Аспар : другие произведения.

История Шри-Ланки. Перевод книги Кодрингтона.Глава 4

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Короли Полоннарувы (1070-1215)


   Глава 4.
   КОРОЛИ ПОЛОННАРУВЫ
   (1070 - 1215)
  
   Годы, следующие за пленением Махинды V, были заполнены неоднократными восстаниями сингалов, чередовавшимися с ответными репрессиями Чолов. Вначале национальное сопротивление возглавил сын короля-пленника Кассапа или Викрама Баху. После его смерти и наступившей вслед за тем анархии, сингальские авантюристы и индийские принцы, и даже некий Джагатипала из Канауджа, предъявили свои притязания на власть над различными частями остова. Наконец надежды сингалов остановились на личности молодого принца Китти, который родился около 1039 г. Когда ему исполнилось 15 лет отроду, он нанёс поражение последнему претенденту, Локишваре, и по достижении своего совершеннолетия в 16 лет принял сан вице-короля с титулом Виджая Баху. Он сосредоточил свои усилия на полном освобождении страны от захватчиков. Первая попытка захватить Полоннаруву была предпринята около 1066 г., но окончилась неудачей, и Виджая Баху был вынужден укрепиться в Ватагири (Вакирагала в районе Когалла). Поднять страну на борьбу оказалось трудной задачей для молодого принца, но наконец желанная возможность представилась благодаря гражданской войне, которая бушевала в империи Чолов и закончилась со вступлением на престол Кулоттунги Чолы I в 1069/70 г. Виджая Баху, находившийся в то время в Маханагакуле, в низовьях Валаве Ганга, направил две армии, одну по прибрежной дороге, через Восточную Провинцию, а другую к западу от горной цепи, в то время как сам он выступил на Махайангану. Полоннарува пала, и Анурадхапура была взята на 15-м году правления принца, около 1070 г. Коронацию Виджая Баху в качестве монарха Ланки пришлось отложить из-за восстания, и она состоялась на 18-м году его правления, или в 1072/73 г. Полсе этого Полоннарува утратила данное ей Чолами название и была переименована в Виджаяраджапуру. Виджая Баху женился на Лилавати, дочери Джагатипалы из Канауджа, чья жена бежала из плена в стране Чолов, а также на Тилокасундари из царской династии Калинги, в то время как его сестра Митта вышла замуж за принца Пандьев, ставшего дедом великого Паракрама Баху. Король восстановил буддийскую религию, пригласив на остров священнослужителей из страны Раманья (Пегу), и по его повелению генерал Куварагири построил в столице храм для хранения Зуба Будды.
   Нанесение Чолами увечий послам, отправленных Виджая Баху к Викрамадитье VI, королю Западных Чалукьев, привело к объявлению войны. Приготовления к военным действиям шли полным ходом, когда в 1084/85 гг. наёмники из Велаккары, не желавшие сражаться против своих тамильских родичей, подняли восстание и сожгли королевский дворец. Король бежал в Вакиригалу, но вернулся и подавил восстание, а его главари были сожжены живьём на погребальном костре королевских военачальников, которых они убили. Отряд велаккарских наёмников получил хороший урок, и в конце правления Виджая Баху оставил прекрасную каменную надпись на тамильском языке, сохранившуюся в Полоннаруве до наших дней, в которой записано их согласие защищать храм Зуба Будды.
   Последним известным деянием Виджая Баху было сооружение мест для отдыха на дорогах, ведущих к Адамову Пику, и приказание селу Гиллимала в районе Ратгапуры снабжать продовольствием паломников. Этот благочестивый поступок зафиксирован в большой каменной надписи в Амбагамуве, поблизости от Навалапиттийи, датируемой 37-м годом от коронации Виджая Баху в качестве единственного короля. Виджая Баху правил 55 лет и умер в возрасте 72, в 1110/11 г.
   Его преемником был его брат Джайя Баху (1108-1145/46), "вице-король", который получил этот статус после смерти своего старшего брата Вира Баху, очевидно, ближе к концу царствования. Так как тамильская надпись в Полоннаруве приравнивает 38-й год правления Джайя Баху к 15-му году правления Гаджа Баху, вероятно, что этот король был сводным братом Виджаи. Коронацию Джайя Баху осуществила фракция Пандьев из королевского семейства, которая воспользовалась отсутствием Викрама Баху из фракции Калинги, бывшего губернатором Рухуны; в то же самое время титул "вице-короля" был передан Махабхаране или Вира Баху, одному из трёх сыновей принца Пандьев и сестры Виджая Баху, Митты. Этим назначением они нарушили древний обычай, согласно которому титул вице-короля должен был принадлежать брату короля или сыну последнего короля. Правление Джайя Баху, по-видимому, было всё же законным, так как Викрама Баху, хотя и лишённый власти, никогда не возлагал на себя корону, и документы датировались годами правления Джайя Баху даже в Полоннаруве. Партия Пандьев попыталась совершить нападение на Викрама Баху, но была разбита; принц выступил в поход на столицу, вынудив Джайя Баху бежать в Рухуну, где он жил в качестве номинального монарха и впоследствии умер в полной безвестности.
   В этот период страна разделилась на четыре части. "Страной короля" со столицей в Полоннаруве правил Викрама Баху (1111-1132); он отнял земельные владения, посвящённые Будде, и притеснял священников, которые поэтому укрыли Зуб и Чашу Будды в Итихуне. "Южной страной" правил Махабхарана, в то время как Рухуну поделили между собой два других брата: Сири Валлабха, владевший Долосдахас-рата, или приблизительно современной Южной Провинцией, и Кити Сиримегха, владевший Атадахас-рата, т.е. современной провинцией Ува и большей частью Восточной провинции.
   Знаменитый сын Махабхараны, Паракрама Баху, родился в Пункхагаме в "Южной стране", и после смерти отца бежал вместе с матерью в Махинагакулу во владениях своего дяди, Сири Валлабхи, правившего в то время всей Рухуной, в то время как его брат наследовал княжество покойного Махабхараны. Когда Викрама Баху умер после 20-летнего правления, и на трон взошёл его сын Гаджа Баху II (1131-1153), Сири Валлабха и Кити Сиримегха напали на "страну короля", но потерпели неудачу в этом предприятии. Тем временем Паракрама Баху, живший при дворе своего дяди, вырос и возмужал. Честолюбивая натура молодого принца восстала против перспективы правления незначительным княжеством, которая его ожидала. Соответственно, однажды ночью он оставил двор и отправился в Баталагоду, где был убит местный военачальник, и оттуда через Хинияму в Буддхагаму (Меникдена Нувара в районе Матале), где он интриговал с генералами Гаджа Баху в Калавеве. Его дядя, опасаясь осложнений с двором в Полоннаруве, послал солдат, чтобы вернуть его. Но принц окольным путём, через Богамбару и Ранамуре в области Лаггала и через Амбалу окончательно пересёк границу и прибыл в Полоннаруву: здесь он поселился при дворе Гаджа Баху, внимательно следя за положением дел в стране и интригуя с подданными своего хозяина. Впоследствии он вернулся к дяде, и наследовал ему после смерти.
   Как правящий князь, он многое сделал для улучшения своих владений путём проведения ирригационных работ, особенно на Дедуру Ойя, и организации военного и гражданского управления. Укрепив своё положение, он напал на Гаджа Баху, захватив вначале Думбару и прилегающую горную местность. В последующей кампании военные действия происходили главным образом в районе Матале. Наконец Полоннарува была взята штурмом, а сам Гаджа Баху попал в плен. Манабхарана, который наследовал своем отцу Сири Валлабха в Рухуне, немедленно прибыл на помощь законному монарху, нанёс поражение армии Паракрамы и освободил Гаджа Баху. Но "освободитель" Манабхарана оказался для короля ещё более худшим тираном, и Гаджа Баху обратился за помощью к Паракрама Баху. В результате вновь вспыхнула война, и Гаджа Баху, оказавшись на свободе, бежал, пока его офицеры сражались с его избавителем. В конечном счёте он отрёкся от власти в пользу Паракрама Баху, и умер в Канталаи после 22-летнего правления. Но в то время как Паракрама поспешил в Полоннаруву на коронацию, министры покойного монарха отправили посольство к Манабхаране с приглашением занять престол. Удача попеременно сопутствовала обоим претендентам, но закончилась поражением Манабхараны, который бежал в свои владения и умер. После этого Паракрама Баху был коронован во второй раз.
   Паракрама Баху Великий (1153-1186) стал единственным монархом Ланки, но далеко не всех устраивало его правление. На четвертом году царствования (1156/7) Сугала Деви, мать Манабхараны, подняла знамя восстания в Рухуне. Кампания против мятежников продолжалась довольно долго; ещё в самом её начале реликвии Зуба и Чаши были возвращены и отправлены в Полоннаруву. Мятежники постепенно были вытеснены к югу острова в результате наступления королевской армии на Уву, а прибытие других войск из Сабарагамувы и с западного морского побережья означало их окончательное поражение. Сама Сугала Деви была взята в плен, и восстание угасло. Рухуна на некоторое время была умиротворена, но восстала снова на 8-м году правления Паракрама Баху, или в 1160/1 г.
   На своём 12-м году правления (1164/5) Паракрама Баху объявил войну королю Раманьи (Пегу), причиной которой были споры из-за торговли слоновой костью и принудительное задержание сингальских послов; вершиной оскорбления послужил захват принцессы, плывшей на корабле из Ланки в Камбоджу. Собранный в порту Полувантота (возможно, современный Палванни, на побережье к северу от Тринкомали) флот отправился в плавание с юго-западным муссоном и штурмом с моря взял город Кусмийя (Космин на р.Пегу). Там армия находилась 4 или 5 месяцев, после чего король Раманьи был убит и восстановлен мир. Скальная надпись в Деванагале в районе Кегалла сохранила свидетельство пожалования земли генералу Китти Нуварагири.
   После этой экспедиции и перед 1167/8 гг. король Пандьев, которого теснил соперник Кулашекхара и Чолы, просил Паракрама Баху оказать ему помощь. Сингальский монарх отправил армию под командованием некоего Ланкапуры, но тем временем король Пандьев был убит, а его столица Мадура захвачена врагами. Сингальская армия, однако, высадилась на противоположном берегу и открыла военные действия против Чолов в соседней области Рамхад, где они возвели крепость под названием Паракрамапура. Результатом этой стадии кампании было поражение Кулашекхары и восстановление на троне сына короля Пандья, Вира Пандья, в его древней столице. Захваченные армией пленники были отправлены на Ланку и использовались на восстановительных работах дагабы Руванвели, разрушенной Чолами во время их владычества на острове. Сопутствовал ли сингалам такой решительный успех, как говорится в Махавамсе, - более чем сомнительно; анналы Чолов утверждают, что Ланкапуре было нанесено поражение и его голова прибита к городским воротам Мадуры вместе с головами его военачальников. Война за наследство Пандьев ещё не подошла к концу; на 13-м году правления короля Раджадхираджа II (1175/6) мы узнаём о победах сингалов, а на 4-м году правления Кулоттунги Чолы III (1181/2) Вира Пандья был изгнан, а сингальские воины сброшены в море. Однако Рамешварам ещё какое-то время продолжал оставаться владением сингалов, поскольку Ниссанка Малла именно там приказал построить храм в свою честь.
   В 1708 г. буддийской эры (1165/6) Паракрама занялся церковными делами, и после некоторых трудностей сумел примирить три секты духовенства, заодно очистив буддийскую религию от искажений; ересь Ваитула окончательно исчезла с Ланки. Не удовлетворившись этим, король построил для духовенства в Полоннаруве Джетаванараму, в т.ч. круглый храм Зуба Будды по соседству с королевским дворцом; далее к северу он построил Алахана Паривена ("Коллегия" кремации) с вихарой Ланкатилака, до недавнего времени неверно называемую "Джетаванарама", также как и Буддхасима Пасада, т.наз. "Южный монастырь". После этого вблизи от Маха Тхупы он приказал вырыть Уттарараму или "Северный монастырь". Он также восстановил святилище в Анурадхапуре.
   Кроме того, король расширил и укрепил Полоннаруву, и украсил город многоколонным дворцом и садами для народных гуляний. Он также заботился об ирригации: провел канала Акасаганга ("Небесный Ганг"), в настоящее время Ангамедилла Элла, от Амбалаганги, и построил или улучшил "Море Паракрамы", которое включало Топа-вева, также как и другие водоёмы по всей стране. В дальнейшем об ирригации мало сообщений: чужеземные вторжения и, в большей степени, эпидемии малярии привели к краху старых работ.
   Как представляется, внутренний мир в королевстве был нарушен только восстанием по соседству с Махатитхой (Мантотой) на 16-м году правления Паракрамы. Король умер после 33-летнего царствования, в 1186 г. Предполагается, что его правление знаменует собой зенит величия сингалов. Оно, несомненно, было блестящим, но постоянные войны, в частности, вмешательство в распри из-за наследования в государстве Паньдев, и многочисленные строительные работы подорвали экономику страны, которая так и не смогла оправиться. Несколько лет спустя после его смерти Ниссанка Малла попытался облегчить бремя тяжелых податей, наложенных его предшественником. Свидетельством оскудения экономики является бесследное исчезновение крупных золотых монет. Следует отметить, что Паракрама Баху использовал в своих кампаниях тамильских наёмников.
   Паракраме наследовал сын его сестры, Пандита Виджая Баху, учёный человек, который сам написал письмо на языке пали, адресованное корою Раманьи. После годичного правления он был убит вследствие интриги с дочерью пастуха неким Махиндой, которого незамедлительно лишил жизни вице-король Виджая Баху, Ниссанка Малла.
   Ниссанка Малла (1187-1196) правил в течение девяти лет. Он родился в Синхапуре в Калинге в 1157/8 гг. и был зятем или племянником Паракрама Баху I, который привёз его из родной страны на Ланку. Он стал первым монархом из династии Калинги, и в своих надписях, которые изобилуют в Полоннаруве, всячески заботился о том, чтобы обосновать право этого семейства на трон Ланки, ссылаясь на происхождение Виджаи, первого короля. Его аргументы донельзя красноречивы, и он, по-видимому, приписал себе постройку многих зданий, возведенных при Паракраме Баху. Он также пытался примирить три секты буддистского духовенства и трижды совершил вторжение в страну Пандья. Определённо можно утверждать, что он построил Рувангели Дагабу в Полоннаруве, а также новый храм Зуба Будды, сооружение которого якобы заняло всего 60 часов. Он также украсил пещерный храм Дамбуллы. Ниссанка Малле наследовал сын Вирабаху, чьё правление продолжалось всего одну ночь.
   После этого наступил период правления военных. Часто свергавшиеся марионеточные монархи происходили из династии Калинги. Правитель Годаганга, сын сестры короля Ниссанки, правил страной в течение 9 месяцев. Единственный реально значимый монарх - брат Ниссанки, Сахаса Малла, и то лишь потому, что дата его коронации, которая имела место 23 августа 1200 г. - первая твёрдо установленная дата в истории Ланки. Аниканга, отец короля-ребёнка Дхармашоки, вторгся на Ланку с армией из страны Чола, и убил своего сына и правившего Ланкой от его имени военачальника, но он сумел удержать власть лишь в течение 17 дней, после чего другой военачальник посадил на трон вдову Паракрама Баху, Лилавати. Она уже формально правила страной за некоторое время до того, а второе её царствование было прервано неким Локишварой, который вторгся в страну с навербованным им тамильским войском и на протяжении 9 месяцев удерживал власть над Полоннарувой. Королева Лилавати, теперь при поддержке другого военачальника, снова взошла на трон, но была вскоре свергнута Паракрама Пандьей, возможно, представителем ветви Пандья сингальской королевской династии, который показал себя способным правителем. Но всё же и он после трёхлетнего правления был свергнут и ослеплён в 1215 г. Магхой, потомком калингской династии, который высадился на Ланке с большой армией из керальцев или малабарцев, несомненно, претендуя на власть по линии своих прежде занимавших трон родичей. Народ, по-видимому, принял бы его как законного правителя, если бы он не был фанатичным индуистом и не преследовал буддийскую веру, разграбив храмы и раздарив земельные владения сингалов своим сторонникам. Во время предшествующей анархии Зуб и Чаша Будды были увезены и спрятаны в Коломбо, а священники рассеялись; многие из них собрались затем в стране Чола и Пандья. Магха правил 21 год (1215-1236).
  
   Администрация
  
   В правление Паракрама Баху I мы снова получаем некоторое представление об управлении страной. Будучи ещё только правителем "Южной страны", он реорганизовал административное устройство своего княжества, и вполне вероятно, что введённые им реформы он распространил впоследствии на систему управления всем Островом. Страной вице-короля до его правления управляли два министра, "адигары Ланки", которые, несомненно, как в последние дни правления королей Канди (т.е. до британской аннексии последнего из независимых сингальских владений, княжества Канди, что произошло в 1815 г. - Aspar), делили контроль за всеми владениями между собой. Паракрама, с целью увеличения доходов, отделил "всю землю большого значения", по всей вероятности, королевские сёла, которые в позднейшие времена всегда обладали самыми плодородными землями, и предал её в ведение третьего министра, чья должность, возможно, была известна в XIV в. как "адигар дворцовых дел". Мы также знаем о существовании 12 губернаторов провинций, 84 правителей более малых районов и начальников пограничных областей, которые обладали как военной, так и гражданской юрисдикцией. "Никайя Санграха" приписывает Паракраме создание или, скорее, реорганизацию целого ряда правительственных должностей, также как и различных ведомств, к которым были приписаны сёла по всему королевству. Представляется вероятным, что он отменил фактическую автономию страны "вице-короля" и Рухуны, установив вместо этого централизованную форму управления для всего Острова.
   Существовал также королевский Совет. К счастью, надписи на колоннах "Палаты Совета" Ниссанка Маллы в Полоннаруве снабжают нас определённой информацией о лицах, входящих в его состав. Это были: ювараджа, иначе известный как "мара", или вице-король; эпы, или принцы; сееневирад, или главнокомандующий, которым часто являлся член королевского семейства; "верховные вожди", или адигары, и Главный Секретарь со своими подчинёнными, которые все восседали по правую руку короля; с левой стороны размещались губернаторы провинций; вожди округов; и главные торговцы, несомненно, со своим главой - "ситуна". Однако мы пока не располагаем данными о том, какими полномочиями обладал этот правительственный орган.
   Традиционная "четырёхчастная" армия в Индии состояла из слонов, всадников, колесниц и пеших воинов. В Ланке в период до XII в. король во время сражений обычно находился на спине слона. Его королевский зонт был своего рода штандартом, центром притяжения армии, и, как в Южной Индии, падение короля со слона или его гибель влекли за собой поражение его войска; пример этому представляет судьба Кассапы, побежденного своим братом. Иногда принцы ездили верхом на лошадях, но они всегда были роскошью на юге, поскольку их завозили по высокой цене. В XII в. нет никаких указаний на существование колесниц или конницы; действительно, лесистая природа страны, в которой происходили военные действия, ставит под сомнение, могли ли они использоваться на всём протяжении острова. Стоит отметить, что в португальский период в прибрежных низменностях слоны использовались как для осады, так и в авангарде армии. В течение рассматриваемого периода войско королей Ланки состояло из пехотинцев с сопровождавшими их носильщиками; командующие передвигались в паланкинах и были заметны по поднятым над ними зонтами. БСльшая часть воинов, как и в позднейшее время, состояла из навербованных ополченцев, и была подкреплена избранными корпусами, носившими иногда поэтические названия, например, "лучники при лунном свете", привлекавшимися для участия в ночных боях, и полка булавоносцев. Это могли быть "8 полков опытных пехотинцев", которые, предположительно, были сформированы Паракрама Баху I. По мнению иностранцев, боевая выучка солдат находилась на невысоком уровне, и Марко Поло (кн.3, гл.14) утверждает, что в его время, в конце XIII в., власти использовали "сарацинов" или мусульманских наёмников. При Паракрама Баху I в хрониках Ланки упоминаются канаресцы, керала и тамилы; отряд Велаккара продолжал существовать начиная со времени Виджая Баху I. В XIII в. упоминаются также раджпуты.
   Наступательное оружие было представлено мечами, копьями, дротиками, луками и стрелами; наконечники последних иногда смазывались ядом. Для защиты воины использовали щиты. В одном месте из "Махавамсы" упоминается доспех из буйволиной шкуры; есть также упоминания о кожаных нагрудниках (кирасах). В XIV в. броня воинов Джафны была "многоцветной", возможно, каждый полк имел свой отличительный цвет.
   Временные крепости играли большую роль в гражданских войнах XII в. Такая твердыня была огорожена частоколом, который "не могли пошатнуть слоны"; окружена щитами и окопана рвом, на дне которого разбрасывались шипы; подходы через окружающий лес преграждали завалы из деревьев. В одном случае для того, чтобы проложить вход в подобного типа крепость, был направлен отряд "взломщиков", вооружённых оленьими рогами с заточенными острыми краями. В твердыне исключительной силы, описанной в "Махавамсе", центральная башня с четырёх сторон была окружена двумя концентрическими оградами из частокола, между которыми был вырыт ров шириной от 20 до 30 эубитсов, густо усыпанный шипами и колючками. Этот ров насчитывал в длину около 700 футов. После внешней ограды - частокола следовал ещё один подобный ров, а за ним - ряд шипов и образованная из переплетённых ветвей колючего кустарника ограда. Подходы защищали скрытые ямы-ловушки, находившиеся под прицелом сидящих в засаде лучников. Во время штурма этой крепости применялись катапульты, метавшие камни, зажжённый тростник и огненные стрелы.
   Постоянные укрепления находились только в городах. В Полоннаруве в XII в. и в Курунегале и Ватагири в XIII в. существовали крепостные валы, сторожевые башни, ворота и помещения для привратной стражи. В следующем столетии город Котте был окружен большим крепостным рвом и крепостными валами со сторожевыми башнями, подходы к которым преграждали вырытые в землю копья и своеобразные "ежи". Тамильские солдаты, которые подступили к стенам этой крепости, были вооружены плетёными щитами, для защиты против отравленных стрел, и большими "мантелетами" (также разновидность щита, от исп. "mantelet". - Aspar), которые применялись, очевидно, для ведения регулярной осады. Незначительные постоянные укрепления представляли собой просто сторожевые посты на главных дорогах и устраивались, очевидно, на границе округов. Они состояли просто из "ворот с шипами", подвижной створки которых была подвешена на дверной раме, устанавливались поперек дороги и иногда ещё дополнительно фланкировались стенами по обеим сторонам. Эти сторожевые посты или "заставы" ("gravet") продолжали существовать вплоть до 1815 г.
  
   ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ГЛАВЫ IV.
  
   Об истории в целом, смотри Mhv. и Puj., и о междуцарствии во время оккупации Ланки Чолами, ii S. 1.1. No. 9; iii. i. Nos. 28, 29; J.R.A.S. 1913, pp. 519 if.
   Виджая Баху 1. В надписи из Амбагамувы (E..ii Z.. No. 35) говорится, что его отцом был король Абха Саламеван; вероятно, что Моггаллана был номинальным королем, так как Абха Саламеван хронологически размещён между Махиндой V (Siri Sanga Bo) и Виджая Баху (также Siri Sanga Bo), и так как Викрама Баху отрёкся от короны. Если это действительно так, то титул Виджая Баху - "ювараджа" - объясним. Моггаллана мог умереть до коронации его сына. О Маханагакуле на Валаво, смотри Milnavulu Sandesaya (J.R.A.S. 1905). О Виджаяраджапуре, смотри надпись Velakkara (A. 8., 1911-12, p. 111; J.R.A.S., C B. xxix. No. 77, p. 266), и надпись Kapurn Vedu Oya (op. cit.); первая из упомянутых надписей приводит возраст короля, первая "накшатра" ("лунная стоянка") приходится на фактический день его рождения. Постройка дома для хранения реликвии Зуба Будды в "Kandavura", то есть Полоннаруве, описана в Dalada Pujavaliya.
   О Джага Баху смотри "Dimbulagala", H. C. P. Белл, x. pt. i. pp. 10 if. О тамильских надписях его правления, смотри A.S. 1911-12, pp. 113 ff.
   Паракрама Баху I. О его кампаниях до вступления на престол смотри "Примечания к Топографии Цейлона" (op. cit.). Ирригационные сооружения, упомянутые в Mhv. lxviii. находятся в Дедуру Ойя и окрестности, а не в Сабарагамуве, как предположено Виджесинхой. О восстании Сугала Деви и возвращении Зуба Будды королём в четвёртый год правления смотри Dalada Pujavaliya и CA. ix. pt. iv. Pp. 183 if.; Зуб Будды, когда он пребывал в Рухуне, находился в Удундора Амарагири, которое, судя по сингальским стихам, было старым названием Монарагале; название Pali Uruvela Mhv. lxxiv. и lxxix. представляет в Puj. "Etumala-vewa", современную Этимоле. О Кусумийе, смотри Hobson Jobson, s.v. Cosmin; о даре победоносному генералу говорится в Сообщении об округе Кегалла, P. 75. О войне за наследование Пандья, смотри надписи Чола, A.R.E. No. 20 1899, ib. 1899-1900, para. 38, ib. 1905-6, p. 70; S. 1.1. iii. 1. Nos. 86, 87, 88; Ep. Ind. vii. p. 169; о надписи Pallavarayanpettai, рассказывающей о судьбе Ланкапуры, и датированной 8-м годом правления Раджадхираджи II (1170-1), смотри A.R.E. 1924, No. 433. Храм Ниссанкешвара упомянут в E.Z. i. No. 9; ii. No. 17. Собор в A.B. 1708 также описан в Dalada Pujdvaliya. Постройки Паракрама Баху в Полоннаруве описаны в Mhv. lxxviii. топографически простираясь от юга до севера. Аналогично логическое размещение появляется в гл. lxxix., vv. 14-60 где относится уже к стране короля, vv. 61-70, стране вице-короля, и vv. 7 1-85, и Рухуне. Я идентифицирую "Море Паракрамы" с цепью водоёмов вдоль Angamedilla Ela; там всё ещё существуют колонны на набережных, вытянувшись вдоль Padi (Padawiya), Kanadiyadora (Maha Kanadarawa) и Kale (Kalavewa), знаменитыми названиями которых король нарёк эти идущие в ряд водоёмы. Было другое "Море Паракрамы" в стране вице-короля, вырытое прежде, чем Паракрама занял трон (Mhv. lxviii.). Название не обязательно подразумевает какой-либо большой размер, хотя озеро Канди официально известно как Kiri Muhuda или "Молочное море".
   Появление малярии, возможно упомянуто в карте Plancius 1592, в которой есть следующая надпись на португальском: "Королевство Джала покинуто и обезлюдело в течение 306 лет вследствие болезней". Это "королевство" - Йала на юго-востоке Острова.
   Ниссанка Малла. Дата его рождения, A.B. 1700, приведена в надписи Galpota (1&Z. ii. No. 17). Если эта дата может быть интерпретирована, как отмечающая его прибытие на Ланку, то проблема предпринятой им попытки примирить духовенство, которая имела место в 1708, устранена. Его претензия на происхождение от Виджаи являлась следствием путаницы столицы Синхабаху с Синхапурой, в Калинге, и включения Калинги в родословную Виджаи. Сахаса Малла. О дате его вступления на трон, смотри E.Z. ii, No. 98, и Флит, "Буддхадаша", J.R.A.S. 1909, p. 323. О хронологии периода, смотри C.A. iv. pp. 33, 35, и x. p. 98, и о системе правительства Mhv. lxxix., A.S. 1900, p. 9 (A.I.C. 146), и J.R.A.S., C.B. xxix. No. 77, p. 304.
   В отношении военных дел могут быть использованы следующие ссылки на Mhv.: xxxix. 25 if.; xliv. 19; 1. 25; lxix; lxx. 82, 100, 159, 168-169; lxxii. 266 if.; lxxiv. 32, 73; lxxv. 33; lxxvi. 48. Об обученных пехотинцах, смотри N.S. p. 20, где неправильно переведено (viyat pat ata ganaya). В трех пассажах Mhv., полк описан как: sayogga-bala-vahana. Колесница - ratha. Vahana в случае богов - "машина" или скорее "верховое животное". Здесь мы можем перевести: повозки, люди, и животные, используемые для верховой езды и для перевозки грузов. "Yana" переведено Виджесинхой как "колесница", "waggon" в lxx Mhv. 85, 122, но в гл. xc. 5-8, отчетливо указано, что перевозка осуществлялись в паланкинах (andoli), по крайней мере в этом случае. В Mhv lxix., кожаный жилет называется camma-vamma (Sinh. yam) и кольчужная броня - kavaca (Sinh kavada); сингальское название кольчуги (delu, Skt. jalaka), появляется в пятнадцатом столетии в Руванвале, в которой также упоминается шлем. О доспехах, смотри N.S. p. 26.
   Большой форт описан в Mhv. lxxii. 266 если. Об укреплениях Полоннарувы, смотри lxx Mhv. 190; lxxiii. 57 if. о Kурунегале и Ватагири смотри Puj. (рукопись); о Котте, N.S. p. 25. О "воротах с шипами", смотри название Kantakadvara-vataka в Mhv. lxxiv. 85; также Knox, bk. ii. chap. vi. Слово "gravet" происходит через голландский язык из португальского "garaveto", а оно - непосредственно из сингальского "kadawata".
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"