"Проблема 3х чистых типов законной власти по М.Веберу"
Вебер заложил фундаментальные представления о политическом процессе. Автор, в некотором роде, искусно, завуалировано, оперировал тематическими представлениями разработанными "интеллектуальными глыбами" прошлого (государство - это союз, политический истеблишмент для достижения определенных целей опирается на аппарат - насилия). Немецкий мыслитель описал стержневой момент - политической системы. Он ввел в свободный лексический обиход понятия легальность и легитимность, дал внятную, основанную на объективных историко-политических реалиях, классификацию 3-х типов политического лидерства. Традиционный (патриархальный), Харизматический, Легальный (рациональный). Вебер обозначил предпосылки и базисные основания данных форм политического господства. Но прежде, чем приступить к аналитическому разбору вышеперечисленных моделей властителей, мне хотелось бы вступить с автором в некоторый спор по поводу использования терминологии. Дело в том, что понятие легальности, по моему глубокому убеждению, ни в коем случае нельзя связывать лишь с 3-м типом лидерства. Так как легальным может оказаться и вождизм и традиционализм. Легальность подразумевает - основание, какого либо деяния, явления в соответствии с нормативно-правовым актом, общепризнанным текстом (источником которого исходит не от людей). Главное, чтобы свод правил и установлений имел письменный характер. Только в этом случае представляется исключительная возможность говорить о легальности. Легитимность же подразумевает признание и одобрение со стороны определенной человеческой целостности (нации, народа, класса и т.д.) той или иной персоны.
Три идеальных (без излишеств и разбавления инородными составляющими) типов политического лидерства имеют, положительны и отрицательные характеристики.
Итак, патриархальная форма организации руководства имеет следующие минусы: 1. Как правило, стабильное развитие не всегда может быть динамичным и стремительно прогрессирующим, так как застывшие, традиционные институты власти, могут создавать помехи для продуктивной инициативы из нижней части иерархии. 2. Власть одного или небольшой группы - подразумевает относительную закрытость политической элиты, ротация которой происходит в соответствии с естественными явлениями (смерть, старение, экстремальные ситуации и т.д.). Появление новых фигур обуславливается, как правило, случаем. 3. Неверные действия "главного господина" в таком общественно-политическом образовании могут привести к глубокому кризису и полному уничтожению.
Минусами харизматического типа лидерства можно считать: 1. Воление одного, становится законом для части или всех участников политической сферы. 2. Не все внешне притягательные личности, несут созидательную идеологию. Некоторые пласты их изречений, в относительно далеком или относительно близком будущем, способны вызвать необратимые последствия. 3. Не верно указанный путь фанатиком может быть неудачным. 4. Лидерами такой формации, в большинстве случаев, становятся психически нездоровые люди.
Отрицательными моментами рационалистического устройства по поводу обладания властью надо считать: 1. Мнение большинства не всегда является абсолютно, безусловно - истинным. 2. Такая парадигма не исключает возможного появления внутри системы и даже во главе структуры - человека без определенных ценностных идеалов в области духовного миросозерцания. Стремительная погоня за материальным достатком, общественным статусом, может привести в политический мир аморального и нечистоплотного в профессиональном плане - человека. 3. Переплетение политики и бюрократии, которое в конечном итоге приводит растворяемости данных явлений друг в друге (в действительности). Исследователю довольно тяжело, практически невозможно (Вебер не предоставил жесткой схемы отличий) определить зоны действия того и иного. Соприкосновение того, кто "живет за счет политики" и того кто "живет ради политики" носит постоянный характер в демократическом и авторитарном политических режимах. Максу Веберу, как мне кажется, весьма не приятно сие положение вещей. 4. Ответственность за последствия в этом типе организации верховной власти - снижается. Хотя, наказание за проступки в идеальном состоянии, следует не минуемо. Оно осуществляется в рамках легальной нормы.
Вебер в силу исторической целесообразности выстроил идеальные модели легитимного политического господства. С моей точки зрения, источником отрицательных моментов в таких формах организации верховной власти, является отклонение от 3-х основных принципов, 2 из которых мыслитель выделил в самом конце работы. Глазомер как способность. Фанатизм (страсть) как состояние духа. Личное чувство ответственности. Все эти качества присущие носителю авторитета - служат стержнем, скрепляющим всю конструкцию, основанием.