Христианский век в Японии (1549-1650). Перевод книги Ч.Р. Боксера. Глава 2. Япония глазами иезуитов
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Глава II
Япония глазами иезуитов
Земля обетованная, представшая перед горящими глазами Ксаверия в августе 1549 г., была, как он очень скоро убедился, страной распрей и смут. Лишь сама Сацума не была тогда затронута гражданскими войнами, но в этом отношении она была почти уникальной среди шестидесяти шести провинций, на которые условно разделялась Япония. Несмотря на это, клан Симадзу периодически вел боевые действия со своими соседями, и хаотическая феодальная анархия, которая царила на всей остальной части Кюсю, была просто отражением того положения дел, что существовало на других главных островах - Хонсю и Сикоку. С момента краха вначале имперской власти (осуществлявшейся через посредство рода Фудзивара), а затем и сёгуната Минамото (1200 г.), провинциальные военачальники боролись между собой за господство в запутанной серии постоянно меняющихся ситуационных военных союзов. Эти постоянные междоусобные войны прекращались лишь на короткие промежутки времени при более сильных регентах Ходзё или сёгунах Асикага, как тогда, когда весь народ объединился, чтобы отразить монгольские нашествия 1276-1281 гг., но во время ее открытия португальцами Япония была в буквальном смысле слова Сэнгоку или Воюющая страна . В этот период завершился переход от патрицианского к феодальному социальному и экономическому порядку, начавшийся в эпоху сёгуната Камакура. Именно в эти годы сложились воинственные наклонности, военная каста и так называемый кодекс воина, известный нам как Бусидо (Sansom.)
Что касается иезуитов и пропаганды ими христианства, это хаотическое состояние страны имело свои преимущества и недостатки. С одной стороны оно означало, что миссионеры не зависели от милости сильного центрального правительства, которое могло эффективно принять решение об их изгнании, как в Китае; если один даймё проявлял враждебность к их проповеди, они были вполне уверены в том, что найдут дружественный прием у его соседей, и когда их изгоняли из одного феодального владения, они могли перебраться в другое. С другой стороны, отсутствие политической и административной стабильности, вызванное калейдоскопически меняющимися превратностями судьбы отдельных феодалов в междоусобных войнах, подвергало их учреждения опасности уничтожения всего за одну ночь, если область, где они трудились, была захвачена вражескими войсками. Существовал, однако, поразительный факт, о котором они сами свидетельствуют, что не было ни одного зарегистрированного случая гибели европейского иезуита во время этих внутренних распрей, хотя им часто угрожали и иногда подвергали жестокому обращению!
Император в Киото все еще в значительной степени сохранял свой прежний моральный престиж, но не имел и тени светской власти. Миссионеры обычно называли его даири