Бабанин Александр Николаевич : другие произведения.

Национальная идея

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
   Национальная идея
  
   А. Бабанин
   Счастлив тот, кто точку Архимеда
   Смог найти в себе самом.
   Ф.Тютчев
  
  
  
  По поводу национальной идеи сказано много умных слов и много сломано копий. Величайшие умы России посвятили свои исследования этому вопросу. Сейчас проблема поиска идеи стоит особенно остро. Такого провала, такого отката назад Россия не знала со времен Гражданской войны.
  После шоковой терапии промышленность Россия надолго впала в коматозное состояние. Попытки пересадить на российскую почву западную модель экономики кончились тем, что из всего, что наши юннаты пересаживали, прижился только бандитско-чиновничий вариант капитализма, обеспечивший процветание самих юннатов. В результате разворовано все, что только можно украсть. Россия сейчас похожа на дерево, с которого содрали кору. Выживет ли такое дерево?
  Результатом реформы управленческого аппарата стал чудовищно раздутый насквозь коррумпированный и всевластный чиновничий корпус. Этот корпус создал специально под себя масонскую ложу самого циничного толка - партию 'Единая Россия'. Циничного потому, что в открытую, на глазах миллионов людей абсолютным большинством голосов, представляющим абсолютное меньшинство населения, принимаются антинародные законы.
  Эксперименты с совершенствованием политического устройства закончились созданием властной вертикали и бархатного авторитаризма. В результате сведены на нет все демократические завоевания, представительные органы шельмуются и профанируются, а Россия отброшена в демократическом развитии на несколько десятилетий назад.
  В создавшейся ситуации политтехнологам надо срочно что-то предпринимать, чтобы оправдать свое существование и немного подправить имидж власти. Сейчас они, как на панацею, уповают на национальную идею, ее изобретение стало для них идеей фикс, последним шансом.
  Недостатка в количестве идей нет.
  Одним кажется более привлекательной идея создания либеральной империи. Другие считают, что единственно достойной идеей, способной обеспечить возрождение нации, может стать идея превращение России в тоталитарное православное государство. Представители российской культуры видят спасение в искусстве. Или вот еще вариант: 'Нам нужно быть конкурентноспособными во всем. ...Вот это и есть наша основная национальная идея сегодня.' (Программное выступление Президента В.Путина перед доверенными лицами). Словом, идей - большой выбор и на любой вкус.
  Ну, с 'либеральными империалистами' все ясно. Им и мучиться долго не пришлось: посмотрели на герб России, точнее, на скипетр, державу и корону - их и осенило.
  Тем, кто предлагает идею превращения России в тоталитарное православное государство, пришлось немного потрудиться, пришлось поднатужиться и вспомнить, что там у нас было в прошлом.
  Да, были мы когда-то тоталитарным православным государством. Однако возврат к прошлому невозможен, ибо тогда нужно вернуться и к тому уровню развития. Всеобщая вера была исторически необходима для выживания государства, для сплочения необразованной стихийной людской массы в годы испытаний Российского государства на прочность. А еще для того, чтобы мысль о смерти не отвлекала человека от земных дел. Ведь после смерти всем обещано было царствие небесное. Но уже в XVII в. падает доверие общества к своим проповедникам. Это происходило не только оттого, что '...часто эти люди омрачали себя делами неправедными' (историк С.Соловьев), но и от социального и политического становления населения по мере накопления людьми информации об окружающем мире. В результате, на протяжении последующих столетий влияние церкви на общественную жизнь и ее власть над душами людей постепенно ослабевают. Для того чтобы держать массы в повиновении, правителям еще долго нужна будет церковь, но сами они уже давно провозгласили себя земными божествами, и их приверженность вере была не более, чем лицемерием. Ослабление влияния церкви на жизнь государства - естественный процесс, и тот, кто хочет вернуть нас в средневековье, с одной стороны, не совсем хорошо представляет себе реалии сегодняшней жизни, а с другой,- сильно переоценивает возможности веры.
  Особо в ряду идей стоит идея гражданского общества, провозглашенная с высокой трибуны и поэтому поднятая на щит и вовсю разрабатываемая сейчас философами, политологами, социологами всех мастей и рангов. В связи с этим вспоминается период заката советского строя, когда Л.И. Брежнев, неожиданно для идеологов социализма, объявил о построении в СССР развитого социалистического общества. Никто из советских философов не знал, что это такое, но все в срочном порядке бросились наполнять новый термин содержанием. Сейчас все бросились наполнять содержанием термин 'гражданское общество.' Наконец, нашли то, что долго и безуспешно искали!
  Перед национальной идеей задача стоит особая: поднять лежащую на боку Россию, помочь ей избавиться от апатии, неверия в свои силы, поразивших нацию раковой опухолью, дать людям заряд не просто энергии, а сверхэнергии. Национальная идея должна стать катализатором для получения такой сверхэнергии. Удастся ли зажечь идеей гражданского общества простой народ, на плечи которого ляжет вся тяжесть работы по построению процветающего государства? Захочет ли он идти на штурм высот благополучия под лозунгом: 'Даешь гражданское общество!'? Для него это - слишком абстрактно. Да и не идея это вовсе, а цель.
  Что такое идея вообще и как она соотносится с целью? В ФЭС по поводу идеи сказано: 'Форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели.' Не противоречит этому и определение, данное Ожеговым в его Толковом словаре: '...представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности.' То есть цель хотя и входит в идею, однако идея включает в себя лишь сознание, представление цели как мысленного образа явлений объективной реальности, действительности. Идея - не материальна, она может существовать лишь в сознании.
  Первое заблуждение современных идейных старателей заключается в изначальной установке на цель и программу действий, в то время как это должна быть в буквальном смысле этого слова идея, мысленный образ. Идея органичная, прошедшая стержнем через каждого русского (россиянина), может быть, и не понятая умом, но прочувствованная сердцем, дошедшая до каждой клетки человеческого организма. Человек должен стать одержимым этой идеей. Эта одержимость должна стать естественным состоянием человека. Человек должен стать как бы пропитанным насквозь этой идеей, каждый его шаг естественным образом, автоматически, на подсознательном уровне должен сверяться с этой идеей. Но эта одержимость должна быть, во-первых, истовой, не на один день, во-вторых, всеобщей, ибо в поворотные моменты истории, каким должен стать наш прорыв от разрухи к высокотехнологическому обществу, только всеобщая заряженность одной идеей может дать результат.
  Второе заблуждение заключается в том, что почему-то все ищут не просто идею, а идею национальную. А должна ли она быть национальной? Должна ли быть идея русской, китайской, немецкой? Ведь провозглашение своих, исключительных, особых национальных идей порождает нездоровое соперничество этих идей, соревнование не в самых лучших человеческих качествах. Появляется вера в свою исключительность, желание противопоставить свою нацию другим, претензии на лидерские позиции, мессианство. Появляется национализм.
  И это уже было. Было в Германии при Гитлере, было и до него. Гитлер нашел способ зажечь огонь в душах немцев. Национальной идеей немцев стала идея превосходства германской нации. Немцам было внушено, что Германия должна быть во главе мира. Примерно то же самое, но в более изощренной форме, мы наблюдаем сегодня в Америке.
  Кстати, что касается мессианских замашек, то по уровню самооценки степени влияния своей страны на международную политику современные Германия и Япония не стремятся в лидеры (что называется: наелись). В начале списка находятся, естественно, американцы, далее идут англичане, французы, россияне, канадцы. Немцы находятся лишь на шестом месте, а японцев вообще нет в первой десятке (по данным опроса Ipson-Reid).
  Нет и не может быть русской, российской национальной идеи так же, как не может быть китайской, японской, немецкой национальной идеи. Есть идея всеобщая, универсальная, общечеловеческая: встать в один ряд с передовыми цивилизованными странами, интегрироваться в цивилизованный мир, стать людьми, достойными жизни на прекраснейшей из всех планет планете Земля. А национальные особенности, не идеи, а именно особенности: менталитет, национальная культура, преимущественные направления в экономике, а также особенности климата, особенности географического положения, природные богатства - эти особенности пусть помогают наиболее органичному интегрированию, пусть обеспечивают посильное участие каждого государства в развитии мировой экономики и мировой культуры.
  Итак, национальная идея должна быть истовой и всеохватной. Но прежде чем истовая одержимость идеей станет естественным состоянием человека, он должен много передумать, перечувствовать, выстрадать. '...Русский человек еще мало страдал.' (Н.Бердяев). Сейчас это может звучать парадоксально, кощунственно. Можно ли так говорить, когда на протяжении практически одного поколения россияне испытали ужасы двух мировых войн, Гражданской войны, сталинских репрессий, послевоенной разрухи, и не достаточную ли цену мы заплатили, чтобы жить достойной жизнью?
  Да, за сохранение своей территории и российской государственности мы заплатили большую, сташную цену. Цена эта - многомиллионные человеческие жертвы. Но мы, по крайней мере, есть. А ведь многие государства и народы Европы, некогда процветающие, прекратили свое существование или были на грани уничтожения. Посмотрите, сколько раз перекраивалась политическая карта Европы за ее историю, прежде чем она получила нынешние свои очертания. И где теперь некогда высокоцивилизованные государства Византия, Урарту, где некогда высококультурные народы микенцы и ахейцы? Не это ли - самая страшная трагедия для народа, равнозначная апокалипсису: утратить свою государственность и уйти в небытие?
  ...Экономические чуда в Германии, Японии произошли после страшных трагедий, пережитых этими народами. Пройдя через ужасы разгрома, капитуляции, унижений Нюрнберга, они перешли сначала к осознанию своей вины перед своими государствами и перед человечеством, затем - к очищению через покаяние и на руинах прежних деспотий создали новые государства с экономикой, основанной на самых современных технологиях...
  Исторически так сложилось, что современная Европа встала на путь прогресса гораздо раньше остального мира. Этому способствовало ее выгодное географическое положение, а также мягкость европейского климата, обусловленная огромными 'термостатами' в виде Средиземного моря и теплого течения Гольфстрим. По мере исчерпания свободной территории обострялись территориальные споры между европейскими государствами. Однако эти споры порождали не только истебительные войны. Они заставляли европейцев искать пути выживания.
  Ограниченность в ресурсах заставляла европейцев разрабатывать высокотехнологичные направления в производстве. В результате Европа раньше других регионов нашей планеты вышла на самые передовые рубежи в экономике и по многим направлениям и сегодня остается лидером.
  Ограниченность в территории и связанная с ней угроза самоистребления из-за междоусобиц поставила народы Европы перед необходимостью выработки правил как внутригосударственного общежития, так и правил сосуществования государств. Поначалу это были основные моральные установки и правила поведения, передаваемые из поколения в поколение в устной форме. Постепенно складывается система социальных правил, норм и отношений. Государством санкционируются спонтанно складывающиеся обычаи и религиозные нормы (десять заповедей), эти нормы приобретают общеобязательный характер, становятся юридическими. В последующем внутригосударственные и межгосударственные правила и нормы становятся законами и международными актами. Так создавались правовые институты.
  Эти два главных камня в фундаменте европейского дома - высокотехнологичное производство, требующее высокой организации труда, и законы, регламентирующие взаимоотношения людей и государств - предопределили две главные составляющие европейского менталитета: трудолюбие и почтительное отношений к правовым институтам. Можно долго перечислять недостатки европейской цивилизации, но сколько бы их ни было, они не умаляют этих ее главных достоинств. Эти качества вырабатывались европейцами веками. Этому нельзя научить, их, эти качества, нельзя привить или пересадить. Их можно лишь выстрадать, как иммунитет можно приобрести, лишь переболев.
  Существует мнение, что в России не живут по законам потому, что привыкли жить по справедливости. Однако эта привычка на самом деле есть не что иное, как неумение жить по законам. Да и как же ей, России, еще жить, как не по справедливости? Ведь к моменту образования Российского государства, когда произошло превращения Московского княжества в Московское государство, такие страны Европы, как Италия, Англия и другие, имели уже многовековую историю. К тому же, становление этих стран проходило не на пустом месте. Они были преемниками ранее существовавших на их территориях достаточно развитых и высококультурных для своего времени государств. Народы этих государств вели оседлый образ жизни, их история насчитывала не одно столетие. Базовым же человеческим материалом при образовании русских княжеств были не отличавшиеся в начале второго тысячелетия усидчивостью славянские племена и ассимилировавшие с ними отсталые кочевые племена. Отставание России от передовых стран Европы усугублялось еще и затрудненностью обмена с другими народами и государствами, вызванной удаленностью России от основных морских и сухопутных торговых путей.
  Все это было причиной большого различия между Московским государством и ведущими европейскими государствами в уровнях развития торговли, промышленности, государственного строительства. На начало второго тысячелетия разрыв составлял столетия (как минимум 300-500 лет.) В последующие века этот разрыв немного сократился, но все равно во все времена оставался значительным. Достаточно вспомнить такие факты из истории России, как поздняя отмена крепостного права, когда во всех европейских странах давно покончили с феодализмом, сохранение монархи, когда все передовые промышленно развитые страны перешли на представительные формы правления (Англия еще в 1688 г.), и многое другое.
  Что касается российского менталитета, то, как и европейский, он формировался под влиянием географических особенностей и климата.
  Бескрайность просторов земли русской была причиной разобщенности русского народа и не способствовала выработке правил общежития. У нас до сих пор в самом центре, в тульской, саратовской областях есть районы, где можно проехать на автомобиле полчаса и не встретить ни одной деревни или поселка. Между населенными пунктами там гигантские, по европейским меркам, просторы с великолепными лесами и полями. Россиянину не надо было утруждать себя выработкой правил общежития. Основная причина междоусобиц европейских народов - нехватка земли - в России не проявлялась остро, можно даже сказать: не проявлялась совсем. Земли всем хватало.
  Богатство русской природы, способной при умеренных потребностях человека обеспечить сносное существование без большого напряжения физических и моральных сил, было причиной бытовой нетребовательности россиян, а суровость российского климата и связанная с этим сезонность труда не способствовали выработке у русского человека привычки трудиться постоянно, в течение всего года, не способствовали выработке навыков монотонной рутинной работы. Кое-кто из земледельцев, конечно, занимался зимой изготовлением утвари, одежды, украшений, но это занятие носило прикладной, любительский, не промышленный характер.
  В городах люди жили плотно, отношения между ними в большей степени были зарегламентированы правилами, и жизнь их была подчинена иному ритму, чем в провинции. Но и здесь сказывались и сказываются до сих пор особенности русского менталитета: желание обособиться там, где нужно объединиться, готовность смириться, промолчать там, где нужно возмутиться, нетребовательность к достатку.
  Такой уклад русской жизни за века сформировал устойчивый генотип человека инертного, покорного судьбе, не жалующего закон, но жалующего власть. 'Россия - страна неслыханного сервилизма (раболепства) и жуткой покорности, страна, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинства личности, страна инертного консерватизма...' (Н.Бердяев)
  Ф.Достоевский отмечал такие черты русского характера, как 'простодушие, чистоту, кротость, широкость ума и незлобие...' А.Солженицын называет спасительные черты русского характера: 'доверчивое смирение с судьбой..., сострадательность: готовность помогать другим, делясь своим насущным..., способность к самоотвержению и самопожертвованию..., готовность к самоосуждению, раскаянию..., непогоня за внешним жизненным успехом, непогоня за богатством, довольство умеренным достатком..., открытость, прямодушие..., несуетность, юмор, уживчивость..., размах способностей в самом широком диапазоне..., широта характера, размах решений...'
  Но, спрашивается, зачем нам эти 'спасительные черты', если они имею своим продуктом лишение человека 'сознания прав личности' и незащищенность 'достоинства личности'? И не потому ли мы так щедро растранжириваем свои природные богатства, что довольны умеренным достатком, готовы помогать другим, делясь своим насущным, и обладаем широтой характера?
  Большинство перечисленных А.Солженицыным особенностей русского характера спасительно лишь в годину тяжких испытаний, лишений, в экстремальных ситуациях, актуальны больше при выживании. А кончились испытания, тяготы - надо браться за орала. И здесь нужны уже какие-то другие черты. Из спасительных же русских на востребованные могут претендовать только два: размах способностей и размах решений.
  Таким образом, разобщенность и обособленность русского народа не способствовали, во-первых, развитию на русской земле правовых институтов, а во-вторых, выработке у русского народа чувства социальной ответственности. Постулаты римского права плохо вписываются в русский менталитет. У нас вместо права - 'жуткая покорность', 'доверчивое смирение с судьбой', 'готовность к самоосуждению'. Английские шахтеры в период силового разгосударствления угольной промышленности объявляли голодовку и умирали. Наши - постучали касками и разошлись к своим голодным семьям. 'Великая беда русской души ...в женственной пассивности, переходящей в 'бабье', в недостатке мужественности...' (Н.Бердяев).
  Конечно, наш правовой нигилизм в какой-то степени - следствие ущербности правовой системы социализма, из которого мы все вышли, но в значительной степени - оттого, что в эту систему хорошо вписывались такие стороны русского менталитета, как 'жуткая покорность' и 'доверчивое смирение с судьбой'. Если Европа привыкла все разногласия между субъектами решать, обращаясь к закону, то у нас обращение в суд приравнено к склочности. Не обращаются в суд еще и потому, что не уверены в себе, слабо знают законы (лень и опять же покорность и смирение с судьбой). Надеятся больше на справедливого судью, чем на закон. У нас правозащитники не в почете, а слово 'правдолюб' произносится с известной долей иронии.
  Что касается социальной ответственности, то ее нам заменило доносительство, доведенное до самой уродливой формы: формы стукачества. И. Калита доносил на политических соперников Золотой Орде и получал за это хорошее вознаграждение. Царь Алексей Михайлович установил 'долгий ящик', куда любой подданный мог опустить анонимное сообщение-кляузу на соседа, и основал Тайных дел приказ, в чьи ворота ночью мог постучать любой человек ('стукач') и доложить о словах своего ближнего. А Петр I за подтвердившийся донос на хозяина давал крепостным вольную. В эпоху сталинизма стукачество получило свое дальнейшее развитие и приняло самые извращенные формы, не имеющие ничего общего с информированием, которое применяется демократическими институтами в некоторых странах Запада в целях обеспечения безопасности государства и его граждан. Наше информирование было либо раболепством, если оно носило инициативный характер, либо слабостью, трусостью, если совершалось под давлением. Но в любом случае это было предательство - добровольное или вынужденное. А остальные, кто не 'стучал', жили по принципу: 'моя хата - с краю, я ничего не знаю'. И многие из них жили неплохо.
  'Ну, а если молчание - золото,
  То и мы, безусловно, старатели.
  Помолчи - попадешь в богачи.
  Помолчи, помолчи, помолчи...' (А.Галич.)
  Помолчи...И молчали. Вряд ли нужно перенимать опыт Гонконга, где недоносительство об экономическом преступлении тоже считается преступлением и карается законом. Однако еще хуже - 'инертность', 'кротость', 'готовность к самоосуждению.'
  Одна из главных причин нашей социальной инфантильности состоит в том, что для выработки общественных институтов, в том числе, института права, регулирующих взаимоотношения граждан между собой и с государством, у Европы было времени на несколько столетий больше. 'Тут все зависит от того, как был поставлен народ природой, обстоятельствами...Никто из здравых умом не станет укорять и стыдить тринадцатилетнего за то, что ему не двадцать пять лет.' (Ф. Достоевский). Европеец ушел в своем развитии, вообще, и в развитии демократии, в частности, далеко вперед скифа '...с раскосыми и жадными глазами.' И ему неинтересно возиться с нами, как неинтересно возиться старшему брату с младшим. Правда, хотя младший брат и не сформировался еще политически, психологически, морально и социально, физически он окреп уже настолько, что может дать сдачи а то и проявлять признаки неадекватной агрессивности, свойственной отрокам. Поэтому его побаиваются. Но побаиваются не из-за его превосходства, а из-за его непредсказуемости. И стараются быть по отношению к нему терпимым и снисходительным. А мы думаем, что это - уважение.
  ...Так что же нам делать: ждать века, пока произойдет перерождение русского характера, и русский человек за счет нравственной эволюции достигнет уровня европейца? А пока не произошло перерождение, продолжать выкачивать нефть и газ, вырубать лес и выкапывать алмазы и вообще все полезные ископаемые, отдавая все за бесценок? (Слово 'продать' здесь не совсем будет к месту, так как продавать мы научились по более или менее мировым ценам пока лишь только нефть и газ).
  Все идет именно к этому, если даже такое ответственное государственное лицо, как наш министр финансов А. Кудрин, не видит других вариантов: 'В ближайшие пятьдесят лет, а может быть и все сто, уж точно в нашем экспорте будут превалировать природные богатства.' Делая такое заявление, он, скорее всего, выражает не только свою точку зрения, но и озвучивает тенденцию в развитии государственного мышления наших руководителей. Вот так ненавязчиво нас подготавливают к тому, что ни в ближайшем будущем, ни в отдаленном нам не надо рассчитывать на переход из добывающего в производящее государство. При этом сознательно замалчивается такой факт, что Россия ежегодно импортирует только продуктов питания более, чем на 10 млрд. долл., и опасный порог доли импорта в 20%, после которого наступает кабальная зависимость от иностранного производителя, нами давно пройден (по мясу - 47%, птице - 63%, лекарственным препаратам - 66% и так далее). Только не понятно, что же будут экспортировать через 50-100 лет наши потомки и на какие деньги они будут закупать у заграницы продукты, если, по данным компании Бритиш Петролеум, запасов нефти в России при нынешних темпах ее добычи хватит лишь на 19 лет.
  Здравый смысл подсказывает, что, скорее всего, возобладает все же другая тенденция. Как - никак мы живем в мире, в котором большинство стран, по крайней мере, в Европе, имеют более высокий уровень развития. Волей или неволей мы приобщаемся к их достижениям, подтягиваемся до их уровня, волей или неволей втягиваемся в процесс эволюции человечества. 'Волей' - это когда сами, сознавая, что иначе останемся на обочине истории, а 'неволей' - это когда при нажиме международного сообщества, не желающего иметь в своем арьергарде такого сложного и непредсказуемого партнера. Это ведь российские апологеты криминального капитализма твердолобо твердят, что нам надо было начинать с азов, а именно, с бандитской фазы капитализма. Эта фаза была просто необходима в России, иначе не наступит следующая фаза - фаза цивилизованного капитализма, нельзя было по-другому, говорят они, все страны прошли через это.
  И ведь как хорошо устроились! Как ловко обыграли свои преступные ошибки (ошибки ли?)! Да и бандиты получили надежную теоретическую крышу: 'Без нас нельзя было.'
  Господа хорошие! Ныне процветающие страны были первопроходцами на пути прогресса и взяли на себя весь груз проблем по освоению новых путей в экономике. Взяли, чтобы те, кто будет идти за ними, не повторяли их ошибок.
  Мы, как всегда, оказались плохими учениками. Вместо того чтобы позаимствовать все лучшее, что наработано передовыми странами в экономической науке и практике, наши юннаты копались в отбросах капиталистической помойки. А может быть их дальше помойки не пустили? Недаром же специалисты утверждают, что весь сценарий наших так называемых реформ писался под диктовку МВФ.
  Но Россия - не БОМЖ на капиталистической помойке, она достойна более счастливой доли. И хочется надеяться, что, положившись на здоровую тенденцию и используя шанс, предоставленный ей историей и природой в виде цивилизованного окружения и достаточных запасов полезных ископаемых, Россия не будет 50-100 лет пассивно ожидать полезноископаемого коллапса. Жизнь заставит мыслить и действовать по-другому. А нефтедоллары нам понадобятся не для покупки заграничных вилл для юннатов, а на оставшиеся деньги - продовольствия, а для покупки современных технологий, чтобы обеспечить наш постепенный переход к производящему государству.
  Тем не менее за 500 дней и даже за 500 недель не управимся. Уж очень непростая это задача - переделать людей. А все упирается именно в это. '...Перерождение ...совершается тысячелетиями, ибо... идеи должны сначала в кровь и плоть войти, чтобы стать действительностью.' (Ф.Достоевский). Не будем буквально воспринимать утверждение нашего уважаемого соотечественника в части сроков, но все-таки, меньше, чем за 30-40 лет, успешную экономику практически с нуля создать чрезвычайно трудно.
  Хотя есть один способ уменьшить этот срок до 15-20 лет. Но для этого нужно решительным образом переломить ситуацию. Вот здесь и должна нам помочь национальная идея. Она должна дать людям эту самую сверхэнергию. Есть, правда, опасения, что в эпоху всеобщего нигилизма и тотального самоистребления под лозунгом вульгарно понимаемого цивилизованного существования вряд ли удастся расшевелить кого-нибудь национальной идеей.
  Ну, а если все-таки попробовать.
  Но сначала попробовать покаяться, очиститься, дать обет искупления грехов своих перед Россией.
  И научиться испытывать чувство стыда.
  Стыда за то, что мы, обладая колоссальными природными богатствами - полезными ископаемыми, бескрайними просторами, а также великолепным человеческим материалом, - живем хуже Япония, которая не имеет ни первого, ни второго, а имеет только людей. Людей, которым было стыдно за своих правителей, втянувших их в военную авантюру, стыдно за то, что они не смогли противостоять этому авантюризму властей. (То же - в Германии.)
  Нам надо научится испытывать чувство стыда за нацию, которая разворовывает средства, выделяемые на востановление разрушенных в результате терактов домов и на нужды сирот.
  Стыда за тотальное взяточничество.
  За наших законодателей, принимающих законы, по которым и с няни детского сада или больничной санитарки, получающих 3 тыс. руб., и с олигарха, имеющего доход в 30 млн. долл., берутся 13% подоходного налога.
  За то, что законодатели принимают закон, позволяющий безнаказанно растлевать несовершеннолетних детей.
  За то, что мы на пятом месте в мире после Колумбии, ЮАР, Ямайки и Венесуэллы по количеству убийств.
  За наши суды, насквозь пропитанные коррупцией, выносящие оправдательные приговоры серийным убийцам, казнокрадам и пожизнененные заключения - совершенно невиновным людям.
  За то, что мы верим МММ, властилинам и прочим пирамидам, изобретенным еще нашим соотечественником П.И.Чичиковым, а на на живых людях опробованным в 20-х годах прошлого столетия на Западе ( 'схема Понци').
  За то, что, когда другие страны бросают курить и пить, у нас за последние годы количество больных алкоголизмом только среди подростков выросло на 15%, а курить мы начинаем раньше, чем узнаем, как правильно писать слово 'сигарета.'
  За то, что мы не имеем истории, так как она постоянно переписывается совершенно безответственными людьми
  в расчете на быстрый гешефт за счет дешевой сенсации. В настоящее время в средней школе существует около 10-ти вариантов учебников истории, и во многих из них детей учат не любить свою Родину.
  За то, что у нас одна из самых низких продолжительностей жизни (111-е место в мире, у японцев - 1-е) при большом количестве врачей, и за многое, многое другое.
  Спросите: а в чем же простым людям, народу виниться и каяться, что мы такого сделали, что нам должно быть стыдно? Ведь это же не мы убиваем, крадем и берем взятки. Мы-то тут причем?
  До тех пор, пока мы будем задавать себе такие наивные вопросы, до тех пор, пока мы будем находиться в состоянии наивного недоумения, до тех пор, пока мы не поймем, что они - это и есть мы, что они - из нашей среды, до тех пор у нас ничего не будет получаться.
  Они - кто, марсиане? Или диверсанты, засланные к нам спецслужбами других стран с целью разложить нашу нацию? Курить и пить дети учатся у взрослых, взяточничество развивается потому, что нам очень хочется того, чего нам не положено. Или положено, но не столько. Или положено, но не сейчас, а через некоторое время, а нам хочется срочно, сейчас.
  Типичная картина: растет замечательный мальчик, умный, порядочный, все в нем души не чают. Потом он вырастает, попадает на руководящую должность и через несколько лет превращается в казнокрада или взяточника. Чудеса? Да нет никакого чуда. Быть - это одно, а казаться - совершенно другое. То есть он был хорошим, но только внешне. В глубинах сознания сидел 'женственно пассивный' раб с 'недостатком мужественности.' И появляются эти нечестные руководители, которых мы, сидя на кухне, гневно осуждаем за воровство, взяточничество, пренебрежение к нуждами простого народа и за все другие грехи, не откуда-нибудь, а из нашей с вами среды, из среды под названием 'народ' и тоже когда-то сидели и осуждали на кухне тех, кто был до них.
  .Так вот и давайте не валить все на объективные обстоятельства или на нехороших субъектов. Совершенствование мира нужно начинать с себя.
  Мы перестали стыдиться, перестали испытывать чувство неловкости за свои ошибки, за свое незнание, за свое невежество. Нам надо научиться стыдиться. А покаяние и искупление грехов наших стыдом и будет нашим страданием, заменяющим нам испытания, через которые прошли народы Японии и Германии. Для порядочного человека угрызения совести - это тоже страдание.
  Нам надо понять, наконец, что причиной бесплодности наших попыток двинуть вперед экономику является не наша неспособность принимать правильные технические решения или выбирать правильную стратегию. Экономика и культура - две стороны одной медали. Невозможно в стране с отсталым населением построить успешную экономику. Что бы мы ни построили, все будет развалено, разворовано, пропито, зарастет грязью. 'Отсталость России должна быть преодолена ...культурным развитием',- говорил еще в начале прошлого века русский философ Н.Бердяев.
  Возьмем взяточничество.
  По данным экспертов международного агентства, в 2004 г. по индексу коррумпированности Россия в списке из 146 стран находилась на 90-м месте рядом с такими странами, как Мозамбик, Танзания, Непал. Хорошая компания! Причем, вопреки международным стандартам, в соответствии с которыми, чем богаче регион, тем меньше мздоимство, в России менее всего поражен этим недугом Северо-Запад. Профессор Г.Сатаров делает заключение, что это скорее - феномен культурный: они ближе к Европе.
  Чего только не придумывают, чтобы избавиться от этой национальной черты: поднять зарплату взяточникам, ужесточить наказание, ввести жесткий отбор кадров на хлебные должности (только кто будет отбирать тех, кто отбирает?). А самые умные рекомендуют вообще разрешить чиновникам иметь свой собственный бизнес или разрешить взятки (что называется: приехали!), мол, никакие это не взятки, а плата за услугу. Только вот почему-то цивилизованный мир так не считает. В Японии и Южной Корее даже первых лиц государства судят за то, что они, пользуясь своим положением, предоставляли услуги частным компаниям. А в Америке привлекаются к уголовной ответственности подельники наших реформаторов Д. Хэй и А. Шлейфер за растрату 136 млн. долл., выделенных Конгрессом США на поддержку российских реформ. Деньги эти по назначению не попали, а при содействии Чубайса и Ко были пущены на скупку акций российских предприятий стратегического назначения. Судят бедолаг за какие-то несчастные 136 млн. Из наших же юннатов никто не пострадал даже за бесследно исчезнувшие в 1998 г. 4,8 млрд. долл.
  А можно предложить еще один способ борьбы с взятками. Внимание берущих! Ноу хау! Нужно создать в каждом госучреждении департамент собственной безопасности. Представляете перспективу? Сколько дополнительных рабочих мест! И каких хлебных!
  Надо отдавать себе отчет в том, что при нынешних масштабах казнокрадства и взяточничества в России все наши усилия в экономической сфере будут равнозначны орошению пустыни Сахары. В настоящее время воровать можно бесконечно много и бесконечно долго. Это ведь в СССР наворованное можно было лишь превратить в золото и закопать в огороде, не больше. Использовать его на полную катушку все равно нельзя было. Поэтому тогда был предел награбленному. Наивность современного российского обывателя, рассуждающего: 'Пусть во власть идут богатые, им уже некуда своего девать, им уже ничего не нужно, поэтому они будут думать о народе', может вызвать только улыбку.
  Коррупция и взяточничество вытягивают из российских бизнесменов более 30 млрд. долл. в год. В Италии и Голландии - дают взятки два из 100 предпринимателей, в США - один из 100. У нас - каждый 5-й россиянин дает взятки (данные организации 'Трэнсперенси Интернэшнл'). По другим исследованиям, 82% российских бизнесменов точно давали взятки (центра 'Индем'). Надо понимать, что эти деньги, останься они в бизнесе, могли бы пойти на его расширение, создание новых рабочих мест, могли бы дать увеличение отчислений в казну. А так они осели в карманах чиновников или переведены за границу. Надо понимать и другое: коррумпированные чиновники, разворовывающие страну, воспитают такое же поколение. Их дети и внуки тоже будут хапать слева и справа. Они будут иметь за плечами гарварды, но работать-то их никто не учил, их учили хапать. Нет, конечно, специально их этому не обучали. Но всем, наверное, известно, что лучшим учителем является личный пример. А когда все будет расхапано, начнется такой передел, который и не снился нынешним хапугам. Ведь их потомки ничего делать не научились, они научились только хапать. И это будет не через 100 и даже не через 50 лет, эти плоды увидят еще хапающие сейчас. На что же они обрекают своих детей?
  Пьянство - опять же - не столько от суровой действительности, сколько от низкой культуры, от неразвитости сознания. Сдерживающими факторами пьянства являются вовлеченность в производственный процесс в различных его формах, сознание своей причастности к этому процессу. Культурный и ответственный человек не будет пьянствовать, потому что ему нужно делать хорошо свое дело, общаться с людьми, а в состоянии даже легкого опьянения или похмельного состояния нельзя свое дело делать хорошо, нельзя адекватно реагировать на ситуации и партнеров при общении с ними.
  Кое-кто может посчитать преувеличенной опасность пьянства, по крайней мере, в Москве. Да и как можно говорить о низкой культуре россиян, когда Россия - одна из культурных держав мира. А как же наши великие поэты, писатели, художники, наши музыканты, наш балет, наконец?
  Что касается пьянства, то, по данным РОМИР, 5% россиян употребляют спиртное ежедневно, а более 70% - регулярно, и за последние три года, как показано выше, количество больных алкоголизмом только среди подростков выросло на 15 %. Не случайно смертность от болезней и несчастных случаев на почве пьянства в России бьет все мировые рекорды. Что же касается наших культурных достижений - да, в России есть достаточно развитый культурный слой, и для небольшого государства типа Швейцарии или Голландии его, может быть, хватило бы, чтобы сформировать достаточно высокий культурный уровень нации в целом. Но для такой огромной страны, как наша, его вес недостаточен. Говоря о нашей культуре, мы часто имеем в виду наш неоспоримый и весомый вклад в мировой культурный фонд, забывая о том, что культура нации определяется не столько музыкальными или литературными шедеврами мирового класса, сколько уровнем культурного развития среднего слоя. Некоторые народы не могут похвастать выдающимися по мировым меркам достижениями в искусствах, однако мы с полным основанием можем назвать их высококультурными. В России слишком велика дистанция между культурной элитой и остальным народом. 'В России есть трагическое столкновение культуры с темной стихией' (Н.Бердяев). К сожалению, это утверждение не устарело за почти сто лет. Сейчас особенно трагично это столкновение.
  Мы, вследствие своей культурной отсталости, еще не всегда способны отделять зерна от плевел. Все негативное в культуре, но непомерно раздутое благодаря усилиям разного рода шоуменов, зарабатывающих на нашем бескультурье сумасшедшие гонорары, принимаем за настоящее. А в чем-то даже стараемся вырваться вперед планеты всей. Например, в выплескивании на сцены театров и экраны телевизоров нецензурной лексики, порнографии да и просто глупости, которую вследствие нашей моральной, этической незрелости принимаем за откровение. Это у нас называется: идти в ногу со временем. Но: 'глаголом жечь сердца людей' - за это спонсоры не платят.
  ...Вся история становления человечества - это история борьбы с животными инстинктами, вся история развития человечества - это история борьбы с пережитками прошлого. Одни уже борются с пережитками прошлого, другие - еще с животными инстинктами...
  Что касается возрождения России, то сейчас нам больше нужна программа поведения, программа выращивания в себе моральных установок, конкурентноспособность в честности, порядочности, уважении к законам, соблюдении выработанных мировым сообществом моральных норм и правил. И не нужно искать какой-то особый путь России. 'Она <Россия> лишь должна понять,... что никакого 'особого пути' не существует, что необходимо принять универсальные ценности',- говорит Дэвид Саттер, американский журналист, автор книги 'Тьма на рассвете' о так называемых российских реформах. Все остальное - развитие экономики и общественных институтов - будет производным от этого. Схема действий, на которой построено все совершенствование мира, проста, давно и с успехом применяется человечеством на практике: диагноз - выписка рецепта - лечебный процесс; анализ ситуации - решение - исполнительный механизм; закон - исполнительный механизм закона.
  У нас беда с исполнительным механизмом. Он ведь включает исполнителей, а вот здесь-то у нас не все благополучно. 'Кадры решают все...' Эта затасканная фраза, ставшая афоризмом и применявшаяся в недавнем прошлом как команда 'фас' для травли инакомыслящих, вызывающая самые негативные ассоциации, имела когда-то другой, адекватный словам смысл.
  В настоящее время все наши усилия по возрождению России должны быть сосредоточены на отладке исполнительного механизма, а именно, на человеческой составляющей это механизма, на формировании человека будущей культурной и экономически благополучной России. Стилем нашего поведения на переходный период должна стать формула: достойно прожить день и в конце его приготовиться к тому, чтобы достойно прожить завтрашний день. Добиться того, чтобы труд вошел в привычку. Истовость в работе - это то, чего, как считал наш соотечественник С.Маршак, нам не хватает. Истовость - это готовность день за днем, год за годом класть кирпичи благополучия, самосовершенствования.
  Есть трудоголики, а есть уставшие от рождения. Мы, россияне, - уставшие от рождения. Иначе как объяснить такой факт: по опросам ИА 'Росбизнесконсалтинг', не хватает времени на отдых, общение с друзьями и на другие личные дела 77-ти процентам россиян, и только 17 % сетуют на недостаток времени для работы и образования? У нас количество рабочих часов в году меньше, а отпуск длиннее, чем в Японии, США, Канаде, а мы хотим жить так же, как они. Недавно ввели еще один праздник. Народ принял это с энтузиазмом. А. Починок посчитал: в 2003 г. каждый дополнительный выходной стоил 40 млрд. руб.
  Некоторым в жизни повезло: их любимое занятие и работа совпали. Однако это - идеальная форма трудовой деятельности, характерная больше для людей творческих профессий. Для основной же массы человечества труд - это насилие над собой, перешедшее в хорошую привычку. Земля из безжизненной планеты превратилась в цветущий оазис во Вселенной в значительной степени благодаря усилиям людей. Природа создала только первоначальные условия, строительный материал, остальное за нее доделал человек. И поскольку труд как категория вселенская есть историческая миссия человека, человек научился оборачивать все неприятные моменты трудового процесса себе на пользу, а именно, научился получать удовольствие не только от результата труда, который, к сожалению, недолговечен по вселенским масштабам, но и от процесса. Таким образом основная масса человечества как-то приблизилась к счастливчикам, занимающимся на работе любимым делом. А иначе жизнь была бы сплошной тоской.
  А еще нужно делать то, что предписывают нам делать 10 заповедей. '...Спрашиваете, что же нам делать? Жить по заповедям. Это беспроигрышно при любом подходе - допуская Бога или ориентируясь на материалистически понимаемую духовность и ее представления о человеческом счастье. Хотя заповеди, считаю, идут не от Бога, а от требований оптимизации общества, но с Богом мораль поддерживать проще...' (Акад. Н.Амосов.)
  А ведь если внимательно посмотреть, то из 10 заповедей 8 предписывают не что надо делать, а что надо не делать. Не делать же гораздо проще, чем делать. Так вот и давайте не делать: 'не убий; не укради; не клевещи на друга твоего; не прелюбодействуй; не пожелай жены ближнего своего, чужого дома, ни раба его, ни осла его; не сотвори себе кумира (не души в себе Бога)', а также 'чти отца твоего и мать твою.'
  Итак, сейчас для нас важнейшим направлением деятельности должна стать деятельность на поприще духовности, установка на конкурентноспособность в лучших человеческих качествах, соблюдение десяти заповедей, которые являются вечными и универсальными на все времена, а также соблюдение выработанных мировым сообществом моральных норм и правил. Это тот стержень, который должен помочь формированию нового человека. И как только мы сделаем первые серьезные шаги на этом пути, появится неотъемлемая часть любой национальной идеи - гордость.
  Сначала гордость за нашу решимостью объявить тотальную войну коррупции, невежеству, пьянству, разврату. А как только мы начнем переходить от разрушения к построению, так появится гордость конкретными результатами. Сначала - первыми ростками хорошего, потом - нашими первыми серьезными достижениями. А они обязательно появятся. Если за одну тысячу лет мы набрали такой темп, что смогли почти догнать Европу, а в чем-то даже вырваться вперед, то не так уж все и плохо. Значит, есть огромный потенциал.
  Появится гордость за наших законодателей и за наше правительство, за законы и механизмы их исполнения, обеспечившие процветание российских граждан.
  Мы будем гордиться способностью наших вооруженных сил защитить страну от террора, а не их способностью поразить любую цель в любой точке земного шара. Гордиться тем, что у нас не убивают людей, гордиться тем, что у нас самые счастливые дети и самые обеспеченные, благополучные старики, что у нас самая здоровая нация, что наше государство обеспечило гражданам своей страны возможность реализовать свой творческий потенциал именно там, где от него будет максимальная отдача.
  Придет гордость за нашу способность стать людьми, достойными уважения, гордость за свою страну. Гордость от сознания, что мы смогли.
  Большую помощь в становлении России могли бы оказать наши атрибуты государственности: герб, флаг и гимн. Неплохо было бы, если бы они в какой-то, пусть малой доле, выражали идею возрождения. Но, к сожалению, ничего кроме недоумения внешний вид нашего флага или герба не вызывает. Какую они несут идею? Какую угодно, но только не идею возрождения нации. Флаг даже называется нерусским словом: триколор. Что касается герба, то создается впечатление, что те, кто его утверждал, просто решили вычеркнуть 70 с лишним лет нашей истории, как будто ничего не было. Или может быть имперско-авторитарные амбиции, которые символизирует этот герб, - это и есть наша национальная идея? Тогда нам ничего не светит...
  До сих пор шел разговор о том, чего нам не хватает. Теперь поговорим о наших резервах.
  1. В России сосредоточены самые большие в мире запасы леса (851,4 млн. га или 1\4 всех мировых запасов). Лес уходит за границу за бесценок. Уникальность этого природного материала состоит в том, что при рачительном его использовании этим богатством можно пользоваться очень долго. Однако мы не умеем правильно распоряжаться нашим достоянием. Мы вывозим за границу больше других вместе взятых государств необработанного кругляка. Но при этом мебель у нас - заграничная, бумага - заграничная, оконные рамы - заграничные. Мы даем зарабатывать зарубежному предпринимателю, вместо того чтобы создавать рабочие места для наших рабочих. Китайцы покупают у нас 1 кубометр кругляка за 15 долл., после очистки и сортировки продают Японии за 86 долл. Чистая прибыль России от такого лесного, с позволения сказать, хозяйства составляет сумму более 900 млн. долл. в год, а может составлять не менее 15 млрд. долл., так как, по оценкам специалистов, стоимость российского леса, продаваемого на корню, составляет всего лишь 4 процента от рыночной стоимости обработанной древесины.
  2. То же - с алмазами. Каждый четвертый добывается в России, но лишь каждый двадцатый проходит огранку у нас. В России ежегодно добывается алмазов более, чем на 1,5 млрд. долл. (в 2003 г. добыто на 1,67 млрд. долл.). После огранки цена алмаза возрастает в 10 раз. Таким образом, если огранку производить в России, то выручка от проданных бриллиантов с учетом инвестиций в гранильное дело может составить сумму около 7 млрд. долл.
  3. По данным Центробанка России, на конец 2003 г. россияне держали в банках 1,4 трлн. руб. (46,7 млрд. долл.) 'В чулках' - от 40 до 70 млрд. долл., а, возможно, и больше. Эти деньги не работают на россиян. А если обеспечить гарантию их сохранности для вкладчиков и заставить работать эти деньги, то можно, как минимум, 30 млрд. долл. инвестировать в промышленность.
  4. 33 млрд. долл. в год взяток чиновникам, если их оставить в бизнесе, дадут поступление в казну за счет налогов не менее 7 млрд. долл. Эта цифра получается из средних показателей рентабельности по России.
  5. Ежегодно олигархи не доплачивают в казну около 3 млрд. долл. налогов.
  6. По данным Счетной палаты, за 10 лет приватизации в казну не доплачено 2 трлн. долл. То есть почти столько на самом деле по нынешним ценам стоили переданные олигархам в собственность предприятия. (С учетом взятых государством у олигархов кредитов эта цифра может несколько уменьшиться, но разница будет невелика, примерно на 1-5%. Именно такую долю в стоимости предприятий составлял размер кредита или цены, по которой олигархи приобрели народную собственность). Если это так, и если принять, что было приватизировано 24% государственных предприятий, то стоимость планируемых к продаже еще 70% предприятий можно оценить в сумму 5,83 трлн. долл. Это наиболее оптимистичная оценка.
  Мы будем придерживаться пессимистичной оценки, в соответствии с которой приватизированные за 10 лет предприятия составили 58,9% от общего их числа, а стоимость российских активов, находящихся в госсобственности, составляет на сегодняшний день 1 трлн. долл. С учетом того, что 6% предприятий должны остаться у государства, стоимость выставленных на продажу предприятий составит 854 млрд. долл. Такую сумму государство может получить от приватизации.
  Суммарное состояние ведущих олигархов России оценивается сегодня, по данным журнала 'Форбс', в 79,4 млрд. долл. По данным нашего журнала 'Финанс', это состояние оценивается в 93,7 млрд. долл. Свободные деньги, которые могут быть выделены 'белым' бизнесом на покупку предприятий, составляют не более 20-30 млрд. долл. Если учесть не только миллиардеров, но и миллионеров, то можно наскрести в общей сложности 30-40 млрд. долл.
  При новой приватизации старая схема продажи, одним из ключевых финансовых ходов которой был невозврат, то есть виртуальная продажа собственности, применяться уже не может. Липа сразу же обнаружится, и будет страшный конфуз и скандал. А тогда, если наши юннаты не применят еще какую-либо домашнюю заготовку, напрашивается следующий расклад при продаже:
  - теневики ('черный' бизнес') могут купить на сумму около 150 млрд. долл.;
  - чиновники ('серый' бизнес') - на 100 млрд. долл.;
  - 'белый' бизнес и вкладчики с учетом сбережений в 'чулках' - на 90 млрд. долл. Правда, для привлечения личных вкладов и сбережений должна быть соответствующая государственная программа, так как эти деньги в нынешнем их виде не пригодны для финансовых операций в крупных размерах: слишком мелка их фасовка. Их нужно как-то укрупнить, например, организовать паевые фонды. Но не такие, какие были при гайдаровских реформах, а честные.
  - иностранцы - остальное, то есть примерно на 514 млрд. долл.
  То, что иностранцы будут допущены к приватизации, не вызывает сомнений. Во-первых, деваться некуда, надо же кому-то продавать, так как свой покупатель не имеет достаточных средств для покупки всего количества реализуемых акций. Во-вторых, парижский, лондонский или какой-нибудь еще клуб не простят нам дискриминации в отношении иностранного покупателя, а мы их, этих клубов, очень боимся. В-третьих, иностранцам продавать выгоднее, так как наши теневики и чиновники купят и начнут перепрофилировать купленные предприятия в казино или сауны. Ведь на производственной базе оставшихся НИИ, КБ и мелких предприятий, выпускающих неконкурентноспособную продукцию, много не заработаешь. А наши бизнесмены к норме прибыли 3% не привычные, они просто оскорбятся такой величиной. Лакомые же куски типа нефтянки и металлургии уже прибраны к рукам. С иностранцами же можно договориться, чтобы они делали инвестиции в купленные предприятия и поднимали российскую экономику.
  Итак, российских денег явно недостаточно, чтобы выкупить необходимый для контроля отечественной промышленности пакет акций.
  Теоретически при одномоментной, обвальной продаже госсобственности есть несколько исходов грядущей приватизации.
  Вариант ?1. В приватизации участвуют 'белый' бизнес, 'серый' бизнес, вкладчики и иностранцы. При этом российские собственники получают лишь 22 % госсобственности, и контрольный пакет акций российской промышленности переходит в руки иностранных владельцев, так как резервы иностранного покупателя не ограничены, а именно иностранные деньги заполнят вакуум, образовавшийся за счет исключения из процесса 'черных' денег. И если даже 'наши' мобилизуют все свои резервы: используют средства, предназначенные для расширения производства, назанимают денег под залог своего имущества, перестанут на время делать дорогие приобретения для себя лично, то есть будут жить в режиме строгой экономии, то и в этом случае они не смогут наскрести денег, необходимых для приобретения контрольного пакета. Около 70 % предприятий все равно переходит в собственность иностранцев. Нетрудно представить последствия такой приватизации: как только российская экономика попадет под контроль иностранного предпринимателя, всякая агрессия и вторжение войск других государств на нашу территорию будут приняты международной общественностью с пониманием. Это в критических ситуациях. А в повседневной практике - мы будем испытывать давление со стороны правительств зарубежных стран всякий раз, когда им что-нибудь не понравится в нашем поведении. Таким образом, этот вариант - оккупационный.
  Допустим, что он нереален, правительство этого не допустит. Но и второй вариант - не лучше.
  Вариант ?2. В приватизации участвует все. При этом отечественный покупатель получает около 40 % собственности и иностранцы - около 60 %. Ситуация останется неустойчивой даже при мобилизации всех российских резервов: наша доля в собственности едва ли сможет достигнуть величины 50%. Выходит, этот вариант не лучше первого, ибо и в этом случае контроль над отечественной экономикой переходит к иностранным владельцам.
  Остальные варианты связаны с исключением из участия в приватизации одного или нескольких потенциальных покупателей - иностранцев, 'белого' или 'серого' бизнеса, - без которых любая приватизация превращается в фикцию. Поэтому такие варианты являются нереальными, и рассматривать их не имеет смысла.
  Итак, при одномоментной приватизации, то есть приватизации, проводимой в очень сжатые сроки, в обоих вариантах нас ждет один и тот же исход: потеря контроля над отечественной экономикой. А при участии в приватизации теневого капитала еще и переход значительной доли отечественного частного сектора экономики (более 60 % ) в руки 'черного' и 'серого' бизнеса. 'Серый' бизнес здесь идет в одном списке с 'черным' потому, что он, естественно, будет тяготеть к последнему, так как именно здесь источник его благополучия. Что касается темпов приватизации, вероятность того, что государство не будет тянуть с приватизацией, достаточно высока, чтобы сбрасывать ее со счетов. Государство опять, как и в первую приватизацию, может сделать все в спешке, чтобы народ не успел опомниться.
  Теоретически возможен другой вариант.
  Вариант ?3, цивилизованный. Для этого нужно:
  - растянуть приватизацию на несколько лет (перманентная приватизация);
  - допускать к приватизации только 'белые', 'серые' деньги и личные сбережения граждан, а также деньги иностранных покупателей;
  - установить ежегодную квоту продаваемой собственности в размере, соответствующем размеру накопленного 'белым' и 'серым' бизнесом свободного капитала и накоплениям вкладчиков;
  - законодательно ограничить долевое участие в приватизации иностранного капитала, скажем, 20-ю процентами.
  В этом случае картина не будет столь удручающей. Из расчета удвоения капитала за 5 лет отечественный покупатель сможет выкупить свою долю (70-80%) примерно за 15 лет.
  Какой путь - криминально-оккупационный (варианты ?? 1 и 2) или цивилизованный (вариант ? 3) - выберет наше руководство, покажет ближайшее будущее. Если в первый год приватизации будет продано более, чем на 220 млрд. долл. собственности (в ее рыночной стартовой цене, а не в цене, которую уплатил покупатель, и не в фиктивной цене, как в первую приватизацию),- а в следующий за ним год - более, чем на 75 млрд. долл., значит, мы пошли по первому пути со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  Прежняя приватизация на самом деле никакой приватизацией не являлась. Ситуация напоминала блошиный рынок, где одни хотят побыстрее избавиться от товара, а другие - задешево приобрести. Наша приватизация больше была похожа на скупку краденного. При рыночной стоимости в 1 млрд. ЗИЛ продается за 5 млн. долл., Горьковский автомобильный завод - за 25 млн. долл., Северное морское пароходство - за 3 млн. долл. (данные - из кн. А.Караулова 'Русское солнце'). Вся эта так называемая продажа была с самого начала фикцией, не продажей, а передачей. Все знали, что у покупателя все равно не нашлось бы денег, чтобы заплатить действительную цену за приобретаемую собственность. Схема была придумана немудреная: государство заняло у банков деньги, потратило их быстро и бездарно, в основном на то, чтобы сохранить под президентом кресло, который в уплату за это позволил юннатам и дальше безнаказанно разбазаривать государственные ресурсы. Когда подошло время вернуть кредит банкам, государство в лице юннатов расплатилось акциями предприятий, которые в ту пору еще были государственной собственностью, то есть юннаты фактически расплачивались за свои долги с частными банками общенародной собственностью. (За это в цивилизованной стране судят самым строгим судом). А раз так, раз олигархи получили госсобственность почти даром, то они не должны настаивать на том, что получили и право на безраздельное и вечное пользование переданными им предприятиями. Что государство не придет в банки выкупать акции, было предусмотрено сценарием. Об это знали и банкиры, и юннаты. Ведь если бы это было не так, то хотя бы в один банк юннаты пришли бы и сказали: 'Господин банкир. Мы пришли, чтобы выкупить обратно акции, которые мы временно разместили в вашем банке, чтобы закрыть свой долг.' Но они не пришли ни в один. Какие-то деньги для выкупа акций все-таки были, но сценарий не предусматривал выкупа.
  А раз о неправомерности сделки знали все ее участники, то на юридическом языке такая сделка называется 'притворной', а потому - недействительной. К тому же, частные уполномоченные банки фактически кредитовали государство государственными же деньгами: в 1995 г. оно разместило в этих банках 600 млн. долл., которые, якобы, оказались лишними, не нашедшими применения (это в голодной-то стране). Но юннаты, которые в то время оккупировали все ключевые места в правительстве, все хорошо продумали. Ярые противники революций, они не нашли никакого другого варианта, кроме революционного, совершили свою революцию. Они делали приватизацию быстро, даже в спешке, чтобы народ не успел опомниться. 'У нас есть считанные месяцы на приватизацию',- говорил в то время А.Чубайс.
  ...Одному мальчику очень хотелось пригласить девочку на дискотеку. Денег у него не было, и он решил занять 100 руб. у другого мальчика. Когда подошло время возвращать долг, у мальчика-заемщика денег не оказалось, и он залез в бабушкин кошелек. Но там была одна мелочь и еще был старинный золотой кулон в форме рыбки. Мальчик-заемщик пришел к мальчику-кредитору с предложением взять в уплату долга кулон, но вернуть ему разницу в стоимости рыбки и размера долга. У мальчика-кредитора не было таких денег, и он сказал: 'Нет, разницу я тебе не могу заплатить. А давай я лучше буду всячески тебя поддерживать и защищать перед бабушкой, скажу, что когда пропала рыбка, ты весь день был у меня, и мы читали книгу 'Как закалялась сталь''...
  Новые власти, будь у них политическая воля, могли бы сказать олигархам: 'Верните рыбку и получите свои 100 руб. или выплатите разницу между действительной стоимостью рыбки и размером кредита (100 руб.')...
  Но вернемся к нашим расчетам.
  Итого, суммируя доходы по пунктам 1 - 6, Россия может иметь при цивилизованном сценарии приватизации
  -в первый год дополнительно около 275 млрд. долл.;
  - в последующие годы: во второй год - 110 млрд. долл., а дальше - ежегодное увеличение этой суммы в геометрической прогрессии со знаменателем прогрессии, равным 1,15, то есть каждый год эта сумма будет увеличиваться на 15% по отношению к предыдущему году. При нынешнем бюджете России ( в 2005 г. - 110 млрд. долл.) - неплохой довесок. И это без учета золота, редкоземельных металлов, морепродуктов, икры и других богатств России, размер прибыли от которых пусть оценят соответствующие специалисты, а наши финансисты пусть разместят эту прибыль в стабилизационных фондах на черный день.
  7. В России сегодня 20 млн. га пашни пустуют. Заметьте: не просто земли, а именно пашни, то есть земли, уже почти готовой для выращивания зерна. Даже если с каждого гектара собирать по 1 тонне зерна (передовые сельскохозяйственные страны собирают по 3-4 тонны), то можно получить дополнительный каравай весом 20 млн. тонн. В денежном выражении при цене 2000 руб. за тонну зерна это составит около 1,4 млрд. долл. Это обеспечит полную независимость России от зарубежных поставщиков по хлебу, так как, пусть это зерно будет не самого высокого качества, но им, тем не менее, можно будет либо заполнить нишу в нашем секторе технического зерна, либо продать за границу и на вырученные деньги купить высокосортное. Вряд ли тогда западные правительства решатся в отношении нас на диверсию в виде эмбарго по зерну, так как и они будут зависеть от наших поставок. 'Я всегда думал, что умру от старости. Но, когда Россия, кормившая всю Европу хлебом, стала закупать зерно, я понял, что умру от смеха.' (У.Черчилль)
  Таким образом, у Росси есть все для того, чтобы жить достойно.
  8. Моральные дивиденды.
  Долги иностранных государств России по дальнему зарубежью составляют около 50 млрд. долл. Бывшим союзным республикам нефть и газ поставляются по ценам в 1,5-4 раза ниже мировых, и все равно они годами не платят за них или расплачиваются далеко не высокосортными товарами собственного производства, которые мы вынуждены брать, иначе не получим вообще ничего. Только по Белоруссии мы ежегодно теряем около 1,5 млрд. долл.
  Ну ладно, бог с ними, с этими долгами и потерями, но наши дипломаты хотя бы разменяли эти долги на лояльность.
  В заключение хочется выразить надежду на то, что у России найдутся силы преодолеть апатию и неверие в себя, найдутся силы разобрать завалы, созданные за годы так называемых реформ. Но чтобы сделать это, недостаточно просто сформулировать цель и сверстать программу. Петр I поставил Россию на дыбы, и только так она смогла сделать решительный скачок в своем развитии. Сможем ли мы еще раз обмануть историю, запрещающую всякие перескакивания из одной формации в другую, из одной эпохи в другую? Один раз у нас получилось, второй - нет. Что даст нам третья попытка?
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"