Азалия : другие произведения.

Эссе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Написано сие аж в 2008 году, когда я ещё училась в 11 классе, по заданию на открытую заочную гуманитарную олимпиаду. Эссе по стихотворению Зинаиды Гиппиус "14 декабря 18г.". Вариант, незначительно отличающийся от отправленного на суд жюри, впрочем, по-прежнему недоработанный=) Ах, да. Работа заняла второе место.


14 ДЕКАБРЯ 18 г.

Нас больше нет. Мы всё забыли,
Взвихрясь в невиданной игре.
Чуть вспоминаем, как вы стыли
В карре, в далеком декабре.
И как гремящий Зверь железный,
Вас победив,-- не победил...
Его уж нет -- но зверь из бездны
Покрыл нас ныне смрадом крыл.
Наш конь домчался, бездорожен,
Безузден, яр,-- куда? куда?
И вот, исхлестан и стреножен,
Последнего он ждет суда.
Заветов тайных Муравьева
Свились напрасные листы...
Напрасно, Пестель, вождь суровый,
В узле пеньковом умер ты,
Напрасно всё: душа ослепла,
Мы преданы червю и тле,
И не осталось даже пепла
От "Русской Правды" на земле.

   Очень часто, чтобы осмыслить происходящее в настоящем, надо обратить свой взгляд в историю, найти там аналогии, параллели, извлечь уроки...
   14 декабря для Зинаиды Гиппиус - необычный день, который несет в себе память о мужестве, самопожертвовании и попытке освободить Россию от абсолютной монархии ради лучшей жизни народа. 14 декабря 1914 года поэтесса записала в своем дневнике: "Люблю этот день, этот горький праздник "первенцев свободы". В этот день пишу мои редкие стихи". "Первенцами свободы" Гиппиус называет декабристов в одном из своих стихотворений, которое входит в триптих, посвященный восстанию на Сенатской площади. Этот стих, датированный 1909 годом, открывает цикл. Второе стихотворение написано в 1917 году и посвящено Д. С. Мережковскому. Заключительным стихом в триптихе является "14 декабря 18 г." Именно о нем пойдет речь.
   Одной из особенностей произведения являются интертекстуальные связи. В стихотворении есть шесть ссылок на произведения других авторов, четыре из которых являются литературными произведениями, а другие два - историческими документами. Первая ссылка содержится в строках: "Его уж нет - но зверь из бездны// Покрыл нас ныне смрадом крыл". Дмитрий Мережковский, муж Зинаиды, написал книгу "Смерть богов", в которой рассказывал о закате язычества. Он называл христианство и язычество безднами: бездной Неба и бездной Земли, царством Бога и царством Зверя. В его представлении христианство - великое Откровение Божье, аскетизм, отрицание плоти. Христианство совершенно не интересуется человеческой жизнью, общественными, культурными и иными земными проблемами. Это целиком и полностью духовная составляющая человека и его жизни, иной мир, царство Бога. Тогда как язычество - "песнь плоти, песнь любви, песнь земли". Искусство здесь бессмертно, любовь считается одним из главных элементов человеческого бытия. Язычество отражает истинно земные, можно сказать, приземленные интересы людей. Это материальная сторона существования человека.
   Позже Мережковский написал трилогию "Царство Зверя", где рассказывал о кризисе монархии в России. Третий роман назывался "14 декабря", и, разумеется, главным моментом в книге было восстание декабристов. Это были люди, которые выступили раньше времени, не успев подготовиться к своей миссии. В этом события 14 декабря 1825 года и революция в России схожи. Ведь большевики так же не были готовы к революции, хотя и сумели воспользоваться неожиданно продолжительным неистовством народа, терпение которого лопнуло.
   По-своему интересен образ коня, который позволяет нам обратиться к трем литературным произведениям одновременно. Одним из них является басня И. А. Крылова "Конь и Всадник", к которой весной 1826 года было добавлено несколько строк:
   Мой бедный Конь, - сказал, - я стал виною
   Твоей беды!
   Когда бы не снял я с тебя узды,
   Управил бы, наверно, я тобою:
   И ты бы ни меня не сшиб,
   Ни смертью б сам столь жалкой не погиб!
   Если рассматривать басню как отзыв на восстание декабристов, то расшифровать образы Всадника и Коня можно как власть и народ (страну) соответственно. Причем подобное объяснение прекрасно подойдет и к деятельности большевиков.
   Обратимся к творчеству Н. В. Гоголя и А. Блока. "Конь" З. Гиппиус, в данной интерпретации символизирующий Россию, "бездорожен, безузден, яр". Это описание явно напоминает степную кобылицу А.Блока, несущуюся вскачь по степи, необузданную, вольную. Задаваемый поэтессой вопрос "куда? куда?" вызывает аллюзию с образом Руси-тройки Н.В.Гоголя ("Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа"). А.Блок писал: "Пусть ночь. Домчимся, озарим кострами ночную даль..." З.Гиппиус констатирует: "Наш конь домчался...". Конь в стихотворении поэтессы "исхлестан, стреножен", т.е. он измучен, загнан, лишен свободы движения, он на краю гибели. Поэтесса уверена: Россия погибла ("мы преданы червю и тле"). Погибли идеалы свободы, надежды на сохранение святого, мечты о возрождении страны...
   Слова "Заветов тайных Муравьева// Свились напрасные листы..." дают ссылку на третье произведение - это так называемая Конституция Никиты Михайловича Муравьева (1796 - 1844), основателя Союза Спасения, одного из самых активных декабристов. С января 1818 года Союз Спасения был переименован в Союз Благоденствия, где Никита Муравьев входил в состав комиссии для выработки устава ("Зеленой книги"). В результате работы комиссии и была написана Конституция. По документу Россия должна была получить федеративное устройство. Император становился "верховным чиновником российского правительства", законодательная власть принадлежала "Верховной думе" и "Палате народных представителей". Все граждане были равны перед законом, а чины и сословия уничтожались.
   В последней строке стихотворения дана прямая ссылка на исторический документ. Это "Русская Правда", проект Павла Ивановича Пестеля, участника Отечественной войны 1812 года, декабриста. Проект является своеобразной подготовкой Пестеля к работе в земской думе и содержит в себе социалистические теории, размышления о внутреннем устройстве России, политике и экономике страны.
   Гиппиус - поэт-символист, и свои мысли она передает иносказательно. Таким образом, выражение "взвихряясь в невиданной игре" показывает беспрецедентность происходящего, создает ощущение стихийности, бесконтрольности, невозможности остановить и/или остановиться.
   "Гремящий Зверь железный" - это власть, государственный аппарат (Зверь), представленный как бездушный механизм (железный), который выполняет определенные функции, но его действия тщетны (гремящий). Для большей выразительности Гиппиус использует оксюморон - "Зверь железный", тем самым указывая на бесчеловечность стоящих у власти людей, которые несмотря ни на что по-прежнему находятся у власти и не собираются уступать свое место кому бы то ни было.
   "Зверем из бездны", очевидно, названы большевики и тот хаос, что царил в стране с начала ХХ века, а особенно с момента свержения монархии.
   "Последнего он ждет суда" - страна и народ ждут будущего, решения Бога или судьбы, что будет дальше, чего добился русский народ своими деяниями. В данном случае Гиппиус ссылается на религию, создавая цепочку ассоциаций: Последний суд - Судный день - кара... или награда? Но награда ждет тех, кто жил праведно, а не проливал кровь своего же народа.
   Последние две строки стихотворения также являются символическими. Не стоит забывать, что "Русскую Правду" вместе с Конституцией Никиты Муравьева считали выражением главных идей декабристов, и то, что от нее "не осталось даже пепла", можно рассматривать как крушение всех идеалов и стремлений декабристов, неосуществимости проектов Пестеля и Муравьева.
   Стихотворение пронизано противопоставлением мы-вы (ты). Вероятно, в "мы" автор объединяет народ России, в том числе и интеллигенцию, часть которой признала революцию. Это "мы" противопоставлено декабристам, так как хоть эти события и были схожи, но их отличие было явно заметно в одном. В том, что декабристы выступили в одиночестве, от лица наиболее просвещенной части жителей России. "Мы" же и являлись в сущности своей народом, который сам бросил вызов власти. Автор определяет нас как ослепших, так как люди не видят, каковы последствия их поступков. Народ считал революцию переломным моментом в истории России, после которого его жизнь изменится к лучшему, населению России будут дарованы долгожданные демократические свободы, наступит мир. Но никто не видел, что происходит вокруг, не хотел увидеть и признать ошибочность своих суждений. Беспамятными же автор "нас" считает из-за того, что "мы" забыли заветы предков, не извлекли уроков из прошлого, оставили без внимания тот факт, что власть склонна развращать умы людей и что люди никогда от нее не откажутся, что любая власть не потерпит неповиновения и для подавления любых проявлений свободы применит насилие.
   С точки зрения автора восстание и революция схожи в первую очередь тем, что ни большевики, ни декабристы не были полностью готовы к подобному развитию событий. В результате восстания декабристов и революции 1917-1918 годов в стране произошла смена власти - в 1825 году на престол взошел Николай I, в 1917-1918 годах к власти пришли большевики. Но в 1825 году восстание было подавлено, и в Российской Империи осталась монархическая форма правления, тогда как в результате революции монархия была свергнута, а Россия объявлена республикой с диктатурой как формой власти. Октябрьская революция была для Гиппиус гибелью России, ее преступным "разрушением", "убийством свободы" и общим грехом, в т. ч. народа, "не уважающего святынь".
   В последних строфах трижды повторяется слово "напрасно". Этим Зинаида Николаевна показывает, что идеалы гражданской свободы декабристов рухнули, их жертвы, их труды - все было тщетно и не принесло положительных результатов. Преемники декабристов оказались бессильны перед лицом тех событий, с которыми им пришлось столкнуться. Да и не секрет, что многие декабристы впоследствии считали свое выступление на Сенатской площади большой ошибкой.
   В стихотворении применено необычное средство художественной выразительности: в нем переплетаются точные детали и сложные метафорические обобщения. К последним можно отнести вторую и третью строфы стихотворения. Деталями же можно считать упоминание про карре (боевое построение, в котором стояли декабристы на Сенатской площади), про "напрасные листы" "заветов тайных Муравьева", описание смерти Пестеля (он был повешен 13 июля 1826 года).
   Таким образом, соединяя точные исторические детали и мифологические обобщения, автор добивается расширения времени действия в произведении и сближения событий прошлого и настоящего.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"