Аннотация: Когда зрители приходят на концерт. Думаю, немногие догадываются, какой труд предшествует этому событию...
Когда зрители приходят на концерт. Думаю, немногие догадываются, какой труд предшествует этому событию. Я уже несколько лет наблюдаю концерты, которые делает наш храм, из-за кулис. Принимаю посильное участие в подготовке и проведении этого мероприятия.
Для нас главное, чтобы зрители не заметили с какими трудностями приходиться сталкиваться там за кулисами. Чтобы на сцене все протекало гладко. А случаи бывают разные. То артисты опаздывают к началу концерта, то костюмы им не привезли, то они где-то в грим - уборных задержались. Давно ловлю себя на том, что просматривая запись концерта, смотрю его как бы через призму тех событий, которые происходили за кулисами. Если артисты опаздывают к выступлению, то начинается самое интересное. Это "на ходу" изменяется сценарий. Для нас, подводящих артистов к месту выступления главное не запутаться, кого вовремя подвести и выпустить на сцену. Напряжение в это время за кулисами, и так находящееся в апогее, взлетает выше всяких норм.
По благословению настоятеля храма начинается подготовка к концерту задолго до его начала. Месяца за два или три до события, режиссер продумывает, каким может быть концерт. Продумывает очередность номеров и "красную нить", которая связывает все номера. Когда примерный сценарий готов, начинается подбор площадки для выступления, переговоры с администрацией о грим - уборных для артистов. Одновременно начинается подбор песен, танцев, стихов и артистов, которые будут выступать.
За месяц до концерта начинаются репетиции с артистами нашего храма. Дети учат стихи или роли сценок. Начинается подбор костюмов для артистов. И продумывается украшение сцены, афиша. Если чего-то не хватает из реквизита, то он изготавливается, обычно, прихожанами храма.
Постепенно подходит день концерта. Обычно, накануне вечером украшается сцена. Минимальное время украшения сцены часа три. Бывает, что растягивается и до шести часов. Бывает всякие невероятные события и нестыковки. Помню, как-то, раз мы пришли к условленному времени для украшения сцены. А там идет репетиция камерного оркестра.
- Скажите, когда закончиться репетиция, - спросили мы у дежурного
- Часа через два
- У нас договоренность на это время с администрацией. Мы должны украшать сцену для концерта
- Ничего не знаю, звоните директору
Переговоры с администрацией ни к чему не привели. Оказывается, когда договаривались о времени начала украшения, то совсем забыли про камерный оркестр.
И мы два часа сидели и слушали репетицию. А что такое репетиция - это многократное повторение каких-то, моментов музыкального произведения, которые не получаются по мнению дирижера. Хорошо, если мелодия доставляет удовольствие, а если нет? Но делать нечего сидишь и слушаешь те звуки музыки, которые иногда и музыкой, по моему мнению, назвать трудно. Но стараешься находить в такой ситуации и положительные моменты. Думаешь, хорошо, хоть на репетицию "тяжелого" рока не попали.
Помню, как однажды мы украсили сцену, прикрепили слова "С молитвой о России".
- Красиво все получилось, - сказала режиссер
- Можно убрать задник вверх, чтобы он не был виден концерту завтра днем
- Убираем. А надпись не уберешь. Стены вверх не поднимешь
- Слова то, хорошие "С молитвой о России". Неужели они помешают концерту. Тем более, что администрация разрешила их приклеить
Днем у режиссера раздался звонок.
- Это звонит вам директор. Бегом приезжайте, чтобы снять буквы. Выступает камерный оркестр. Они против этих слов и требуют их снять.
- Если они мешают, снимите сами
- Куда вы дели лестницу?
- Ее унес работник сцены
- Мы ее не можем найти
- Мне приехать, чтобы вам помочь найти лестницу?
- Нет, не надо. Ладно, пусть висят ваши буквы
Так надпись осталась на стенах сцены. Лестница вечером нашлась. Она была рядом со сценой, куда и убрал ее работник. Но, скорее всего, в нервной суматохе ее не заметили.
Мы украшаем задник сцены бумажными украшениями. Очень важно не повесить выше или ниже определенной высоты, чтобы видно было и с передних, и с задних рядов зрительного зала. С чего начинается работа? С самого начала. На сцене по ранее разработанной схеме раскладываются украшения. Они разглаживаются, если помялись. Далее слышится громкий голос руководителя.
- Установите задник, как будет на концерте. Внизу прикрепите знак, ниже этого знака не опускайте задник. Пойди, сядь на седьмой ряд. Внимание, прикрепляем мелкий цветок. Он будет служить ориентиром верха украшения.
И так повторяется несколько раз, пока не станет понятно, что верх найден.
Важно, чтобы украшений было и не много, и не мало. Поэтому может быть отклонения от задуманной схемы.
- Смотри, как красиво получилось. Но снежинки лишние
- Да, действительно. Снимаем снежинки. Опустите задник, пожалуйста
- Смотри, а вот здесь пусто. Надо что-то добавить
- А вот эти цветы будут как раз сюда.
На деле этот процесс - это многократное поднятие и опускание задника сцены, прикрепление к нему украшений, пока все не будет готово. Если поднятием задника занимается работник сцены, то он уже начинает вопрошать
- Последний раз поднимаем?
- Скорее всего - да. Но может, и нет.
Это означает, что терпение у человека подходит к концу.
Во время украшения сцены, могут происходить всякие курьезные случаи.
- Возьми вот этот красный цветок и повесь его левее синего
- Хорошо
- Я же сказала левее. Ты что не различаешь где лево, где право?
- ...
- Надо привязать к левой ноге сено, а к правой солому. И говорить не левее, а где сено.
- А чем они отличаются друг от друга?
Долго смеемся.
День концерта. Собираемся за два часа до начала концерта. Проверяем грим - уборные, наводим последние штрихи на сцене. Развешиваем везде сценарии концерта. Все, относительно спокойная жизнь заканчивается. Начинают прибывать артисты для репетиции до концерта. Провожаем их до грим - уборных, проверяем все ли прибыли. Если кого-то нет до условленного времени, начинаются звонки артистам, выясняем, где они и могут ли прибыть в срок.
- Здравствуйте, скажите вы где?
- мы подъезжаем(обычный ответ)
- А в чем дело концерт завтра( это значит, что вовремя артисты приехать не смогут и смогут ли вообще?)
Тут начинается изменение сценария концерта. Ищутся быстро, те артисты, которые своими готовыми номерами могут заполнить образовавшиеся пустоты. Вносятся изменения в развешанные сценарии. Это ситуация форс-мажор. Слава Богу, они бывают очень редко.
В суете, подходит время репетиции окончания концерта или финала. У нас обычно, финал - это небольшой спектакль. Самая эффектная часть концерта. Поэтому артисты репетируют свою очередность выходов. Руководит этим режиссер.
Могут тут быть разные нестыковки. Например,
- Время прогона финала, а микрофоны не включены, кричит помощнику режиссер.
Помощник звонит звукорежиссеру, чтобы включили микрофоны для репетиции финального выхода.
- Работник сцены не знает, какую кнопку нажать, чтобы по моей команде дать звонок о начале концерта
Помощник режиссера ищет человека, который знает, какую кнопку надо нажать.
- Внимание, - обращается к артистам режиссер
- У всех есть схема очередности выхода на финал? Всем понятно, когда выходить?
- Да
- По линиям, которые нанесены на сцене выходим и занимаем свои места на сцене. Всем понятно?
- Да
- Фонограмму, пожалуйста
Звучит музыка
- Было сказано, что выходим по линиям. А вы как выходите?
- Линии нанесены непонятно
- Где непонятно?
- Вот здесь обрывается, а здесь идет опять
- Понятно, при уборке сцены стерлись линии. Быстро начертите новые
- Левое крыло вышло позже правого и не дошли до разметки на сцене, начинаем заново. Фонограмму, пожалуйста
Музыка
- Всё хорошо. Все до начала концерта свободны
Всё, артисты идут в свои раздевалки, а мы минут пять имеем отдыха. Наконец, дается третий звонок и начинается концерт. Сколько мы накручиваем километров во время концерта, я не знаю. Но думаю, что много. Частенько приходится ходить и на второй и третий этаж, чтобы вовремя привести артистов. В кинофильмах, я видела, как артистов вызывают по внутренней связи на сцену. Может это и есть где-то, но нам приходится, как челнокам курсировать между сценой и артистами.
- Быстрее выходим, ваш номер через один.
Артисты выходят и быстро подходят к сцене.
Необходимо вычеркнуть номера на развешанных сценариях, чтобы артисты могли понять, сколько времени осталось до выхода на сцену.
- Не шумите, пожалуйста, вас слышно в зале, - говорим мы, когда артисты начинают шуметь.
К концу полуторачасового концерта ноги устают, как от дневного похода. А впереди разборка сцены и укладка реквизита в автомобили, чтобы его отвезли в храм.
Потом, при просмотре записи концерта будут выявлены ошибки и недочеты. Ситуации, которые привели к этим недочетам, будут разобраны, чтобы не повторялись в будущем.