайние зеленые ясно осознают глобальные угрозы человечеству, но их средства борьбы иногда неприятны, иногда смехотворны, но всегда бесплодны вследствие того, что рыночная психология настолько глубоко укоренилась в сознании людей, в том числе и приверженцев этих групп, что даже не осознается. Умеренные же коммунисты, зеленые, социалисты и представители некоторых других течений попросту торговцы идеями: за идеи они получают вполне реальные льготы для своих избирателей, и депутатские места для себя.
  
  Мировосприятие человека с рыночной психологии имеет еще отличительную черту: оно ориентировано на операции только с исчисляемыми (материальными) вещами и понятиями, а неисчисляемые загоняет в рамки исчисляемых. // Стандартная ситуация: мужчина рассчитывает заполучить женщину в постель. При этом он планирует истратить на вечер (шампанское, конфеты, танцы) сумму Х. То есть он оценивает эту женщину в Х. Женщина оценивает себя в сумму Y. Итог: если Х>Y, то женщина ложиться в постель, если X  "Аналитический комплекс" имеет научную базу в виде различного рода позитивистских гуманитарных концепций // Фактически вся современная экономика, социология, политология и т.п., отчасти психология и история//, суть которых как раз и заключается в том, чтобы систематизировать, классифицировать и сравнить различные компоненты человеческой и общественной природы с целью повышения качества человеческой и общественной жизни. Часть концепций напрямую ставит целью повышение производительности труда, или прибыли, или рост национального валового продукта, часть - сохранение равновесия общества (индивида), что фактически опять же способствует всему вышеперечисленному. И ни одна из них не отвечает на вопрос "зачем". Базовое положение о первичности материальных благ и оправданности цели их приращения в них даже не обсуждается, а принимается a priori.
  Экономические концепции напрямую оценивают человеческое поведение в денежном выражении. Социологические (политологические) учения выделяют элементы общества и выдвигают концепции о наилучшем их взаимодействии с целью создания условий для благополучного существования общества (конечно, рыночного). Психологические теории выделяют сходные элементы, но только внутри человеческой души. Их задача - сохранение душевного равновесия и спокойствия человека, чтобы тот мог продолжить свое поступательное движение к выгоде. В ряде теорий (особенно с примесью "морали-этики") напрямую говорится, что задача человека - создание благ для себя и общества. В истории также выделяются элементы-кирпичики, которые систематизируются по разным основаниям, но единой оси смысла существования человечества они не дают, чаще имеют описательный характер. Однако в большинстве теорий ярко прослеживается идея прогресса человечества, которая в итоге сводится ко все тому же само собой разумеющемуся наращиванию количества и качества материальных благ.
  
  Рыночного человека действительно можно представить в виде системы (как это принято в позитивистских концепциях). Системообразующим элементом данной системы является положение о первостепенной значимости материальных благ для жизни человека, и вторичности благ духовных. Основным мотивом (движущим фактором) поведения рыночного человека является добывание материальных благ. Морально-этическая сторона его личности характеризуется господством "демократического комплекса" представлений, главными из которых является представления об уникальности человека, равенстве прав всех людей, праве на существовании всех точек зрения и способов существования в случае, если они не направлены на прямой ущерб другим существованиям. Мировосприятие рыночного человека подчинено "аналитического комплексу", воспринимается только то, что можно взвесить, классифицировать, систематизировать, рассчитать, и на этой основе построить верную стратегию по добыванию вещей, при этом все иные факторы игнорируются.
  Рыночный человек неуравновешен. Его неуравновешенность определяется тем, что достигая поставленные цели, он не получает удовлетворение: чем большим количеством (и качеством) вещей он обладает, тем большим количеством и качеством вещей он желает обладать. Кроме того, на пути к получению вещей перед человеком могут встать непреодолимые препятствия, связанные с уровнем его способностей и величиной первоначального капитала, в этом случае рыночный человек испытывает состояние депрессии, фрустрации. Но и успешные люди подвержены этим болезням, так как успех понятие сиюминутное и сохранить его (по крайней мере, субъективное переживание успеха) невозможно. Поэтому рыночному человеку необходимы духовные подпорки и нематериальные отдушины, которые и предоставляются ему самыми разными общественными институтами (спрос порождает предложение): средствами массовой информации, общественными организациями, государственными учреждениями, церквями, психологами-аналитиками и т.д., и т.п. Вне сферы действия этих институтов человек теряет самого себя, попросту не существует. Создается парадокс: в обществе, которое провозглашает безусловную ценность человеческой личности, личности, как таковой и нет. Человек определяется, как совокупность его взаимоотношений, как система, как равновесная противостоящих сил. У него нет центра, нет стержня, нет души.
  Рыночный человек существует в рыночном мире, в мире, который был выдуман мыслителями и пророками нового времени, и создан (правда, несколько отлично от первоначальных чертежей) деятелями современности. Мир этот существует в реальности, но эта далеко не вся реальность, и трагедия рыночного человека заключается именно в том, что он отвергает реальный мир во всей его полноте ради благ рыночного общества. Стремление к выгоде, понимание мира духовного через материальные эквиваленты, //Картины Ван Гога, иконы Рублева - через их денежную стоимость. Свадьбу, рождение ребенка, приобретение собаки - через затраты труда и капитала. Флирт, секс, любовь - как расчетливую стратегию на продвижение по служебной лестнице// закрывает для рыночного человека чудеса настоящего мира. Это не значит, что он не способен иметь моральные, эстетические, возвышенно-духовные чувства, но все они будут омрачены внутренним счетчиком "расход-доход", который вмонтирован в него в виде "аналитического комплекса". Добрые чувства порой овладевают им, потому что они свойственны человеческой природе, они древнее рыночной цивилизации, но эти порывы отступают, не находя внутри рыночного человека основания. Вся его жизнь подчинена добыванию материальных благ, а не лелеянию подобных чувств.
  Рыночным человеком нельзя просто перестать быть. Природа рыночного общества такова, что человек в ней вязнет незаметно. Сам того не замечая, и не осознавая, человек заражается "рыночностью" в самом раннем детстве, а затем проводит ее в мир, заражая ей остальных. Даже протестующий против условий существования современного мира всего лишь заменяет плюс на минус, благо на вред, но при этом остается таким же пленником вещественного мира. Внутренний счетчик работает с той же силой. Переменные те же, меняются только операторы. Рыночные механизмы срабатывают в самых радикальных группировках и организациях. Причиненный ими вред рассматривается как успех, а наращивание этого вреда провозглашается целью. Тем временем, вред - понятие не менее вещественное, чем выгода. Более того, большинство радикальных группировок недовольно лишь существующей системой распределения влаг, а не самим господством вещей в современном мире.
  
  Несомненно, современные глобальные проблемы человечества связаны с ростом производства, господством рыночной психологии в обществе. Однако они, как и многие другие явления реального мира, находится вне сферы понимания рыночной психологии. По большому счету рыночное общество не способно справится с глобальными проблемами по той причине, что психология его представителей, благодаря действию "аналитического комплекса", не приспособлена осознать их угрозу во всей полноте. Так же как красоту этого мира и все богатства человеческих взаимоотношений, рыночный человек не замечает и надвигающуюся мировую катастрофу, то есть игнорирует возможность полного уничтожения человеческой расы как таковой. Ведь жизнь в представлении рыночного человека - понятие абстрактное (что-то вроде источника энергии, которую индивид использует для осуществления деятельности по добыче материальных благ), а потеря ее не вписывается ни в один знакомый механизм общественного развития. Теории, которые их описывают, попросту не предусматривают возможность исчезновения, как теоретизируемых, так и теоретизирующих.
  Однако угроза мирового катаклизма и даже сам ее сам факт - не самое страшное в обществе рыночной психологии. Рыночный человек - марионетка в руках бездушной и мощной силы, которую сам и подкрепляет своим существованием, которое в большой степени напоминает существование сперматозоида. Носитель рыночной психологии видит мир через призму собственной выгоды, существует в условиях постоянной борьбы за обладание лучшими благами, и в этом видит свою цель, а свои моральные обязательства считает выполненными, если борьба эта ведется честно. Иногда он теряет себя (в тех случаях если успех ускользает от него), но в этом случае веру возвращают ему специально для этого существующие общественные институты. Его жизнь и его смерть имеет конкретное денежное выражение, но не имеет никакого смысла. Человек существует помимо всего человеческого, выполняет функцию по осуществлению жизнедеятельности, а не живет, занимается сексом, а не любит, ходит в церковь, а не верит, делает деньги, а не творит.
  Сам факт гибели человечества, которая вполне вероятна в обозримом будущем, - не большая трагедия, чем гибель человека, которая происходит на наших глазах.
  
  24.01.2006г.
Оценка: 6.72*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"