Аспар : другие произведения.

Сообщение Лопиша-Пигафетты о королевстве Конго. Часть1. Главы 8-13

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Глава VIII. О протяженности королевства Конго, находящегося под властью короля в наши дни, согласно вышеупомянутым четырем делениям.
  
   Начиная от реки Коанза и отложив расстояние в 375 миль по направлению к линии экватор, мы находим реку, называемую Лас Барерас Вермельяс (las Bareras vermеglias), [получившую такое название] из-за обломков определенных скал, которые, будучи размыты морем, падают в нее, придавая ей такой оттенок. Отсюда, по прямой линии, королю [Конго] принадлежат 450 миль территории, и эта линия, будучи проведена дальше к югу, пересекает Хрустальные горы (не те, что находятся в Анголе, но другие) и Селитряные горы, и, пересекая реку Вербелу, у подножия Серебряных гор, завершается на расстоянии 500 миль, у озера Агелунда. Четвертая линия следует по течению реки Коанза, которая вытекает из вышеупомянутого озера, на расстоянии 360 миль, так что вся протяженность королевства, которым управляет в настоящее время король Конго дон Алвару, составляет 1685 миль. Но путь, которым можно пересечь эту страну, начинается в устье реки Заир, в месте, известном португальцам как Падраон и, оставляя справа королевство Конго и проходя через Солнечные и Хрустальные горы, заканчивается на расстоянии 600 миль и в 150 милях от Нила. Это истина, что раньше предки этого принца управляли многими соседними странами, которые впоследствии от них отпали, хотя они еще сохраняют в своей титулатуре названия тех областей, которые теперь находятся под властью других [правителей], как, например, титул [нынешнего короля Конго] звучит так: "Дон Алвару, король Конго, и Абундос, и Матамы, и Куизамы, и Анголы, и Ангои, и Каконго, и семи королевств Конгере, Амолаза, и Пангелунгос, и сеньор реки Заир, и Анзикос, и Анзикуана, и Лоанго, и т.д.".
   Провинции королевства Конго.
   Это королевство подразделяется на 6 провинций, называемых Бамба, Соньо, Сунди, Панго, Батта и Пемба. Провинция Бамба, самая большая и богатая [из всех], которой управляет дон Себастьян Манибамба, кузен короля дона Алвару, недавно скончавшегося, расположена на морском побережье, простираясь от реки Амбизе до реки Коанза на юге. Под властью этого принца находится много сеньоров, главные из которых - это дон Антонио Манибамба, наместник и брат дона Себастьяна, и другие, Мани Ламба, и Мани Данди, Мани Бенго и Мани Лоанда, губернатор острова Лоанда; и Мани Коримба, Мани Коанза и Мани Кассанзи. Все они правят на морском побережье; но в глубине страны, где земля принадлежит Анголе, правителями стали амбундос, которые, живя на границах Анголы, также являются подданными указанного Манибамбы, и это - Ангази, Чингенго, Мотолло, Чабонда и много других более низкого ранга. Заметим, что это слово "мани" означает "сеньор", а вторая полвина [титула] указывает на страну, находящуюся под его правлением; так, например, Мани Бамба означает сеньора страны Бамба, а Мани Коримба, которая является частью Бамбы, - сеньора Коримбы, и так далее. Эта провинция Бамба граничит с Анголой на юге, а на востоке, по направлению к озеру Агелунда, лежит Чеззама, страна, в которой люди живут в народоправии, и подразделяющаяся на много сеньорий, которые не подчиняются ни кролю Конго, ни королю Анголы. В конце концов, после того, как они оказали упорное сопротивление Пауло Диашу, эти сеньоры Чеззамы стали его вассалами, чтобы сбросить с себя ярмо короля Анголы; и Диаш заручился их поддержкой против упомянутого короля. Возвращаясь к стране Бамба, следует сказать, что она является главной [провинцией] королевства Конго; это ее ключ, щит, меч и защита, и преграда против неприятеля. Так что она способна подавлять любое восстание в тех краях, имея смелых людей, всегда готовых к войне, защищая [Конго] от врагов из Анголы, и помогая королю в подавлении волнений, происходящих в других странах. При необходимости она может выставить 400000 вооруженных мужчин, и хотя является только одной из шести частей королевства, но лучшей и величайшей [из них]. Главный город этой провинции лежит на равнине между реками Лозе и Амбризе и называется Панза, - название, общее для всех территорий. Здесь живет губернатор, и он [город] отстоит на 100 миль от побережья. В этой провинции берут свое начало горы, протянувшиеся в королевство Ангола, где есть серебряные рудники и месторождения всех других металлов. Она очень богатая, поскольку вдоль ее морского побережья находят [раковины] "лумаче", которые используются в королевстве Конго вместо денег. Здесь также ведется большая торговля рабами, которых привозят из Анголы, поскольку португальцы каждый год приобретают более 5000 негров, а затем увозят их на продажу в различные края. Люди этой провинции - самые смелые во всем королевстве, и вооружены длинными и большими мечами, похожими на славянские мечи, которые вывозят из Португалии. Среди них есть такие мускулистые люди, что они могут надвое разрубить раба или снести голову быку одним ударом такого меча, и более того (вещь, которая может показаться невероятной), один из этих храбрецов может держать в руке сосуд, вмещающий четвертую часть бочки с вином, до тех пор, пока сосуд не опустеет [т.е. вино не вытечет]. Они пользуются луками и стрелами, в обращении с которыми проявляют большую ловкость и сноровку; и кроме этого оружия, у них есть длинные щиты, сделанные из шкур дикого тура, о котором мы уже рассказывали выше, что его используют анзиче.
   Животные, которые водятся в провинции Памба.
   Животные, которые водятся в этой области, это, прежде всего, слоны, которые в большом количестве встречаются во всем королевстве Конго, но, в основном, в Памбе, т.к. там большее изобилие лесов, пастбищ и воды, чем в любой другой части этой страны, поскольку через нее протекает много рек, и таким образом эти огромные создания не испытывают недостатка в пище. Лопиш утверждал, что часто измерял ступни слона и находил их равными 4 пядям в ширину. Из чего всякий может (описав круг такого размера) представить размер всего тела этого животного. Ступня слона называется "мало манзао", т.е. "нога слона". Когда в наши дни в Португалии, Италии или Германии мы видим слонов значительно меньшего размера, чем те, о которых мы упомянули, то единственно по той причине, что они еще молодые и были увезены в те страны еще детенышами, чтобы их легче было приручить. Считается, что в тех областях [т.е. в Конго] они живут по 150 лет, и перестают расти только в среднем возрасте. В поддержку этого утверждения Лопиш добавляет, что ему приходилось видеть клыки, не бивни, как некоторые думают, которые весили 200 фунтов 12 унций. На языке Конго они называются "мене манзао", или "слоновая кость". Молодой слон известен как "моана монзао", или "сын слона". Их уши крупнее, чем самый большой турецкий щит, имеют 6 пядей в длину и похожи по форме на яйцо, и более узкие и более заостренные к плечам; ими, а также своим хвостом и хоботом, они отгоняют мух. Утверждают, что когда они не могут достать [ими] своих мучителей, то начинают чесаться и так убивают их.
   Их хвосты поросли длинными мягкими волосами, перемежающимися с черными и более блестящими, у старых животных они более жесткие и красивые, и наиболее высоко ценятся теми людьми, как знатными мужчинами, так и женщинами, в Анголе и прилегающей стране Амбундо, которые носят их в качестве нашейных украшений, и используют их не только из-за их красоты, но также и потому, что они принадлежат таким большим животным. Они очень толстые, похожие на веревку, и их невозможно разорвать, даже напрягая все силы, наоборот, при попытке сделать это можно травмировать руки. Для того, чтобы приобрести их, многие [туземцы] устраивают засады на слонов, и когда те пробираются по узким и извилистым тропам, они идут следом за ними, и [незаметно подкравшись], острым ножом отрезают им хвосты. Один такой хвост равен по стоимости двум или трем рабам. [Что же касается слонов], то эти животные не могут повернуться, чтобы отомстить своим обидчикам, в тех узких проходах, и не могут достать неприятеля своим хоботом. Некоторые [туземцы], ловкие и смелые, нападают на слонов украдкой, сзади, когда они пасутся, и стараются одним ударом отрубить им хвост, уворачиваясь от слона благодаря тому, что кружатся вокруг него, - поскольку, несмотря на то, что эти животные такие огромные, они могут очень быстро бегать по прямой линии и несутся крупными шагами, хоть они и медлительные. На открытой равнине они бегают быстрее, чем самый резвый конь, но, поворачиваясь, они теряют время, и охотники, пользуясь этим, успевают скрыться. Многие, тем не менее, бывают пойманы и убиты слонами, когда они гонятся за ними по прямой дороге.
   Древние, которые плохо разбирались в этом вопросе, считали, то слоны не могут лечь на землю, но [спят], прислонившись к деревьям, и когда охотники подрубают их, то слоны падают вместе с ними, становясь легкой добычей для охотников, которые ловят их, когда они лежат на земле. Но Дуарте Лопиш утверждал, что они не только лежат на земле, но также становятся на колени и поднимаются на задние ноги, упираясь ступнями передних в стволы деревьев, чтобы поесть листву, и наклоняются, чтобы попить воды, которую часто можно найти в их логовищах. Их суставы похожи на суставы других животных, хотя и отличаются в некотором отношении, поскольку от ступней до плеч у них имеется всего два сустава. Когда они пасутся, они валят большие деревья, упираясь в них плечами и спиной, но маленькие деревья они зажимают своими бивнями, выворачивают их [из земли] и оттаскивают, чтобы полакомиться их листвой. Иногда случается, что один из их бивней ломается, и можно встретить много [слонов], бродящих по открытой равнине, у которых сломаны бивни. Они пережевывают пищу короткими зубами, которые не видны, в отличие от двух длинных бивней, и отправляют пищу в пасть своим хоботом, действуя им как рукой, конец которой выглядит подобно пальцу; им (хоботом) они могут поднимать самые маленькие вещи, такие, как орехи, солому и пшеницу, и класть их в рот, как я, Филиппо, сам видел в Лиссабоне.
   Поскольку молодой слон растет медленно, слониха не может постоянно кормить его молоком, и вскоре он учится находить себе пищу самостоятельно. Мать-природа распорядилась так, что эти животные могут производить на свет потомство только раз в семь лет. Их кожа невероятно жесткая, имеет 4 пальца в толщину, и ее невозможно пробить даже из ружья. Лопиш сообщает, что он однажды выстрелил [в слона] из маленького ружья, называемого "петрераа", и попал в него, но не ранил; слон унесся сломя голову, пробегал три дня, в состоянии предсмертно агонии натолкнулся в пути на нескольких рабов, и, одержимый бешенством, он набросился на них и убил. Туземцы не знают, как укрощать этих животных, такому множеству которых они с легкостью могли бы найти полезное применение для перевозки товаров и многих других дел в хозяйстве. Они ловят их, заманивая в глубокие рвы в тех местностях, где они обычно пасутся. Эти рвы узкие внизу и широкие сверху, так что животные, попав в них, не могут выбраться самостоятельно, и, прыгая вверх, снова падают [на дно рва]. Сверху эти рвы замаскированы землей, травой и листьями, которые совершенно скрывают их от глаз, и животные, ступая на них, попадают в ловушку. Лопиш утверждал, что он свои глазами видел в Коанзе один очень примечательный случай, именно, молодой слон, следуя за матерью, провалился в яму, из которой он не мог выбраться, хотя и прилагал для этого все возможные усилия, так что он так и умер там, и слониха-мать засыпала его травой, ветвями и молодыми побегами деревьев, заполнив яму до самого верха, чтобы охотники не могли вознаградить себя его поимкой, и предпочтя скорее убить его, чем позволить попасть живым в их руки. Эта заботливая мать-слониха, не боясь толпы, которая окружила яму с различным оружием [в руках], и направленных против нее шумных криков против нее, уверенная в своих силах, с утра до ночи старалась отогнать [охотников], и, потерпев неудачу, поступила так, как мы сказали. Слон - добродушное по природе животное, и, сознавая свою силу, не знает страха, не причиняя никому вреда, если его самого не тревожить, и близко подходит к человеческому жилью, не питая никаких дурных намерений. Они не бросаются на людей, разве что их раздразнят, только иногда они могут осторожно подбросить в воздух своим хоботом любого, кого повстречают на пути. Они приходят в восторг при виде воды, и чаще всего их можно увидеть на реках и озерах, куда они имеют привычку заходить около полудня, и пьют и освежаются, купаясь и наполовину погружаясь в воду, и обливая себе водой, которую они набирают в хобот. Из-за большого количества пастбищ и бродов в королевстве Конго там встречается большое количество этих созданий. Дуарте Лопиш утверждал, что видел, как они проходят от Касанже к Лоанде через маленькую зеленую долину по 100 животных за раз (держась стадами, подобно коровам, верблюдам и похожим животным, а не поодиночке, в отличие от львов и других диких зверей), большие и малые, и последние следуют за своими матерями, а впереди идут молодые слоны. Изобилие слоновой кости, которую вывозят оттуда, объясняется тем, что там водится множество слонов; и, кроме того, слоновая кость не считалась ценной до тех пор, пока португальцы не начали торговать ею в тех областях. Поскольку за минувшие столетия скопилось огромное количество слоновой кости, то даже в наше время она стоит дешево.
   Неизвестно, есть ли в тех странах какие-либо другие животные, такие же крупные, как лон, или водятся ли здесь похожие на слонов (по размеру) носороги, называемые в Индии "база". Но хорошо известно, что рога, которые растут на носу этого животного, привозят из страны Анзичи, и существенно ценятся там, используясь для (лечения) разных болезней, так что возможно, что некоторые из них встречаются в тех краях. Львы в стране Анзичи похожи на тех, что водятся в других частях света, но их не увидишь в Бамбе, где, однако, встречаются, большое количество тигров, того же самого вида, которых Дуарте Лопиш видел во Флоренции, - это подтверждает, что они являются тиграми. Он рассказал также о любопытных привычке, существующей среди них, - что они не причиняют вреда белым людям, но нападают только на черных, и даже убивают и пожирают чернокожих, когда те спят, обходят белых стороной. Если они не могут утолить свой голод в дикой природе, они бесстрашно таскают с самих дворов домов любых животных, которых находят там, не щадя никого. На языке Конго они называются "энгои". Эти звери столь же свирепые, как львы, и рёв их похож на львиный рык, и они похожи на них во всех отношениях, за исключением шкуры - у тигров она пятнистая, тогда как у львов везде одного цвета. Тигров ловят и убивают разными способами, иногда подмешивая им в пищу яд. Также расставляют ловушки, в которых оставляют ребенка, и когда голодный зверь появляется там, привлеченный видом добычи, он внезапно проваливается в одну из этих ловушек и, пытаясь освободиться, еще больше запутывается, и так попадет в руки к охотникам. Другой способ ловли заключается в том, чтобы напасть на него со стрелами, копьями и огнестрельным оружием. Тигры являются врагами для негров, для овец и даже для крупного рогатого скота. Несмотря на это, Дуарте Лопиш сообщал об одном (детеныше), пойманном им самим в возрасте 15 дней от роду, и вскормленным козьим молоком. Когда же зверь вырос, он ходил за ним по пятам, как собака, совсем смирный, но не позволял никому прикасаться к себе, кроме хозяина. Несмотря на это, это создание издавало рёв, и его глаза страшно сверкали. По прошествии времени он загрыз его (Лопиша) любимую собаку, а также ручную зебру, принадлежавшую его хозяину, который, найдя тигра опасным животным, пристрелил его. Он добавляет, что в этих краях усы тигра считаются чрезвычайно ядовитыми, и если их подмешать в пищу, то приводят к смерти, словно от безумия. По этой причине того, кто приносит шкуру этого зверя без усов, король приказывает подвергнуть наказанию.
   В этой стране встречается другое животное, называемое зеброй. Она распространена также в некоторых частях Барбарии и Африки, и хотя во всех отношениях похожа на мула, всё же не является им, поскольку приносит мужское потомство. Она имеет очень специфический окрас шкуры, и отличается от всех других созданий, - именно, от спины до живота у нее идут, чередуясь, полосы трех цветов - черного, белого и темно-коричневого. Самые большие полосы имеют 3 пальца в ширину и охватывают всё тело (зебры), каждая имеет свой собственный цвет. Шея и голова, а также уши и ноги "расписаны" подобным же образом; причем после белой полосы неизменно следует черная, а за ней темно-коричневая, и эта закономерность цвета всегда соблюдается. Грива (у зебры) не длинная. Хвост, подобно хвосту мула, - очень лоснящийся и хороший на вид. Ноги и копыта - также похожи на ноги и копыта мула. Это животное напоминает коня своей резвостью, поскольку оно настолько быстро бегает, что в Португалии и Кастилии до сих пор, желая подчеркнуть скорость бега, говорят: "быстрый как зебра". Эти животные каждый год приносят потомство и встречаются в большом количестве, совсем дикие. Приручив, их можно было бы использовать для верховой езды, для перевозки грузов, а также как хороших боевых лошадей, и для многих других целей. Из всего этого мы видим, что мать-природа не обделила ни одну страну животными, подходящими для нужд и удобства человека, пищей и климатом, чтобы люди ни в чем не испытывали недостатка для жизни. Ни в одной из частей королевства Конго, однако, нет коней, (туземцы) не знают, как запрягать быков в ярмо или надевать упряжь для перевозки или переноски тяжестей, или как приучить зебр к узде и седлу, или, по правде сказать, как перевозить свой товар с одного места на другое, навьючив на этих животных, поэтому и поневоле приходится использовать для этой цели мужчин-носильщиков. И так, лёжа в подобии носилок, или сидя в них, и защищаясь от солнца зонтиками, людей носят их рабы, или же мужчины, которых можно нанять на разных станциях. Если кто-либо желает путешествовать быстро, он должен взять много рабов, и когда те, кто несут (их) первыми, устают, то их место занимают другие, таким образом непрерывно чередуясь, подобно тому, как татары и персы меняют на скаку своих коней. Эти люди идут очень быстро, привычные к своему бремени, и, постоянно меняясь, соперничают с почтовыми лошадьми. Далее мы расскажем о том, каким образом носят носилки, в которых путешествуют эти люди, а также об одежде мужчин и женщин, солдат, военных инструментах и пальмовом дереве.
   Другие животные, которые водятся в этих краях, имеют высоту в холке примерно на 4 фута меньше, чем быки, шкуру красного цвета, и рога, похожие на козлиные, черные, витые и блестящие, из которых делают красивые украшения, подобные тем, что делают из рогов буйвола. Формой головы и шерстью они похожи на волов, и их шкуры высоко ценятся, вывозятся в Португалию, а отсюда - в Германию, где их подвергают обработке и называют "Дантс". Король Конго желал иметь ремесленников, владеющих искусством выделки и очистки этих шкур, чтобы делать из них защитное вооружение. Несмотря на это, эти люди используют их в качестве щитов, отражающих удары различного оружия, особенно против стрел. Этих животных убивают как из ружей, так и из луков, но если они учуют подкрадывающегося к ним охотника, они набрасываются на него и, будучи свирепыми и храбрыми, наносят ему раны своими рогами и мордой, будучи неспособны сделать это рогами, и оставляют его полумертвым, если не действительно мертвым. По пустыням королевства Анзикана бродят бесчисленные стада диких буйволов, а также диких ослов, которых греки называют онаграми. Кроме того, встречаются также другие животные, которые называются "эленаланга", похожие по своей величине и строению тела на волов, за исключением того, что они держат голову и шею над туловищем. Их рога - широкие и кривые, в 3 пяди длиной, и ветвятся отростками, но имеют острые концы; и из них делают прекрасной формы рога для питья. Хотя эти создания живут в лесах, они почти безобидные. Из шкур, содранных с их шей, тачают подошв для обуви, а их мясо используют в пищу. Их можно было бы приучить к плугу, а также использовать для других работ в домашнем хозяйстве. Здесь также пасутся большие стада коз и ручных быков. Есть также свиньи, кабаны, и большие стада овец и коз. Дон Лопиш утверждает, то эти овцы и козы рожают за раз по 2, 3 или 4 ягненка или козленка, но никогда не приносят только одного. Бывает так, что у скотоводов есть целые стада животных, которых всех принесла одна-единственная матка, и Лопиш убедился, что это правда, поскольку сам держал несколько их голов в своем жилище.
   Волки также обитают в тех областях, где есть изобилие пальмового масла; они любят пальмовое масло превыше всего, и издали чуют его запах, поскольку обладают столь же тонким обонянием, которое Вергилий приписывал собакам (...........). масло это, как было сказано, добывают из пальмового дерева, и оно густое и твердое, подобно сливочному маслу; и замечательно, как эти волки могут схватить горлянку, полную этого масла, своими зубами, и унести ее прочь, подобно тому, как у нас волки таскают овец, закинув на плечо. Здесь также изобилуют лисы, которые, подобно тем, что водятся в нагих краях, охотятся на птиц. В провинции Пемба есть бесчисленная четвероногая дичь, такая, как олени, лани, косули и газели, и Лопиш говорил, что видел огромные стад последних, а также множество кроликов и зайцев, поскольку там нет охотников, которые бы убивали их.
   В этой же самой провинции есть много диких кошек, называемых португальцами "альгазия", и люди приручают некоторых из них ради выделяемой ими благовонной эссенции, которая им очень нравится. Это было еще до того, как португальцы завели торговлю в тех краях. В Манибатте ловят большое количество соболей, которые имеют очень красивый серый мех. Они называются "инкире", и никому не разрешается пользоваться шкурками этих зверей, кроме как с разрешения князя провинции, и они ценятся так высоко, что (по стоимости) одна шкурка равняется цене раба. Ближе к области Анзикана также ловят куниц и шьют из их шкурок одежду, о которой мы поговорим в надлежащее время.
   Обезьяны и подобные животные различного вида, как большие, так и малые, встречаются в стране Сонго, которая лежит у реки Заир. Некоторые эти создания очень забавные, и тамошние сеньоры держат их при себе для развлечения, но особенно для охотничьих забав; и хотя они не отличаются особой силой, зато мастерски подражают всем действиям и манерам людей. Во всех вышеупомянутых областях эти животные встречаются в большем или меньшем количестве.
   Большие и малые змеи здесь полностью отличаются от тех, что водятся в наших странах, будучи огромными и ужасными на вид, и некоторые из них имеют 25 пядей в длину и 5 в ширину. Желудок и пасть у этих созданий столь велики, что они могут целиком заглотить оленя или любое другое животное равного размера. Они называются **********, т.е. "большая водяная змея", и выходят (из воды) на сушу, чтобы добыть себе еду, а затем возвращаются в реку, живя в обеих стихиях одинаково. Они цепляются за ветви деревьев и, лежа на них, подстерегают животных, которые приходят, чтобы попастись рядом, и кода они оказываются достаточно близко, чтобы они (змеи) могли наброситься на них, они стремительно бросаются вниз и хватают животное своим хвостом, сдавливая и удушая его насмерть, после чего затаскивают его на некое отдельно стоящее дерево или в другое место, где медленно поглощают его, даже вместе со шкурой, рогами и костями. Таким образом насытившись, они впадают в состояние оцепенения, и тогда их может убить даже ребенок; съеденной туши животного им хватает на 5 или на 6 дней, а затем они сновав отправляются на поиски жертвы. Они сбрасывают свою кожу в определенное время года, а иногда даже после того, как наедятся до отвала; эти кожи впоследствии находят и подбирают как образцы, позволяющие судить о размере этих созданий. Туземцы-язычники высоко ценят этих змей за их мясо, предпочитая его даже мясу домашней птицы и другим подобным деликатесным сортам, и они едят их жареными, находя их в большом количестве лежащими в зажаренном виде на земле (после того), как они выжигают (участки земли под пал) в своих дебрях.
   Кроме того, там есть также ехидны, хорошо известные благодаря тому, что они настолько ядовитее, что любо укушенный ими (человек) умирает через 24 часа, хотя негры знают определенную траву, которая излечивает от их укусов. Есть и некие другие твари, размером с барана, которые имеют крылья и хвост, подобно драконам, и длинную (вытянутую) морду с разными рядами зубов, и которые питаются сырым мясом. Их кожа похожа на чешую лазурно-синего и зеленого цвета, и у них есть две лапы. Туземцы-язычники поклоняются им как богам, и даже в наши дни эти люди берегут их, как некую диковинку. Чтобы сделать их еще более ценными, знатные люди держат их у себя, чтобы получить от тех, кто придет поклоняться им, дары и подношения. В скалах здесь обитают четвероногие хамелеоны размером с ящерицу и подобных ей созданий, с маленькими острыми глазами и хвостом, похожим на пилу. Они по большей части имеют темно-голубой и зеленый окрас, и даже когда смотришь на них, можно видеть, как их кожа быстро меняет свой цвет. Они живут в основном на высоких скалах и деревьях, дыша воздухом, который заменяет им пищу. Другие ядовитые змеи, встречающиеся здесь, имеют на конце хвоста подобие шара, напоминающего погремушку, которая трещит, как если бы природа специально снабдила их ей, чтобы предупредить об опасности тех, кто подойдет к ним на близкое расстояние. Эти "погремушки" и головы этих змей - средство от лихорадки и сердечной дрожи. Таковы те создания, которые встречаются в этих областях, помимо других, которые водятся в прочих странах.
   Теперь остается поговорить о птицах, и прежде всего о страусах, поскольку они превосходят всех прочих птиц своим размером. Они встречаются в тех частях (провинций) Сунди и Батта, которые граничат с Музомби; их птицы вылупляются из яиц, нагретых солнцем. Их перья используются в качестве штандартов и знамен в битвах, а в сочетании с перьями павлина идут на изготовление зонтов от солнца. И поскольку мы упомянули павлинов, я могу сказать, что в тех частях Анголы павлинов держат в особом лесу, огороженном стенами, поскольку король не позволяет никому, кроме самого себя, иметь этих птиц, по той причине, что из их перьев делают вышеупомянутые королевские штандарты. В древних историях об Александре Великом можно прочесть, что эта птица очень высоко ценилась, когда ее впервые привезли в Европу. Здесь есть также петухи, называемые "индийскими" (индюки), куры, гуси и утки различных пород, как дики, так и одомашненные, и куропатки в таком количестве, что дети ловят их в силки. Есть также другие птицы, похожие на фазанов, называемые "галлигиолес", голуби, голубки, и большое количество тех птиц, что называются "клюющими фиги". Хищные птицы, такие как королевские орлы, соколы, ястребы, ястребы-перепелятники и другие, которые водятся здесь, не используются для соколиной охоты. Водоплавающие птицы, такие как большие белые пеликаны, называемые так португальцами, ныряют под воду, их горло такое большое, что они могут целиком проглотить рыбу, а желудки такие крепкие и такие горячие от природы, что в них легко помещаются до 50 рыбин. Их шкуры такие теплые, что туземцы используют их в качестве покрывал и высоко ценят. На (речных) бродах здесь можно увидеть множество белых цапель и серых выпей, называемых "королевскими птицами". Есть также некие птицы, похожие на журавлей с красными клювами, красными ногами и размером с лебедей; их перья по большей части красные, остальные - белые, а некоторые имеют окраску темного цвета. Эти птицы, называемые туземцами фламинго, каковых они очень напоминают, очень красивы; их мясо съедобно.
   Здесь изобилуют большие серые попугаи, которые хорошо подражают человеческой речи, а также маленькие, зеленые, которые совсем не умеют говорить. Есть также определенные маленькие птицы, называемые ".....", (по размеру) больше, чем канарейки, с красными перьями и клювами, другие - зеленого окраса, с черными ногами и клювами. Некоторые - все белые, другие - серые или даже полностью черные. Эти последние поют более красиво, чем прочие, и словно бы переговариваются (друг с другом) в песнях. Есть там и другие, которые поют по-разному, но все так мелодично, что сеньоры этой страны держат этих птиц в клетках и высоко ценят за их пение.
  
   Глава IX. О провинции Сонго, в которой течет река Заир, и о Лоанго.
  
   Эта провинция расположена в 7,5® к северу от реки Амбризе, и ее граница после пересечения рек Лелунда и Заир завершается у Красных Скал, которые находятся на границах королевства Лоанго. В центре это провинции находится территория того же самого названия, именуемая Сонго, где живет губернатор страны. Сеньоры, управляющие это страной, называются "мани-сонго", или сеньоры Сонго, и обычно (являются особами) королевской крови. Тот, кто теперь правит там, носит имя дон Диего Мани-Сонго, и под его властью находятся несколько меньших сеньоров и провинций, которые в старые времена были свободны, подобно людям Момбалы, которые живут вблизи города Конго, но теперь подчиняются ему. На другом берегу реки Заир, к северу, - провинция Пальмар, которая получила свое название от большого количества растущих там пальмовых деревьев. Другая сеньория граничит с владениями короля Лоанго, который прежде был вассалом короля Конго, но с течением времени стал независим, и теперь претендует на то, что является другом этого короля, но не его вассалом. Люде этой страны прежде называли "брамас", и теперь они живут в глубине страны, по направлению к востоку, под линией экватора, вплоть до границы Анзиканы, (населяя земли) вдоль гор, которые отделяют их от анзичи на севере. Люди Лоанго называют этих анзичи "конгреамолал", поскольку прежде они были подданными Конго.
   В Лоанго встречается много слонов, а также слоновой кости. Слоновую кость они меняют на железо, и даже гвоздь от корабля здесь можно обменять на целый слоновой бивень. Это происходит либо потому, то здесь нет никаких [месторождений] железа, либо потому, что [туземцы] не умеют его обрабатывать. Эти люди используют его (железо) в виде наконечников для стрел, и для другого оружия, как мы говорили выше, описывая брамас. Они делают также ткани из пальмового дерева, такие, как мы описывали выше, но более тонкие и красивые. Здесь изобилует рогатый скот и другие самые разнообразные животные.
   Туземцы являются язычниками, и их одежда похожа на ту, что носят в Конго. Они ведут войны со своими врагами, живущими по соседству, - туземцами Анзиканы; и в сражениях с ними они обычно просят помощи у Конго, таким образом отчасти сохраняя свою независимость. Они поклоняются чему угодно, их главное божество - солнце, воплощение мужского начала, и луна - [воплощение] женского. В остальном каждый выбирает свой собственный идол, которому он поклоняется по своему желанию. Эти люди должны охотно принять христианскую веру, поскольку многие из них, которые живут на границах с Конго, уже обратились в христианство, а остальные только из-за нехватки священников и другие (лиц духовного сана), которые научили бы их истинной вере, продолжают коснеть в заблуждении.
  
   Глава Х. О третьей провинции, называемой Сунди.
  
   Провинция Сунди ближе всех расположена к городу Конго, называемому Сан-Сальвадор, хотя и за его пределами, на расстоянии 40 миль от него. Она простирается до реки Заир и охватывает даже противоположный берег этой реки вплоть до Кадуты, или водопада, о котором мы уже говорили выше. Она простирается как вдоль обоих берегов реи, гранича на севере с Анзикой, так и к югу вдоль вышеупомянутой реки вплоть до ее слияния с рекой Банкаре, и вдоль ее берегов вплоть до подножия Хрустальных Гор. Главный город ее находится на границе с провинцией Панго, где живет губернатор провинции, носящий то же самое имя, т.е. Сунди; и он (город) лежит в дне пути к югу от водопадов на реке. Эта провинция - самая главная, она образует почти патримоний (королевский домен) всего королевства Конго, и поэтому ею всегда управляет старший сын короля и принц, который занимает первое место в порядке наследования трона, как это пошло со времен первого христианского короля, дона Жуана, чей старший сын, дон Афонсу, перед тем, как наследовать своему отцу, управлял здесь. Все последующие короли придерживались того же самого обычая, отдавая эту провинцию в управление принцу, который был следующим по старшинству, и подобным образом нынешний король дон Алвару был сам прежде ее губернатором и именовался Мани-сунди. Стоит отметить здесь, что в королевстве Конго никто, имея собственность, не может оставить ее своим наследникам. Всё принадлежит королю, и он распределяет власть, богатство и территории тому, кому пожелает, и его собственные сыновья подчиняются тому же закону. Вследствие указанного закона, если кто-либо уклонится от внесения ежегодной дани, король отнимает у него губернаторские полномочия и отдает их другому, как случилось с ныне царствующим королем, когда Дуарте Лопиш находился при его дворе; пожелав, в бытность свою губернатором, проявить больше самостоятельности в своих действиях, и даже различными благодеяниями привлечь на свою сторону своих вассалов, которые тяготились возложенным на них бременем, он был за это неповиновение смещен с поста губернатора и попал в немилость к королю, что известно на языке тех людей как "тамбонадо", о чем мы более подробно расскажем в других частях этой книги. Под властью губернатора Сунди находится много сеньоров. Люди (этой провинции) ведут торговлю с прилегающими странами, продавая и меняя соль и различные виды тканей, привезенные из Индии и Португалии, и используя "лумаче" вместо денег. Они получают взамен ткани, сделанные из пальмового луба, слоновую кость, соболей, и ремни, сделанные из пальмовых листьев красивой выделки, и высоко ценящиеся в тех краях. (В Сунди) обнаружено большое количество (горного) хрусталя, а также некоторые металлы; но железо ценится превыше всего, и из него люди делают ножи, огнестрельное оружие, мечи и подобные орудия, находящие применение в повседневной жизни.
  
   Глава XI. О четвертой провинции, называемой Панго.
  
   Страна Панго прежде была независимым королевством. На севере она граничит с Сунди, на юге - с Баттой, на западе - с Конго, и на востоке - с Солнечными горами. Главный город, который является резиденции губернатора, носит то же самое название и расположен на западном берегу реки Барбела. Первоначально она называлась Пангелунгос, но со временем это название исказилось в Панго. Река Барбела течет посредине ее, эта река берет свое начало в большом озере, из которого втекает Нил, а также в другом озере, меньшем по размеру, называемом Агелунда, и впадает в Заир. Хотя эта провинция самая маленькая из всех, но, несмотря на это, приносит немалую дань. Она была завоевана после Сунди и стала подвластной принцу Конго, и теперь все ее жители имеют тот же язык и одежд. Нынешний губернатор носит имя дон Франсишку Манипанго и принадлежит к старейшей знати из вождей Конго. Он всегда присутствует на (заседаниях) государственного совета, будучи уже человеком старым и славящимся большим благоразумием; он управлял этим королевством (т.е. провинцией) в течение 50 лет без всяких волнений и ни разу не был отозван королем. Торговля в этой провинции напоминает ту, что ведется в Сунди.
  
   Глава XII. О пятой провинции, называемой Батта.
  
   Эта страна граничит на севере с провинцией Панго, на востоке ее граница пересекает реку Барбела и доходит до Солнечных гор и до подножия Селитряного хребта, и к югу от упомянутых гор она следует от слияния рек Барбела и Какинго до Монте-Бручитато (?????). В этих пределах лежит Батта и ее главный город, резиденция губернатора, подобным же образом называющийся Батта. Это королевство прежде было могущественным и великим, и добровольно присоединилось к королевству Конго без всякий войны, несомненно, чтобы избежать раздоров среди вождей, и пользуется бОльшими преимуществами и свободой, чем любая другая провинция в королевстве Конго. Управление Баттой, по этой причине, всегда предоставляется одному из потомков королевского рода этой страны, согласно желанию короля, не предпочитающего одного другому, за исключением обязательной принадлежности к старому королевскому роду. Ни старший, ни второй сын не наследуют этого поста, но король Конго жалует его, как мы сказал, по своему желанию, для того, чтобы предотвратить узурпацию или восстание. Этот губернатор по своему рангу стоит ближе к королю, чем все прочие (губернаторы), являясь вторым лицом в королевстве, и никто не может отменить его указов, как могут отменить указы других, и если королевская династия пресечется, то наследование переходит к нему, и он носит титул дон Педро Манибатта. Иногда он ест за королевским столом, но сидя ниже (короля), что является привилегией, не предоставляемой ни одному другому губернатору в Конго, даже королевским сыновьям. Его двор и свита немногим уступают в пышности королевским, поскольку, когда он совершает публичный выезд по какому-нибудь случаю, то впереди него идут люди с трубами, барабанами и другими военными музыкальными инструментами. Португальцы обычно называют его "принц Батта", потому что, как говорилось, если король Конго не оставит наследников, то королевство должно перейти к одному из (лиц) его крови. Соседние языческие племена всегда воюют с ним, и он может выставить 70 или 80 тысяч (вооруженных) людей. Поскольку он ведет непрерывные войны с соседними племенами, ему позволено держать туземных мушкетеров, - но король не разрешает ни одному другому губернатору, даже своим сыновьям, применять туземные войска, но только португальских солдат. И Дуарте Лопиш утверждает, что когда он однажды спросил короля, почему он не разрешает губернаторам иметь туземных фузилеров, то получил ответ, что если они поднимут восстание и выступят против него с 1000 или 2000 вооруженных людей, то у него не хватит сил подавить его. И т.к. мы уже упомянули, что король разрешает использовать туземные войска только принцу Батты, уместно добавить, что это соображение продиктовано необходимостью, т.к. к востоку от Батты, за Солнечными и Селитряными горами на западном и восточном берегах Нила, и на границах королевства Моэне Муге, живут люди, которых в Конго называют "жага", но известные в свое стране под именем "агаг". Они очень дикие и свирепые люди, одержимые страстью к войне и разбою, постоянно совершают набеги на соседние страны, а иногда - на провинцию Батта, так что не удивительно, то население последней страны всегда пребывает начеку и держит вооруженных солдат для самозащиты. Под властью принца Батты находитяс много сеньоров, и туземцы называются "монсобос", их язык понимают в Конго. Это более грубое племя, чем мокиконги, и происходящие из них рабы бывают крайне непокорными. Торговля здесь та же самая, что и среди людей, о которых мы уже говорили, но доход, который король извлекает от Батты, в два раза превышает тот, что поступает от всех вышеупомянутых провинций.
  
   Глава XIII. О шестой и последней стране, называемой Памба.
  
   Провинция Пемба расположена в самом центре королевства Конго, будучи со всех сторон окружена границами провинций, описанных выше. Ее губернатор - дон Антонио Манипемба, второй сын покойного короля Алвару и брат царствующего суеверна. Отец так сильно любил дона Антонио, что назначил его губернатором указанной провинции, не зная, какой еще более ценный дар он мог бы ему сделать, за исключением самого королевства, которое он желал ему передать, поскольку он был ему ближе к сердцу, чем старший сын; но это противоречило королевскому закону, и он не мог этого сделать. Эта провинция - центр королевства Конго и колыбель древних королевств, и вследствие того, что она является главой других княжеств, в самом центре ее находится столица, о которой мы позже дадим более полные сведения.
   Упомянутый губернатор названной провинции Пемба живет на территории того же имени, расположенной у подножия Монте-Бручиато (????) и простирающейся вдоль реки Козе, которая вытекает из озера и течет через округ Бамба в море. Придворные, сеньоры и вассалы короля Конго имеют владения в этой провинции, для того, чтобы быть рядом с королевским двором, а также для того, чтобы с бОльшим удобством снабжать двор продовольствием и одеждой. Некоторые из этих сеньоров, и особенно те, что живут в областях, граничащих с (провинцией) Бамба, обязаны сражаться и защищать себя от их ближайших соседей, людей чиззама, которые, как говорят, восстали против короля Конго и претендуют на то, чтобы быть независимыми.
   Здесь мы заканчиваем Первую книгу, которая состоит из общего описания королевства Конго и его границ, и, в частности, провинций, (расположенных) в его пределах. Нам остается перейти дальше ко Второй (книге), в которой мы поведаем о местоположении города Конго, и его территории; а также о принце, на чьем крещении присутствовал король, и о его обычаях и дворе, и других вещах, относящихся к гражданскому и военному правительству этих людей. Позже мы опишем окружающие королевства и области, простирающиеся на юг до мыса Доброй Надежды, и даже за рекой (???????) и страны Индийского океана, вкратце коснувшись истоков Нила и причин его замечательного разлива, который невежды почитают за чудо.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"