Асмолов Константин Валерианович: другие произведения.

Конструктор миров: основные черты/особенности мира фэнтези

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

🔔 Читайте новости без рекламы здесь
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:


   Определение мира фэнтези.
   Этот текст может считаться вводным к циклу "конструктора миров фэнтези", поскольку отвечает на достаточно важный вопрос: что представляет собой с точки зрения методологии то понятие фэнтези, работе над которыми будет в основном посвящен данный цикл статей.
   Дело в том, что мы будем отталкиваться не столько от определения мира фэнтези как "мира меча и магии", сколько от набора условий, при соблюдении большинства которых данный мир, описанный в книге писателя сеттинг созданный для игры в соответствующем жанре, попадает в нужную нам категорию.
   Понятно, что уровень насыщенности мира каждым из этих условий тоже может быть различен, однако в какой-то мере каждый из этих факторов присутствует почти всегда. И если в реальном мире значение этого параметра нередко стремится к нулю, то в мире Фэнтези, особенно сеттингах, сделанных под системы класса ДнД, оно явно стремится к максимуму и потому достаточно зримо.
  
   Псевдо - историчность
   Эту особенность стоит назвать не первой, а нулевой, поскольку именно она определяет внешний образ мира фэнтези, который обычно стилизован под "брендовое" Средневековье, на худой конец ренессанс, но уж точно до пороховой революции. Брендовое оно потому, что часто означает не реконструкцию истории, а активное использование тех образов, которые связывает с тем или иным историческим периодом массовый читатель: два наиболее частых штампа - рыцари непременно в полных доспехах и инквизиция, которая непременно массово жжет ведьм.
   Конечно, из правила есть исключения, и нередко весьма талантливые: - это и Андерсон ("Операция "Хаос"), Глен Кук ("Гаррет"), Тёртлдав ("Дело о свалке токсичных заклинаний"). Но эти произведения по сути остались единичными и не породили тенденцию продолжений, оказавшись по сути экспериментами постмодернизма.
  
   Героецентричность
   Одной из главных особенностей мира фэнтези, подстегиваемой как героикой означенного жанра, так и тем, что данный мир часто является сеттингом для той или иной ролевой игры, предполагающей понятие "экспы" как неотъемлемой части механики, является более тесная связь социальной активности его обитателя с его "духовным и физическим ростом".
   Условно говоря, в нашем мире пассионарное поведение, или, если угодно, "приключенство", которое можно описать как сознательный поиск неприятностей/ "приключений на свои вторые 90", социальную активность и влезание в конфликтные ситуации, чаще служит источником проблем, нежели источником интеллектуального или духовного опыта. В мире Фэнтези же обретенный за счет влезания в подобные проблемы опыт дает тебе возможности, которые постепенно возносят пассионария над средним жителем мира, который не имеет такой активной позиции. В результате, - человек, ведущий подобный образ жизни, действительно становится "быстрее, выше и сильнее", а в перспективе может превратиться в сверхчеловека, обладающего в сравнении с не-героем полубожественными возможностями и способностями.
   Наиболее явное отличие заключается в том факте, что "профессиональный герой" нередко обладает нечеловеческой живучестью. Универсального уравнителя "от полковника Кольта" в мире фэнтези нет и быть не может. Если в нашем мире(как и в реалистичных игровых системах) пуля в голову уравнивает всех, то в фэнтези вероятность убить великого героя одним ударом практически нулевая (разве что убивающий - тоже великий герой).
   ДНД с его ситуацией, когда воин двадцатого уровня благополучно переживает падение с небоскреба в горящую лаву, является крайним примером этого принципа, однако речь идет о том, что значение личности в истории значительно повышается. , вплоть до того, что группа высокоуровневых приключенцев может оказаться эквивалентной армии, а в некоторых случаев добивается цели со значительно меньшим количеством затрат и проблем, чем многочисленная армия, не состоящая из приключенцев.
   Более того, правила личностного роста как бы лежат к открытом доступе. Жителям мира фэнтези, как правило, известно, "как стать героем" и что нужно делать, чтобы стать крутым и обрести способности, которые с точки зрения среднего человека можно назвать нечеловеческими. При этом таких путей и связанных с ними социальных ролей вполне может быть несколько, и они могут как сочетаться, так и не сочетаться (путь воина, путь плута\трикстера, путь мага и тп). Понятно, что эти пути опасны и рискованны, но тем не менее, всем достоверно ведомо, что если стать магом или совершать подвиги, убивая эпических чудовищ, тебе Придет.
   Заметим, что это не только делает подобный род занятий более престижным (меняется отношение к потенциальным героям, в отличие от маргиналов, они являются социальными аутсайдерами, но аутсайдерами со знаком плюс), но и создает ситуацию, когда люди в значительно большей степени не равны между собой с точки зрения способностей и возможностей. Героецентричность откладывает отпечаток и на менталитет людей, ибо "приключенец - не рыцарь, хотя тоже совершает подвиги". Но мотив этих подвигов отличен от мотивов рыцаря ,так как, осознанно или нет, он совершает их не только ради воинской славы, чести или веры, но и ради "экспы" .
   Иной важный "психологический аспект героецентричности": существо со способностями титана/архимага/ древнего дракона не просто в состоянии изменить мир, сделав в одиночку то, для чего людям нужно государство и время, но и активно этим занимается. А это, как мне кажется, сильно меняет и психологию самого меняющего, и всех тех, которые знают, что если они будут "рано вставать и много работать", у них есть шанс стать такими же.
   Более того, один эпический герой или группа таковых в состоянии не просто обрести личную власть, но и неким образом радикально изменить законы мира. "Прокачка" не всегда ведет к обретению божественного статуса как такового, но, методологически, группу "настолько эпических" героев стоит рассматривать, скорее, как божеств олимпийского типа, нежели как людей. Они могущественны, человекоподобны, и сплошь и рядом имеют средства для того, чтобы, хотя бы на время боя, приблизиться к эффективной неузвимости. Даже смерть не становится для них необратимым препятствием: наличие заклинаний, позволяющих воскрешать мертвых, делают воскрешение вопросом определенных затрат, а соответствующие ресурсы у высокоуровневых героев имеются.
   Таким образом, история героев в мире высокого фэнтези - это история о проблемах мелких богов в мире, где существуют боги более крупные. Это важно, так как, поскольку мир фэнтези возник не вчера, и ситуация великих героев была для него характерна с момента основания, "основы мира" имеют хозяев, и "сын генерала не может стать маршалом, потому что у маршала тоже есть сын".Иными словами, безнаказанно развиваться в мире можно лишь до определенного предела.
   Эту "приватизированность основ мира" можно даже выделить в отдельный признак - если в нашем мире развитие или познание может быть неограниченным, то "гомеостатическое мироздание" мира фэнтези приводит к тому, что с определенного порога Силы мир начинает сопротивляться тебе, и желающие выйти за его рамки, превратившись в "великие маги по Перумову" воюют против его защитных систем.
   Конечно, существует редкий шанс найти "системный баг" и воспользоваться, но, как правило, применение такого "чит-кода" однократно, ибо с этого времени баг превращается в новый портфель/элемент мироздания и пройти тем же путем дважды нельзя.
  
   Нулевая героецентричность нехарактерна для сеттингов, так как любая РПГ предполагает развитие героя и то, что от них что-то зависит. Без героев (пусть не обязательно великих) нет Фэнтези. С методологической точки зрения размер этого параметра регулирует следующее:
  -- Соотношение героев и не-героев (процент одних относительно других). ДнД-шный мир, особенно третьередакционный, предполагает, что "уровни" набирают все, в то время как в иных системах для обретения героического статуса нужны или определенные предпосылки (как вариант - изначальное значение слова "герой": сын бога и смертной) либо вполне определенные сферы деятельности, будь то занятие магией или спасение мира от угрозы извне. В последнем случае мы получаем скорее АДД-шную модель, при которой даже воин 2-го уровня - закаленный в боях ветеран.
  -- Цену риска, каковая показывает, насколько равно на героя и не героя действует выстрел в голову, а также процент героев, "погибающих при исполнении служебного долга".
  -- Предел героичности как планку роста. Возможность "дорасти до бога" относится именно сюда.
  
   Магичность
   Фэнтези очень часто называют "миром меча и магии", и по мнению ряда авторов именно магия отличает фэнтези-мир от просто "альтернативной истории". Происхождение этой магии, ее распространенность и масштаб возможностей изменять мир при ее помощи, могут очень сильно варьироваться от мира к миру (вопросу о том, "а какая именно у нас магия", будет посвящен отдельный текст), однако даже в маломагичном мире жителям известна концептуальная идея возможности магии per se и существования сверхъестественных сил .
   Для нас важно именно то, что в мире присутствует практическая возможность подправлять ход событий, изменяя действующие и известные законы мира в пользу отдельно взятого индивида. Впрочем, отличие магического пути развития от технологического заключается в том, что речь идет о росте личного могущества: человек соединен со своей властью и носит её в себе. Более того, стать кастующим магом или священником обычно несложно и можно сказать, что данный путь саморазвития является для этого мира одним из вариантов мейнстрима.
   Волшебство при этом часто именно волшебство, объяснение которого не всякий пытается продумать - тем не менее важно то, что оно позиционируется не как гипервозможности человеческого разума (в этом основное методологическое отличие "магии" от "псионики") или некие утраченные древние технологии, которым просто еще не найдено научное объяснение. Это может быть "кастовалка" как наличие магии и института магов, а может и просто антураж, предполагающий наличие Чудес и Монстров. Ибо существование в мире данного параметра очень сильно меняет баланс между обыденностью и мистикой, которая, по выражению Битютня, "прямо-таки лезет в окна". Если в нашем мире магия присутствует на уровне недокументированных суеверий, чудеса происходили "не в нашей деревне", а драконы обитали " вгде-то там", на окраине карты, то в мире фэнтези ты можешь прочитать на карте "Здесь живут драконы" и приехав туда, можешь обнаружить, что они там живут: дракон есть проявление объективной реальности, вероятность натолкнуться на которого примерно равна шансу натолкнуться на тигра-людоеда в отдаленных джунглях.
   В рамках субъективного восприятия, которое встречается и в нашем мире, магическое воздействие работает в рамках общей культурной традиции, или, если угодно, в рамках общей веры. В мире фэнтези восприятие маги объективно, и молния, вызванная магом, - такая же реальность, как и молния, бьющая с неба - она поражает цель вне зависимости от того, верит жертва в магию или нет.
   Чтобы лучше понять, сравним отношение к магии/и мистической составляющей мира вообще в мире фэнтези и мире реальном, где в магию верили, но не пытались системно на нее полагаться. Короли приобретали чудесные предметы (чаша противоядия), но никогда не пытались их "проверить", осознанно наливая в нее яд, и ведя статистику итогов эксперимента. Феодал мог верить в существование драконов, но не пытался искать пещеру на предмет "договориться и приручить" либо, наоборот, создавать отряд профессиональных драконоборцев или "на всякий случай" оснащать свой замок аналогом ПВО ...
   Меж тем в мире фэнтези магичность является очень мощным фактором, меняющим структуру мира и оказывающим влиянием практически на все сферы области развития мира от технологии до социальной структуры общества, являясь неким набором инструментов, прямого аналога которым в нашем сознании нет. А это означает, что если в мире фэнтези есть магия в количестве достаточном чтобы изменять мир то некоторые вещи в нем уже станут нехарактерными для (псевдо-)Средневековья.
   Большинство автором миров или ролевых систем не до конца представляют себе масштаб мира, измененного магией, потому что далеко не всегда представляют себе полный спектр последствий существования в мире того или иного заклинания. К примеру, развитые заклинания по перемещению (как передаче мыслей/магических сообщений, так и собственно телепортации) не только создают в мире прецеденты "досрочной информационной революции", но и укрепляют административную систему, давая возможность представителям начальства мгновенно переместиться в любую точку пространства и разобраться на месте.
   Заклинания очарования, доминирования или подчинения также существенно меняют структуру общества, а если представить себе весь масштаб их воздействия на магических монстров, то речь может пойти и о совершенно ином технологическом цикле вплоть до плавания по морю на гигантских черепахах или копания тоннелей люто-кротом.
   Наличие в мире дивинационной магии, как гарантированного способа предвидеть будущее и получать ответы на вопросы ("яблочко-яблочко, покажи мне внутреннюю структуру атомного ядра") осуществляет колоссальный технологический прорыв и ускоряет научный поиск, практически нивелируя понятие эксперимента. С другой стороны, магический способ познания является некоторым препятствием для технического прогресса в том виде, в котором его знаем мы, так как постижение мира методом "научного тыка" и эксперимента оказывается возможным только там, где нет возможности спросить совета у Высших. Единственным препятствием является разве что сущность исследователя и ограничения его способа познания.
   Сие, кстати, уничтожает понятие философии в классическом смысле этого слова, поскольку основы мира становятся более познаваемы, и больше не являются предметом умозрительных дискуссий. С другой стороны косвенно повышается развитие логики, как умения задавать правильные вопросы (а также четко и грамотно формулировать заклинания истинного желания).
   Но это еще не самое главное. В мире с высоким уровнем магичности (пресловутый Ддшный) возникают структурные явления, вообще не имеющие аналогов в нашей реальности. В первую очередь - магически-ориентированное государство и магически-ориентированная экономика. Их постэффекты кардинально меняют облик мира, так как ситуация когда "заточенный под это" священник (подготовка которого занимает приемлемое время) может производить еду и питье в количестве достаточном, чтоб прокормить деревню, фактически уничтожает идею сельского хозяйства, ибо воспитать священника оказывается легче и выгоднее, чем поддерживать агротехнический цикл. Понятно, что в мире ДД это объясняет существование drow-ских мегаполисов и прочих вариантов больших городов в безбрежной пустыне, но оставляет открытым вопрос, почему кто-то до сих пор живет в деревнях .
   Магически-ориентированное Государство также может быть весьма непохожим на государства реального мира по механизму функционирования. Представим теократию, в которой Бог не просто курирует духовные вопросы, но и занимается всеми практическими. "Исполнительный контур" формируется не из людей, а держится на нем, а - люди лишь внешние устройства, одни из исполнительных механизмов, отличные только большим числом функций и трюков, которые они могут выполнять.
   Статус человека в данном государстве может быть аналогичен пеону из Варкрафта, который вдруг ощущает в голове божью волю и идет обрабатывать поле. Впрочем, в магически-ориентированном государстве пахать могут и человек и, зомби, и "возвысившийся" (апргрейженный друидами) бык.
   Самое интересное то, что классический миф фэнтези не имеет встроенных препятствий для естественного сползания мира в "магократию", вроде той, которая существовала на Дарк-Сане, где каждым из городов-государств правил маг запредельного уровня, чьи магические способности уже сделали из него сверхсущество.
  
  
   Анизотропность
   Частично мы уже коснулись этого фактора, отмечая разницу между героями и не-героями, - при наличии в мире таковых люди в значительно большей степени не равны между собой с точки зрения способностей и возможностей. .Однако здесь речь идет о большем. Если наш мир относительно изотропен, и в нем везде действуют одни и те же неизменяемые законы, то в мире фэнтези дело не только в том, что каждый "план" может иметь собственные правила, но и законы данного мира могут меняться при помощи, скажем, магии.
   Анизотропность мира фэнтези проявляется и в том, что человеческая раса там не является единственной, и, если по-хорошему, блок проблем, связанный со взаимодействием различных рас, гораздо более сложен и разнообразен, чем взаимодействие различных социокультурных сред. Ты живешь в определенном обществе, например, как человек в человеческом обществе, но это ничего не говорит тебе о том, как живут другие общества.
   Анизотропность ментальности в частности предполагает, что некоторые модели поведения, которые для человеческого общества кажутся неадекватными или даже противоестественными, вполне могут существовать. Образ дракона, целиком поглощенного сокровищами, и черного мага, желающего уничтожить мир "потому что" - не самые интересные примеры. Вещи поэкзотичнее, например: отсутствие погребального культа и отношение к трупам как к отходам. Т.е. у "чужаков" может быть логичное, но чуждое человеку поведение (см. цивилизацию "разумных горшков" из "Путешествий Тафа" Мартина).
   Нет и единого стандарта потребления - это связанно с тем, что в нашем мире радикальной разницы в потребительских стандартах все таки нет (в общем-то один и тот же набор необходимых еды, одежды и проч.), а в анизотропном мире эта разница стандартов может быть гораздо выше.
   Ещё одним следствием анизотропности мира является отсутствие распространенного у нас эгалитаризма: даже если вынести за скобки нестандартные расы, то при наличии в мире прирожденного таланта к магии люди оказываются не равны, так как в ситуации когда кто-то может пользоваться магией а кто-то нет, исключает принцип изначально равных возможностей для всех.
   И тем более невероятны для такого анизотропного мира "общечеловеческие" ценности, ибо собрать набор принципов, пригодный для всех рас/культур/цивилизаций невозможно. Разница намного больше и глубже, чем между христианами и племенем каннибалов. У других обществ может быть радикально другая логика, другой менталитет и другие ценности, другой социальный строй.
   К тому же в мире фэнтези человек может и НЕ являться вершиной эволюции или пребывать на вершине пищевой цепи. Здесь хватает существ, как созданных на базе человека и являющихся по отношению к нему своеобразным шагом вперед (вампиры, оборотни), так и занимающих промежуточную нишу между ним и животными (разумные животные и полуразумные гуманоиды типа кобольдов), так и меж ним и богом (ангелы, интеллектуальные драконы и тп).
   Понятно, что мало кто из авторов всерьез заморачивался иной логикой или ксенопсихологией в приложении к расам из "стандартного списка" (тема рас с экзотической ментальностью больше прорабатывалась в научной фантастике, мои рассуждения об эльфийском менталитете или отличии психологии ракаста скорее исключение), предпочитая делать из эльфов "кельтов с острыми ушами". Однако иным разумом обладают и прочие многочисленные разумные твари мира фэнтези, - начиная от драконов и кончая нежитью или демонами. Это значит, что в любом случае люди мира фэнтези взаимодействуют с чужим разумом не с философской, а с практической точки зрения.
   Низкая анизотропность характерна для попыток описать мир максимально приближенный к историческим реалиям, но сами законы фэнтези предполагают как минимум наличие магии, что уже отличает наш мир от сеттинга фэнтези достаточно радикально. Высокая анизотропность часто бывает характерна для миров, авторы которых очень хотят, чтобы у них непременно были и нежить, и демоны, и драконы... насколько мир при этом похож на лоскутное одеяло, - отдельный разговор, имеющий отношение скорее к сеттингостроению.
  
   В определенной мере характеристикой мира фэнтези можно назвать метафизичность. Понятия Добра, Зла или Судьбы в данном мире - не умозрительные/этические понятия, а явление, за которыми стоит реальность.
   Из этого опять-таки проистекает ряд следствий, - не только иное отношение к добру и злу. В первую очередь, это наличие существ, априори предрасположенных к тому или иному аспекту. Иными словами, есть явления типа "Добро/Сила/Зло.. с паспортом", аналога которым у нас нет совсем, ибо мы привыкли, что в нашем изотропном мире Добро-Зло воспринимаются исключительно как этические понятия.
   Предрасположенность же подразумевают определенную несвободу воли и мысли. Т.е. в менталитет "предрасположенных" существ вшито нечто большее, чем просто этический кодекс. И если достоверно известно то что "эльфы никогда, ни при каких условиях НЕ бывают некромантами", то они действительно не бывают некромантами, ибо НИ ОДНОМУ эльфу ВООБЩЕ никогда не придет в голову ТАКОЕ. Точно также, если речь идет о стереотипичной модели, не возможен орк-пацифист или орк-альтруист. Гоблиноид может быть благородным варваром а-ля Конан, но такие МОДЕЛИ поведения, как абстрактный гуманизм, для него недоступны. Совсем.
   Малый уровень метафизичности встречается в героической или эпической фэнтези не так часто, ибо предполагает, что "у каждого своя правда". Светлые и темные разных авторов, выглядящие скорее как светло-темные и темно-темные, иллюстрируют этот уровень данного параметра, в то время как чем выше "чернобелость" мира, тем больше и его метафизичность.
  
  
   Важное приложение, или о том, почему фэнтези так популярно
   Во всем этом многообразии вариантов мы рассматриваем то, что можно назвать мейнстримом героического фэнтези и делаем это потому что нам он интересен более чем иные. Остальных жанров мы касаемся постольку поскольку, ибо именно в фэнтези-мейнстриме указанные выше параметры стремятся к максимуму в отличие от "нашего реального", где они скорее стремятся к нулю.
   Почему менйстрим привлекателен читателю? Все просто - он собран из факторов, каждый из которых гладит человека по шерсти.
   Историчность? Основное - тоска по старому доброму времени, как мы себе его видим.Выросшим под прессингом гигантских государств, в мире не имеющем границ потому что земля исчерпана, и фронтира нет, психологически привлекателен мир, в котором фронтир бесконечен, а государство в основном занимается своим выживанием а не доминированием граждан. (если оно им таки занимается - оно обычно "темное" и РС скорее противостоят ему, чем его защищают).
   Героецентричность? Каждому хочется почувствовать себя тем, от кого зависит судьба мира. Основная мечта ребенка или эскаписта, возможность хотя бы отождествить себя с героем с большой буквы.
   Анизотропность? Ее проявление - ожидание чуда людьми мира, где гармония давно поверена алгеброй и все сосчитано, взвешено и разделено.
   Метафизичность - протест против размытых ценностей, желание мира, где добро это Добро а зло это Зло.. И наличие в жизни правильного смысла, точнее - желание того чтоб в жизни был правильный и хороший смысл.
   Магичность? Это отличная от реалии концепция личных возможностей, в рамках которой сила принадлежит тебе и только тебе. Можно менять мир самому, силой одних своих сверхспособностей не привлекая внешние ресурсы и не созывая ООН.
  
   Древнеиндийская концепция накопления заслуг и тапаса является наиболее близкая к игротехническому понятию экспы. Там аскет может десять лет стоять на одной ноге, после чего может накопить столько заслуг, что становится существом иного порядка и способен изменить мир.
   Если брать конкретику некоторых систем, то боги, собственно, являются типичными героями, и разница здесь лишь количественная.
   Грубо говоря, бог смерти Векна - изначально первый в мире лич, открывший потенциал несмерти, бог доблести Хейрониус - первый паладин, получивший окончательное возвышение.
   "Действующие и известные" упомянуты не случайно. Вполне можно допустить ситуацию, когда в посттехнологическом обществе достижения техники будет восприниматься как магия. Разница между пистолетом и магической палкой-стрелялкой будет очень невелика.
   Не случайно в ряде систем, посвященных "альтернативному настоящему", магия была очень сильно привязана к вере в нее, и человек, считавший магию чушью (а таких большинство), был иммунен к магическому воздействию - как негативному, так и позитивному. Тот, кто хотел пользваться магией, автоматически становился и уязвимым для нее же.
   ДНД достаточно сильно страдает этим пороком, поскольку ее "методологическая база" была во многом рассчитана не на действия партии приключенцев в "открытом мире", а исключительно на "подземелья с драконами", или, если угодно, "чудовища и сокровища". То есть, лазания по подземельям, в поисках сокровищ и уничтожением чудовищ, их охраняющих. То, как существование этих чудовищ, сокровищ и подземелий отражается на мире, в который они включены, конструкторов миров это не волновало, и не входило в их задачи.
   При этом хочется обратить внимание, что, как правило, речь идет об эзотерическом способе познания мира, и мага можно сравнить с ученым, который постоянно таскает с собой атомную бомбу, гигантскую лабораторию, совершенно незаметную постороннему взгляду.
   Одно из отличий нашего мира в том что у нас нет разделения на особых и неособых людей от рождения. Специально выведенную боевую особь из человека не сделать, и различия меж сильными и слабыми недостаточно для создания системы, построенной по функциональному "принципу термитника".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   5
  
  
  
  

Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"