Аннотация: Короли Дамбадении и Гамполы (1215-1411)
Глава 5.
КОРОЛИ ДАМБАДЕНИИ И ГАМПОЛЫ
(1215 - 1411)
В то время как Калинга Магха царствовал в Полоннаруве, сингальский принц Виджая Баху III (1220-1224) постепенно сосредоточил власть в своих руках, и смог успешно осуществить изгнание иностранцев из страны майя. Современные источники утверждают, что он происходил из рода Сири Санга Бо; более подробно говорится, что он был сыном Виджая Маллы, происходившего от принцев, которые родились от дерева "бо". Его сын, однако, в своей поэме "Кавсилумина" утверждает, что он является потомком Лунной династии, происходившей от царей Пандья. Поэтому Виджая Баху или сам происходил из принадлежащей к королевскому семейству ветви рода Пандья, или, что вероятнее, был женат на принцессе из этой династии. В любом случае, все короли средневекового периода титулуют себя Сири Санга Бо.
Успешно добившись суверенитета в течение свой жизни, сингальский король сделал своей столицей город Дамбадения в округе Курунегала, и, призвав священников из Индии, перенёс священные реликвии Зуба и Чаши из их потайного укрытия в Котмале в свою резиденцию, а оттуда, в целях безопасности, - в Белигалу, в округе Когалла. Он также приказал переписать священные буддистские тексты, и, кроме того, проводил масштабное строительство в столице Виджаясундарарама, названной им так в честь собственного имени, не говоря же о восстановлении многих храмов. Около 1222 г. он созвал собор для реформы дисциплины буддистского духовенства. Виджая Баху III правил всего 4 года, и перед смертью препоручил заботам духовенства своих сыновей, Паракрама Баху и Бхуванаика Баху, которые оба были ещё детьми. Прах короля был сожжён на погребальном костре в Аттанагалле в округе Коломбо.
Годы правления Паракрама Баху II (1234-1269), который родился в Сиривардханапуре вблизи Дамбадении, отсчитываются его современником Путтавалийей с 1234 г., т.е. спустя 10 лет после смерти его отца. Популярная легенда, которая, возможно, имеет некоторую фактическую основу, приписывает этот период узурпации принца Ваттими (Ватхими), сын короля от наложницы-мусульманки. Его правление было бесславным, и вожди, заманив его на некое высокое место в Курунегале, сброчсили его в пропасть. После этого на трон призвали истинного наследника, Паракрама Баху, находившегося в безопасному убежище и найденного, по словам легенды, при помощи королевского слона. Но Курунегала Вистарайя - хроника, основанная на неизвестных нам источниках, - упоминая наследного принца Пандиту Паракрама Баху из Дамбадении, утверждает, что его оцтом был Ванни Бхуванаика Баху.
Коронация Паракрама Баху II состоялась в 1236г. Первое, что он сделал, заняв трон, это привёз Зуб Будды и оставил его в столице. Затем он обратил своё внимание на изгнание тамилов из Полоннарувы, и достиг этой цели к 1244г. В связи с этим упоминаются два короля, Магха и Джайя Баху, которые находились у власти 40 лет, - промежуток времени, в который были включены годы правления военных после Сахаса Маллы. Эти два короля, возможно, правили в различных частях страны, поскольку современные хроники отдельно упоминают каждого из них в связи с двумя разными военными кампаниями, предпринятыми Парпакрама Баху II - "Тамильской войной" и "Войной Малала". На 11-м году правления короля (1244/45 гг.) на Ланку вторгся Чандрабхану, яванец ("джавака") из Тамбралинги, с войском, вооружённым сарбаканами и отравленными стрелами, и хотя Паракрама Баху в тот раз успешно отразил его нашествие, позже Чандрабхану высадился на Ланке снова.
Остальную часть правления, согласно хроникам, Паракрама Баху провёл в делах благочестия; король также созвал буддийский собор с целью преобразования духовенства, чья дисциплина была ослаблена в период тамильского завоевания. Хроника ничего не сообщает о крупном вторжении войск государства Пандья, которое, по-видимому, имело место между 1254 и 1256 гг., во время которого один из королей Ланки был убит, а другой был вынужден согласиться на уплату дани. Из этого видно, что Паракрама Баху II, в отличие от своего великого тёзки, так и не смог вернуть под свою власть северную часть острова.
Поле 33-летнего правления Паракрама Баху отрёкся от трона в пользу своего старшего сына Босата Виджая Баху IV, около 1267/8 гг. Новый король также с усердием предавался делам благочестия, и завершил реставрацию Полоннарувы. В это время Чандрабхану снова вторгся на Ланку со смешанным войском из уроженцев стран Пандья, Чола и яванцев, захватил значительную часть севера острова и расположился лагерем перед Япаху, где ему было нанесено поражение. Названия Чавакаччери ("яванское поселение") и Чаванкоттаи ("яванский форт") в местности Наваткули на полуострове Джафна, и Джаванакотте ("яванский форт") на континенте, возможно, обязаны своим происхождением поселениям, основанным его сторонниками. Занимаясь восстановительными работами в Анурадхапуре, Виджая Баху послал за своим отцом в Полоннаруву, где он бы коронован ещё раз. Паракрама Баху привёз собой Зуб Будды, отметил девятый праздник посвящения в Дахастоте и затем вернулся в Дамбадению, где и умер на 35-м году правления, вероятно, в 1269 или начале 1270г.
Виджая Баху теперь был единственным королём, но вскоре погиб в результате покушения, совершённого в октябре 1270 г. его военачальником, который поспешил завладеть короной. Младший брат погибшего монарха, Бхуванаика Баху, наследовал ему в изгнании; узурпатор, оказавшийся не в состоянии заручиться поддержкой наёмников-раджпутов, которых привлёк на свою сторону законный наследник, был убит, и принц короновался в начале 1271 г. В начале правления ему пришлось иметь дело с новым вторжением войск Пандья, которое он отразил; с этого времени он жил в течение нескольких лет в Дамбадении, а затем перенёс столицу в Япаху. В первые месяцы 1283 г. он отправил посольство к султану Египта с предложением союза. Так как его правление продолжалось 11 лет, то он умер, вероятно, вскоре после этого. Хамир Санк, отец "принцессы Ланки", Падмини, которая вышла замуж за регента Читора около 1275 г., возможно, был одним из раджпутских наёмников, который взял в свои руки власть на острове в этот период междуцарствия.
По утверждению хроники "Махавамса", на Ланке вскоре после смерти Бхуванаика Баху разразился голод, и король Пандья Кулашекхара (1268-1308) воспользовавшись этим, отправил на Ланку армию, во главе которой поставил своего министра Арья Чакраварти. Министр, который упоминается в надписи Пандьев в 1305 г., успешно захватил Япаху и увёз Зуб Будды. Но "Далада Сирила", почти современный документ, относит это событие ко времени правления Бхуванаика Баху, хотя, несомненно, оно произошло в самом его конце.
Хроника представляет дело таким образом, что Паракрама Баху III, сын Виджая Баху, немедленно наследовал ему на троне. Но тамильская поэма "Сарайоти Малаи", торжественно декламировавшаяся при дворе Виджая Баху в мае 1310 г., была создана на седьмом году после его коронации, и поэтому правление следует отсчитывать с 1302 или 1303 гг. Это предполагает наличие длительного интервала продолжительностью около 20 лет, в течение которого остров, возможно, представлял собой часть империи Пандья. Как раз в это время, между 1292 и 1294 гг., Шри-Ланку посети Марко Поло, упоминавший её короля по имени Сендемаин, которого затруднительно отождествить с каким-либо монархом, известным по другим источникам. В 1284 г. на остров также прибыло посольство из Китая с целью добиться передачи Зуба и Чаши Будды. Паракрама Баху пришлось унизить себя личным посольством ко двору Пандья, чтобы вернуть Зуб Будды: он поместил эту драгоценную реликвию в Полоннаруве, где жил сам. Продолжительность его царствования неизвестна. Подозревая своего кузена Бхуваанаика Баху, сына короля того же имени, в организации заговора с целью захвата трона, он подослал к нему собственного цирюльника, чтобы тот ослепил потенциального претендента; принц, однако, избежал опасности, нанёс поражение королю, завладел Зубом Будды и увёз его в свой собственный город Курунегала. Можно предположить, что Паракрама Баху добился выдачи Зуба ценой признания своей вассальной зависимости от двора Пандьев, и что разгром этого царства вследствие вторжения мусульман с севера в 1310 г. дал успешный повод для восстания его кузена.
Ватхили Бхуванаика Баху II, как обычно считается, умер на втором году правления. Однако такой вывод является следствием ошибки в тексте "Махавамсы". "Далада Сирита", составленная в следующее царствование, приписывает Бхуванаика Баху участие в девяти праздниках посвящения; согласно ей, он должен править по крайней мере в течение 9 лет.
Его сын, Паракрама Баху IV, вступил на престол в 1247 г. эры Шака, или 1325/6 н.э. Он перевёл джатаки - истории предыдущих воплощений Будды, - на сингальский язык, построил различные храмы и, в частности, Алутнувару Девалле в округе Кегалла. Продолжительность его царствования неизвестна, и хроника "Махавамса" обрывается с его смертью, будучи возобновлена только в XVIII в.
Ему наследовали Ванни Бхуванаика Баху III и Джайя (или Виджая) Баху, о которых ничего не известно. В конце правления вышеназванного короля или в начале правления его преемника Ланку в 1344 г. посетил знаменитый путешественник Ибн Батутта, который нашёл север Острова, в том числе порт Путталам, во власти короля Джафны; монарха сингалов он называет Алконар, и утверждает, что он был ослеплён во время дворцового переворота, но всё ещё жил, пока его сын царствовал в его владениях. Коломбо был занят мусульманскими пиратами с абиссинским гарнизоном. В этом городе, впервые упомянутом в хрониках под 949 г., а затем фигурирующем в одном китайском источнике, относящемся к 1330 г., всегда находилось значительная колония иностранцев. К тому же 1344 г. относится надпись из Келании, в которой говорится, что жена министра Алагакконары помогла восстановить на этом месте Кит Сиримеван Вихару. "Алконар" Ибн Батуты - определённо то же самое имя; его родственные связи с королевским семейством в точности не выяснены, но жена Паракрама Баху II происходила из рода Гиривамса, клана, к которому принадлежал и великий Алагакконара, могущественный министр Викрама Баху III.
При Бхуванаика Баху IV столица, возможно, из-за народных волнений, была перенесена в Гамполу. Этот монарх вступил на трон в 1344/45 гг.; та же дата отмечает начало правления Паракрама Баху V, возможно, приходившемуся ему братом. Поэтому в стране были два короля, старший и младший в одно и то же время - система соправления, позаимствованная в империи Чола, с которой мы и впоследствии встретимся на Ланке. Основными культовыми постройками, сооружёнными в правление Бхуванаика Баху, были вихары Ланкатилака и Гадаладения, недалеко от Канди. Он правил по меньшей мере до 1353/4 гг. Паракрама Баху V, как утверждается, царствовал в Гамполе, но в "Тисара Сандесайе", или "Лебединой вести", говорится, что его резиденцией была Дедигама в округе Кегалла; он, возможно, жил здесь, в то время как Бхуванаика Баху находился в Гамполе. Последний известный год правления Паракрама Баху V - 1359. Его соправителем, как минимум, временным, был Викрама Баху III (с 1357 до 1374 по меньшей мере). Именно во время его правления выдающееся положение занял великий министр Алакешвара или Алагакконара. Считая целесообразным держать на расстоянии врагов своей страны и религии, министр построил крепость под названием Новая Джайявардханапура, или Котте, вблизи от Коломбо. Арья Чакраварти, король Джафны, совершил вторжение, по морю и по суше, в земли сингальского правителя, но Алагакконара, захватив его лагерные стоянки в Коломбо, Ваттале, Негомбо и Чилау, нанёс ему поражение. Эта военная кампания едва ли может быть иной, чем та, которую очень запутанная в этот период "Раджавалийя" относит к правлению Бхуванаика Баху V. Согласно этой компилятивной хронике, война была вызвана тем, что Алагакконара приказал повесить сборщиков налогов Арья Чакраварти. Маловероятно, что это вымысел. Само положение Котте в болотистой местности возле Коломбо - доказательство того, что сингальские владения были крайне урезаны, и почти нет сомнений, что королевство Джафна в то время было гегемоном низменной части Ланки; тамильская надпись в Котагаме в округе Кегалла, однако, представляет собой почти единственный уцелевший след этих событий. Приписывание военных действий Бхуванаика Баху, возможно, появилось в хронике благодаря путанице между этой кампанией и войной Вира Баху, его соправителя. Во время правления Викрама Баху в 1369/70 гг. также имела место реформа духовенства, которая продолжалась до 15-го года следующего царствования.
Бхуванаика Баху V (1372/3 - по меньшей мере 1406/7) правил в Гамполе, и кажется, что он был чуть более чем правителем-марионеткой. Хроника Виджаянагара 1385/6 гг. указывает, что принц Вирупакша покорил среди прочих также сингалов, и преподнёс алмазы и другие драгоценные камни своему отцу Харихаре; возможно, на самом деле здесь говорится о королевстве Джафна, которое в следующем столетии находилось в зависимости от великой империи на материке (т.е. Виджаянагара). 15-й год Бхуванаика Баху приходится на 1929 год от рождении Будды или 1386/7 н.э., а на 20-м году его правления (1391/2) на трон вступил вице-король Вира Баху, его кузен и зять. Документы, однако, показывают, что Бхуванаика Баху продолжал править, пусть даже номинально, а не фактически, ещё почти на 15 лет дольше.
Но ещё до восшествия на трон Вира Баху королевскими полномочиями, однако, фактически завладел Кумара Алакешвара, сын великого Алагакконары, который умер после 1382/3 гг., а затем Вира Алакешвара. Против него выступил его брат Вира Баху III, который жил в Райгампуре в области Калутары, и Вира Алакешвара бежал в Индию. Вира Баху приходилось подавлять враждебные происки тамилов, мавров и др.; он был благочестив и созвал второй собор с целью реформы духовенства в 1396/7 гг. Ему наследовали два сына, чьи царствования должны были быть очень короткими, т.к. Вира Алакешвара вернулся из Индии, захватил верховную власть и правил в течение 12 лет, очевидно, под именем Виджая Баху VI. Согласно китайским источникам, он был "Соли", как и Паракрама Баху VI, что означает не "родом из Чолы", как предполагалось, но скорее всего "Савулу" или "род Сакья", ибо представители рода Алакешвары были членами королевского семейства сингалов, по линии Мехенавара с одной стороны, и Ганавеси с другой. Виджая Баху имел несчастье дурно обойтись с китайским посольством, и посол Чжэн Хэ в отместку захватил его в плен и увёз в Китай вместе с жёнами и детьми. Император Китая повелел представителям пленного семейства избрать преемника, они выбрали "эпу", который был отправлен обратно на Ланку вместе со свергнутым королём. По-видимому, избранный принц был "эпой" Паракрама Баху, преемником Виджая Баху, и внуком Сеналанкахикара Сеневирата, министра Бхуванаика Баху IV. Этому Паракраме наследовал Паракрама Баху VI. Надпись на китайском, персидском и тамильском языках, обнаруженная в Галле и датируемая 1409 г., упоминает экспедицию Чжэн Хэ.
Правление Паракрама Баху запомнилось благодаря религиозной и культурной деятельности. Он восстановил обе старых столицы после пребывания их под властью чужеземцев, но так и не смог изгнать тамильских захватчиков с крайнего севера острова, и нам неизвестно, чтобы он когда-либо даже предпринимал такую попытку. Именно в этот период появляется упоминание о ванниярах, которым была доверена безопасность Анурадхапуры. Эти вожди в последующее время заняли пограничную зону между Джафной и сингальским королевством, и либо были подданными того или иного из этих королевств, либо наслаждались полным суверенитетом в зависимости от силы или слабости соседей. Царствование, начавшееся так благоприятно, закончилось ослаблением центральной власти, и Паракрама подал фатальный пример деления своего королевства между его сыновьями и племянником, благочестиво предписав им жить в мире друг с другом. Эта политика позже стала основной причиной появления европейских поселений на острове. Сладость правительства также обнаруживает неудача Виджая Баху IV в сборе налогов и покрытия дефицита королевского казначейства. Мятеж, стоивший ему жизни, был вызван, вероятно, его неспособностью заплатить наёмным воинам.
Весь этот период носит печать постепенного упадка. Уже упомянутые храмы Ланкатилака и Гадаладения, - единственные достойные быть отмеченными культовые строения, - находятся в резком контрасте с Полоннарувой по отсутствию остатков архитектурных комплексов. Даже храм Зуба Будды, возведённый Паракрама Баху в ранних годах правления, пришлось в конце царствования восстанавливать. Неоспоримый признак национальной бедности - факт, заверенный современным источником, что во время Паракрама Баху медная монета стала считаться "золотой". Есть указания, что перенос столицы в Гамполу был вызван внутренними смутами - дворцовым переворотом, описанным Ибн Батуттой, и традиция приписывает отказ Паракрама Баху V от Курунегалы войне. Мы видели также растущее могущество Джафны во второй и третьей четверти XIV в. Таким образом, эпоха Паракрама Баху VI знаменует упадок сил сингальской монархии.
ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ГЛАВЫ V
Об истории в целом, смотри Mhv. (после правления Паракрама Баху IV - незначительный источник сведений); Puj., Особенно неопубликованную более длинную версию, и Hatthavanagalla Vihara-vansa, оба современники Паракрама Баху II.; N.S., составленные в конце четырнадцатого столетия, и их производную и продолжение Saddh. О периоде Дамбадения, смотри "Замечания о династии Дамбадения", V.A. x. pt. i. pp. 37 ff. and pt. ii. pp. 88 ff.
Паракрама Баху II. О вторжении Пандья, смотри надписи A.B.E. Nos. 421 от 1907, 356 от 1906, и также том 1912, p. 65. О Javakakotte, расположенном между Mavatupatuna (Mantota) и Kalmunai, смотри Kokila Sandesaya, v. 236.
Бхуванаика Баху I. Вторжение Пандья, кажется, упомянуто в R.E. No. 698 от 1916. О раджпутах на Ланке, смотри Тодд, "Анналы Раджастана", i. p. 276, и V.A. x. p. 88; их вождь был назван Thakuraka, хорошо известный раджпутский титул. О посольстве в Египет, смотри J.B.A.S., C.B. xxviii. No. 72, P. 82. Надпись, упоминающая Арья Чакраварти - A.R.PJ. No. 110 от 1903.
Паракрама Баху III. "Сарайоти Малаи" опубликована в "Kokuvil Press", Джафна, 1910 (второе издание). О заговоре Бхуванаика Баху, смотри Виджесинха Mhv. p. 316, и Упама Mhv. (Священные и исторические книги Ланки, 1833, vol. 1. p. 355). Гражданская война определенно упомянута в "Далада Сирита", написанной при Паракрама Баху IV.
Бхуванаика Баху II. О разночтениях, смотри 02. a. pt. ii. p. 91, и Гейгера "Чулавамса", xc., 63.
Паракрама Баху IV. Дата вступления на трон появляется в современной "Далада Сирита". О дагабе Алутунувара, смотри C.A. ib. p. 92. Традиция приписывает её основание Бхуванаика Баху. I. (Lewuke Sannasa, Сообщение об округе Кегалла, p. 47).
Труд Ибн Батуты в части, относящейся к Ланке, переведен в J.R.A.S., C.B. 1882; об "Алконаре", смотри ib. nix. No. 75, p. 106. Мусульманский надгробный камень в Коломбо, содержащий дату - 337 г.хиджры (A.D. 949), опубликован в Сделках R.A.S. i. 545. О китайской книге Tao I Chi Lueh смотри J.R.A.S., C.B. xxviii. No. 73. О надписи Кит Сиримевана, смотри C.A. i. p. 152.; ii. pp. 149, 182. О Гиривамсе, смотри D.B. Jayatilaka's "Daily Routines of Parakrama" в Буддисте, 8 Июля 1922.
Согласно работе Чжао Чжу-гуа на китайском языке и арабской торговле в двенадцатом и тринадцатом столетиях (F. Hirth и W. W. Rockhill, Ст. Петербург, 1912), Си-лань (Цейлон) находился под властью "Нан-пи" или Малабара и посылал ежегодную дань Сань-фо-ци (Палембанг на Суматре). Первое утверждение, возможно, имеет отношение к Магхе и его керальцам; второе может содержать указание на Тамбралингу, родину Чандрабхану; есть река Тамбиланг на восточном береге Суматры.
О причинах, по которым была оставлена Курунегала, смотри ниже (Паракрама Баху V).
Бхуванаика Баху IV. Дата вступления на трон приведена в Lankatilaka (J.R.A.S., C.B. x. No. 34, pp. 83 if.) и в надписи Gadaladeniya как 1266 год эры Сака. Дата A.B. 1894 = A.D 1351/2 для четвертого года его правления появляется в N.S., которая неправильна также в отношении двух других дат (C.A. ix. p. 186).
Паракрама Баху V. О войне, которая заставила его покинуть Курунегалу, смотри Географический справочник Lawrie's, vol. ii. p. 581, и C.A. x. p. 97. Дата вступления на трон дана в надписи Hapugastenna (J.R.A.S., C.B. xxii. No. 65, p. 362).
Викрама Баху III. О дате вступления на трон, смотри надпись Vigulawatta в "Сообщении об округе Кегалла", p. 79, и для последнего известного года запись Niyangampaya в J.R.A.S., C.B. xxii. No. 65, p. 343. В отношении войны с Джафной я следовал несколько более поздней N.S. а не более современный и путанной Raj., которая, тем не менее, содержит ценные детали. Надпись в Котагаме опубликована в "Сообщении об округе Кегалла", p. 85; но перевод должен быть скорректирован, "Setu" - девиз королей Джафны, и "Anuresar" означало "Правителя Анурая", - слово, использовавшееся в тамильском языке первоначально для обозначения Анурадхапуры, а затем для любой сингальской столицы.
Бхуванаика Баху V. О надписи Virupaksha смотри Ep. iii Ind.. No. 32. О дате вступления на трон, смотри N.S., и о тридцать четвертом или тридцать шестом годе, J.R.A.S., C.B. xxii. No. 65, p. 366. Последнее упоминание великого Алагакконары - под 1304 годом эры Сака (1382/3) в Sinhala Attanagalu-vansa. "Прабхураджа" из "Майюра Сандесайи" - Вира Алакешвара, брат Вира Баху и свояк Бхуванаика Баху V. О преемниках Бхуванаика Баху V смотри Saddh. p. 295, почти современная работа. О Виджая Баху VI, смотри дискуссию в J.R.A.S., G.E. xxii. No. 65, pp. 316 ff. Надпись Керагалы No. 1, упоминающая Виджая Баху, в действительности - версия надписи No. 2, но М-р H. C. P. Белл утверждает, что Виджая Баху правил незадолго до Паракрама Баху VI. Из этого непонятно, как сестра Aлагакконары могла быть упомянута в No. 1. О королевском происхождении последующих представителей семейства Алакешвары говорится в надписи Сагама (J.R.A .5., G.E. ib. p. 364). О китайских источниках смотри lb. xxiv. No. 68, pp. 74 if. и xxviii. No. 73, p. 32, и о трёхъязычной надписи Spolia Zeylanica, viii: pt. xxx. 1912. Доказательство, что эпа Паракрама Баху не одно и то же лицо с Паракрама Баху VI, обнаружено в нумерации королей в Saddh p. 71, где, однако, "116" "в строке 3 должно читаться" как "115" (pasalos вместо solos).
О постройке и реконструкции храма Зуба Будды при Паракрама Баху II смотри Mhv. lxxii, 8; lxxxv. 91; и Puj. Упоминание медных монет ("masuran") - в Sinhala Ummagga Jataka; смотри версию T. B. Yatawara, Лондоном, 1898, p. 158, строка 31, где, тем не менее, "золото" должно быть "монетой".