Аш Павел : другие произведения.

Из истории орденов.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение следует

  ИЗ ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ОРДЕНОВ. В связи с распространением христианства в Европе начали появляться монахи, - люди, желавшие уединиться от мира и жить отдельно, посвятив жизнь молитвам и духовному продвижению. Они объединялись в группы, которые назывались орденами. Обычно они поселялись в обители, которая называлась монастырем.
  Известно два типа орденов - монашеские и духовно-рыцарские. И те, и другие играли разную роль. Но роль и тех, и других, была довольно велика в политике. Монахи принимали определенный устав, которого придерживались все члены ордена. Уставы различались. Например, некоторые ордена были нищенствующими, его монахи отказывались от всякого имущества.
  МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА.
  ОРДЕН БЕНЕДИКТИНЦЕВ.
  Основатель - Бенедикт Нурсийский (480-543). Жил в период распада римской империи. Родился в Умбрии, учился в Риме. Затем предпочел полностью сбежать от суеты. Он поселился в Субиако, где его уговорили стать главой расположенного рядом монастыря Виковаро. По инициативе Григория Великого бенедиктинцы стали первыми миссионерами, Св. Августин Кентерберийский со своими 40 монахами - в Англии, Св. Бонифаций - в Германии, Св. Адальберт - в Венгрии и Богемии.
  Хозяйственная деятельность бенедиктинцев - производство вина, в частности шампанского. Они выработали ликёр "Бенедиктин", 43 % крепостью.
  Позднее от них отделились ответвления: клюнийцы, цистерцианцы (Франция), камальдолийцы, валломброзане (Италия).
  
  КЛЮНИЙЦЫ.
  Орден возник в аббатстве Клюни в 11 в. Тогда было две главные монашеские державы: 1) с центром в Клюни, в Бургундии, в языковом отношении во "французской" области; 2) в Горце, под Мецем, в "немецкой" области. В итоге Горце подчинился Клюни. В Париже резиденция клюнийцев - отель де Клюни (15 в.). В Англии известен крупный монастырь клюнийского устава в Норфолке.
  
  ЦИСТЕРЦИАНЦЫ.
  В монастыре Сито (от лат. Цистерциум) при аббатах Альберихе де Обри и Стефане Хардинге, преемниках Роберта Мелезмского, возник орден цистерцианцев, который вел свою деятельность не тлько во Франции. Первое цистерцианское аббатство в Англии - Фернесс. Монахи трудились в основном на виноградниках.
  
  КАРМЕЛИТЫ.
  По дороге из Хайфы в Тель-Авив находится гора Кармель, или Кермил, от керемель - "виноградник божий". Гора связана с библейскими преданиями и всегда привлекала людей. На ней было расположено несколько монастырей, крупнейшим из которых был монастырь кармелитов. В 1150 г. к этой горе совершили паломничество крестоносцы. 6 лет спустя они создали здесь монашескую обитель кармелитлв, основателем которой считается крестоносец из Калабрии Бертольд. В 1209 г. патриарх Альберт Иерусалимский пишет для ордена очень строги устав. В 1235 кармелиты были изгнаны сарацинами, переселились на Кипр, затем на Сицилию, в Италию, Испанию, Францию, Англию и др. страны.
  В 12 в. в ордене произошел раскол. Идеалом монашества всегда была бедность. Поэтому стоял вопрос: может ли монах обладать собственность? У кармелитов появились два течения: иосифляне, последователи Иосифа Волоцкого, и "нестяжатели", последователи Нила Сорецкого.
  В ноябре 1555 г. в монастырь поступила женщина лет 20, Тереза де Сепеда (Св. Тереза Авильскя), она приняла постриг и прервала связь с внешним миром. Ей было, якобы, видение. К ней потянулись не только монахини, но и люди вообще. Она приобрела большой авторитет и после смерти (4 окт. 1582 г.)была канонизирована.
  Характер кармелитов - это прежде всего житие в общении, совместная деятельность, в отличие, напримр, от иезуитов, где проводится индивидуальное развитие.
  
  ДОМИНИКАНЦЫ.
  Основатель - Доминик, родился в 1170 г. в знатной семье. В 14 лет поступил в университет в Паленсии, в 1190-х получил сан священника, стал каноником и субприором августинской конгрегации в гор. Осма. В 1203 г. он направляется в Данию по поручению короля Альфонса VIII договориться о помолвке того с датской принцессой. По дороге обратно он встречает трех цистерцианцев и узнает от них о распоряжении папы Иннокентия III о насильственном искоренении ереси катаров (альбигойцев). Доминик против насилия, потому он избирает иной путь. Он борется с ересью словом, обходит многие провинции, и ему удается убедить людей.
  В 1206 г. он основал монастырь, куда было принято несколько бывших еретичек. Его поддерживает Симон де Монфор и высший клир. В 1215 (год начала крестового похода против альбигойцев) он основал первый монастырь братьев-проповедников в Тулузе. В 1216 понтифик Гонорий III подтвердил права доминиканцев особым документом.
  В 1217 доминиканцы основали монастырь Св. Якова в Парижа, заитем их монастыри появились в Болонье, Мадриде, Риме. Законодательным органом их был собор, основная единица в структуре ордена - конвент, в котором братья сами избирали приора и четырех дефиниторов. Приор возглавлял провинцию, которых было тогда 8 во Франции, Испании, Италии, Германии и Англии. Генеральный капитул (совет) состоял из приоров и депутатов.
  Умер Доминик в 1221 г. Канонизирован в 1234. В руки доминиканского ордена была позже отдана инквизиция. Приверженцы ордена - Бенедикт XI, Савонарола, Изабелла Кастильская, Пий V, Томас Торквемада.
  
  ФРАНЦИСКАНЦЫ.
  Франциск Ассизский, основатель, родилс в 1181 г. в Ассизи (Умбрия), в семье купца, торговца тканями, Пьетро Бернардоне. Сперва он был назван Джованни (матерью), но отец его перекрестил.
  Его влекли поэмы, песни трубадуров, мечты о рыцарской славе, но с возрастов он проникся состраданием к бедным. В 1205 г., продолжая мечтать, он отправился в Апулию, начал отдаляться от мира, совершил паломничество в Рим. Он не стал продолжать дело отца. выручку от торговли начал раздавать бедным, и отец лишил его наследства в 1206.
  С тех пор Франциск начал бродить, помогать бедным и больным. Он отреставрировал три церкви: Св. Дамиана, Св. Петра, Божьей Матери Ангельской. У него появились первые посдователи, Иннокентий III устно утвердил устав нового братства. Понтифик верил, что устами Франциска говорит сам бог. В 1212 и в 1214-15 гг. Франциск был в Сирии и Марокко, где пытался обратить в веру сарацин, но это ему не удалось. В 1217 г. состоялся первый капитул ордена, в 1223 г. Гонорий III утвердилего устав. 3 октября 1226 г. Франциск умер, после канонизации его называют Св. Франциск Ассизский.
  На самом деле было создано три ордена: мужской (обсерванты), женский (клариссы, по имени Клары, которая была первоначально главой ордена), и францисканцы-миряне.
  Со временем возникло ответвление францисканцев - капуцины. Францисканцем были Роджер Бэкон, Джованни да Плано Карпини.
  
  КАРТЕЗИАНЦЫ.
  Основатель ордена и первого монастыря в местности Шартрёз около Гренобля (лат. Cartusia) - Св. Бруно. Бруно родился в Кёльне ок. 1030 г. Жил во Франции. Монахи в основном занимаются виноделием. Знаменита их продукция - ликёр "Шартрёз".
  
  ИЕЗУИТЫ.
  Основатель - Игнасио Лойола, символической датой основания ордена считается 15.8.1534 г. В этот день Лойола, Франциск Ксавье, Пьер Фабер, Диего Лаинес, Альфонсо Сальмерон, Николас Бобадилья и Симон Родригес принесли обеты нестяжания, целомудрия и апостольского служения.
  Папа Павел III утвердил орден буллой 27.9.1540.
  В ордене была жесткая субординация, дисциплина, беспрекословное подчинение папе, который покровительствовал ордену. Орден возглавлял генерал (первым стал Лойола). Вновь принятые в орден назывались новиции, они проходили новициат (обучение). Иезуиты имели исключительные права, которых не было у других орденов. Они проповедовали католицизм, были миссионерами, преподавали в университетах, многие из них вели научные исследования. Миссии ордена были во многих странах Азии, Африки, Нового Света. Им удалось создать в Парагвае орденское государство, существовавшее в 1610-1767 гг. Местные индейцы подвергались жестокой эксплуатации, иезуиты выкачивали из этого государства огромные доходы.
  В 18 в. орден подвергся гонениям. Из Португалии его изгнали в 1760, из Франции - 1764, из Испании - 1767. Папа Климент XIV (1769-1774) под давлением Бурбонов вынужден был излать указ о роспуске ордена, и восстановлен он был только при Пие VII (1800-23).
  Структура ордена и принципы его организации в наше время изменены. Первый, низший класс, новиции - проходят новициат 2 года. Второй - схоластики, это миссионеры и помощники учителей. Затем они получают статус профессов, им доверяются ответственные миссии и посольства. Если схоластик не претендует на получение духовного сана, то получает разряд духовного коадъютора и служит в хозяйственных учреждениях ордена.
  Территории делят на ассистенции, которые возгавляют ассистенты, а те делятся на провинции, которые возлавляют провинциалы. В состав провинций входят дома (обители), коллегии или резиденции. С 1983 г. генерал - П.Х. Кольвенбах. В 2007 г. орден насчитывал 19573 члена.
  
  ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА.
  МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН.
  
  
  В истории Крестовых Походов заметный след оставили три ордена - госпитальеры, тамплиеры и тевтоны. Орден Тамплиеров прекратил свое существование в первой половине XIV века, два других существуют и сейчас, хотя и не играют заметной политической роли. Они выродились в благотворительные общественные организации, т.е. вернулись к тому состоянию, с которого начинались. Мальтийский орден известен под рядом названий и к тому же с течением времени его названия менялись.
  У нас в России он известен под следующими названиями: *Странноприимный Дом Иерусалимского Госпиталя; *Орден св.Иоанна Александрийского; *Орден св.Иоанна Крестителя; *Орден св.Иоанна Иерусалимского; *Орден Святого Иоанна; *Мальтийский Орден; *Орден Госпитальеров; *Орден Иоаннитов.
  Руководители Ордена именовались:
  * до лета 1099г. -Ректор;
  *лето 1099 - 1489 - Основатель и Директор только Джерард, последующие - Магистр;
  *1489 -1805 - Гранд Магистр;
  *1805-28.3.1879 - Лейтенант магистра;
  *28.3.1879-н.вр. -Гранд Магистр (гроссмейстер);
  Орденом в разное время руководили (список неполный):
  *1070 (1080?,1099 ?) -1120 - Джерард Благословенный;
  *1120-1160 - Раймонд де Пюи;
  *?-1217-? -Гарен де Монтегю;
  * ? -1309-?- Фальк де Вилларэ;
  *?-1441-? -де Ластик;
  *? -1476-? -Гелион Вильнёв
  *? - 1481 -Пьер д'Обюссон;
  *1481 -1534 -Филипп Вилье де Лиль Адан;
  *1534-? Хуан де Хоменес;
  *1557-1568 - Жан Паризо де ла Валетт ;
  *1568-1572 -Пьетро дель Монте;
  *1572-1582 -Жан де Ла-Кассиер;
  *?-1603 -Алоф де Виньякур;
  *?-1657 -Ласкарис;
  *1657-? -Мартин де Редин;
  *?-1685-? -Карафа;
  *1697-1720 -Раймунд де Рокафуль;
  ?-? -Пинто де Фонсека;
  *?-1797 - Эммануил де Роган;
  *1797-1798 -Фердинанд фон Гомпеш
  *1798-1801 -Павел Петрович Романов (Голштейн-Готторпский);
  *1803-1805 -Джованни Батист Томасси;
  *15.6.1805-17.6.1805 -Инницо-Мария Гевара-Сардо;
  *17.6.1805-5.12.1805 -Джузеппе Карацциоло
  *5.12.1805-1814 -Инницо-Мария Гевара-Сардо;
  *1814-1821 -Андреа ди Джованни и Центеллес;
  *1821-1834 -Антонио Буска а Миланезе;
  *1834-1846 -Карло Кандида;
  *1846-1865 -Филлип фон Коллоредо;
  *1865-1872 -Александр Борджиа;
  *1872-1905 -Джованни-Батиста Чечи а Санта Кроче;
  *1905-1931 -Галеаццо фон Тун унд фон Гогенштейн;
  *1907-1931 -фактически за болезнью Галеаццо Орденом управлял лейтенант гроссмейстера - Пио Франчи де'Кавальери;
  *1931-1951 -Людовик Чиги Албани делла Ровере;
  *1951-1955 -Антонио Герчолани -Фава- Симонетти (имел титул лейтенанта гроссмейстера);
  *1955-1962 -Эрнесто Патерно Кастелло ди Карачи( имел титул лейтенанта гроссмейстера);
  *1962-1988 -Ангело Моджана ди Колона);
  *1988-настоящее время -Андреа Бертье.
  Неизвестно время правления гроссмейстера Дидье де Сен-Жайль (XIV-XV век).
  Эмблема госпитальеров - белый восьмиконечный крест, известный также под названием "мальтийский крест" на черном плаще. Позднее, примерно с середины XII века белый восьмиконечный крест носится на груди на красном супервесте (суконный жилет, повторяющий покрой металлической кирасы и носящийся поверх кирасы или вместо нее). В средневековье Иерусалим был главным местом паломничества христиан, путешественники же часто сталкивались с опасностями, опасным было и море, переполненное пиратами и мародерами, делал это предприятие чрезвычайно опасным.
  На Святой Земле почти не было христианских организаций, способных обеспечить ночлег, медицинскую помощь, питание пилигримам, которых, к тому же часто захватывали местные жители с целью получения выкупа. Орден возник, как благотворительная организация. Странноприимные дома назывались госпиталями, от латинского "гость", отсюда и название - госпитальеры.
  Точная дата возникновения ордена не известна (1070-1080 гг).
  В период правления Джерарда Госпиталь являлся сугубо мирной организацией. Число мест в госпитале достигало 2 тыс. Он располагался возле Церкви Святого Джона Баптиста и недалеко от Церкви Гроба Господня of the и Аббатства Санты Марии Латинской. Помощь оказывалась раненным и больным любого вероисповедания.
  В последующие годы под эгидой Братства были основаны госпитали для паломников в Европе, в основном, в портовых городах Сант-Гилесе, Асти, Пизе, Бари, Отранто, Таранто и Мессине. В этих госпиталях паломники могли приготовиться к паломничеству, дожидаться корабля и приготовиться к долгому и опасному путешествию через Средиземное море, а также отдохнуть после паломничества перед возвращением домой.
  Джерард умер в 1120 году и день его смерти до сих пор числится в календаре Мальтийского Ордена.
  Но еще до смерти Джерарда к Братству присоединяется группа рыцарей крестоносцев во главе с неким Раймондом де Пюи родом из Прованса.
  Не известно точно, когда Братство стало заниматься функцией военной защиты Гроба Господня и бороться c неверными. Примерно между 1126 и 1140 годами . Первая военная задача, выполняемая новыми братьями рыцарями была физическая защита паломников шедших от Яффы (Jaffa) до Иерусалима (Jerusalem) от постоянно беспокоящих их бандитов. Очень быстро задача разрослась до обязанности очищать окрестности от разбойников и вообще от неверных. С этого времени и до времени падения Мальты Мастераили Гроссмейстеры (с 1489), были, и религиозными руководителями и военными командирами рыцарей. Таким образом, между 1126 и 1140 годами Братство все больше становится военно-религиозной организацией, хотя функции призрения слабых и больных паломников сохранялись.
  В это же период наименование организации "Братство" заменяется на "Орден".
  Рыцари Ордена, понимая свое могущество, были не очень щепетильны с церковными властями. Они просто-напросто вытеснили из центра Иерусалима аббатство Санты Марии Латинской и заняли, ранее принадлежавшие аббатству здания.
  Госпитальеры принимали активное участие во всех крестовых походах но в последних походах их начинают преследовать неудачи. Они терпят ряд поражений. Во втором походе Иерусалим захватывает Саладин. 15 июля 1199 года, т.е. в самом начале Четвертого Крестового похода крестоносцам удается вновь овладеть Иерусалимом.
  В первой половине - середине XIII века госпитальеры являются основной военной силой христиан в Палестине и сдерживают натиск мусульман. Они принимают участие в V, VI, VII Крестовых походах. В 1244 году в конце VI Крестового Похода в битве под Газой госпитальеры терпят серьезнейшее поражение. В плен попадает магистр и много рыцарей.
  Но в 1249 году госпитальеры принимают участие в VII Крестовом Походе. И снова неудача - проигрыш битвы при Мансуре, в ходе которой в плен попадают магистр и 25 высших руководителей Ордена.
  Крестоносцев преследует одна неудача за другой. Госпитальеры становятся арьергардом последних Крестовых Походов. Они продолжают удерживать свои крепости, даже когда другие крестоносцы уже покидают Палестину.
  Так закончилась эпоха Крестовых Походов, а с нею и эпоха расцвета и величия военно-монашеских орденов. Орденам предстояло искать свою нишу в новых исторических условиях. Тевтоны отсрочат свое падение тем, что переключатся на христианизацию Прибалтики. Тамплиеры так и не найдут своего места в Европе и будут в 1307 году разгромлены опасавшимися за свою власть французским королем Франциском Красивым и Папой римским Клементом V. Госпитальеры, разместившись сначала на острове Кипр, а затем перебравшись на остров Родос продлят свое активное существование морскими операциями на Средиземном море против пиратов. Последней резиденцией ордена является Мальта, по которой он и нсит нынешнее название.
  
  
  
  ТАМПЛИЕРЫ.
  Полное название - Ордена Храма Господнего в Иерусалиме. Основатель - знаменитый Бернар Клервосский, родившийся в 1090 г. в Труа, в знатной семье. По сложившейся традиции он должен был стать монахом, чтобы не тревожить своих старших родственников претензиями на наследование земли. Он мог быть обычным аббатом - мог окунуться в политические интриги. Однако Бернар попал в Орден Цистерцианцев - монашеский орден, занимавшийся распространением ученых знаний.
  
  В 1118 г. девять французских рыцарей решили создать военно-монашеский орден - 'для охраны паломников, следующих в Иерусалим'. Он был организован по образцу Ордена Иоанна Иерусалимского, члены которого назывались госпитальерами. В качестве резиденции щедрый король Иерусалимский выделил им территорию бывшей мечети Куббат-ал-Захры - храма Соломона.
  
  Однако спустя 10 лет после основания Ордена рыцари Храма занимались всем чем угодно, кроме охраны христианских святынь. Они по очереди охраняли дорогу от разбойников но, в основном, рылись в подвалах храма, видимо, надеясь что-то там обнаружить. Бернар Клервосский усиленно работал в монастырских библиотеках, не гнушаясь помощью понимающих древнееврейские тексты раввинов. Что искали рыцари в Иерусалиме, так и осталось тайной. Следователи при обысках, а палачи при допросах ничего не сумели выяснить. Главная резиденция Ордена была во Франции, в Париже, в замке Тампль ('Храм'), который дал рыцарям второе название - тамплиеры. Это был могущественный Орден, которому богатые сеньоры начали жертвовать несметные богатства. Прежний орден Цистерцианцев с появлением тамплиеров отказался получать дарения и увеличивать свои накопления.
  
  Орден Храма организовал по всей Европе сеть командорств, в которых хранились богатства Ордена. Тамплиеры имели собственные замки с поместьями, в которых не переводилось зерно. Однажды во время неурожая за неделю только одно командорство накормило 10 000 человек. Командорства были объединены в бальяжи (округа), которые в богатству и власти соперничали с бальяжами короля. Но несмотря на богатство Ордена попавшим в плен тамплиерам запрещалось предлагать выкуп за свою жизнь и свободу.
  
  Тамплиеры имели два крупнейших центра - Восточный бор между бальяжами Пейнс и Тор в междуречье Сены и Оба и порт Ла-Рошель. В первом из них кладоискатели до сих пор пытаются найти следы сокровищ тамплиеров. Орден занимался банковскими операциями. Еще существует мнение, что им принадлежит роль в строительстве готических соборов. За 200, пока орден существовал, культура Европы сильно двинулась вперед.
  
  РАЗГРОМ
  Светские владыки смотрели на орден косо. Врагов у них было много. Император Священной Римской империи Фридрих II ограбил владения тамплиеров в Сицилии. Король Франции Филипп IV Красивый укреплявший свою власть в стране, был недоволен тем, что в Париже находится крепость Тампль, в которой сидит великий магистр - более могущественный владыка, чем он сам. Королю хотелось получить пошлины за проезд по орденским дорогам и налоги с орденских земель. Для этого было только два пути: возглавить орден и сделать его королевским или же уничтожить его. В 1305 г. Филипп Красивый захотел вступить в Орден Храма. Однако капитул Ордена ответил ему, что среди братьев не может быть коронованных владык.
  
  И тогда Филипп Красивый выбрал другой путь. После очередной интриги римским папой был избран французский епископ Бертран де Го. Его предшественника рыцарь Гийом де Ногаре ударил по лицу кольчужной перчаткой и увез в заключение умирать. В 1305 г. впервые прозвучали обвинения Ордену тамплиеров в ереси и кощунствах. Было решено разгромить Орден там, где он был всего сильнее - во Франции.
  
  Духовник короля и Великий Инквизитор Франции доктор теологии Гийом Парижский начал собирать свидетелей из числа изгнанных рыцарей. К 1307 г. обвинения были подготовлены и по всей Франции королевские гонцы повезли тайные письма с инструкциями королевским чиновникам. 14 сентября 1307 г. королевские войска захватили замки тамплиеров во всей Франции. Филипп IV впервые вошел в возвышавшийся в центре Парижа Тампль не как гость и должник Ордена, а как господин покоренной вражеской крепости. Тамплиеры не оказали сопротивления - устав Ордена не позволял рыцарям поднимать оружие против христиан. Да и кто посмел бы раньше поднять руку на могущественнейший Орден? Братья открыли ворота и впустили стражу внутрь. Одна из причин, по которой Филипп IV затеял разгром Ордена, было желание получить их сокровища. Однако, никаких сокровищ не было найдено. Ходили разговоры, что за два дня до ареста из ворот Тампля куда-то выехали возы, груженые сеном. Зачем понадобилось вывозить сено из Парижа в деревню, никто не задумался. А потом гадать было уже поздно. Папа издал буллу, которой распускал Орден. Для суда над тамплиерами создали церковные комиссии. В них входили епископ города и нищенствующие монахи: два кармелита, два францисканца и два доминиканца. Бенедиктинцы и цинтерцианцы, участвовавшие в создании Ордена Храма, от следствия были отстранены. Тамплиерам были предъявлены многие обвинения: в содомии, ересь, богохульство, дьяволопоклонничество и прочее.
  
  18 марта 1314 г. состоялась казнь. К сожжению были приговорены магистр Жака де Моле, досмотрщики Гуго де Пейро, Жоффруа де Гонвиля и Жоффруа де Шарне. Жак де Моле, стоя на поленнице, уже в огне, проклял папу и короля, сказав: п'Папа Римский Климент V, через сорок дней, ты придешь ко мне. Король Франции Филипп IV, не пройдет и года, как ты присоединишься к нам'. В эти сроки папа и король умерли. Не исключено, что Папа и король были отравлены храмовниками, искусными в изготовлении ядов.
  СУДЬБА ТАМПЛИЕРОВ.
  В других странах дело обстояло иначе. На Пиренейском полуострове они были нужны для войны с маврами. Поэтому там преследованием рыцарей Храма никто особенно не занимался. В Кастилии и Арагоне рыцари Ордена Храма вошли в состав и со всем имуществом в орден Калатравы. В Германии процесс сорвался: во Франкфурте призванные на суд тамплиеры явились в полном боевом облачении, с копьями в руках. Все обвинения были сняты. Только в глухой провинциальной Англии в 1311 г. королю и инквизиторам удалось провести суд над арестованными рыцарями. В Португалии их приняли доброжелательно. Они были приняты в Ависский орден, им был подарен замок Томар.
  Что же касается серебра тамплиеров, то найти его не удалось. Богатства тамплиеров ищут и до сих пор, но безуспешно.
  
  СОКРОВИЩА.
  В книге двух историков - датчанина Эрлига Хаарлинга и англичанина Генри Линкольна - "Тайный остров тамплиеров" доказывается, что сокровища уничтоженного в XIII веке ордена рыцарей-храмовников, в том числе легендарные Чаша Грааля и ковчег Завета, спрятаны не в Эфиопии, Испании, Канаде или шотландском Росслине, как полагали раньше, а на маленьком балтийском острове Борнхольм, где живет сейчас около 45 тысяч человек.
  
  Сокровища тамплиеров в Шотландии? Недавно в Шотландии археологами была обнаружена старинная часовня Росслин, принадлежавшая когда-то семье Клэр. Возможно, часовня является хранилищем несметных сокровищ рыцарей тамплиеров, в том числе легендарной чаши священного Грааля, Креста Господня и бесценных древних манускриптов.
  
  Есть версия, что сокровища тамплиеров перекочевали в Россию. В качестве аргументов приводятся топонимы - Шатск, Шатура, которые нельзя объяснить средствами русского языка, но можно вывести от французского "шато". Есть и такие предположения, что орден вывозил серебро с рудников Перу, поскольку им была известна дорога в Новый свет. Во-первых, они общались с викингами, а те уже бывали в Америке. Во-вторых, обладая портом Ла-Рошель, они могли достичь берегов Америки, тогда как для плаваний в Англию или Испанию удобне были другие порты. Ла-Рошель для этого была совсем не годна. Свои знания они держали, естественно, в секрете. Хотя могущество ордена было подорвано, его символику продолжали использовать Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров белым полотнищем с красным восьмиугольным крестом
   МАГИСТРЫ ТАМПЛИЕРОВ.
  Гуго де Пейн (1128-1136);
   Робер де Краон (1136-1149);
   Эврар де Бар (1149-1151);
   Бернар де Трембле (1151-1153);
   Андре де Монбар (1154-1156);
   Бертран де Бланшфор (1156-1169);
   Филипп де Милли (1169-1171);
  Одон де Сент-Аман (1171-1179);
   Арно де Ла Тур Руж (1180-1184);
   Жерар де Ридфор (1184-1189);
   Роберт де Сабле (1191-1193);
   Жильбер Эраль (1194-1200);
   Филипп де Плессье (1201-1209);
   Гийом де Шартр (1209-1219);
   Пере де Монтегаудо (1219-1232)
  Храма Арман Перигорский (1232-1244);
  Гийом де Соннак (1247-1250);
  Рено де Вишье (1250-1256 (1252?);
  Тома Берар (1256 (1252?)-1273);
  Гийом де Боже (1273-1291);
  Жак де Моле (1294-1314).
  
  Владения ордена тамплиеров
  Замки:
  
  Баграс (Анатолия);
  Тортоза (Сирия);
  Сафита (Сирия);
  Ареймех (Сирия);
  Сидон (Палестина);
  Бофор (Палестина);
  Шатле (Палестина);
  Сафет (Палестина);
  Атлит (Палестина);
  Кастел Арналд (Палестина);
  Казаль де Плейн (Палестина);
  Торон (Палестина).
  Середненский замок ордена тамплиеров (Закарпатье, Украина).
  
  ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН.
  Тевто́нский о́рден (также Германский орден, Немецкий орден; Тевтоны, нем. Deutscher Orden) - германский духовно-рыцарский орден, основанный в конце XII века. Девиз ордена: 'Помогать - Защищать - Исцелять' (нем. 'Helfen - Wehren - Heilen').
  Основатель - герцог Фридрих Швабский. Основан орден 19 ноября 1190 года. Вторая версия: во время 3-го крестового похода, когда рыцари осаждали Акру, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоаннитов. 6 февраля 1191 года Папа Римский Климент III утвердил орден как 'Тевтонской братии церкви Святой Марии Иерусалимской'.
  
  Верховной властью в ордене обладали великие магистры . Устав Тевтонского ордена (в отличие от устава Бенедиктинского ордена, к которому он восходит) не передаёт в руки великого магистра неограниченную власть. Его власть всегда ограничивалась Генеральным Капитулом.
  Ландмейстер - следующая должность в структуре ордена. Ландмейстер являлся заместителем великого магистра на некоторых территориях Ордена. Всего в Тевтонском ордене существовало три вида ландмейстеров:
  Немецкий ландмейстер - впервые немецкие ландмейстеры появились в 1218 году. С 11 декабря 1381 года их власть начинает распространяться и на итальянские владения ордена. В 1494 году Император Карл V даровал Немецким ландмейстерам статус имперских князей.
  Ландмейстер в Пруссии (нем. Landmeister von Preußen) - должность была учреждена в 1229 году с началом завоевания орденом Пруссии. Первым ландмейстером стал Герман фон Балк. С 1317 по 1324 год последним ландмейстером стал Фридрих фон Вильденберг.
  Ландмейстер в Ливонии. Должность учреждена в 1237 году после вхождения Ордена меченосцев в состав Тевтонского ордена.
  Ландкомтур. Дословно переводится как 'комтур земли'. Руководил баллеем ордена.
  Комтур - низшая должностная единица в структуре ордена. Комтур руководил комтурством вместе с Конвентом - собранием рыцарей данного комтурства. Рыцари, подчинявшиеся комтуру, назывались попечителями или фогтами. Главные должностные лица ордена:
  
  Кроме этого в ордене существовало пять должностных лиц, с которыми должен был совещаться великий магистр:
  Великий комтур
  Маршал
  Маршалы Тевтонского ордена
  Верховный госпитальер
  Верховный интендант
  Главный казначей
  Прочие должности:
  
  Командор - командующий, командир.
  Капитульер - руководитель капитула (собрания, совещания, комиссии). - член Совета.
  Главный магистр Германии.
  Магистр баллея (территориальной единицы, на которые были поделены владения Тевтонского ордена в Св.
  Римской империи).
  В 1190 году, после основания ордена в Акко, граф Боппо фон Вертхайм с согласия церкви разместил орден в 1212-1220 годах в городке Эшенбах. Образованное в 1305 году коммендантство Эшенбах вошло в 1305-1315 годах в коммендантство Нюрнберг. Затем после многочисленных обменов, покупок и дарений орден стал единовластным владельцем Нюрнберга[1]. В истории орден проводил колонизацию Восточной Европы. Осуществлял, главным образом, натиск на Литовское княжество, воевали против пруссов (народ прибалтийской группы), которые были язычниками. В 1255 на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг.
  Постепенно под власть Тевтонского ордена попала вся Пруссия. В 1237 году Тевтонский орден слился с остатками военного братства рыцарей Меча (рыцарей Христа), тем самым получив власть в Ливонии. В захватническом походе на Гданьск (1308) было уничтожено почти всё польское население (около 10 000 христиан). На захваченные земли прибывали немецкие колонисты. К этому же времени было захвачено Восточное Поморье. Захват уже не преследовал никаких религиозных целей. Таким образом, к концу XIII века орден, фактически став государством, продолжает политику экспансии на Восток. В 1309 году столицей Тевтонских рыцарей стал город Мариенбург. Немецкая и Шведская агрессия была отражена Александром Невским (1239-1245)
  В XIV веке орден совершил свыше сотни походов в пределы Литвы. Ситуация стала улучшаться лишь с 1386 года, когда литовский князь Ягайло принял католичество и обручился с наследницей польского трона. Это положило начало сближению Литвы и Польши.
  Трудности орден стал испытывать с 1410 года, когда объединённые польско-литовские войска нанесли сокрушительное поражение армии ордена в битве при Грюнвальде. Войско Тевтонского ордена потеряло репутацию непобедимого. Польско-литовской армией командовали польский король Ягайло и его двоюродный брат, великий князь литовский Витовт. В состав войска входили также чехи (именно здесь Ян Жижка потерял свой левый глаз), три смоленских полка, а также татарские союзники литовского князя.
  Столица ордена была перенесена в город Бад-Мергентхайм, расположенный под Вюрцбургом.
  Орден был распущен в 1809 году во время Наполеоновских войн. Остававшиеся под властью ордена владения и территории отошли вассалам и союзникам Наполеона. Реорганизовать Тевтонский орден удалось лишь во время Первой мировой войны.
  
  Нацисты считали себя продолжателями дела ордена, особенно в области геополитики. Доктрина ордена 'Натиск на Восток' была полностью усвоена руководством нацистского режима в Германии. В период нацистских гонений на Орден его деятельность была фактически свёрнута. После окончания войны ордену были возвращены аннексированные нацистами австрийские владения. В 1947 году декрет о ликвидации ордена был формально аннулирован.
  Орден возродился в Германии и Австрии. После распада советского блока отделения ордена появились на территории Чехии (в Моравии и Богемии), Словении и некоторых других европейских странах. Имеется также маленькое (менее двадцати человек) сообщество членов ордена в США.
  Резиденция великого магистра находится в Вене. Там же находятся казначейство ордена и библиотека, хранящая исторические архивы, около 1000 старых печатей, другие документы. Орденом управляет аббат-хохмейстер, хотя сам орден состоит в основном из сестёр.
  Орден разделён на три владения - Германия, Австрия и Южный Тироль, и два командорства - Рим (Италия) и Альтенбисен (Бельгия).
  Орден полностью обслуживает своими монахинями одну больницу в городе Фризах в Австрии и один частный санаторий в Кёльне. Сёстры ордена также работают в других больницах и частных санаториях в Бад-Мергентхайме, Регенсбурге и Нюрнберге.
  Символ ордена - латинский крест чёрной эмали с белой эмалевой границей, перекрытый (для Рыцарей Чести) шлемом с чёрно-белыми перьями или (для членов общества Св. Марии) простым круговым украшением из чёрно-белой орденской ленточки.
  
  МЕЧЕНОСЦЫ.
  
  Орден меченосцев - немецкий католический духовно-рыцарский орден, официально называвшийся "Братья Христова воинства". Был создан в 1202 по инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом. Имел целью захват Восточной Прибалтики, осуществлял крестовые походы против прибалтийских народов. Нарицательное название Ордена произошло от изображения на их плащах красного меча с крестом. В отличие от крупных духовно-рыцарских орденов - сохранял номинальную зависимость от епископа. Рыцари чаще всего происходили из семей мелких феодалов (больше всего было их из Саксонии). Главой ордена был магистр, важнейшие дела ордена решал капитул.
  
  Первым магистром ордена был Винно фон Рорбах (1202-1209), вторым и последним - Волквин фон Винтерштайн (1209-1236). На захваченных территориях меченосцы строили замки. Замок был центром административного деления - кастелатуры. По договорённости 1207 года 2/3 захваченных земель оставалось под властью Ордена, остальная часть передавалась епископам Рижскому, Эзельскому, Дерптскому и Курляндскому.
  
  12 мая 1237 в Витербо Папа Римский Григорий IX и гроссмейстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца совершили обряд присоединения остатков Ордена к Тевтонскому ордену. Тевтонский орден прислал туда своих рыцарей, ответвление Тевтонского ордена на землях бывшего ордена Меченосцев (на нынешних латышских и эстонских землях) стало называться Ливонским орденом.
  
  ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН. Ливонское ландмайстерство тевтонского ордена - составная часть тевтонского ордена. Католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Ливонии на землях куршей, ливов, земгалов в 1237-1561, т.е. составная часть тевтонского ордена. Потерпел ряд серьёзных поражений от русских и литовцев (Ледовое побоище 1242, битва при Дурбе 1260, Раковорская битва 1268 и др.). Резиденцией магистра служил Венденский замок на северо-востоке современной Латвии. В Ливонской войне XVI века орден был разгромлен русскими войсками, после чего в 1561 году распался.
  
  ПИРЕНЕЙСКИЕ ОРДЕНА.
  
  АЛЬКАНТАРА.
  Алькантара - один из духовно-рыцарских орденов Испании, который братья дон Суеро и дон Гомец Фернандо Барриентос основали в 1156 году для защиты против мавров пограничной крепости Сан-Юлиан де Пераль (Перейро). Папа Александр III 29 декабря 1177 года возвел это товарищество в духовно-рыцарский орден и дал ему устав Бенедикта. Альфонс IX в 1218 году подарил ордену город Алкантару, по имени которого он стал с тех пор называться и куда он перенес свое местопребывание. При Фердинанде V в 1494 году сан гроссмейстера был соединен с саном испанского короля. В 1540 году рыцари ордена были освобождены от обета целомудрия и получили дозволение вступать в брак. До занятия Испании французами в 1808 году орден владел 37 графствами с 58 городами и деревнями, из которых после реставрации ему была возвращена лишь небольшая часть. Либералы несколько раз упраздняли его, а при Изабелле II и Амадее он существовал только в виде ордена военных заслуг. Во время республики в 1873 году орден был еще раз упразднен, но снова восстановлен в 1875 году Альфонсом XII. Орденский знак, состоящий с 1441 года из зеленого мальтийского креста, концы которого соединены золотыми линиями, носится на зеленой ленте на шее, а затканный шелком - на фраке и белой мантии. В гербе ордена изображено грушевое дерево (по испански peral) с двумя чертами. В 1830-х гг. орден был национализирован испанской короной и прекратил свое существование. В настоящее время король награждает орденом Алькантара лишь тех граждан, кто проявил себя в военной службе Испании.
  
  КАЛАТРАВА
  Орден Калатрава Немного более ранний Орден Калатрава был вдохновлен Доном Диего Веласкесом (Diego Velazquez), цистерцианским монахов из Монастыря Фитеро в Наварре. Роль ордена - защита города Калатрава. После того, как город был оставлен Тамплиерам в 1147 году, они охраняли другой город, Кирвелос. Поскольку Орден приобретал большее имущество в Кастилье, появились споры между различными группами рыцарей. Тем временем сами цистерцианцы попытались подтвердить свою власть над Орденом, требуя в 1187 году, чтобы Магистр рыцарей мог быть избранным только при одобрении цистерцианского Аббата Моримонда, в Бургундии. Первые годы наблюдался быстрый рост богатства и земель в Наварре в 1163 году, Португалии в 1175 году, Арагоне в 1179 году и приобретение нескольких владений в Леоне между 1170 и 1218 годами, включая замок и виллу Алькантара в 1217 году. Прогрессивное расширение ордена Калатравы, возможно, было воспринято Леоном как часть продолжающейся попытки Королевства Кастилии достигнуть превосходства и построить Иберийскую Империю. За двадцать лет, когда Орден существовал без формального места в Калатраве, рыцари Арагонезцы утвердились как автономная группа при Великом Командующем, базируемом в Альканьесе, которые приняли название Альканьиз Ордена Калатрава. Рыцари Кастильонцы, тем временем, захватили замок Сальватрьерра, в который они перенесли свой штаб, а затем вернулись в Калатраву непосредственно в 1212 году. Со смертью Магистра Лопеса де Падилья (Lopez de Padilla) в 1486 году, Король Фердинанд обратился к Папе Римскому за разрешением принять администрацию Ордена, и последний согласился, оставив за собой право назначать Магистра Ордена в будущем.
  
   АВИССКИЙ ОРДЕН. Точные сведения об обстоятельствах и дате основания ордена отсутствуют, а имеющиеся данные весьма противоречивы. По одним данным, орден был основан знатными коимбрскими рыцарями в 1147 г. для тех же целей и получил название Новых рыцарей, по другим - в 1148 г. участниками 2-го крестового похода (1147-1149 гг.). Все источники сходятся в одном - орден был создан для защиты недавно отбитого у мавров г.Эворы. В 12 в. орден был подразделением Калатравы. Сведения о дате передачи города Авис в провинции Алентежу ордену также противоречивы. По одним данным, город был дарован ордену королем Афонсо I (1162-1196 гг.) в 1166 г., по другим - лишь в 1211 г. королем Афонсо II город был передан магистру Эворских рыцарей Фернандо Аннешу (D. Fernao Annes), который укрепил его и построил в нем замок и монастырь-конвент. С момента укрепления города эворские братья перенесли в него свою штаб-квартиру, это произошло в 1223-1224 гг. при магистре Фернандо Родригеше Монтейро (Fernao Rodrigues Monteiro). С этого момента орден стал известен как военный орден Ависа. Зеленый крест как эмблема ордена был дарован папой в конце XIV в. по просьбе короля Афонсо IV. В дате папского утверждения ордена также противоречия - одни источники называют 1192 г. и папу Целестина III, другие - 1204 г. и папу Иннокентия III. В нескольких папских буллах (Григорий VIII, 'Quoties a nobis',1187 г.; Иннокентий III, 1199, 1201 и 1214 гг.) ссылаются на португальские владения ордена Калатравы, рассматривая орден Эворы как ветвь ордена Калатравы. Тем не менее, в булле Иннокентия III 'Religiosis vitam eligentibus' от 21 мая 1201 г. специально адресованной Magistro et fratribus Elborensis milicie, professis ordinem Calatravae, утверждаются владения ордена в Португалии и братьям Эворы даруются такие же привилегии, свободы и иммунитет, как и ордену Калатравы. Рыцари ордена Ависа под командованием магистра Мартина Фернандеша (D. Martim Fernandes) проявили чудеса храбрости во время осады и взятия Севильи в 1248 г. Хотя орден формально зависел от гроссмейстера ордена Калатравы, орден все больше и больше приобретал автономный характер, политически все более завися от королей Португалии. Португальские короли дарили ордену Ависа обширные земли, захваченные у мавров. С завершением Реконкисты в Португалии (ок. 1249 г.) и в условиях перманентной вялотекущей войны Португалии с Кастилией формальная зависимость ордена Ависа от Кастилии стала опасной для португальской короны. В 1383 г. после смерти короля Фернандо португальская корона должна была перейти к Беатрис, жене кастильского короля Хуана I. Однако португальцы воспротивились этому и провозгласили королем Жоао I, единокровного брата умершего короля, бывшего в то время 21-м магистром ордена Ависа. 3 октября 1387 г. капитул ордена собрался в замке Ависа, избрал своим магистром Фернандо Родригеша де Сикейру (Fernao Rodrigues de Siqueira) без ведома гроссмейстера ордена Калатравы и обратился к папе с просьбой утвердить это решение. Папа Бонифаций IX утвердил избрание 8 ноября 1389 г. Когда гроссмейстер ордена Гонзало Нуньес де Гусман (Don Gonzalo Nunez de Guzman) прибыл в Португалию с инспекцией в орден Ависа, король Жоао I приказал магистру ордена де Сикейре принять гроссмейстера Калатравы со всеми подобающими его рангу почестями, но как гостя, а не как старшего прелата или наставника. Это породило долгие споры с королем Кастилии и гроссмейстерством Калатравы, которые прекратились лишь к 1440 г., когда независимость португальских орденов от испанских была признана буллой папы Евгения IV во время правления короля Афонсо V при регенте коимбрском герцоге Педро. В XV в. орден Ависа вместе с орденом Христа сыграл огромную роль в экспансии Португалии в Африку. Первые завоевания в Африке начались с захвата Сеуты королем Жоао I и осады Танжера в 1437 г. В 1496 и 1505 гг. рыцари ордена были освобождены от обетов целомудрия и бедности. После смерти магистра де Сикейры, во время правления короля Дуарте I, магистерство ордена перешло к королевской фамилии, и окончательно это было утверждено папой Юлианом III в 1551 г. Окончательно орден был секуляризован папой Пием VI по просьбе королевы Марии I в 1789 г. В 1894 г. орден был вновь реформирован и стал именоваться Королевским военным орденом св. Бенедикта Ависского. Орден стал иметь три класса - Большого Креста, гранд-офицерский и рыцарский. Магистр ордена стал именоваться Великим командором, и им стал наследный принц Португалии. В 1910 г. Республика отменила ордена, но после 1-й Мировой войны в 1918 г. Военный орден Ависа был возрожден в качестве ордена заслуг, и его магистерство было передано Президенту Республики.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"