Аспар : другие произведения.

Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма "хазарского периода". Глава 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Глава II

КРЫМ НАКАНУНЕ "ХАЗАРСКОГО ПЕРИОДА"

  
   Известно, что процесс создания Восточно-Римской, или Византий­ской, империи был довольно длительным. Он начался в 324-330 гг., ког­да Константин Великий основал новую столицу Римской империи на ев­ропейском берегу Босфора, и завершился в 395 г.. после смерти после­днего императора единой державы -- Феодосия I -- и раздела государства между его сыновьями на две части.
   В Крыму последнее событие практически совпало с приходом в конце IV в. гуннских племен и заселением ими степей и восточной части полу­острова1. Столица Боспорского царства и поселения европейского Боспора не пострадали от этого нашествия, здесь продолжало существовать государство и править местная династия2. Вероятно, его правители, нахо­дившиеся в гуннском окружении, состояли с Византией в союзнических или вассальных отношениях3.
   Горный Крым населяли готы и аланы, пришедшие сюда под натиском гуннов4.
   У Восточно-Римской империи на полуострове оставался один опор­ный пункт -- Херсон. Правда, по вопросу, входил ли город официально в состав империи или находился с ней в союзнических отношениях, среди исследователей существуют различные мнения5. Нет окончательной яс­ности о статусе города и в конце V в. Одни авторы считают, что в период правления императора Зинона (474-491) город все же стал управляться византийской администрацией6, другие с этим положением не согласны, определяя Херсон как "формально независимый" от империи7.
   Византийское влияние на полуострове сказалось и на увеличении здесь последователей христианской религии.
   Вероятно, первые христиане появляются на Боспоре и в Херсоне не ранее конца III -- начала IV в.8. В течение IV в. там создаются христиан­ские общины, которые постепенно, особенно с конца IV -- начала V в. становятся все более многочисленными. Хотя о полной победе христи­анства можно говорить только по отношению к VI в.9.
   Источники не сохранили сведений о существовании боспорской агио­графической традиции10. Иная ситуация сложилась в Херсоне. Здесь про­слеживаются три независимые друг от друга версии проникновения хри­стианства в Херсонес и. соответственно. Крым.
   Первая, "римская", связана с именем св. Климента. Согласно ей. тре­тий римский епископ Климент в 94 г. за пропаганду христианства был со-
   -30-
   слан императором Траяном в окрестности Херсонеса. Здесь он ежеднев­но крестил по 500 человек и основал 75 церквей. За это он был подверг­нут мученической смерти: вывезен в море, привязан к якорю и утоплен. Эту традицию хорошо знал создатель славянской азбуки Константин Фи­лософ, в монашестве Кирилл, который, как известно, во время своей "ха­зарской миссии" нашел "останки святого" и затем перевез их в Рим.
   Другая линия, вероятно имевшая константинопольские корни, связана с апостольской деятельностью Андрея Первозванного. О ней сообщает автор сочинения "О житии, деяниях и кончине святого и всепохвального первозванного апостола Андрея" монах Епифаний, побывавший в Крыму между 815 и 820 гг.11: "...апостол пришел в Воспор, находящийся по ту сторону Понта, город, до которого и мы достигали. Жители его. увидев чудеса, которые творил Андрей, скоро оказали послушание, как они сами нам рассказывали. ...Из Воспора Андрей прибыл в Февдесию (Феодо­сию), город многолюдный и образованный... Уверовали здесь немногие. Оставив их, апостол отправился в Херсон, как (жители Херсона) нам рас­сказали. ...Андрей, пробыв у них довольно дней, воротился в Боспор и, нашедши корабль херсонский, приплыл в Синоп"12.
   Вероятнее всего, сообщения о пребывании в Херсоне апостола Анд­рея и папы Климента не имеют исторических оснований13.
   И третья, составленная в Херсоне или по заданию городских цер­ковных иерархов, выводит корни местного христианства из Иерусали­ма. Она отражена в так называемых "Житиях св. епископов Херсон­ских"14. Согласно источнику, в 299 г. иерусалимский епископ Гермон направил епископа Василия в Херсон для проповеди христианства. Несмотря на определенные успехи, Василий был убит язычниками. Вскоре иерусалимский иерарх вновь посылает в город миссионеров: Евгения, Агафодора и Елпидия. Но и они пали от рук язычников и иуде­ев15. Следующим проповедником был Эферий. Наконец, в 325 г. Кон­стантин Великий направляет в Херсон 500 воинов для сопровождения нового епископа -- Капитона. Последний при помощи совершенных им чудес (вошел в горящую печь и остался невредимым) и византий­ских солдат окончательно приобщил жителей города к христианству. В свете современных научных представлений данные события имеют под собой определенную историческую основу и датируются второй четвертью -- концом IV в.16.
   Отметим, что все три традиции были хорошо известны и сосущество­вали в Херсоне по крайней мере в первой половине -- середине IX в. Поэтому выглядит странным, что ни в один из списков о деяниях херсон­ских епископов не попали сведения об их более знаменитых предшествен­никах. Возможно, это можно объяснить тем, что все традиции оконча­тельно сформировались приблизительно в одно, вероятно иконоборчес­кое, время и разрабатывали их сторонники различных политических направлений. Поэтому в итоге единая легендарная традиция христианиза­ции Херсона так и не была выработана17.
   -31-
   Крайне важным периодом, во многом определившим дальнейшее ис­торическое развитие Крымского полуострова, является VI в. Он прошел под знаком укрепления и дальнейшего распространения здесь византий­ского влияния. Пожалуй, никогда более власть Константинополя не рас­пространялась настолько в глубь полуострова и не была такой сильной.
   Согласно замечанию Прокопия Кесарийского, содержащемуся в его про­изведении "Война с персами" (кн. 1, раздел XII), Боспор был присоединен к империи в период правления Юстина I (518-527). Однако или это про­изошло на очень короткий период, или данный отрывок не совсем верно отражает реальную ситуацию18. По крайней мере, в начальный период прав­ления Юстиниана I городом снова владели гунны. Окончательно в лоне империи Боспор оказался уже при Юстиниане I, и связано это было с исто­рией местного гуннского правителя Грода, или Горда, отраженной в не­скольких византийских источниках (Феофан, Малала, Псевдо-Дионисий, Иоанн Никиусский, Михаил Сириец, Кедрин). Данный правитель, вероятно, под влиянием византийских эмиссаров решил стать христианином. Он при­был в Константинополь, где был с почетом принят императором. Разуме­ется, приняв новую религию, Грод стал вассалом империи. В его владениях были размешены византийские гарнизоны, а местное население стали спеш­но христианизировать. Не желавшие мириться с насаждением новой рели­гии и, надо думать, с византийским присутствием, гунны организовали за­говор, убили Грода, напали на Боспор и перебили византийский гарнизон. В ответ Юстиниан I отправил на берега Боспора Киммерийского каратель­ную экспедицию, которая изгнала гуннов и включила Боспор в состав им­перии ромеев. Произошло это между 527 и 534 гг.19.
   О масштабах деятельности администрации Юстиниана I в Крыму Про-копий Кесарийский сообщает в трактате "О постройках" (кн. 3. раздел VII).
   Он пишет, что император вернул под власть империи Боспор, укрепив и восстановив оборонительную систему города. Причем для укрепления центральной власти на Боспоре был размещен гарнизон, состоящий из готов-федератов20. Одновременно византийская власть распространилась на земли и на восточной стороне современного Керченского пролива21.
   Боспор в эпоху Юстиниана I продолжал оставаться важным морским портом, а Керченский пролив -- оживленной морской артерией.
   Другой крупный город -- Херсон -- в это время становится форпостом империи на полуострове. Согласно Прокопию, здесь были восстановлены или реконструированы все важнейшие объекты его оборонительной сис­темы. Это подтверждают и результаты многолетних археологических ис­следований22. В период правления преемника Юстиниана I -- Юстина II (545-578) -- здесь разместился дукс, то есть командир всех византий­ских войск в Крыму, выполнявший, возможно, и роль гражданского прави­теля византийских владений в Таврике23.
   Экономика Херсона находилась на подъеме. Здесь процветали произ­водство строительных материалов, кораблестроение, гончарное ремесло, сельское хозяйство, торговля24.
   -32-
   В период правления Юстиниана I и его ближайших преемников в горо­де началось широкомасштабное церковное строительство, отражением которого стало появление ряда крупных базилик25.
   При Юстиниане I под властью Византии находился и южный берег Кры­ма. Из упомянутого сочинения Прокопия мы знаем, что здесь были со­оружены две крепости: Алуста и в Горзубитах, вероятно на территории со­временных Алушты и Гурзуфа26. Появление византийских укреплений на южном берегу полуострова означало, с одной стороны, что империей пол­ностью контролировался морской путь из Херсона в Боспор, а с другой стороны, она установила надзор за всем побережьем. Очевидно, с появ­лением упомянутых крепостей была восстановлена римская система кон­троля за крымским побережьем и каботажным плаванием.
   Из сочинения Прокопия мы также узнаем о сооружении Юстинианом так называемых "длинных стен" для защиты страны Дори, "где с давних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направляв­шимся в Италию... Сама область Дори лежит на возвышенности, но она не камениста и не суха, напротив, земля очень хороша и приносит самые лучшие плоды"27. Где находилась эта загадочная страна -- вопрос дис­куссионный. Учеными высказывались различные версии как локализации Дори, так и "длинных стен". Страну помещали на южном берегу Крыма28, в Юго-Западном Крыму29, одновременно Юго-Западном и Южном Кры­му30, на плато горы Мангуп31, в долине реки Черной, в районе современ­ного Инкермана32, на высокогорных равнинах Главной гряды Крымских гор33. С "длинными стенами" ассоциировали и остатки каменных стен на перевалах Главной гряды34, и "пещерные города"35.
   В настоящий момент большинство исследователей склоняется к мысли, что страна Дори -- это территория, которая впоследствии стала назы­ваться Готией или Климатами, то есть горный Юго-Западный Крым, а воз­можно, и часть Южного, а "длинные стены" -- реально существовавшие оборонительные сооружения, перекрывавшие наиболее легкодоступные ущелья Юго-Западной Таврики. Они препятствовали проникновению круп­ных военных отрядов кочевников из степей в глубь Дори и к Херсону. Один из таких фортификационных узлов был выявлен в первой половине 80-х гг. в ходе археологических работ, проводившихся в балке Каралез под Мангупом36. Некоторые исследователи отмечают следы подобных укреплений и в других местах37.
   Однако были ли "длинные стены" надежным укреплением? Учитывая об­становку того времени, когда политическая ситуация в Крыму была отно­сительно стабильной и набеги кочевников, по всей видимости, не были на­правлены на завоевание земель, они представляли вполне приемлемую обо­ронительную систему. Но при целенаправленном наступлении противника-- стоило ему прорвать такую линейную оборону в одном месте -- она теряла свое значение. Поэтому с изменением политической обстановки с начала последней четверти VI в. византийским наместникам приходится укреплять систему защиты своих владений на полуострове.
   -33-
   Это время характеризуется периодом кризиса империи. Огромные фи­нансовые затруднения, военные неудачи выразились в потере практически всего, что было завоевано при Юстиниане I, усилился нажим на границы38.
   Не обошел стороной этот процесс и Крым. Сюда вплотную подступа­ют военные отряды тюрок. В 576 г. они разграбили Боспор. а в 581 г. оказались у стен Херсона, правда, взять город не смогли. В том же году, после смерти кагана Арсилы, их государство распалось, тюрки были вы­нуждены уйти из Крыма, и здесь восстанавливается византийская власть34. От вторжений тюрок пострадали Боспор и его округа, в Юго-Западном Крыму разрушений, связанных с их походом, не выявлено.
   Появление новой опасности поставило византийские власти перед не­обходимостью модернизации системы обороны в Крыму, и в первую оче­редь Херсона. При Юстине II в городе сооружается еще одна оборони­тельная стена или башня40. Но этого было явно недостаточно. Нужно было укрепить и дальние подступы -- территорию Дори. В конце правления Юстиниана I. по мнению А. Г. Герцена, начинается сооружение крепости в столице Дори -- Доросе (на плато современной горы Мангуп)41. Вскоре после этого Византия продолжает осваивать дальнюю округу Херсона путем строительства опорных пунктов. Пик этого строительства, вероят­но, приходится на правление Маврикия (582-602). когда стало возмож­ным, освободившись от персидской опасности, обратить внимание на за­падные и северные регионы. О деятельности Маврикия в Крыму извест­но из надписи 590 г., найденной на Боспоре (Тамань). Согласно ей. византийскими владениями на полуострове управлял дука Херсона -- Евпатерий. который, вероятно, восстановил на Боспоре византийское прав­ление и возобновил "кесарское здание"42. Возможно, в этот период или близкое время происходит сооружение в горной Юго-Западной Таврике крупных крепостей: Эски-Кермена43, Чуфут-Кале44. а также более мел­ких опорных пунктов -- Баклы45, Тепе-Кермена46. Каламиты47.
   Вероятно, на всех новых крепостях для вовлечения местного населе­ния в лоно христианства, а следовательно, для более тесной "привязки" к империи, возводились храмы.
   Раннесредневековые базилики известны на Мангупе48 и Эски-Керме-не49 (отметим, что существует мнение об их более позднем происхожде­нии50). С большой долей вероятности существование христианских хра­мов можно предполагать на Чуфут-Кале51 и, возможно, на других визан­тийских крепостях.
   О влиянии христианства на местное население свидетельствуют дан­ные изучения погребального обряда. В могильниках этого времени хоть и производят захоронения по языческому обряду -- в склепах, но уже широко распространяются различные христианские символы на перстнях и амулетах, а над могилами устанавливают христианские надгробия52,
   В VII в. Византийская империя переживает кризис.
   Об истории Крыма этого времени сохранилось мало письменных источников.
   -34-
   Наиболее интересными являются написанные в 655 г. письма папы рим­ского Мартина I из Херсона, где он находился в ссылке, своим соратни­кам в Константинополь.
   В сентябре 654 г. Мартин I, ревностный сторонник православия, был осужден господствовавшими тогда в Константинополе монофелитами как политический преступник и приговорен к смертной казни. Позднее казнь была заменена ссылкой в далекий Херсон, где Мартин I и скончался 11 сен­тября 655 г.53.
   Ряд пассажей, содержащихся в письмах, повествует о ситуации в Крыму.
   ".. .Голод и нужда в этой земле таковы, что хлеб в ней только упомина­ется по названию, однако его совсем не видят. Поэтому, если нам не при­шлют содержания из этой страны или из области Понта, жить здесь мы вовсе не сможем. ...Ведь в этой стране невозможно ни за какую цену най­ти... хотя бы умеренное пропитание"54. "Ведь те, кто обитает в этой облас­ти, все являются язычниками и языческие нравы восприняли те, которые известны как живущие здесь; они не имеют совершенно никакой человеч­ности, кою природа людей, даже среди самих варваров постоянно обнару­живает... если бы не с суденышек, которые приходят из пределов Романии... не смог бы я купить хлеба, происходящего из этой страны"55.
   В историографии нет однозначного толкования сообщений Мартина. Одни исследователи считают, что слова папы Мартина надо понимать бук­вально, и. следовательно, экономика Херсона и. соответственно, Крыма находилась в глубоком упадке56. Другие же отмечают, что содержание писем несет значительный налет субъективности, тем более что они напи­саны старым, больным человеком, попавшим в опалу. Из этого следует вывод, подкрепленный и археологическими данными, что в VII в. Херсон хоть и находился в некотором упадке, все же продолжал оставаться значи­мым городским центром57.
  

Примечания

   1 Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. --- С. 77.
   2 Сазанов А. В. Города и поселения Северного Причерноморья ранневизантийского зремени: Автореф. дис. ... докт. ист. наук. -- М.. 1999. -- С. 21-30.
   3 Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. -- С. 77-80; Виноградов Ю. Г. Позднеантичный Боспор и ранняя Византия // ВДИ. -- 1998. -- N 1; Зубарь В, М., Хворостяный А. И. От язычества к христианству, -- К.. 2000. -- С. 35-36.
   4 Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. -- С. 82; Храпунов И. Н. Древняя история Крыма. -- С. 168.
   5 Айбабин А И Этическая история ранневизантийского Крыма. -- С. 88; Зубарь В. М., Хворостяный А. И. От язычества к христианству. -- С. 24-35; Храпунов Н. И. Политическая история, государственное и административное устройство Херсонеса в конце IV-VI в.// Херсонес Таврический в середине I в. до н. э. -- VI в. н. э. Очерки истории и культуры. -- Чарьков, 2004. -- С. 520-525.
   6 Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. -- С. 88.
   7 Зубарь В. М., Хворостяный А. И. От язычества к христианству. -- С. 26-28;
   -35-
   Храпунов Н. И. Политическая история, государственное и административное устрой­ство Херсонеса в конце IV-VI в. -- С. 526-530.
   8 Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. -- С. 46-47, 52; Зубарь В. М, Хворостяный А. И. От язычества к христианству. -- С. 136; Завадська I. А. Християнство в ранньовiзантському Херсонесi. Автореф. ... канд. iст. наук. -- К., 2000.-- С 13; Зубарь В. М, Зинько В. Н. Боспор Киммерийский в антич­ную эпоху. -- Симферополь-Керчь, 2006.-- С. 240-241.
   9 Зубарь В. М, Хворостяный А. И. От язычества к христианству. -- С. 136-137; Зубарь В. М. Проникновение и утверждение христианства // Херсонес Таврический в середине 1 в. до н. э. -- VI в н. э. -- Харьков, 2003.-- С. 627. О начальном этапе христи­анизации Крыма см. также: Диатропов П. Д. Распространение христианства в Северном Причерноморье: Автореф. дис. ... канд. ист. наук., -- М., 1988; Мещеряков В. Ф. О времени появления христианства в Херсонесе Таврическом // Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. -- Л., 1978; Заводская И. А. Христианизация ранневизантий­ского Херсонеса (IV-VI вв.) // МАИЭТ. -- Симферополь, 2003. -- Вып. X; Зинько Е. А. Некоторые особенности религиозной жизни на Боспоре в период христианизации II Бос­пор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Этнические процессы. -- Керчь, 2004; и др.
   10 Намеки на начало формирования боспорской агиографической традиции содержатся в произведении Епифания. Епифаний сообщает о проповеди здесь апостола Андрея и указыва­ет на присутствие ковчега с мощами апостола Симона (Васильевский В. Г. Хождение апосто­ла Андрея в стране Мирмидоян // Труды. -- СПб., 1909. -- Т. 2. -- Вып. 1. -- С. 268). Этот же автор сообщает, что Симон на Боспоре не был. Вероятно, культ Симона пришел на Бос­пор из Никопсиса Зихийского, где, по словам Епифания, находилась гробница с именем Симона (там же). Как известно, Боспор входил в состав Зихийской епархии с центром в Никопсисе. (См. подр.: Науменко В. Е. К вопросу о церковно-административном устрой­стве Таврики в VIII-IХ вв. // АДСВ. -- Екатеринбург, 2003. -- Вып. 34. -- С. 132-133.) Вероятно, окончательно боспорская агиографическая традиция так и не была сформирована.
   11 Могаричев Ю. М. К вопросу о политической ситуации в Таврике в середине IX в. -- С. 48-49; К вопросу о раннесредневековых иудейских общинах в Крыму // Херсонесский сборник. -- Севастополь, 2003. -- Вып. XII. -- С. 289; Крымская агио­графия как отражение изменений в церковной структуре Таврики иконоборческого периода (к постановке проблемы). -- С. 371.
   12 Васильевский В. Г. Хождение апостола Андрея в стране Мирмидоян. -- С. 268.
   13 Зубарь В. М., Хворостяный А. И, От язычества к христианству. -- С. 54-55.
   14 Латышев В. В. Жития св. епископов херсонских. Исследования и тексты. -- СПб., 1906.
   15 Источник указывает на присутствие евреев в числе жителей Херсона. Впрочем, их роль в противодействии христианам могла быть преувеличена, что подразумевал еще В. В. Латышев (Жития св. епископов херсонских.-- С. 8-9). Наличие иудеев среди противников новой религии было традиционным сюжетом подобных произведе­ний, особенно с конца VI в., когда в византийской литературе стал особенно популяр­ным жанр -- полемика с иудеями. Наивысший пик его приходится на иконоборческий период (Успенский Ф. И. История Византийской империи. -- С. 572). Косвенным под­тверждением сказанному может служить упоминание евреев различными списками в разных эпизодах. Если эллины фигурируют в качестве главных врагов первых еписко­пов во всех версиях, то создается впечатление, что иудеи авторами различных спис­ков в текст были включены произвольно, скорее как дань жанру. Это прослеживается и археологически. На настоящий момент в Херсонесе открыты остатки одной синаго­ги, двух плит с изображением иудейских символов и ряда других немногочисленных предметов. Это вряд ли может являться свидетельством значительного процента иудей­ского населения среди херсонитов (см.: Могаричев Ю. М. К вопросу о раннесредне­вековых иудейских общинах в Крыму. -- С. 288).
   -36-
   16 Цукерман К. Епископы и гарнизоны Херсона в IV веке // МАИЭТ. -- Симферо­поль, 1994. --Т. IV.
   17 Подробнее см.: Могаричев Ю. М. Крымская агиография как отражение измене­ний в церковной структуре Таврики иконоборческого периода. -- С. 271-273.
   18 Храпунов Н. И. О взаимоотношениях Боспора и Византии при Юстиниане 1 // Боспор Киммерийский. Понт и варварский мир в период античности и средневековья. -- Керчь, 2002.
   19 Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. -- С. 94-95; Болгов Я Я Боспор Византийский: очерки истории // Проблемы истории, филологии, культуры. -- М.-Магнитогорск, 1998. -- Вып. VI. -- С. 116; Сазанов А. В. Боспор у ранньовiзантiйський час // Археологiя. -- 1991. -- N 2. -- С. 20-21.
   20 Айбабин А. И. Хронология могильников Крыма позднеримского и раннесредне-векового времени // МАИЭТ. -- Симферополь, 1990. -- Вып. 1. -- С. 68; Этническая история ранневизантийского Крыма. -- С. 100.
   21 Станов А. В. Боспор у ранньовiзантiйський час. -- С. 25; Города и поселения Северного Причерноморья ранневизантийского времени. -- С. 33-35; Болгов Н. Н. Боспор Византийский: очерки истории. -- С. 117-118.
   22 Антонова И. А. К вопросу о хронологии оборонительного строительства в средневе­ковом Херсонесе // АДСВ. -- 1976. -- N 13: Рост территории Херсонеса II Византия и сопредельный мир. -- АДСВ. -- 1990; Юго-восточный участок оборонительных стен Хер­сонеса // Херсонесский сборник. -- Севастополь. 1996. -- Вып. VII; Романчук А. И. Очер­ки истории и археологии византийского Херсона. -- Екатеринбург, 2000. -- С. 50-54.
   23 Соломоник Э. И. Несколько новых греческих надписей средневекового Крыма // ВВ. -- 1986. -- Т. 47. -- С. 213-214; Зубарь В. М., Сорочан С. Б. О положении Херсона в конце V--VI в.: политический и экономический аспекты // Херсонесский сборник. -- Севастополь. 1998. -- Вып. IX. -- С. 123-124; Сорочан С. Б. Раннесредневековый Хер­сон и "призраки самоуправления" // Херсонесский сборник. -- Севастополь, 2003. -- Вып. XII. -- С. 308; Храпунов И. И. Политическая история, государственное и админи­стративное устройство Херсонеса в конце IV-VI в. -- С. 533-534.
   24 Романчук А. И. Очерки истории и археологии византийского Херсона. -- С. 86-130: Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. -- Харьков, 2000.-- С 151-156.
   25 Романчук А. И. Очерки истории и археологии византийского Херсона. -- С. 60--85, 222-234; Заводская И. А. Хронология памятников раннесредневековой христианской архи­тектуры Херсонеса // МАИЭТ. --Симферополь. 2000. -- Вып. 7; О происхождении христи­анской архитектуры ранневизантийского Херсонеса // МАИЭТ. -- Симферополь, 2001. -- Вып. 8; Завадська I. А. Християнство в ранньовiзантському Херсонесi. -- С. 8-15.
   26 Домбровский О. И. Средневековые поселения и "исары" Крымского Южнобере-жья // Феодальная Таврика. -- К., 1974. -- С. 9-13; Мыц В. Л. Ранний этап строитель­ства крепости Алустон // ВВ. -- 1997. -- N 57(82).
   27 Цит. по: Прокопай Кесарийский. О постройках. -- С. 349-350.
   28 Соломоник Э. И., Домбровский О. И. О локализации страны Дори // Археологи­ческие исследования средневекового Крыма. -- К., 1968.
   29 Якобсон А. Л. Средневековый Крым. -- С. II; Тиханова М. А. Дорос-Феодоро в истории средневекового Крыма// МИА. -- 1953. -- N 34. -- С. 319-333: Фирсов Л. В. О положении страны Дори в Таврике // ВВ. -- 1979. -- Т. 40.
   30 Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. -- С. 107-122.
   31 Пиоро И. С. Крымская Готия. -- К., 1990. -- С. 57-89.
   32 Сидоренко В. А. "Готы" области Дори Прокопия Кесарийского и "длинные сте­ны" в Крыму//МАИЭТ. -- 1991.- Вып. 2. -- С. 114-115.
   33 Новиченков В. //., Новиченкова Н. Г. Об исторической топографии "готской земли" в раннесредневековом Крыму // Восток-Запад: Межконфессиональный диа­лог. -- Севастополь, 2003.
   -37-
   34 Веймарн Е. В. От кого могли защищать готов "длинные стены" // Античные традиции и византийские реалии. -- АДСВ. -- 1980; Сачомонт Э. И., Домбровский О. И. О локали­зации страны Дори // Археологические исследования средневекового Крыма. -- С. 33-34.
   35 Якобсон А. Л. Средневековый Крым. С. 11; Тихонова М, А. Дорос-Феодоро в истории средневекового Крыма. -- С. 319-333.
   36 Сидоренко В. А. "Готы" области Дори Прокопия Кесарийского и "длинные сте­ны" в Крыму. -- С. 114-115.
   37 Мыц В. Л. Укрепления Таврики Х-ХV вв. -- К., 1991. -- С. 69-70; Сорочин С. Б. Око и щит империи. Херсон к концу правления Юстиниана I и при его ближайших преемниках // Боспорские исследования. -- Симферополь-Керчь, 2004. -- Вып. 5. -- С. 331-332.
   38 История Византии. -- Т. 1. --М., 1967. -- С. 354-363.
   39 Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. -- С. 133-142; Сазанов А. В. Города и поселения Северного Причерноморья ранневизантийского вре­мени. -- С. 35-36.
   40 Соломоник Э. И. Несколько новых греческих надписей средневекового Крыма. -- С. 213-214.
   41 Герцен А. Г. Крепостной ансамбль Мангупа//МАИЭТ. -- Симферополь, 1990. -- Вып. 1. -- С. 136; Дорос-Феодоро (Мангуп): от ранневизантийской крепости к феодальному городу // АДСВ. -- Екатеринбург, 2003. -- Вып. 34. -- С. 100.
   42 Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. -- С. 132.
   43 Айбабин А. И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен // МАИЭТ.--Симферо­поль, 1991. -- Вып. 2. -- С. 45; Этническая история ранневизантийского Крыма. -- С. 143.
   44 Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. Еще раз о дате появления крепости на плато Чуфут-Кале // Проблемы истории "пещерных городов" в Крыму. -- Симферополь, 1992; Кре­пость драгоценностей. Кырк-Ор. Чуфут-Кале. -- Симферополь. 1993. -- С. 28-31.
   45 Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. -- С. 145.
   46 Талис Д. Л. Городище Тепе-Кермен // КСИА. -- 1976. -- Вып. 148. -- С. 98-103; Мога­ричев Ю. М. Пещерные сооружения средневековых городищ Юго-Западного Крыма // Про­блемы истории "пещерных городов" в Крыму. -- Симферополь, 1992. -- С. 67-69, 73.
   47 Веймарн Е. В. О времени возникновения средневековой крепости Каламита // История и археология средневекового Крыма. -- М., 1958. -- С. 56--62; Филиппенко В. Ф. Новое в истории и археологии крепости Каламиты-Инкермана // Херсонесский сбор­ник. -- Севастополь, 1997. -- N VII. -- С. 143-146.
   48 Тихонова М. А. Базилика // МИА. -- 1953. -- N 34; Герцен А. Г. Дорос-Феодоро (Мангуп): от ранневизантийской крепости к феодальному городу. -- С. 101-102.
   49 Шмит Ф. И. Эски-Керменская базилика // ИГАИМК. -- 1932. -- Т. XII. -- Вып. 1-8; Айбабин А. И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен. -- С. 45.
   50 Бармина Н. И. Мангупская базилика в свете некоторых проблем крымского сред­невековья // Византия и средневековый Крым. -- АДСВ. -- 1995. -- Вып. 27; Лосицкий Ю. Г., Паршина Е. А. Эски-Керменская базилика // Православные древности Таврики. -- К., 2002.
   51 Герцен А. Г.; Могаричев Ю. М. Крепость драгоценностей. -- С. 24.
   52 Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. -- С. 161.
   53 Бородин О. Р. Римский папа Мартин I и его письма из Крыма // Причерноморье в средние века. -- М., 1991. -- С. 173-175.
   54 Там же.-- С. 178.
   55 Там же. -- С. 179.
   56 Якобсон А. Л. Средневековый Крым. -- С. 28.
   57 Романчук А. И. К вопросу о положении Херсонеса в "темные века" // АДСВ. -- 1972. -- N 8. -- С. 42-55; Романчук А. И., Седикова Л. В. "Темные века" и Херсон: проблема репрезентативности источников // Византийская Таврика. -- К., 1991. -- С. 31; Сорочан С. Б. Еще раз о письмах папы Мартина I и о положении византийского Херсона и его климата // Боспор Киммерийский и варварский мир в период антично­сти и средневековья. Этнические процессы. -- Керчь, 2004.
   -38-
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"