Асмет: другие произведения.

Об этногенезе евреев

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Продавай произведения на
Peклaмa
Оценка: 10.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Заметки по этногенезу еврейского народа

  Как считают историки, небольшая еврейская диаспора существовала еще до Вавилонского пленения ‑ в Египте. Когда персидский царь Кир разрешил пленникам вернуться на родину, большая их часть осталась на берегах Ефрата ,небольшая часть переселилась в различные места Средиземноморья. Иногда, в случаях неблагоприятной для внутреннего социально‑экономического положения Иудеи начиналась эмиграция из еврейского государства на другие территории. Например, активный исход евреев из Иудеи наблюдался в III в. до н.э. при владычестве Селевкидов.
  Иудея после вавилонского плена было крошечным государством: его численность не превышала 60‑70 тыс человек,и нет никаких свидетельств того, что все жители этого царства были ервереями. Оценка, приводимая в современных еврейских источнике, включает число вернувшихся из Вавилона ‑ 42 360 человек евреев плюс 1537 их рабов и певцов, а также небольшое количество тех евреев, которые оставались в стране в период вавилонского пленения. Но нет никаких оснований считать эту цифру достоверной. За время отсутствия евреев в Палестине на этих территориях поселились другие народы
  В начале первого тысячелетия нашей эры Иудея была небольшой провинцией Римской империи, численность населения которой была очень скромной даже по сравнению с временами, когда евреи в эпоху Первого храма жили в едином государстве Израиль. О географии распространения евреев во времена Иисуса Христа историки узнают от еврейского философа того времени Филона Александрийского,который мог сильно приукрасить этнографию собственного народа. В своем "Послании Гаю" Филон перечислял следующие места, где евреи обладали значительным влиянием(но отнюдь не были преобладающим этносом): Египет, Финикия, Сирия, Памфилия, Киликия, Беотия, Македония, Аттика, Этолия, Коринф и Пелопоннес. Также Евбея, Кипр, Крит,и земли за Ефратом.
  Новый Завет дает нам некоторое представление о географии еврейской диаспоры I века н.э. В книге Деяний Апостолов мы читаем: "В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Парфяне и Мидяне, и Еламиты и жители Месопотамии, Иудеи и Капподокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне". То есть в Иерусалиме в те времена кто только не жил.
  В результате устойчивых миграционных тенденций неуклонно менялась пропорция числа евреев, проживающих в Палестине и за ее пределами, в пользу второй группы. Вот что пишет по этому поводу Е. Ф. Глушков: "За последние три столетия старой эры в результате эмиграции иудеев из Палестины в Египте, Малой Азии, Греции, Италии, на территориях северного побережья Африки сложились многочисленные иудейские общины‑диаспоры, а относительная численность населения иудейской метрополии постепенно, но неуклонно сокращалась". То есть иудеи не только составляли большинства в Палестине, но еще и активно мигрировали из нее.
  Хотелось бы привести цитату историка Древнего мира Теодору Моммзену: "История иудейской страны была так же мало историей иудейского народа, как история папских владений была историей католицизма. Но жители Палестины составляли только часть, и не самую значительную часть иудейского народа. (Речь идет об эпохе эллинизма.) Иудейские общины ‑ вавилонские, сирийские, малоазиатские, египетские ‑ были значительнее палестинских. Эти последние не играли такой важной роли, какую играла во времена империи иудейская диаспора, которая была чрезвычайно своеобразным явлением".
  Еврейские общины, разбросанные по просторам Средиземноморского бассейна, Ближнего и Среднего Востока, представляли собой филиалы Иерусалимского храма ‑ материнской торгово‑финансовой корпорации. М. Журкин пишет об этой "корневой системе" Иерусалимского храма: "Храмовый комплекс Иерусалима, так же, как и храмы Вавилона, представлял собой что‑то вроде банка. Через многочисленные еврейские общины на Ближнем Востоке, бывшие одновременно, как бы его дочерними фирмами, храм вел торговые и финансовые операции".
  Со времен легендарного Моисея,и до начала 20 века иудеи в Палестине составляли небольшую группу местного населения,а прочих жителей в разные исторические эпохи именуют по разному : ханааняне, филистимляне,идумеи, гутии, халдеи, арамеи, самаритяне, и т. д. Конечно же представители этих народов ,особенно знать, могли принимать иудаизм, но она так же и могла и отказываться от иудаизма ,к примеру, как известно , после походов Александра Македонского население всего Ближнего Востока и Палестины в том числе подвергалось весьма эффективной эллинизации.
  Почему же сложилось устойчивое мнение,что Иудея, Израиль, Палестина это еврейские земли? А просто потому что современный человек,в соответствии со своими современными представлениями полагает так, что французские земли это те на которых живут французы, а немецкие там где живут немцы, значит и еврейские земли были заселены сплошь евреями. Однако это не так. Ведь историки точно знают, что в Киликийской Армении армяне не составляли большинства, или тоже самое в Тевтонском ордене немцы,или Греко-Бактрии греки. Оранжевая Республика и Трансвааль хотя и были бурскими государствами, но буры там отнюдь не были в большинстве.
  Безусловно группа евреев ,ведомых Моисеем, придя из Египта, где большая их часть жила в городах,представляли на землях тогдашней Палестине высококультурную по тем временам, но ограниченную общину, своего рода сословие, подобно немецким баронам в тевтонском ордене или бурам в Африке,о высокой культуре говорит то, что в течении долгих веков они не были ассимилированы местным населением ,как это произошло скажем с норманнами в северной Франции, которые в течении одного поколения ассимилировались в более развитом в культурном отношении субстрате. Хотя и язык на котором говорили евреи к первому веку нашей эры уже называют армейским, но религию и культуру евреи продолжали сохранять. Менее успешно конечно еврейский этнос (в основном знать)противостоял эллинизации и латинизации ,но к началу первого века нашей эры по всему Средиземноморью и Ближнему Востоку возникли иудейские общины, которые вовлекали в свои ряды новых адептов из местного населения,так возник новый народ в диаспоре,который утратил еврейский язык ,но сохранил в значительной мере культурные традиции древних евреев,а часто и южноевропеоидный антропологический тип жителей южного и восточного берегов Средиземного моря. Мы не только видим, что в концу 19 века в Палестине евреи составляют незначительную группу населения, но уже во времена крестовых походов среди основной массы мусульманского населения крестоносцы находят крупные христианские общины, а вот евреев, которых они активно избивали еще в Германии и Венгрии, в восточном Средиземноморье практически нет. Зато уже в 11-15 веках евреев много на Пиренеях. Таком образом современный еврейский народ, это народ возникший в диаспоре из местного этнических групп (возможно финикийского или берберского происхождения) и расселившейся иудейской общины Палестины которая у себя на родине никогда не составляла этно-культурного большинства, но долгие века была господствующей.
Оценка: 10.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) Т.Май "Светлая для тёмного 2"(Любовное фэнтези) В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "99 мир — 2. Север"(Боевая фантастика) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"