Смольников Артур : другие произведения.

Жизнь и смерть

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Memento mori.

Помни о смерти.

   То сказано глупцом и принято глупцами,
   Что будто смерть для нас творит ужасным свет!
   Пока на свете мы, она еще не с нами;
   Когда ж пришла она, то нас на свете нет!
  
   В.А. Жуковский
  
   В этом четверостишии обыгрывается понятие своей смерти и смерти вообще. Поэтому в части своей смерти, конечно, она "не творит ужасным свет", поскольку ты уже мертв; но так как ты жив еще, а уходят другие - вот эта смерть и есть самое омерзительное на белом свете, раздирающее твою жизнь и сознание явление действительности. Однако, жизнь сильнее смерти. Через некоторое время, она забирает всего целиком, затягивая ужасную рану потери. Тем более с течением времени начинаешь осознавать, что это все равно бы произошло рано или позже. Для нас, конечно, хочется чтобы это произошло как можно позже, но, увы - происходит то, что происходит.
   Смерть неизбежно приходит ко всему, кто родился и поджидает каждого. И смерть есть итог всей жизни. Как ты жил, как относился к жизни, такая смерть и приходит. Даже в несчастном случае, и то отражается твоя жизнь. Один из последних примеров, если можно будет так назвать, гибель боевого генерала Лебедя. Всегда настроенного решительно, без колебаний он выбрал рисковый полет, в итоге риск был не оправдан и наступил конец всему. Всем его устремлениям и желаниям, всем его мыслям и чувствам. Они остановились навсегда в той точке, в моменте его гибели.
   А вот мало известный пример, но укрепившей меня не менее в моей мысли. Молодой парень, живя разбитной разгульной жизнью, глуша в пьяном угаре обрыдлость необходимости работать и жить беспросветно, не имея возможности и сил изменить что-либо в своей жизни, закончил ее под колесами автобуса, возвращаясь пьяным после получки с работы. На моих глазах судьба его много раз баловала, и он отделывался легким испугом, что называется, но только не в этот раз. Нельзя сказать, что он был замкнутым и грустным и не любил жизнь. Он любил, но по-своему, смотря на нее через пьяные глаза. Тогда он мог откровенно дурачится, пребывая в уверенности, что это сойдет ему с рук. Теперь, когда его нет, смотришь на его глупую жизнь, и обидно за него становится. Зачем он жил? Никого и ничего после себя не оставил. Он все надеялся, что будет жить потом. Вот, построит себе хибару, женится... а в итоге, никто не знает, где поджидает для каждого свой роковой автобус. Это только писатель и провидение определяют, что "Аннушка уже пролила масло".
   А вот еще недавний пример. Женщина ей не было и пятидесяти, жена, мать двоих сыновей, проработав честно всю жизнь на заводе, заболела раком и физиологически медленно и тяжело умирала последние полгода. За что на человека обрушилась такая мука? Почему именно она? Только ли дело в ее личном здоровье? Я не знаю. Одно я знаю твердо. Родник ее души не был замутнен илом равнодушия, бессмысленного стяжательства, злобой и злословьем. Последние полгода, окружающие и она сама с удивительной терпимостью и спокойствием свыкались с этой мыслью, что дни ее сочтены. Главной ее тревогой, последнее время оставалось не собственная ускользающая жизнь, а жизнь младшего сына. Смерть ее была страшным ударом для всех, окружающих ее семью людей. И ведь знали, и готовились, и свыкались, но когда не стало, обнажилась вся тяжесть потери со всей очевидностью, ибо невозможно до конца ни привыкнуть и ни свыкнуться с мыслью о смерти.
   Можно, наверно бесконечно приводить примеры разновидности ухода из жизни, но если постараться пристальней присмотреться, то оказывается, что смерть наша и есть прямое продолжение нашей жизни. Только праведникам достаются смерти такие мучительные и тяжелые для всех, кто их окружал. Будто жизнь сама не хочет быстро отпускать их в лоно вечности. Притом, что сами они остаются до конца спокойны и безмятежны. Именно смерти таких людей потрясают больше всего
   Поэтому как это ни парадоксально, бояться неизбежного, то, что ты изменить не в силах, как-то глупо; бояться следует как раз то, что ты мог изменить и не изменил в своей жизни. Часто слышишь выражение будто "смерть глупа", как раз нет, не смерть глупа, она и так придет, но вся жизнь оказывается глупой, никчемной и бесполезной. Вот что страшно, горько и обидно. Но еще ужасней, что это начинаешь понимать, когда уходят последние песчинки твоих песочных часов жизни. Вот тогда по настоящему бывает страшно. Возможно, поэтому мы боимся смерти, потому что именно она ставит вопрос о всей твоей жизни, как последний и главный экзамен. И тот, кто получил отсрочку от него, будучи уже в преддверии этого экзамена, меняет иногда радикально свою оставшуюся жизнь. Но неужели надо ждать такого момента? А ведь он может не наступить. И смерть окажется мгновеньем, бесповоротным актом перехода из одного состояния в другое.
   Странное дело. Такой переход случается и при рождении. Нас не было, и вдруг мы стали. И когда стали, чем больше мы существуем, тем больше страшимся этого перехода обратно, уже из бытия в небытие. Наверно это происходи потому, что мы привыкаем жить просто так, жить не задумываясь ни о чем, кроме каких-то повседневных пустяков. И когда приходит главный экзамен, мы оказываемся к нему не готовы, и списать будет уже не у кого. Вот и получается, что мы страшимся задаваться вопросами о своей жизни: зачем и как ты ее прожил, что мог изменить и не изменил, почему так глупо и никчемно провел отпущенное тебе время. Многие и в свой последний час не думают об этом, как и вообще по жизни, живут не думая ни о чем. О них я говорить не буду, поскольку они умирают как животные, чувствуют страх на уровне бессознательного инстинкта. Эта сама жизнь позаботилась о своем сбережении и не более того.
   Возникает другой вопрос. А что же надо в жизни делать, чтобы не терзаться и не мучится на этом главном экзамене? Люди выбирают для себя ориентиры, то к чему они стремятся. Некоторые желают накопить денег на достойную, как они считают, жизнь, причем ведут себя так, будто собираются жить вечно; другие жаждут власти, как в пустыне жаждут воду, и чем больше они пьют, тем больше хочется этой воды, а в итоге они и тонут в этой воде; третьи ищут славы, известности, потому как о них хотя бы другие будут помнить (не потому ли всевозможные конкурсы в артисты всегда очень высоки). Отчасти последние тем, кому удается прославиться, успокаивают свое самолюбие, тем фактом, что о них будут помнить множество людей. Это один из самых простых, чтобы там ни говорили сами артисты, способов проявить себя в этом мире для более долгой и широкой памяти. Как это у Гете в стихотворении "Vanitas! Vanitatum vanitas!" (Суета! Суета сует! [лат.]):
   Я сделал ставку на ничто,
   Кто в счастье равен мне? Никто!
   ***********************
   На деньги делал ставку я,
   Бесплодно растратил дни бытия,
   Червонцы я ловил, хватал,
   Червонцами сорил, мотал,
   Стяжал и вновь терял.
  
   На женщин ставку делал я,
   И адом стала жизнь моя,
   Страдал от неверности одной,
   Скучал от верности другой,
   Бежал от этой к той.
  
   На странствия поставил я,
   Бездомность доняла меня,
   Не приживался я нигде,
   Спал плохо, плохо ел везде,
   Был одинок в беде.
  
   На славу сделал ставку я,
   Врагами сделались друзья,
   Как только я чуть выше стал,
   Обиделись все, кто был мал,
   Им всем мой рост мешал.
  
   Я сделал ставку на войну,
   Прошел я не одну страну,
   И вражьи земли разорял,
   И милых сердцу растерял,
   И безногим я стал.
  
   Еще поставить? Не возьму ль?
   И вот поставил я на нуль,
   Тут песня кончится должна:
   осталось мало уж вина.
   Допьем, что есть, до дна!
  
   Вообще такая богатая тема изобилует высказываниями великих людей из прошедших эпох. Поэтому возможно так тяжело высказываться не прибегая ни к каким цитатам. Ведь нельзя выдавать чужую мысль за свою, пусть даже и понятую, и выстраданную. Вот у Б. Брехта есть мысль: "Бояться надо не смерти, а пустой жизни", она именно та, что оформилась и у меня. Но вот вопрос: как наполнить эту жизнь, чем? Да, да "чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы".
   Многие ответят: плюнь на все и живи как живется, как можется, а там поглядим; помрешь, так что ж, не ты первый и не ты последний кто прожег эту жизнь. Нет! Я не знаю почему, откуда во мне это сидит в относительно молодом возрасте, почему и чем обрек я на истязание "своего сердца когтями своего ума". Пытаясь как-то выразить свои мучения и переживания, я пришел к литературному творчеству. Но, тем не менее, я осознаю, что возможно ничего нового не скажу, а мои сугубо личные переживания ни у кого кроме меня интереса не вызовут. "Знаете, мысли каждого человека... разбросаны в беспорядке, тянутся куда-то к цели по одной линии, среди потемок, и, ничего не осветив, не прояснив ночи, исчезают где-то - далеко за старостью" - А. П. Чехов. Нельзя с ним не согласиться.
   А вот еще, П. Буаста: "Если вы желаете себе несокрушимого памятника, вложите свою душу в хорошую книгу". Или, "Вся радость жизни в творчестве. Творить - значит убивать смерть" - Р. Ролан. Хорошо советовать другим наполнять свой сосуд жизни творчеством, да еще таким которое останется после тебя. А что делать остальным? У которых нет никаких возможностей. Ответом, или даже не ответом, а некоторым утешением может стать религия.
   Но для себя я отвергаю ее, считая, что религия, как "опиум" заменяет понятия реальной жизни не реальностью, причем такой, которая устроила бы простого обывателя каких великое множество на самом деле, не требуя большой работы над собой, единственное условие это вера. Вот все что от тебя требуется. А дальше лишь надо согласованно жить по законам этой веры. В принципе это не так тяжело для настоящего верующего человека. Тяжело неверующим отказаться от жизни и решиться на ее столь радикальные перемены.
   Возможно, это есть один из самых широко доступных способов облачить свою жизнь необходимостью и не бесполезностью своего существования. Тем не менее, религия от этого не перестает быть мифом, придуманного обществом для собственного успокоения. Но как говорил гений: "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок". В религии даны ответы, что человек получит в результате соблюдения законов веры: или жизнь вечную, или нирвану; или еще чего ни будь эдакого. Но вот беда - главный приз достанется потом, и будет он или нет неизвестно. Согласитесь - в это надо только верить, чтобы это принесло хоть какое-то облегчение. Тем не менее, в религиозных правилах человечество выработало свой моральный кодекс, придерживаясь к которым и повседневная жизнь будет не такой уж беспробудной и беспросветной, и вроде бы даже наполненной.
   Но что делать тому, кто видит все это и не находит реального решения проблемы жизни, ответа на главный вопрос задаваемый смертью? Существует, правда, еще одно решение, как простое животное существование. Только оно позволяет полностью уйти от всех вопросов так терзающих сознание; только это решение самое распространенное, пусть даже не хочется этого признавать, и не требующее вообще ни каких усилий. Но тогда зачем так жить? Просто для того чтобы наделать потомства и получить максимальное удовольствие от проведения времени? И это все на что способен человек, царь природы? Только лишь ублажать себя? Даже самый распоследний муравей живет с целью в жизни, совпадающую, между прочим, с общей целью вида. Неужели человек живет еще хуже чем муравей, прибывая в полном раздоре и несогласии не только с членами вида, но даже с самим собой, и при этом все равно оставаясь в полном неведении относительно смысла и достойной цели своего существования.
   Да, возможно сейчас не модно говорить о смысле жизни. Гораздо веселей и прикольней обсудить поведение кориша или подружки, новый клип на MTV, рост или падение цен на нефть, повышение платы за коммунальные услуги и еще кучу всяких безделиц, постоянно сопровождающих нашу жизнь. Но когда вокруг ощущаешь столько смерти, видишь, чувствуешь ее, ее которая уравнивает всех. Именно она так явственно и очевидно демонстрирует глупость и никчемность такого нашего бытия.
   Мы все стали жить короче. Раньше жизнь измерялась годами и десятилетиями, теперь часами и минутами. Поскольку смерть втискивается уже в часы, и человек даже не успевает ничего ни понять, ни сообразить как его уже перестает быть. Самое интересное, что и остающиеся пока в живых привыкают к этому. Они не чувствуют и не ощущают что именно уходит с такой стремительностью, что это нельзя будет ни переделать, ни вернуть. Удивительно, что и уходящее принимается без сожаления как должное.
   С другой стороны, может я просто нагоняю в задницу ветра, мучая себя и окружающих подобным отношением к жизни? Для себя нашел отдушину и ладно, чего к другим лезть и отравлять им жизнь такой тяжелой темой. Или как говорил один мой преподаватель: "Это интересно, но проблемы в этом нет". Может и нет никакой проблемы, и я напрасно так извожу себя этим? Каждый человек и так находит приемлемый для себя образ жизни, и живет как может, как легче для его собственного сознания. Если получается принести при этом ощутимую пользу другим людям, ну что ж замечательно. Твое имя навсегда останется в памяти людей. Между прочим, и с большим злом ты тоже останешься в истории. Единственное что стирается бесследно это серая убогость, превращаясь в прах и пыль. Остаться до конца такой серостью, вот что меня пугает и страшит больше всего.
   Я понимаю, что всех людей не переделать. Я понимаю так же что зло, чтобы там ни говорили о его нынешнем возвышении, все равно пропорционально добру. Только добро менее кричливо. Настоящее добро, не показное, а исходящее от истинно доброго человека. И человека! А не какого-то мифического Бога, пусть и олицетворенного с человеком. Как научиться жить так? Вот главная задача, которой можно посвятить жизнь.
   Пусть ты не станешь богатым, известным, или человеком власти, но надо всегда оставаться прежде всего Человеком, а не скотиной бездумной и бездушной. Потому как только Человек способен творить добро. Добро это любовь к миру, терпимость к другим людям, понимание, живое участие в реальной помощи. Добро - жить в согласии с общечеловеческими моральными ценностями и стремиться к их общему приятию и пониманию.
   Я вижу, что в нашей стране есть такие люди, неизвестные, как говорится простые, которые готовы на это безвозмездное добро. Сколько людей откликается в центр переливания крови, когда случается широкомасштабная трагедия, сколько людей готовых придти на помощь в трудную минуту. Именно такими людьми была сильна, и надеюсь будет, Русь. И себя, и своих детей необходимо, просто жизненно необходимо воспитывать так, что бы это навсегда осталось с нами. Только так наши жизни, возможно, будут чего-то стоить!
   Но это все слова. Добро, зло - понятия сами по себе абстрактные, общие, и для каждого они представляются, почему-то, разными. Нередко так бывает, что добро для одного оборачивается злом для другого. Происходит это именно потому, что каждый следует своим нравственным ценностям, положительным или отрицательным это уже другой вопрос. Так вот, как сделать так, чтобы эти категории этики были для всех однозначны, понятны и выполнимы не под страхом какого-либо наказания земного или неземного, а по велению своего разума и совести, и были просто жизненно необходимы.
   За долго до меня и скорее еще больше после, много сказали и скажут слов об этом. Но слово, так влияющее на заре человечества на сознание, все меньше и меньше оказывает существенное значение, как это ни печально признавать. И не потому что, некогда читать, а потому что слово часто расходится с реальными делами, расходится с жизнью. Литература перестала быть отражением жизни. Ее золотой век прошел. Даже кинематографу не угнаться за стремительным ритмом. Жизнь в повседневных заботах требует непосредственного действия, а не глубокого размышления. Тем более, когда время жизни так ускоряется и сжимается до невероятно мизерных величин. На думающего и размышляющего сейчас могут запросто приклеить ярлык "то/рмоза".
   Теперь реклама стала ярчайшим отражением нашего сегодня. Она теперь, между прочим, оказывает влияние на новое поколение больше чем школа, книга, искусство и кино. Она вырабатывает стиль жизни, кричит, и показывая учит: "не тормозни!...", то есть лети как угорелый, "живи настоящим!", не думая о будущем и не оглядывайся назад. Этот стиль как раз понятен - жить одним мгновением. Ведь остановившийся взгляд может показать совсем не радостную перспективу, и еще худшее своей нелепостью прошлое. Я боюсь такие рекламные слоганы вбиваемые в мозги, с такой же методичностью как железобетонные сваи в грунт, тяжело будет преодолеть. А в конечном итоге, преодолевать все равно придется. И придется каждому. Рано или поздно.
   Смерть уже не с косой ходит, а едет на комбайне последней модели. Быстро, комфортно и без лишней шумихи и суеты, пожинает обильную жатву. Она обнажает эту нашу пустоту, как настоящий жнец землю на поле.
   Я увидел это все и теперь ничего не могу с собой поделать. Я бьюсь и не нахожу ответа: как добиться прежде всего от себя, такому нравственному поведению, которое соответствовало и внутренним убеждениям об истинных и вечных высоко моральных ценностях, и в то же время не отрывало бы от бешенного ритма сегодняшней жизни? Как научиться так жить, "чтоб уходя из мира/Другие плакали, а ты спокоен был"(Фр. Шиллер)? Вот вопрос вопросов.
  
   29 апреля 2003 г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"