Котляр Ася: другие произведения.

Чужая среди чужих

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    7 женских, 4 мужских. Можно добавить актёров. Дети бывают разные. Дети бывают здоровые и , не дай Б-г, больные, удачливые и не очень, умные и очень умные, простодушные и хитрые, хорошие и... Вот тут нужно остановиться и подумать, а бывают ли плохие дети? Гиперактивные, шумные, беспокойные бывают. А вот плохие? По моему твёрдому убеждению, плохих детей нет и быть не может. Бывают несчастные дети, длякоих складываются не очень счастливые обстоятельства. И тогда ребёнок, как бы, надевает на себя маску плохого ребёнка, потому, что не надень он на себя эту маску - окажется совершенно беззащитным перед обществом, которое никак не понимает, что принимать детей нужно такими, какие они есть. Нужно услышать из-под этой маски крик о помощи, иногда отчётливый и громкий, а иногда совершенно безмолвный...

  А. Котляр
  Истории одного класса
  ЧУЖАЯ СРЕДИ ЧУЖИХ...
  Драма
  Пьеса для школьного театра
  Работая в школе вот уже тридцать лет, мне приходится наблюдать, как происходит взросление у детей. У всех по-разному: нет ни одного повторяющегося сюжета. Некоторые взрослеют тихо, никому не мешая, незаметно для учителей и родителей. У иных взросление происходит бурно, с огромным внутренним конфликтом. Именно этот период у ребят родители, да и учителя, называют переходным, трудным. Мы говорим "трудные дети", жалуясь на то, как сложно и неудобно нам, взрослым, иметь с ними дело и даже не задумываемся, что трудными, на самом деле, являемся мы, взрослые. Это им с нами трудно! Это их день забит до отказа уроками, всевозможными кружками, домашними работами. А мы, взрослые, ставя ребятам некую планку успешности, пытаемся таким образом реализовать свою невостребованность и неуспешность. Это наши нереализованные возможности кричат: "Не у меня, так пусть у моего ребёнка всё сложится! Пускай хоть он добьётся в жизни чего-то очень значимого для меня.." При этом мы, взрослые, совершенно упускаем из виду такое невидимое, практически эфемерное понятие, как Душа. Мы забываем, что именно Душа, причём, порой, очень зрелая, приходит в этот мир и поселяется в теле ребёнка. Душа взрослеет и мечется в поисках истины и от нас требуется только одно: принять эту Душ, как дар, услышать, чего она хочет, относиться к ней с великим уважением и всегда - прощать! Искренности и честности ждут от нас наши дети и не прощают нам ни, ни лицемерия. Я долго размышляла, а стоит ли писать пьесы на неоднозначную тему "Школа" и поняла, что будет преступлением, если я буду об этом молчать. Так родился цикл пьес "Истории одного класса". Все истории невымышленные, персонажи реальные, иногда я не меняю имена, потому, что уже сама не могу отличить вымысел от реальности.
  Дети бывают разные. Дети бывают здоровые и , не дай Б-г, больные, удачливые и не очень, умные и очень умные, простодушные и хитрые, хорошие и... Вот тут нужно остановиться и подумать, а бывают ли плохие дети? Гиперактивные, шумные, беспокойные бывают. А вот плохие? По моему твёрдому убеждению, плохих детей нет и быть не может. Бывают несчастные дети, длякоих складываются не очень счастливые обстоятельства. И тогда ребёнок, как бы, надевает на себя маску плохого ребёнка, потому, что не надень он на себя эту маску - окажется совершенно беззащитным перед обществом, которое никак не понимает, что принимать детей нужно такими, какие они есть. Нужно услышать из-под этой маски крик о помощи, иногда отчётливый и громкий, а иногда совершенно безмолвный.
  
  Действующие лица:
  Даша Большова - крупная девочка, ученица 7 класса.
  Наталья Ивановна - молодая учительница, классный руководитель 7 класса.
  Елена Юрьевна - Мама Даши
  Одноклассники Даши:
  Люська Комарова- подруга Даши.
  Вера Дурова-очень недалёкая девочка, учится плохо.
  Лиза Никольская - отличница, рассудительная и правильная девочка.
  Светка Савельева - девочка из детского дома.
  Ваня Астахов - самый красивый мальчик класса.
  Илья Скорин - одноклассник.
  Макс Рогов
  Дэн Трофимов
  Массовка (класс).
  КАРТИНА ПЕРВАЯ.
  
  Кабинет в школе. Стоят парты, учительский стол, на стене стенд "Классный уголок 7 А класса". Мультимедиа. В кабинет входит Даша. На заднике - окна (рамы из фанеры с подоконником)
  Д а ш а. Люська! Ты где? Люська! (Выбегает. Слышны голоса.) Иди сюда! Ты чего застряла?
  Л ю с ь к а (голос). Ничего. Что ты меня дёргаешь? С Танькой разговаривала.
  Девочки входят в класс.
  Д а ш а. Ты же знаешь, что я твою Таньку на дух не выношу. Противная и худая. Нет, противная, потому, что худая.
  Л ю с ь к а. А я не твоя собственность - c кем хочу, с тем и общаюсь.
  Д а ш а. Тебе придётся выбирать. Но, учти: я здесь, с тобой в одном классе учусь. Списываешь ты у меня. Выкручиваюсь за тебя я. Так что, ты подумай, как следует, Люсенька, кто для тебя важнее и дороже.
  Л ю с ь к а. Да подумала я. Мне с ней тоже хорошо. И, к тому же, мы вместе в музыкалку ходим.
  Д а ш а. Плевать! Или я, или она. Я тебе время дам, чтобы определиться. До завтрашнего утра. Поняла?
  В класс вбегают ребята, кидают портфели. Даша садится за парту, наблюдает за Ваней исподлобья. Ей нравится Ваня. Но Ване нравится Светка. Светка всегда одна. Она садится за последнюю парту.
  Д э н. Эй, Большая, дай списать домашку!
  Д а ш а. Не дам, придурок.
  Д э н (радуясь, что удалось зацепить Дашу). А почему?
  Д а ш а. Я время на неё тратила. А ты, небось, во дворе шатался.
  М а к с. А чо, типа, твоё время, Большая, дорого стоит?
  Д а ш а. Дорого. Зато твоё время ничего не стоит.
   Д э н. А почему я - придурок, интересно?
  Д а ш а. А потому, что природа на тебе отдохнула.
  М а к с. А на тебе, значит, поработала. Поэтому ты у нас такая... (Руками пытается охватить необъятное.) Такая... Такая Большова! Большова-пребольшова! (Все смеются.)
  Д а ш а. Зато тебя, клопа, на одну руку приложу, второй прихлопну. И останется от бебя, Рогов, рога и копыта! Нет, мокрое место от тебя останется.
  М а к с (подходит к Даше). А ну, попрорбуй!
  Л ю с ь к а. Макс, Даша, прекратите!
  М а к с. А чо я? Ты, Люсёк, слышь, как она меня? Пусть докажет! А ну, давай, Большая. Ну чо, сдрейфила? (Угрожающе подходит боизко-близко к Даше. Даша размахивается и отталкивает от себя Макса. Макс падает. Все вскакивают, смеются)
  М а к с. Жирная! Жирная! И руки у тебя жирные! Жир прямо капает!
  Даша подалась вперёд, Люська её удерживает. Вера и Лиза умирают со смеху. Светка никак не реагирует, даже не смотрит туда, где происходит схватка.
  С а ш к а. Атас! Наталья идёт!
  Все, кроме Макса, рассаживаются пао местам. Макс претворяется мёртвым. Наталья Ивановна входит в класс, приветливо улыбаясь.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Здравствуй... (Спотыкается об Макса.) Это что такое?
  И л ь я. Макс умер, Наталья Ивановна. Не обращайте внимание! Его только что Большова прибила.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. А почему он улыбается?
  С а ш к а. А это ему перед смертью анекдот рассказали, вот он и принял смерть с улыбкой на губах.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Не смешно! Макс, вставай. Сейчас будет звонок. Даша, ты чего такая взъерошенная?
  Д а ш а. Он меня жирной опять обозвал. В следущий раз ещё и не так получит.
  М а к с (встаёт.)Наталья Ивановна! Не верьте ей! Ничего я её не обзывал.
  Д а ш а. Обзывал! Все слышали!
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Кто слышал? (Все удивлённо пожимают плечами.)
  Что, никто не слышал? Даша! Зачем придумываешь?
  Д а ш а. Я не придумываю. Люська! Ты чего молчишь? (Люська опустила глаза, раскрыла тетрадь).
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Люся, ты слышала?
  Л ю с ь к а (еле слышно). Нет.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Громче, я не поняла!
  Л ю с ь к а. Нет.
  Д а ш а (удивлённо посмотрела на Люську.) Предательница...
  Звенит звонок.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Сейчас урок, потом поговорим... (Резко поворачивается к Свете.) Света, Макс обзывал Дашу?
  С в е т к а (безразлично посмотрела на Дашу). Я не слышала, Наталья Ивановна.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Ты хоть когда-то, что-то слышишь? Откуда такое безразличие к делам класса?
  В е р а. Это не безразличие, Наталья Ивановна! Почему вы всё время Большовой верите, а нам нет? Ведь все же не могут врать!
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Всё. У нас урок, новая тема и мы опять ничего не успеем. Большова, прекрати страдать. И задумайся, почему к тебе в классе так относятся.
  Д а ш а (плачет). Да они ненавидят меня! А вам плевать!
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. А ты? Ты любишь кого-нибудь, Дарья? Так. Тема урока... Ты куда, Большова?
  Д а ш а (собирая портфель). А мне тоже плевать. Я - домой!
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Сядь, немедленно! Я тебя не отпускала! Я сейчас маме твоей позвоню.
  Д а ш а. Ну и звоните. (Поварачивается к классу.) Все вы придурки! (Выбегает из класса.)
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Продолжаем урок. Тема: Решение уравнений. Записываем.
  Уравнением называется равенство, содержащее неизвестное... Повторяю. Костиков, пиши! Все пишем!
  Звучит музыка. Наталья Ивановна бьеззвучно диктует, потом так же, беззвучно залдаёт вопросы, кого-то ругает. Кто-то встаёт, отвечает. Звенит звонок. Все выбегают из класса. Учительница достаёт телефон и с кем-то разговаривает.
  
  КАРТИНА ВТОРАЯ
  
  Следующий день. Наталья Ивановна и Елена, мама Даши, входят в класс.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. И всё-таки, все не могут врать. Даже её подружка Люся сказала, что никто Дашу не обзывал.
  Е л е н а. Она врёт.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Вы себя слышите, Елена Юрьевна? У Вас, как и у Даши, все, почему-то, врут! А если и врут, задумайтесь, почему?
  Е л е н а. Потому, что она не такая, как все.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. И чем это она отличается от всех? Весом?
  Е л е н а. Да, и весом в том числе.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Ну что Вы такое говорите! Я знаю массу людей с большим весом, но это добрейшие и прекрасные люди! Их любят, понимаете?
  Е л е н а. Вы хотите сказать, что моя дочь злая и недобрая?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Не совсем так. Понимаете, Даша ведёт себя агрессивно и тут трудно сказать, то ли её агрессия изначально вызывает ненависть ребят, то ли она агрессивна, потому, что её не любят. Я к тому, что нужно что-то делать. А вы, Елена Юрьевна, по-моему, только усугубляете всё.
  Е л е н а. Я что-то не понимаю, Наталья Ивановна. Вы считаете, что я не должна её поддерживать?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Иногда не должны! Тогда, когда она не права - не должны поддерживать.
  Е л е н а Ю р ь е в н а. Наталья Ивановна. Может быть, я с кажу бестактность, но когда у Вас будут свои дети, посмотрим, будете ли вы их поддерживать или нет .
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Буду. Но буду стараться разобраться, что к чему. И напрасно Вы считаете, что к делам ваших детей я безразлична.
  Е л е н а Ю р ь е в н а. Я так не сказала. Но вы молоды, Наталья Ивановна, и не всё видите... Как бы Вам это сказать, так как нужно.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Кому нужно, Вам?
  Е л е н а Ю р ь е в н а. Почему мне? Детям. Хотя и мне тоже. Просто дети сейчас ужасно жестокие. Я, когда вхожу в школу, всё время думаю, как Вы здесь работаете? Шум, гам... разве тут до детей? Живой бы из школы выбраться.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Это специфика школы: здесь всегда шумно. Но куда важнее ребята с их проблемами, бедами, радостями. На всё должно хватить времени, души, терпения... Не всегда хватает - это правда. Куда лучше дома сидеть, если тебя муж обеспечивает.
  Е л е н а Ю р ь е в н а. Это Вы на меня намекаете?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Просто вы видите одну Дашу, а у меня их вон сколько. И к каждому подход нужно найти.
  Е л е н а Ю р ь е в н а. Не нужно к каждому. Хотя бы к одному найдите. Или к одной.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Я стараюсь.
  Е л е н а Ю р ь е в н а. Плохо стараетесь! Если мой ребёнок в вашу школу идти не хочет, значет совсем не стараетесь!
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Почему Вы говорите "в вашу школу"? А разве эта школа не Ваша? Разве Ваша дочь учится в какой-то другой школе?
  Е л е н а Ю р ь е в н а. Я уже думаю о том, чтобы перевести её в какую-нибудь другую школу.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Я Вас расстрою, Елена Юрьевна, если скажу, что это всего-навсего география. Проблема в Даше, понимаете?
  Е л е н а Ю р ь е в н а. Проблема в Вас, Наталья Ивановна. Это вы должны....
  В кабинет врываются мальчишки.
  И л ь я. Наталиванна! Наталиванна! У Макса пропали деньги!
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Как это, пропали? Где?
  М а к с. На физ-ре. Я, чтобы не потерять, положил их на стол учителя вместе с мобильным. Мобильный есть, а денег нет.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Уж не думаешь ли ты, что учитель...
  В а н я. Да вы что, Наталиванна.
  Е л е н а Ю р ь е в н а. Я, пожалуй, пойду. Вам не до меня сейчас.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Конечно, Елена Юрьевна! До свидания.
  Елена уходит.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Что случилось?
  Все начинают галдеть одновременно.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Ваня, рассказывай.
  В а н я. Денег было немного, Наталиванна. Но обидно, согласитесь. В зале никого, кроме наших не было. Учитель исключается. А вы знаете, какое положение у Макса.
  М а к с. Заткнись.
  Д э н. А чего ты, Макс, бедности своей стесняешься? Бедность - не порок!
  М а к с. Заткнись, я тебе говорю.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Хватит. Макс, сколько там было денег?
  М а к с. Сотня. Одной купюрой. Мне отдать нужно было тренеру. На форму.
  И л ь я. Они частями платят. Мы с Максом вместе тренируемся. Он один без формы.
  С а ш к а. Мы думали, сквозняком сдуло. Обыскалсись. Нет нигде.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Разберёмся. Бегите на урок. Да, и пожалуйста, по пути забегите в библиотеку, переснимите мне контрольную.
  В а н я. Для нас?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Нет. Сейчас у меня десятый. Подойди, Саш, деньги дам. Заглядывает в стол. Ишет. Ничего не понимаю. Ребята! Ко мне в стол никто не заглядывал?
  Д э н. Да вы чо, Наталиванна!
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Это я чо? Я ни чо! Здесь лежали деньги на отсветку. В прозрачном, зелёном пластиковом конверте. Конверт есть, денег нет... Вот я чо!
  М а к с. Да ладно! А ну, дайте посмотрю!
  Ребята осмотрели стол.
  В а н я. Как это не прискорбно, Наталья Ивановна, вас тоже обчистили.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Так... Всех ко мне. Немедленно! Сашка, ты бежишь в долг снимать, Дэн за остальными.
  Д э н. Они могли уйти, уроки-то закончились! Фи-зра последняя была.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Быстро беги. Это вам, мужикам переодеться раз-два. А женщинам какое-то время нужно. Жду.
  Ребята рассаживаются. Входят остальные ребята. Светка, как всегда, занимает последнюю парту и открывает книгу. Читает. Остальные горячо обсуждают случившееся и рассказывают друг другу, что и у учителя тоже пропали деньги из стола. Собираются все, рассаживаются и выжидающе смотрят на учителя.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Так, ребята. У нас в классе ЧП. Вернее два ЧП. Пропали деньги у Макса и у меня. Не хочется подозревать каждого из вас, но у меня такое чувство, что всё это сделал кто-то из класса.
  В е р а. Наталья Ивановна! А почему обязательно из наших? У вас, например, столько классов учится. А на физ-ре ещё класс был. Правда, малыши. Но кто сказал, что малые не воруют!
  Л и з а. А я думаю, Наталья Ивановна, что это кто-то из наших взял. Я даже подозреваю, кто это. (Посмотрела на Илью.)
  И л ь я. Ты чо, Николаева, с ума сошла? Да на фиг мне его деньги, когда у меня свои есть? Я думаю, может Макс сам их куда потратил, а чтоб не влетело, на нас свалил.
  М а к с. Придурок. Мне их отдать нужно было. Я же без формы останусь.
  Д а ш а. Можно мне, Наталья Иванова!
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Говори, Дарья.
  Д а ш а. Конечно, прилюдно никто не признается. Это же стыдно! Может тот, кто взял, боится нашего осуждения? Ну, типа, как потом в глаза смотреть и так далее. Давайте, Наталиванна, все выйдут из класса. Потом каждый войдёт по очереди и, кто взял деньги, положит сотню в стол. А заодно и то, что украли у вас.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. А что, ребята, прекрасное предложение. Умница, Даша. Я тоже выйду и обещаю, что никаких разборок не будет. Верните деньги и мы забудем этот инцидент. Выходим.
  С в е т а. Я не пойду.
  Все обернулись на Свету.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Почему?
  С в е т а. Бесполезно. Никто не вернёт.
  Л и з а. А может, Светик, это ты деньги взяла?
  С в е т а. Ну да. Я же из детдома. Только это не я и поэтому мне выходить не нужно. Я их не брала и возвращать мне нечего. Зачем тогда эти игры?
  В а н я (серьёзно глядя на Свету). Я, пожалуй, соглашусь. Я тоже не буду выходить.
  Д э н. Кто ещё не хочет выходить? (Половина учеников подняли руки.) Вот всё и выяснилось.
  Д а ш а. Трусы вы все! Трусы и есть! А мне бояться нечего. Проверять нужну у тех, кто выходить не хочет.
  И л ь я. А что ты, Большова, проверять будешь, если это ничего не доказывает и ничего не опровергает. Ведь деньги могут быть у каждого и кто выйдет и кто уйдёт... Дурная затея, согласитесь.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Вынуждена согласиться. Ладно, ребята. Не хочется подключать администрацию школы и соц. педагога. Но если деньги не вернутся, я буду вынуждена это сделать. Подумайте до завтра. И может у кого-то, кто это сделал, хватит смелости подбросить деньги. Идите. И до завтра.
  Все расходятся.
  
  КАРТИНА ТРЕТЬЯ
  Ваня входит в клас в обнимку со Светой. В кабинете никого нет. Полумрак.
  С в е т к а. Никого. Включи свет. Наталья здесь, но где-то ходит. Вань, а давай в столе посмотрим. Может подложили?
  В а н я. Не включай свет, Светка. И к столу не лезь. Оно тебе нужно?
  С в е т к а. Ну интересно же. Ты трусишь?
  В а н я. Вот ещё.
  С в е т к а. Тогда стой на стрёме.
  В а н я. Да нет ещё никого. Пошли.
  С в е т к а. Стой около двери, я тебе сказала.
  Ваня послушно встал около двери, скрестил руки. Светка быстро подошла к столу, открыла ящик. В этот момент в дверь в кабинет резко открылась. Дверь задела Ваню и тот, от неожиданности, упал. На пороге застыла Даша.
  Д а ш а. А что здесь происходит? Светка, ты чего это около стола делаешь? Деньги возвращаешь, которые стырила?
  С в е т к а. Какие деньги? С ума сошла? Мне просто интересно, подложили или нет.
  В а н я. Отвечаю. Мы просто хотели посмотреть, есть они там, или нет их. Ясно!
  Д а ш а. А чего это ты за неё заступаешься? Влюбился, что ли?
  В а н я. А если и влюбился, тебе что?
  Д а ш а (изменилась в лице). А ничего. Именно поэтому ты не можешь выступать, как свидетель. Ты - лицо заинтересованное.
  С в е т к а. Тоже мне, судья нашлась. Пошла вон отсюда, дура. И не собираюсь я перед тобой отчитываться.
  Д а ш а. Хорошо. Я уйду. (Молча вышла из класса.)
  В а н я. Зачем ты так, Светка?
  С в е т к а. А ненавижу! Зажравшаяся тварь. Всё ей на блюдечке с золотой каёмочкой. Мамаша с папашей скачут вокруг, возят везде. А эта дрянь приезжает, и специально при мне начинает рассказывать, как они в Париже на башнют эту, Эйфелеву лазали. А потом ещё и спрашивает: а ты, мол, Светик, когда туда доберёшься? Плюнуть бы в эту морду жирную... А чего ты за неё заступаешься?
  В а н я. Да жалко её. Наши мамы дружат. А все: жирная да жирная. Знаешь, даже неловко как-то.
  С в е т к а. Ну и придумал бы ей другую кличку. А что ты там про "влюбился" говорил? Правда, что ли, влюбился в меня?
  В а н я. Ну... Нравишься ты мне.
  С в е т к а. Дружить, что ли со мной хочешь?
  В а н я. А что?
  С в е т к а. Если хочешь дружить - давай. Но я тебе ставлю условие.
  В а н я. Какое условие?
  С в е т к а. При всех Большову по морде ударишь. Ясно?
  В а н я. Ты что, с ума сошла? Не буду я её бить. Ни по морде, никак!
  С в е т к а. Тогда я с Дэном буду. В общем, ты моё условие знаешь. Сроку тебе... Два дня.
  В а н я. Вот дура... Зря я с тобой связался.
  С в е т к а. Ну и вали. Два дня!
  Выходят. В класс входит Наталья Ивановна. Подходит к столу, заглядывает в ящик, ищет везде, расстроенная садится за стол. Ребята начинают собираться в классе. Здороваются, спрашивают, появились ли деньги. Звенит звонок. Даша с ненавистью смотрит на Светку и на Ваню.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я хочу вернуться к нашему вчерашнему разовору. (Заглядывает в стол.) Так... Я так и знала. Денег нет... Я вынуждена буду принять меры.
  Д а ш а. Можно, Наталья Ивановна?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Что, Даша?
  Д а ш а (внимательно посмотрела на Свету, сделала паузу). Давайте подождём. Может, до конца дня принесут?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Подождём. До седьмого урока подождём. Звонок. У вас сейчас что?
  Л и з а. Литература, Наталиванна.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Бегите. (Все вышли из класса. Наталья села к компьюьеру. Телефонный звонок. Наталья берёт телефон.) Алё. Да, Виктория. Нет, не нашли, пока. Не расстраивайтесь... Я понимаю... Да, на форму... Макс сказал.... Да нет, мне не легко говорить, я сама от зарплаты до зарплаты живу... Я? У меня сейчас нет урока, а потом наши будут... После шестого подходите. До встречи.
  Врывается Света. Она рыдает.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Света, что случилось?
  С в е т а. (всхлипывая). Дашка.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Что, Дашка?
  С в е т а. Дашка прислала мне записку. Она считает, что это я деньги спёрла. А это не я. Да, она застукала меня сегодня, когда я в стол лезла, но Ванька свидетель, я просто хотела посмотреть, положили или нет.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Но это же мой стол, Светлана. Это всё-равно, что влезть в мою сумку, понимаешь? А что в записке? Покажи.
  Света протягивает зваписку и садитсяза парту.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а (читает). "Макс. Деньки украла Светка. Все говорят. Она же из детдома. Что думаешь?" Кто писал?
  С в е т а. Илья. Я, честное слово не брала. Это Большова, скотина, растрепала. Это она. И Записку мне она передала, чтоб побольнее.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Да что ж вы за зверьё такое? Просто сжираете друг друга. Ладно. Придёте ко мне после урока, поговорим. Успокойся, Света.
  С в е т а. Вы мне не верите, Наталья Ивановна?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Верю. Я всем верю. Но деньги кто-то взял. Всё, иди, Света. И вытри слёзы. На салфетку. Умойся, а то вон какая, заплаканная вся. Я вас жду.
  
  КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ
  Все с шумом врываются в класс. Кричат, ругаются.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Сели все. Сели, я сказала. Скорин, тебе делать нечего? Это уже переходит все границы. Обвинение - дело серьёзное. Скажите мне, откуда возникла эта записка. Кто написал Свете записку?
  В е р а. Это, во-первых, вовсе и не Светке записку писали. Ну, предположили мальчишки, что это Света и написали друг другу. А Большова перехватила и передала Светке.
  Д а ш а. А что! Должна же Савельева знать, что про неё думают её одноклассники.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Даша! Но это же подлость, понимаешь?
  Д а ш а. Значит, Наталья Ивановна, писать такое - не подлость, а передавать подлость?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. И писать - та же подлость. Но гораздо хуже поступает тот, кто передаёт. Понимаете, ребята, в злословии страдает всегда три стороны: кто злословит, кто передаёт и кто получает. По - другому не бывает. Но передача, на мой взгляд - наихудшее, что может быть в этой ситуации.
  И л ь я. Сволочь ты, Большова.
  Д а ш а. Сам такой.
  Л и з а. А ещё Дашка сказала, что у Светы в Ваней романс.
  Все рассмеялись.
  Д э н. Какой романс, дурила. Роман.
  В а н я. Большова, ты вообще, что ли с ума сошла?
  В е р а. Да она сама в Ваньку влюблена по уши. Вот и льёт грязь. Типа они... Ну это...
  Света выскочила из класса.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Какое отношение это имеет к краже денег, объясните мне?
  И л ь я. Пока не знаем. А может Ванька для Светки украл? Он её на Гавайи в свадебное путешествие отвезёт. (Все засмеялись.)
  В а н я. Заткнись, скотина.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Прекратите! Немедленно прекратите! Да что ж это такое! Сколько же в вас ненависти и сарказма, ребята! Нельзя же жить в постоянной ненависти!
  Д э н. Да что вы, Наталья Ивановна! Мы и не живём. Вообще-то мы любим друг друга, правда, бойцы и бойцыцы?
  Все дружно закричали "любим, обожаем, житбь друг без друга не можем".
  В е р а. А я знаю, кто деньги взял.
  Все замолчали. Посмотрели на Веру.
  В е р а. Это Дэн. Я видела, как он к вашему столу подходил позавчера. В компьютер, типа, лез.
  Д э н. Ты чо, Дурила, с ума сошла? Знаешь, что за такое бывает?
  Люська полезла в портфель. Достала кошелёк. Опять полезла в портфель. Стала искать в карманах.
  Л ю с ь к а. Наталья Ивановна! У меня тоже деньги пропали.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Как пропали? Какие деньги?
  Л ю с ь к а. Мама мне дала пятьдесят рублей на концерт.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. На какой концерт?
  Л ю с ь к а. На "Флинта". Вы же сказали принести до пятницы. Вот я и принесла первая...
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Не может быть...
  Все притихли. Растерянно посмотрели на учителя. Даша быстро открыла сумку, достала кошелёк. Поискала в сумке. Все молча следят за её манипуляциями.
  Д а ш а. И у меня денег нет... Наталья Ивановна! Как же так?
  Все ученики стали рыться в своих сумках. Выкрики: "У меня есть. Можно сдать на "Флинта", пока не украли..."
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Подождите ребята. Что-то я не понимаю... Даша! Поищи как следует. Ну?
  Д а ш а. Пропали, Наталья Ивановна.
  В а н я. Наталья Ивановна. Можно я выйду?
  В е р а. Не выпускайте его. Его нужно обыскать.
  Д а ш а. А ну, Ванечка, выворачивай карманы!
  В а н я (выворачивая карманы) На, смотри. Ну, съела, Большова? Можно выйти!
  Л и з а. Это он Светочку искать пойдёт.
  Д а ш а. Кстати, а вам не кажется, что Светка специально ушла?
  И л ь я. И, главное, вовремя.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Иди, Ваня. Найдёшь Свету, приведи сюда.
  Ваня вышел. Все сидят молча.
  Д а ш а. Давайте, Наталья Ивановна, обыщем всех.
  Л и з а. С тебя начнём.
  Д а ш а. А что, мне скрывать нечего. У меня у самой деньги пропали.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Вы с ума сошли! Никого обыскивать не будем. Давайте вспомним. Люся, когда, по-твоему, деньги пропали?
  Л ю с ь к а. На прошлой перемене.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Кто был в классе?
  Л ю с ь к а. Кроме нас с Дашкой, никого. Потом все подходить стали. Я вышла в ... Ну вышла, а деньги в сумке оставались.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Ребята, вам не кажется, что это как-то неправильно? Нелогично и неправильно. И мерзко. Я ведь и не была никогда в такой ситуации. Нужно идти к директору.
  М а к с. И что? Ну, сходите Вы к директору, она придёт, включит сирену и Вы думаете, что деньги тут же найдутся? Наивная Вы, Наталиванна. А мне кажется, я догадываюсь, кто их взял...
  В класс входит Ваня, ведёт заплаканную Светку.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. И всё-таки я схожу. Я могу Вас оставить в классе? Вы не убьтёте друг друга?
  Все "Нет! Может не надо идти? Не убьём... Обещаем"
  Наталья Ивановна уходит. Потом резко останавливается. Внимательно смотрит на ребят. Они сидят притихшие. Наталья выходит.
  В а н я. Если кто, хоть раз, на Светку скажет, убью. Ясно?
  Даша нахмурилась.
  Л ю с ь к а. Макс, так кто взял? Ты говорил, что знаешь.
  М а к с. Пока не могу сказать. Это только догадка.
  Л и з а. Ну хоть скажи, Шерлок ты наш Холмс, из нашего класса?
  М а к с. Да.
  Д а ш а. И кто это?
  М а к с. Сказал, не скажу, пока. Мне проверить нужно.
  В е р а. А как ты проверять будешь?
  М а к с. Ну и дура ты, Дурова! Секрет.
  Д э н. Слушайте, а давайте пойдём уже. Всё равно ничего не выясним.
  Л и з а. А Наталья?
  Д э н. Да ну её. Ничо не понимает. Чему их в университетах учат? Вообще, мне кажется, она с нами не справляется.
  И л ь я. Ну да. Предки мои говорили, что толку от неё никакого. Ни одну проблему решить не может. Как с козла молоко. Это не я. Это мама так сказала. Как с козла молоко.
  В е р а. Это как?
  С а ш к а. Дурова, все тебе объяснять нужно. Вот скажи, ты козла видела?
  В е р а. Ну, видела... На картинке.
  Д э н. У него, у козла, вымя на той картинке было?
  В е р а. Не помню.
  С а ш к а. Хорошо, Дурова. Тебе мама в детстве книжки читала?
  В е р а. Ну.
  С а ш к а. Ладно. Сказку помнишь про козу и семеро козлят?
  В е р а. Ну, помню.
  Д э н. Так вот, Дурова, сказка про козу и семеро козлят, а не про козла, понимаешь? Потому, что у козы молочка было. Помнишь, она с базара пришла, чо она им, козлятам пела?
  Д э н. Ваша мама пришла, молочка принесла...
  В е р а. А при чём здесь козёл?
  И л ь я (кричит) Ну небыло у козла молока, понимаешь, Дурова! Какой с него толк в воспитании молодого поколения?
  В е р а. Никакого.
  Л и з а. Вот и с Натальи никакого, поняла?
  С в е т а. Да её плевать на всё. Каждую неделю говорит, что придёт ко мне в гости и до сих пор не пришла. "Светочка, тебя в детдоме не обижают, деточка? Тебя вкусно кормят?"... Пришла бы, да попробовала эту кормёжку.
  Л и з а. А с деньгами вообще хреново. Не, правда, кто взял? Давайте верните нашим, а она пусть ищет себе до скончания века.
  Д а ш а. Сволочи вы. Все.
  М а к с. А ты, типа, святая, да, жирная?
  Д а ш а. Вы же ей в лицо улыбаетесь все! А сами ненавидите. А мне её жалко, понимаете вы! Она же со всей душой!
  Л и з а. А ты вообще молчи. Думаешь, я не знаю, что ты в Ваньку влюблена и закладываешь всех нас?
  В а н я. Ты чо, Никольская, с дубу рухнула? На хрена мне Жирная?
  Д а ш а. Я не жирная, слышишь? (Идёт на Ваню.) Я не жирная! Повтори, скотина!
  Все, кроме Люськи и Макса встали в хоровод вокруг Даши и стали петь. Жирная, жирная, как свинья ты жирная. Даша стала метаться, чтобы вырваться, но её не выпускают из круга. Люська стоит в стороне. Макс потихоньку берёт Дашин портфель и звглядывает в него. Потом врывается в круг.
  М а к с. Смотрите! (Высыпает содержимое портфеля на пол. Из портфеля выпадают тетради, пенал, книги и маленький кошелёчек. Даша кидается к Максу. Ваня преграждает ей дорогу. Макс осматривает порьфель и вытаскивает второй кошелёк. Оттуда извлекает деньги в купюрах и мелочь. Все стоят потрясённые.
  Люська подходит к Максу. Рассматривает купюры.)
  Л ю с ь к а. Ну вот. Это мои. Мама дала. На Флинта.
  М а к с. А это мои... (Угрожающе идёт на Дашу.)
  В а н я. Да ты, Большова... Ты же воровка! А ещё на Светку клеветала! (Вспоминает что-то, подходит к Даше и бьёт её по лицу. Все начинают наступать на Дашу. Даша взбирается на подоконник.)
  Д а ш а. Назад! Иначе я спрыгну! Назад! Не подходите!
  Все замерли. В этот момент входит Наталья Ивановна с мамой Даши. Они останавливаются, как вкопанные.
  Е л е н а (тихо-тихо). Дашенька, слезь с подоконника, пожалуйста.
  Д а ш а. Не подходите! Выпрыгну! Уйдите все! Уйдите!
  Е л е н а. Даша, я мама твоя..
  Д а ш а. Убирайся. Сейчас прыгну. (Кивает в сторону Натальи). Пусть она останется! Убирайтесь.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а (берёт себя в руки). Я прошу вас всех, выйдите! Елена, заберите детей.
  Е л е н а. Вы с ума сошли? Это моя дочь, между прочим! Это Вы виноваты!
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Леночка, не время сейчас. Идите, пожалуйста. Доверьтесь мне. (Обращается к Даше.) Дашенька. Они уходят.
  Д а ш а (кричит). Быстрее! Я спрыгну!
  Елена выводит детей. Наталья Ивановна делает шаг в сторону Даши.
  Д а ш а. Стойте! Стойте где стоите!
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Дашенька, девочка моя! Слезай с подоконника и мы обо всём поговорим.
  Д а ш а. Закройте класс на ключ, чтобы сюда никто не вошёл.
  Наталья пятится задом, закрывает дверь. Медленно идёт к Даше, помогает ей слезть, закрывает окно. Даша начинает плакать. Громче и громче. Она рыдает. Наталья обнимает плачущую девочку. Сажает её на стул, наливает воду, даёт выпить Даше.
  Д а ш а. Вы знали... Вы знали...
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Про деньги - да. Догадалась.
  Д а ш а. Поэтому маму вызвали?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Да...
  Д а ш а. Как вы догадались?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Я стала рассуждать. Деньги небольшие. Для Макса это немало, но для Люси - не много. И потом, если бы ты изучала психологию, ты бы знала, что человек взявший что-то, будет обвинять всех вокруг, отводя от себя подозрение. А как можно отвести от себя подозрение? Самый верный способ: сказать, что у тебя тоже что-то пропало. Именно в тот момент, когда ты сказала, что и у тебя пропали деньги, я и поняла. Потом, Даша, я подумала, что это месть. Суммы небольшие, значит брала, не для того, чтобы обокрасть, а чтобы наказать. Вопрос, за что? Макс обозвал тебя жирной, он тебя оскорбил. Люська предала тебя, сказав, что не слышала. А у меня почему? Потому, что я им всем поверила. Так, Даша?
  Д а ш а. Всё так. Я ненавидела всех в тот момент
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Не только в тот момент, Даша. Скажи мне, кого ты любишь?
  Даша на секунду задумалась.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Маму? Папу? Кого, Даша?
  Д а ш а. А что, обязательно нужно кого-то любить?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Конечно! Без любви, как и без воды, человек жит не может. Засохнет.
  Д а ш а. Тогда Кешу.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Кеша? Это кто?
  Д а ш а. Собака моя. Дворняжка. Живёт у нас в подвале. Родители взять не разрешили. Я её щенком нашла. Приблуда. Шёл за мной от самой школы. Кормлю его. Пока тепло, может и в подвале пожить. Потом - не знаю. Он верный. Он не предаст. За что они мсеня так? Почему я такая, Наталья Ивановна? Зачем они меня родили? Чтоб я мучалась? Я не их, я же себя ненавижу!
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Знаешь, Дашенька, я в детстве тоже была не худая.
  Д а ш а. И что, Вас не дразнили?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Ещё как... Дети бывают жестоки по своей сути, но это явление временное, если эту жестокость не культивировать.Что с вами делать, ума не приложу.
  Д а ш а. А как Вы потом, Наталья Ивановна? Похудели?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Я стала работать над собой. Я тоже ненавидела весь мир, но я не понимала, что это я себя ненавидела. Я пошла на спорт, села на диету и за год я изменилась. Но внешние изменения даются гораздо легче, чем те, что происходят в душе. Там было посложнее. Я, так же как и ты, реагировала на каждое грубое слово в свой адрес. Срывалась. Но потом вдруг поняла, что это раззадоривает их ещё больше. И я стала улыбаться. Сначала своему отражению в зеркале. Каждое утро я начинала с того, что подходила к зеркалу и улыбалась. Потом улыбалась маме. Мама у меня суровая женщина, папа оставил нас, когда мне было пять лет. С тех пор я не видела маму счастливой. Сначала она смотрела на меня с недоумением. Однажды улыбнулась мне в ответ. Понимаешь, девочка, улыбка хороша тем, что она заразительна. Если, конечно, улыбаешься искренне.
  Д а ш а. А в классе как? Тоже стали улыбаться в ответ?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Не сразу. Сначала доставали ещё. Потом видят, что я не кричу, не обзываю в ответ, а только улыбаюсь, они и отстали. А потом стали улыбаться. А ещё, Даша, в моём классе был мальчик, кторый мне нравился... Жуткий хулиган.
  Д а ш а. И он тоже? Издевался?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Больше всех. Я уже отчаялась что либо изменить... Так до конца школы и терпела его насмешки. Я уже не была толстая, я похудела, занимаясь спортом. Но он по-прежнему ненавидел меня.
  Д а ш а. А вы?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. А я продолжала улыбаться. Улыбка была самым сильным моим оружием.
  Д а ш а. А потом?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. А потом я уехала учиться. Через пять лет мы встретились на вечере встречи выпускников.
  Д а ш а. Он узнал Вас?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Узнал, когда я улыбнулась ему.
  Д а ш а. И что?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. А то, что через месяц я выхожу за него замуж.
  Д а ш а. Не может быть! Он в Вас влюбился?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Конечно! Я же улыбалась ему!
  Д а ш а. А что мне сейчас делать?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Извиниться. Это первое. Рассказать ребятам всё искренне и честно и я думаю, что они поймут. Может не сразу, но поймут... Не бойся, Дашенька, искренне говорить с людьми. Люди, рано или поздно, ответят тебе тем же. Нужно просто запастись терпением. Я помогу тебе. Веришь мне!
  Д а ш а. Я верю. А они знаете что про вас говорили?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Не знаю, но мне это и не интересно. Я буду им улыбаться Даша. Мы будем, да?
  Д а ш а. Не знаю... А с мамой что?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. С мамой ещё проще: расскажи ей, как ты её любишь. Ты представляешь, что она сейчас сувствует? Видеть, как твой ребёнок, любимый и единственный, хочет лишить себя самого дорогого - жизни, это ужас. Ужас-преужас. Помоги ей, Даша, понять тебя! Делись с ней своими страхами, переживаниями...Она же мама!
  Д а ш а. Да не нужна я ей. Ей никто не нужен. Даже собаку нельзя, я уже не говорю о том, чтобы завести ребёнка.
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Ну, ты хватила! Это взрослые решают. Но поговорить об этом ты можешь.
  Д а ш а. На такие темы кто с мамой разговаривает?
  Н а т а л ь я И в а н о в н а. Разговаривают, поверь мне. Ну, зовём ребят?
  Д а ш а. Нет. Пусть они уйдут. Я завтра как-нибудь... Маму позовите, пожалуйста.
  Наталья выходит, в класс врывается Елена. Рыдая, она кидается к Даше. Наталья Ивановна тихонько забирает свои вещи и выходит. Мама с дочкой стоят обнявшись.
  
  КАРТИНА ПЯТАЯ.
  Даша, оглядываясь, входит в класс. Пишет на доске мелом. Это видно на мультимедиа - проекция на стену. "Простите меня!" и рисует улыбающуюся рожицу.
  Входит Ваня. Он видит Дашу и хочет выйти из класса. Потом читает надпись, берёт мел и пишет ниже "И ты нас прости...". В класс влетают ребята, сначала останавливаются, читают, потом подходят к Даше, все говорят наперебой.
  
  Звучит музыка.
  Занавес.
  
  Конец.
  Клайпеда, 2013-12-18
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"