Аш Павел : другие произведения.

Этнопсихологические зарисовки.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАРИСОВКИ.
  Труднее всего изложить кратко, но в то же время схватить самую существенную сторону, чтобы дать полную картину. Хороша книга Овчинникова "Сакура и дуб", где полно описаны нравы и традиции двух народов, японцев и англичан. Но есть и другие народы, о каждом из которых можно написать отдельную книгу, которые тоже интересны. В настоящее время этнопсихология приобретает важное значение, поскольку растут международные связи, усиливается межнациональное общение. Опираясь на материал учебного пособия и на некоторые свои наблюдения, попробую дать более менее полную картину национальных характеров.
  ВСТУПЛЕНИЕ.
  Этнопсихология - субдисциплина этнографии. В более же новых изданиях пишется, что э. - самостоятельная наука, стоящая на стыке этнологии, культурологии, социологии и психологии.
  Этнография относится к историческим наукам, но делится на ряд отраслей, и скорее представляет из себя самостоятельную науку, стоящую на стыке нескольких наук. Спорным вопросом до сих пор является и наименование этнографии. Так она называлась в России, на западе же ее называют этнологией, или даже антропологией. В некоторых случаях считается, что этнография - это описательная база этнологии, а этнология - теоретическая сторона этнографии, а иногда эти термины употребляют, как синонимы. Последнее, скорее всего, верно. Термин "этнология" - европейский, "этнография " - российский, и недавно первый из них стал появляться на страницах российских изданий. За рубежом же этнология (этнография) иногда именуется и антропологией, но в отличие от той части науки, которая изучает физиологические данные человека. его внешность, ее называют социальной антропологией. Грань и отличие между родственными науками установить сложно, поэтому довольствуются пока такой условной классификацией.
  Предмет этнографии - культура человечества в плане ее этнических(национальных) различий. В первую очередь ставится вопрос, что такое культура? Кратко можно сказать, что культура - все то, что не есть природа. Иными словами - то, что человек создает руками и разумом, в отличие от того, что рождается в природе само. Возникло это слово в Древнем Риме, где под ним понимали именно это, сперва - сельскохозяйственные культуры, иначе говоря, культурные растения, в отличие от дикорастущих. То, что культивируют. Далее это понятие расширилось. Пещера - дикое жилище, построенный дом - элемент культуры, сильный от природы человек - часть дикой природы, искусственное развитие физических способностей - физическая культура, и т.д.
  Археологическая культура - все то, что создал древний человек(рубила, скребки, топоры) и оставил археологам для размышления. В этнографии культуру подразделяют на материальную и духовную, т.е. жилище, костюмы, предметы быта, орудия, во-первых, и фольклор(песни, танцы, сказки, мифы), верования, социальные явления, во-вторых. Этнографы изучают, например, родственные отношения, или "этнографию детства", т.е. методы воспитания детей. Этнографа интересует обычно, например, посуда, а орнамент на посуде - предмет искусствоведения. Наиболее простые произведения искусства, сугубо национального характера, тоже могут входить в круг интересов этнографа, но если искусство дощло до более высокой ступени развития, то это уже вотчина искусствоведа.
  В более узком смысле культурой называют только те отрасли человеческой деятельности, которые касаются духовной сферы, образования, воспитания, но это только в быту, а бытовые понятия от научных заметно отличаются.
  Теперь следует отделить от культуры понятие цивилизации. Эти два термина часто путают, считая синонимами. Но даже на бытовом уровне между ними заметна разница. Культурой называют музыку, литературу, живопись, хорошие манеры, старинный замок и т.п., цивилизацией - автомобиль, экспресс, небоскреб, яхту, массажный салон и т.д. У крупных этнографов мы можем получить более точное определение. Возьмем книгу Джона-Льюиса Моргана, специалиста по американским индейцам. В предисловии он пишет, что всякий народ(этнос) проходит три стадии развития: дикость, варварство, цивилизацию. Такми образом, когда в период дикости дикарь собирает корешки и охотится на зверя с простым копьем и каменным ножом, культура уже зародилась, а цивилизация - нет. Но вот у варваров уже есть первые признаки цивилизации - скотоводство и земледелие, металлургия, пусть хотя бы бронзовая или медная. Не хватает только светских манер.
  
  Отсюда видно, что этнография стоит на стыке ряда наук, истории, социологии, психологии, искусствоведения, географии(влияние на культуру географических условий первостепенно).
  Все эти науки не очень древние, возникли недавно, по этнопсихологии работы в СССР не велись даже в 1970-1980 е годы. В предыдущий период истории широко распространились достижения и ценности европейской цивилизации, что привело к стандарту и однообразию мировой культуры. Теперь, как ответная реакция, проявился рост этнической независимости. Народы не хотят терять свою самобытную культуру и свое уникальное лицо. В этих условиях и возник интерес к этнопсихологии.
  Кроме чисто научных пособий могут быть интересны справочники для туристов, где даются советы и краткая информация о порядках в той или иной стране. Есть серия брошюр "Эти странные французы", "Эти странные шведы" и т.д. Исчерпывающую информацию о народах мира дает энциклопедический справочник "Народы и религии мира" под редакцией В.А. Тишкова. Учебников по этнологии и этнопсихологии сейчас много, один из примеров - Т.Г. Степаненко. Этнопсихология. Курс этнографии Рудольфа Фердинандовича Итса тоже до сих пор остается хорошим примером.
  Интересным источником являются и книги Жуи "Антеннский пустынник" и "Лондонский пустынник", в которых описаны нравы французов и англичан 19 века.
  Примечание. Название "Антеннский пустынник" произведено от названия шоссе д'Антен в Париже. Проходит между набережной Сены и площадью де Голля, в районе Большого и Малого дворца изящных искусств, по соседству с авеню д'Иена.
  
   ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ЗАРИСОВКИ.
  Описывать нравы русского народа сегодня уже нет смысла. Эта тема очень обширна и раскрыта в русской литературе в полной мере. Поэтому мне лично было интересно остановиться на некоторых народах, преимущественно зарубежных, на тех, о которых известно меньше, или на тех, чьи традиции отличаются оригинальностью. Например, японцы, которые сегодня привлекают пристальное внимание, и литературы о которых тоже предостаточно. Наибольший интерес всегда вызывали, конечно, французы. как одни из наиболее активных создателей западной цивилизации. Затем англичане со своими оригинальными традициями. В последнее время стала модной также кельтская тема.
  Описаниями нравов и обычаев занимались не все и не всегда. Во Франции, например, в 19 веке не описывали никаких обычаев, кроме итальянских. Особенно в этом преуспел Стендаль. В Испании сложилось целое литературное направление - костумбризм, которое также распространилось и в странах Латинской Америки.
  Разумеется, традиции меняются, - в старых источниках можно прочесть одно, в новых - совсем другое. Даже в Англии традиции меняются. Однако, многие традиции переживают века и определяют характер того или иного народа. Кроме того, читая описания чьих-то национальных нравов, следует помнить, что во всяком народе есть как представители высших кругов, холеные дипломаты, так и деклассированные элементы, и по уровню культуры не все одинаковы, и нельзя об одних судить по примеру других. Вспоминая Л. Гумилева, отметим, что такое этнос? Принято считать, что этнос - это группа похожих друг на друга людей. На самом же деле этнос - это группа совершенно не похожих друг на друга людей. Один этнос отличается общей культурой, менталитетом, языком, территорией (но не обязательно, т.к. этнос может жить в диаспорах), но это в то же время и полный набор взрослых, старых, детей, больных, здоровых, разнополых, продвинутых и удачливых, опустившихся, деятельных и ленивых, и вообще разных людей.
  ЧАСТЬ 2. ФРАНЦУЗЫ.
  Современных французов справочники описывают так. Они убеждены в собственном превосходстве над всеми народами мира. Но при этом их особый шарм в том, что они никого не презирают, а жалеют. Они видят блеск и великолепие во всем что делают, саму Францию считают светилом, и это как раз отразилось в характере Людовика XIV, "короля-солнце".
  Англичан они считают мелочными, невоспитанными, не умеющими одеваться, а также вероломными (из-за событий 2-й Мировой войны).
  Немцев они не ненавидят, как прежде, но и не любят. они признают их превосходство в промышленности, но только не в культуре.
  Испанцев они считают слишком гордыми, но шумливыми, бельгийцев - тупыми, и высмеивают их (вместе со швейцарцами) в анекдотах. Существование ЕЭС они не считают необходимым, но раз уж оно существует, то главная роль, разумеется, здесь принадлежит французам.
  Самих французов другие воспринимают противоречиво. Французы считают четкую последовательность событий скучной, а скука, с их точки зрения недопустима. Француженки сочувствуют феминисткам, и присоединились бы, но не ценой потери женственности. Художники Франции создали много шедевров, но французские обои - самые дрянные. Тайная места каждого француза - быть похожим на Сирано де Бержерака, хвастуна, щеголя, болезненно воспринимающего насмешки по поводу своей внешности. Это и поэт, и драчун, и любовник. Другой кумир - Депардье.
  Англия и Франция по населению одинаковы, по площади Франция больше, следовательно - поросторнее. Однако, самим французам так не кажется.
  Снобизм проявляется везде, но у французов он легче, потому что основывается на художественном вкусе, а не не дедовских правилах. В душе француз - традиционалист, педантичен, но общителен, любит делать революции, разрушать старое, строить новое и считает, что все нужно делать комильфо. (Ник Япп, Мишель Сиретт. Эти странные французы. Перевод И. Точеевой.)
  Теперь посмотрим, что писали о французах старинные хроники. Больше всего на этом поприще постарались сами французы, и судить о них можно из многочисленных романов и публикаций самих французских писателей, де Ларошфуко, Лабрюйера, Шамфора, Мерсье и прочих. Многие книги, такие как "Les francais par eux memes", даже не переводились никогда на русский.
  В хрониках по истории Франции пишется прежде всего о галлах, прямых предках французов.Те были задирисы, любили приключения и опасности. Хотя французы ведут происхождение также и от франков, бургундов, готов, басков и других этнических групп, именно галльский, боевой, петушиный характер сохранился в них особенно ярко. Национальный символ французов - петух. Собственно, слово "галл" - это и есть "петух" по-латыни(gallus).
  Затем литература отмечает две основные черты французов - волокитство и драчливость. Волокитство не всегда было в почете. Мрачная политика Людовика XI не располагала к свободе нравов. Но зато при Франциске I волокитство расцвело. Из всех французских королей только Людовик XII был целомудренным, любовницы же всех остальных приобрели мировую славу.
  Драчливость или тяга к дуэлям не поощрялась. Но сколько бы ни выходило указов о запрете дуэлей, это еще больше разжигало страсть к ним. Только в 19 веке, когда больший вес приобрела буржуазия, дворяне стали носить вместо шпаги трость.
  Ярко заметно было в прошлом во французах и нетерпимое отношение к странностям. Что есть странность, поясняют мыслители прошлого.
  "Странность состоит в оскорблении моды и принятого мнения"(Дюкло).
  "Остерегайся инквизиции в Мадриде, черни в Лондоне и бойся прослыть чудаком в Париже" (г-жа де Шатийон).
  "В Париже более должно опасаться странностей, чем пороков"(лорд Честерфилд).
  Таким образом, хотя передовая мысль протестовала против косности (Бальзак: общественное мнение - самая развратная из проституток), быт француза был подчинен прежде всего моде. В этом французы отличались от англичан, но об англичанах позже. Следовало одеваться, как все, ходить туда, куда ходят все, говорить и думать то же, что говорят и думают все. Иначе человек превращался в изгоя.
  Впрочем, у Конан-Дойля Холмс как-то говорит вот что: "Мы, англичане, люди косные, и если кто-то хоть малость отличается от всех, это уже всех настораживает". По-видимому, эта косность присуща и другим народам, и в прошлом она была сильнее, чем сейчас.
  ЧАСТЬ 3. АНГЛИЧАНЕ.
  Среди других европейских народов именно англичане отличаются оригинальностью. Самые их часто упоминаемые черты - приверженность традициям и чопорность. Однако, если посмотреть внимательнее, то не так уж они и чопорны, хотя и очень выдержанны и практичны. И при всей свое традиционности именно в Англии возникла "революционная" рок-музыка.
  Основная черта английского характера - островная психология. Сама страна расположена на острове, отделена от континента, живет обособленно, отличается традициями, поэтому и каждый отдельный англичанин чувствует себя обособленным "островом", бережет индивидуальность. Конечно, в идеале он мечтает жить в отдельном доме с садом в пригороде или сельской местности. Исконно английский принцип "Мой дом - моя крепость" блестяще отражен в типично английской сказке "Три поросенка".Несмотря на глубокий индивидуализм, англичане любят общаться, и чаще, чем другие, приглашают в гости. Существует строгий распорядок приема гостей.
  Англичанин пунктуален. Если его пригласили в три, он придет ровно в три. Если он пригласил гостя в три, то гость может даже не звонить в дверь - хозяин ровно в три откроет сам. Угощение готовят точно на столько человек, сколько приглашено. Если компания случайно приведет с собой лишнего, то его вежливо попросят посидеть в сторонке и подождать конца трапезы. В доме просто может и не быть продуктов на его долю. В основном англичане покупают продукты из расчета на один день. Быть в гостях принято 2-2,5 часа. Через это время гости сами уходят. Во-первых, этого для общения бывает достаточно, во-вторых, на следующие два часа могут быть приглашены другие.
  В Англии не принято вмешиваться в чужие дела. Если, например, ваш сосед загородил проход машиной, то вы не может делать ему замечание, т.к. это будет расценено, как вмешательство. Вы должны об этом сообщить полисмэну, а тот наведет порядок. Это - его работа и ему дано право в это вмешиваться.
  Прежде французские аристократы постоянно перестраивали свои особняки по новой моде, меняли мебель, теперь власти запретили перестраивать старые дома в Париже, даже самим хозяевам следует беречь исторический облик города, взятого под охрану ЮНЕСКО. В Англии же мебель в доме может стоять веками. Англичанин никогда ничего не выбрасывает. Если у него расшатались стулья, то он отнесет их на чердак, откуда принесет другие, пусть тоже расшатанные, быть может еще более старые.
  В Англии не осуждается проявление оригинальности и чудачества. Напротив, многие выражают индивидуальность, как могут. Например, кто-то может идти против хода эскалатора, или стоять на голове, и никто его не остановит. Во-первых, это будет вмешательство в его личное дело, во-вторых, он может оказаться сумасшедшим. Во втором случае ему бесполезно что-либо объяснять. Но при этом в Англии за настоящее хулиганство путь в полицию гораздо более короткий, чем в любой другой стране. Самовыражение может быть разным, это и коллекционирование, и спортивные игры, и другое. В Гайд-парке есть специальное место, где с трибуны может каждый произнести любую речь и поупражняться в ораторском искусстве.
  В Англии совершенно иное отношение к любителям, чем в других странах. Везде считается, что профессионал все делает лучше, любитель же - всегда дилетант. В Англии - наоборот. Профессионал работает за деньги, он думает о том, сколько заработает, следовательно меньше будет озабочен мыслью о благе общества, на которое работает. Эта черта связана с понятием джентльмена и джентльменства. В Англии всегда образцом поведения был джентльмен, т.е. человек обеспеченный, который мог не думать о повседневном заработке, поэтому готовый работать именно на благо общества за совесть, а не за плату, не за взятки. Его предназначение - служить отечеству. Это и есть любитель. Поэтому в спортивных командах профессионалов, составляя списки, игроков перечисляют только по фамилии, а в командах любителей - полностью, по имени и фамилии. Именно поэтому в рассказах Конан-Дойля Холмс показан талантливым сыщиком, а Лестрейд(профессионал, т.к. он был сотрудником Скотланд-Ярда) - недотёпой.
  Жизнь англичан всегда была суровой. У многих из них веками вырабатывалось умение сжимать нервы в кулак, добиваться успеха, быть практичными. В быту англичане экономны, в поведении - сдержанны. Чем богаче семья, тем более жестко воспитывают ребенка. В Итонском колледже есть дедовщина, и младшие чистят обувь старшим, хотя учатся там все из благородных семей. Практически все англичане закаляются, зимой некоторые ходят в пиджаках, и даже в рубашках. Топить дома летом - недопустимо, и даже зимой не всякое помещение отапливается. Климат в Англии не жаркий, но и не такой холодный. В январе в Лондоне температура может быть выше нуля, снег выпадает крайне редко. Знаменитый смог - явление прошлого (19- начало20 века), он был тогда, когда камины топили каменным углем. Теперь везде сделано центральное отопление. Экономят и на горячей воде. У всех стоит счетчик. Если нет надобности, то никто не станет включать горячую воду, вымоются холодной. Известен и такой обычай: затыкать пробкой раковину, и мыться в ней, а не под струей воды. Даже в поездку в другую страну англичанин берет эту пробку с собой.
  В прошлые века, как пишут хроники, в Англии было принято скромно одеваться. Лорд ли, простой ли ремесленник, все выглядели одинаково, и никакой зависти у простых людей аристократ не вызывал. Дома аристократов отличались богатством и роскошью, но это все было не на виду. На быт повлияло пуританское учение, пуритан позже вытеснила англиканская церковь, но следы пуританства видны всюду. Если у французской служанки в 19 веке имущество занимало несколько сундуков, то у английской умещалось в один узелок.
  Существует мнение этнопсихологов, что страны делятся на мужские и женские. В этом отношении Англия - чисто мужская страна. То есть, если одеваются все, то наряжаются здесь именно мужчины. И так далее. В Англии всегда было много клубов, куда женщины не допускались. Клубы разные, аристократические, холостяцкие, игорные, клубы молчунов и прочие. Постоянный клиент мог посещать клуб по вечерам, но мог там и пообедать, и поужинать, и даже в отдельных клубах ночевать и жить несколько дней. В отличие от соседней Франции, где салическое право не допускало женщин к власти, в Англии правили иногда и женщины, и в недавнем прошлом - даже премьер-министр. Но, видимо, это были женщины с исключительно мужским характером.
  Помимо клубов англичане посещают пабы. Паб - сокращение от "паблик хаус", т.е. публичный дом, но к русскому публичному дому по смыслу это никакого отношения не имеет. Это - пивная. Посещают ее более простые люди.
  В связи с бережным отношением к старине и традициям в Англии многое сохранено лучше, чем в иных местах. К примеру, в Европе регулярные сады появились во Франции, при Людовике XIV, они относятся к стилю барокко, являются продолжением садового искусства эпохи Ренессанса, и называются иначе французскими. Но в Англии, где они также были в моде в 18 веке, они сохранены в своем изначальном виде намного лучше, чем во Франции. Английскими же садами(парками) называют сады в пейзажном стиле, которые впервые стали разбивать в Англии, но на самом деле этот стиль в древности практиковался еще и в Китае и Японии.
  Англичанам присуща склонность к преуменьшениям. Например, на вопрос: "Что случилось?" он отвечает:"Пустяки, всего лишь крыша в доме провалилась". Им всегда был присущ юмор. В бытность метрополией великой колониальной державы в Англии развился снобизм, чувство того, что они, англичане, несут всем отсталым народам цивилизацию и процветание. Это до сих пор порождает гордость у одних, и высмеивается другими. Юмор английский тонок, понятен не всем, однако, в любой стране найдутся его поклонники.
  От американцев англичане прежде всего отличаются тем, что американец думает всегда и везде о работе,- это для него самое главное. Англичанин, выйдя за порог учреждения, оставляет все свои рабочие заботы там, и никогда дома не говорит и не думает о работе.
  
  ЧАСТЬ 4. ИТАЛЬЯНЦЫ, ИСПАНЦЫ, ПОРТУГАЛЬЦЫ.
  Испанцы, итальянцы и португальцы во многом очень похожи. Хотя бы в том, что живут они все в одних природных условиях и говорят на родственных языках(кроме басков и мальтийцев). Но это не единственные романские народы в регионе Средиземноморья, а только самые крупные. Кроме них отдельными народами со своими самостоятельными языками признаны каталонцы, сарды, галисийцы. С другой стороны испанцы ощущают себя до сих пор представителями существовавшей некогда великой колониальной империи. Впоследствии же характер испанцев сформировался под влиянием того фактора, что их страна расположена в отдаленной части Европы, их нравы самобытны.
  Отдельным народом были раньше провансальцы. У них был не только свой язык, но и религия. Но и другие претендуют на самостоятельность. В Испании понятие испанец считается обозначением гражданства, а не национальности. В каждом регионе люди осознают и считают себя прежде всего андалузцами, астурийцами, кастильцами, арагонцами. В Италии в качестве государственного языка принят тосканский диалект. Ему близки корсиканский и сицилийский диалекты, а вот неаполитанский сейчас уже считается отдельным языком. Также и венетский(венецианский). А лигурийский, ломбардский, пьемонтский, эмилио-романский языки вообще не похожи на итальянский. В них очень много элементов, роднящих их с французским. В Калабрии же в некоторых местностях говорят на смеси итальянского с греческим.
  Эти народы музыкальны. Стендаль писал, что лучшая музыка - итальянская, на втором месте после нее - испанская. Думаю, что не стоит оспаривать его мнение, лучше подвести небольшую статистику. Итальянскую и испанскую музыку любят везде, а латиноамериканские мелодии, ведущие происхождение из Испании, Италии, Португалии в смешении с африканскими элементами, чаще всего оказываются образцом для подражания во всех странах мира.
  Италия была очагом возникновения культуры Ренессанса, другие страны подражали ей в живописи и архитектуре несколько веков. Если экспансивность немцев проявилась в естественных науках, то итальянцы преуспели в искусстве и первыми освоили банковское дело. Большая часть банковских и бухгалтерских терминов(как и музыкальных) - итальянские: банк, банкнота, банкрот, авизо, сальдо, конто-корренто и др. Экспансивны и испанцы с португальцами. Им принадлежит, по грубым расчетам, чуть не половина географических открытий. Первыми колониальную державу начали создавать португальцы. Им просто некуда было деться, имея мизерную страну на самом краю Европы у самого океана. Одна дорога для экономического развития - в океан. Они же первые начали работорговлю. Но тут им уже не похвала, а позор.
  Параллельно надо вспомнить и о германских народах. Именно они являются отчасти предками средиземноморских. В 5-8 веках готы, бургунды, франки и лангобарды захватили территории в Южной Европе, создали государства. В 8-9 вв. викинги, т.е. норвежцы, шведы и датчане, продолжали захватывать территории в Европе. В Италии в средние века правили немцы - Штауфены и Габсбурги, и, фактически в Европе все царствующие династии ведут происхождение от германских народов и немцев, Гогенцоллерны, франкские Меровинги и их потомки, Гольштейн-Готторпы, Саксен-Кобург-Готы, Зигмаринены(в Румынии и Греции), Бургундская династия в Португалии, испанские Габсбурги, и т.д. Конечно, современные немцы и шведы - это уже не те вояки, как прежде, а благопристойные работящие бюргеры, но генетика викингов похоже, переместилась на Пиренейский полуостров и в Америку.
  Окунемся в историю. Прежде всего итальянцы и испанцы всегда были очень религиозны. Они - яростные католики. Самую лучшую карьеру здесь делали только клирики. Когда-то в итальянских республиках любой гражданин мог защищаться сам любыми средствами. В середине 16 века император Карл V уничтожил эту свободу. Недовольные бежали в леса и стали разбойниками. С тех пор Италия славилась разбоем, причем разбойника уважали больше, чем солдата, служащего папе. Он был еще и повстанцем, боролся с правительством, которое ненавидели все. Благодаря стараниям кардинала Бенвенути разбой был прекращен после 1826 года.
  Римляне, на вид сдержанные и степенные, на деле неистовы. Если князь влюбится в жену плотника, то он побоится мужа в Риме, поскольку тот его просто зарежет. В любом другом городе князь просто заплатил бы мужу и спокойно предавался бы утехам.
  Истинный темперамент итальянца виден в театре. Если автор оперы потерпит провал, то лучше ему не попадаться на глаза разъяренной публике. В противном случае его будут носить на руках.
  В 18 веке самым театральным городом была Венеция. Театров здесь было больше, чем в Париже. Они принадлежали аристократическим семьям:
  Сан-Кассиано - Трон,
  Сан-Лука - Вендрамин,
  Сан-Моисе - Джустиниани,
  Сан- Джованни э Паоло и Сан-Джованни э Кризостомо - Кондульмер.
  Из старых театров осталось два - Театро Россини и Театро Гольдони(бывш. Сан-Лука).
  В театр приходили не только ради спектакля. В ложе можно было закусить, сыграть в карты, свет во время спектакля не гасили. Теперь итальянцы приходят в театр лишь к моменту исполнения любимых партий. Целиком весь спектакль смотрят только иностранные туристы.
  Испанцы и раньше отличались гордостью, приписывают ее им и теперь. Прежде испанский аристократ, уронив дорогие золотые часы, не поднимал их, а небрежно отпинывал в сторону, считая не достойным подбирать то, что упало. Темперамент этих южных народов выразился в их любвеобильности. Если почитать новеллы, драмы или романы эпохи Ренессанса, то уже там можно увидеть, что у испанца и итальянца большое место в жизни занимает цель - соблазнить соседку, усыпить бдительность ревнивого мужа, залезть к любовнице в окно и т.д. У итальянцев же, в силу их живости, существует всем известный язык жестов(поговорка:"Если хочешь заставить итальянца молчать, свяжи ему руки").
  Между тем, самым быстроговорящим народом являются не итальянцы, а французы. Итальянский язык более полногласен, протяжен и музыкален, и удобен для пения.
  Современные испанцы по прежнему культивируют дух благородства, чести и доблести. Очень напряженную работу они считают несовместимой с понятием благородства. Им присуща склонность к авантюрным способам приобретения благ, дух искания приключений. Испанцам свойственны непродолжительность волевых усилий, реактивный переход на другие виды деятельности. Испанец быстро вспыхивает, но быстро остывает. В повседневной жизни же он не очень эмоционален, за исключением отдельных ситуаций.
  В поведении испанцев заметен благородный стиль поведения, манеры, свойственные ольше королям и грандам, нежели простым людям. И у них распространен игуалитаризм, т.е. уравнивание людей с разным достатком, но одинаковым происхождением. Индивидуализм испанца не в том, что он абсолютизирует личную позицию, а в том, чтобы показать себя с большой буквы.
  
  ЧАСТЬ 5.АМЕРИКАНЦЫ.
  Под американцами понимают обычно жителей США, однако жители всей остальной Америки - тоже американцы. Что касается всей остальной Америки, то там проживают смешанные потомки испанцев, португальцев, индейцев и местами - африканских негров, и характер этих народов унаследован в основном от их предков. США - тоже страна переселенцев, и говорить о каком-то конкретном этническом характере здесь трудно. В США есть и такие места, где проживает диаспора выходцев из Нигерии, которые живут по собственным, нигерийским, традициям, а рядом может быть расположена колония потомков русских староверов, которые тоже живут исключительно по своим порядкам. В целом же все смешанное население штатов характеризуется так.
  Американцы - люди дружелюбные, сразу же могут запанибрата, расскажут интимные подробности, пригласят на ужин, предложат денег в долг. Но это не значит, что завтра он вспомнит, это его ни к чему не обязывает, - обязанностей они страшно боятся.
  Американцы гордятся собой, свое страной, нацией, считают себя не похожими ни на кого, считают себя лучшими в мире. Этнически американец может иметь любых предков, и он будет говорить, что он поляк, даже если у него из Польши только дед, и он ни слова не знает по-польски. Паспорта имеют лишь 10%, остальным они не нужны. Они не ездят за границу, убеждены, что во всем мире люди такие же, как они, а по-английски не говорят только из вредности, хотя и могут. В то же время, другие народы им не чужаки, т.к. они сами - потомки иммигрантов, а те - потенциальные иммигранты.
  Особо они относятся к Канаде. Здесь она вообще не считается другой страной, у обеих стран - самая длинная в мире неохраняемая граница. Канадцы и американцы ни в чем не отличаются. Испытывают любопытство и любовь к Англии - в США нет королевы. Японцев недолюбливают, те - конформисты, коллективисты, этнически монолитны, противоположны американцам. Главные цели американца - стремление быть самым-самым, победа, выигрыш, индивидуализм.
  Анекдоты на этнические, расовые, религиозные и половые темы считают неприличными. Любят хохотать, тонких намеков не понимают, высмеивают чаще всего адвокатов.
  Навязчивые идеи - старение, полнота, смерть, болезнь считаются плохими поступками. Стремятся выглядеть всегда лет на 20 моложе, используя молодежную одежду и косметику. Стараются ни за что не болеть. Ходьба по магазинам для американца - отдых, развлечение, главная страсть, но не обязанность.
  Почти любой в США относит себя к среднему классу. Работа и деньги здесь - главное. Поэтому сын профессора может легко стать водопроводчиком, а сын водопроводчика профессором, если к тому же учтет, где больше заработок. Сейчас уже не верят, что президентом может стать кто угодно, четко осознают грань между богатством и бедностью, но верят в иллюзию равенства.
  Церковь - вне политики, запрещено насаждать религию. Можно исповедовать любую религию, не исповедовать вообще или создать свою. Именно такая - церковь Святого последних дней из Юты, они же - мормоны.
  Хорошие манеры других американцев завораживают, хотя у них самих - хуже некуда. Высоко ставят семейные ценности, измены - обычное дело, но в обществе они осуждаются. Курение - терпеть не могут. Это классовый показатель, отличающий начальника от рабочего. Во многих местах курение запрещается, хотя в соседней Мексике. народ только-только еще недавно услыхал о вреде курения.
  Работа - основа основ. Если вы не работаете, т.к. богаты, то об этом лучше не говорить, - не поймут.
  СЛАВЯНЕ.
  В первую очередь официальная литература отмечает то, что три родственных этноса, русские, украинцы и белорусы, развивались в историческое время в тесной взаимосвязи, и, хотя сейчас разделены, имеют много общего. В целом всем им характерен высокий уровень образования, высокая степень осмысления действительности, общительность, готовность оказать поддержку другим, доброжелательное отношение к лицам других национальностей, отсутствие тенденции образования микрогрупп по национальному признаку.
  Отмечается опыт прошлых воинских подвигов, упорство в борьбе, влияние православия, которое призывало к смирению, высокая способность к адаптации, выносливость.
  У русских отмечается иногда неорганизованность, расхлябанность в работе, склонность быстро перенимать
  перенимать чужие пороки, доверчивость и болтливость.
  Формирование дружеских отношений у русских строится не на национальном признаке, а на общности интересов и жизненного опыта.
  Украинцам приписывается трудолюбие, старательность, напористость, жизнерадостность, чувство юмора и музыкальность. Заметно также и то, что они проявляют необоснованное упрямство и неуступчивость, неумение идти на компромисс в коллективах, где они стараются отличиться и быть в числе первых, и часто это не одобряется другими.
  Белорусам характерны все те же положительные качества, деловитость и ответственность, кроме того - гордость (в положительном смысле). Конфликты с участием белорусов крайне редки.
  В сравнении с американцами русские обладают такой чертой, которая в древности называлась соборностью. Им надо обязательно собраться в кучу, почувствовать локоть соседа, потолкаться, тогда как американец имеет претензии на какое-то большее личное пространство. если к нему на улице слишком близко подойти, он начнет щериться.
  В целом все народы можно подразделить на две категории, западные и восточные. У одних уже сильно развит индивидуализм, в Европе и Америке, где каждый расчитывает в жизни лишь на свои силы, зарабатывает самостоятельно, живет сам по себе, и не очень сильно привязан к родне. У других - в Азии, по-прежнему индивид находится в сильной зависимости от группы, коллектива, рода.
  Об этих народах - далее.
  
  ТЮРКИ.
  Из этой группы основной народ в России - татары Поволжья. Они обладают острым чувством национальной принадлежности, в быту и в работе неприхотливы, ответственны перед коллективом и руководителем, дисциплинированы, исполнительны, настойчивы в любом деле. Они могут допускать резкие суждения, открыты и прямы, стремятся к равноправным отношениям.
  Волго-уральские, казанские и сибирские татары имеют большой опыт межнационального общения, легче сходятся с другими. В больших городах и или среди других народов образуют микрогруппы или землячества.
  Крымские татары обладают сходным характером, но они более резки и обидчивы, поскольку подвергались гонениям и притеснениям. Трудолюбие татар выражается так, что они предпочитают больше работать и меньше тратить, в результате чего живут довольно зажиточно. Если русский отработает столько, сколько ему необходимо для обеспечения своей жизни, семьи и прочего, а остальное время предпочтет потратить на отдых, погулять, повеселиться, выпить, то татарин найдет себе в личное время другую работу. На торжествах у татар практически нет пьяных, - они могут закупить на свадьбу ящик водки, но он останется нетронутым.
  БУРЯТЫ И КАЛМЫКИ.
  Это - представители монгольской языковой группы. Буддисты.
  Буряты вели кочевой образ жизни в суровых условиях, где не уместны были поспешные решения, туманные размышления, многословие. Для выживания им было необходимо высокое развитие пространственной ориентации, физическая выносливость, наблюдательность, глазомер, собранность, и в результате - выработанное наглядно-действенное видение мира и конкретно-образное мышление.
  Основные черты бурят: выдержка, рассудительность, немногословность, слабо выражение эмоций, уравновешенность, склонность к взаимопомощи, устойчивость родственных связей, уважение к старшим, терпеливость, конформность. Их психика своеобразна.
  Калмыки, происходящие от ойратов, сохранили их черты.Согласно хроникам, ойраты были независимее, других монгольских народов, самостоятельнее и сплоченнее между собой. В семье калмыков главенствовал отец, которому следовало беспрекословно подчиняться, однако между всеми отношения были взаимно уважительными, независимо от пола, возраста и социального положения. Ценилась вежливость.
  НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА.
  Кавказ - область с очень сложным этническим составом, особенно сложен в языковом и религиозном отношении Северный Кавказ.
  Общие черты всех жителей С.К. - обостренное чувство национальной гордости, самолюбие, самоуважение, приверженность традициям, преобладание сангвиннического и холерического типов темперамента, повышенная чувствительность к чужим поступкам и суждениям, стремление к самовыражению, самопрезентации, лидерству. В быту они самостоятельны, активны, инициативны, настойчивы, внимательны к старшим по возрасту и должности. Относительно слабо знают русский язык, в чужих коллективах создают микрогруппы.
  Мальчиков с детства ориентируют на значительную роль мужчины, отца, брата, приучают заботиться о младших.
  Адыгейцы, черкесы и кабардинцы составляют, в принципе, один народ, называемый адыгами. Язык у них практически один. Но населяют они разные области, кабардинцы населяют Кабардино-Балкарию, где административно объединены два разных народа, второй из них - балкарцы, потомки аланов и тюрок, язык их - тюркский. Адыги более интернациональны, легче воспринимают влияние, отходят от национальных стандартов. Балкарцы более самобытны и традиционны.
  Чеченцы ощущают себя в первую очередь частью семьи и рода, а не этноса. Родовые связи здесь теснее, чем у других народов. Члены рода (тейпа) связан ы кровным родством по отцовской линии, пользуются равными правами. Роль тейпа велика, индивидуум чувствует себя защищенным, за каждым тейпом стоял и вооруженные формирования, хорошо оснащенные. Отсюда такой пережиток, как недозволенность жаловаться в государственные органы. Это же и породило противостояние разных структур власти. Во всех сферах жизни у чеченцев множество стереотипов. Нарушение горского этикета строго наказывалось. Патриотизм и любовь к родине у чеченцев часто переходит в национализм, Сильнее он развит у горных (бедных) жителей. Распространен обычай кровной мести, куначество, побратимство, сильно развито гостеприимство.
  Ингуши - родственный чеченцам народ, совместное название их - вайнахи, но им характерна большая выдержка, неспешность в действиях. Улаживать свои отношения с представителями других народов на основе сотрудничества и взаимопонимания.
  Близки по характеру к другим народам С.К. и дагестанцы, составляющие одну языковую группу, кроме двух народов тюркского происхождения, кумыков и ногайцев, проживающих на территории Дагестана. Это - 30 родственных народов, некоторые из них очень малочисленны.
  Осетины - самобытный народ, обладающий сильной национальной гордостью, самолюбием, честностью и добросовестностью. У них сильны патронимические (кровнородственные) связи. Язык их относится к иранской группе, предками считаются аланы.
  НАРОДЫ ПРИБАЛТИКИ.
  В общих чертах представители этой группы спокойны, уравновешены, кажутся несколько медлительными, но рациональны. Скупы в проявлении эмоций, скрытны, обособлены, выносливы.
  Литовцы гостеприимны. Традиционными их чертами считаются трудолюбие, осмотрительность. Надежны и оптимистичны.
  Латыши кажутся замкнутыми. Это - в силу того, что они веками жили на хуторах, обособленно, ограничивались минимумом общения, с незнакомыми всегда были настороженны. Латыш привык полагаться только на себя и свои силы, к трудностям адаптируется легко. Латыши рано отделяются от родителей, к родственникам привязаны слабо.
  Эстонцы в труде исключительно ответственны, исполнительны, технически грамотны. Относятся к труду, как к призванию. По каждому поводу у эстонца свое мнение, но он не торопится его высказывать. Ни в какие конфликты не вступает. Обычно эстонцы медленно осваивают учебную программу, но зато, если уж выучили, то надолго. Много эстонцу общаться и говорить не надо. Если представитель южной народности должен в день переговорить с десятью друзьями, то эстонцу хватит двух-трех встреч.
  У эстонцев можно заметить исключительную тягу к полному порядку. Как на улицах, так и в квартире, все прибрано, размещено по линеечке, лишнего ничего нет, на красный свет эстонец дорогу не переходит, даже если нет машин.
  УДМУРТЫ.
  Среди финноугорских народов России удмурты довольно крупная общность, они многочисленны, монолитны, расселены довольно компактно. В системе социальных ценностей они всегда отводили важное место оптимальным отношениям с родственниками, даже дальними, или просто с друзьями. В семье они очень уживчивы, ради семейного блага приносят в жертву личные интересы, в некотором роде лишают себя самостоятельности. Дорожат репутацией среди родственников, односельчан. По их мнению, многое зависит от того, что "скажут и подумают другие". Легко сходятся с людьми, расстаются с трудом. Внешне складывается впечатление, что они застенчивы и мнительны. Инициирование ссор с древности считалась преступлением.
  Родственны удмуртам коми и коми-пермяки, но они более эмоциональны, и в то же время замкнуты и недоверчивы. Адаптируются к сложным условиям легко
  НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ.
  Эти народы в целом наделены практическим складом ума, рациональностью, им не свойственны отвлеченные суждения, оперирование абстрактными понятиями. Темперамент сдержанный, эмоции выражают слабо, способны стойко переносить неблагоприятные условия, погодные и прочие. Детям прививают уважение к старшим. У пяти основных народов (узбеки, казахи, киргизы, туркмены и таджики) много общего, но есть и самобытные черты. Если узбеки веками занимались земледелием и торговлей, у них выработаны большие навыки общения. Казахи и киргизы, ведшие кочевой образ жизни, жившие разрозненно, более сдержанны, осторожны, замкнуты.
  Представители этих народов тяжело переживают оскорбления и ругань, могут пойти на конфликт из-за этого. Ценят уважение, доверие, спокойный тон разговора.
  У узбеков сильны кровнородственные связи, особенно у сельских жителей. Встречаются случаи, когда отдельные группы живут по закону круговой поруки, которая может иметь и негативный характер, преследование узкоэгоистических интересов.
  НАРОДЫ ЗАКАВКАЗЬЯ.
  Народы Закавказья близки к народам Северного Кавказа. Грузины с давних пор относились с уважением к военному делу. Ценилось умение владеть оружием. Им присущи как воинственность, обостренное чувство гордости, так и гостеприимство, терпимость. Ценят дружбу и такт в общении. Оптимистичны.
  Армяне предпочитают крепкие семейные узы, привязаны к детям, родственникам. Кроме отца в семьях большой авторитет имеет бабушка. Армяне общительны, быстро устанавливают деловые контакты, менее резки, чем другие народы того же региона. Они чувствительны к обидам, у них нет равнодушного отношения к кому-то, для них - либо друг и единомышленник, либо враг.
  Азербайджанцы держатся скромно, но с достоинством. Неуважение может вызвать у них острую реакцию, в конфликтных ситуациях они горячи и не сдержанны. Отношение к работе у них разное. Есть те, кто работает добросовестно, но немало и таких, кто ленится и ищет "теплое место". Встречается стремление быть обеспеченным, ничего не делая. Честолюбивы, стремятся к успеху, почету, известности, любят подчеркнуть заслуги. Коммуникабельны.
  Мальчики и дети вообще растут самостоятельно, в условиях минимума запретов, почти не подвергаются наказаниям. Своеобразно понимание старшинства. Беспрекословно подчиняются, но если группа решит, что начальник другой национальности не прав, то легко могут воспрепятствовать выполнению его указаний.
  ФИННЫ.
  Внешне финны, как и их соседи, скандинавы, светловолосы но по типу лица, языку и характеру отличаются. Они менее экспансивны, сдержанны, методичны. Работают без суеты, дело доводят до конца, работу выполняют только в рамках необходимого, действуют по инструкциям, не проявляя инициативы. Все домашние дела стараются сделать в простые дни, оставив себе выходные только для отдыха.
  Экономны, бережливы, самостоятельны, считают, что мужчина сам должен справляться с трудностями, жаловаться - позор. Избегают беспокоить соседей, так что даже предложение помощи сводят к минимуму. Большое внимание уделяют семье. Чувство национальной гордости у финнов сильно, но в нем совершенно отсутствует внешнее выражение превосходства. В силу исторического опыта не доверяют иногда представителям сверхдержав, американцам и русским, а также немцам и шведам.
  НЕМЦЫ.
  Немецкие черты широко известны - пунктуальность, аккуратность, добросовестность, предусмотрительность, технический склад ума. Им характерна любовь к спорту, набожность, музыкальность. В семье поощряют нравственность. Мышление немцев отличается способностью к отвлеченным построениям, абстрагированием, философской широтой. Эта особенность - следствие ухода от немецкой действительности с ее мелочной ограниченностью, традиционным гнетом строгого порядка, отсутствием стремления познать внутренний мир другого человека.
  На немца больше воздействуют факты, на француза - идеи. Немцы больше других способны подчиняться власти, далеки от жажды перемен и сопротивления существующему порядку. Страстной любви к родине у немца нет. Он легко переселяется. Чаще всего немец холоден, замкнут, молчалив, флегматичен, иногда в поведении немцев заметна грубость, склонность громко говорить, и т.д.
  Трудолюбие, как отмечают разные учебные пособия, характерны разным народам, пожалуй нет такого народа, которому свойственно обратное. Но трудолюбие у каждого народа имеет свой оттенок. В сравнении с американцем, который в труде напорист, инициативен, предприимчив, работает с размахом и не откажется никогда от дополнительного заработка, немец работает без риска, шаблонно, по инструкции, основательно и пунктуально.
  КИТАЙЦЫ.
  Китайцев не угнетает никакая работа. Они неприхотливы, всегда довольствуются минимумом.Конфуцианство ориентирует их не на загробную жизнь, не на удовлетворение растущих потребностей, а на достижение счастья с тем, что есть. Для китайца счастье зависит не от внешних условий, а от него самого. Ум китайца чужд ненужным сложностям, редко пользуется абстракциями, практичен и отличается предметностью. Простые китайские поговорки говорят не о примитивности ума, а о своеобразии, где за простотой скрывается сложное содержание. У китайцев ярко выражена жесткая зависимость индивида от группы, сплоченность на основе распределения ролей, большое доверие к мнению группы. В общении китайцам характерны предусмотрительность, умение поставить себя на место другого, скромность. Лицо при разговоре они сохраняют невозмутимым, смотреть друг другу в глаза считается неприличным.
  ЯПОНЦЫ.
  Национальные особенности японской психологии - подчинение слабого сильному, конформизм, замкнутость в клановых группах, жесткость по отношению к слабому, что порождено еще в Средние века.
  Природные условия и феодальный гнет заставляли японца напряженно трудиться, надрываться, и в результате выработалось трудолюбие, бережливость, упорство, стойкость к трудностям.
  Веками утверждалась психология подчинения индивида коллективу, феодалу, императору, главе фирмы, и т.д. Японец мыслит себя прежде всего членом какой-либо группы, в группе он учится, работает, путешествует, отдыхает. Оказаться без группы для него - трагедия. Современная иерархия отражает средневековое устройство общества. В Японии нередки примеры, когда служащие одной фирмы являются потомками крестьян одного района, а начальник фирмы - потомок самурая или князя, владельца этой деревни. Начальники среднего звена - также потомки самураев, воинов, служивших тому роду этого князя. Такая преданность очень высоко ценится, причем она не подразумевает сегодня закрепощения личности, т.к. любой служащий может продвигаться по службе и получать образование, работая в той же фирме, и получать от нее помощь.
  В характере японца сочетается проницательность, изобретательность, рационализм и неуверенность, слабая инициативность, медлительность мыслительных операций. Философия японца заметно отлична от европейской, например, понятие красоты для него иное. Если европейцу для понимания красоты нужны огромные дворцы, полотна художников и т.п., то японец видит прекрасное в маленьком предмете, травинке, листочке. Для него характерна склонность любования предметами, созерцание.
  ФИЛИППИНЦЫ.
  Народы Юго-восточной Азии, не только филиппинцы, но и индонезийцы и малайцы, обладают одной общей чертой, той же, что присуща японцам и китайцам, склонность осознавать себя членом какой-то группы. В первую очередь - рода. В этнографии есть понятие большой семьи, иначе говоря, большесемейной общины, которая является пережитком родового строя. В ней не то, чтобы подчиняются беспрекословно отцу, деду, старейшине, но в целом - коллективу и сложившимся правилам.
  Член большой семьи получает помощь от старших, о нем заботятся, но когда он вырастает, то на него возлагается обязанность помогать младшим, или старым и больным.
  Индонезиец будет себя чувствовать угнетенно, если его не окружают родственники, когда он, например, болеет, находится в стационаре. Он нуждается во внимании.
  Когда-то в древности протомалайцы и дейтеромалайцы, предки современных филиппинцев, переселялись на острова с континента на катамаранах, крупных мореходных судах с балансиром и парусом. Община, экипаж судна назывался б а р а н г а й, и возглавлял его вождь (дато, дату). В общине была строгая иерархия и дисциплина. Та же иерархия сохранялась и при расселении мигрантов на суше, но со временем барангаем стали называть квартал в городе или поселке. Там, как и прежде, правил какой-нибудь старейшина, глава рода, вождь.
  По поведению филиппинцы не все одинаковы. Среди них есть и очень мягкие и добродушные, есть и более агрессивные. Одни, например, воспринимали испанское владычество терпеливо, другие сопротивлялись ему, это горные народы и народы мусульманского юга.
  Индонезийцы - это очень пестрая группа по этническому составу. Цивилизованные яванцы и балийцы, перенявшие у индийцев их религию, брахманизм, уже в древности были знакомы с "Рамаяной" и "Махабхаратой". С другой стороны часть народов, особенно на о. Калимантан, ведут еще дикий образ жизни, занимаются охотой или подсечно-огневым земледелием, и эти занятия накладывают отпечаток на их характер. Это довольно воинственные племена. Еще в годы Второй мировой войны и до нее, разумеется, здесь бытовал обычай охоты за черепами. Молодой человек в племени даяков не смог бы найти себе невесту, если у него не было бы хотя 2-3 черепа убитых им самим врагов. Последними такими жертвами даяков были японские оккупанты. Этот дикарский был пресечен европейцами в середине 20 века.
  Использованная литература:
  В.Г. Крысько. Этническая психология. %-е изд. М.:2009
   Энциклопедия 'Народы и религии мира', М.-1989.
  Краткая литературная энциклопедия, т.7, М.-1972.
  И. В. Подберезский. Сампагита, крест и доллар. М.-1974.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"