Аш Павел : другие произведения.

Этнографические очерки. Брак и семья.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

  БРАК И СЕМЬЯ У НАРОДОВ МИРА. Самой древней общность в доклассовом обществе было племя, общность, связанная кровным родством. позже, в классовом обществе, возникают такие общности, как народность (синоним - народ, этнос), и нация. Народность возникла на основе смешения нескольких племен, связанных не только кровно-родственными, но и территориально-соседскими отношениями. Нация- высшая форма общности людей, имеющая общую территорию, язык, психологические черты, экономическую жизнь.
  В структуре общества особо важное место занимали и занимают кровно-родственные отношения. Брак и семья - основа общества. Но отношения эти были различны у разных народов, и кроме того, менялись в процессе истории. Прежде родовые отношения были сильны, со временем они ослабели, уступив место другим отношениям, например, деловым связям. Раньше большое значение имела большая семья, или большесемейная община, включающая помимо родителей и детей, бабушек и дедушек, двоюродных братьев и прочих родственников. Теперь доминирует малая семья, т.е. родители-дети.
  Род - основная социальная ячейка доклассового общества, союз кровных родственников (синоним - генс, гентильная, т.е. родовая организация). Род был как материнский, так и отцовский, т.е. союз родственников по матери, происходящих от одного общего предка, таки по отцу. Родство считалось как по матери, матрилинейный счет родства, так и по отцу, - патрилинейный счет родства.
  Иногда родство считалось и по обеим линиям сразу.
  В науке долгое время существовало ошибочное мнение по поводу матриархата - патриархата. Якобы, сперва во всем мире доминировал матриархат, затем сменился повсеместно патриархатом. Эта точка зрения появилась на западе в XIX в., но была воспринята и поддержана в России марксистской наукой. Она удобно подходила под теорию смены общественно-экономических формаций. На самом же деле, как считается в современной науке, патриархат преобладал в обществе всегда, а матриархат встречался и встречается у некоторых народов, как исключение. Действительно, женщина всегда была физически слабее, была привязана к дому и детям. Мужчина же, как более активный и энергичный пол, всегда доминировал. Такме признаки, как счет родства, не играют главной роли в этом вопросе. В древности родство считали по матери лишь потому, что иногда просто не понятно было, кто отец. Существовали групповые формы брака. Главные признаки патриархата - передача имущества и власти по мужской линии.
  Существует матриархат и доныне. Например, у народа минангкабау в Индонезии. Здесь мужчина действительно бесправен. Он не живет в своем доме, а ночует в сурау, мужском общинном доме, вместе с неженатыми и бродягами. В дом жены он приходит только для исполнения бытовых обязанностей. В других случаях, у других народов, мужчина живет в общинном доме, пока холост. У минангкабау все имущество предается по наследству от матери дочери.(Мулк Радж Ананд. Я родом с острова Суматра).
  Есть такие примеры, когда мужчина-охотник передает жене все имущество, объясняя это тем, что жена в силу своей привязанности к детям, не может работать круглый год, а он может и работать, и охотиться. Это нельзя считать матриархатом. Это - обычные бытовые отношения, обусловленные необходимостью.
  Брак - важнейшее событие в жизни как отдельного человека, так и всего общества в целом. Как и все прочее, имеет разные формы и варианты.
  Экзогамный брак, брак внутри одной фратрии. Фратрия - подразделение племени, сотсоящее из нескольких родов, где все связаны близким родством. В этом случае происходит кровосмешение, поэтому такие браки у многих народов запрещены.
  Эндогамный брак, брак внутри фратрии, или какой-либо небольшой родственной группы.
  Брак умыканием - похищение невесты. Может происходить с согласия невесты и ее родителей, а может и без согласия.
  Брак выкупом, калымный брак, жених платит выкуп деньгами, вещами, или же отрабатывает в хозяйстве родителей невесты. Калым (выкуп) характерен для Кавказа, а брак отработкой - больше для Индокитая или Индонезии. Выкупы платят во многих странах.
  Брак посещением, - форма брака, когда супруги живут раздельно.
  Гостевой брак, распространен у народов севера (чукчи и др.). Гость, одного возраста и класса с хозяином имеет право на сожительство с женой хозяина. Чаще они оба имеют право, приходя в гости, пользоваться женами друг друга.
  Пережитком группового брака были Сатурналии в Древнем Риме, праздник в честь Сатурна, когда разрешалось совершать супружеские измены кому угодно, и они не наказывались, и не встречали сопротивления мужей.
  Таким же пережитком являются и лунные танцы у яо и мяо в Азии. В Юго-Восточной Азии существуют Дома Молодежи, где юноши и девушки, достигшие совершеннолетия, встречаются, присматриваются друг к другу, чтобы впоследствии вступить в брак.
  Формы внебрачных отношений распространены везде широко, но в Европе, в католических странах они резко осуждаются, тогда как в Азии и на других континентах допускаются. В олинезии и Микронезии добрачные связи - норма. Девушка имеет право заводить отношения с кем угодно, кто ей по нраву. Но выйдя замуж, это ей уже запрещено. В тех случаях, когда муж в отъезде, она имеет право вступать в отношения с его родственниками с его разрешения, т.к. долгое воздержание считается вредным для здоровья(как оно и есть на самом деле).(Бенгт Даниельссон. Полинезия - страна в океане).
  В Микронезии на о. Романом есть такой обычай. Каждый мужчина имеет фелаи, трость, украшенную неповторимым личным орнаментом. Если он хочет познакомиться с девушкой, он показывает ей орнамент, она его запоминает. Вечером он является к ее хижине и просовывает конец трости в соломенную стену. Если девушка трость вытолкнет обратно, она его не ждет, если же втянет внутрь, то это значит : "Заходи". (Милослав Стингл. По незнакомой Микронезии).
  Ортокузенный брак - между двоюродными и троюродными братьями и сестрами по отцовской линии.Кросскузенный брак - перекрестно-двоюродный брак между лицами, принадлежащими к одному поколению взаимо-брачных родов. Такие баки называют предпочтительными, поскольку в некоторых слоях общества именно их предпочитают.
  Сорорат - брак с несколькими сестрами одновременно или женитьба (по возможности или по обязанности) на сестре умершей жены.
  Левират - брак с вдовой брата, по возможности или по обязанности. В некоторых обществах бывает обязательным.
  В XIX в. считалось, что у древних людей царил промискуитет, т.е. беспорядочное сожительство. Женщина как бы принадлежала всем мужчинам, и если она хотела завязать отношения с одним из них, то подвергалась штрафу или наказанию. Современная наука это отрицает, поскольку даже у животных существуют семейные, парные формы брака.
  В большей степени в мире распространены моногамные браки, но есть и полигамные. Даже если в какой-то стране узаконена полигамия, то это, как правило, для богатых. Бедные все равно живут моногамной семьей. Для мусульманских стран характерна полигиния, вариант полигамии, многоженство. Султаны и шахи в исторические времена имели до 1000 жен и более. Но по мусульманским законам только 4 жены считаются женами, остальные - наложницы (одалиски). Не только мусульмане имели много жен. В 18 в. король Таиланда имел 300 жен, а его министр (пракланг) - 40. Несколько жен могут иметь папуасы.
  Полиандрия, вариант полигамии, многомужество, встречается в Тибете. Девушка выходит, например, за нескольких братьев сразу. Никто из них не имеет право развестись или завести связь на стороне. Если такое происходит, один из братьев срывается с места, полюбив другую, его ждет жестокое наказание. Известны случаи, когда люди в таких случаях вынуждены были эмигрировать. В этом случае жена может развестись со всеми братьями сразу, а затем выйти замуж за других. Это обусловлено перекосом в демографической ситуации, когда численность мужчин сильно превышает численность женщин. Сравните, в СССР после Великой отечественной войны осталось 20 млн свободных женщин в поколении участников войны, или вдов, ил не успевших выйти замуж. Тогда любой жених был на вес золота, - это ситуация для возникновения полигинии, правда не по русским традициям.
  Форма семьи - специфическая регламентация соединения брачных пар. Известны такие формы, как семья кровнородственная, малайского (гавайского) типа, или пуналуа, ирокезского типа. Сейчас эти термины мало употребительны.
  Парная семья - нестабильное соединение, соответствующее групповому браку, несамостоятельное в условиях родового общества.
  Индивидуальная семья(малая) - долговременное образование с признаками противостояния родовой организации. Когда в западной этнографии говорят об извечности семьи, как социального институту, имеется в виду именно этот тип семьи.
  Разными могут быть и способы поселения молодоженов. Это характеризуют термином л о к а л ь н о с т ь .
  Матрилокальность - когда селятся у родителей невесты.
  Патрилокальность - когда селятся у родителей жениха.
  Неолокальность - на новом месте.
  Дислокальность - отдельное поселение, но это явление пока гипотетично.
  Билокальность - поселение у родителей как жениха, так и невесты, или там, или здесь.
  Авункулокаоьность - поселение у дяди. В некоторых обществах дядя по матери играет большую роль, чем родной отец (элемент матриархата).
  
  РИТУАЛЫ И ТРАДИЦИИ.
  Как правило, браки сопровождаются множеством ритуалов, пафосом, торжествами. Их разнообразие столь велико, что и не описать. У народов Кавказа, Индии, и других, чаще у малых народов, где сильнее родовые отношения, свадьбы обставляются с большой пышностью. В Индии принято приглашать много гостей, до 1000.
  Наиболее простая процедура - у андаманцев. Юноша делает девушке предложение, она убегает в лес, он ее догоняет, ловит и приводит домой. Вот и все. С браком связаны разные предварительные ритуалы, инициации. Австралийцы и папуасы наносят девушке, достигшей брачного возраста, татуировку. Процедура болезненная, но девушка терпит, это - украшение. Так или иначе, она должна пройти испытание, поскольку готовится не к отдыху, а к выполнению семейных обязанностей.
  В Японии, Китае и других соседних странах невесту можно узнать по особой прическе или каокй-нибудь специальной шпильке в волосах. На острове Яп невеста поселяется на время в лесу, затем переселяется обратно в деревню, где живет в отдельной хижине с женщиной из сословия крепостных (милингеи). Так она привлекает внимание женихов, которые начинают прогуливаться около хижины, приглядываться, совершается нечто типа смотрин.
  Развод у разных народов совершался по разному. У мусульман муж мог просто выставить жену за дверь. У японцев муж в этом отношении тоже имел большие права. А в Древнем Риме или в средевековой Индии муж мог просто убить неверную жену.
  В средневековой Европе развод вообще был невозможен, Папа разрешал его только королям в случае, если жена была бесплодна. В Англии же до XVIII в. существовал обычай продавать жену на ярмарке. Разводиться было запрещено. Тот, кто покупал жену на ярмарке, становился ее законным мужем.
  К супружеским изменам отношение тоже было разное. В Японии верный муж даже не считался чем-то нормальным. Напротив, он мог потерять уважение не только среди коллег, но и в глазах жены. Он мог гулять, развлекаться с гейшами, приходить домой навеселе. Но это при условии, что он обеспечивал семью всем необходимым, дарил подарки жене и детям. Тогда он - образцовый семьянин.Жена же была у японцев покорной служанкой мужа. Браки в Японии считаются наиболее крепкими, поскольку заключались чаще по расчету. Но в то же время семья - это было самым святым.
  В Венеци же в XVIII в. и ранее, чтобы не дробить семейный капитал, женился только старший сын, младшие оставались холостяками, и жили с любовницами. В США к изменам самое негативное отношение. Неверная жена при разводе может лишиться всех благ. Но и разведенному мужу не легче. Он может потерять доверие начальства и лишиться работы.
  Обычай предоставлять на ночь гостю молодую служанку или даже жену существовал и в Европе в средние века, а не только у чукчей (гостевой брак). Был и такой обычай, когда феодал первым проводил ночь с невестой вместо ее жениха, если тот простой крестьянин, а то и крепостной. Это обычай первой ночи упоминается еще у Бомарше ("Женитьба Фигаро").
  БРАЧНЫЙ ВОЗРАСТ.
  По существующим законам в разных странах брачный возраст определяется по разному.
  В России без согласия родителей можно вступать в брак с 18 лет, по уважительным причинам разрешается убавить два года. В Англии можно жениться с 16 лет, но снижать срок нельзя ни по каким причинам.
  Во франции для женщин предусмотрен возраст 15 лет, для мужчин - 18. Прокурор может по уважительным причинам снизить планку. В Австралии - 16 лет для девушек, 18 - для юношей.
  В Германии можно вступать в брак с 18 лет, но с согласия родителей - раньше. Если же родители не дают согласия, то дети могут обратиться в суд.
  В Канаде брачный возраст колеблется с 16 до 19, но с согласия родителей брак возможен и с 14 лет.
  В Испании - с 14 лет.
  В южных странах брачного возраста достигают раньше, чем в северных. Организм под воздействием солнечной радиации развивается быстрее. В странах Индокитая и Индонезии, у некоторых народов Индии девочки уже в 10-11 лет становятся невестами и выходят замуж.
  более ранним был брачный возраст и в Европе в средние века. Женились в 17-20 лет (юноши) ив 14 лет (девушки). Часто детей тогда женили уже в 11-14 лет. Низкой была и средняя продолжительность жизни. Человек в 25 лет уже считался стариком. Редко кто доживал до 40 лет. Трудно сказать, в чем здесь причины. Возможно, многих уносили эпидемии, но с другой стороны тогда не было еще и гигиены. В обществе часты были случаи обжорства и разврата среди богатых, и голода среди бедных, с другой стороны.
  В гаремах древнеегипетских фараонов содержались девочки 7-8 лет.
  Знаменитая Суламифь вышла замуж за царя Соломона в 13 лет.
  В Древней Греции мужчины женились к 30 годам, невестам же было по 14-15.
  Магомет посватался к своей будущей жене, когда ей было 9 лет.
  
  
  
  
  
  
  
  ТЕРМИНЫ. Латеральность(от лат. latus - сторона) - в этнографии, в области систем терминов родства - принцип различения двух категорий родственников индивида, с материнской и с отцовской. Существует несколько видов латеральности:
  * Унилатеральность - учет родственников только с одной стороны, имеет два вида - матри- или патрилатеральность.
  * Матрилатеральность - учет родственников со стороны матери.
  * Патрилатеральность - учет родственников со стороны отца.
  * Билатеральность - учет родственников с обеих сторон.
  В обиходной речи это явление отражено в таких выражениях, как "родственники со стороны матери", "родственники по линии отца".
  
  Разные специалисты то сопоставляют понятия латеральности и линейности, то противопоставляют их. При этом латеральность рассматривается, как более ранний этап развития счета родства, а линейность - более поздний. За рубежом термин "латеральность" в области счета родства не применяется. Там популярны специфические термины: линидж, рэмидж, конический клан, - генеалогические структуры, и клан, сиб, септ, - негенеалогические структуры.
  Амбилинейность (от лат. лат. ambo - оба и лат. linea - линия)- правило счета родства, формирующее лишь одну линию происхождения от предка, но позволяющее в каждом поколении привлекать к этому любого из родителей. Возникает комбинация чередующихся мужских и женских связей. На основе амбилинейности появляются такие группы, как рэмидж и септ. Встречается такой принцип у народов Полинезии, Микронезии, у некоторых племен Северо-западного побережья Сев. Америки.
  
  Отличается от билинейности, когда параллельно учитываются две линии родственников, как по отцу, так и по матери(см. матрилинейность и патрилинейность). Противоположный принцип - унилинейность. Все эти термины в этнографии объединяются в группу под названием 'линейность'.
  Патрилинейность(от лат. слов pater, отец, и linea, линия)- в этнографии: унилинейное правило счета родства, учитывающее из поколения в поколение связи детей только с отцом. Связь предка и потомка "линии" поддерживают только мужчины. Ей противоположна матрилинейность, вместе с которой они являются двумя вариантами унилинейности. При таком счете родства образуются соответствующие группы: род, линидж(от англ. lineage). Более общий термин из этой области - линейность, у которой существует еще несколько разновидностей.
  В настоящее время в мире патрилинейность наиболее широко распространена. Существует мнение, что она универсально предшествовала матрилинейности. Оба эти понятия соотносятся с понятиями патриархата и матриархата. Прежде считалось, что матриархат преобладал в древности повсеместно, а затем повсюду сменился патриархатом. В последние годы появилась иная точка зрения: патри- и матриархат существовали параллельно, у каждого народа по-своему, так же как они существуют и сейчас. Но патриархат в мире преобладает, и преобладал, вероятно, всегда. Сейчас немногие сохраняют матриархат, например, минангкабау в Индонезии, и др.
  Матрилинейность (от латинского mater, родительный падеж matris - мать), счёт происхождения и наследования по материнской линии. Согласно устаревшим представлениям некоторых советских энографов, матрилинейность - одна из важнейших особенностей эпохи материнско-родового строя, основной принцип организации людей в материнский род (матриархат) как социально-экономическую единицу первобытного общества. Согласно этим представлениям, матрилинейность - наиболее стойкий институт этой эпохи, долго сохранявшийся даже после распада рода как экономической общности; со становлением патриархата матрилинейность сменяется патрилинейностью, но нередко бытует наряду с последней даже в раннеклассовых обществах в форме материнского права наследования власти верховных вождей и некоторых видов имущества. Наследование не по отцовской, а по материнской линии до сих пор принято у евреев. В настоящее время сравнительно большее (по сравнению с серединой XX века) число исследователей выражает сомнение в существовании эпохи материнского родового строя.[1].
  Локальность (от лат. locus - место) - в этнографии - место поселения брачных пар. Имеет варианты:
  * патрилокальность (от лат. pater - отец) - супруги живут в роде отца;
  * матрилокальность (от лат. mater - мать) - супруги живут в роде матери;
  * билокальность (от др.-греч. bi - два) - поочередное поселение как в группе мужа, так и в группе жены;
  * авункулокальность (от лат. avunculus - дядя) - поселение у дяди (брата матери мужа) или в его группе;
  * вирилокальность (от лат. virs - муж) - супруги селятся там, где раньше жил муж (при постоянном повторении этой традиции вирилокальность превращается в патрилокальность);
  * уксорилокальность (от лат. uxor - жена) - супруги селятся там, где проживала жена (также при многократном повторении уксорилокальность превращается в матрилокальность);
  * неолокальность (от др.-греч. neos - новый) - супруги селятся отдельно на новом месте;
  * дислокальность (в лат. dis- - разделительный префикс) - супруги живут каждый в своем родовом поселении;
  * амбилокальность (от лат. ambi - оба) - молодые по выбору, в зависимости от разных обстоятельств, селятся там, где до брака жил жених, либо там, где жила невеста.
  
  Соответствующие прилагательные: патрилокальный, матрилокальный, билокальный, неолокальный и т. д.
  
  Все типы брачного поселения приурочены к тому или иному типу общества. Более традиционные общества с древними устоями придерживаются патри- или матрилокальности, или других видов. Наиболее характерна для современного индустриального общества неолокальность.
  
  Линидж (англ. lineage - происхождение; род) - наиболее распространённая в сложных негосударственных (а также архаических государственных) обществах форма устройства родственных объединений, имеющих либо отцовскую, либо материнскую филиацию[1], основанная на генеалогическом принципе. Все члены линиджа могут проследить свои генеалогические связи друг с другом, ведущие к одному реальному предку.
  Различаются линиджи матри- и патрилинейные, малые и большие, максимальные и минимальные. Они часто экзогамны, но не обязательно[2].
  Иногда линидж отождествляют с родом, но это не одно и то же. Род это более широкое понятие, которое охватывает не только линиджи, но и кланы. Иногда линидж отождествляют с патронимией.
  Билинейность(от лат. bi- - двойной, и linea - линия) - в этнографии - термин из области счета родства. имеет разные значения.
  1. Параллельное существование в обществе двух линий (см. патрилинейность и матрилинейность, которое, в отличие от двойного счета родства, охватывает непересекающиеся группы людей. Один и тот же человек не может одновременно входить в группу родственников матери и отца.
  1. В устаревшем смысле - принцип формирования кровно-родственных групп типа австралийских секций и подсекций(брачных классов).
  2. То же, что и билатеральность. Не все специалисты считают эти принципы одним и тем же, находя в них различия. В этом случае билинейность считается более поздним этапом развития принципов счета родства.
  Экзогамия - запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия) или локального (например, община) коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время. Многочисленные теории происхождения экзогамии объединяются в основном в 3 основные группы, которые предполагают, что переход к экзогамии обусловлен:
  * необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственниками (Л. Г. Морган и др.);
  * стремлением расширить социальные контакты и завязать отношения с другими коллективами (Э. Тайлор, А. М. Золотарёв, К. Леви-Стросс);
  * необходимостью установления социального мира в коллективе, поскольку половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы (С. П. Толстов, Ю. И. Семёнов).
  
  Термин введён английским исследователем брачно-семейных отношений первобытного общества Дж. Макленнаном[1].
  Эндогамия (от греч. endon - внутри и gamos - брак) - половые связи внутри определенных общественных групп в эпоху первобытнообщинного строя. Эндогамной группой обычно было племя. Эндогамия племени, как правило, сочеталась с экзогамией входивших в него родов и фратрий. Распространена у некоторых народов, в частности, у парсов.
  
  Термин введен английским исследователем брачно-семейных отношений первобытного общества Дж. Мак-Леннаном.
  
  * Итс Р. Ф.. Введение в этнографию, Ленинград,1974.
  * Народы и религии мира, под ред. В. А. Тишкова, М.,1998.
  
  
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"