Азк : другие произведения.

Продолжение Запад-81 от 11.02.2013

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Скорее всего это будет Ч.29

  Капитан Денежкин. 23 июня, ранее утро.
  Стоя перед этими ребятами, которых с трудом наскребли по сусекам на три танковых экипажа, вспомнил как семь лет назад в Африке, пришлось участвовать в обучении йеменцев. Тогда вообще не верилось что в течении трех месяцев из этих детей, которым было по пятнадцать-шестнадцать лет получится хоть что-то. Но тем не менее, в указанный срок одна из рот батальона "тридцатьчетверок" вышла из МПД, совершила восьмисоткилометовый марш, а через всего месяц весь батальон вышел из парка и дружно развернувшись в линию атаковал, остановившись за полкилометра до комиссии, которая приехала из Адена с неожиданной проверкой.
   Сейчас же перед мной стояли не йеменские пацаны, а наши парни и мужики, которые хоть каким-то боком сталкивались с танками в своей жизни. Вот механики-водители: один из них проходил срочную службу в обычном мотострелковом полку почти десять лет назад обычным водителем на "захаре", но садился за рычаги Т-34, который использовался для обкатки солдат. Понятно, что умеет он уверенно ездить только по прямой, и на низких скоростях. Второй механик во время срочной службы водил БМП, там вообще вместо рычагов - штурвал, зато имеет опыт вождения на приличных скоростях. Командирами танков посадил двух ребят из сельхозтехники, проходившими службу, один на ТОФе в танковой роте полка морской пехоты, другой в САВО в танковой учебке. Наводчиков выделил подполковник Абросимов из своего дивизиона, радистов нашли у курсантов из младшего курса, а заряжающих подобрали опять в дивизионе.
   Ну что, пора приступать? Одна из" тридцатьчетверок" стояла с открытыми люками и снятой крышей МТО. Все было видно и доступно как снаружи, так и внутри танка.
   - Равняйсь! Смирно! Времени у нас нет вообще, поэтому слушаем внимательно, что неясно спрашивать сразу. Всё ясно?
   В ответ дружное молчание. Это отлично, значит все прониклись серьезностью момента.
   - Сейчас я проведу с вами двухчасовое ознакомительное занятие. Нам предстоит в кратчайший срок освоить танк Т-34-85 образца шестидесятого и шестьдесят девятого года. Оба являются модернизированными образцами танка Т-34-85 сорок четвертого года, который поставлялся нашим правительством во многие страны мира. Немного истории: эта модель танка была разработана во второй половине сорок третьего года, с января сорок четвертого поступила на вооружение Красной Армии, выпускалась до конца сорок шестого года. Модернизация танка проводилась вплоть до конца шестидесятых. Нам повезло - на постаменты поставили модернизированные образцы. Что это значит? Это значит что на танке установлены катки нового образца от танка Т-55 с более износостойкими резиновыми бандажами, пятиступенчатая коробка. В ходе модернизации, были улучшены технические и боевые характеристики танка, значительно повышена надежность узлов и агрегатов, а также удобство обслуживания.
   По своему личному опыту могу сказать, что при надлежащем обслуживании танк способен совершить марш на несколько сотен километров в условиях горной и пустынной местности. Сам участвовал в таком учении десять лет назад в Африке, в ходе которого рота таких "тридцатьчетверок" прошла восемьсот километров от столицы Йемена до границы с Саудовской Аравией за десять дней. За рычагами сидели пацаны, которые за месяц до этого танка в глаза не видели!
  Продолжим. Танк Т-34-85 образца шестидесятого и шестьдесят девятого года имеет классическую схему общей компоновки, экипаж - пять человек. Внутреннее оборудование размещается в 4-х отделениях: трансмиссионном, моторном, боевом и управления. Бронекорпус, башня, вооружение, ходовая часть, трансмиссия и силовая установка по сравнению с Т-34-85 образца 1944 года не претерпели существенных изменений. В отделении управления размещаются: справа пулеметчик, и слева механик-водитель. В шаровую установку устанавливается пулемет Дегтярева танковый модернизированный. Сейчас его нет, но разживемся и позже поставим обязательно!
   Подойдя к открытому люку механика-водителя сам и подведя к нему оба экипажа, продолжил:
   - Кроме того в отделении управления расположены органы управления танком, контрольно-измерительные приборы, два ручных огнетушителя, два баллона со сжатым воздухом, основной блок танкового переговорного устройства Р-124 или Р-120 на пять абонентов, сокращенно ТПУ, а также ЗИП и часть боекомплекта, который позже загрузим.
   Поскольку раньше, занятия по этому танку приходилось проводить не одну сотню раз, материал знал, и он, как говорится, отскакивал от зубов.
   - Механик-водитель входит в машину через люк, который располагается в верхнем лобовом листе бронекорпуса и закрывается броневой крышкой...
   - Васыль, можно подумать что можно войти через закрытый люк... - услышал я насмешливый шепот одного из парней.
   Это был один из командиров танков, тот самый который служил на тихоокеанском флоте.
   - Сержант запаса Шинкоренко хотите продолжить вместо меня?
   - Никак нет! - моментально ответил он, сделав оловянные глаза.
   Видать парня покрутило на службе, отметил я и продолжил:
   - Крышка люка механика-водителя оснащается двумя смотровыми приборами, которые развернуты в сторону бортов корпуса для увеличения горизонтального угла о бзора. Для наблюдения за местностью и дорогой в темное время суток у механика-водителя на танке шестидесятого года модернизации установлен прибор ночного видения БВН с фарой ФГ-100,при модернизации шестьдесят девятого года более современный прибор ночного видения ТВН-2 с фарой-ИК осветителем ФГ-125. Комплект обоих приборов состоит из самого прибора, высоковольтного блока питания, фары которая имеет инфракрасный фильтр и ЗИП.
  Прибор ночного видения и ЗИП к нему в нерабочем положении хранится в укладочном ящике, который располагается за сиденьем водителя на первом ящике боеукладки. В носовой части корпуса на кронштейне крепится дополнительный оптический элемент, имеющий инфракрасный фильтр.
   - Разрешите вопрос?
   - Спрашивайте.
   - Это всегда так комплектуется техника, которая устанавливается как памятник?
   - Насколько мне известно - вся. Снимается только стрелковое оружие и вывинчивается боек орудия. За сохранность техники отвечает комендант гарнизона, на территории которого находится такой памятник, а за боеготовность ближайшая воинская часть по профилю. Кроме того в военкомате на каждую единицу такой техники имеется мобкарточка. Еще вопросы? Нет? Тогда продолжим. ПНВ при использовании монтируется на съемном кронштейне, который устанавливался на бонках, приваренных с правой стороны люка механика, к верхнему лобовому листу. Блок питания прибора устанавливается на кронштейне, внутри танка на левом борту, на правом борту корпуса - фара ФГ-100 или ФГ-125 имеющая инфракрасный фильтр. С левой ФГ-102 снимают оптический элемент и светомаскировочную насадку, а вместо них устанавливают из ЗИПа приборов оптический элемент имеющий инфракрасный фильтр. Пока все ясно?
   Все дружно закивали головами.
   - Тогда последнее по отделению управления: перед сиденьем пулеметчика в днище имеется запасный люк, который закрывается откидывающейся вниз броневой крышкой на одной петле. С отделением управления вы ознакомлены, после перекура продолжим. Разойдись!
   Через пару минут от группки курящих подошел тот самый Васыль и обратился с просьбой:
   - Товарищ капитан, тут народ интересуется насчет Вас...
   - Что же конкретно хочет знать народ?
   - Нам скоро в бой, приказы будем ваши выполнять, вот и хотим знать кто у нас отец-командир...
   - Ну что же, ваше право. Слушайте...
  Подождав пока все подтянулись, рассказал свою краткую военную биографию.
   - Родился и вырос в Азербайджане, после окончания школы поступил в Ульяновское гвардейское дважды Краснознаменное ордена Красной Звезды высшее танковое командное училище имени В.И. Ленина. Окончил его с красным дипломом. Первым местом службы выбрал группу советских войск в Германии. Отслужив два срока приехал по замене в ЗАКВО в семьдесят пятую мотострелковую дивизию , дислоцированную в г. Нахичевани на Араксе, на должность командира учебной танковой роты. Потом был переведен в Нагорный Карабах в г. Степанакерт в триста сорок седьмой мотострелковый полк на должность начальника штаба танкового батальона, затем назначен заместителем начальника штаба этого же полка. Поступил в Академию бронетанковых войск на заочный факультет.
   В начале 1970 года во время учений в горах разбился офицер, который готовился ехать в Южный Йемен советником. Меня послали вместо него. Три года прослужил там, потом три года в Сирии, участвовал в арабо-израильской войне как советник командира танкового батальона, потом Союз, Белорусский военный округ... Вот и вся моя военная биография.
  Вопросы?
   - В Сирии вы участвовали в боевых действиях?
   - Да!
   - Расскажите, товарищ капитан!
   - Во-первых у нас нет времени..
   - А во-вторых? - Нахально спросил один из командиров танка.
   - А во-вторых скоро сами все увидите! Кончай перекур!
   Подождав пока все загасят бычки, продолжил:
   - В боевом отделении, которое занимает среднюю часть бронекорпуса и внутренний объем башни, находится вооружение танка с механизмами наводки и прицельными приспособлениями, приборы наблюдения, средства связи и часть боекомплекта, а также рабочие места, командира танка и наводчика - слева от пушки, заряжающего - справа. На крыше башни над сиденьем командира располагается не вращающаяся командирская башенка, боковые стенки которой имеют пять смотровых щелей защищенные триплексами, которые обеспечивают командиру круговой обзор. В крыше башенки имелся входной люк, закрывающийся бронекрышкой. В поворотном основании люка устанавливался смотровой прибор ТПКУ-2Б или ТПК-1. В крыше башни над рабочими местами наводчика и заряжающего установлено по одному перископическому поворотному прибору МК-4. Для посадки экипажа кроме входного люка, имеющегося в командирской башенке, используется люк, над местом заряжающего, в правой части крыши башни. Люк закрывается при помощи откидной броневой крышки на одной петле. У левого борта в боевом отделении танка смонтирован котел форсуночного подогревателя, который включен в систему охлаждения двигателя. За боевым отделением располагается моторное отделение. Их разделяет съемная бронированная перегородка. В моторном отделении размещается дизельный двигатель, четыре аккумуляторные батареи и два радиатора. В левом несъемном и верхнем съемном листах имеется вырез для доступа к нагнетателю подогревателя, закрывающегося кожухом. В дверце бокового листа есть окно для патрубков подогревателя. В кормовой части корпуса находится трансмиссионное отделение, отделенное перегородкой от моторного отделения. В нем установлены главный фрикцион с центробежным вентилятором, агрегаты трансмиссии, воздухоочистители, топливные баки и электростартер.
  Основным оружием Т-34-85 образца 1960 года является танковая пушка ЗИС-С-53 калибра 85 мм с полуавтоматикой механического, или как еще говорят копирного типа. Орудие имеет вертикальный клиновой затвор. Длина ствола - пятьдесят четыре и шесть лесятых калибра, высота линии огня - два метра и два сантимегра. Что это значит? Это значит, что на текущий момент равноценного противника для этого танка не существует! Включая самые мощные танки Т-3 и Т-4 и самоходки на базе танка
  Т-3. Более подробно об уязвимых местах техники противника я расскажу позже когда мы займемся танко-стрелковой подготовкой.
   - Разрешите вопрос? - Опять морпех "руку тянет"!
   - Задавайте.
   - Вы уверены в том, что у нас будет это превосходство?
   - Абсолютно! - Увидев не один недоверчивый взгляд, продолжил:
   - Судите сами: "Тигров" и "Пантер" у немцев пока нет, самые мощные танки Т-3 и Т-4 пробиваются во всех проекциях...
   - Товарищ капитан, а почему Вы так уверены на Т-3 и Т-4?
   - В начале семидесятых их полно было в сирийской армии, как и таких "тридцатьчетверок". Списанные танки использовались в качестве мишеней, особенно после "октябрьской" войны семьдесят третьего года.
   - Тогда больше вопросов нет! - и добавил - А в семьдесят третьем, мы с Вами были рядом...
   - Поясните...
   - В том году наша танковая рота была направлена на боевое службу в Средиземное море. Весь октябрь простояли в порту Латакии, наши "Шилки" даже сбили один израильский "Фантом". Уже под конец войны нас кинули в десант на Порт-Саид, наша задача была встать в оборону и не допустить захвата года и порта до подхода дивизии ВДВ, продержаться девяносто шесть часов неполным батальоном. Морпехами были только мы, остальные две роты были нештатными с кораблей нашей средиземноморской эскадры. Одна нештатная рота, точно помню была с крейсера "Адмирал Ушаков", а вторая была укомплектована нештатными взводами с кораблей второго ранга, они хотя и проходили дополнительную подготовку на берегу, но все равно были моряками, а не "курками". Когда мы уже вошли в гавань дали отбой...
   - Вот и отлично, значит можно Вас считать обстрелянным бойцом. Продолжим... Значит так: о типах и характеристиках боеприпасов к орудию я скажу позже, а сейчас о пулемете: он спарен с пушкой, такой же как и в шаровой установке - ДТМ. В вертикальной плоскости наводка спаренной установки осуществляется в диапазоне от минус пяти до плюс двадцати двух градусов при помощи подъемного механизма секторного типа. Не поражаемое пространство при ведении огня из башни составляет двадцать три метра. Для предохранения подъемного механизма во время марша от динамических нагрузок на кронштейне, слева от пушки, внутри башни размещался стопор походного положения пушки, обеспечивающий фиксацию орудия в двух положениях, с углами возвышения - шестнадцать и ноль градусов. В горизонтальной плоскости наводка спаренной установки осуществляется механизмом поворота башни типа МПБ, расположенным с лева от сиденья наводчика. Конструкция механизма поворота башни обеспечивает поворот при помощи электромоторного или ручного привода. Конкретно на этом танке для электромоторного привода использован 1,35-киловаттный электродвигатель МБ-20Б, который обеспечивает поворот башни в обоих направлениях с двумя различными скоростями. Максимальная скорость поворота башни при этом составляет тридцать градусов в секунду.
   - Разрешите вопрос?
   - Спрашиваете.
   - На второй "тридцатьчетверке" установлен другой привод? - спросил бывший морпех.
   - Так точно, на второй машине установлен более современный электропривод поворота башни был типа КР-31. Он обеспечивает поворот башни с места наводчика или с места командира. Поворот башни наводчиком осуществлялся при помощи контроллера-реостата. Направление поворота башни при этом соответствует отклонению рукоятки вправо или влево от исходного положения. Скорость поворота задается углом наклона рукоятки контроллера и изменяется в пределах - от двух до двадцати шести градусов в секунду. Командир танка может поворачивать башню при помощи системы командирского управления при нажатии кнопки, которая смонтирована в левой рукоятке смотрового прибора командира. Переброс башни производится по кратчайшему пути до момента совмещения оси канала ствола и линии визирования смотрового прибора. Скорость - двадцать-двадцать четыре градуса в секунду. Также по другому устроен и установлен стопор башни в походном положении. Стопор башни, смонтирован с правой стороны, около сиденья заряжающего, в одном из захватов шариковой опоры погона башни.
   После этого сразу возник спор между экипажами кому достанется машина с дублированной наводкой.
   - Не спорьте, на машину посажу лучший экипаж! Продолжим. Для наблюдения за полем боя, определения дальности до целей, ведения прицельного огня из пушки и спаренного с ней пулемета, а также для корректирования огня предназначен танковый шарнирный телескопический прицел ТШ-16. Он одинаковый на обеих машинах. Максимальная дальность прицельного огня из пушки с этим прицелом пять тысяч двести метров, из спаренного пулемета - полторы тысячи. Чтобы предотвратить запотевание линз прицела его оснастили электрообогревателем. При ведении огня из пушки с закрытых огневых позиций используется боковой уровень, закрепленный на левом щите ограждения пушки, а также башенный угломер, который крепится слева от сиденья наводчика на верхнем погоне опоры башни. Максимальная дальность стрельбы из пушки - тринадцать тысяч восемьсот метров. В состав спускового механизма пушки входили электроспуск и ручной, он же механический спуск. Рычаг электроспуска расположен на ручке маховичка подъемного механизма, рычаг ручного спуска - на левом щитке ограждения. Огонь из спаренного пулемета производился при помощи того же рычага электроспуска. Переключение, включение электроспусков осуществляется тумблерами на щитке электроспусков наводчика. Второй пулемет установлен в шаровой установке в правой части лобового верхнего листа корпуса танка. Пулеметная установка обеспечивает углы вертикальной наводки в диапазоне от минус шести до плюс шестнадцати градусов, горизонтальные углы - в секторе двенадцать градусов. При стрельбе из данного пулемета используется оптический телескопический прицел ППУ-8Т. Не поражаемое пространство - тринадцать метров. Боекомплект пушки состоит из пятидесяти шести выстрелов, но практика показывает что можно впихнуть больше - позже я покажу как это лучше сделать. Боекомплект обеих пулеметов ДТМ - тридцать дисков, это тысяча восемьсот девяносто патронов. Кроме того, боевое отделение имеет укладку в которую обычно входит один автомат АК с десятью магазинами, двадцать ручных гранат Ф-1, и сигнальный пистолет с двадцатью сигнальными патронами калибра двадцать шесть миллиметров.
   АК и сигнальный пистолет заменим на что-то другое, а гранаты постараюсь получить штатные.
   Сейчас мы с вами перейдем к изучению боекомплекта. Подойдите ближе к люку механика-водителя, а я пока заберусь во внутрь танка и оттуда буду вам все показывать.
   С этими словами, тело вроде как само взмыло на броню и уже через несколько секунд я был внутри и места заряжающего длинным ровным прутиком начал показывать места укладки боекомплекта.
   - Патроны к АК, сто восемьдеся штук, снаряженные в 6 магазинов, располагаются: в специальной сумке на правом борту башни - пять магазинов и на чехле автомата в специальном кармане - один магазин. Как видите брезентовый чехол и специальная сумка на месте, самого автомата и магазинов нет. Остальные запас патронов в четырех штатных магазинах, в количестве сто двадцати штук укладываются по усмотрению экипажа. Шесть сигнальных патронов также находятся в специальной сумке, левее прицела ТШ на левом борту башни, остальные четырнадцать размещаются по усмотрению экипажа на свободных местах в боевом отделении.
   Диски к пулеметам находятся в гнездах - указываю последовательно - впереди сиденья пулеметчика на переднем лобовом листе - пятнадцать штук, у правого борта корпуса, справа от сиденья пулеметчика - семь штук, слева от сиденья механика-водителя на днище корпуса - пять штук, впереди сиденья заряжающего на правой стенке башни - 4 шт. Ручные гранаты Ф-1 и запалы к ним в брезентовых сумках на левом борту корпуса в укладочных гнездах.
   Перейдите теперь к открытым люкам башни, я расскажу вам снарядах - подождав пока оба экипажа устроились у открытых люков продолжил:
   - для стрельбы из пушки используются унитарные выстрелы со следующими снарядами: тупоголовый бронебойно-трассирующий БР-365 имеющий баллистический наконечник; остроголовый БР-365К; ну и подкалиберный бронебойно-трассирующий БР-365П которого еще нет в природе, а также цельнокорпусная осколочная граната
  0-365К с уменьшенным и полным зарядом. Бронебойно-трассирующий снаряд имеет начальную скорость восемьсот девяносто пять метров в секунду, осколочная граната при полном заряде - девятьсот и при уменьшенном заряде - шестьсот метров в секунду. Дальность прямого выстрела по цели высотой два метра при использовании бронебойного снаряда - девятьсот-девятьсот пятьдесят метров, подкалиберного, которого как я уже говорил, еще нет тысяча сто метров.
  Осколочные гранаты О-365К в количестве двенадцати штук расположены в основной стеллажной укладке, нише башни. Дальше - пришлось сглотнуть собравшуюся слюну - восемь бронебойных снарядов закреплены в хомутиковой укладке следующим образом: четыре на правом борту корпуса в боевом отделении, два по углам перегородки в боевом отделении и еще два в передней части боевого отделения справа. Остальные тридцать пять выстрелов, двадцать четыре осколочные гранаты и одиннадцать бронебойных укладываются в шести ящиках в боевом отделении на дне.
   Выбравшись после этого на крышу башни, обведя всех взглядом продолжил:
   - А теперь обсудим самый шкурный вопрос - броневую защиту танка. Итак...
  Она прежде всего - противоснарядная, но...дифференцированная. Что это значит? Это зачит что она в разных местах разной толщина, максимальная - девяносто миллиметров это лоб башни, минимальная - тринадцать миллиметров задний лист днища, какой отсюда вывод братья-славяне?
   - Не подставляй попу! - моментально хмыкнул один.
   - Подставляй лоб... - высказался другой.
   - Пр-р-рально - одобрил я - А какой из этого должен следовать вывод?
   - Наблюдать за противником...
  Не дав ему договорить, продолжил - ... обязательно всем! Всем - это очень важно! Ну и еще что? - задал вопрос всем.
   - Маневрировать? - Не то спросил, не то сказал бывший морпех сержант Шелудченко.
   - Почему так неуверенно Шелудченко, Вы же в морской пехоте служили! Туда что неуверенных набирают? А? Конечно маневрировать и обязательно использовать естественные укрытия - воронки, овражки, насыпи - что бы торчала только башня, а еще лучше только её верхняя часть, отму что в любую секунду можно напороться на противотанковое орудие, которое притаилось в засаде... Усвоили?
   Все дружно закивали.
   - Продолжим рассматривать шкурный вопрос! Борт башни - семьдесят пять мэмэ, лоб корпуса и борта - сорок пять, крыша - от шестнадцати до двадцати, корма низ - сорок миллиметров, корма верх лист - сорок пять, передний лист днища - двадцать. Теперь дальше. В отличии от наших отцов дедов которые воевали на танках и угорали в них, на этих машинах установлена улучшенная вентиляция боевого отделения, а по простому башни. Два вентилятора разнесли -один установили над срезом казенной части пушки, вот здесь - я показал на переднюю часть крыши башни, - он выполняет функцию вытяжного, а второй, установленный в кормовой части крыши башни - нагнетательного. Данное размещение вентиляторов позволило увеличить эффективность продувки боевого отделения и исключить прохождения газов образующихся при сгорании пороха через рабочие места экипажа.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"